Наличие налоговых привилегий и иммунитетов является исключением из принципа равноправия

Опубликовано: 20.09.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Общие условия

§ 1121. Соглашения о создании международных организаций всегда предполагают заключение специального соглашения о предоставлении привилегий и иммунитетов данной организации, персоналу центральных учреждений и миссиям, прибывающим из других стран, а также всем тем, кто выезжает за границу и участвует в ее работе. При предоставлении этих привилегий и иммунитетов обычно делается ссылка на привилегии и иммунитеты дипломатов. Главам организаций и их непосредственным заместителям предоставляются привилегии и иммунитеты главы дипломатической миссии; самым старшим должностным лицам предоставляются привилегии и иммунитеты дипломатов соответствующего ранга.

Такая процедура считается подходящей, так как национальные власти уже привыкли иметь дело с дипломатами; кроме того, она не умаляет престижа, когда речь идет о должностных лицах, которые становятся профессиональными дипломатами, но все-таки она приводит к тому, что некоторые привилегии и иммунитеты, предоставляемые международным должностным лицам, не всегда точно соответствуют тому, что им необходимо.

§ 1122. Иммунитеты, необходимые международным должностным лицам, отличны от иммунитетов, предоставляемых дипломатам, и это обстоятельство обычно четко фиксируется в соответствующем соглашении.

Дипломатические иммунитеты предоставляются и гарантируются международным правом. Цель их заключается в том, чтобы предоставить дипломатам возможно полные гарантии на территории, где они осуществляют свою деятельность, с тем чтобы они имели полную свободу действий. Иммунитет от юрисдикции, освобождающий их от компетенции судов данной страны; личный иммунитет, который ограждает их от ареста; таможенные привилегии, позволяющие им ввозить с собой и импортировать впоследствии все необходимое для домашнего обзаведения и протокольных мероприятий и т. д.; фискальные привилегии, в силу которых они освобождаются от всякого контроля за их финансовыми средствами,- все это направлено на то, чтобы гарантировать свободу действий по отношению к принимающей стране. Однако дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией посылающей их страны; суды этой страны полномочны рассматривать наказуемые нарушения закона, в то время как местные суды не могут делать этого. Таким образом, может быть возбуждено судебное разбирательство как по гражданским, так и по уголовным делам. Налоговые власти обычно облагают налогом жалованье дипломатов, работающих за границей. Таким образом финансовые дипломатические льготы, которыми они пользуются в стране пребывания, только относительны. Единственно реальными льготами являются предоставляемые им таможенные льготы. Но поскольку все эти меры являются частью всемирной системы взаимности, привилегиями, предоставляемыми одной страной иностранным дипломатам, пользуются, таким образом, дипломаты во всех других странах.

§ 1123. Положение международных должностных лиц, по крайней мере тех, кто работает в центральных учреждениях или в учреждениях, имеющих такой же статус, весьма отличается. В уставах международных организаций, как правило, указывается, что иммунитеты предоставляются в служебных интересах, то есть в интересах организации. Поскольку страна пребывания международных должностных лиц согласилась на их присутствие, маловероятно, что ее власти будут препятствовать их деятельности, осуществляемой в интересах и данной страны. Однако в то же самое время эти должностные лица не должны при исполнении своих обязанностей действовать вопреки закону.

Отличительной чертой этих льгот является то, что иммунитеты, предоставляемые международному должностному лицу, носят всеобъемлющий характер, ибо международные должностные лица, которые пользуются полным иммунитетом от юрисдикции, не могут привлекаться к суду судебными органами какой-либо страны, в то время как иммунитеты, предоставляемые дипломату, представляют собой всего лишь передачу компетенции, так как дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией судов своих стран. Поскольку в соглашениях о привилегиях и иммунитетах всегда указывается, что они предоставляются должностным лицам в интересах выполнения служебных обязанностей, а не для их личной выгоды, соответствующие власти этих организаций могут отказаться от этих привилегий и иммунитетов. Однако это право, а не юридическое обязательство. Поэтому было бы, по-видимому, целесообразным учредить своего рода международную юстицию, компетентную рассматривать все дела, не подпадающие под национальную юрисдикцию.

Конкретные примеры

§ 1124. Привилегии и иммунитеты международных должностных лиц могут рассматриваться в зависимости от того, на какие из нижеследующих четырех категорий они распространяются:

I на штаб-квартиру или постоянное учреждение организации;

II на официальную миссию, находящуюся на территории государства - члена организации;

III на официальную миссию, находящуюся на территории государства, не являющегося членом организации;

IV на транзит через территорию государства, в котором нет официальной миссии.

Штаб-квартира или постоянные учреждения

§ 1125. Международные должностные лица находятся в ином положении, чем дипломаты. Поскольку международные должностные лица осуществляют административную деятельность в интересах сообщества государств и поскольку государство, на чьей территории они проживают и работают, заинтересовано в успехе их деятельности упомянутые проблемы должны решаться в духе статуса государственных служащих государств-членов.

§ 1126. Государственные служащие не несут персональной ответственности за содеянное при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ответственность за это лежит на учреждении, в котором они работают. Если их деятельность привела к нанесению ущерба третьей стороне, учреждение обязано предоставить потерпевшим компенсацию. Таким образом, возникает необходимость в предоставлении международным должностным лицам со стороны их организации такого же иммунитета от юрисдикции. Иммунитет от юрисдикции, как правило, распространяется на акты, совершенные при исполнении служебных обязанностей всеми постоянными международными должностными лицами, которые также пользуются большинством фискальных привилегий. Но поскольку не существует международного трибунала, правомочного разбирать дела, в которых организация или ее должностные лица выступают в качестве стороны, организации обязаны учредить некую процедуру рассмотрения таких дел.

§ 1127. Должностным лицам обычно предоставляются определенные льготы при оплатах в иностранной валюте. Они также должны быть изъяты из-под действия полицейских постановлений, касающихся иммиграции и иностранных рабочих, и эти должностные лица должны иметь право на беспошлинный ввоз домашней мебели и утвари, а также своих автомобилей.

§ 1128. Проблема предоставления международным должностным лицам налоговых привилегий более сложна. Когда была основана Лига Наций, договоренность о предоставлении фискального иммунитета должностным лицам этой организации принимающим государством была достигнута довольно легко, потому что число лиц, которых это касалось, было ограничено, а принцип, которого придерживались, заключался в том, что международные должностные лица должны быть так же независимы от принимающего государства, как и дипломаты. Впоследствии, ввиду роста числа международных организаций и лиц, претендовавших на предоставление им налоговых привилегий, налоговые власти стали менее покладистыми. В отличие от дипломатов международные должностные лица не подпадают под действие налоговых законов своей страны, поскольку это противоречило бы международному характеру организаций и привело бы к серьезным расхождениям в размерах чистой заработной платы должностных лиц одинакового ранга, но различных национальностей.

§ 1129. В силу разных причин некоторые организации (Организация Объединенных Наций, Западноевропейский союз, европейские сообщества) учредили внутренний налог на жалованье своих должностных лиц. Поскольку фонд заработной платы в конечном итоге распределяется между государствами-членами, чьи взносы, таким образом, соответственно уменьшаются, этот налог представляет собой всего лишь бухгалтерское крючкотворство.

Обложение налогом жалованья международных должностных лиц для покрытия общих административных расходов международной организации пока еще не предвидится, и на сегодня большинство международных должностных лиц не платят подоходный налог на жалованье, получаемое ими от организаций, в которых они работают.

§ 1130. В организациях политического характера, персонал которых нуждается в широком ограждении своей деятельности, обычно предоставляются следующие иммунитеты:

I личный иммунитет от ареста, за исключением случаев, когда нарушитель "пойман на месте преступления";

II иммунитет от судебного преследования за действия, совершенные при исполнении своих международных функций;

III фискальный иммунитет в отношении жалованья, выплачиваемого из фондов организации;

IV таможенные привилегии; эти привилегии, включающие льготы, которые предоставляются иностранным агентам при покупке автомобилей, электрических приборов и радиоприемников, могут в любое время быть отменены принимающей страной;

V освобождение от полицейских и иммиграционных формальностей для должностных лиц и их семей;

VI гарантированная возможность выехать из страны в случае возникновения международной напряженности.

§ 1131. Принимающее государство часто дает руководителям международных организаций некоторые дополнительные льготы, рассматривая их как глав дипломатических представительств. Сюда обычно относятся широкий иммунитет от юрисдикции по гражданским и уголовным делам и таможенные льготы, подобные льготам, которые даются главам дипломатических представительств. Однако эти льготы носят характер любезности. Подобные иммунитеты могут также предоставляться на основе специального соглашения международным должностным лицам, работающим в учреждении, открытом в стране, которая не является страной пребывания штаб-квартиры организации.

§ 1132. Предоставляемые льготы мало чем отличаются друг от друга. Должностные лица специализированных учреждений Организации Объединенных Наций пользуются в стране размещения штаб-квартиры такими же привилегиями и иммунитетами, как и должностные лица самой ООН. Должностным лицам межправительственных организаций, не относящихся к ООН, предоставляются, в общем, привилегии и иммунитеты, весьма схожие с привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми должностным лицам ООН, и они отличаются между собой в зависимости от государства только в незначительных пределах.

§ 1133. В соглашениях всегда предусматриваются условия, при которых в случае необходимости можно отказаться от этих иммунитетов, для того чтобы могло восторжествовать правосудие.

Официальная миссия на территории государства-члена

§ 1134. Такие же льготы должны предоставляться всем лицам; работающим в филиалах организации (экспертам), и вообще всем лицам, нанятым международной организацией и работающим вне ее центральных учреждений, будь то миссия по оказанию технической помощи или какой-либо другой вид деятельности организации. Организация должна заранее сообщить об этой миссии и получить одобрение правительства соответствующей территории. Только после этого миссия приобретает официальный характер и гарантирует ее членам защиту и особое отношение со стороны данного государства. Для успеха миссии ее члены также должны пользоваться свободой передвижения по стране и иметь возможность проводить беспрепятственно любые расследования, которые они сочтут целесообразными. Они должны иметь возможность взять с собой весь необходимый персонал, и этот персонал должен пользоваться теми же иммунитетами и льготами, что и они сами. Именно по этой причине, когда в уставе или учредительных постановлениях международных организаций перечисляются иммунитеты, они могут быть более широкими для персонала миссий, чем для должностных лиц, работающих в штаб-квартирах или постоянных учреждениях в не их.

§ 1135. Международный суд постановил, что члены миссий, направленные ООН в зарубежные страны, находятся под защитой того государства, на чьей территории они работают, даже если это государство не является членом данной организации, и оно несет ответственность за них. Таким образом, международное законодательство предоставляет действенную защиту членам официальных миссий.

§ 1136. Если сотрудники организации выезжают в командировку из штаб-квартиры организации в ее учреждения, находящиеся в другой стране, такие поездки не представляют собой миссий, а являются обычной поездкой в государства - члены данной организации. Соответствующая организация выдает таким сотрудникам командировочный лист или проездной документ, а их безопасность гарантируется положениями о привилегиях и иммунитетах соглашения о штаб-квартире.

Официальная миссия на территории государства, не являющегося членом организации

§ 1137. Если предполагается послать миссию в государство, не являющееся членом направляющей миссию организации, иммунитеты, на которые миссия может претендовать, следует обговорить заранее. Если до приезда миссии, которая в большинстве случаев носит технический характер, будут решены все вопросы, с тем чтобы она могла незамедлительно начать свою работу, то это значительно облегчит дело.

Фактически миссия может претендовать на защиту властей и их особое содействие, которые ей могут понадобиться, только в том случае, если о ее прибытии объявлено заблаговременно и если принимающее государство дало свое согласие.

Примечательно, что Международный суд постановил, что миссии ООН, находясь на территории того или иного государства, даже если это государство не является членом организации, имеют право на его защиту и что принимающее государство несет ответственность в случае, если по его вине или халатности возникает инцидент, который приводит к нанесению ущерба.

Должностные лица, осуществляющие транзит через территорию государства, на территории которого не осуществляется какой-либо официальной миссии

§ 1138. При транзите международным миссиям, а также их багажу и имуществу не предоставляются какие-либо особые льготы в отношении неограниченного передвижения.

Если миссиям требуются специальные условия для хранения или транспортировки багажа и имущества, просьба об этом должна подаваться заранее. Наличие специального проездного документа, если организация Имеет право па его выдачу, также упростит такие процедуры.

date image
2015-07-14 views image
5467

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи cледующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).

Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.




Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

Во–первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»; в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» и других.

Во–вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.

В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В–четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

В–пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

В любом обществе, где присутствует власть, то есть выполняются особые публично–политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем–то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).

Одним из доказательств названного может выступать и понимание термина «иммунитет» в собственном (медицинском) смысле. В словарях этот аспект понимания является приоритетным, определяющим. В них отмечается, что иммунитет есть невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам, невосприимчивость к какому–нибудь инфекционному заболеванию. «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

Во–вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 года, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

В–третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:

1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;

2) полноценное общетеоретическое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые «горизонты» для отраслевых наук и т.п.), так и практические проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, повышение эффективности правового регулирования данной весьма непростой сферы общественных отношений и т.д.).

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?

2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.

3.Каковы стадии механизма правового регулирования?

4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?

Дипломатический иммунитет

Дипломатический иммунитет является одним из старейших принципов международного права, согласно которому некоторые должностные лица иностранных правительств не подпадают под юрисдикцию местных судов и других органов власти. Понятие иммунитета началось с обычаев древних племен. Для обмена информацией посланникам разрешалось проходить по территории другого племени, не опасаясь причинения вреда. Они были защищены даже в том случае, когда приносили плохие вести. Сегодня иммунитет защищает каналы дипломатического общения, освобождая дипломатов от юрисдикции местной власти, чтобы, исполняя свои обязанности, они могли не опасаться за личную свободу и безопасность. Дипломатический иммунитет не предназначен для личного пользования; он призван обеспечить условия, необходимые для эффективного осуществления своих функций иностранными официальными лицами. В соответствии с концепцией взаимности дипломаты, назначенные любым государством мира, в равной степени пользуются дипломатическим иммунитетом.

Иммунитет от юрисдикции ранее устанавливался нормами международного обычного права. Однако в современной практике вопросы, связанные с дипломатическим иммунитетом, регулируются положениями Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. Важно подчеркнуть, что нормы международного обычного права продолжают применяться, если какой-либо вопрос не урегулирован Венской конвенцией.

В настоящее время 190 государств являются участниками Венской конвенции. Даже для незначительного числа не участвующих в ней государств Конвенция представляет собой авторитетный источник дипломатического права, что в значительной мере подкрепляется решениями Международного суда. Тем не менее, порядок толкования и применения Конвенции может в некоторой степени варьироваться от государства к государству. Поэтому всем членам дипломатических представительств и их местным юрисконсультам необходимо детально ознакомиться с практикой и процедурами принимающего государства, которые как правило составляют специальные рекомендации.

Теоретическое обоснование дипломатического иммунитета.

Многовековая практика государств предоставлять привилегии и иммунитеты посланникам других государств всегда представляла интерес для правоведов, которые создали множество различных теорий, пытаясь обосновать и объяснить этот факт. Наибольшее распространение получили три теории, которые в той или иной степени раскрывают юридическую природу, предоставляемых дипломатам иммунитетов и привилегий: теория экстерриториальности, теория представительного характера посла и теория функциональной необходимости.

Теория экстерриториальности.

Теория экстерриториальности объявляет территорию, занимаемую дипломатическим представительством, частью территории принимающего государства; посол и персонал представительства, находясь в стране пребывания, как бы продолжают оставаться на территории представляемого государства. Из этого следует логический вывод о том, что всякое посягательство на экстерриториальный статус должен рассматриваться как нарушение территориальной целостности представляемого государства.

Теория экстерриториальности вызывает критическое отношение со стороны специалистов по дипломатическому праву. Прежде всего потому, что данная теория не может объяснить некоторые конкретные аспекты статуса дипломатического агента, такие, например, как его обязанность уважать законы и правила государства пребывания, возможность государства пребывания отказаться от иммунитета или от обязанности защищать иностранных дипломатов. Хотя теория экстерриториальности имела некоторые разумные основания в прошлом, но она отжила свой век и находится в противоречии с принципами современного международного права, так как ее последовательное применение приводит к ложным выводам, таящим опасность для внутреннего правопорядка государства, принимающего иностранного посла.

Теория представительного характера посла.

Теория представительного характера посла, сложившаяся в период абсолютизма, утверждает, что посол персонифицирует особу монарха и пользуется иммунитетами, поскольку монархи не обладают властью друг над другом. Считалось, что посол несет в себе честь и престиж своего суверена, являясь alter ego своего государя. Такое представление в условиях существования постоянных посольств помогало обосновывать не только иммунитет от юрисдикции местной власти, но и церемониальные привилегии послов.

В конце XIX – начале XX века, после смены понятия суверенитета монарха на суверенитет государства, теория представительного характера посла претерпела определенное видоизменение. Современные сторонники данной теории считают, что посол, олицетворяющий свое государство или правительство, пользуется дипломатическим иммунитетом в силу принципа суверенного равенства государств.

Теория представительного характера явно противоречит практике, поскольку позволяет обосновать иммунитеты и привилегии лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной персонал посольства, а также члены их семей на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами. Кроме того, в соответствии с данной теорией иммунитеты распространяются лишь на официальные действия посла, в то время как иммунитеты в отношении его частных действий не согласуются с этой теорией.

Теория функциональной необходимости.

Теория функциональной необходимости заключается в том, что дипломатические агенты, и прежде всего глава посольства, наделяются необходимым объемом иммунитетов и привилегий для обеспечения эффективного выполнения функций дипломатического представительства. Данная теория, рассматривавшаяся как панацея от злоупотребления иммунитетом, позволяла ограничить широкие дипломатические привилегий, установившихся в период абсолютизма, и ставшие считаться опасными для внутреннего правопорядка и законности.

Однако, теория функциональной необходимости не способна объяснить наличие у дипломатических агентов налоговых и таможенных привилегии. Неясным остается и вопрос, связанный с предоставлением иммунитетов и привилегий членам семьи дипломатического агента. Тем не менее, данная теория получила наибольшее распространение рамках современного дипломатического права и закреплена в Венской конвенции 1961 года, где подчеркивается, что «дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств».

Иммунитет от юрисдикции.

Дипломатический агент полностью защищен от уголовной юрисдикции принимающего государства (ст. 31.1 Венской конвенции). Этот иммунитет непосредственно связан с неприкосновенностью его личности.

Позиция в отношении гражданской и административной юрисдикции несколько отличается. Эта юрисдикция включает, по сути, всю юрисдикцию, которая не является уголовной, хотя классификация правонарушения в качестве уголовного в различных странах отличается. Парковка и другие незначительные нарушения правил дорожного движения обычно не считаются уголовными преступлениями. Иммунитет охватывает все гражданские и административные вопросы, которые касаются дипломатического агента, включая развод и опеку над детьми. Однако статья 31.1 предусматривает некоторые исключения.

Исключение a: частное недвижимое имущество на территории государства пребывания.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, касающихся права собственности на землю и зданий на земельных участках или права владения ими. Однако, даже если суд должен вынести решение о выселение дипломатического агента, неприкосновенность его места жительства (если не будет отменена) станет препятствовать исполнению приказа (ст. 30). Практика государств в отношении вопросов, связанных с взысканием арендной платы или других подобных обязательств, может быть различной.

Исключение b: наследование в частном порядке.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом, если участвуют в качестве частного лица, а не от имени аккредитующего государства, в гражданском судопроизводстве, связанном с наследственным имуществом.

Исключение c: частная профессиональная или коммерческая деятельность.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, касающихся любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой помимо своих официальных функций. Дипломат, написавший в свое свободное время книгу, порочащую чью-либо честь и достоинство, не будет иметь иммунитета в отношении иска о диффамации. Как правило, такая деятельность должна иметь продолжительный характер. Вероятно, под данное исключения подпадают и крупные одноразовые сделки, например, спекулятивные покупки земли или инвестиции в ценные бумаги. Хотя статья 42 запрещает дипломатическим агентам заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью «в целях личной выгоды», она не запрещает полностью всю оплачиваемую работу. Исключение, содержащееся в статье 31.1.c, предназначено для защиты интересов лиц, ведущих с дипломатами дела, связанные с получением дохода, будь то в нарушение запрета или с согласия принимающего государства. Исключение относится также к работающему супругу дипломатического агента.

Иммунитет в отношении исполнительных мер.

Даже если аккредитующее государство откажет дипломатическому агенту в иммунитете от юрисдикции, судебное решение, вынесенное против частного лица, частной резиденции или частной собственности иммунного лица, не может быть приведено в исполнение (статьи 31.3, 29 и 30). На данный иммунитет распространяются три исключения статьи 31.1, в случае которых имущество дипломата может быть конфисковано, если не будет нарушена неприкосновенность его личности или его резиденции. Прикрытие дипломатическим иммунитетом и неприкосновенностью для уклонения от юридических обязательств может оказаться серьезной проблемой и привести к тому, что принимающее государство потребует покинуть страну.

Отказ от иммунитета.

Дипломатический иммунитет предназначен для обеспечение эффективного выполнения функций дипломатического представительства, а не для личной выгоды его носителя. Таким образом, лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, не может полностью от него отказаться самостоятельно. Это может сделать только аккредитующее государства (ст. 32.1). Принимающее государство в соответствии с собственным законодательством определяет, действительно ли представляемое государство оказалось от иммунитета в отношении дипломатического агента. Отказ от иммунитета главы дипломатического представительства обычно считается действительным, если он не оспаривает его; в большинстве государств необходима санкция главы представительства для отказа от иммунитета кого-либо из его сотрудников.

Отказ от дипломатического иммунитета должен быть определенно выражен, то есть не может быть подразумеваемым (ст. 32.2). Таким образом, если лицо, пользующееся иммунитетом, принимает участие в гражданском или уголовном процессе в качестве обвиняемого без выраженного отказа, судебное решение будет ничтожным. Согласие на неформальное или добровольное участие в судебном разбирательстве не означает отказ от иммунитета.

С другой стороны, если дипломатический агент, пользующийся иммунитетом, инициирует гражданское судопроизводство, он лишается права ссылаться на свой иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском (ст. 32.3). Однако, если он начнет судебное разбирательство, не зная о своем иммунитете, он вправе отменить разбирательство.

В гражданском и административном судопроизводстве отказ от иммунитета в отношении исполнения решения требует особого отказа (ст. 32.4). Это не относится к уголовному судопроизводству, вероятно, поскольку в данном случае наказание неотделимо от признания вины, и практика государств, похоже, это подтверждает.

Освобождение от социального страхования.

Поскольку дипломатический агент по-прежнему подпадает под действие законодательства о социальном обеспечении представляемого государства, он освобождается от обязательств по социальному обеспечению принимающего государства (ст. 33.1). Домашние работники, находящиеся исключительно на службе у дипломата, также освобождаются от соцстрахования, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно и на них распространяется социальное обеспечение представляемого государства или третьего государства (ст. 32.2). Но если это изъятие не применяется, дипломатический агент должен выполнять обязанности, возлагаемые на работодателей согласно местному законодательству о социальном обеспечении (ст. 32.3). Даже если член дипломатического корпуса освобождается от участия в системе соцобеспечения государства пребывания, он может участвовать в ней на добровольной основе, если это допускается местным законодательством (ст. 32.4).

Освобождение от налогообложения.

Хотя дипломатические агенты по-прежнему облагаются налогом со стороны представляемого государства, в принимающем государстве они освобождаются от «налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных» (ст. 34). Это освобождение является очень широким и включает как прямое, так и косвенное налогообложение. Но данная норма содержит важные исключения:

  1. Косвенные налоги, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания. Основными видами косвенного налога являются налоги на добавленную стоимость и налоги с продаж. Данное исключение интерпретируется двумя способами. Некоторые государства не предоставляют общее освобождение от налога на добавленную стоимость, даже если сумма рассчитывается на месте продажи. Многие государства придерживаются противоположного мнения и либо выдают карточки, предоставляющие освобождение от налога, либо применяют процедуры возврата. Другие государства производят возмещение за покупку дорогостоящих товаров.
  2. Сборы и налоги на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства. Хотя сфера применения данного исключения не до конца определена, в соответствии с практикой государств с 1961 года в большинстве государств резиденции дипломатических агентов освобождаются от местных налогов на недвижимое имущество, иногда на основе взаимности (см. ст. 47.2.b). Жилые помещения, используемое для частных целей, такие как дачные коттеджи, не подлежат освобождению.
  3. Налоги на наследство и пошлины на наследование, взимаемые государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с принадлежавшего умершему дипломату движимого имущества, наличие которого обусловлено исключительно исполнением официальных обязанностей.
  4. Сборы и налоги на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налоги на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания. Дипломаты не освобождаются от местных налогов на инвестиции.
  5. Сборы, взимаемые за конкретные виды обслуживания. Представляемое государство оплачивает лишь ту часть местных налогов, которая идет на оплату финансируемых за счет налогов услуг, которые будут полезными самому представительству: благоустройство улиц, освещение и уборка прилежащей территории, а также пожарную охрану. Хотя представительство пользуются услугами полицейской охраны, но, так как в соответствии со статьей 22 государство пребывания обязано обеспечивать защиту, оно не несет ответственности за данную услугу.
  6. Регистрационные, судебные и реестровые пошлины, ипотечные сборы и гербовые сборы в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23. Сборы и пошлины относятся к сделкам с недвижимым имуществом, то есть с участками земли и строениями. Оговорка о статье 23, которая освобождает помещения представительства от всех налогов, за исключением тех, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания, означает, что, например, если сбор за регистрацию перехода права собственности не соответствует стоимости оказания данной услуги и, следовательно, представляет собой особую форму налога, дипломатический агент освобождается от его уплаты или, по крайней мере, от уплаты избыточной суммы.

Освобождение от повинностей.

Статья 35 освобождает дипломатического агента от всех трудовых и государственных повинностей (например, участия в жюри присяжных), а также военных повинностей, в том числе реквизиций, контрибуций и расквартирования солдат.

Освобождение от таможенных пошлин и досмотров.

Эти изъятия имеют существенное практическое значение и могут являться источником проблем, с одной стороны, из-за желания принимающего государства предотвратить злоупотребление такими серьезными привилегиями, с другой стороны, из-за возникающего у дипломата соблазна воспользоваться этими привилегиями в личных интересах.

Освобождение от таможенных сборов.

Согласно статье 36.1 Венской конвенции принимающее государство должно разрешить свободный ввоз и освободить от таможенных пошлин, налогов и связанных с ними сборов, кроме сборов за обслуживание, «предметы, предназначенные для официального пользования представительства» и «предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения». Глава представительства и представляемое государство, действуя в духе доброй совести, в праве самостоятельно определять, что именно относится к указанным предметам; в наши дни к ним могут относиться даже строительные материалы, необходимые для ремонта помещений представительства. Однако принимающее государство может не разрешать ввозить предметы, подлежащие общему запрету на импорт (см. ст. 41). Поскольку Конвенция не содержит привилегий в отношении вывоза, любой запрет на экспорт определенных предметов, таких как предметы антиквариата, в равной степени относится и к представительству, и к его персоналу.

Освобождение от таможенного досмотра.

Согласно статье 36.2 личный багаж дипломатического агента в целом не подлежит таможенному досмотру, но принимающее государство имеет право проверить его при наличии серьезных оснований предполагать, что в нем содержатся «предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами». Досмотр должен проводиться в присутствии дипломата или его представителя. Эти условия не относятся к предполетным досмотрам, которые проводятся службами аэропорта или авиакомпании с целью обеспечения безопасности полета.

Компенсационное назначение заключается в возмещении негативных последствий управленческой деятельности и, в особенности, ограничений гражданских прав, являющихся объективными атрибутами осуществления публичной власти.

Посредством распределительной функции привилегий происходит наделение лиц, профессионально занимающихся властной деятельностью, материальными и иными преимуществами и благами.

Автор подчеркивает, что любая правовая привилегия выполняет в той или иной степени каждую из всех вышеперечисленных функций.

Четвертый параграф «Виды правовых привилегий» посвящен классификации привилегий по различным основаниям.

В зависимости от содержания автор разделяет привилегии на социальные, властные, моральные. Социальные привилегии олицетворяют реальные социально-значимые права и преимущества; к властным привилегиям относятся в первую очередь привилегии-прерогативы; моральные привилегии состоят в преимуществах морально-этического

плана, подчеркивающими уважение общества к лицу, обладающему тем или иным статусом.

В зависимости от сферы применения правовые привилегии подразделяются на межгосударственные и внутригосударственные. Межгосударственные привилегии широко используются в области межгосударственных отношений, складывающихся между субъектами международного сообщества (В.А. Соколов).

В работе подчеркивается неоднородность внутригосударственных привилегий, проводится разделение их на общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные. Общефедеральные привилегии содержатся в нормативных актах органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Региональные и муниципальные привилегии позволяют учитывать особенности и специфику положения определенного региона или муниципального образования. При этом диссертант считает, что региональные либо местные органы власти за счет собственных средств вправе сами решать каким категориям населения, проживающим на соответствующей территории, предоставлять дополнительные преимущества.

Значение локальных привилегий, по мнению автора, состоит в том, что они позволяют учитывать специфику как трудового коллектива, организации, так и каждого конкретного работника.

В зависимости от времени действия привилегии делятся на постоянные и временные. Соискатель считает, что большинство привилегий имеют постоянный характер, устанавливаются на неопределенный срок действия. Правовые привилегии временного характера предоставляются на строго определенный срок. В работе приводятся примеры нормативных актов, содержащих подобные привилегии.

В зависимости от отраслей российского права привилегии классифицируются на конституционные, гражданские, уголовные, финансовые, административные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.

Автор указывает на достаточно широкий спектр применения привилегий в конституционном праве. Прежде всего это касается федеративной формы государственного устройства. Несмотря на провозглашенное ч. 1 ст. 5 Конституции РФ равноправие субъектов федерации, нельзя не признать того, что Россия является асимметричной федерацией. В отличие от краев и областей, статус республик в составе РФ характеризуется тем, что они признаются государствами (ст. 5. Конституции РФ). Соответственно, республики имеют определенный суверенитет, республиканское гражданство, в праве устанавливать свой государственный язык, употребляемый наряду с государственным языком РФ.

Важнейшей «национальной» привилегией является создание в некоторых субъектах федерации (Дагестан) моноэтнических избирательных округов. Хотя в рамках таких округов голосует все правоспособное

население, но кандидат может быть только из той этнической группы, который назначено представлять данный округ.

В гражданском праве особыми правами и преимуществами пользуются держатели привилегированных акций. В теории уголовного права традиционно выделяют привилегированные виды убийств (А.Н. Красиков). Выделение подобных составов позволяет дифференцирование подходить к квалификации преступлений, к выбору меры и вида уголовно-репрессивного воздействия. Административному праву также необходима категория «привилегия» для максимального поощрения лиц, которые не просто находятся на государственной службе, а выполняют ее задачи в каких-либо особых, чрезвычайных условиях. В налоговом законодательстве наглядным примером привилегий служат специальные правовые режимы налогообложения, где предоставляемые налоговые преимущества значительны не только по сравнению с общими, но и особым (льготным) уровнем. В трудовом праве существование привилегий обусловлено по большей части наличием, хотя и тесно взаимосвязанных, но не всегда совпадающих факторов: служебного (должностного) положения и условий труда. Привилегии находят широкое выражение в праве социального обеспечения и особенно в пенсионном законодательстве, так как пенсионные правоотношения регулируются нормативными актами, затрагивающими вопросы пенсионного обеспечения различных категорий граждан.

В работе подчеркивается, что привилегии действуют не только в нормах материального, но и процессуального права.

В уголовном процессе обвиняемый обладает привилегиями, составляющих так называемый favor deffensionis (благоприятствование защите), например, право защиты выступать в суде после обвинителя, право подсудимого на последнее слово, запрет «поворота к худшему» и др.

В гражданско-процессуальном праве привилегированное положение истца может быть детерминировано наличием доказательственной презумпции, фактически заранее презюмирующей вину ответчика. В арбитражном процессе наличие имущественных привилегий детерминировано нормативным дисбалансом начал состязательности и процессуального равноправия сторон.

Автор делает вывод о доминировании привилегий в отраслях публичного права. Даже в частноправовых отраслях, считает соискатель, привилегия выступает как результат государственно-властного веления.

Глава 2. Правовые иммунитеты

В первом параграфе «Историко-правовой аспект развития категории «иммунитет»» соискатель освещает исторические условия возникновения и становления правового иммунитета.

В частности, отмечается, что, начиная со времен римского права, к лицам, обладающим гарантиями неприкосновенности, относились послы иностранных государств.

В феодальном праве стран Западной Европы иммунитет обозначал особый правовой институт. Его содержание составляла совокупность государственных прав и функций, которой располагал феодал в своем имении. Большое распространение получили иммунитетные грамоты - по ним территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась полностью или частично из ведения государственных властей. В России дипломам об иммунитете соответствовали тарханные грамоты.

Автор не вполне разделяет позицию Н.П. Павлова-Сильванского, критикующего формально-юридическую концепцию возникновения иммунитета, выводящей его из норм римского права. По мнению соискателя, несмотря на достаточно широкую трактовку термина «иммунитет», суть его, так же как и в римском праве, остается неизменным - полное или частичное освобождение отдельных субъектов от определенных обязанностей (например, налоговый или судебный иммунитет духовенства во Франции) либо особые условия привлечения к юридической ответственности. В частности, ст. 21 Великой хартии вольностей 1215 г. предусматривала подсудность графов и баронов только «суду равных», изымая их, тем самым, из под действия королевских судов присяжных.

В Англии правовые предписания, обеспечивающие неприкосновенность тех или иных категорий лиц, получают наибольшее значение и развитие. Исторически сложилось так, что палата общин сразу получила значение силы, противостоящей королевской власти. Необходимость иммунитета детерминировалось недоверием к беспристрастности и независимости суда.

Именно это свойство иммунитета - наделение гарантиями неприкосновенности своих обладателей, привело к тому, что после революционных потрясений конца XVIII и первой половины XIX века иммунитет стал составной частью европейского публичного права.

В России Устав уголовного судопроизводства 1864 г. впервые детально регламентировал процессуальный порядок освобождения от свидетельских показаний. С учреждением выборного представительного органа, под влиянием событий первой русской революции, появилась необходимость в юридических гарантиях безопасности депутатов Государственной Думы.

В диссертации излагаются условия привлечения депутатов и иных высших сановников царской России к ответственности, подробно освещается процессуальный порядок производства подобных дел.

Соискатель отмечает, что иммунитет не утратил своего значения и после установления Советской власти. Уже первым советским законодательным актам известен особый порядок производства следственных действий в отношении некоторых должностных лиц.

Значительно возросла роль иммунитета в годы проведения демократических реформ. Особенно это касалось законодательства о статусе народных депутатов, находящихся в эпицентре политической борьбы.

Автор указывает на положительные подвижки в деле совершенствования иммунитета, произошедшие в самое последнее время и заслуживающие всяческого одобрения.

Во втором параграфе «Понятие и признаки правовых иммунитетов» обращается внимание на сложную и неоднозначную юридическую природу иммунитета, трактовка которого нередко зависит от принадлежности к различным отраслям права.

Диссертант рассматривает различные определения иммунитета в международном, конституционном, уголовно-процессуальном праве. При этом отмечается, что несмотря на всю специфику в понимании иммунитета, общим является его восприятие в качестве средства, позволяющего субъектам, занимающим особое положение в государстве, не подчиняться некоторым общим законам.

Наделение подобными правами отдельных субъектов неизбежно ставит проблему соотношения иммунитета с принципом равноправия. Иммунитет, безусловно, представляет собой отступление от данного принципа. Автор придерживается той точки зрения, что «всякий принцип -это общее правило с исключениями, которые выступают не в роли изъятия из принципов, а в качестве составной части его содержания» 1.

Вместе с тем, объективное свойство иммунитета наделять преимуществами своих обладателей, позволяет включить его в систему юридических средств, создающих правовые отступления от принципа равноправия. Иммунитета - особый вид привилегий, а те, в свою очередь, специфические разновидности льгот (А.В. Малько). Подобное понимание иммунитета подтверждается и содержанием нормативно-правовых актов, в частности международных договоров (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года).

Соискатель подчеркивает, что иммунитета, выступая специфическими разновидностями правовых привилегий, обладают рядом единых с ними признаков.

Иммунитета, равно как и привилегии, направлены на создание режима наибольшего благоприятствования своим обладателям, призваны быть правовыми стимулами и выступать гарантиями социально-полезной деятельности. Оба названных средства являются правомерными исключениями из общего порядка, представляя собой особые формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

1 Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе (юридические проблемы). М., 1993. С. 73.

Автор подробно останавливается на определении отраслевой принадлежности норм депутатского, дипломатического и иных иммунитетов, применяемых в уголовном, административном, а также гражданском судопроизводстве. По мнению соискателя, иммунитет принадлежит к тем правовым общностям, называемым в теории права комплексными институтами (Е.А. Киримова). С одной стороны, иммунитет относится к отрасли материального права, с другой, к процессуально-правовой. При этом основной отраслью для иммунитета выступает материальная отрасль. Процессуальные нормы направлены лишь на обслуживание материальных норм. Например, дипломатический иммунитет закрепляется в международных договорах и соглашениях, а затем уже отображается в уголовно-процессуальном законодательстве (ч. 2. ст. 3. УПК РФ).

В работе освещаются отличительные признаки иммунитета, позволяющие выделять его в качестве самостоятельной правовой категории. К ним, по мнению автора, относятся следующие:

Во-первых, иммунитет является исключительно правовой категорией, предоставляющей преимущества только юридическим путем. Если льготы, а также привилегии есть прежде всего социальные феномены, то иммунитет, напротив, действует лишь в рамках юридических норм.

Во-вторых, иммунитет представляет собой правовое отступление от принципа равноправия граждан перед законом и судом. Иммунитет устанавливает преимущества только в сфере осуществления правосудия, никаких иных социальных или, тем более, материальных благ он не подразумевает.

В-третьих, иммунитет означает сложную правовую категорию, сочетающую нормы материального и процессуального права. В этой связи диссертантом затрагивается проблема соотношения таких понятий как «иммунитет» и правовая неприкосновенность. В работе изложены различные точки зрения по данному вопросу. Автор не согласен с отождествлением иммунитета и правовой неприкосновенности (В.Е. Чиркин)

Правовая неприкосновенность есть многоступенчатое объединение процессуальных субинститутов, нормы которых регулируют особый (усложненный) порядок уголовного (или административного) судопроизводства, выражающийся в установлении специальных гарантий и преимуществ для отдельных категорий российских и иностранных граждан.

Правовая неприкосновенность, тем самым, представляет собой процессуальную составляющую иммунитета, как комплексной правовой категории. В этом заключается диалектическое единство иммунитета и неприкосновенности, не означающее, однако, их полного тождества.

Иммунитет, помимо правовой неприкосновенности, может включать в себя индемнитет. Индемнитет изначально отрицает всякую возможность наступления юридической ответственности, гарантируя абсолютную неответственность за соответствующие действия. Примером может служить

индемнитет депутата - составная часть депутатского иммунитета, означающая неответственность за высказанные мнения, речи и характер голосования в парламенте. Соискатель считает, что индемнитет целиком и полностью относится к материальному праву.

Иммунитет, как многоструктурная правовая категория, помимо правовой неприкосновенности и индемнитета, содержит еще один компонент - свидетельский иммунитет, принцип действия которого аналогичен индемнитету.

Читайте также: