Знак налог на бороду

Опубликовано: 20.09.2024



Бородово́й знак, бородовая копейка — металлический жетон, служащий квитанцией об оплате особой пошлины на ношение бороды (введена Петром I в 1698 году).

Указом от 10 января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

  • с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год
  • с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
  • с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
  • со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.

Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.

Известно три основных вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года.

Содержание

Бородовой знак 1699 года

На бородовом знаке 1699 года написано «СЗГо ГОДУ», на обороте борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». СЗГо — это дата 207 год, точнее 7207 год от Сотворения Мира. Бородовой знак 1699 года известен в единственном экземпляре, с коллекцией Круга попал в Эрмитаж, где и находится. Еще в начале XIX века бурно обсуждался среди коллекционеров на предмет подлинности. Только в начале 20-го века была опубликована М. Г. Деммени копия Указа о бородовом знаке 1699 года. Оценочная стоимость 500 рублей до 1917 года (Петров). Бородовой знак 1698 года, описанный в энциклопедиях, это бородовой знак 1699 года. Неправильное прочтение связано с переходом на новое летоисчисление с 1700 года, а прежний год начинался с 1 сентября, то есть 1699 год длился год и четыре месяца. Интересно, что с помощью программы Титло дата СЗГ читается как 210, то есть дату можно прочитать как 1702 год. Диаметр бородового знака 1699 года около 1,3 см.

В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 4 (75) апрель 2010 года, статья «История бородовых знаков» описан бородовой знак 1699 года, найденный в Московской области.

Бородовой знак 1705 года

Представляет собой монетовидный медный кружок, по размеру равный копейке. На лицевой стороне надпись: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ», под ней изображение усов и бороды. На оборотной стороне изображён двуглавый орёл и в кириллической буквенной записи год выпуска бородового знака. Существуют бородовые знаки 1705 года с надчеканом, вероятно призванные продлить срок службы жетона. Описано два варианта штемпеля (с широкой (редкий) и узкой бородой), а также несколько вариантов штемпеля надчекана.

В XVIII веке надчеканенные круглые бородовые знаки использовались в качестве платёжного средства, возможно, из-за этого появилось название «бородовая копейка».

Бородовой знак 1710 года

По своему внешнему виду близки к бородовому знаку 1705 года, от чего их легко спутать. У бородового знака 1710 года дата буквенной славянской цифирью, где последняя буква "I", что означает число 10. Известно два варианта штемпеля, с усами и без усов. Надчеканы в обоих случаях сделаны после изготовления. В варианте без усов надчекан сделан так, что на обороте отсутствуют следы удара. Надчеканы у двух вариантов разные. У варианта без усов у орла над датой отсутствует корона.

Вопрос подтверждения подлинности является открытым. Уже известно не менее двух бородовых 1710 года с усами и четырех без усов. Пока считается, что для их изготовления использовался маточник или сам жетон 1705 года, т. е. буква даты "Е" перегравирована в "I", с последующей добивкой пуансоном на штемпеле (буква "I" более высокая на жетоне). Большинство из известных экземпляров являются "копанными", найденными в земле.

Бородовой знак 1725 года

На лицевой стороне надпись «СБОРОДЫ ПОШЛИНА ВЗѦТА», оборотная сторона гладкая. По гурту надпись: «БОРОДА ЛИШНѦѦ ТѦГОТА». Существует ромбический бородовой знак образца 1725 года с датой 1724 года, являющийся пробным.

Бородовые знаки стали популярным объектом коллекционирования и с XIX века по настоящее время известно огромное число «новоделов» из разных металлов (меди, серебра, золота).

Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой Бородовые знаки
Бородово́й знак

, бородовая копейка — металлический жетон, служащий квитанцией об оплате особой пошлины на ношение бороды[1].

Указом от 16 (27) января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

  • с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 60 рублей в год
  • с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год
  • с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год
  • со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.[2]

Каждый уплативший пошлину получал бородовой знак. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина в 1772 году.

Известно три основных вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года.

Бородовой знак 1699 года

На бородовом знаке 1699 года написано «СЗГо ГОДУ», на обороте борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». СЗГо — это дата 207 год, точнее 7207 год от Сотворения Мира. Бородовой знак 1699 года долгое время был известен в единственном экземпляре, с коллекцией Круга попал в Эрмитаж, где и находится. Ещё в начале XIX века бурно обсуждался среди коллекционеров на предмет подлинности.

В августе 2020 года псковские археологи заявили, что обнаружили в Подзноевском кладе второй бородовой знак[3].

Только в начале 20-го века была опубликована М. Г. Деммени копия Указа о бородовом знаке 1699 года. Оценочная стоимость 500 рублей до 1917 года (Петров). Бородовой знак 1698 года, описанный в энциклопедиях, это бородовой знак 1699 года. Неправильное прочтение связано с переходом на новое летоисчисление с 1700 года, а прежний год начинался с 1 сентября, то есть 1699 год длился год и четыре месяца. Диаметр бородового знака 1699 года около 1,3 см.

В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 4 (75) апрель 2010 года, статья «История бородовых знаков» описан бородовой знак 1699 года, найденный в Московской области.

  1. Бородовой знак // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Указ Императора Петра I — О бритіи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятіи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ. (неопр.)
    .16 (27) января 1705 года
  3. У сенсационной находки псковских археологов нет цены — Татьяна Ершова
  4. Бородовой знак 2020 (неопр.)
    .
    nnrcoin.ru
    . Дата обращения 16 июля 2020.

Бородовой знак 1705 года

Представляет собой монетовидный медный кружок, по размеру равный копейке. На лицевой стороне надпись: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ», под ней изображение усов и бороды. На оборотной стороне изображён двуглавый орёл и в кириллической буквенной записи год выпуска бородового знака. Существуют бородовые знаки 1705 года с надчеканом, вероятно призванные продлить срок службы жетона. Описано два варианта штемпеля (с широкой (редкий) и узкой бородой), а также несколько вариантов штемпеля надчекана.

В XVIII веке надчеканенные круглые бородовые знаки использовались в качестве платёжного средства, возможно, из-за этого появилось название «бородовая копейка».

Знак бороды: история главного символа мужества

30 сентября в подмосковных Химках пройдет забег бородачей. Участники выйдут на дистанцию в 3 километра. Приглашаются все желающие. Главное условие — наличие бороды. Волосяной покров на лице — снова в моде. Но мода изменчива. О бороде и о том, что с ней связано в истории — обозреватель «Вестей FM» Борис Бейлин.

Борода как символ половой зрелости почиталась многими народами на протяжении тысячелетий. Хотя были и исключения. Так, в Древнем Египте бороду носил только сам фараон. Это был знак власти. Брили бороды и в Древнем Риме. Там волосяной покров на лице считался признаком варварства. По крайней мере до императора Адриана, который сам отрастил бороду.

Интересно, что на Руси на заре ее истории символом власти было как раз отсутствие бороды. Князь Святослав, по данным византийских хронистов, брил не только лицо, но и голову, оставляя лишь клок волос. Но с принятием христианства борода стала общим явлением. Согласно Ветхому Завету, пророк Моисей получил прямое божественное предписание для всего еврейского народа: «Не стригите головы вашей кругом и не порти края бороды твоей». Магия здесь ни при чем. Наоборот, в древности некоторые стригли бороды, посвящая себя языческим богам. С этим, возможно, и был связан запрет для иудеев.

На Руси этот принцип соблюдался неукоснительно. Хотя и здесь были исключения. Великий князь Василий III побрился, чтобы понравится своей невесте — Елене Глинской. Хотел выглядеть моложе. Чем смутил свое окружение. Ведь борода в России охранялась законом. Еще по «Русской Правде» за лишение бороды полагался штраф в 4 раза больше, чем за увечье. Сын Василия — Иван Грозный — восстановил статус-кво. При нем Стоглавый собор постановил всех бреющих бороды отлучать от Церкви. Борода по-прежнему являлась неотъемлемой частью мужчины. Может быть, даже его «синонимом», если верить булгаковско-гайдаевскому Ивану Васильевичу.

К/Ф «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ»: «Ну, борода многогрешная, ежели за тобой что худое проведаю». — «Клянусь…» — «Не перебивай царя!»

На Западе к бороде относились проще. К примеру, Карл Великий брил бороду. В XII-XIII веках бритье стало модным. Тогда же бороду запретили носить католическим священникам. Хотя этот обычай в начале XVI века восстановил папа Юлий II. В итоге римские первосвященники сами носили бороду еще 200 лет. Тогда же, в XVI веке, борода вошла в моду при французском дворе. Ее стали носить короли — от Франциска I до Людовика XIII, то есть до времени Д,Артаньяна.

В Англии на бороде стали делать деньги. Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535 году. Величина сбора зависела от социального статуса бородача. Сам король, кстати, ходил с бородой.

В России же все оставалось по-старому. Брить бороду попытался Лжедмитрий — но был убит. Ситуация перевернулась только при Петре I. Возможно, царь стал самым главным противником бороды за всю ее историю. Начиная с 1699 года, Петр издал множество указов о брадобритии, насаждая порядки к тому времени уже бритой Европы. Царь разрешил бороды только духовенству и крестьянам. Все остальные должны были бриться под страхом каторги.

К/Ф «КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ»: «А борода зачем? Указа не читал? Всем боярам в немецком платье ходить. Парики носить. Бороды брить чисто». — «Виноват, помилуй, государь». — «На, держи свою мочалку, да ходи с ней в баню почаще».

Все это вызывало глухое недовольство. Тогда царь решил «монетизировать» бороду. Ввел ежегодную пошлину: 100 рублей — для купцов, 60 рублей — для дворян, 30 рублей — для всех остальных. Огромные деньги! Это как жалование офицера за несколько месяцев. Бородатые крестьяне, приезжая в города, каждый раз должны были платить копейку за бороду. Уплатившим пошлину выдавали бородовой знак — то есть разрешение на ношение бороды — специальную медную монету с изображения усов и бороды. Она была буквально на вес золота. Неудивительно, что тут же появились фальшивки.

После смерти Петра активная борьба с бородачами прекратилась. Но дело было сделано. Бритье вошло в привычку горожан. Носить бороду для офицеров и чиновников стало неприличным.

В 30-х годах XIX века в Европе борода вновь вошла в моду. Почему-то она стала считаться признаком либерального образа мыслей. Кроме того, тогда же британские ученые доказали, что бородачи реже болеют бронхитом и воспалением легких. А сама борода и усы играют роль фильтров для вдыхаемого воздуха.

Некоторые дворяне стали носить бороду и у нас. С этим пытался бороться Николай I. Но уже при его сыне Александре II бородачи получили почти полную свободу. Обязательно бриться нужно было только гвардейским офицерам. Ко времени революции бороду носили все кто пожелает. В том числе и вожди рабочего класса — Ленин, Каменев, Рыков, Бухарин и Дзержинский. После 1917 года повсюду были портреты бородатого Маркса. Герберт Уэллс посетивший Москву, даже заметил по поводу марксовой бороды: «Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на «Капитал»… Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь в свободное время я вооружусь против «Капитала» бритвой и ножницами и напишу «Обритие бороды Карла Маркса».

Между тем Сталин, хотя и носил какое-то время бороду, предпочитал усы. Известно, что он как-то заставил побриться Лазаря Кагановича. В это время складывался большой стиль — с плакатами с молодыми и гладко выбритыми физкультурниками. Борода осталась только для стариков.

Ситуация вновь изменилась в конце 50-х годов. Бороду вновь стали носить, в том числе и молодые мужчины, подражая Хемингуэю. В общественном сознании борода стала атрибутом целых профессиональных групп. Скажем, геологов или физиков. В брежневские времена осуждение бороды стало восприниматься уже как старорежимная замашка.

Начало 70-х. Сериал «Следствие ведут знатоки». Говорит пожилая аферистка Прахова.

К/Ф «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»: Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите? Борода! Я говорю: Петра I на вас нет, он бы вас живо всех обрил!

При этом бороду у нас особо никто не рекламировал. Лишь в перестройку на экраны телевизоров попала ода бороде Ильи Словесника. Мол, борода — символ мужества. Хотя сейчас, держа в уме Кончиту Вурст, с этим, конечно, можно и поспорить.

Бородовой знак 1710 года

По своему внешнему виду близки к бородовому знаку 1705 года, от чего их легко спутать. У бородового знака 1710 года дата буквенной славянской цифирью, где последняя буква «I», что означает число 10. Известно два варианта штемпеля, с усами и без усов. Надчеканы в обоих случаях сделаны после изготовления. В варианте без усов надчекан сделан так, что на обороте отсутствуют следы удара. Надчеканы у двух вариантов разные. У варианта без усов у орла над датой отсутствует корона.

Вопрос подтверждения подлинности является открытым. Уже известно не менее двух бородовых 1710 года с усами и четырёх без усов. Пока считается, что для их изготовления использовался маточник или сам жетон 1705 года, т. е. буква даты «Е» перегравирована в «I», с последующей добивкой пуансоном на штемпеле (буква «I» более высокая на жетоне). Большинство из известных экземпляров являются «копанными», найденными в земле.

Примечания

  1. Бородовой знак // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Указ Императора Петра I — О бритіи бородъ и усовъ всякаго чина людямъ, кромѣ поповъ и дьяконовъ, о взятіи пошлины съ тѣхъ, которые сего исполнить не захотятъ, и о выдачѣ заплатившимъ пошлину знаковъ. (неопр.)
    .16 (27) января 1705 года
  3. У сенсационной находки псковских археологов нет цены — Татьяна Ершова
  4. Бородовой знак 2020 (неопр.)
    .
    nnrcoin.ru
    . Дата обращения 16 июля 2020.

Поддельные бородовые знаки

  • С орлом на обороте — похожий по стилистике на бородовой знак 1699 года, вероятно антикварная подделка.
  • 1692 года (год цифрами) — вырезанная на кружке монеты антикварная подделка.
  • 1705 года (год буквами) — очень часто встречающая современная штемпельная грубая подделка.
  • 1705 года (год буквами) — часто встречающая современная литая подделка широко распространенного знака с надчеканом.
  • 1705 года (год буквами) — с отличным от оригинала узорчатым ободком штемпельная антикварная подделка.
  • 1708 года (год буквами (последняя «И»), прямоугольный надчекан) — штемпельная подделка.
  • 1725 года (год цифрами, с орлом над легендой «СБОРОДЫ ПОШЛИНА ВЗѦТА») — современная штемпельная подделка.
  • 1725 года (год цифрами, с отличным от оригинала узорчатым ободком) — качественная антикварная штемпельная подделка.

Налог на бороду

бояре

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в работе царя в том направлении, чтобы русские люди и внешним обликом напоминали жителей Европы. Начало внешнему преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа.



Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию. Однако новые порядки приживались с трудом.

Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.



В связи с этим 5 сентября 1698 года Петр установил налог на бороды, чтобы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах.



ассамблея Петра I

Для контроля был введен и специальный металлический жетон — бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.

Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года, все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы.



До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 годов. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗЯТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. С годами знак претерпел несколько изменений — к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке — отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Бородовой знак 1699 года

Бородовой знак 1705 года

Бородовой знак 1705 года с надчеканкой

Бородовой знак 1725 года

Указом от 10 января 1705 года устанавливалось четыре разряда пошлины:

с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год;

с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год;

с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год;

со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно.

Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Бородовые знаки стали популярным объектом коллекционирования и с XIX века по настоящее время известно огромное число «новоделов» из разных металлов (меди, серебра, золота).

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.



Одной из причин, по которой был введен налог на бороду, — дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни — бани, печные трубы, сапоги, дрова.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Бородовые знаки, отчеканенные во времена правления Петра I, известного борца с бородами и усами, сейчас являются желанной добычей для коллекционеров. Многие их них были переплавлены через три года после смерти царя-реформатора, а сегодня на нумизматическом рынке, в основном, представлены более поздние новоделы.

Спасти и сохранить

Бородовой знак, или, как его еще называют, бородовая копейка, – это металлическая «квитанция», свидетельствующая об оплате «бородовой пошлины», которая взималась с желающих сохранить растительность на лице, а именно – драгоценные бороды и усы.

В наши дни история появления этого знака кажется довольно курьезной. Однако во времена Петра вопрос о бритье бород стоял очень остро, и дело иногда заканчивалось трагедиями и даже народными бунтами.

А все потому, что царь в 1699 году издал указ, согласно которому разрешалось надевать иноземное платье немецкого покроя, но главное – брить обязательно бороды и усы и даже носить парики.

Борода дороже жизни

Для Петра с его западными воззрениями «голый вид» лица был делом самым обычным – он и сам брился, и вокруг него в Немецкой слободе все иноземцы ходили бритыми. А вот русский люд взбунтовался. И вовсе не потому, что гладко выбритое лицо – это некрасиво и холодно. А потому, что царь покусился, по сути, на святое.

В старом русском обществе считалось, что Бог создал людей по образу и подобию своему. Причем, мужчины оказались более подобны божьему обличию, так как Бог на всех святых иконах представал бородатым. Поэтому ношение бород у мужского населения всегда воспринималось не только как признак мужественности, но и как признак религиозности.

Особенно важны бороды стали во времена царя Ивана Грозного. Иван Васильевич считал даже слегка подровненные бороды признаком неприятия христианского Бога. И в 1550 был издан специальный указ, по которому бритье бороды считалось очень серьезным преступлением, за которое отлучали от церкви. А могли и жизни лишить, если попадешься под горячую руку царских опричников.

С ножницами наперевес

Можно представить, какое возмущение поднялось по всей Руси-матушке, когда Петр объявил об обязательном бритье растительности на лице. Противники бритья бород считали, что ходить на людях «с босым рылом» – смертельный позор и богопротивное дело. По стране прокатилась волна народных бунтов. Бриться народ отчаянно не хотел и старался от этого уклониться любыми способами.

Царь Петр вместо того, чтобы к народным чаяниям прислушаться и поддаться воле многочисленных бунтовщиков, распорядился создать отряд цирюльников из солдат, прежде бывших в его «потешных» войсках, которые отлавливали на улицах русских городов всех небритых и овечьими ножницами остригали им бороды. А заодно и одежду укорачивали, если она была на русский манер длиннополой.

Окаянная грамота

Обстановка в русском обществе накалилась до предела. И неизвестно, чем бы закончилась борьба царя с народными бородами, если бы в чью-то умную голову не пришла мысль извлечь из трагической борьбы с бородами финансовую выгоду.

Так в 1705 году появился царский указ, где разрешалось ходить с бородами, но за особую плату – «бородовую пошлину», прозванную в народе «окаянной грамотой». Уплатившему в государственную казну нужную сумму выдавался специальный бородовой знак.

Плата за него была совсем немаленькой, хотя размер ее определялся принадлежностью к тому или иному разряду. Больше всего за удовольствие носить бороду должны были заплатить царедворцы, городовые дворяне и высшие чины. «Бородовая пошлина» для них составляла поистине астрономическую по тем временам сумму – 600 рублей!

Гораздо меньше, но все равно очень много, – 100 рублей – платили купцы. Простые горожане должны были раскошелиться на 60 рублей. Для всех прочих – от мелких чиновников до слуг, извозчиков и ямщиков, а также приезжих, сумма бородовой «мзды» составляла 30 рублей. Повезло только крестьянам – у себя в деревнях они могли ходить с бородой совершенно бесплатно. С 1715 года «тариф» изменился и стал 50 рублей для всех категорий. Полностью пошлину отменили лишь в 1772 году.

Деньги взяты

Бородовые знаки 1705 года – это медные кругляки, похожие на монеты. Их размер соответствовал тогдашней копейке, а весили они от 4,5 до 5,2 грамма. В отличие от копейки они имели приспособление, которым крепились к одежде как значок.

По аверсу и реверсу у первых бородовых знаков шла окантовка из продолговатых точек. На лицевой стороне была отчеканена надпись «Деньги взяты», а под ней изображался рисунок носа, бороды и усов. На оборотной стороне был изображен двуглавый орел и год выпуска, написанный буквами в кириллице – «҂АѰЕ».

Однако бородовые знаки 1705 года не были самыми первыми. Оказывается, более ранние были отчеканены еще в 1699 году, скорее всего, в очень ограниченном количестве. Потому что долгое время у историков имелся всего один экземпляр бородового знака того времени, хранившийся в Эрмитаже. На этом знаке можно было различить надпись «СЗГо ГОДУ», а на обороте была отчеканена борода с надписью над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ».

Второй бородовой знак, датируемый 1699 годом, обнаружили лишь в 2018 году в Пскове. Правда, даже после этой сенсационной находки бородовые знаки 1699 года некоторые специалисты считают антикварной подделкой.

Есть надчеканы

Бородовые знаки различаются наличием или отсутствием надчеканов с широкой и узкой бородой, а также несколькими вариантами штемпеля надчекана. Более дорогим и редким считается знак с широкой бородой.

Скорее всего, надчеканы появились для обозначения продления срока службы знака еще на год. Ставились они исключительно в Москве, в Пробирной палате.

После смерти Петра, начиная с 1725 года, бородовые знаки чеканились из меди и серебра. Они были ромбической формы. На лицевой стороне у них имелась надпись «С бороды пошлина взята», а обратная сторона была гладкой. По гурту шла чеканная подпись «Борода лишняя тягота». Видимо, и здесь не обошлось без государственной пропаганды.

Некоторое время бородовые знаки даже использовались в качестве платежного средства, отсюда и их второе название – «бородовая копейка». Но при Екатерине II война с растительностью на лице завершилась. Русские люди уже привыкли брить бороды, и бородовые знаки стали не нужны. Указ об их отмене издали в 1772 году.

Новоделы и подделки

Но в 19-м веке бородовые знаки вновь увидели свет. Правда, это были новоделы – новое увлечение русской знати, которая стала обзаводиться собственными коллекциями монет. Новоделы бородовых знаков чеканились на столичном монетном дворе в Санкт-Петербурге по новым штемпелям. От оригиналов они отличаются другой чеканкой герба и шрифтов, окантовкой и расположением носа. Как правило, новоделы чеканились из латуни, меди, серебра и даже золота, а по диаметру соответствовали оригиналу.

Бородовые знаки также неоднократно подделывались. Как правило, антикварные подделки выделяются узорчатым ободом. Некоторые из них имеют даже надчекан для обмана коллекционеров. Наткнуться на подделку бородового знака, копию или новодел 19 века в наше время очень легко – слишком много их предлагается на антикварных рынках.

На сегодняшний день настоящие оригинальные бородовые знаки стоят недешево. С надчеканами – еще дороже. Цена самых редких экземпляров хорошего качества может превышать 100 тысяч рублей.


Не прошло и трёх лет со дня смерти Петра I, как его «изобретение», бородовые знаки, были собраны со страны и переплавлены в монеты. Поэтому отыскать подобный жетон даже 1705 года массовой чеканки – величайшая нумизматическая удача. Значительно поднимает цену знака его хорошая сохранность.

  • Бородовой знак – особенности появления и выдачи
  • Описание
    • Геометрические параметры и особенности чеканки года
  • Разновидности бородового знака
    • С надчеканом
    • Без надчекана
  • «Новоделы»
  • Копии и подделки
  • Цена

Бородовой знак – особенности появления и выдачи

Бородовой знак (народное прозвание «окаянная грамота») начал чеканится по указанию Петра I в качестве взимания пошлины за ношение бороды. Выдавались в Приказе земских дел. В другие города посылались из Москвы в приказные избы. Обязательно производились учётные записи о выдаче. Знаки 1705 года не имеют приспособлений крепления к одежде, поэтому напрашивается вывод о том, что «петровы грамоты» просто показывали. Они же служили платёжным средством, за что получили второе название «бородовая копейка».

Бородовой знак

Описание

Круглый бородовой знак 1705 года отчеканен из меди по размеру копейки. Точный тираж неизвестен. Год стал массовым выпуском знака. Чеканка производилась Кадашевским монетным двором Москвы. Вес монеты – 4,50-5,20 г. По аверсу и реверсу окантовка из продолговатых точек. Нумерация по каталогам: Биткина – Ж3892, Ж3893, Ж3895. Петрова – 10 рублей.

Геометрические параметры и особенности чеканки года

  • Диаметр – 22-24 мм.
  • Гурт гладкий.
  • Обозначение года буквами кириллицы: «҂АѰЕ», где «А» соответствует цифре 1, «Ѱ» – 700, «Е» – 5. Предшествующий знак «҂» умножает рядом стоящее число на 1 тысячу.

Оборотная сторона – чеканка «ДЕНГИ ВЗѦТЫ», ниже изображение носа с усами и бородой под ним. Возможен надчекан – вдавленное клеймо в виде герба в левой части изображения.

Разновидности бородового знака

Основные отличительные особенности знаков – отсутствие или наличие надчекана. Более редким является знак с широкой бородой.

С надчеканом

Версии появления надчекана: обозначение продления срока действия жетона ещё на один год, подтверждение получения его в надлежащем месте (законным путём), учёт на монетном дворе во избежание воровства.

Как выглядит бородовой знак

На знаках с узкой бородой использовались все типы надчекана, для «широкобородых» жетонов использовались клейма № 2 и 3.

Без надчекана

Биткин – № Ж 3895

Вариант 4. Корона с тремя тонкими зубцами, крылья орла тонкие и редкие/узкая борода, верхушка носа под средней частью буквы «Ѧ». Вокруг аверса и реверса окантовка из продолговатых точек.

Бородовой знак Биткин № Ж 3895

«Новоделы»

Чеканка «новоделов» вошла в оборот в середине XVIII века, когда среди богатых людей пришла мода обзаводиться небольшими коллекциями монет. Знаки подобного рода чеканились на монетном дворе Санкт-Петербурга вновь вырезанными штемпелями. Они имеют значительные отличия от оригиналов: иная чеканка герба и шрифтов, окантовки, расположение носа. Только один редчайший тип имеет надчеканку.

Бородовой знак 1705 года в известных каталогах Ильина, Узденикова, Дьякова, Семёнова и ряда других экспертов не описан.

Бородовой знак Биткин 3894

Копии и подделки

Основные сплавы чеканки копий – медь, латунь и серебро. Диаметр обычно соответствует оригиналу. Монета может быть тяжелее от 0,5 до 3 г в среднем.

Стоимость знаков с надчеканом выше обычных жетонов. Одновременно экземпляры в очень хорошем состоянии значительно дороже сохранности «F» и менее.


Когда приводят данное выраже­ние, вторую его половину обычно заключают в кавычки: дескать, слы­шали мы этот анекдот давным- давно. Но вот лежит на ладони мед­ный кружок величиной с трехкопееч­ную монету. Он неказист с виду, но встречается теперь редко и повест­вует о любопытных фактах — до своего появления, в современные ему годы, в дальнейшем. Предоста­вим же ему слово и убедимся сами, что заглавие предпринятого истори­ко-нумизматического экскурса можно понимать также в буквальном смысле.

Александр Македонский, гото­вясь к походу в Индию, узнал однаж­ды, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы во время сражения хватать врагов за бороды. Полководец приказал своим солда­там сбривать с лица раститель­ность, что постепенно стало обыча­ем не только для войска, но и для многих греков вообще. Обычай этот впоследствии переняли римляне, а от них — другие народы.

В связи со сказанным, следует, однако, подчеркнуть, что еще 140 лет назад английским Адмирал­тейством был издан циркуляр, по которому морским офицерам за­прещались бороды и усы, пока идет флотская служба. В свою очередь, указ по французскому военно-мор­скому ведомству разрешал носить только бакенбарды.

Что же касается “бородового дела” на Руси, то наши предки отно­сились к нему с большим почтени­ем, даже охраняли именем закона. Так, в “Русской правде”, сборнике постановлений Х1-Х1 веков, записа­но: при нанесении увечья виновника надобно штрафовать на 3 гривны, а за “лишение бороды” — на 12 гри­вен. Ибо человек создан по образу и подобию Божьему.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, посещавший Московию три столетия назад, сообщал о при­ближенных царя, что бояре, “имев­шие брады долгие”, пользовались при дворе особым благорасположе­нием. “Его царское величество вы­ставляет таких людей на торжест­венных приемах, полагая этим все­лить в иноземцах большее к своей особе уважение”.


Но по-иному думал Петр I. Воз­вратясь из первой же заграничной поездки, он издал указ на обяза­тельное брадобритие, начиная с бояр. Указ вызвал широкое недо­вольство в народе, и тогда царь по­велел другое. Развивающееся госу­дарство российское остро нужда­лось в денежных средствах, а посе­му желающие носить бороду упла­чивали в казну специальный налог — от 2 денег с крестьянина при въезде в город или выезде из него до 100 рублей ежегодно с купца име­нитого.


Уплатившие налог получали мед­ные жетоны, которые в значитель­ном количестве были наготовлены Московским Монетным двором и получили в обиходе название бородовых знаков. На лицевой стороне каждого такого знака изображался гербовый двуглавый орел, а ниже — год, обозначенный “славянской ци­фирью”: 1705 (немногие, экземпля­ры, помеченные 1698 или 1699 го­дами, как и серебряные знаки, имели пробный характер). На обороте знака красовалось изображение носа, губ, усов и, разумеется, боро­ды — в сопровождении столь же примечательной надписи “Денги взяты”. Иной раз встречается здесь же маленькая надчеканка двуглаво­го орла, которая, возможно, стави­лась на знаках, выдававшихся в пос­ледующие годы (также, вероятно, что она, подобно печати, удостоверяла оплату налога).

Все, носившие бороду, были обя­заны постоянно носить при себе и бородовой знак. Кроме того, боро­дачам (за исключением сельских жителей) предписывалось носить одежду особого покроя; в против­ном случае власть предержащая на­кладывала 5-ти рублевый штраф, а в присутственных местах прошение такого “провинившегося в неуказанной одежде” не рассматривалось. И, конечно же, не дай Бог, если обна­руживалось, что кто-либо носит свою бороду “безданно и беспош­линно” или же знак был получен обманно: таких бедолаг нещадно и прилюдно били кнутовьем, а случа­лось, отправляли на каторгу.


В последние годы жизни Петра, 1724-1725, была сделана попытка ввести бородовые знаки нового об­разца — ромбические, односторон­ние, с надписью “С бороды пошлина взята”. Но эти знаки остались проб­ными.

Проходили годы, сменялись на троне правители и правительницы, стали историей или достоянием ну­мизматов пресловутые бородовые знаки, снисходительнее стали отно­сится к самим “бородолюбцам”, но пошлину с последних продолжали взимать исправно — вплоть до 1772 года. Бритье осталось обяза­тельным для придворных, чиновни­ков и, опять же, военных.

Во 2-ой половине прошлого века ношение бороды разрешили, вроде бы, всем; но порой в этом, навер­ное, наиважнейшем вопросе наблю­далась явная путаница, особенно в отношении армии и флота. Так, в 1861 году газета “Пермские губерн­ские ведомости” сообщала: “Госпо­дином губернатором замечено, что многие дозволяют себе ношение усов и бороды, каковые по закону разрешены только чинам военным. Посему повелевается: усы и бороды сбрить и впредь правительствен­ных постановлений не нарушать”. А спустя 13 лет центральные “Русские ведомости” извещали читателей: “В непродолжительном времени лицам военного звания дозволено будет ношение бороды. Неизвестно, рас­пространится ли это на лиц офицер­ского ранга или допущено будет также и для нижних чинов, хотя предполагают, что исключений не будет”.

Зато торжество всех бородачей было отмечено в наши дни, в 1974 году. Посетители Берлинского музея парикмахерского искусства знакомились тогда с выставкой “Все о модной бороде”, где были пред­ставлены различные фасоны бород и предметы ухода за ними в разные времена — всяческие гребешки, щеточки, даже ленты для украше­ния. Бородовые знаки петровской России в экспозицию не вошли, хотя изображенная на них “усредненная” борода, несомненно, имела свой конкретный фасон.

Читайте также: