Запрос на уточнение налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Что дает право на уточнение платежа

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

Что можно, а что нельзя корректировать

Есть ряд ошибок, которые признаются в платежных поручениях не критическими, т.е. подлежащими редактированию (например, неверно поставленный КБК – код бюджетной классификации, ИНН, КПП, наименование организации и т.д.) и именно они исправляются при помощи подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Одновременно с этим существуют неточности, которые откорректировать описанным выше образом не получится:

  • неверно указанное название банка-получателя денег;
  • неправильный номер счета федерального казначейства.

В случаях, когда отправитель платежа допустил ошибки в таких реквизитах, функция по оплате взноса или налога не будет признана выполненной, а значит деньги придется перечислять заново (включая пени за просрочку, если таковая возникнет).

Что будет, если не подать заявление

В противном случае, опять же придется перечислить налог или взнос еще раз, а требовать возврат ранее уплаченной суммы и отмену начисленных пени можно будет только через судебную инстанцию.

Более того – не исключены и административные санкции со стороны налоговой службы (в виде достаточно крупных штрафов).

Кто составляет документ

Обычно обязанность по формированию заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию лежит на сотруднике отдела бухгалтерии, который производил платеж, или на главном бухгалтере. При этом само заявление должно быть подписано не только работником, который его составлял, но и руководителем фирмы.

Особенности составления заявления

Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.

В «шапке» нужно указать:

  • адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
  • аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
  • затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.

В основной части заявления следует написать:

  • какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
  • далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
  • ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
  • если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.

На что обратить внимание при оформлении бланка

Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.

Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.

Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).

Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.

Заявление следует делать в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.

Как передать заявление

Заявление можно передать разными путями:

  1. Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
  2. Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
  3. Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная электронная цифровая подпись).

После отправки документа

Когда специалисты налоговой инспекции получат заявление, они обязаны будут его проверить. Иногда (далеко не во всех случаях) производится и сверка платежей с налогоплательщиком.

Через пять дней после того, как заявление будет передано в налоговую, инспекторы обязаны будут принять какое-либо решение и известить о нем заявителя.

Требовать или просить?

Действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность упрощенца представлять своим контрагентам какие-либо подтверждения применения УСН. Поэтому требовать такие документы с упрощенца нельзя. Однако его можно попросить представить доказательства того, что он применяет спецрежим. Более того, некоторые упрощенцы сами вместе с комплектом документов, например, счетом или договором, представляют письмо о применении УСН для контрагента. Ведь представить такие документы проще, чем портить отношения со своими партнерами.

Каким документом подтвердить применение УСН

Напомним, что при переходе на УСН организация или ИП должны представить в свою налоговую инспекцию Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1, утв. Приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]). В общем случае сделать это нужно не позднее 31 декабря предшествующего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), чтобы с 1 января нового года стать плательщиком УСН.

Однако у налоговой инспекции нет обязанности подтверждать, что организация (ИП) перешла на УСН, ИФНС не высылает в ответ ни разрешение, ни уведомление о применении УСН.

Правда, приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] была утверждена форма № 26.2-7 – Информационное письмо. Этим письмом инспекция может подтвердить, что организация или ИП подали Уведомление о переходе на УСН (в форме оно именуется заявление), а также представили декларации по УСН. Информация о сданных декларациях может отсутствовать, если срок их представления на момент подготовки информационного письма еще не наступил.

Соответственно, данное информационное письмо, его заверенная копия или копия титульного листа налоговой декларации по УСН могут являться документами, подтверждающими статус упрощенца (Письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-11-06/2/75).

Еще один вариант проверить, применяет ли контрагент УСН — это посмотреть выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на него через сервис налоговой службы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». В отдельных случаях (правда, не всегда) в выписке отражается, подавало ли лицо уведомление о применении упрощенки. Так же можно воспользоваться сервисом «Прозрачный бизнес», но нужно учитывать, что пока он работает в тестовом режиме.

Как и сколько хранить письмо

После отправления, все письма об уточнении назначения платежа необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации, а одну копию вложить в папку текущей «первички» фирмы. Здесь оно должно находиться период, установленных для такого рода документов законом или внутренними нормативно-правовыми актами компании, но не менее трех лет. После утраты актуальности и истечения срока хранения письмо можно передать в архив предприятия или утилизировать в порядке, прописанном в законодательстве.

Копия уведомления о переходе на УСН

Факт применения УСН можно доказать с помощью копии уведомления о переходе на упрощенку. Форма №26.2-1 уведомления подается в ИФНС в двух экземплярах: один остается ИФНС, второй – со штампом о принятии отдается налогоплательщику. Эту копию уведомления можно предоставить контрагенту в подтверждение своего права работать без НДС.

Если по каким-то причинам второй экземпляр уведомления не сохранился, в инспекции можно заказать информационное письмо о применении УСН для контрагента по форме №26.2-7: в ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП нужно предоставить запрос в свободной форме.

Как подготовить


Для субъектов, применяющих общий режим (ОСНО), аналогичного бланка не предусмотрено. Чтобы подтвердить выбранный режим, придется уведомить партнера письмом, составленным в произвольной форме.

Уведомление в свободной форме

Сообщить о своем праве работать без НДС контрагенту можно в свободной форме. Для этого от имени фирмы или ИП составляется письмо о применении упрощенки с печатью (если она есть) и подписью.

Такой вариант подходит не всем, поскольку некоторые организации принципиально настаивают на предоставлении официальных документов из ИФНС.

Последний вариант, которым можно подтвердить свое право на применение УСН – это копия титульного листа налоговой декларации по УСН с отметкой о ее принятии налоговой инспекцией.

Я являюсь ИП и не являюсь плательщиком НДС. Работаю по УСН. Но заказчик требует с меня официальное письмо ФНС, что я освобожден от уплаты НДС. Дело в том, что в ФНС это письмо делают долго. Можно как-то обойтись без него для заключения договора?

По большому счету заключить договор можно и без такого подтверждения. Просто, видимо, Ваш заказчик хочет достоверно понимать условия о формировании цены договора. На самом деле, достаточно прописать все непосредственно в договоре.

Причины желания проверить контрагента понятны: например, некорректное изложение условия о цене договора может привести заказчика к лишним тратам на сумму НДС.

Когда Вы уведомляли ФНС о применении УСН, Вам должны были выдать письмо, подтверждающее, что Вы уведомили о применении УСН. Имеется ли у Вас такое? Если нет, то, конечно, надо запросить его в ФНС.

Чтобы не ждать месяц нужного письма из ФНС, можно предложить заказчику ознакомиться с Вашей налоговой деклараций за прошлый период или показать само уведомление, которое Вы направляли в ФНС.

Если заказчика это не устроит и он решит не заключать договор, – это его право. Но важно понимать, что законом не предусмотрено никакого требования относительно обязательности предоставления таких подтверждающих применение УСН документов из ФНС. Также закон не наделяет ФНС правом разрешать или не разрешать применение УСН. Поэтому ФНС в информационном письме лишь сообщает, что ИП или юрлицо уведомило о своем решении применять УСН.

Попробуйте с этих позиций поговорить с заказчиком и убедить его либо подождать, либо заключать договор без письма из ФНС.

При некоторых обстоятельств компании может потребоваться справка о применяемой системе налогообложения и о том, является ли компания плательщиком НДС. Как составить эту справку и какие сведения она должна содержать?

Как оформить письмо

Как к информационной части письма, так и к его оформлению закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на простом чистом листе или на фирменном бланке организации, при этом допустимы как печатные, так и рукописные варианты.

Единственное правило, которое надо соблюдать неукоснительно: письмо должно быть подписано директором фирмы или уполномоченным на визирование подобной документации лицом.

Проштамповывать послание не обязательно, поскольку с 2021 года юридические лица по закону освобождены от необходимости это делать (при условии, что данное требование не прописано во внутренних нормативных актах компании).

Письмо нужно составлять как минимум в четырех экземплярах:

  • один следует оставлять себе,
  • второй передавать контрагенту,
  • третий в банк плательщика,
  • четвертый в банк получателя.

Все копии должны быть идентичны и заверены должным образом.

Для чего может потребоваться справка о примиряемой системе налогообложения

Справка о применяемой системе налогообложения требуется для подтверждения права компании работать с НДС или без начисления этого налога. Она позволяет другим организациям убедиться, смогут ли они принять НДС к вычету после оплаты товаров и услуг.

Стоит отметить, что налоговое законодательство не содержит определенных требований к данной справке и в целом не закрепляет за налогоплательщиком обязанности предъявлять ее по чьему-либо запросу.

Уполномоченные инстанции (например, прокуратура или внебюджетные фонды) при необходимости могут получить подобные сведения непосредственно в Налоговой инспекции.

Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В каких случаях может потребоваться письмо об НДС

Нередко при заключении бизнес-контракта с новым партнером от организации требуется предъявить доказательства факта работы с НДС или освобождения от этого налога.

Для чего это требуется?

Таким образом запрашивающая письмо организация стремится

штраф за неуплату земельного налога


минимизировать собственные налоговые риски исключить сотрудничество с недобросовестными контрагентами.

Подтверждение факта работы с НДС от потенциального партнера требуется для того, чтобы в дальнейшем у компании не возникло сложностей с возмещением налогов из бюджета.

Тогда как у компаний на спецрежимах обычно запрашивается информационное письмо, подтверждающее наличие правовых оснований не включать в цену товаров и услуг НДС.

Иногда такие сведения запрашивали внебюджетные фонды для подтверждения факта наличия льгот по страховым взносам (упрощенцы обычно имеют право на сниженные ставки).

Но сегодня при необходимости эти данные они получают по межведомственным каналам информобмена.

Запросил контрагент: для чего

Справка о применяемой системе налогообложения обычно входит в число документов,

запрашиваемых от потенциальных партнеров перед заключением договора наряду со справкой об отсутствии задолженности перед бюджетом и правоустанавливающими документами (копией свидетельства о постановке на учет, выпиской из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копией устава).

Наличие такой справки необходимо организации, чтобы в дальнейшем у нее не возникло проблем с компенсацией НДС из бюджета. Этот документ послужит подтверждением факта предварительной проверки контрагента по запросу налоговиков.

Какая информация свидетельствует, что организация является плательщиком НДС? Это нахождение компании на общем налоговом режиме или ОСНО. По умолчанию все организации переводятся на ОСНО, если только не подадут уведомление о переходе на УСН. Поэтому если в выписке из ЕРИП/ЕГРЮЛ отсутствует указание на факт подачи уведомления, то это служит косвенным признаком нахождения на ОСНО и уплаты НДС.

В качестве дополнительного подтверждения помимо справки о применяемом налоговом режиме может применяться копия последней декларации по НДС с отметкой налоговой инспекции или декларации по налогу на прибыль.

Если организации на упрощенке всегда могут запросить в Налоговой инспекции справку о работе на спецрежиме и освобождении от НДС по установленной форме, то для организаций на ОСНО такой документ не предусмотрен. Поэтому строго установленная форма справки отсутствует и она составляется в свободной форме.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Организации, которые давно работают на рынке, могут иметь на руках свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Но с 2003 года такой документ был упразднен. Более того, он не может гарантировать, что после этого компания не перешла на спецрежим без НДС.

Что должна содержать справка о том, что организация является плательщиком НДС:

  • наименование и реквизиты организации-отправителя (ИНН для ИП, ИНН/КПП для ООО);
  • реквизиты организации, которой предоставляется справка;
  • указание на то, что компания применяет общую сумму налогообложения, уплачивает НДС и сдает декларации по этому налогу;
  • желательно прописать дату, с которой применяется этот режим;
  • информация о применении спецрежимов;
  • исходящий номер и дата выдачи;
  • подпись уполномоченного лица;
  • контактные сведения;
  • перечень приложений (выписка из ЕГРИП, копия титульных листов декларации).

Подписывается справка о том, что компания платит НДС:

  • директором организации;
  • индивидуальным предпринимателем;
  • лицом, уполномоченным за подписание документов по доверенности;главным бухгалтером.

При наличии большого числа контрагентов организация может создать типовой бланк о применяемом налоговом режиме.

Таким образом, справка о применении ОСНО и уплаты НДС – это документ, который имеет свободную форму. Обязанность представления справки никак не регламентируется законодательством, но она может служить обязательным условием для заключения выгодных контрактов.






Обязательно ли предоставлять если поступил запрос

Предоставлять ли такое письмо в ответ на поступивший запрос или нет, решает руководство компании. Ни один контрагент на законных основаниях не вправе требовать предъявления дополнительной документации, кроме той, которая находится в открытом доступе и не относится к коммерческой тайне.

Но если предъявление подобного информписьма дает возможность заключить новый выгодный контракт, почему бы не пойти на встречу своему партнеру и не предоставить этот документ по запросу. Тем более составить его самостоятельно или запросить в Налоговой инспекции не сложно.

Просить или требовать?

На сегодня налоговое законодательство РФ не предусматривает, что компании и ИП на упрощенной системе налогообложения обязаны показывать своему контрагенту любого вида документы о применении УСН. Таким образом, нет законного правила требовать подобное с упрощенцев.

Понимание этого ставит в ступор неподготовленного к юридическим нюансам налогоплательщика. Тем не менее, можно выразить свою нужду в виде просьбы в письме о применении упрощенной системы налогообложения (образец см. ниже).

Во избежание напряженности в отношениях c применяющими УСН, когда им отправляют пакет документов по сделке одновременно прикладывают туда запрос о разрешении применять упрощенку при подсчете налоговой обязанности. Это лучше, чем ссориться с партнерами.

Какой документ подтверждает право на спецрежим

Уведомление

Согласно положению п. 1 ст. 346.13 НК РФ, это следует сделать до начала января, чтобы с этого момента на законных основаниях иметь статус плательщика налога по УСН.


На нашем сайте скачать .

Однако следует знать, что налоговики не обязаны никак дополнительно документально подтверждать переход на упрощенку. Ситуация кажется безвыходной. Ведь инспекция налоговой службы имеет право не присылать контрагенту каких-либо разрешающих или уведомляющих писем. И где тогда взять ответ на письмо о применении упрощенной системы налогообложения?

Инфописьмо

Приказом налоговой службы России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 утверждена еще одна интересующая нас форма – № 26.2-7. Это информационное письмо. Причем не просто письмо, а очень нужный документ, посредством которого налоговики подтверждают:

  • получение от фирмы или ИП уведомления об изменении своего налогового статуса и переход на упрощенку (в бланке письма его именуют заявлением);
  • получение отчетности по упрощенной системе налогообложения. Хотя информацию про сданные декларации можно не увидеть, если не наступил день их подачи, а информационное письмо уже готово.

Бланк этого письма выглядит так:


Для получения такого письма упрощенцу следует сделать запрос на подтверждение факта о применении УСН. И именно этот документ (его заверенный вариант) станет тем доказательством, которое подтвердит статус упрощенца.

Также см. «Переходим с «вмененки» на «упрощенку».

Декларация

В конце концов, статус вашего контрагента как упрощенца может подтвердить и титульный лист свежей декларации по УСН. На это, помимо информационного письма из ИФНС, обращает внимание письмо Минфина от 16 мая 2011 года № 03-11-06/2/75.


Пример письма

С целью более весомого доказательства своего статуса на УСН упрощенец может сопроводить копию всего информационного письма либо титульного листа декларации простым письмом о применении УСН. Для контрагента образец может выглядеть так:

Общество с ограниченной ответственностью «Гуру» (ООО «Гуру») ИНН 7719124578 / КПП 771901001 299040, г. Москва, ул. Радио, д. 14, к. 6 Настоящим уведомляем Вас, что ООО «Гуру» применяет упрощенную систему налогообложения согласно главе 26.2 Налогового кодекса с 01 января 2021 года, что подтверждает копия информационного письма ИФНС России № 19 по г. Москве от 24.03.2017 № 4115. Генеральный директор Краснов /Краснов В.В./ Главный бухгалтер Цурман /Цурман О. В./

Также см. «Изменения по УСН с 2021 года: что нужно знать бухгалтеру».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Письмо о применении УСН: образец

Если упрощенец считает необходимым подтвердить свой статус плательщика УСН, копию информационного письма или титульного листа налоговой декларации по УСН можно сопроводить письмом-уведомлением контрагентов. Например, письмо может выглядеть следующим образом:

ООО «Торговая компания “Уют”» ИНН 7717655123 / КПП 771701001 129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 18

Настоящим уведомляем Вас, что ООО «Торговая компания “Уют”» применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ с 01.01.2016, что подтверждается копией информационного письма ИФНС России № 17 по г. Москве от 03.02.2016 № 3270.

Генеральный директор _____________ Красин Е.А. Главный бухгалтер ____________ Грибова О.Х.

Действующее фискальное законодательство предусматривает право выбора системы налогообложения. То есть у налогоплательщика есть законная возможность существенно снизить объем налоговой нагрузки при выборе упрощенных режимов налогообложения. Конечно, чиновники определили круг лиц и значительный перечень критериев, которые нужно выполнить, чтобы перейти на облегченные налоговые системы.

Следовательно, компании и предприниматели вправе выбрать именно тот режим, который наиболее выгоден при осуществлении деятельности. Разнообразие систем налогообложения стало камнем преткновения у большинства налогоплательщиков в части обложения налогом на добавленную стоимость.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 марта 2017 года N БС-4-21/3923@

О порядке уточнения сведений об объектах налогообложения в целях администрирования имущественных налогов

В целях повышения эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по рассмотрению обращений налогоплательщиков - физических лиц , касающихся проведенных в отношении принадлежащих им объектов налогообложения расчетов (перерасчетов) земельного налога, транспортного налога, налога на имущество физических лиц , сообщаем.

Далее - имущественные налоги.

Исходя из пункта 101 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, в случае, если для подготовки ответа на вышеуказанное обращение налогоплательщика требуется получение уточняющей информации от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации , должностное лицо налогового органа не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации обращения:

Далее соответственно - регистрирующий орган, НК РФ.

Далее - налоговый орган (притом, что этим налоговым органом проводился расчет (перерасчет) имущественных налогов в отношении налогоплательщика).

1) привлекает (при необходимости) к подготовке ответа должностное лицо структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение указанных вопросов;

Далее - правила запроса сведений.

Основанием для направления запроса, в частности, является:

- информация в обращении налогоплательщика, не соответствующая характеристикам объектов налогообложения (сведения о принадлежности объекта, периоде владения, налоговой базе, адресе, разрешенном использовании (назначении) и т.п.), внесенным в информационные ресурсы налоговых органов на основании ранее полученных сведений регистрирующих органов;

- информация в обращении налогоплательщика об объектах налогообложения, по которым не проводился расчет имущественных налогов (в т.ч. при получении налоговым органом сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ);

- информация о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной вследствие исправления ошибок, допущенных при ее определении, либо на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда, притом что в информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют соответствующие сведения.

При подготовке запросов целесообразно учитывать следующий приоритет применения налоговым органом способа направления запроса в регистрирующие органы:

а) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия;

б) посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный интернет-сайт регистрирующего органа, если возможность предоставления сведений об объектах налогообложения с использованием указанного сайта предусмотрена правилами запроса сведений (например, раздел "Электронные услуги и сервисы" на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1);

в) посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) - разделы II, III Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968;

г) в случае, если вышеуказанные способы направления запросов не могут применяться по объективным причинам (например, при наличии технических сбоев в работоспособности СМЭВ, отсутствии электронных способов взаимодействия с регистрирующим органом и т.п.) - посредством запроса, оформленного в виде бумажного документа, представленного (направленного) налоговым органом в уполномоченное подразделение регистрирующего органа или в МФЦ (с документальным подтверждением направления запроса).

Полученные по указанным запросам сведения из регистрирующих органов являются основанием для актуализации информационных ресурсов налоговых органов, в случае, если соответствующие сведения об объектах налогообложения ранее не поступали из регистрирующих органов.

При этом необходимо учитывать, что налоговый орган не вправе обуславливать рассмотрение обращения налогоплательщика, касающегося проведенного расчета (перерасчета) имущественных налогов, представлением налогоплательщиком документов, подтверждающих сведения об объектах налогообложения, внесенные в базовые государственные информационные ресурсы/реестры регистрирующих органов (выписки из Единого государственного реестра недвижимости, паспорта транспортных средств, справки органов ГИБДД, документы из БТИ и т.п.), за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

О настоящих разъяснениях информируйте сотрудников подчиненных налоговых органов, ответственных за администрирование имущественных налогов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

(Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 г. № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами»)

В настоящее время порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами утвержден приказом ФНС РФ от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@ (раздел V).

С 1 декабря 2017 года вступит в силу новый порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами.

Одновременно утратит силу раздел V приказа ФНС РФ от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@.

С 1 декабря 2017 года работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании ЭПД, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

После обработки данных, поступивших от УФК, в Ведомости невыясненных поступлений отражаются платежи:

– отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов РФ и прилагаемые к Запросу органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа;

– оформленные плательщиками с нарушением Правил указания информации в полях расчетных документов, что привело к невозможности отражения их в карточках «РСБ», либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы специалистами налогового органа для отражения в карточках «РСБ» конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым не открыты карточки «РСБ», у налогоплательщиков.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

После получения от налогового органа информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган заявление о необходимости уточнения реквизитов платежного документа.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.12.2016 г. № ММВ-7-1/731@.

По-прежнему коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов.

В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения.

Налоговые органы информируют налогоплательщика о принятом решении в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ.

При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и ИП, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи – по телекоммуникационным каналам связи, для ЮЛ, ИП и ФЛ – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика, при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте.

Обратите внимание!
Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым налоговым органом по уточнению платежей, администрируемых ФНС РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органом (до 01.01.2017 г.), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017 г.), существенно различаются.

При обнаружении налогоплательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

1) Утонение реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 года в органы системы ПФР.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган.

Одновременно с решением об утонении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017 г.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

2) Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.

Плательщик заявление об уточнении расчетного документа представляет в налоговый орган.

Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).

После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов.

Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.

Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделения ПФР в течение 5 рабочих дней извещают налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.

Читайте также: