Земельный налог проблемы и перспективы развития

Опубликовано: 20.09.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог


Податей существует великое множество, и земельный налог в этом списке занимает далеко не первое место. Особенно в сравнении с такими корифеями, как налог на прибыль или НДС. Однако в эпоху тотальных ограничений, санкций и прочих безрадостных для бизнеса «затягиваний поясов» приходится искать всё новые и новые варианты минимизации затрат.

Как снизить налог на землю? Опыт показывает: есть несколько реальных механизмов, позволяющих сделать это вполне легально.

Способ первый: «Разделяй и . экономь!»

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и . экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Способ второй: различие в методиках расчёта

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Способ третий: ещё один «сын ошибок» ГКО

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Способ четвёртый: как объять необъятное

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Способ пятый: только для смелых

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аблякимова Эльвина Эрнесовна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права, ФГБОУВО «РГУП», Крымский филиал, г. Симферополь

Попова Дарья Олеговна

Специалист 1 разряда правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, г. Симферополь

В настоящий период развития российского государства и общества наиболее актуальными вопросами являются необходимость совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель и повышения эффективности их использования. В связи с этим, современная юридическая наука занимается активным исследованием земельного налога как одной из основных проблем земельного права. Земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования, который сегодня нуждается в кардинальном реформировании.

At this period of development of the Russian state and society, the most pressing issues are the need to improve the mechanism for ensuring the rational use of land and increasing the efficiency of their use. In this regard, modern legal science is engaged in active research of land tax as one of the main problems of land law. Land tax for the modern Russian state is a key element of the mechanism of paid land use, which today needs to be radically reformed.

Ключевые слова: земельный налог, местный бюджет, кадастровая стоимость, льготы, уплата налога.

Keywords: land-tax, local budget, cadastral value, privileges, tax payment.

Земельный налог, как механизм землеустройства, возник еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли, поскольку она являлась главным источником государственных доходов [10, с. 66].

В настоящий период развития российского общества и государства актуальны вопросы, связанные с необходимостью совершенствования механизма обеспечения рационального использования земель, основ регулирования земельных отношений, повышения эффективности использования земель, а так же политика, связанная с разграничением государственной собственности на землю и т. д. В связи с этим, современная юридическая наука занимается изучением наиболее проблемных вопросов земельного права, и земельный налог является одним из таких вопросов.

Сегодня проблема земельного налогообложения является довольно актуальной, потому что, во-первых, земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов, а во-вторых, — это сумма денег, которую землевладелец обязан уплатить за использование земельных ресурсов. Современные исследователи утверждают, что проблема земельного налога заключается в неэффективной системе его исчисления и использования.

Одним из принципов самостоятельности местных бюджетов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, является право органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в местный бюджет [3, ст. 31]. Это положение гарантирует определенную автономию местных бюджетов, но в достаточно ограниченных пределах, поскольку оно применяется только к нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Так, Е.Н. Завроцкая отмечает, что «земля является одним из важнейших ресурсов муниципальных образований, поскольку именно земля в наибольшей степени определяет их инвестиционную привлекательность и имеет значительный потенциал в пополнении местных бюджетов» [9, с. 174]. Кроме того, существует проблема, так называемого, «налогового администрирования». E.Н. Завроцкая подчеркивает, что «основной проблемой налогового администрирования земельного налога является информационный обмен с регистрирующими органами. Значимость и острота данной проблемы обусловлена тем, что достоверность, полнота и своевременность сведений влияют на формирование налоговой базы и собираемость земельного налога» [9, с. 182]. Информация об объекте учета, необходимая для определения земельного налога, предоставляется разрознено, по нескольким информационным ресурсам. Одновременно передаваемые сведения нередко являются неполными, требуют уточнения и ввода дополнительной информации. Совершенствование работы взаимодействия налоговых органов с регистрирующими органами – это один из резервов увеличения поступления налога на землю. Решением вышеуказанной проблемы может стать разработка на федеральном уровне общей концепции формирования информации об объектах недвижимого имущества, разработка единых программ по электронному обмену информацией.

Барлыбаев А.А. подчеркивается, что «земельный налог для местных органов власти должен быть тем рычагом, с помощью которого можно воздействовать на процесс именно рационального использования … Однако на данном этапе таким воздействующим рычагом земельный налог не является: методика расчета, к сожалению, не дает возможности использовать его в качестве налогового стимулятора» [7, с. 23]. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) установлено, что «использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» [1, ст. 65]. Ранее, по мнению ряда исследователей, вопрос о земельных платежах не поднимался в результате всеобъемлющего государственного регулирования. Например, в советское время земля и многие другие природные ресурсы принадлежали исключительно государству, а земельные участи предоставлялись гражданам и юридическим лицам на безвозмездной основе.

Важно отметить тот факт, что, по общему правилу, основными элементами налога являются: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Несмотря на то, что данный вид налога является местным, исчисляется земельный налог в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и решениями представительных органов местного самоуправления относительно установления налога на землю.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Объекты земельного налога согласно ст. 389 НК РФ не являются:

«1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектам, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома» [2, ст. 389].

В соответствии со ст. 388 НК РФ «налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом» [2, с. 388].

В свою очередь, организации и физические лица не являются налогоплательщиками в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве безвозмездного пользования, в том числе, праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. В.В. Авдеев подчеркивает, что «право собственности, право (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Об этом сказано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 2 ст. 8 ГК РФ» [6, с. 24]. Кроме того, плательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии с законом являются собственниками земельных участков. В случае наследования земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость на 1 января календарного года, который является налоговым периодом (ст. 390 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основе информации, представляемой в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для определения налоговой базы по земельному налогу налогоплательщики должны установить, подлежат ли данные земельные участки налогообложению. Если земельные участки признаются облагаемыми налогом, то кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ. Согласно данному пункту, государственная кадастровая оценка земель проводится с целью установления кадастровой стоимости земельных участков. По результатам государственной кадастровой оценки земель информация о кадастровой стоимости земельных участков предоставляется налогоплательщикам в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ). Данный порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» [4], согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны предоставлять налогоплательщикам данные о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, информация о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должна размещаться на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Исходя из вышеизложенного, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя информацией о кадастровой стоимости земельных участков, получая ее через Интернет или путем направления письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Глава 31 НК РФ предусматривает налоговые и отчетные периоды для исчисления, уплаты земельного налога и представления отчетности. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Одним из основных элементов налога является установление налоговой ставки. По земельному налогу налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать пределов, указанных в ст. 394 НК РФ. Д. В. Дудник в своем исследовании подчеркивает, что «при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) в принимаемых законах могут самостоятельно определять налоговые ставки, однако их размер не может превышать: 0,3% по землям, которые используются для нужд сельского хозяйства или заняты жилым фондом (его инфраструктурой); 1,5% по другим земельным участкам, а также порядок и сроки уплаты налога» [8, с. 123]. Этот момент является проблемным и противоречивым, поскольку органы местного самоуправления зачастую не используют возможность, предоставленную федеральным законодательством, для установления налоговой ставки ниже предельного уровня. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы соответствующая налоговой ставке.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе, определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 4 ст. 12 НК РФ). То есть, путем предоставления налоговых льгот можно регулировать земельные отношения.

Важно, что налогоплательщики-организации самостоятельно рассчитывают сумму налога. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно рассчитывают сумму налога только в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Что касается льгот по земельному налогу, то в НК РФ предусмотрены вычеты (льготы) для определенных категорий физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, лиц, которые имеют I, II и III группы инвалидности и другие. Представление документов, подтверждающих такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, для данной категории налогоплательщиков уменьшает налоговую базу на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. При этом, органам муниципальных образований предоставлено право корректировать налоговые льготы в сторону увеличения по сравнению с установленными в НК РФ, расширять основания и порядок их применения. Например, на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым в соответствии с решением сессии от 30.11.2018 № 1/261-XXXVI «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ровновское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым на 2019 год» [5] помимо установленных в ст. 395 НК РФ льгот, назначаются также льготы в отношении органов местного самоуправления, бюджетных и казенных учреждений, объектов культуры, здравоохранения, спорта этого муниципального образования. Отсюда следует, что указанное муниципальное образование практически полностью дублирует федеральное законодательство и не устанавливает каких-либо дополнительных льгот.

Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос, связанный с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, так как они являются основой продовольственной безопасности России. Барлыбаев А.А. утверждает, что «сельскохозяйственные земли можно использовать рационально, нерационально, а также вообще не использовать. В связи с этим, на взгляд авторов, необходимо рассматривать на местном уровне введение налоговых льгот за рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в виде, например, налогового вычета в размере части понесенных расходов на мероприятия по уходу за землей» [7, с. 25].

Стоит отметить, что хотя плательщиком земельного налога по закону является лицо, указанное в реестре как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненно наследуемого владения на соответствующий участок, являющийся объектом налогообложения, но факт отсутствия государственной регистрации не должен являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Поскольку государственная регистрация прав на землю является обязательной, но носит заявительный характер, создается прецедент, когда права на землю не регистрируются в соответствии с законом в течение длительного времени. Местные органы власти должны контролировать данную ситуацию: вести разъяснительную работу с населением, отслеживать количество граждан, которые зарегистрировали права. Граждане обязаны знать, что они совершают неумышленные и умышленные налоговые правонарушения, не регистрируя своих прав на земельные участки. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ налоговые органы вправе взыскать штраф соответственно в размере 20% и 40% от неуплаченной суммы налога.

В заключение хочется отметить тот факт, что на сегодняшний период развития российского общества и государства требуется реформирование в подходе к определению земельного налога. В целях совершенствования правового регулирования, установления и взимания земельного налога и повышения его экономической эффективности и целесообразности необходимо сделать следующее:

— органы местного самоуправления должны подходить к определению ставки земельного налога целесообразно, то есть должно быть экономическое обоснование ставок земельного налога;

— нормативно закрепить на уровне федерального закона методологические основы установления арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками в процентах от кадастровой стоимости земельных участков;

— усовершенствовать взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления для разработки программ реформирования земельного налога и внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации;

— разработать методологические основы для установления налоговых льгот по уплате земельного налога для органов местного самоуправления, что обеспечило бы поддержание и развитие эффективного и целесообразного использования земель.

Совершенствование методики кадастровой оценки земель также имеет большое значение, но ее следует проводить с учетом уровня жизни населения, спроса на земельные участки, потребности в качественных параметрах земли (весь комплекс факторов, влияющих на землепользование).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что земельный налог для современного российского государства является ключевым элементом механизма платного землепользования. Последовательное и систематическое осуществление мер по совершенствованию земельных отношений может оказать развивающее и стимулирующее государственное воздействие на экономику страны, ее регионов и муниципальных образований и улучшить инвестиционный климат. Необходимо, чтобы и государство, и хозяйствующий на земле субъект стали эффективными владельцами и пользователями земли. Без этого рациональное использование земли как важнейшего производительного ресурса и основы жизни и деятельности народов России невозможно.

Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

Налог на землю в 2017 году будет подвергнут существенным изменениям, что в том числе отразится на сумме платежа. В результате нововведений власти значительно увеличат поступления в местные бюджеты, что позволит улучшить финансовое положение регионов. При этом у собственников участков появятся новые проблемы — в некоторых случаях для защиты своих интересов придется обращаться в судебную инстанцию.

С 2017 года стартуют новые изменения при расчете налога на землю. Обновленные принципы расчета будут действовать на территории 29 регионов РФ. После полученных результатов чиновники определят дальнейшую судьбу нововведений в данной сфере [11, с. 17].

В 2017 году для расчета суммы налога на землю будут использовать кадастровую оценку участка, максимально приближенную к рыночной стоимости. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления.

Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%, в результате новый налог на землю в 2017 году будет значительно ниже. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года, подчеркивают эксперты.

Поступления по данному налогу будут в полном объеме оставаться в местных бюджетах. В результате будет создан дополнительный источник финансирования, который поможет решить вопрос развития инфраструктуры. Кроме того, после начала кризиса финансовое положение регионов оставляет желать лучшего, местные бюджеты остро нуждаются в новых поступлениях.

Наиболее спорным вопросом остается определение кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая особенности формирования данного показателя, могут возникать различные неточности, которые завышают итоговую сумму налога.

Для определения стоимости участков была проанализирована база существующих объявлений о продаже земли. В результате оценщики определили среднюю стоимость, которая была максимально приближена к рыночным показателям. Полученная кадастровая оценка каждого участка отображается на сайте Росреестра. Чтобы узнать стоимость конкретного участка, достаточно ввести его кадастровый номер.

Однако эксперты подчеркивают, что итоговая кадастровая оценка может существенно превышать реальную стоимость участка. Фактически кадастровая оценка определялась исходя их первоначальной стоимости участка, указанной продавцом. При этом не учитывались возможные скидки, которые влияют на окончательную стоимость земли.

Кроме того, не были проанализированы следующие параметры, которые непосредственно влияют на стоимость конкретного участка:

- Расположение. Удаленность участка от объектов инфраструктуры и населенных пунктов является ключевым фактором, который влияет на цену.

- Существующая инфраструктура, которая в различных регионах может существенно отличаться.

- Особенности и удобства транспортной развязки.

Без учета данных параметров стоимость участка может быть определена со значительными неточностями. Если сумма налога на землю в 2017 году определяется исходя из завышенной стоимости, собственник земельного надела сможет отстоять свои интересы в судебном порядке.

Новый принцип расчета налога на землю поможет существенно увеличить поступления местных бюджетов. При этом регионы получат дополнительный финансовый ресурс, который будет использоваться для развития местной инфраструктуры. Помимо налога на землю, применение кадастровой стоимости будет использоваться при расчете налога на недвижимость.

Еще одно преимущество – утвержденный поэтапный переход на использование кадастровой стоимости. Данная инициатива чиновников позволяет постепенно адаптироваться к новым условиям. В противном случае собственникам земельных участков пришлось бы сразу платить в разы больше. Учитывая сложную экономическую ситуацию и падение реальных доходов населения, чиновники приняли сбалансированное решение.

Слабым местом нововведений остается спорная кадастровая стоимость. Учитывая масштабность предложенных изменений и несовершенный механизм для фиксации кадастровой оценки, на первом этапе возникнет большое количество судебных разбирательств. Однако в скором будущем данная проблема будет решена, когда в реестре появятся уточненные данные.

В следующем году налог на землю будет основан на кадастровой оценке участка, что приведет к значительному увеличению бюджетных доходов. Новый принцип расчета позволит увеличить финансирование развития инфраструктуры. Однако несовершенный механизм оценки участков допускает существенное завышение стоимости.

Что определить, какой налог на землю будет в 2017 году, достаточно указать кадастровый номер участка на сайте Росреестра. Если оценка земельного надела превышает рыночную стоимость, собственник может обратиться в суд и скорректировать кадастровую оценку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов. Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению.

Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги, и они вносятся непосредственно в казну. Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну. Чтобы определить размеры выплаты для территории необходимо выяснить кадастровую стоимость участка. Особенно это актуально в том случае, если подразумеваемый участок числится в государственной собственности.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если же земельные участки, находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физическими лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

В общем объеме поступивших в 2015 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 56,6% (1 278,4 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 43,4% (980,0 млрд. рублей).

При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2015 году в сумме 999,3 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 3,9% или 36,4 млрд. рублей.

В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 44,2%, что на 2,2% больше, чем в 2014 году.

Рост налогоплательщиков – юридических лиц на 4,4% в 2014г. по сравнению с 2015г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 12,5%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция увеличения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика 8%, с 245,7 тыс. руб. в 2014г. до 265,3 тыс. руб. в 2015г. Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде увеличивается лишь на 0,4%. Сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 585 ,6 тыс. руб. в 2014г. до 640,6 тыс. руб. в 2015 г

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

Представленные выше проблемы, косвенно касающиеся налогообло­жения земли, позволяют констатировать наличие причинно-следственной связи между результатом государственной кадастровой оценки и возможно­стью налогообложения земли. Такая взаимосвязь обуславливает невозмож­ность налогообложения земли без предварительного решения представлен­ных проблем.

Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

Налог на землю в 2017 году будет подвергнут существенным изменениям, что в том числе отразится на сумме платежа. В результате нововведений власти значительно увеличат поступления в местные бюджеты, что позволит улучшить финансовое положение регионов. При этом у собственников участков появятся новые проблемы — в некоторых случаях для защиты своих интересов придется обращаться в судебную инстанцию.

С 2017 года стартуют новые изменения при расчете налога на землю. Обновленные принципы расчета будут действовать на территории 29 регионов РФ. После полученных результатов чиновники определят дальнейшую судьбу нововведений в данной сфере [11, с. 17].

В 2017 году для расчета суммы налога на землю будут использовать кадастровую оценку участка, максимально приближенную к рыночной стоимости. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления.

Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%, в результате новый налог на землю в 2017 году будет значительно ниже. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года, подчеркивают эксперты.

Поступления по данному налогу будут в полном объеме оставаться в местных бюджетах. В результате будет создан дополнительный источник финансирования, который поможет решить вопрос развития инфраструктуры. Кроме того, после начала кризиса финансовое положение регионов оставляет желать лучшего, местные бюджеты остро нуждаются в новых поступлениях.

Наиболее спорным вопросом остается определение кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая особенности формирования данного показателя, могут возникать различные неточности, которые завышают итоговую сумму налога.

Для определения стоимости участков была проанализирована база существующих объявлений о продаже земли. В результате оценщики определили среднюю стоимость, которая была максимально приближена к рыночным показателям. Полученная кадастровая оценка каждого участка отображается на сайте Росреестра. Чтобы узнать стоимость конкретного участка, достаточно ввести его кадастровый номер.

Однако эксперты подчеркивают, что итоговая кадастровая оценка может существенно превышать реальную стоимость участка. Фактически кадастровая оценка определялась исходя их первоначальной стоимости участка, указанной продавцом. При этом не учитывались возможные скидки, которые влияют на окончательную стоимость земли.

Кроме того, не были проанализированы следующие параметры, которые непосредственно влияют на стоимость конкретного участка:

- Расположение. Удаленность участка от объектов инфраструктуры и населенных пунктов является ключевым фактором, который влияет на цену.

- Существующая инфраструктура, которая в различных регионах может существенно отличаться.

- Особенности и удобства транспортной развязки.

Без учета данных параметров стоимость участка может быть определена со значительными неточностями. Если сумма налога на землю в 2017 году определяется исходя из завышенной стоимости, собственник земельного надела сможет отстоять свои интересы в судебном порядке.

Новый принцип расчета налога на землю поможет существенно увеличить поступления местных бюджетов. При этом регионы получат дополнительный финансовый ресурс, который будет использоваться для развития местной инфраструктуры. Помимо налога на землю, применение кадастровой стоимости будет использоваться при расчете налога на недвижимость.

Еще одно преимущество – утвержденный поэтапный переход на использование кадастровой стоимости. Данная инициатива чиновников позволяет постепенно адаптироваться к новым условиям. В противном случае собственникам земельных участков пришлось бы сразу платить в разы больше. Учитывая сложную экономическую ситуацию и падение реальных доходов населения, чиновники приняли сбалансированное решение.

Слабым местом нововведений остается спорная кадастровая стоимость. Учитывая масштабность предложенных изменений и несовершенный механизм для фиксации кадастровой оценки, на первом этапе возникнет большое количество судебных разбирательств. Однако в скором будущем данная проблема будет решена, когда в реестре появятся уточненные данные.

В следующем году налог на землю будет основан на кадастровой оценке участка, что приведет к значительному увеличению бюджетных доходов. Новый принцип расчета позволит увеличить финансирование развития инфраструктуры. Однако несовершенный механизм оценки участков допускает существенное завышение стоимости.

Что определить, какой налог на землю будет в 2017 году, достаточно указать кадастровый номер участка на сайте Росреестра. Если оценка земельного надела превышает рыночную стоимость, собственник может обратиться в суд и скорректировать кадастровую оценку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов. Земля в России может находиться в общенародной собственности, принадлежать всему населению страны, в частной собственности, принадлежать отдельно взятому гражданину, коллективной, принадлежать коммерческой организации или общественному объединению.

Сам земельный налог относится к числу прямых выплат. Они налагаются на имущество человека или юридического лица, а также на его доходы. Подобные выплаты называются поимущественные налоги, и они вносятся непосредственно в казну. Выплата косвенного налога на землю возможна в том случае, если человек продает свою недвижимость или отдает ее в наследование. В таком случае, косвенный налог выплачивается непосредственно государству, а не в казну. Чтобы определить размеры выплаты для территории необходимо выяснить кадастровую стоимость участка. Особенно это актуально в том случае, если подразумеваемый участок числится в государственной собственности.

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если же земельные участки, находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физическими лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

В общем объеме поступивших в 2015 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 56,6% (1 278,4 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 43,4% (980,0 млрд. рублей).

При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2015 году в сумме 999,3 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 3,9% или 36,4 млрд. рублей.

В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 44,2%, что на 2,2% больше, чем в 2014 году.

Рост налогоплательщиков – юридических лиц на 4,4% в 2014г. по сравнению с 2015г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 12,5%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция увеличения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика 8%, с 245,7 тыс. руб. в 2014г. до 265,3 тыс. руб. в 2015г. Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде увеличивается лишь на 0,4%. Сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 585 ,6 тыс. руб. в 2014г. до 640,6 тыс. руб. в 2015 г

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

Представленные выше проблемы, косвенно касающиеся налогообло­жения земли, позволяют констатировать наличие причинно-следственной связи между результатом государственной кадастровой оценки и возможно­стью налогообложения земли. Такая взаимосвязь обуславливает невозмож­ность налогообложения земли без предварительного решения представлен­ных проблем.

Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

Читайте также: