Житель афин у которого мать гражданка афин платит налог или нет

Опубликовано: 02.05.2024


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

Население Афин в V веке до н.э. делилось на полноправных свободных граждан (примерно 2/5 населения), и стоящих вне полиса метэ’ков (1/5 населения)) и рабов (2/5 населения), то есть 3/5 населения были свободными людьми.

Правом гражданства пользовался только тот, кто родился от полноправных граждан - афинянина и афинянки.

Первоначально афинским гражданином - афинянином или афинянкой считался законнорожденный ребёнок, то есть рождённый в браке, у которого отец был гражданином Афин. Однако по закону 451 года до н.э. афинскими гражданами стали считаться лица, рождённые в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином или гражданкой, то есть когда и мать, и отец были гражданами Афин.

Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нём стало врождённой привилегией. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии - лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия являлась следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).

Гражданское полноправие наступало с достижением возраста совершеннолетия - 18 лет для юношей. После этого наступала возможность пользоваться правами граждан:

1. Прежде всего, граждане Афин имели право собственности на землю (на земельный участок на территории полиса, а позднее – на территории военно-земледельческих поселений [клерухий] в полисах союзников из Афинского морского союза); так как в афинском праве было деление вещей на движимые и недвижимые, то право собственности на землю подразумевало наличие права собственности на строения и насаждения на этой земле.

2. Право собственности на движимые вещи.

3. Право совершать сделки; участвовать в гражданском и торговом обороте.

4. Граждане могли защищать свои интересы в суде (быть истцами и ответчиками); выступать свидетелями в суде.

5. Право на защиту афинских законов - защиту жизни, здоровья и имущественных прав.

6. Право вступать в брак; дети, рождённые в браке граждан – получали афинское гражданство.

7. Община–государство заботилось о том, чтобы не разорялись рядовые общинники. Это было необходимо для сохранения численности общинного ополчения. Поэтому граждане имели право на экономическую помощь от общины–государства в случае материальных затруднений.

8. После реформ Солона (594 года до н.э.) и проведения отмены долгов и недоимок (греч. сисахфии), долговое рабство для граждан было запрещено. Договор займа с личной ответственностью должника исчезает. Теперь существовал договор займа только с имущественной ответственностью должника. Поэтому гражданам гарантировалось право на свободу - право не быть рабом.

9. Право на почитание и защиту отеческих богов.

10. Кроме того, существовали политические права – право афинских – граждан-мужчин на участие в делах государства: право участвовать в народном собрании, принимать законы, избирать и быть избранным на государственные должности.

Права граждан проявлялись, прежде всего, в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Изначально (когда существовал аристократический политический режим) право занимать должности имели только знатные граждане - из общинной знати. В результате реформ Солона 594 года до н.э. (когда установился олигархический [в форме тимократического] политический режим) право занимать должности получили богатые граждане. Имущественные цензы, установленные Солоном для разных категорий граждан, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число должностных лиц. Самые бедные граждане (феты) – находились в политически неравном положении: они не могли занимать должности, хотя их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса. После реформ Эфиàльта (462 года до н.э.) и реформ Перùкла (443-429 года до н.э.) (когда установился демократический политический режим) все граждане получили равные политические права . Кроме того, каждый гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов.

С другой стороны, граждане подчинялись многим обязанностям. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

1. Военная обязанность – юноши в течение двух лет с 18 до 20 лет обязывались пройти военную службу. Только после отбытия военной службы граждане получали право участвовать в работе народного собрания. Но оставалась обязанность защищать полис от врагов с оружием в руках. Граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет.

2. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

3. Должны были беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.

4. Должны были приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.

5. Должны были повиноваться законам и избранным властям.

6. Должны были принимать активное участие в общественной жизни.

7. Должны были почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу общины–государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность: снаряжение корабля за свой счёт, устройство празднеств, состязаний. Если государство нуждалось в деньгах, состоятельные граждане облагались прямым налогом и делали добровольные взносы.

Метеки (или метойки; от греч. metoikos) как чужаки являлись свободными, но неполноправными субъектами права. Метеками становились поселившиеся в Афинах иностранцы, а также –вольноотпущенники (отпущенные на свободу рабы), не получившие гражданства.

1. Метеки не имели права собственности на землю и остальные недвижимые вещи (строения и насаждения на этой земле) и, поэтому, не были членами общины. Они ежегодно платили государству специальный налог. Однако прав самоуправления они не получали.

2. Не будучи собственниками земли, они занимались, главным образом, торговлей, ремёслами и ростовщичеством. Некоторые из метеков становились очень богатыми людьми.

3. Раз чужаки не являлись общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давала. Их интересы защищали и выражали покровители из числа общинной знати. Каждый метек обязан был иметь покровителя – гражданина полиса, который назывался простàт - “защитник”. Так в Афинах назывались граждане, которых метеки выбирали себе в качестве покровителей и посредников между ними и государством.

4. Они не имели права защищать свои интересы в суде граждан. Они очень редко призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архòнту–полемàрху (досл. “главнокомандующего”). Этот факт указывал на то, что метеки имели статус лиц без гражданства. Раз они находились под судом военного руководителя , то это означало, что они рассматривались как покоренное население.

5. Хотя закон охранял жизнь, здоровье и имущество метеков, преступления в отношении их расценивались как менее опасные: так, за убийство метека полагалась не смертная казнь (как в случае убийства гражданина), а только каторжные работы.

6. Метеки не могли вступать в брак с гражданами - афинянами.

7. Метеки привлекались к несению военной службы во вспомогательных подразделениях – не в общинном ополчении.

8. Метеки не имели политических прав - не участвовали ни в народном собрании, ни в суде, не могли быть должностными лицами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях - олимпиадах.

Часть населения полиса (2/5) была на положении рабов, составляла сословие несвободных. Рабы могли принадлежать как полису (общине–государству), так и частным лицам. К IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Публичные (общинные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на рудниках, на торговых судах в качестве гребцов, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и должностных лиц в разных учреждениях. Частные рабы, как правило, использовались в домашнем хозяйстве. В земледельческом или ремесленном производстве их, практически, не было, так как это требовало высокой квалификации труда. Рабский труд использовался на подсобных работах, как труд низко квалифицированных работников.

Источниками рабства в Афинах являлись:

1. Рождение от несвободных родителей в доме господина; дети рабов делались рабами того же господина. Дети свободного и рабыни также становились рабами. При Перикле ребёнок становился рабом, если хотя бы одна из сторон в браке (отец или мать - всё равно) были рабами.

2. Военный плен, морской разбой.

3. Наказание за тяжкое уголовное преступление - организованный, профессиональный грабёж и разбой.

Рабство свободных граждан за долги запрещалось Солоном.

Рабы могли получить свободу:

1. От государства, по постановлению народного собрания за исполнение военной службы, или за особо важные заслуги. Например, за донос о государственном преступлении. При этом их господа получали из казны стоимость освобождаемого раба.

2. От господина, который мог принять выкуп от зажиточного раба, или отпустить раба на свободу без всякого выкупа.

Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав.

1. Раб считался вещью, «одушевлённым орудием» и не имел никаких юридических прав. Господин мог отдать раба за долги, продать, подарить его.

2. Рабы не имели никаких имущественных прав.

Хозяин мог выделить рабу долю имущества для ведения самостоятельного хозяйства, то есть существовал рабский пекулий. В Греции такой раб назывался “раб на апофоре” [греч. “взнос”, который получал хозяин со своего раба]. Доходы пекулия, имущество пекулия, сам раб на пекулии – являлись собственностью господина, но раб имел относительную самостоятельность при ведении хозяйства, раб кормился с этого – долю урожая хозяин забирал, а другую оставлял на прокорм.

3. Соответственно, рабы не могли совершать сделки.

Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Откуда видно, что стороной в договоре считался господин, а не раб? Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабу, а господину. Ответственность по договору несло лицо, заключившее договор. Если господин не хотел идти на рынок, то он мог дать рабу деньги, чтоб он их отнёс и отдал продавцу, а также забрал вещь. Юридический стороной в договоре выступал господин.

4. Рабы не могли защищать свои интересы в суде.

После 594 года до н.э. (реформ Солона) раб мог оказаться в суде только в одном случае – по вызову гелиэи (“суда солнца”) при даче показаний по государственным преступлениям и обязательно под пыткой, то есть показаниям раба не доверяли.

5. Закон не защищал жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим считался господин. Значит, защищались имущественные права собственника. На поздних этапах существования права, в защиту имущественных интересов господина, был установлен запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекалась излишняя жестокость господина. Хозяин мог наказывать раба, но не злоупотребляя этим – чтобы не убить и тем самым не потерпеть имущественный ущерб. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог бежать в храм и просить о продаже его другому господину.

6. Рабы в брак не вступали, а дозволялось лишь вступление в половую связь с разрешения господина.

Это видно из того, что дети, рожденные от таких связей, получали правовой статус матери, были рабами, не находились под властью отца и ничего не наследовали после смерти отца, то есть являлись внебрачными детьми и считались приплодом, полученным в собственность господина.

Народное собрание (экклéссия). Порядок

Законодательства

Афинская демократическая республика управлялась тремя органами: народным собранием (экклéсией), Советом пятисот (булé) и должностными лицами (магистратами).

Высшая государственная власть принадлежала народному собранию. В нём мог участвовать каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20 - летнего возраста. Обычно посещали его 2 - 3 тысяч человек. Для самых важных решений (например, об остракúзме) требовалось присутствие не менее 6 тысяч граждан. Далеко не все граждане могли регулярно участвовать в заседаниях народного собрания, особенно крестьяне, жившие вдали от Афин. Большинство присутствующих являлись горожанами. Народное собрание собиралось четыре раза в месяц, примерно каждые 9 дней, 40 раз в году. Дела обычно решались открыто большинством голосов посредством поднятия рук. При этом каждый гражданин имел право взять слово и быть выслушанным. На собрании выступали ораторы, происходили дискуссии.

На народном собрании решались важнейшие дела государства: обсуждение и принятие законов, объявление войны, заключение мира, союзов и международных договоров, принятие и отправление посольств, выборы и отчёты должностных лиц, распределение государственных доходов по отраслям управления, введение налогов и освобождение от них, предоставление гражданства метэкам, остракизм, иногда суд по государственным преступлениям. В Афинской демократической республике руководящая роль принадлежала народному собранию не только формально - юридически, но и по существу - фактически.

В Афинах для лучшего обсуждения законопроектов существовал строго определённый и сложный порядок законодательства (принятия законов), чтобы они не заключали в себе чего - либо противоречащего народному благу. Пересмотр законов должен был совершаться не в любой момент, не по случайному настроению народного собрания, а лишь раз в году, в определённое время. Проект нового закона, предлагать который мог всякий гражданин, поступал на рассмотрение совета пятисот. Законопроект, одобренный советом пятисот, выставлялся на белой доске для всеобщего сведения на площади, и давалось достаточно времени для обдумывания решения.

Законопроект затем вносился в народное собрание, которое, приняв его, передавало для окончательного решения законодательной комиссии номофéтов из числа членов суда присяжных - гелиэи. Здесь законопроекты рассматривались в форме судебного процесса. Защитником нового закона являлся его автор. Старые законы защищались особыми официальными защитниками. Только в случае одобрения номофетами (обыкновенно 1 тысяча человек) проект получал силу закона. Таким образом, окончательное утверждение закона принадлежало не народному собранию, а особо избранной законодательной комиссии из лиц бóльшей частью зрелого возраста, связанных, притом, присягой.

Против законов, принятых номофетами, можно было подавать обвинение в противозаконности. С этим обвинением в течение года после принятия закона мог выступить каждый афинский гражданин против всякого закона, который, по его мнению, противоречит существующим законам и вреден для демократического государства. Обвинение рассматривалось судом присяжных - гелиэей. В случае признания обвинения основательным, закон отменялся. Автор его подвергался уголовному наказанию - денежному штрафу, а в особо важных случаях, даже смертной казни. Однако в случае признания обвинения неосновательным, чтобы обуздать злоупотребления, обвинитель подвергался значительному штрафу, если не получал в свою пользу даже пятой части голосов судей. Гелиэя тем самым играла роль «конституционного суда».

Таким образом, вместо полного господства случая и произвола в Афинах в период расцвета демократии постановления народного собрания не должны были стоять выше закона. Верховная власть афинского народа, выражающаяся в постановлениях народного собрания, ограничивалась законами. В связи с этим разделялись понятия псефúсма (постановление экклесии по конкретному вопросу) и нóмос (закон). Поэтому афинское государство иногда называют «правовым».

Закон имел общий характер, действовал долговременно и прилагался к различным ситуациям. Псефисма - постановление, выражающее волю демоса по конкретному вопросу. Закону обязывались подчиняться все. Именно он, а не демос - истинный господин государства.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 7488 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В результате греко-персидских войн Афины стали сильнейшим государством Восточного Средиземноморья. Создается Афинская держава, которая властвовала над островами Эгейского моря и его побережьями.

Афины превратились в богатейшее государство Греции. В их распоряжении находились две казны: 1) морского союза (пополнялась за счет взносов союзных государств); 2) Афинского государства (пополнялась за счет торговых пошлин, налога на переселенцев за право жительства в Афинах, эксплуатации рабов на государственных рудниках и соляных промыслах).

Население Аттики делилось на три группы, различавшиеся по своему правовому положению: граждане, переселенцы, рабы. Всей полнотой прав пользовались только граждане, составлявшие меньшинство по отношению к двум другим группам. Граждане обладали политическими (участие в управлении государством) и экономическими (отсутствие прямых налогов, оплата выборных должностей, плата за службу на военных кораблях, денежные раздачи) привилегиями. Экономические привилегии граждан обеспечивались за счет эксплуатации рабов и переселенцев, грабежа союзников и были возможны благодаря сильному флоту и армии. Поэтому все граждане, в том числе и небогатые, были заинтересованы в укреплении Афинского государства.

Сложность изучения государственного строя Афин состоит в том, что в Афинах сословные различия не полностью совпадали с различиями классовыми (см. выше, стр. 30). Государство выражало здесь интересы гражданского коллектива, в который входили:

1) крупные рабовладельцы; 2) крестьяне и ремесленники, обладавшие мелкой собственностью; 3) городская беднота, жившая в основном за счет своего труда. В то же время среди неполноправных переселенцев были торговцы и ростовщики, владевшие значительным имуществом и рабами.

Раскрывается противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения; с другой - демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

УРОК 2. МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другой вариант: Б 1-3.

Вопросы и задания:

Б. 1. Рассмотрите схему на стр. 138 и расскажите: а) как в Греции люди становились рабами; б) какие работы выполняли рабы. 2. Как и почему греки наказывали рабов? 3. Как рабы боролись с рабовладельцами?

1. Рост могущества и богатства Афин.

2. Граждане и негражданское население Афин.

В начале изложения целесообразно указать на главную мысль урока: в середине V в. до н. э. Афины превратились в самое богатое греческое государство. Выросло и военное могущество Афин: оно заключалось в обладании сильнейшим флотом.

Повторение по вопросам: Вспомните, с какими целями был создан союз приморских государств. Что он собой представлял? Как пополнялась его казна? Где хранилась?

1. Война с персами близилась к победному концу. Морской союз не был больше нужен, к тому же участие в нем было обременительно: в его казну приходилось делать большие взносы. Многие государства захотели выйти из союза, но это им не удалось. Афиняне силой заставляли более слабые государства оставаться в союзе, вмешивались в их внутренние дела, смещали неугодных правителей. Союзную казну афиняне перевезли в Афины и стали распоряжаться ею как своей собственной. Этот поступок афиняне объяснили тем, что на Делос может напасть персидский флот. Однако было ясно, что ослабленные войной персы не отважатся на такое нападение. Афинское государство угнетало союзников и грабило их, но ссориться с Афинами было опасно: афинский флот насчитывал около 400 боевых кораблей, он господствовал на всем Эгейском море. Когда, например, греческий остров Фасос, жители которого владели золотыми рудниками и отличными гаванями, заявил о выходе из союза, афинские войска высадились на острове, срыли его укрепления, расправились с непокорными. Для Фасоса размер взноса в союзную казну был увеличен.

Афиняне стали хозяевами на Эгейском море и подчинили себе десятки небольших греческих государств на островах и побережьях.

Характеристику Пирея - крупнейшего в V в. до н. э. порта в Восточном Средиземноморье - можно начать с рассмотрения меловой картосхемы (целесообразно начертить ее на доске до урока - пособие, рис. 25). Учитель показывает на схеме Афины, Пирейский полуостров, три его бухты, Фалерский залив и предлагает задание: «Долгое время афиняне использовали в качестве гавани не пирейские заливы, а Фалерский - он ближе расположен к городу. Когда значение моря в жизни Афин возросло, порт перенесли на Пирейский полуостров. Подумайте, чем это можно объяснить». Дополнительные вопросы: 1. Чем отличаются три пирейские бухты от Фалерской по своей форме? (Чем они удобнее?) 2. Вспомните, что представляли собой древнегреческие корабли. Предположите, как чувствовали себя экипажи таких кораблей в Фалерской бухте и в бухтах Пирея: а) в непогоду; б) во время войны (например, ночью, когда ожидается нападение вражеского флота).

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Обобщая ответы, учитель говорит, что пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Афиняне еще больше сузили входы в бухты, построив по обеим сторонам входов каменные насыпи. Гавани стали совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей.

Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. В эту гавань чужеземцам вход был запрещен. Каменная стена защищала гавань и военный флот от пожара и от любопытных глаз. Вдоль берега находились доки - большие помещения, нависавшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря.

На Пирейском полуострове возник целый город, не похожий на Афины. Пирей имел широкие и ровные улицы, пересекающиеся под прямым углом. В городе было много гостиниц для приезжих. Богатые афиняне стремились иметь дом в Пирее, где бы они могли принимать чужеземных купцов (См.: Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961, с. 90 и след). Пирей превратился в торговый центр Афинского государства.

Учитель называет один из источников пополнения казны Афинского государства: купцы перед разгрузкой корабля в. Пи-рее платили пошлину за право торговли.

Задание по картине К. Савкевича «Афинская гавань Пирей» (или цвета, рис. 13): «Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?»

Учащиеся нередко лишь перечисляют без определенного плана детали картины. Поэтому учитель руководит описанием Пи-рея: «Найдите корабль, находящийся под разгрузкой. Опишите его. (Как он выглядит? Есть ли у него весла? Какие греческие корабли имели весла?) Какие товары привезли в Аттику? Предположите, чем наполнены тяжелые мешки. Объясните, почему зерно было важнейшим товаром, ввозившимся в Аттику. Предположите, откуда пришел корабль с зерном. Какой «живой товар» он привез? Найдите корабль под погрузкой. Чем заполняют его трюм? Где и как изготовлены расписные вазы, вывозившиеся из Афин? Предположите, чем наполнены остродонные сосуды - амфоры».

Обобщая ответы, учитель говорит, что на картине показан только один уголок большого и шумного порта. Обращается внимание на доки, где ремонтируют корабли, на Длинные стены, защищавшие дорогу в Афины. Морская торговля обогащала Афинское государство. Поэтому военный флот энергично боролся с морскими разбойниками: Эгейское и Черное моря стали свободными от пиратов.

Огромные доходы получала афинская казна от серебряных рудников на юге Аттики. Они принадлежали государству и сдавались в аренду богатым людям на два-три года. О труде рабов в рудниках учащиеся могут узнать путем чтения вслух учебника (§ 34, п. 3).

Беседа по вопросам: Кого и почему называли «хозяевами моря»? На каком море хозяйничал афинский флот? Какие две казны находились в распоряжении афинян? Как пополнялась каждая из них?

2. Учитель предлагает подумать над тем, какой части населения Аттики было выгодно богатство и могущество Афин. Не требуя немедленного ответа, он предлагает рассмотреть вопрос в ходе беседы. Желательно составить на доске схему.

Учитель напоминает, что подобная схема составлялась на уроке, посвященном реформам Солона. Новая схема отразит изменения в составе населения за прошедшие 150 лет. Написав рабы-чужеземцы и свободные люди, учитель говорит: «1. Предположите, было ли выгодно рабам богатство и могущество Афин. 2. Вспомните, на какие две группы делилось свободное население Аттики во времена Солона. (Кто такие аристократы? Из кого состоял демос?)»

Учащиеся помнят, что в V в. до н. э. демос и аристократы пользовались одинаковыми правами и назывались «граждане». Записывается: граждане (аристократы, демос). Учитель поясняет, что в Афинах, кроме граждан, постоянно проживали переселенцы из других областей; среди них было много купцов и ремесленников, владевших рабами. Большинство переселенцев были греками. Они говорили на одном с гражданами языке, носили такую же одежду, имели те же обычаи, также верили в Зевса и Посейдона. Однако за право жить в Афинах переселенцы платили налог (граждане налогов не платили), Таков был еще один источник, пополнения афинской казны.

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Можно продолжить работу с картиной и найти на ней представителей трех социально-правовых групп. Покажите на картине рабов. Почему вы решили, что это рабы? Можно ли отличить на картине граждан от переселенцев, и если нет, то почему? Получив отрицательный ответ на последний вопрос (внешний вид тех и других мог быть схож), учитель продолжает: «Как же в таком случае определить, гражданин или переселенец тот или иной афинянин? Все зависело от происхождения: если его отец и мать были коренными жителями Афин, значит, и он гражданин».

Желательно объяснить, что Аттика была поделена на районы (демы), в которых велись и хранились списки как граждан, так и переселенцев. По этим спискам устанавливали происхождение.

«По замыслу художника,- может сказать учитель, - старик в красном - переселенец (На самом деле замысел художника мог быть иным). Отец его был родом из Малой Азии, лет семьдесят назад он перебрался в Афины и открыл здесь торговлю. Старик в красной одежде родился и прожил всю свою жизнь в Афинах. Он богатый купец и рабовладелец, но, несмотря на это, считается иностранцем и потому, как и все переселенцы, платит налог. Гражданских прав он не имеет, ему не разрешено даже присутствовать на народном собрании».

На картине можно найти разных афинских граждан: в центре - богатый владелец имения и две его дочери, которым он показывает порт; левее - бедные рыбаки, отец и сын, все их состояние - лодка для ловли рыбы и снасти; торговцы-разносчики, предлагающие виноград и инжир; многочисленные матросы на кораблях и судостроительные рабочие на верфях. «Все эти люди, по замыслу художника, афинские граждане»,- говорит учитель. Он может спросить еще раз: «По какому признаку в Афинах разделяли граждан и переселенцев?»

Богатство и могущество Афин было выгодно всем гражданам. Эта мысль обосновывается с помощью одного из вариантов! А. Задание на дом: найти в учебнике факты, подтверждающие указанную мысль. Б. Чтение учебника (§ 34, п. 4). В. Объяснение учителя, который указывает на следующие привилегии Граждан! освобождение от налогов, участие в управлении, получение платы за службу государству, получение платы за службу на триерах, денежные и хлебные раздачи.

Полезно конкретизировать представление учащихся о государственных должностях и выборах в Афинах.

Гражданина, пожелавшего управлять государством, спрашивали: «Кто твой отец и дед? Кто твоя мать и кто отец матери?» В подтверждение требовалось представить свидетелей. «Что проверялось с помощью расспроса и показаний свидетелей?»

В древних Афинах почти все должности замещались не путем голосования, а по жребию. Афиняне считали, что любой гражданин, даже бедняк, способен управлять государством. Поэтому после проверки устраивалась жеребьевка, и те граждане, кому выпадал жребий, занимали должность на установленный срок (обычно на год).

В Афинах было очень много должностей, например: 5 смотрителей дорог; 10 городских надзирателей (следили за чистотой в городе, за тем, чтобы никто без разрешения не возводил новые постройки и не перестраивал старые); 10 рыночных надзирателей (наблюдали, чтобы торговля велась без обмана и все товары были хорошего качества); 10 надзирателей за мерами (наблюдали за исправностью мер и весов на рынках); 10 хлебных надзирателей (наблюдали за тем, чтобы не завышались цены на зерно и печеный хлеб, чтобы булки были установленного веса); 10 контролеров (перед ними отчитывались должностные лица в истраченных казенных деньгах); несколько тысяч судей.

Афинские граждане сами управляли своим государством: каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Домашнее задание: § 34. Вопрос 3 к § 34.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Афины прославились демократией, философскими школами и театрами. Римские императоры уважали и одаривали афинян подарками за древнюю славу города.

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

1.jpg

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

2.jpg

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Афинский морской союз: расцвет культуры и могущества

Делосский союз, пришедший на смену Эллинскому, был первоначально оборонительным и направленным на борьбу с Персией. Постепенно Афины становились сильнее, и союз утрачивал равноправный характер. В 454 году до н. э. союзная казна была перенесена с Делоса на Афины, и с этого времени говорят уже об Афинском морском союзе.

К 454 году до н. э. в союз входило около 200 полисов, к 431 — около 300. Члены союза, имевшие привилегированный статус, выставляли корабли в союзный флот, остальные — платили налог (форос). Для уплаты фороса территория союза была разбита на 5 округов. Доходы от союзников шли на укрепление военного флота и самих Афин.

Политика Афин в отношении союзников не всегда была мягкой. Восстания подавлялись, и восставшие теряли привилегированный статус. В подвластных городах иногда размещали гарнизоны. С 446 года до н. э. союзники были обязаны пользоваться только афинскими монетами. Чтобы решить проблему перенаселения и бедности афинян — они получали землю вне Аттики, оставаясь гражданами Афин.

5.jpg

Прибыли позволили фактическому правителю Афин Периклу организовать строительные работы и привлечь для этого мастеров со всей Греции. Задачей была перестройка Акрополя, чтобы сделать его достойным сильнейшего города Греции. Возведением храма Парфенона руководители архитекторы Иктин и Калликрат. Автором монументальной скульптуры Афины в храме был скульптор Фидий.

Враги говорили об Афинах, как о городе-тиране. И это было справедливо. В 431 году до н. э. Афины начали войну со Спартой. В ходе войны они потеряли всех союзников и были разбиты на море.

Афины проиграли Пелопоннесскую войну. По условиям мирного договора они теряли все — Длинные стены, флот и морской союз. В 4 веке до н. э. афинянам удалось восстановить морской союз, но он тоже просуществовал недолго.

Между Македонией и Римом

Хотя Афины проиграли войну Филиппу II, полис сохранил независимость. Все время похода Александра на Восток афиняне готовились к возобновлению войны. После смерти царя Афины и несколько других полисов объявили Македонии войну, вошедшую в историю под названием Ламийской (в честь крепости, сыгравшей в ней важную роль).

Хотя на первом этапе эллинам удалось добиться некоторых успехов, а на море афиняне собрали самый большой флот в своей истории, война была проиграна. Город переживал смуты, оказавшись между соперничающими полководцами Александра.

В 317 году до н. э. полководец Кассандр навязал афинянам правителя-философа Деметрия Фалерского. Через 10 лет он был изгнан Деметрием Полиоркетом, сыном полководца Александра Антигона. В почестях, которые граждане Афин дали своим освободителям проявилась новая эпоха, когда прежний гордый аттический город вынужден был раболепствовать перед царями.

Афиняне назвали Антигона и Деметрия богами-спасителями. На некоторое время должность архонта-эпонима была заменена на должность жреца этих богов. На пеплосе Афины, который ткали к каждому празднику Панафиней, были изображены цари-освободители города. На месте, где Деметрий впервые сошел с колесницы, возвели жертвенник. Наконец, к 10 аттическим филам прибавили еще две — Антигониду и Деметриаду. Поскольку от каждой филы заседало 50 членов Совета, этот орган власти из Совета Пятисот стал Советом Шестисот.

Позже Деметрий потерял Афины, затем — снова вернул. В 287 году до н. э. Афины вернули себе свободу, изгнав гарнизон Деметрия, но теперь они жили в изменившемся мире. Пирей, по-прежнему, контролировал македонский гарнизон. Афины зависели от внешних поставок зерна, которое им привозили теперь из Египта.

Афиняне пользовались поддержкой потомков Птолемея I все время существования его государства. Афинские послы регулярно участвовали в Птолемеях, праздниках в память основателя династии в Александрии. Представители Египта участвовали в афинских празднествах, таких как Панафинеи или Птолемеи в честь Птолемея III. В Афинах была учреждена 13-я фила Птолемаида, а члены правящего дома были ее почетными гражданами.

3.jpg

Древнему городу помогали не только Птолемеи. Царь государства Селевкидов Антиох IV в юности несколько лет прожил в Афинах. Став царем, он оплатил возобновление строительства храма Зевса, начатое еще в 6 веке до н. э.

Помогали афинянам и цари Пергама. Афиняне учредили религиозный культ царя Аттала I, ввели 14-ю филу Атталиду и сделали членов царского дома своими почетными гражданами. На средства Эвмена II была возведена Стоя Эвмена, дававшая укрытие от дождя посетителям театра.

В 279 году до н. э. в Грецию вторглись полчища галатов. Полисы должны были снова объединиться для отражения угрозы. Битвы между греческими войсками и кельтами шли в Фермопилах и позже около Дельф. Эллинам удалось отразить нашествие.

Афины послали в общегреческое войско отряд из тысячи гоплитов и пятисот всадников под командованием полководца Каллипа. Портрет Каллипа позже висел в зале заседания Совета пятисот, а щит самого доблестного из воинов, Кидия, с эпиграммой о нем был выставлен в стое, посвященной Зевсу.

Хотя независимость Афин была восстановлена, часть Аттики и Пирей контролировали гарнизоны Македонии. Попытка вернуть Пирей привела к новой войне, в которой Афины вновь попали под македонскую власть в 262 году до н. э. Через 33 года они вернули свободу, а позже и контроль над своими землями.

Когда Греция попала в орбиту политики Рима, Афины стали его союзниками. Они поддерживали Рим в его войнах с Македонией, Селевкидами и Ахейским союзом.

В 1 веке до н. э. Афины несколько раз оказывались между двух огней. Граждане и правители города раз за разом поддерживали проигравшую сторону, и только слава древних афинян спасала их потомков от мести римлян. Когда в Грецию вторглись полководцы Митридата VI, афиняне поддержали понтийцев.

После напряженных боев в 86 году до н. э. римский полководец Сулла взял Пирей и Афины. Впервые после персидского нашествия город был взят и разграблен. Римский полководец позволил солдатам грабить Афины, но приказал не разрушать дома.

Многие произведения искусства были вывезены из Аттики и оказались в Италии. Так по приказу полководца в Рим была отправлена библиотека Аристотеля и его ученика Феофраста. Колонны храма Зевса были увезены, чтобы стать колоннами Капитолия. Часть сокровищ, в их числе — картина художника Зевксиса, утонули у берегов Италии.

В 49 году до н. э. началась война между Цезарем и Помпеем. Полем боя стала Греция, и почти все полисы вынуждены были поддержать Помпея. Небольшая афинская эскадра пополнила его флот, а афинское ополчение — войско. Поэт Лукан в эпической поэме «Фарсалия» писал, что призыв опустошил Афины. Скорее всего, он преувеличивал, но несколько тысяч афинян были призваны в войско.

После победы при Фарсале Цезарь принял афинских послов. Он простил их, но спросил, сколько еще их будет спасать слава предков. Афиняне ответили возведением статуи Цезаря.

В 44 году до н. э. в Афины прибыли убийцы диктатора Брут и Кассий. Афиняне поддержали их — статуи Брута и Кассия поставили рядом со статуями древних тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Через два года Брут и Кассий потерпели поражение и погибли, но победители не наказали афинян.

Афины были одной из резиденций Марка Антония. Он ходил по городу без знаков отличия, участвовал в философских диспутах и религиозных обрядах, исполнял магистратуры и заслужил любовь горожан. В 32 году до н. э. Клеопатра пожаловала дары городу, чтобы заслужить благосклонность афинян. Когда афинские послы в свою очередь вручили ей почетный декрет, Антоний был в их числе как афинский гражданин.

Афины под властью Рима

После победы Октавиана над Антонием при Акциуме афиняне построили на Акрополе храм в честь богини Ромы и Августа, надеясь вернуть этим расположение принцепса. Август, его жена Ливия и дочь Юлия удостоились божественных почестей. Афиняне также воздвигли памятники Августу как богу-спасителю.

Божественных почестей Афины, наряду с другими полисами, удостоили Гая Цезаря, внука императора. Римляне платили древнему городу заботой и уважением. Ряд уважаемых римлян в эпоху Августа даровали Афинам зерно или деньги. Римляне жили в Афинах, включались в списки граждан и исполняли афинские магистратуры. Сохранилось упоминание, что римская весталка Вибидия удостоилась в Афинах статуи в качестве жрицы этого города.

В дополнение к унаследованным от Классической эпохи в Афинах проводились новые фестивали — в честь новых владык. Афиняне воздвигли памятники Траяну и Адриану.

В 1 веке н. э. Афины посетил апостол Павел. Хотя его возмутил город, «полный идолов», апостол прочитал афинянам проповедь, а также подискутировал с философами-эпикурейцами.

Тогда же в Парфеноне случился пожар. Вероятно, немного пострадала статуя Афины, которую удалось отреставрировать. С работами по восстановлению статуи связывают появление ее многочисленных уменьшенных копий, сделанных в то время.

Император Адриан был известным любителем эллинской культуры. Он не мог оставить без внимания крупнейший центр эллинского образования. По его приказу воздвигли несколько великолепных зданий. В 112 году н. э. император Адриан исполнил магистратуру архонта-эпонима Афин.

Афиняне попросили его о новом государственном устройстве. И Адриан дал им его — основанное на древних законах Драконта и Солона. По его приказу были завершены 600-летние работы по строительству храма Зевса, начатые еще Писистратом и продолженные Антиохом Епифаном и Августом. Также был построен храм Геры и достроена библиотека.

Император сделал Афины административным и религиозным центром Панэллинского союза. Этот союз должен был объединять не только эллинов, живущих в Европе, но всех эллинов — островитян и жителей азиатских полисов. Построенный в Афинах храм верховного бога стал центром нового союза.

Греки почитали Адриана как воплощение Зевса Олимпийского, и Афины не стали исключением. В Греции императора звали Адрианом Зевсом Себастом Олимпийцем. Прозвание Олимпиец имело особое значение для Афин, потому что такое прозвище было у их древнего политика Перикла, который ассоциировался с золотым веком.

После гибели в Египте любовника Адриана Антиноя многие греческие города почтили его память обожествлением. В афинском Элевсине в честь юного вифинца устроили праздник.

4.jpg

После того как христианство стало государственной религией, в Греции начлась борьба христиан и язычников, которых было много среди образованных эллинов. По приказу Феодосия I храм Парфенон был закрыт, а на его ворота наложена печать.

В 395 году н. э. в Грецию вторгся со своими войсками готский король Аларих. Готы опустошили Македонию, Фессалию и Беотию, после чего Аларих повел их на Афины.

Историк Зосим, один из последних язычников, писал, что король хотел взять и разграбить древний город. Перед Афинами ему открылось видение самой богини, готовой защищать город, и героя Ахиллеса, каким он был после гибели Патрокла. Якобы, устрашенный Аларих отказался от попытки взять город и заключил с афинянами мир. Ему позволили войти в Афины, где гот и эллины обменялись подарками.

Несмотря на это, другие авторы писали, что Аттика подверглась нашествию, а сами Афины были ограблены. Был сожжен храм Деметры в Элевсине. Вероятно, афиняне просто откупились от грозного вождя.

После раздела империи 395 года н. э. Афины стали частью Восточной Римской империи. Греция постепенно приходила в упадок и превращалась в регион, жители которого жили воспоминаниями о славной древности.

По приказу Юстиниана закрытые Парфенон и Эрехтейон превратили в христианские базилики. Бывший языческий храм Афины стал храмом Богородицы и епископской церковью. Его украсили мозаичными изображениями. Для архиерейского места из бывшего театра Диониса перенесли мраморное кресло.

Эпиграмма, обращенная к афинянам, подчеркивает отношение к ним как к людям, живущим памятью о прошлом своего города. Ее автор из Константинополя пишет афинянам, что на устах у них только древние философы, от которых остались одни гробницы. В Константинополе же можно найти новую возвышенную мудрость.

1. Военный союз приморских греческих государств, созданный Афинами для борьбы с персами, называют Афинским … союзом:
а) морским +
б) сухопутным
в) воздушным

2. Почётная обязанность богатейших граждан Афин:
а) приобретать дорогие товары
б) за свой счёт снарядить по боевому кораблю +
в) платить налог за право жить в Афинах

3. Сосуд из обожжённой глины, в котором греки хранили вино и масло:
а) горшок
б) вазон
в) амфора +

4. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) слоновую кость +
б) мраморные статуи
в) сосуды из глины

5. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) коз, овец
б) мраморные статуи
в) рабов +

6. На военных афинских кораблях служили:
а) отпущенные на свободу рабы
б) только афинские граждане +
в) наёмные воины

7. Из Афин на продажу в основном везли:
а) слоновую кость
б) золотые изделия
в) глиняные сосуды +

8. Из Афин на продажу в основном везли:
а) изделия из серебра +
б) говядину
в) драгоценные камни

9. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
в) не могли иметь семью +

10. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) не могли менять место жительства +
в) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских

11. Афинскими гражданами по закону считались:
а) коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин +
б) коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
в) все жители Афин

12. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) порох
б) папирус +
в) бумагу

13. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) рабов +
б) мясо
в) песок

14. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) хлопок
б) лен
в) зерно +

15. Рабы в Афинах:
а) не могли участвовать в выборах Совета пятисот +
б) использовались только в домашнем хозяйстве
в) участвовали в выборах в Народное собрание

16. Рабы в Афинах:
а) использовались только в домашнем хозяйстве
б) часто теряли имя +
в) участвовали в выборах в Народное собрание

17. Узкие немощеные улочки, спёртый воздух, глухие стены домов с запертыми калитками – это район Афин:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) Керамик +

18. На Агоре находились(лся):
необходимо указать лишнее.
а) шумный рынок
б) гончарные мастерские +
в) круглое здание для дежурных Совета пятисот

19. Иногда афинские рабовладельцы отпускали своих рабов на свободу. Такие люди назывались:
а) вольными
б) вольноотпущенными
в) вольноотпущенниками +

20. Плата купца за право торговать в Афинах:
а) взнос
б) пошлина +
в) дань

21. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) вино +
б) апельсины
в) папирус

22. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) лимоны
б) оливковое масло +
в) зерно

23. Какой город являлся главным портом Афинского государства в V (5) веке до н.э.:
а) Херсонес
б) Ольвия
в) Пирей +

24. Как называлась глиняная бочка для хранения зерна:
а) кувшин
б) пифос +
в) амфора

25. Переселенцы должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, так ли это:
а) иногда
б) нет
в) да +

26. Как назывался сосуд для хранения вина и масла:
а) гидрия
б) амфора
в) килик

27. Как назывались помещения, где рабочие чинили старые и строили новые корабли:
а) верфи +
б) мастерские
в) цеха

28. Что такое кариатиды:
а) дорогие украшения
б) стрелы
в) каменные фигуры юных девушек +

29. Что такое Эрехтейон:
а) храм, посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею +
б) один из холмов Афин
в) здание, в котором располагался совет пятисот

30. Что такое портик:
а) фронтон здания
б) полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны +
в) главный храм Зевса

Читайте также: