Запрос из чужой налоговой

Опубликовано: 22.04.2024

Пархоменко М. Б.

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам

Налоговые органы обладают большим объемом информационных ресурсов, которые поступают из внешних источников и от самих налогоплательщиков.

Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет:

  • анализировать, проверять налоговую отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространяется практика, когда налоговые органы проводят налоговый контроль удаленно:

Факт: количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  • развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков (План деятельности ФНС России на 2021 год, утв. Минфином России 19.02.2021);
  • ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данные онлайн-касс и сведения, получаемые из банков;
  • автоматизировано будут обрабатываться также дополнительные данные, получаемые из государственных и других органов.

Все права налоговых органов по направлению требований по представлению документов и пояснений регламентирует Налоговый кодекс.

Права налоговых органов по истребованию пояснений, информации и документов в полной мере относятся не только к налогам, но и к страховым взносам.

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил нарушение или ошибку и представить уточненную налоговую декларацию.
  • Право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

  • Что может налоговая инспекция: при камеральной проверки налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в статье 88 НК РФ:
  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков, например:

  • в декларации по акцизам есть отдельные виды налоговых вычетов;
  • по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет;
  • представлена декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
  • По какой форме налоговая представит требование: «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

3 способа вручения требования (п.1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ)

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.

Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверки.

  • При выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ).
  • При камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.

Обратите внимание, что указано в требовании

В требовании о представлении документов налогоплательщика в связи камеральной проверкой его декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ — указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов. Если помимо нее есть ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине — налоговая получает информацию в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что запрашиваются документы в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  • временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  • перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ (см. выше).
  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязан представить истребуемые документы в течение 10 дней.
  • Для консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций, оказывающих электронные услуги и состоящих на налоговом учете в РФ, установлены более продолжительные сроки: 20 и 30 дней соответственно.
  • Если налогоплательщик не может представить документы в срок

Уведомьте об этом налоговый орган, который требует представить документы:

  • не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, направление уведомления не гарантирует, что вам продлят сроки представления документов. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать в продлении. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, т.к. вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым налогоплательщиком

  • Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
  • По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Такое требование направляет налоговая инспекция, в которой лицо состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит налоговую проверку плательщика, в отношении которого запрашиваются документы.
  • Особенность: в требовании будет две ссылки на ст. 93 НК, так как в ней установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для истребования документов.

Форма требования предполагает, что налоговый орган должен указать, по какой конкретно проверке (дополнительному мероприятию налогового контроля) запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Исполнить требование в срок пять дней. Его могут продлить, если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда:

  • «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Как мы сообщали ранее, ст. 93 НК РФ указывается всегда, так как в ней определены общие правила по направлению требований и получению по ним документов.

  • Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пунктами 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  1. Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
  2. Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции. Что делать?

  • Определите основание, по которому направлено требование. Если это требование о представлении пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/628@), а не документов, направляйте в налоговую именно пояснения. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили по декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, то он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

  • Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичные документы по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и т.п. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
  • Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Главный вопрос: представлять или нет документы, если все же налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

  • 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

Но и бездействовать тоже нельзя.

  • Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  • запросить у этой инспекции пояснения по действиям; либо
  • обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п.1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить» показатели своей деятельности.

Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию:

  • будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Ниже в разделе «Шпаргалка» скачайте подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

  • Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
  • Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Шпаргалка от Контур.Школы. Истребование документов. Подборка судов и писем 747 КБ

34.jpg

Нагрузка налогоплательщика, связанная с исполнением требований в рамках статьи 93.1 НК РФ, на практике может быть гораздо существенней, чем по статье 93 НК РФ.

Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов НК РФ не установлено.

Организация может фактически постоянно находиться в процедуре представления документов, число которых нередко измеряется тысячами. Истребованию документов у налогоплательщика о деятельности его контрагентов посвящено интервью Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса.

Какие основания для истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов?

Во-первых, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать у лица любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика. В данном случае под проверкой следует понимать камеральную и выездную проверку – как они указаны в статье 87 НК РФ.

Во-вторых, любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика вправе потребовать налоговый орган, который проводил проверку, и его руководитель (заместитель руководителя), принявший решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В-третьих, любой налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, не являющиеся налоговыми проверками, может истребовать у лица любые документы (информацию), но только относительно конкретной сделки. Поэтому, если конкретная сделка в требовании не указана, а основанием его направления названо «осуществление иных целей и задач налогового контроля», то это свидетельствует об отсутствии обязанности по исполнению данного требования.

Может ли районная налоговая инспекция истребовать документы о соответствии цен в сделках рыночным ценам?

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не является камеральной или выездной проверкой.

В рамках такой проверки истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок вправе только должностное лицо ФНС, проводящее проверку (пункт 7 статьи 105.17 НК РФ).

Истребование документов проводится ФНС в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 НК РФ, с направлением поручения в налоговый орган по месту учета лица, располагающего документами.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Таким образом, налоговый орган по месту нахождения организации не вправе требовать представления документации, касающейся, например, цен по договорам поставки за определенный период с описанием товаров, их классификацией, характерными свойствами предмета сделки и т.п.

Как налогоплательщику убедиться в наличии оснований у налогового органа для истребования документов о контрагенте?

Из требования, как правило, неясно, за какой период проводится налоговая проверка налогоплательщика и в отношении каких налогов. Это снижает возможность установить как причину истребования, так и наличие связи запрашиваемых налоговым органом документов (информации) с предметом и периодом проверки.

Более того, практика показывает, что налоговые органы стали указывать все возможные основания для истребования документов, скажем: «в связи с проводимой проверкой и необходимостью получения документов о конкретной сделке».

Налогоплательщик вправе не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ. На требование налогового органа, направленное с очевидными нарушениями НК РФ, налогоплательщик может отреагировать письмом, в котором со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ сообщит об оставлении полученного требования без исполнения.

В спорных ситуациях рекомендуется направлять в адрес налогового органа письмо с просьбой уточнить основание и объем истребуемых документов. Например, НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налогоплательщик, получивший в связи с проведением выездной налоговой проверки филиала организации – контрагента требование о представлении документов по НДС, вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, как истребуемые документы относятся к деятельности проверяемого филиала и влияют на правильность исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

Способом защиты от неправомерных требований о представлении документов является последующее заявление проверяемым налогоплательщиком возражений относительно использования налоговым органом в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении сведений, документов, истребованных и полученных с нарушением статьи 93.1 НК РФ. На использование подобного механизма указано в письме ФНС России № ЕД-4-2/9545 от 19 мая 2014 года.

В чем состоит процедура истребования документов о контрагентах налогоплательщика?

Предусмотрен специальный документ – поручение об истребовании, которое налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, направляет в налоговый орган по месту учета лица, обладающего документами (информацией) о проверяемом налогоплательщике, проверяемой сделке.

Копия этого поручения и требование о представлении документов направляются налоговым органом, в котором состоит на учете лицо, располагающее истребуемыми документами (информацией). Под местом учета организации понимается место нахождения организации или место нахождения ее обособленного подразделения.

Поручение не направляется, если проверяемый налогоплательщик и лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика, состоят на учете в одном и том же налоговом органе. Такой порядок предусмотрен в приложении 18 к приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года.

Как направляется требование (поручение)?

В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ требование направляется с учетом положений пункта 1 статьи 93 НК РФ. Положения статьи 93 НК РФ в свою очередь в части направления требования содержат отсылку на порядок, установленный пунктом 4 статьи 31 НК РФ.

Иными словами, требование вместе с поручением направляются по почте заказным письмом или передаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Как поступать налогоплательщику, если содержание требования и поручения не совпадают?

Ситуация, при которой содержание требования расходится с содержанием поручения, на практике встречается не так уж и редко. Универсальный совет налогоплательщику дать сложно.

С одной стороны, так как первоначальным документом является поручение, то требование, которое выходит за пределы поручения, предположим, предусматривает запрос большего числа документов, расширяет основания, период истребования документов и т.п., можно оставлять без исполнения как нарушающее права налогоплательщика.

С другой стороны, может быть обратная ситуация: из требования следует меньший объем документов, подлежащих представлению. При таких обстоятельствах налогоплательщик вправе представлять документы в объеме требования.

Бывает более сложная ситуация, когда содержание требования и поручения перепутаны. В поручении указан один контрагент, в требовании – другой, при этом, например, может содержаться информация относительно конкретной сделки. В подобной ситуации налогоплательщик может ограничиться представлением документов только о конкретной сделке.

Правомерно ли истребование у лица в порядке статьи 93.1 НК РФ книги продаж, бухгалтерских и налоговых регистров?

Рекомендуется исполнять требование о представлении выписок из затребованных налоговым органом сводных документов налогоплательщика. Такой документ как, например, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно касается и деятельности контрагента налогоплательщика, может содержать сведения о его хозяйственных операциях (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Должен ли налогоплательщик исполнять требование, если основанием его направления явилось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы затрагивают другое (третье) лицо? При этом конкретная сделка в требовании не указана.

Может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы посвящены другому лицу, в том числе лицу, которому адресовано требование.

Согласно Определению ВАС РФ от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012, если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования не влечет ответственности.

Но есть судебные решения, в которых суд в конкретной ситуации признал правомерным истребование документов (информации) в связи с проводимой проверкой по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена). То есть, у лица, не являвшегося непосредственным контрагентом проверяемого налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 по делу № А40-172004/2013).

При возникновении спора по причине непредставления документов налоговый орган должен будет обосновать необходимость использования запрашиваемых документов при проведении проверки, их влияние на финансово-хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика.

В свою очередь, налогоплательщик должен будет привести доводы о том, что истребованные документы никаким образом не влияют на исчисление и уплату налогов проверяемым налогоплательщиком, из требования не прослеживается «цепочка взаимодействия» с проверяемым налогоплательщиком.

В случае получения требования, в котором налоговым органом обосновывается связь истребуемых документов с деятельностью проверяемого лица, рекомендуется исполнять полученное требование. Отказ от исполнения требования по существу возможен в виду явной и безусловной неотносимости документов к проверяемому налогоплательщику.

Какие рекомендации можно дать, если запрашиваются документы по конкретной сделке?

При направлении требования в порядке пункта 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган может получить документы (информацию) о конкретной сделке безотносительно того, проводится или нет налоговая проверка в отношении указанных в требовании лиц.

При истребовании документов (информации) относительно конкретной сделки требование и поручение должны содержать достаточные данные, позволяющие идентифицировать сделку. Такие данные могут касаться сторон сделки, ее предмета, условий совершения (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

При исполнении требования о представлении информации, следует исходить из того, что с учетом статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ под информацией понимаются сведения не документированного характера.

Допустимо ли истребование документов, ранее представленных в порядке статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках другой встречной проверки?

Пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что истребуемые у лица документы о проверяемом налогоплательщике «представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 93 Кодекса».

В соответствии с пунктом 5 статьи 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля (включая истребование документов в порядке статьи 93.1 НК РФ) налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы (как о нем самом, так и о его контрагентах), которые уже были представлены в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.

Представляется, что нормы пункта 5 статьи 93.1 НК РФ не дублируют запрет на истребование документов, уже предусмотренный статьей 93 НК РФ, а имеют самостоятельное значение: распространяют запрет на повторное истребование документов не только на документы, представленные в ходе проведения камеральных или выездных налоговых проверок, но и на документы, ранее представленные в порядке статьи 93.1 НК РФ.

В пользу этого толкования указывают нормы переходных положений Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, которые предусматривают применение положений пункта 5 статьи 93 НК РФ в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года. Согласно переходным положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ пункт 5 статьи 93.1 НК РФ применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года.

Иное толкование означало бы, что новой редакцией статьи 93.1 НК РФ положение налогоплательщика ухудшено, так как запрет на повторное истребование в рамках налоговых проверок документов, представленных в налоговый орган с 2010 года, мог быть обойден запросом этих же документов в рамках проведения иных мероприятий налогового контроля, и, причем нормам, ухудшающим положение, придана обратная сила.

Таким образом, полученное требование о представлении документов, ранее представленных в порядке статьи 93.1 НК РФ, можно обжаловать как несоответствующее НК РФ.

В какой срок должно быть исполнено требование?

Налогоплательщик вправе просить налоговый орган продлить срок исполнения требования. Ходатайство о продлении срока исполнения требования адресуется тому налоговому органу, который направил требование.

Какая ответственность установлена за непредставление документов о контрагенте?

Пункт 6 статьи 93.1 НК РФ признает налоговым правонарушением:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, за которое наступает ответственность по статье 129.1 НК РФ;
  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, которое влечет ответственность по статье 126 НК РФ.
Статья 93.1 НК РФ не определяет, какая ответственность подлежит применению за отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки, когда документы истребованы вне рамок проведения налоговой проверки.

Пункт 2 статьи 126 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ, действующей с 5 декабря 2014 года, предусматривает ответственность в виде штрафа с организации в размере 10 тысяч рублей за:

  • непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа;
  • представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Штраф не зависит от количества непредставленных документов.

В результате внесенных изменений, с одной стороны, ответственность за несообщение сведений содержится и в пункте 2 статьи 126 НК РФ и в пункте 1 статьи 129.1 НК РФ. Наряду с этим, НК РФ разделяет понятия «сведения», «документы», «информация».

В силу прямого указания в статье 93.1 НК РФ лицо подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о деятельности его контрагента при проведении в отношении контрагента налоговой проверки.

  • лицо откажется представить имеющиеся у него документы, и такой отказ будет признан неправомерным;
  • лицо представит документы с заведомо недостоверными сведениями.
Какая ответственность предусмотрена для налогоплательщика в случае несообщения истребуемой информации?

Напомню, что налоговый орган может запросить информацию о проверяемом налогоплательщике, а по требованию, направленному вне рамок налоговой проверки, – информацию относительно конкретной сделки.

На основании квалификации деяния, содержащегося в статье 93.1 НК РФ, за несообщение (несвоевременное сообщение) информации лицо может быть привлечено к ответственности по статье 129.1 НК РФ (штраф 5 тысяч рублей).

Когда в одном требовании запрашиваются одновременно и документы, и информация, то в случае его неисполнения может наступать ответственность за непредставление документов и непредставление информации по статьям 126 и 129.1 НК РФ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В адрес ООО поступило требование о предоставлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ, абзацем вторым п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Требуется представить за 2018 год все имеющиеся договоры с контрагентом общества, счета-фактуры, акты, транспортные и товарно-транспортные накладные, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, деловую переписку с контрагентом, доверенности и иные документы. При этом налоговым органом не поименовано, в рамках какого мероприятия истребуются документы (информация), не идентифицированы документы (информация), которые нужно представить.
Нужно ли ООО отвечать на такое требование?


К сведению:
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2017 N 03-02-08/43465, ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@, определение ВС РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-18488, постановление Девятнадцатого ААС от 05.11.2019 N 19АП-6102/19)).
В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Помимо штрафа за непредставление документов и информации, на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300-500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Ответ прошел контроль качества

28 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

На днях мы узнали об афере с имущественными вычетами. Возможно, вы тоже пострадали, но пока не в курсе. Мошенники отправляют в налоговую поддельные документы на покупку квартир, справки 2- НДФЛ и заявления на вычет. Одновременно открывают счет в банке. Налоговая якобы проверяет документы и по-настоящему переводит НДФЛ на счета мошенников.

Нам рассказали о десяти таких случаях, но их может быть гораздо больше.

Пострадавшие узнают об этом случайно, при проверке личного кабинета на сайте налоговой. Никаких уведомлений из банка или налоговой им не приходит. Мы пообщались с девушкой, которая рассказала свою историю на фейсбуке, узнали подробности, и теперь вся редакция в шоке.

Что это за мутная история?

История действительно мутная. Несколько знакомых друг с другом человек внезапно узнают, что могли пострадать от действий мошенников. Им посоветовали проверить личные кабинеты на сайте налоговой.

Они проверили и узнали вот что.

Оказывается, все получили имущественный вычет при покупке квартир в одном и том же доме и вернули НДФЛ .

Например, одна из пострадавших Виктория узнала, что в 2013 году купила квартиру в Подмосковье за 2,6 млн рублей. Она якобы заключила договор с застройщиком, купила конкретную квартиру в конкретном доме и полностью оплатила ее. У нас есть копия этого договора и документов на оплату — это не выдумка.

В 2016 году Виктория как будто собрала пакет документов для вычета и отправила их в налоговую по почте. В феврале 2017 года на счет в Сбербанке, который почему-то был открыт в Уральском отделении, налоговая перечислила деньги. Этот счет как будто тоже открыла Виктория, хотя она никогда не была в этом регионе и тем более в этом банке.

На самом деле Виктория никогда не заявляла имущественный вычет, не открывала счет в Уральском отделении Сбербанка и не получала никаких денег из налоговой. И другие участники этой истории тоже ничего не подавали и не получали. Но их деньги налоговая почему-то вернула мошенникам. Пока непонятно, успели ли их снять со счетов. Вика, например, до сих пор не может это проверить.

Как такое может быть? Налоговая проверяет все документы и декларацию. Это невозможно!

У налоговой и Росреестра есть каналы межведомственного взаимодействия. Они могут обмениваться информацией, запрашивать и проверять любые данные по сделке, смотреть, кто собственник квартиры, сверять копии договоров с оригиналами. При любых подозрениях налоговая может запросить пояснения, дополнительные документы или отказать в вычете.

Еще налоговая проверяет справки 2- НДФЛ . Действительно ли за такого-то человека его работодатель заплатил столько-то налога. Здесь данные совпали: значит, мошенники откуда-то о них знали. Печать и подписи на справках оказались поддельными.

Пока непонятно, какую роль в этой истории сыграла налоговая. Только там знают, что пострадавшие еще не получали имущественный вычет и имеют на него право. Как всё на самом деле, сейчас разбирается следствие.

Еще непонятно, почему Росреестр не увидел ничего странного в запросах налоговых, а налоговые — в данных Росреестра. Если только запросов никаких не было и вычеты одобряли без проверки документов.

Нам рассказали, что налоговых, которые вернули НДФЛ по поддельным документам, было несколько и даже из разных регионов. Все они приняли один и тот же поддельный договор долевого участия, как-то его проверили, одобрили вычет по поддельным справкам и копиям паспортов и вернули налог.

Во всём этом еще предстоит разобраться: мы будем следить за ситуацией.

Подождите, как мошенники рассчитывали получить деньги? Банк не откроет счет по поддельным документам. Вот это точно невозможно!

Оказывается, возможно. Деньги должны вернуть на счет того человека, который заявляет вычет. А значит, счет в банке должен быть открыт на его имя.

Выяснилось, что счет в Сбербанке не принадлежит Виктории. Он открыт на имя ее полной тезки с другими паспортными данными. Никакой информации по счету и движению денег Виктории не предоставят. Несмотря на то, что налоговая перевела туда ее деньги, фактическим владельцем является другой человек. А значит, Вика пока не может доказать в налоговой, что это не она получила свой НДФЛ и вообще не заявляла вычет.

Пока банк предложил получить справку об открытых счетах. Но Вика вообще никогда не была клиентом Сбербанка. Теперь ей нужно делать запросы и доказывать, что это так. Поможет ли такая справка доказать, что Вика не получала денег из налоговой, неизвестно.

Счета других пострадавших были открыты в «Промсвязьбанке» и, может быть, где-то еще. Скорее всего, в банках есть видеозаписи и копии документов, по которым открыты счета. А главное, у них есть паспортные данные людей, которые открывали счет и получали деньги. Банки уже должны бить тревогу, сами обратиться в полицию и подключиться к расследованию.

Получается, мошенники не только знали, кто имеет право на имущественный вычет, где он работает и сколько налогов платит, но еще и нашли полных тезок этих людей и как-то смогли открыть на них счета.

Пока у нас нет ни одного логичного объяснения, как такое может быть. Когда что-то прояснится, мы обязательно расскажем.

И что теперь будет? Люди же не пострадают? Они смогут получить вычет, когда захотят?

Виктория написала заявление в полицию, но пока по ее делу оттуда нет новостей.

Еще ее вызвали на допрос в налоговую. Там Виктории пришлось объяснять, что она не принимала участия в мошеннической схеме, никогда не подписывала липовый договор и не просила вернуть ей деньги на счет в другом регионе. Теперь налоговая будет разбираться.

Запросы в банк тоже пока остаются без внятного ответа, хотя прошло десять дней.

Судьба вычета зависит от того, смогли ли мошенники распорядиться деньгами. Если смогли, то вычет Виктории, скорее всего, больше не дадут. Налоговая считает, что она его уже получила, хотя на самом деле даже не запрашивала.

Если деньги остались на счете, их вернут в налоговую. Тогда Виктория сможет получить вычет и вернет законный НДФЛ , если купит квартиру.

Кто может пострадать от такой схемы? Как это проверить и что делать?

Пострадать может любой человек, который еще не получал имущественный вычет или получил не весь. И вообще любой человек, который платит НДФЛ по ставке 13%: как ИП , через работодателя или сам.

Может быть, такое происходит не только с имущественными вычетами. Вычет при покупке квартиры дают один раз в жизни, и он самый большой по сумме — 2 млн рублей. Но еще есть вычеты на образование, лечение и благотворительность. Они хоть и меньше, но их можно получать несколько раз и гораздо проще подделать документы.

Возможно, ваш налог уже вернули мошенникам или возвращают каждый год. Если такое произошло, вас никто не уведомит. Ваш вычет могли заявить в прошлом году или в этом — когда угодно. И вернуть деньги тоже могли на любой счет в любом регионе, даже в какой-то надежный банк.

Проверить можно так:

Через личный кабинет на сайте nalog.ru. Нужно проверить статус деклараций 3- НДФЛ во вкладке «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы». Если там есть декларации, которых вы не подавали, и заявлен вычет и налог к возврату, бейте тревогу.

Дальше действуйте по ситуации. Даже если сейчас всё в порядке, завтра может быть не в порядке. Регулярно проверяйте личный кабинет на сайте налоговой и будьте готовы отстаивать свою правоту в суде.

Справочная / Бизнес‑будни

Как убрать чужой юридический адрес из помещения

📮 Если предприниматель снял помещение, а там числится чужой юридический адрес — это не мировая катастрофа. Убрать адрес неработающей фирмы можно. Правда, придётся приложить усилия.

Что такое юридический адрес

Юридический адрес — это официальный адрес фирмы. На него налоговая и контрагенты отправляют письма. Предполагается, что на юрадресе сидит директор или представитель с доверенностью и вовремя получает почту. Хотя производство, склад или торговая точка могут быть в другом месте. А если на юрадресе никого нет, и письма возвращают за истечением срока хранения, это проблемы фирмы — ст. 54 ГК РФ.

У ИП в этом плане всё проще. Официальный адрес ИП — это адрес его места прописки в доме или квартире.

Юридический адрес фирмы вписан в единый государственный реестр юридических лиц — ЕГРЮЛ. Его ведёт налоговая. Пока адрес числится в реестре, фирму будут искать именно там. Налоговая будет слать требования, контрагенты писать претензии на оплату долгов, а суд и полиция присылать повестки — ст. 5 Закона о госрегистрации № 129-ФЗ.

Почему юридический адрес есть, а фирмы нет

Часто по юридическому адресу никто не сидит от фирмы. Такое бывает, когда собственник помещения когда-то сдал его в аренду. Но иногда собственники просто разрешают арендаторам использовать адрес для налоговой, выдают для регистрации гарантийные письма и заключают договор на услугу по получению корреспонденции. Это ещё называют бумажным адресом. Потом договор аренды кончается, арендатор съезжает. Как вариант — фиктивно продаёт или вообще бросает фирму. А по данным ЕГРЮЛ юридический адрес остаётся.

Чем опасен чужой юридический адрес в помещении

Если предприниматель открыл офис или магазин в помещении, где числится посторонняя фирма, он не нарушает закон. Штрафов за это нет.

Арендатор не обязан получать и передавать чужую корреспонденцию. Не обязан объясняться с чужими кредиторами и правоохранителями.

Но предпринимателя могут ждать неудобства. Часто на юрадрес почтальоны приносят стопки писем на имя старого владельца. Что хуже — могут прийти гости из налоговой, службы судебных приставов и прокуратуры. А ещё бизнесу с массовым адресом не доверяют банки и контрагенты.

Когда в помещении числится больше пяти юрадресов, налоговая считает такой адрес массовым — по критериям из Приказа ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Все обитатели подобных помещений для налоговой — потенциальные фирмы-однодневки. Инспекторы подозревают, что это адреса для вида, а на деле фирмы не работают.

Проверить, есть ли в помещении адрес массовой регистрации, можно в специальном сервисе налоговой.

За отсутствие своих людей по юрадресу отвечает фирма, а не соседи или новые арендаторы. Директор фирмы обязан поменять юрадрес в ЕГРЮЛ в течение трёх дней после отъезда. Если налоговики заметят отсутствие фирмы, на директора составят протокол и оштрафуют по ст. 14.25 КоАП РФ за нарушение закона о госрегистрации юрлиц.

Ещё фирме, которая не сидит по юрадресу, налоговики делают отметку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Потом дают 30 дней, чтобы переоформить адрес или посадить в помещение своего представителя. Если владельцы фирмы этого не сделают, налоговая через полгода закроет фирму, а долги перейдут на учредителей по субсидиарной ответственности. Это правила из ст. 7.1, 11, 21.1 Закона о госрегистрации № 129-ФЗ.

Ждать, что налоговая сама вычеркнет из помещения чужой юрадрес, не всегда эффективно. Очищать реестр от сомнительных фирм это право, а не обязанность налоговиков. Если предприниматель взял помещение в аренду надолго, и адрес нужно убрать, можно сделать это самому.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Как убрать чужой юридический адрес

Если предпринимателю мешает чужой адрес в помещении, у него есть два пути:

Найти хозяев фирмы и договориться о смене адреса. Директор фирмы должен подать в налоговую заявление по форме Р13014. Это бесплатный для предпринимателя способ. Но найти хозяев и договориться не всегда возможно.

Выписать чужую фирму через арбитражный суд. На это потребуются деньги, время и помощь юриста.

На будущее собственник помещения может написать в налоговую о запрете регистрации юрлиц по своему адресу. Для этого в налоговую подают заявление по форме Р38001. Арендатор может договориться, чтобы новые фирмы больше не появлялись. Но это дело личных договоренностей.

Убрать юрадрес фирмы через арбитражный суд могут собственник или арендатор. В суд подают иск и требуют от владельца висящего юрадреса больше не использовать нежилое помещение для целей связи с юрлицом. Также просят переоформить адрес в ЕГРЮЛ.

За иск платят госпошлину 6000 ₽. Подготовку иска и ведение дела в суде лучше доверить юристу.

Суд обяжет старую фирму подать в налоговую документы для изменения юрадреса в ЕГРЮЛ. К примеру, так фирма из Москвы выписала из своего помещения две действующие фирмы, у которых закончился договор аренды, но они не сменили адрес в налоговой — дело № А40-270446/2019.

Но на деле владельцы брошенной фирмы могут не исполнить решение суда. Да и вообще не ходить по повесткам и не знать про претензии к ним.

Если переоформление адреса зависнет, предприниматель может отнести решение суда в налоговую сам. Налоговики поставят в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности. И в идеале через шесть месяцев сами закроют фирму. Вопрос с адресом решится. Это рекомендации из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61.

Читайте также: