Заявление на перерасчет земельного налога

Опубликовано: 30.04.2024

Заявление в налоговую – это официальное обращение ФЛ или ЮЛ к госоргану. Основание для его составления – потребность в реализации своих прав. Заявление не оформляется, если есть факт нарушения прав заявителя. В этом случае составляется жалоба, которая отличается от заявления и по форме, и по функциям.

Основная информация

Заявление – это документ, позволяющий лицу воспользоваться конституционными правами и свободами. Его рассмотрение регулируется ФЗ №59 «О порядке рассмотрения граждан» от 2 мая 2006 года.

Налоговая – это госорган, а потому обращение в структуру отличается повышенным формализмом. Для заявления требуется бланк. Сведения вносятся в него на основании инструкции.

Требования

Заявление должно соответствовать этим нормам:

  • Сведения, излагаемые в бумаге, должны быть правдивыми. Следует перепроверять достоверность цифр. В частности, нужно правильно указывать коды регионов, действий.
  • В заявлении должна быть «шапка». В ней нужно прописать реквизиты налоговой, которая является получателем документа. Уточнить их можно при помощи сервиса nalog.ru. Для этого нужно ввести в соответствующее поле адрес регистрации.
  • В шапке документа должны быть данные об отправителе: ФИО, адрес, ИНН.
  • При заполнении заявления нужно использовать черные чернила. Писать требуется разборчиво, желательно печатными буквами.
  • Если заявление составлялось в присутствии инспектора, подпись на нем нужно заверять. Если документ отправляется в налоговую почтой, нужна виза нотариуса.

Заявление состоит из частей: «шапка», название документа, «тело», подпись и дата.

Особенности составления разных видов заявлений

В налоговую могут направляться разные виды заявлений. На виды они разделяются в зависимости от цели направления и содержания.

О получении ИНН

Любой плательщик налогов ставится на учет в ФНС. Постановка на учет выполняется в течение 5 дней после направления заявления. Последнее составляется по форме №2-2-Учет, установленной приказом ФНС №ЯК-7-6/488@ от 11 августа 2011 года.

О вычете

Вычет представляет собой сумму, сокращающую расчетную базу при определении налога. Различают эти виды вычетов:

  • Обычные.
  • Вычет на ребенка.
  • На инвестиции.

Возврат налога выполняется на основании заявления. Форма его установлена приказом ФНС №ММВ-7-8/182@ от 14 февраля 2017 года.

О выдаче справки о том, что у плательщика нет долгов

Плательщик может запросить информацию о наличии/отсутствии задолженности по налогам. Для этого нужно запросить справку. Она может понадобиться, к примеру, при получении ипотеки.

Форма заявления не утверждена. То есть, документ может составляться в свободной форме. Однако рекомендуется придерживаться именно стандартной структуры: «шапка», название, текст с сформулированным запросом, подпись и дата.

На возврат или зачет налога, который был излишне уплачен

  • возврат денег;
  • зачет средств в счет следующих выплат.

Заявление нужно подавать в течение 3 лет с момента переплаты. Средства должны быть возвращены на протяжении месяца с момента получения бумаги налоговой. Заявление можно подать в электронном формате. Для этого нужно зайти в личный кабинет ФНС.

Об отсрочке уплаты

Иногда ФЛ или ЮЛ не могут уплатить налог своевременно. В этом случае они могут запросить рассрочку. Суммы, на которые оформляется рассрочка, не могут быть больше стоимости собственности должника, на которую уплачивается налог. Для получения льготы требуется составить заявление по форме, указанной в приложении №1, утвержденном приказом ФНС №ММВ-7-8/469@ от 28 сентября 2010 года.

ВНИМАНИЕ! Если оформляется рассрочка, происходит начисление процентов.

О выдаче льготы

Ряд плательщиков может уменьшить сумму налогов на землю, транспорт и имущество, или же вовсе отменить платеж. В частности, льгота полагается военнослужащим, инвалидам первых и вторых групп, пенсионерам и лицам, заслужившим статус героя РФ. Для получения льгот также понадобится подать заявление.

Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.

Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.

Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.

Основания для перерасчета земельного налога

Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.

Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило. Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.

Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:

  • Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
  • Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.

Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет. Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога. При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.

Как сделать перерасчет земельного налога?

Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.

Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.

Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.

Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся кадастровой ошибки.

Образец заявления на перерасчет земельного налога

Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.

Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.

Перерасчет земельного налога по решению суда

Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.

Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды

Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица. Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом. Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.

При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.

Заявление на возврат земельного налога физическими лицами

Хотя в законодательстве не предусмотрено единой формы заявления, в результате юридической практики был разработан бланк этого документа. Оформляя его, нужно придерживаться стандартных процессуальных правил в отношении заполнения заявления (письменная форма, внесение достоверной информации, наличие подписи заявителя и т.д.).

Инструкция по составлению заявления на возврат земельного налога физическими лицами:

  1. Сначала составляется шапка документа, в которой нужно указать кто и кому направляет заявление. Также в ней указываются паспортные и контактные данные заявителя, включая ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона и адрес проживания.
  2. Затем оформляется основная часть документа, которая начинается словом «Заявление», написанным по центру документа. В этом же разделе заявитель должен указать суть прошения — проведение перерасчета или земельного налога единицы недвижимости, владельцем которой является заявитель. В любом случае требуется указать причину для проведения процедуры
  3. В завершающей части нужно указать дату, когда заявление было составлено, поставить свою подпись и вписать расшифровку подписи.

На этом процедура составления заявления на перерасчет или возврат земельного налога завершена. Образец документа можно найти ранее в статье.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество физических лиц


С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбит­ражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ООО

Юридическая компания Аймрайт

Кадастровая стоимость земельного участка формирует налоговую базу по земельному налогу, поэтому чем больше кадастровая стоимость — тем больше налог, чем меньше кадастровая стоимость — тем меньше налог. Если государство устанавливает завышенную кадастровую стоимость, что приводит к завышенному размеру земельного налога, следует предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка через суд или комиссию при Росреестре.

Однако можно ли произвести перерасчет земельного налога за период до вступления в силу решения суда или комиссии об установлении кадастровой стоимости равной рыночной? Допустим, что субъект РФ установил кадастровую стоимость участка с 01 января 2013 года в размере 10 млн рублей. Собственник участка обратился в суд за изменением кадастровой стоимости 01 августа 2014. Решением суда от 01 октября 2014 года эта стоимость была признана завышенной и установлена кадастровая стоимость равная рыночной в размере 5 млн рублей. Поскольку в период с 01.01.2013 до 01.10.2014 действовала завышенная кадастровая стоимость (10 млн рублей), может ли собственник земельного участка требовать перерасчета земельного налога за этот период, исходя из сниженной стоимости (5 млн рублей)?

Рекомендуем прочесть: Возвращение налога за ипотеку

Особенности расчёта

По закону перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости необходим при владении участком земли не весь налоговый период. То есть – не целый календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). В такой ситуации кадастровая оценка может меняться по трём причинам. Вследствие:

  1. Смены вида разрешенного использования;
  2. Перевода участка из одной категории земель в другую.
  3. Изменения площади участка.

На основании статей 391 и 396 Налогового кодекса РФ всё это обязывает вести расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости с учётом сразу двух коэффициентов – Кв и Ки.

Однако, как отмечают Минфин и ФНС, в главе 31 НК РФ «Земельный налог» не прописаны правила расчета налога и авансового платежа по нему, когда нужно одновременно применить оба коэффициента – Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы (не исключено, что законодатели в скором будущем поправят эту ситуацию).

ФНС полагает, что значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде.

Предлагаем ознакомиться: Какой налог с продажи земельного участка для физлиц

При возникновении/прекращения в течение налогового/отчетного периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) расчет налога (авансового платежа) производят с учетом коэффициента Кв. Он представляет собой отношение полных месяцев участка в собственности к календарным месяцам в налоговом/отчетном периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ).

При смене в течение налогового/отчетного периода вида разрешенного использования участка, его перевода из одной категории земель в другую и/или изменении площади расчет налога (авансового платежа) производят с учетом коэффициента Ки. Его определяют аналогично п. 7 ст. 396 НК РФ (п. 7.1 ст. 396 Кодекса).

От этого показателя напрямую зависит кадастровая стоимость (для каждой категории она существенно отличается и рассчитывается на основании установленных законодательно показателей). Аналогичная ситуация возможна и с изменением вида разрешенного использования участка.

Данная ситуация является нередкой, хотя и к работе кадастрового инженера выдвигаются довольно жесткие требования — как относительно его личных знаний и опыта, так и касательно проведения самих работ. Однако гарантии отсутствия ошибок это все равно не дает.

В частности, ошибки инженера могут быть связаны с неправильно установленными границами (в результате чего будет совсем другая площадь) или же с неправильными расчетами самой стоимости, после чего неправильные данные будут занесены в кадастр.

Данная ситуация возможна, если собственник подал в суд иск с целью оспорить кадастровую стоимость, установленную ранее. В ходе этого проводится еще одна, независимая оценка земли, в результате чего данный показатель чаще всего снижается.

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т. д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Порядок расчета налога после этого также будет отличаться в зависимости от конкретной ситуации.

В большинстве случаев этот вариант используется, когда данный показатель был уменьшен, причем по причине исправления кадастровых ошибок или вступившего в силу решения суда с измененной стоимостью.

При этом в отдельных случаях снизить налог к уплате можно не только за тот год, когда стоимость была пересмотрена, но и за несколько предыдущих периодов (но не более чем за три).

Обязательным условием при этом является тот факт, чтобы и в эти периоды применение прежней стоимости было необоснованным.

То есть, если стоимость изменилась в 2020 году, то использовать ее для расчетов можно будет лишь при вычислении налога за 2020 год. Что касается 2020 года, то за него плата будет считаться еще по старому показателю.

В частности, данный вариант распространяется на ситуации, когда изменения произошло по следующим причинам:

  • перевод земли в другую категорию;
  • изменение вида разрешенного использования;
  • пересчет площади земельного участка.

Также рекомендуется использовать такой вариант во всех ситуациях с изменением стоимости, когда она была скорректирована в сторону повышения, независимо от причин, по которым это произошло. В частности, такое мнение содержится в письме Минфина России от 05.09.2013 г. № 03-05-05-02/36540.

налога на дарение земельного участка

освобождены близкие родственники.

Можно ли приобрести земельный участок на средства материнского капитала Узнайте об этом здесь.

Хотите взять ипотеку в Россельхозбанке Об условиях вы можете прочитать в нашей статье.

После изменения кадастровой стоимости участка плательщику необходимо предпринять ряд следующих действий:

  1. Подготовка документов с новой кадастровой стоимостью. Стоит учесть, что данные о произошедших изменениях обязательно должны быть занесены в реестр и закреплены документально. Только в этом случаев становится возможным пересчет величины земельного налога.
  2. Подача документов в ИФНС. Обращаться необходимо в то отделение инспекции, где собственник земли состоит на учете в качестве плательщика земельного налога. Там же можно и получить подробную консультацию относительно того, когда именно будет применяться новая кадастровая стоимость — с текущего года или уже со следующего.
  3. Ожидание уведомления из налоговой с суммой к оплате. Данный этап распространяется только на физ лиц (граждан и ИП), юрлица обязаны рассчитывать этот показатель самостоятельно.

В большинстве случаев сотрудники инспекции применяют для расчетов новую стоимость со следующего налогового периода, с чем плательщики соглашаются далеко не всегда.

В такой ситуации единственным вариантом решения проблемы является обращение в суд, где и будет точно установлено, когда именно должна применяться новая кадастровая стоимость.

Предлагаем ознакомиться: Налог на выйгрыш в латорее

Стоит отметить, что именно судебная практика и является определяющим фактором при решении вопросов о том, как именно должен в данной ситуации рассчитываться земельный налог. Это связано, в частности, с тем, что четкого законодательного регулирования этот вопрос не имеет, поэтому дело решается в суде с рассмотрением его конкретных обстоятельств.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка существенно влияет на величину и порядок расчета налога, который выплачивается с данного объекта недвижимости.

Причем это влияние может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, от чего напрямую зависит, с какого именно налогового периода данные изменения смогут быть применены.

звоните по телефонам

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Как сделать расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В каких случаях необходим перерасчет налога?

Согласно разъяснениям ФНС существует 2 таких случая:

1) Налоговое уведомление содержит устаревшие или ошибочные сведения

2) Не были начислены льготы, полагающиеся Вам по налогу на имущество физических лиц

Обратите внимание, что налоговая инспекция не будет заниматься перерасчетом налога в отсутствие заявления налогоплательщиком одной из указанных причин перерасчета. При получении налогового уведомления с ошибками или при отсутствии в нем причитающихся Вам льгот необходимо незамедлительно подготовиться к составлению заявления в местную налоговую инспекцию, так как Вы можете успеть изменить сумму еще до истечения срока по уплате налога. Однако даже если Вы уже уплатили налог по недостоверному уведомлению, закон разрешает налогоплательщику требовать перерасчет ряда налогов, которые уплачиваются в уведомительном порядке, в течение 3 налоговых периодов, то есть за последние 3 календарных года. Именно в этот срок необходимо обнаружить ошибку в налоговом уведомлении.

НАПРИМЕР

Если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14.

Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 февраля 2017 г. N 32-КГ16-33

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Холодцовой Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Е.А. об устранении кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости и понуждении произвести перерасчет земельного налога, по кассационной жалобе Спиридоновой Е.А. на решение Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области Малинко Е.Ю., Смирнова С.Л., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Решением Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления Спиридоновой Е.А.

Определением судьи Саратовского областного суда от 29 июля 2016 г. административному истцу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Спиридонова Е.А. ставит вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены состоявшихся судебных актов.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2016 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Налоговой инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Отказывая в удовлетворении требований о признании наличия кадастровой ошибки, суды пришли к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на момент обращения административного истца в суд не являлась актуальной и не затрагивала права Спиридоновой Е.А., так как уже действовала новая кадастровая стоимость данного земельного участка, подлежащая применению при определении налоговой базы по земельному налогу. Также в рамках данного административного дела судами рассмотрены требования истца об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимого имущества и о пересчете платежей по земельному налогу.

Судебная коллегия находит данные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, Спиридоновой Е.А. с октября 2011 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв. м, расположенный по адресу: .

Постановлением Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 г. N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области" (далее - Постановление N 108-П) удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, входящих в состав СНТ " ", установлен в размере 57,85 руб. за 1 кв. м.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 г. N 1185-р (далее - Распоряжение N 1185-р), которым утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области, удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, входящих в состав СНТ " ", установлен в размере 74,01 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость названного земельного участка составила 29 604 руб.

Вместе с тем в государственном кадастре недвижимости в период с 1 января 2010 г. и до внесения сведений согласно Распоряжению N 1185-р содержались перенесенные из Приложения к оценочной описи данные о кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 2 248 800 руб., что не соответствует кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с утвержденным Постановлением N 108-П удельным показателем.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, Налоговой инспекцией была определена сумма земельного налога, подлежащая уплате Спиридоновой Е.А. за 2011 - 2013 годы. Судом первой инстанции установлено, что административным истцом получены налоговые уведомления в 2014 году.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Вместе с тем требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом .

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество ( пункт 4 статьи 391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами ( пункт 3 статьи 396 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления ( пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Согласно редакции данного пункта , действующей с 1 января 2017 г., изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у административного истца возникла только с момента получения налоговых уведомлений в 2014 году и до момента ее исполнения административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки и пени, исходя из налоговой базы по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, исчисленной на основании не оспоренной кадастровой стоимости, у Спиридоновой Е.А. сохранялась возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета налоговой базы по земельному налогу за указанные периоды.

Выводы судов первой и второй инстанций о том, что оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала прав административного истца, сделаны без выяснения, какого рода была допущена ошибка при определении кадастровой стоимости согласно Приложению к оценочной описи и имелась ли возможность применения для налоговых правоотношений кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, являвшейся архивной на дату обращения административного истца в суд.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления N 28, в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей ( пункт 15 статьи 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Вместе с тем требования административного истца об обязании Налоговой инспекции произвести перерасчет земельного налога за 2011 - 2013 годы рассмотрены в рамках дела об оспаривании кадастровой стоимости.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения в применении и толковании норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением материала на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении судам следует разрешить спор с учетом изложенных в настоящем определении положений о применении норм материального права, обеспечив установление всех необходимых для разрешения спора фактических обстоятельств, и принять по его результатам законные и обоснованные судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Читайте также: