Зарубежный опыт налога на добычу полезных ископаемых

Опубликовано: 21.09.2024

Характеристика лицензионных и контрактных фискальных систем, которые применяются к добыче углеводородного сырья. Особенности рентного налогообложения иностранных государств. Фактором, влияющие на величину ставки налога по добыче полезных ископаемых.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.09.2018
Размер файла 11,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Добыча углеводородов по сравнению с другими видами полезных ископаемых характеризуется относительно высокими рентными доходами, что обуславливает особую значимость вопросов налогообложения нефти и газа.

При выборе того или иного подхода к налогообложению добычи углеводородного сырья во всем мире учитывают необходимость решать следующие задачи: обеспечение максимальной доходности для бюджета; стимулирование рациональной эксплуатации недр; обеспечение энергобезопасности; поддержка смежных отраслей (мультипликативный эффект); повышение конкуренции.

Несмотря на разнообразие моделей налоговых механизмов, приемов, действующих в разных странах, в части налогообложения нефти и газа, можно говорить о преобладании в государствах с существенными запасами нефти и газа двух моделей, используемых для налогообложения добычи полезных ископаемых, которые различаются между собой в зависимости от используемой налогооблагаемой базы. В первом случае налог взимается с каждой добытой единицы полезного ископаемого или с выручки и по сути представляет собой плату за право разработки природных ресурсов (роялти). Во втором случае налогообложению подвергается финансовый результат (под которым зачастую понимается прибыль) в целом по компании либо по отдельным активам.

Еще одним важным фактором, определяющим специфику налогообложения природных ресурсов, является порядок распределения прав собственности на участки недр. В Бразилии, Мексике, Чили право государственной собственности на недра признано и закреплено законом; право государственной собственности на недра распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, с допущением частной собственности (Франция, Германия, Япония); при наличии частной собственности на земельный участок, допускается право собственности на полезные ископаемые, расположенные на территории данного участка (Англия, Канада, отдельные штаты США) [1, с. 246].

Таким образом, фискальные системы, применяемые к добыче углеводородного сырья, подразделяются на две основные группы - лицензионные и контрактные. При лицензионной системе право собственности на добытые углеводороды принадлежит пользователю недр, в контрактных системах право собственности сохраняется за государством, а инвестор получает только возмещение затрат и вознаграждение. Наиболее распространенным видом контрактной фискальной системы является соглашение о разделе продукции (СРП). В большинстве случаев СРП используются развивающимися государствами по отношению к иностранным компаниям, поскольку такие соглашения, как правило, регулируют не только налоговые вопросы, имеют приоритет над национальным законодательством, а споры по таким соглашениям разрешаются в иностранных судах.

Лицензионная система допускает частную собственность на минеральные ресурсы применительно к недрам. В большинстве стран доминирующим является право государственной собственности на недра [2, с. 13], когда государство передает право пользования участками недр компаниям или частным лица, номинально сохраняя за собой право собственности на минеральные ресурсы. При этом право собственности на добытое минеральное сырье принадлежит пользователю недр, а государство получает от него фиксированные или переменные платежи.

Фактором, влияющим на величину ставки налога по добычи полезных ископаемых, является степень заинтересованности государства в определенном виде сырья. Так, например, в странах Юго-Восточной Азии применяют пониженную ставку налога при разработке золоторудных месторождений, исходя из значительного импорта золота в эти страны, а в Великобритании при освоении морских месторождений нефти, которые требуют значительных капитальных затрат, применяется нулевая ставка [3].

Для того чтобы лучше понять систему налогообложения добычи полезных ископаемых можно рассмотреть более подробно несколько зарубежных стран. Во Франции, например, система налогообложения природных ресурсов включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, налог на деятельность по добыче в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов.

В странах с развитой экономикой (США, Норвегия и др.) налогообложение природных ископаемых регулируется законодательством страны, тогда как в странах с развивающейся экономикой (Нигерия, Иран и др.) регулирование данной отрасли осуществляется посредством проведения переговоров. В таблице 1 приведены методы изъятия ренты, в том числе особенности налогообложения, в нефтедобывающей отрасли развитых и развивающихся стран.

фискальный налогообложение углеводородный рентный

Таблица 1 - Особенности рентного налогообложения иностранных государств

Налоговый: США, Канада, Норвегия Великобритания Венесуэла

1) развитая экономика;

2) регулирование недропользования законодательством;

3) обложение доходов

Гибкая налоговая система. Отсутствие прямого участия государства. Прямое финансовое участие государства. Дополнительный доход на доход. Национальная нефтяная компания страны

Неналоговый: Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Нигерия, Египет Индонезия, Бразилия, Азербайджан, Казахстан

1) развивающаяся экономика;

2) регулирование недропользования путем переговоров;

3) возмещение затрат и выплата нормативной прибыли

Сервисные контракты. Фиксированная норма прибыли. Запрет концессий. Отсутствие налога на прибыль. Создание совместной компании. Изменение пропорций в СРП. Два вида соглашений. Налог на сверхдоходы

В ряде стран распространение имеет налог на финансовый результат (НФР), но мировой опыт использования данного налога неоднозначен. Данная модель получила распространение в Великобритании, которая отказалась от роялти на новых лицензиях еще в 1982 году, а окончательную отмену произвела в 2002 году. В результате, в Великобритании действуют три налога от добычи нефти: 30 %-ый корпоративный налог и 50 %-ый нефтяной налог для «старых» лицензий, по которым разрешение на разработку выдано до 16 марта 1993 года. Суммарная эффективная ставки налогообложения прибыли в Великобритании составляет 60% для «новых» лицензий и 80% - для «старых». При этом применяются стимулирующие вычеты из дополнительного налога для отдельных категорий запасов.

Норвегия также отказалась от применения роялти, и её стабильная налоговая система служит примером в секторе добычи углеводородов. Но в данном случае эффективность такой системы легко объясняется особенностями менталитета этой страны: налог администрируется государственными компаниями “Statoil” и “Petoro”, которые в обязательном порядке участвуют во всех проектах по добыче нефти. Искажать отчетность в такой ситуации просто никому не приходит в голову. Эффективная ставка налогообложения прибыли неизменна с 1992 года и составляет 78% (сумма корпоративного налога на прибыль (25%) и дополнительного нефтяного налога (53%)) [5]. Инвестиции равными суммами вычитаются в течение четырех лет, при этом применяется аплифт (повышающий коэффициент) 22% от размера инвестиций.

В США дополнительное налогообложение прибыли не используется, но ставки налога на прибыль сравнительно высоки, значительную фискальную роль играют бонусы. За счет конкурентного рынка и широкого доступа к ресурсам углеводородов величина собираемых бонусов довольно внушительна и сопоставима с размером роялти. По существу, бонус является инструментом изъятия ренты от добычи на самом раннем этапе - до получения дохода.

Основные параметры рассмотренных систем налогообложения нефти и газа сведены в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнение систем налогообложения добычи углеводородов по странам

Ставка налога на базе прибыли, %

Ставка налога на базе валовых показателей, %

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ «налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].

Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ "О недрах". Существовало 4 вида платежей:

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– платежи за пользование недрами;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами", которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.

Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в

двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.

Акцизами облагались три вида минерального сырья: нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

С 1 января 2002 года взамен данных трех видов налога вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является сменой действующих налогов, но между ними есть существенные отличия.

Схемы уплаты по этим налогам были нечувствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в достаточно невысоких бюджетных поступлениях - около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Введение НДПИ было проведено для того, чтобы при высоки ценах на нефть было увеличение поступлений в бюджет и для создания условий для повышения собираемости этого налога. Размер ставки налога был поставлен в прямую зависимость от мировых цен на нефть. Для стимулирования легализации объемов добытой нефти правительство использует право предоставления доступа к трубопроводному транспорту. Таким образом, возможность экспортировать сырье в определенной степени зависит от объема уплаченных налогов.

На сегодняшний день Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть[3]:

– полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;

– полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;

– полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Плательщиками НДПИ являются организации, либо индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых[3].

В данной статье рассмотрим, как исчисляется НДПИ на нефть в 2017 году. Формула вычисления НДПИ[2]:

НДПИ = 470* Кц* Кв*Кз, (1.1)

где Кц- Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:


Кц = (Ц − 15)x Р/261 , (1.2)

где Кв-коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр.


Кв = 3,8 − 3,5 x N/V, (1.3)

где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;

V - начальные извлекаемые запасы нефти.

Кз - коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр.

Кз = 0,125 х Vз + 0,375, (1.4)

где Vз - начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн.

Кз принимается равным 1 в случае: если величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05.

Ст.342 п.1 гласит: «Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в случае[1]:

– полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

– полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

– нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн.

– сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);

– нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн

– Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года;

Таким образом, можно сказать, что в России основная поддержка государства - в виде 0% НДПИ некоторых участков нефти и в расчете формулы НДПИ используются разного рода понижающие коэффициенты.

Сравним долю налога за пользование недрами и долю НДПИ в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2001 и в 2017 году. В 2001 году налоговые доходы в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 2345000 тыс.руб., из них платежи за пользование недрами – 135700 тыс.руб., что в процентном соотношение составляет – 5,79%(рис 1)[5].

На настоящий момент времени, в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ, на долю НДПИ приходится 22,7% (рисунок 2),то есть преобладающая часть поступлений в бюджет – поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых[6].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реформа, связанная с изменением налога на добычу полезных ископаемых привела к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет в несколько раз, следовательно, и к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.

1. Бобылев Ю. статья «Двадцать лет отечественной нефти», журнал «Нефть России» №11, 2012г., стр.6;

2. Налоговый кодекс РФ;

3. Фролова Т.А. «Налогообложение предприятия» Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010;

Зарубежный опыт экологического налогообложения

Одной из важнейших проблем современности является проблема загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и прочих результатов деятельности человека, что вызывает постоянно растущее в обществе беспокойство за последствия, которые становятся все более значительными. Это вызвало необходимость создания новых инструментов решения проблемы и их развитие во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономической.

В частности, это касается налоговых систем, в которые вносились изменения уже начиная с конца 80-х годов прошлого века, когда впервые была официально подтверждена необходимость введения так называемых экологических налогов по принципу «платит загрязнитель». Уже в начале 90-х годов ряд европейских стран включил в свои налоговые системы налоговые платежи на выбросы вредных веществ.

Сейчас в разных странах экологические налоги представляют собой совокупность определенных налоговых платежей зачастую схожих по своей природе и в зависимости от цели делятся на несколько групп:

1. Сборы, направленные на покрытие государственных расходов на природоохранную деятельность ( cost - covering charges ).

2. Стимулирующие сборы ( incentive charges ). Они направлены на стимулирование налогоплательщиков совершенствовать свою деятельность для минимизации наносимого окружающей среде ущерба.

3. Налоги, направленные исключительно на увеличение государственных доходов ( fiscal environment al taxes). [1]

В зависимости от сферы применения такие налоги делятся на энергетические ( energy taxes ), транспортные ( transport taxes ), на выбросы загрязняющих веществ ( taxes on pollution ) и на неэнергетические природные ресурсы ( taxes on non - energy natural resources ). В системах экологического налогообложения большинства стран можно встретить примеры налогов и сборов, относящихся ко всех вышеуказанным группам.

Примером страны, которая активно разрабатывает национальное законодательство в этой области, может служить Великобритания. В качестве основных инструментов природоохранной политики в сфере налогообложения можно выделить несколько особо важных налогов: к ним относятся сбор за изменение климата ( climate change levy ), налог на захоронение отходов ( landfill tax ), общий совокупный налог ( aggregate levy ) [2] . Рассмотрим их подробнее.

Сбор за изменение климата может оплачиваться двумя способами: по основным установленным законодательством ставкам и по тарифам платежа за использование углеводородного сырья ( carbon price support ). В первом случае объектами налогообложения являются электричество и газ (в киловатт-часах – кВтч) в том числе сжиженный попутный газ ( liquefied petroleum gas ), а также разные виды твердого топлива – бурый уголь, кокс и прочие (в килограммах – кг). При этом возможна уплата сбора как по основным ставкам, так и по льготным. Налогоплательщик использует основные ставки в том случае, если ведет бизнес в следующих секторах: промышленный, коммерческий, сельскохозяйственный, а также в оказании общественных услуг.

Льготные ставки могут быть использованы в том случае, если, например, его производство потребляет малое количество энергии, использует бытовое энергосбережение или является благотворительной организацией, занимающейся некоммерческой деятельностью. Вдобавок к этому, организация может применять пониженные ставки сбора, если использует энергоемкое производство и участвует в соглашении об изменение климата ( Climate change agreement ) с Агентством по охране окружающей среды.

Кроме льготного налогообложения предусмотрено также полное освобождение для организаций, использующих электричество, газ и твердое топливо, если выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) данные источники энергии не будут использованы на территории Великобритании;

2) они используются в определенных процессах производства тепла и электроэнергии ( combined heat and power ), зарегистрированные в рамках программы обеспечения качества ( combined heat and power quality assurance );

3) они используются в целях производства электроэнергии на электростанциях мощностью от 2 МВт;

4) используются в качестве топлива для определенных видов транспорта.

Второй вид сбора за изменение климата представляет собой плату за выбросы при использовании углеводородного сырья ( carbon price support ) используется для владельцев электростанций или теплоэлектростанций. Данный вид сбора предусматривает стимулирование производителей электроэнергии таким образом менять свой процесс производства, чтобы снизить количество выбрасываемых парниковых газов.

Общий объем поступлений от данного вида сбора представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Объем поступлений от сбора за изменение климата

Великобритании за период 2015-2018 гг (млн £)

Сбор за изменение климата

Сбор за использование углеродов

Налог за захоронение отходов взимается, когда отходы утилизируются на площадках, имеющих специальное экологическое разрешение или лицензию соответствующих природоохранных органов.

Объектом налогообложения являются отходы, которые подразделяются на две группы: инертные ( inactive / inert waste ) и активные ( active waste ). Инертными признаются те отходы, которые не являются ни химически, ни биологически активными и не разлагаются (например, песок, щебень, бетон). Это имеет особо важное значение, поскольку инертные отходы, как правило, требуют более низких сборов за удаление, чем биоразлагаемые или опасные отходы. В связи с этим применяются две ставки данного налога – основные и пониженные (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки налога за захоронение отходов в Великобритании

2018 (с 01.04.2018)

2019 (с 01.04.2019)

Основная ( £ за тонну)

Пониженная ( £ за тонну)

Налогоплательщиками являются владельцы свалок, которые имеют или должны иметь разрешение на утилизацию (с 01.04.2018 налогом облагаются также те площадки, которые не являются окончательно санкционированными). Кроме пониженных ставок также существуют операции по утилизации материала, которые не облагаются вовсе: это касается деятельности по добыче полезных ископаемых, организации кладбищ для животных использования неактивных отходов для заполнения карьеров и прочей установленной законодательством деятельности.

Изначально налог вводился с целью снижения количества производимых отходов и стимулирования разработки более экологически чистых способов утилизации, а также использования повторной переработки. За последние годы количество отходов существенно снизилось и продолжает снижаться – это касается как облагаемых, так и необлагаемых объектов [3] .

Совокупный налог был введен ради снижения спроса на песок, камень, гравий и щебень путем увеличения их цены, и как следствие – стимулирования использования вторичных переработанных материалов. Объектом обложения являются камень, гравий или песок, вместе с любыми веществами, включенными в их состав или естественным образом смешанными с ними, включая всевозможные каменные отходы, обрезки и некондиционные материалы.

Ставка налога составляет £2 за тонну материала. Налоговые льготы могут быть применены в случае, если эти материалы экспортируются или же используются в некоторых промышленных или сельскохозяйственных операциях. А полное освобождение от налога можно получить в том, случае, если используемые объекты имеют в своем составе определенную долю или же полностью состоят из веществ, установленных специальными нормативными документами 2 .

Довольно действенным оказалось и налоговое законодательство в области транспорта: сниженные ставки налога на регистрацию автомобилей с низкими показателями выбросов углекислого газа и сниженные пошлины на дизельное топливо определенно оказали нужное влияние. За последние 10 лет количество зарегистрированных автомобилей с дизельным двигателем увеличилось в пять раз в то время, как потребление бензина сократилось на 46% – как следствие снизилось количество выбросов CO 2 в атмосферу.

Иными словами, все выше перечисленные налоги выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию – комплексный подход к использованию налоговых инструментов для защиты окружающей среды в Великобритании весьма эффективен.

Также интересную систему экологического налогообложения можно наблюдать в Канаде, где система налогового экологического законодательства делится на федеральную и региональную.

Наиболее сложную систему имеет система топливного налогообложения ( fuel consumption taxes ). Ее регулирование осуществляется сразу на трех уровнях: федеральном, региональном и местном – уплата налога гражданами зависит от их места жительства. Существует три вида налогов на топливо – фиксированный налог ( fixed tax ), налог с продаж ( sales tax ) и налог на углероды ( carbon tax ) [4] .

Фиксированный налог представляет собой акцизный налог, взимаемый по единой ставке 10 центов за литр бензина (действует с 1995 года) и 4 центов за литр дизеля (действует с 1987 года). Мазут, природный газ и пропан освобождены от этого налога.

Правительства провинций также собирают налоги на бензин, и они значительно различаются в зависимости от провинции. Наконец, три муниципалитета в Канаде (Ванкувер, Виктория и Монреаль) также применяют налоги на бензин.

Налог с продаж основан на проценте от розничной цены. Федеральный налог взимается с сырой нефти, расходов на переработку и маркетинг и маржи, федерального акцизного налога и провинциальных дорожных налогов. Ставки налога представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки регионального налога с продаж на топливо в Канаде

Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нью-Брансуик

Углеродные налоги предполагает обложение налогом в зависимости от содержания углерода в используемом топливе и влияют на ценообразование. Провинциям и территориям Канады разрешено регулировать систему цен, в том числе при помощи данного налога, в зависимости от их внутренних региональных потребностей.

В случае отсутствия провинциальной системы федеральный Закон о ценах на выбросы парниковых газов (GHGPPA) вводит регулирующий сбор, который применяется только к провинциям и территориям, чья система ценообразования на углерод не соответствует федеральным требованиям.

В некоторых провинциях Канады также присутствует налог на захоронение отходов – он может быть составным или фиксированным. Например, в Квебеке провинциальный сбор за захоронение отходов включает в себя основную часть сбора и так называемый временный сбор, который устанавливается на определенный период и который направляется на развитие инфраструктуры переработки органических отходов, а в Манитобе взимается только фиксированный сбор.

Разветвленную систему экологических налогов также имеет Япония. Необходимость компенсации производителями-загрязнителями наносимого вреда окружающей среде была закреплена на законодательном уровне еще в 1970 г в законе «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха».

Платежи за загрязнение водоемов, которые представляют собой не налоги и сборы, а штрафы, размер которых будет зависеть от степени загрязнения. В Японии также существует плата за загрязнение воздуха и за шумовое загрязнение, и предусмотрены специальные надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

К экологическим налогам в данной стране также относятся энергетические налоги, к числу которых относятся налоги на бензин ( Gasoline Tax ) и местный налог на бензин ( Local Gasoline Tax ), на нефть, нефтепродукты и газ ( Oil and Gas Tax ), на дизельное топливо ( Diesel Oil Delivery Tax ), на авиатопливо ( Aviation Fuel Tax ), на керосин и уголь ( Petroleum and Coal Tax ) и в качестве дополнительного платежа, учитывающего выбросы CO 2 налог на изменение климата ( Tax for Climate Change Mitigation ), введенный с 2012 года и налог на электроэнергию ( Electric Power Development Promotion Tax ) [5] . При этом в 2011 году был введен закон о возобновляемых источниках энергии с целью стимулирования потребителей использовать энергию, получаемую из возобновляемых источников, а в 2012 году были введены специальные налоговые льготы для налога на энергоносители.

Еще одной группой экологических налогов являются транспортные налоги. К таким относятся:

· налог на объём выхлопа ( Automobile Tax ), которым облагается определенный объем выбросов в год, исходя из характеристик автомобиля;

· налог на вес автомобиля ( Motor Vehicle Weight Tax ), которым облагается автотранспорт исходя из его веса, а также назначения (для частного использования или для организаций). В рамках этого налога существует налог на легковые автомобили и мотоциклы ( Light Vehicle Tax ), который регулируется на уровне муниципалитетов. Отнесение автомобиля к той или иной категории по данному налогу происходит при постановке на учет;

· налог на приобретение автомобиля ( Automobile Acquisition Tax ), который взимается в процентах от стоимости приобретения и в зависимости от назначения.

Все экологические налоги относятся к группе налогов на потребление ( Consumption taxes ), общий объем поступлений от них составляет около одной трети налоговых поступлений. В таблице 10 приведен объем поступлений по некоторым налогам, данные по которым предоставлены Министерством финансов Японии [6] .

Зарубежная практика применения экологических налогов доказывает, что в большинстве стран, несмотря на специфику их территорий, в своих системах экологического налогообложения используют несколько общих направлений налогообложения: налоги на использование углеродов, налоги на изменение климата (к ним же относятся налоги на выбросы парниковых газов), топливные налоги, энергетические, транспортные и другие. Дальнейшее изучение механизма совершенствования действия этих систем позволит в будущем развивать более эффективную общую систему экологического налогообложения не только в отдельных странах, но и во всем мире.

4. Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs

5. Ministry of Finance Japan . [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . mof . go . jp / english / sitemap . htm

6. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. Environment and Economy Division Ministry of the Environment. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . env . go . jp / en / policy / tax /20170130_ greening . pdf

[2] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs


Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является одним из главных источников дохода федерального бюджета Российской Федерации, также играет важную роль в экономических отношениях между государством и недропользователями. Налог введен с 01.01.2002 г. главой 26 Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ. Обзор изменений налога на добычу полезных ископаемых за период существования данного налога представлен в табл. 1, 2.

Порядок расчета НДПИ на нефть не менялся до настоящего времени. За последние годы активно реформируется система налогообложения пользователей недр путем введения коэффициентов выработанности недр, величины запасов, а также коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти и степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья.

Эволюция расчета ставки НДПИ на нефть по периодам ее применения

Формула расчёта ставки НДПИ

01.01.2002 – 31.12.2003 гг.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ (в ред. От 07.07.2003 г. № 117-фз)

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ (в ред. От 18.08.2004 г. № 102-фз)

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ

446 * Кц * Кв * Кз

Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 258-ФЗ

470 * Кц * Кв * Кз

Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 258-ФЗ

470 * Кц * Кв * Кз * Кд * Кдв

Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 213-ФЗ

493 * Кц * Кв * Кз * Кд * Кдв

Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 263-ФЗ

530 * Кц * Кв * Кз * Кд * Кдв

Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 263-ФЗ

559 * Кц * Кв * Кз * Кд * Кдв

Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 263-ФЗ

Ставка НДПИ на нефть за период 01.01.2002 – 01.01.2014 гг.

Цена нефти, долл./бар.

Рост цен на нефть к уровню 2002 года, %

Базовая ставка НДПИ, руб.

Ставка НДПИ, руб.

Рост ставки НПДИ на нефть к уровню 2002 года, %

Эволюция расчета ставки НДПИ на природный газ по периодам ее применения

Ставка НДПИ, руб/тыс.м3

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ и № 198-ФЗ от 31.12.2001 г.

01.01.2002 – 31.12.2003 гг.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ (в ред. От 07.07.2003 г. № 117-ФЗ)

01.01.2004 – 31.12.2004 гг.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 126-ФЗ (в ред. От 18.08.2004 г. № 102-ФЗ)

01.01.2005 – 31.12.2005 гг.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ

01.01.2006 – 31.12.2010 гг.

Федеральный закон от 27.11.2010 № 307-ФЗ

01.01.2011 – 31.12.2011 гг.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ

01.01.2012 – 31.12.2012 гг.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ

01.01.2013 – 30.06.2013 гг.

Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ

01.07.2013 – 31.12.2013 гг.

Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ

01.01.2014 – 30.06.2014 гг.

Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 263-ФЗ

01.07.2014 г. – по н.в.

Однако на фоне постоянного повышения ставки НДПИ на нефть значительных льгот недропользователям это не принесло (табл. 2). За рассматриваемый период достаточно часто поднималась как базовая ставка НДПИ (табл. 1), так и коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть.

Увеличение за рассматриваемый период налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании (табл. 3) косвенно подтверждает факт того, что нефтегазовый комплекс был и до настоящего времени остается основой национальной экономики России, обеспечивающим формирование значительной части бюджетных доходов страны.

Введение с 01.07.2014 г. новой схемы налогообложения газодобывающих компаний в части НДПИ свидетельствует о том, что ситуация обострилась настолько, что даже такая компания, как ОАО «Газпром», не в состоянии нести существующее налоговое бремя, не учитывающее ни изменение цен, ни стадий освоения недр, ни условий разработки, ни прочих факторов.

Сегодня, согласно Федеральному закону № 263-ФЗ, вступившему в силу с 01.07.2014 г. НДПИ на газ рассчитывается следующим образом:

НДПИгаз = 35 * Еут * Кс + Тг,

где НДПИгаз – ставка НДПИ газа горючего природного, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья (руб./тыс.м3), Еут – базовое значение единицы условного топлива (ед.), Кс – коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа из залежей углеводородного сырья (ед.), Тг – показатель, характеризующий расходы на транспортировку газа (ед.).

Базовое значение единицы условного топлива рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно. Чем больше доля добываемого газа в общем объеме добычи углеводородов, тем меньше Еут. При этом данный показатель помимо доли добываемого сырья «привязан» к ценам на него.

Цена газа, также, зависит от средней оптовой цены на газ потребителям РФ, расчетной цены реализации газа за пределы РФ и СНГ и доли реализации газа на внутреннем рынке. Цена газового конденсата определяется исходя из средней цены нефти сорта «Юралс», ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и среднего значения курса доллара к рублю в истекшем налоговом периоде. Таким образом, НДПИ на газ и конденсат зависит теперь от уровня мировых цен на нефть и газ с поправкой, учитывающей регулирование цены на газ на внутреннем рынке [6].

И, наконец, ожидаемые нововведения, учитывающие условия добычи газа и конденсата, были введены путем включения в формулу расчета НДПИ коэффициента, характеризующего степень сложности добычи углеводородного сырья, который принимается равным минимальному значению следующих показателей:

– степень выработанности запасов газа учитывается при выработанности запасов конкретного участка недр более 70 % посредством расчета коэффициента, определяемого по формуле, закрепленной пп. 8 п. 3 ст. 1 Федерального закона № 263-ФЗ, который стремится от 1 к 0,5 ед. и далее остается на этом уровне;

– коэффициент, характеризующий географическое расположение участков недр определяемый в зависимости от территориальной принадлежности (Ямал, Гыданский полуостров ЯНАО, Астраханская область, Иркутская область, Красноярский край, Дальневосточный федеральный округ, Охотское море), периода эксплуатации залежи и степени выработанности в совокупности может составлять от 0,1 до 1 ед.;

– коэффициент, характеризующий глубину залегания углеводородов определяется в зависимости от минимальной глубины залегания залежи (до 1700 м – 1 ед., 1700-3300 м – 0,64 ед., свыше 3300 м – 0,5 ед.);

– коэффициент, характеризующий принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения, принимается равным 0,1 ед. при условии того, что залежь является ресурсной базой исключительно для данной системы газоснабжения;

– коэффициент, характеризующий особенности разработки отдельных залежей участка недр, предусматривает введение льгот для недропользователей туронских продуктивных отложений, который может принимать значение от 0,21 до 1 ед. в зависимости от степени выработанности и срока эксплуатации залежи в совокупности.

Также в формулу расчета НДПИ на газ введен показатель, характеризующий расходы на его транспортировку, величина которого зависит от фактического значения тарифа на транспортировку, скорректированного на его расчетное значение, учитывающее изменение потребительских цен в РФ, среднее расстояние транспортировки газа по магистральным газопроводам, а также коэффициента, определяемого как отношение объема газа, добытого организациями – собственниками Единой системы газоснабжения (иначе говоря, ОАО «Газпром») к объему газа, добытого иными налогоплательщиками.

Таким образом, с 01.07.2014 г. размер ставки НДПИ на газ и конденсат для каждого налогоплательщика становится индивидуальным, а сама ее величина зависит от цен на углеводород, в том числе на мировых рынках, качественного состава добываемого сырья, условий добычи углеводородного сырья и, наконец, расходов на транспорт газа применительно к НДПИ на газ.

В заключение, особое внимание следует обратить на сопоставимость доходов государства и недропользователя [3]. При осуществлении добычи углеводородов, будь то нефть или газ и газовый конденсат, в более выигрышном положении находится государство. Его доходы только в части НДПИ составляют порядка 45-50 % по сравнению с доходом недропользователя. Если же рассматривать кумулятивный доход от поступлений в бюджеты всех уровней (вывозная таможенная пошлина, страховые взносы, НДС, налог на прибыль, налог на имущество и прочие налоги), то доходы государства от реализации проекта освоения недр превысят доход самого недропользователя [9].

В этой связи представляются особо актуальными вопросы проведения дальнейших преобразований в части налоговых отношений между государством и добывающими компаниями для стимулирования деятельности последних, но не столько с целью повышения абсолютного уровня объемов добычи нефти и газа, сколько для перехода к более рациональной системе недропользования [4]. Как показывает мировой опыт, внедрение гибких механизмов налогообложения в сфере добычи нефти и газа способствует не только наполняемости бюджета, а, в большей мере, повышению коэффициента извлечения УВ в масштабах страны, и, как следствие, росту уровня энергетической безопасности России в долгосрочной перспективе.

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го - стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Читайте также: