Земельный налог в средневековых англии и франции

Опубликовано: 19.05.2024

Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию. Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу излишки сельскохозяйственной продукции, чтобы иметь возможность заплатить сеньору ценз на землю, талью, введенную в XI в., различные пошлины, вроде оплаты крестьянином права использования печи, мельницы, виноградного пресса, принадлежащих его господину (так называемый баналитет). Хартии вольностей крестьянских союзов и хартии первопроходцев-целинников, установив размер подати, называемой льготной тальей, защитили крестьян от вымогательства феодалов, пытавшихся навязыванием невыгодных кутюмов обирать крестьян. К концу Средневековья термином «талья» стали обозначать все прямые налоги, которыми власти облагали население. К ним относились налоги, уплачиваемые крестьянами сеньору, муниципальные, королевские или княжеские налоги. В деревнях с сервов (становившихся все малочисленнее) взимались специфические подати: произвольная талья (размер которой не был фиксирован), шеваж (ежегодная подушная подать), а также формальяж (побор за брак, заключенный с человеком не из данной сеньории или из другого сословия) и налог с наследства умершего серва, так называемое право «мертвой руки».

Как любой сеньор, король взимал налоги с под-данных своих доменов, но начиная с XIII в., он ввел дополнительное налогообложение, получая от своих вассалов финансовую помощь в четырех случаях: перед уходом в крестовый поход, при посвящении своего старшего сына в рыцари, при выдаче старшей дочери замуж или при собственном выкупе из плена. Но этих средств монархии Капетингов катастрофически не хватало. С конца XII столетия король начал взимать десятину с доходов церкви сначала для финансирования крестовых походов, а в дальнейшем —для наведения порядка в королевстве перед отбытием в крестовые походы. На рубеже XIV столетия финансовое притеснение церковников легло в основу конфликта между Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. В эпоху Авиньонского пленения король и папы совместно делили большую часть взимаемой десятины. Король также предлагал родовитым французским баронам выкупать право несения военной службы, являвшейся их основной вассальной обязанностью. В случае крайней необходимости король без колебаний прибегал к насильственным заимствованиям денег, принуждая раскошелиться богатые города. В 1315 г. родился налог на соль, так называемый «габель», первоначальная цель введения которого было регулирование рынка соли, превратившийся впоследствии (в 30-х годах четырнадцатого столетия) в один из самых непопулярных в народе налогов. Первые сражения Столетней войны вынудили короля потребовать дополнительного налогообложения, на которое его подданные согласились в рамках проведения ассамблей бальяжей, епархий и Генеральных штатов, потребовав взамен от короля его уверений в неизменности курса проводимой им денежной политики и отчета об использовании собранных средств. Ко всем этим поборам следует еще добавить десятину для церкви, которую верующие уплачивали натурой в виде десятой части урожая и приплода скота. Введенная в 779 г. указом Карла Великого и ставшая обязательной для всех верующих, десятина распределялась епископами, оставлявшими одну часть для собственных нужд и остальные три для духовенства епархий, оказания помощи бедным и содержания церквей. С ростом количества приходов сбор десятины вменялся в обязанность кюре. Десятина распространялась, кроме того, на доходы от занятия торговлей и ремеслом, и в этом случае взималась со всех граждан в денежном выражении, не исключая и евреев. Папа освобождал некоторые религиозные ордена от уплаты десятины, а епископы — некоторые благотворительные организации (больницы и лепрозории). Некоторые светские феодалы, незаконно присваивавшие десятину, по мере введения григорианской реформы были вынуждены возместить ее церквям. Верующие часто оплачивали виды услуг, оказываемых церковью (исповедь и причащение) , что служило дополнительным доходом для кюре бедных деревенских приходов. За снятие отлучения или при повторном освящении оскверненных церкви или кладбища епископами также взимались поборы. Начиная с XIII в, папы организовали внутри своих структур настоящий фискально-финансовый орган, получивший дальнейшее развитие во время Авиньонского пленения и тяжелым грузом висевший на национальной церкви, в частности и в том, что касалось права преемственности на вакантные епископства.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 81-84.

Талья (фр. taille ; англ. tallage ) — земельный налог в средневековых Англии и Франции. В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 г., когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента. Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный налог на земельные наделы и недвижимое имущество лиц недворянского сословия (в основном, крестьяне и горожане). К XVII веку талья стала важнейшим прямым налогом французского королевства, обеспечивающим до 50 % доходной части государственного бюджета. Откупная система взимания тальи и произвольность её распределения чиновниками способствовала массовым злоупотреблениям при сборе налога. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

Содержание

Талья в Англии

В Англии первое упоминание о сборе тальи относится к 1173—1174 гг. Очевидно, этот вид налога возник в процессе складывания феодальной вассально-ленной системы после нормандского завоевания. Талья стала дополнением к «датским деньгам», поземельному налогу англосаксонского периода истории Британии. Её взимание основывалось на праве короля облагать поборами население его домениальных владений. Первоначально это право реализовывалось путём сбора разовой денежной «помощи» королю, а уже к концу XII века сложился институт относительно регулярно взимаемой тальи. Налогом облагались крестьяне, проживающие на королевских землях, королевские города и евреи [1] . Размер налога не был фиксирован и определялся по усмотрению короля. Позднее термин «талья» стал применяться для наименования любых произвольных взносов, собираемых королём со своих подданных. Вместе с поступлениями от щитового сбора, доходы от сбора тальи превратились к началу XIII века в один из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Недовольство баронами произвольностью взимания тальи привело к включению в «Великую хартию вольностей» 1215 г. положения, запрещающего королю взимать талью или иную «помощь» без согласия баронов страны, за исключением трёх случаев: выкупа короля из плена, посвящения в рыцари его старшего сына и свадьбы его старшей дочери. Это положение легло в основу принципа согласования королём налогов с мнением его подданных и дало импульс к возникновению английского парламента.

После 1215 г. талья в Англии продолжала эпизодически взиматься с крестьян, горожан и евреев, пока не была официально упразднена в 1340 г. королём Эдуардом III. В последний раз талья взималась около 1332 г. В 1627 г. положение из закона Эдуарда III об отказе от права на произвольное обложение своих подданных налогом было включено в Петицию о праве. В новой редакции этого документа для взимания тальи или другого налога в пользу короля требовалось согласие духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и всех иных свободных граждан королевства. Это утвердило верховенство парламента в вопросах налогообложения.

Талья во Франции

Во Франции институт тальи также возник из права сеньора на денежную «помощь» от своих вассалов и населения его домена. Такая «помощь» эпизодически собиралась королём, герцогами и графами с подвластного населения под различными предлогами на протяжении всего раннего Средневековья. Трансформация феодальной «помощи» в налог развивалась достаточно медленно в связи со слабостью королевской власти и отсутствии реального контроля монарха над крупными сеньориями до конца XII века. В правление Людовика IX «помощь» стала собираться гораздо чаще обычного и фактически превратилась во временный налог, фиксированный для городов и относительно произвольный для крестьянства. Потребность в увеличении государственных доходов для финансирования французской армии во время Столетней войны привела к приданию талье ордонансом 1439 г. статуса постоянного налога. Король, с согласия Генеральных штатов, а позднее и без него, утверждал сумму, подлежащую сбору, которая распределялась по провинциям, бальяжам, городам и деревням страны.



От уплаты налога были освобождены дворяне, духовенство, должностные лица королевской администрации, солдаты и офицеры, профессора и студенты университетов, а также некоторые вольные города (в том числе Париж). Объектом налогообложения являлось недвижимое имущество горожан и земельные наделы крестьян. Налог собирали специальные государственные чиновники исходя из традиционной оценки доходности земель и городов. Особая система взимания тальи (так называемая «реальная талья», в отличие от «личной тальи» остальных регионов страны) сложилась в провинциях Юго-Восточной Франции (Лангедок, Беарн, Бигор, Комменж, Овернь, Дофинэ, Прованс), а также в Бургундии и Бретани. В этих регионах налогом облагались все земельные владения, за исключением рыцарских ленов и земель церковных организаций, а обязанность уплаты налога зависела от характера земельного держания, а не от социального статуса плательщика. В результате в некоторых случаях талью были обязаны платить не только крестьяне, но и дворяне, которые владели землями, не являющимися рыцарскими ленами. Кроме того, в провинциях, где собиралась «реальная талья», сохранилась определённая доля фискальной автономии: утверждение распределения налога здесь производилось региональными собраниями сословий. Традиции собственной налоговой системы продолжали существовать также в недавно присоединённых к Франции областях (Руссильон, Франш-Конте, Эльзас, Лотарингия, части Фландрии и Геннегау), где надзор за сбором тальи осуществлял королевский интендант. В XVI веке Франция была разделена в фискальных целях на генералитеты, число которых к концу XVIII века составило 36. Во главе каждого генералитета стоял интендант, превратившийся из налогового чиновника в представителя королевской власти в местной системе управления и судопроизводства.

Порядок сбора тальи по провинциям сведён в таблицу ниже:

Французское название Русское название Провинции Вид тальи Раскладка и сбор
Pays d'election выборные области древнейшие владения короны, а также бывшие области Штатов, утратившие этот статус. Преимущественно на севере Франции личная талья ( taille personnelle ): облагались земли представителей третьего сословия первоначально налог собирался выборными чиновниками, затем купившими место сборщика
Pays d'état области Штатов провинции, имевшие провинциальные Штаты: Бретань, Лангедок, Бургундия, Овернь, Беарн, Дофине, Прованс, часть Гаскони реальная талья (taille réelle): облагались земли недворянского статуса, кто бы ими ни владел раскладывалась местными советами
Pays d'imposition области обложения недавно присоединённые провинции такая же, как и в pays d'état; области часто причисляются к pays d'état раскладывалась местными органами власти под надзором королевского интенданта

Резкий рост ставки тальи начался при Людовике XI, когда налог был повышен в три раза. С течением времени талья, наряду с габелью, превратилась в один из основных источников доходов королевской казны [2] , позволяющий изымать значительные средства с крестьянства и «третьего сословия». В 1589 г. поступления от тальи достигли рекордной суммы в 21 миллион ливров. В 1680 г. была введена откупная система взимания тальи, предполагающая продажу права сбора налога от имени короля отдельным людям. Это обеспечивало гарантированный приток в казну значительных денежных средств, но создавало почву для массовых злоупотреблений откупщиками при сборе налога. В результате талья превратилась в один из самых ненавистных институтов «Старого режима», хотя в абсолютном выражении её размер несколько раз сокращался при Людовике XIV и его преемниках, когда государство сделало ставку на косвенные налоги. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

Талья - земельный налог в средневековых Англии и Франции.

В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 года, когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента.

Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной "помощи" от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный налог на земельные наделы и недвижимое имущество лиц недворянского сословия в основном, крестьяне и горожане. К XVII веку талья стала важнейшим прямым налогом французского королевства, обеспечивающим до 50 % доходной части государственного бюджета. Откупная система взимания тальи и произвольность её распределения чиновниками способствовала массовым злоупотреблениям при сборе налога. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

1. Талья в Англии

В Англии первое упоминание о сборе тальи относится к 1173 - 1174 годам. Очевидно, этот вид налога возник в процессе складывания феодальной вассально-ленной системы после нормандского завоевания. Талья стала дополнением к "датским деньгам", поземельному налогу англосаксонского периода истории Британии. Её взимание основывалось на праве короля облагать поборами население его домениальных владений. Первоначально это право реализовывалось путём сбора разовой денежной "помощи" королю, а уже к концу XII века сложился институт относительно регулярно взимаемой тальи. Налогом облагались крестьяне, проживающие на королевских землях, королевские города и евреи. Размер налога не был фиксирован и определялся по усмотрению короля. Позднее термин "талья" стал применяться для наименования любых произвольных взносов, собираемых королём со своих подданных. Вместе с поступлениями от щитового сбора доходы от сбора тальи превратились к началу XIII века в один из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Недовольство баронами произвольностью взимания тальи привело к включению в "Великую хартию вольностей" 1215 года положения, запрещающего королю взимать талью или иную "помощь" без согласия баронов страны, за исключением трёх случаев: выкупа короля из плена, посвящения в рыцари его старшего сына и свадьбы его старшей дочери. Это положение легло в основу принципа согласования королём налогов с мнением его подданных и дало импульс к возникновению английского парламента.

После 1215 года талья в Англии продолжала эпизодически взиматься с крестьян, горожан и евреев, пока не была официально упразднена в 1340 году королём Эдуардом III. В последний раз талья взималась около 1332 года. В 1627 году положение из закона Эдуарда III об отказе от права на произвольное обложение своих подданных налогом было включено в Петицию о праве. В новой редакции этого документа для взимания тальи или другого налога в пользу короля требовалось согласие духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и всех иных свободных граждан королевства. Это утвердило верховенство парламента в вопросах налогообложения.

2. Талья во Франции

Во Франции институт тальи также возник из права сеньора на денежную "помощь" от своих вассалов и населения его домена. Такая "помощь" эпизодически собиралась королём, герцогами и графами с подвластного населения под различными предлогами на протяжении всего раннего Средневековья. Трансформация феодальной "помощи" в налог развивалась достаточно медленно в связи со слабостью королевской власти и отсутствием реального контроля монарха над крупными сеньориями до конца XII века. В правление Людовика IX 1461-1483 "помощь" стала собираться гораздо чаще обычного и фактически превратилась во временный налог, фиксированный для городов и относительно произвольный для крестьянства. Потребность в увеличении государственных доходов для финансирования французской армии во время Столетней войны привела к приданию талье ордонансом 1439 года статуса постоянного налога. Король, с согласия Генеральных штатов, а позднее и без него, утверждал сумму, подлежащую сбору, которая распределялась по провинциям, бальяжам, городам и деревням страны.

От уплаты налога были освобождены дворяне, духовенство, должностные лица королевской администрации, солдаты и офицеры, профессора и студенты университетов, а также некоторые вольные города в том числе Париж. Объектом налогообложения являлось недвижимое имущество горожан и земельные наделы крестьян. Налог собирали специальные государственные чиновники, исходя из традиционной оценки доходности земель и городов. Особая система взимания тальи так называемая "реальная талья", в отличие от "личной тальи" остальных регионов страны сложилась в провинциях Юго-Восточной Франции, а также в Бургундии и Бретани. В этих регионах налогом облагались все земельные владения, за исключением рыцарских ленов и земель церковных организаций, а обязанность уплаты налога зависела от характера земельного держания, а не от социального статуса плательщика. В результате в некоторых случаях талью были обязаны платить не только крестьяне, но и дворяне, которые владели землями, не являющимися рыцарскими ленами. Кроме того, в провинциях, где собиралась "реальная талья", сохранилась определённая доля фискальной автономии: утверждение распределения налога здесь производилось региональными собраниями сословий. Традиции собственной налоговой системы продолжали существовать также в недавно присоединённых к Франции областях, где надзор за сбором тальи осуществлял королевский интендант. В XVI веке Франция была разделена в фискальных целях на генералитеты, число которых к концу XVIII века составило 36. Во главе каждого генералитета стоял интендант, превратившийся из налогового чиновника в представителя королевской власти в местной системе управления и судопроизводства.

Порядок сбора тальи по провинциям сведён в таблицу ниже:

Резкий рост ставки тальи начался при Людовике XI, когда налог был повышен в три раза. Король Людовик XII за снижение тальи в 1506 году на заседании Генеральных штатов в Туре объявлен был "отцом народа".

С течением времени талья, наряду с габелью, превратилась в один из основных источников доходов королевской казны, позволяющий изымать значительные средства с крестьянства и "третьего сословия". В 1589 году поступления от тальи достигли рекордной суммы в 21 миллион ливров. В 1680 году была введена откупная система взимания тальи, предполагающая продажу права сбора налога от имени короля отдельным людям. Это обеспечивало гарантированный приток в казну значительных денежных средств, но создавало почву для массовых злоупотреблений откупщиками при сборе налога. В результате талья превратилась в один из самых ненавистных институтов "Старого режима", хотя в абсолютном выражении её размер несколько раз сокращался при Людовике XIV и его преемниках, когда государство сделало ставку на косвенные налоги. Во время Великой французской революции талья была упразднена.


Лекция 4. Налоги в средневековой Европе

В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и налогового аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля — наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т. д.

Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан недворянского происхождения.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую ненависть населения, система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.

Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья.

В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности обложения.

По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов.

Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или 25% от чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% от чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%.

К. поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма» существовал не только у древних славян.

В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8 шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3 шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7. Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов для строений, имеющих 25 и более окон.

Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных. Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у него имущества.

В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе. Например, в 1641г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40 фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов стерлингов.

В Дании еще в середине XVIIIв. каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог в 1 талер. От него освобождались лишь солдаты и дети до 12 лет.

В XIII в. во Франции был введен акциз на соль. Оттуда само понятие акцизного налога перешло в Голландию, где акцизы весьма прижились. Затем перекочевали в Англию и другие страны Европы. Главным образом облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля.

Таможенные пошлины отнюдь не всегда взимались на государственных границах. В описываемые времена, кроме внешних, функционировало множество внутренних пошлин: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина — на устройство причалов, торговые пошлины. В Англии, например, таможенные пошлины взимались еще со времен господства римлян. А с 979г., по сведениям , они стали постоянными. В том году король Этельред повелел взимать с каждой прибывающей для торговли лодки по полпенни пошлины, а с большой лодки — 1 пенни.

1187 г. в Англии и во Франции была установлена «саладинова десятина». Это было ответом на успешные действия султана Садах Ад Дина, разгромившего основанное крестоносцами Иерусалимское королевство. Налог взимался с имения тех, кто не принимал личного участия в крестовых походах. В дальнейшем парламенты весьма часто позволяли королям и правителям пользоваться этой мерой.

Коммунальные и местные налоги возникли, как говорилось выше, еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины.

В Англии местное налогообложение стало развиваться с XVI в. на основе налога для бедных. Именно тогда королевским законодательством содержание неимущих было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т. д.

Административно-хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Приходы могли объединяться в округа. Более крупной административной единицей являлось графство, что сохранилось до сих пор. Графство могло взимать свои налоги. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов.

Другой тип местного налогообложения можно было наблюдать во Франции. У департаментов и провинций почти не было финансовой самостоятельности. Источники финансовых ресурсов строго регламентировались сверху. Доходы общине давали эксплуатация принадлежащих ей имущества и процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции), но всегда определялись вышестоящими органами управления.

Как отмечалось выше государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов становился, как правило, откупщик. На откуп обычно отдавались косвенные налоги, чрезвычайные налоги. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала община. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная казна. Вот что писал об этом методе Н. Тургенев: «Полагают, что во Франции издержки сбора налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись доходу, который получало Правительство от сего налога. Сюлли говорит, что в начале его министерства казна Государственная получала 30 миллионов дохода, между тем как народ платил 150 миллионов. По смерти Людовика XIV многие утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750 миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов».

Попытка серьезно ограничить деятельность откупщиков и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах XVIв. во Франции, когда экономикой страны управлял Жан Батист Кольбер (1619-1683). В 1662г. там законодательно ограничили норму комиссионных по откупам до одной шестой от цены откупа. Ранее она практически доходила до одной четвертой. После введения указанного закона в целом по основным откупам при небольшом повышении общего сбора налогов с 36,7 млн. ливров до 39,4 млн. ливров, или на 7%, чистый доход государства вырос в 1662 г. по сравнению с 1661г. с 10,9 млн. ливров до 18,5 млн. ливров, или почти на 70%. Расходы на сбор налогов, куда входили и комиссионные откупщиков, сократились с 25,8 млн. ливров до 20,9 млн. ливров, или более чем на 23%.

Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Отвечал он и интересам налогоплательщиков. Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох.

(1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

В изданной в 1625г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические» английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689—1755) с полным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII — начале XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в малой степени сдерживали развитие торговли.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов.

Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…».

Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов».

Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны. они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно».

Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и так далее.

Тот же аббат Тэрре в 1770г. собственноручно начертал на письме одного интенданта: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины».

В те же годы (последняя треть XVIIIв.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такое отягощение подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его сбор может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным гнетом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов».

Итак, из приведенной цитаты можно вынести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).

2. Принцип определенности, требующий, чтобы - сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.

В Западной Европе по мере развития государства увеличилась потребность в денежных ресурсах. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям, и они сами раскладывали между собой необходимую сумму.

Поземельный налог выступал в двух формах: в виде десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет по усредненным показателям. Не редко одновременно устанавливались обе формы налога. Первая – десятина шла в пользу церкви, вторая – в пользу государства. Поземельный налог начал взиматься во Франкском государстве раннего средневековья. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а так же владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви получали от короля привилегии не платить налогов. В Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявленного ими самими дохода.

Подушный или поголовный налог, несмотря на свои очевидные недостатки, они являлись одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве Франков вносить подушную подать был обязан каждый. Ею так же облагались и несовершеннолетние, за которых подать обязан был вносить глава семьи. Освобождались от ее уплаты вдовы и сироты. В Дании еще в середине 18 века каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог 1 талер. От него были освобождены солдаты и дети до 12 лет.

В 18 веке во Франции был введен акциз на соль. От туда понятие акцизного налога перешло в Голландию, затем в Англию и другие страны Европы. Главным образом акцизами облагались алкогольные напитки и табачные изделия, но не редко они распространялись на массу предметов потребления.

Таможенные пошлины не всегда взимались на государственных границах. В этот период существовало множество внутренних пошлин, мостовой сбор при переезде через мост, торговые пошлины, причальные пошлины. В Англии таможенные пошлины начали взиматься еще со времен государства римлян.

Чрезвычайные налоги вводились по мере необходимости. В 1187 году в Англии и во Франции была установлена салодиновая десятина.

Коммунальные и местные налоги возникли еще в древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины. В Англии местное налогообложение стало развиваться с 16 века на основе налога для бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство платин, на здравоохранение и так далее. Административно хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов. Традиционно местное финансовое хозяйство Англии имело высокую степень независимости от центральных органов управления. Попытка серьезно ограничить деятельность откупов и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах 17 века во Франции. Переход от откупов в государственной системе установления и сбора налогов ставится все более насущным. Фома Аквинский предлагал наиболее удобной формой финансирования государственных расходов за счет богатства знатных людей. В конце 17в. – начале 18века в Европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящее рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда от уплаты налога освобождались товары идущие на экспорт.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они не в малой степени сдерживали развитие торговли. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. В этот период началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французские ученые трактовали, что один акциз способен принести столько же, даже больше, чем все другие вместе взятые налоги.

В конце 18 века закладывались основы современного государства, проводящего активную финансовую и налоговую политику.

2. В России при приемниках Петра I финансы начали приходить в упадок. В отличии от Петра I, Елизавета не делала различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные государственные монополии. Не задолго до свержения Петра III в 1762 году, государственные расходы значительно превышали государственные доходы. Екатериной II (1729-1796) были отменены многие откупа и монополии, была снижена казенная цена соли, был запрещен вывоз хлеба за границу. Была установлена роспись доходов и расходов. В этот период произошло упорядочение управлением финансов. В этот период времени принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но их нельзя было назвать полезными в целом, так, например в 1765 году было признанным необходимым отдать на откуп винную торговлю. Через два года откупа приобрели массовый характер. С одной стороны это привело к увеличению доходов государства, с другой стороны в стране было пьянство и тайная продажа водки. Более одной третей гос. расходов поглощала армия. В 1775 году Екатерина II внесла координальные изменения в налогообложение и купечество. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов, и установила гильдейский сбор с них. Все купцы в зависимости от имущества были подразделены на 3 гильдии. Для того чтобы попасти в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 рублей. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. Купцы сами докладывали о своем капитале «по совести». Проверки не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере одного % от объявленного капитала. В дальнейшем эта ставка росла и в конце царствования Александра I составила 2,5 % для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами. Большую часть косвенных налогов приносили литейные налоги. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, которая в дальнейшем была разделена на четыре: первая заведовала доходами гос-ва, вторая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взысканием недоборов.

В губерниях для управления финансами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Они просуществовали до XX века. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I, на усиление местного самоуправления. В этот период укрепляются бюджеты городов, в которых все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей прорубей, с подвижных лодок и т. д. В этот период появляются первые заемные средства в бюджетах городов и %-ты по вкладам в банке. Привальирующим среди доходов являются отчисления от государственной монопольной торговли виноводочными изделиями. Налоги от продажи этих изделий приносили более 23% всех доходов столицы. В 1802 году манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В 1811 году управление финансов было разделено на три части: Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство – ведало расходами, Гос. контролер – занимался ревизией всех счетов. В 1809 году расходы госбюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, которая проводилась под руководством крупного гос. деятеля Сперанского. Она предлагала проведения ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в 2 или 3 раза. Доход помещиков с их земель обложили подоходным, прогрессивным налогом. Так же были повышены гильдейские налоги с купцов, возрос гербовый сбор и т. д. Эти меры позволили в течение 1810-1812 годов удвоить доходную часть госбюджета и сократить гос. расходы. До сих по не потеряли актуальности правила, предложенные Сперанским в 1810г.: расходы должны соответствовать доходам, поэтому ни какой новый расход не может быть назначен прежде пока не найдется соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться по: ведомствам; степени нужды в них; пространству; предметному назначению; степени постоянства.

Через несколько лет после «плана финансов» Сперанского появился в России первый крупный труд в области налогообложения «опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818г.). Книга свидетельствует о том что в России хорошо знали работы Западных экономистов и практику налогообложения. Все богатства народные считал Тургенев, происходят из двух главных источников: силы природы и силы человеческой, но для извлечения богатства из этих источников нужны средства. Эти средства находятся в различных предметах, т. е. строениях деньгах и т. д. Ценность этих строений денег называется капиталом. Все налоги происходят из трех источников дохода: из дохода от земли; из дохода от капитала; из дохода от работы.

Это утверждение Тургенева считалось общим правилом при взимании налогов. Налог должен быть всегда взимаем с дохода и при том с чистого дохода, а не с самого капитала. Для того чтобы источники доходов государственных не истощались, Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов, это требование является актуальнейшим для экономики. Так же он призывает к крайне осторожному обращению с налогами, постоянно напоминая, что налоги уменьшают народное богатство, т. к. часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы необходимые для жизни были всегда освобождены от налогов, но такого не бывает. Тургенев дает следующую классификацию налогов:

1 Налоги с дохода от земли

1.1 налоги с чистого дохода

1.2 десятинная подать

1.3 налоги с дохода от рудокопных заводов

1.4 налоги со строений

2 налоги с дохода от капитала

2.1 налоги с денежных капиталов

2.2 налоги с капиталов употребляемых в ремеслах (плата за свидетельство выдаваемое ремесленником, налоги с извозчиков)

3 налоги с самих капиталов. Их не должно быть, но они существуют, это налоги на наследство и дарение, и налоги на сделки в виде гербового сбора.

4 налоги с заработной платы

5 налоги со всех источников дохода безразличия (совокупный годовой доход)

6 налоги на потребление – акцизы на соль, табак, алкогольные напитки, мясо, муку, хлеб и т. д. и внешние и внутренние таможенные пошлины.

7 Чрезвычайные налоги

В 1845 году в Казани вышла книга «Теория финансов» посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и госкредиту, автор Иван Городов.

Читайте также: