Заполненный акт камеральной налоговой проверки образец

Опубликовано: 24.04.2024


  • Для чего нужен акт камеральной проверки
  • Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
  • Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
  • Каковы требования к содержанию акта проверки
  • Итоги

Для чего нужен акт камеральной проверки

По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:

  • Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
  • И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.

Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).

Приведем основные эти требования:

  • составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
  • соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
  • подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
  • на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.

Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.

Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Каковы требования к содержанию акта проверки

Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.

Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:

  • Вначале идет вводная часть, где приводятся общие положения.
  • Далее следует описательная часть, где раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
  • Наконец, в итоговой части инспектором делаются выводы по результатам проверки и выносятся предложения.

Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.

Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.


Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт КНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт камеральной налоговой проверки - образец».

После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.

Итоги

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

193-основа.jpg


Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.

От того, насколько правильно, развернуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, — о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.

Составление возражений на акт проверки

Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:
— камеральных проверок;
— выездных налоговых проверок.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п.6 статьи 100 НК РФ).

Причем, каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной налоговой проверки нет. Вместе с тем, в возражениях должны быть обязательно указаны:
— наименование (для организации) или фамилия, имя и отчество (для физического лица);
— адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
— ИНН и КПП;
— дата представления возражений;
— точное наименование налогового органа, куда представляются возражения;
— фамилия, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
— по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Приведем пример возражений.

Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве

173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32

от ООО «Амир»,

ИНН 7755134420, КПП 775501001,

173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30

Возражения ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55

13 марта 2017 г., г. Москва

ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее - Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.

В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.

Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего

Здесь приведен пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?

Алгоритм написания возражений

Необходимо:
— внимательно изучить акт налогового органа;
— постараться найти ошибки, связанные с нарушением процессуального порядка проведения проверки;
— найти ошибки, связанные с ошибками в применении налогового законодательства;
— составить возражения на акт;
— указать и сверить нужные реквизиты, которые являются обязательными;
— в случае принятия решения не в пользу налогоплательщика подать жалобу и апелляционную жалобу любым удобным способом через налоговый орган, решение которого оспаривается.

Процессуальные нарушения и их обжалование

В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной налоговой проверки, то на этом основании возможно оспорить решение налогового органа. Приведем примеры таких ошибок.

Разъяснение / судебное решение

Несоблюдение крайней даты проведения проверки.

Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А35-2160/2009.

Проведение проверки без декларации.

Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

(Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@.

Истребование излишних документов.

Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011.

К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условиий:
— обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
— обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

Нарушения материального права и их обжалование

Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм налогового законодательства, он также может оспорить его решение.

Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию необходимо:
— изучить норму законодательства, указанную в акте или решении налогового органа;
— найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, поскольку существует множество позиций по применению одних и тех же норм налогового законодательства;
— найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
— указать в апелляционной жалобе позицию налогоплательщика, основанную на конкретных положениях законодательства.

Примеры мнений, на основании которых может быть основано обжалование решений ИФНС по НДС

Разъяснение / судебное решение

В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС.

Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010.

Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2015 № Ф05-15817/2015 по делу № А40-128335/14.

1. Место реализации товаров, услуг можно подтвердить документально, например, договором. На этом основании можно обжаловать неправомерное решение налогового органа.

2. Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган первичных документов вместе с декларацией по НДС в том случае, если в ней не отражена стоимость товаров, местом реализации которых территория РФ не признается.

3. Операции по реализации доли морского судна, которое транспортировано через территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом налогообложения НДС.

4. Территория РФ не признается местом реализации работ по ремонту экскаватора на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией. Следовательно, платить НДС не нужно.

5. Территория РФ не является местом реализации услуг по организации автомобильных перевозок грузов, а также участию в расчетах за эти перевозки, оказанных иностранной компанией. Поэтому у российской организации-приобретателя данных услуг обязанностей налогового агента не возникает.

6. Местом оказания инжиниринговых услуг, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи в аренду движимого имущества признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, выполнение обществом работ за пределами территории РФ по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения НДС независимо от гражданско-правовой квалификации договора.

Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина.

Представление пояснений и направление возражений в ИФНС

Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:
— в электронной форме;
— в виде бумажного документа.

Однако если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.

Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:
— ошибки в проверяемой отчетности;
— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
— несоответствие представленных сведений данным документов, имеющихся у инспекции, а также полученным ею в ходе налогового контроля.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый не представленный документ. Но если бы были только штрафы. К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчетным путем.

В этой связи необходимо:
— оценить объем запрашиваемой информации;
— оценить возможность представить документы и пояснения.

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях.
Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.

Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь

В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст.88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.

Более того, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала текущего года введен специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.

И есть еще ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.

Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.

Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчетности.

В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.

В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечет представления «уточненки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.

Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей широкой линейкой специализированного программного обеспечения, где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдет для себя подходящий продукт.

Исключение составляет проверка обоснованности возмещения НДС, по результатам которой Вы в любом случае получите либо акт об отказе в возмещении НДС (если инспекция отказывает в возмещении полностью или частично), либо решение о возмещении НДС (если инспекция возмещает его полностью).

Что касается порядка обжалования, сроков и процедуры обжалования, то они идентичны для камеральных и выездных проверок.

То есть, получив акт проверки с высокой долей вероятности Вашей компании придется пройти 3 этапа, каждый из которых имеет определенные особенности.

Если Вы исчерпали все возможности для досудебного обжалования, необходимо подавать заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения налогового органа.

Данная процедура достаточно длительная. Судебное разбирательство может длиться 3-5 месяцев.

В это время налоговый орган вправе обратиться за взысканием налогов, пеней и налоговых санкций со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке.

Для этого сначала выносится требование об уплате налога, а затем — если оно не оплачено в добровольном порядке — на счета налогоплательщика направляется инкассовое поручение.

Естественно, что подобный порядок взыскания не учитывает, что после признания незаконным решения налогового органа — возвратить излишне взысканные налоги занимает большое количество времени.

Единственным выходом из сложившейся ситуации мы видим в обращении в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер — в виде запрета на бесспорное взыскание данных сумм.

Другой важный момент заключается в том, что мало получить решение суда в вашу пользу. Нужно еще сделать так, чтобы инспекция его быстро и правильно исполнила.

Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Однако, многие инспекции начинают ссылаться на то, что еще не прошел срок апелляционного обжалования и они будут подавать жалобы в вышестоящий суд и только после этого можно будет говорить об исполнении решения суда.

Неважно, намеренно или по незнанию, инспекция путает эти понятия, однако наш опыт дает возможность избежать подобного «недопонимания». Как правило, грамотно составленное письмо снимает все вопросы со стороны самых дотошных инспекторов и решение суда исполняется.

Подробнее об обжаловании решения налогового органа в судебном порядке Вы можете узнать здесь


Возражения по акту проверки

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с момента получения акта проверки подать возражения по этому акту.

Однако не всегда такие возражения выгодно подавать. Дело в том, что по итогам рассмотрений возражений инспекция вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формально они назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Однако, на практике, основной целью проведения дополнительных мероприятий является сбор доказательств, направленных на опровержение возражений налогоплательщика — назначение экспертиз, проведение опросов и т.д.

Поэтому, чтобы избежать подобных дополнительных мероприятий — иногда нет смысла подавать возражения, тем более что это не препятствует дальнейшему обжалованию акта проверки.

Подробнее об услуге подготовка возражений по акту проверки Вы можете узнать здесь

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган

Срок на подачу апелляционной жалобы строго ограничен — это 10 рабочих дней с момента получения решения по итогам проверки.

Кроме того, важно понимать, что подача апелляционной жалобы — это обязательная досудебная процедура. Если апелляционная жалоба не подавалась, обращение в арбитражный суд невозможно — суд просто оставит дело без рассмотрения.

Подробнее об услуге подготовка апелляционной жалобы Вы можете узнать здесь

Судебное разбирательство

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего, это только арифметическая проверка декларации.

  • Возражения по акту проверки
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган
  • Судебное разбирательство

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки.

Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Требование представить пояснения к отчетности – не повод для штрафа

Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.

Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.

Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

В каком виде нужно представлять пояснения к декларациям и расчетам

Если в ходе камеральной проверки налоговики найдут ошибки либо несоответствия в представленной отчетности, они вправе запросить у налогоплательщика пояснения. У проверяемого лица есть 5 дней на представление пояснений либо корректировку сданных ранее форм.

Если неточности найдены проверяющими в декларации по прибыли, имуществу или транспорту, а также НДФЛ-отчетности, то подать пояснения можно в любом виде (на бумаге или по ТКС). А вот если налоговая недовольна НДС-декларацией, то объясниться с ИФНС нужно исключительно в виртуальном виде по установленному ФНС РФ формату. В противном случае пояснения будут считаться непредставленными и последует штраф.

Напомним, что центральный аппарат ФНС РФ в решении по жалобе налогоплательщика утверждал, что ИФНС на местах должны принимать НДС-пояснения в любом электронном виде, но они необязательно должны соответствовать формату.

Компании (ИП), сдающие электронные НДС-декларации, представляют в ИФНС по ее требованию пояснения в такой же форме и по формату, определенному ФНС РФ (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Эта обязанность появилась с начала 2017 года.

Сдать бумажные пояснения — это все равно, что не сдать их вообще.

При этом закон разрешает компаниям пользоваться услугами нескольких операторов ЭДО, поэтому у фирмы может быть не один электронный адрес.

В такой ситуации налоговики рекомендуют отправлять письма на последний адрес, который использовался для обмена информацией с инспекторами.

Формируя ответ с пояснениями, компания может сама указать идентификатор декларации, отображенный в квитанции о приеме (извещении о вводе НДС-отчета).

Также не возбраняется сообщить налоговикам о том адресе, на который надо направлять корреспонденцию по ТКС.

Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

Вопрос

Ответ

«Уточненка», представленная в день проверки, на ее результаты не влияет

В последний день проверки организация подала скорректированную декларацию по НДС за контролируемый период.

Инспекторы факт сдачи «уточненки» в своем решении не отразили.

ФНС РФ, рассмотрев жалобу налогоплательщика, указала следующее: «уточненка» была отправлена в момент между составлением акта проверки и оформлением решения по ней.

НК РФ не предусматривает развитие таких событий.

Поэтому налоговики самостоятельно определяют регламент рассмотрения уточненной декларации:

  • проведение дополнительной проверки;
  • «камералка»;
  • повторный визит в организацию.

Учитывая то, что «уточненка» отражала сумму, доначисленную по результатам контроля, и факт неоплаты ее в бюджет, ФНС РФ признала решение инспекторов справедливым.

Подавать «уточненку» по прибыли можно, даже если сделку признали недействительной

В 2015 году банк совершил сделку по продаже недвижимости, которую суд позже признал недействительной. В связи с этим кредитное учреждение подало уточненную прибыльную декларацию за этот период.

ИФНС выразила несогласие с поданной декларацией. Тем не менее из-за признания сделки недействительной в соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ банк обязан был возместить покупателю все, что тот заплатил. Следовательно, банк лишился прибыли от сделки.

Банк подал «уточненку» по прибыли, так как в соответствии со ст. 81 НК налогоплательщик имеет право представить скорректированную отчетность, если он допустил огрехи в декларации, которые привели к переплате налога в бюджет.

По мнению ФНС РФ, в данном случае банк поступил правомерно.

За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

Примечание редакции:

данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет – решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности – в следующем обзоре.

Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

  • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
  • при завышении или занижении налоговых обязательств.

Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

Примечание редакции:

таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

Компании – налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

Примечание редакции:

таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

В декларации обнаружены:

Что затребуют:

— сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом

Исключение составляет проверка обоснованности возмещения НДС, по результатам которой Вы в любом случае получите либо акт об отказе в возмещении НДС (если инспекция отказывает в возмещении полностью или частично), либо решение о возмещении НДС (если инспекция возмещает его полностью).

Что касается порядка обжалования, сроков и процедуры обжалования, то они идентичны для камеральных и выездных проверок.

То есть, получив акт проверки с высокой долей вероятности Вашей компании придется пройти 3 этапа, каждый из которых имеет определенные особенности.

Если Вы исчерпали все возможности для досудебного обжалования, необходимо подавать заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения налогового органа.

Данная процедура достаточно длительная. Судебное разбирательство может длиться 3-5 месяцев.

В это время налоговый орган вправе обратиться за взысканием налогов, пеней и налоговых санкций со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке.

Для этого сначала выносится требование об уплате налога, а затем — если оно не оплачено в добровольном порядке — на счета налогоплательщика направляется инкассовое поручение.

Естественно, что подобный порядок взыскания не учитывает, что после признания незаконным решения налогового органа — возвратить излишне взысканные налоги занимает большое количество времени.

Единственным выходом из сложившейся ситуации мы видим в обращении в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер — в виде запрета на бесспорное взыскание данных сумм.

Другой важный момент заключается в том, что мало получить решение суда в вашу пользу. Нужно еще сделать так, чтобы инспекция его быстро и правильно исполнила.

Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Однако, многие инспекции начинают ссылаться на то, что еще не прошел срок апелляционного обжалования и они будут подавать жалобы в вышестоящий суд и только после этого можно будет говорить об исполнении решения суда.

Неважно, намеренно или по незнанию, инспекция путает эти понятия, однако наш опыт дает возможность избежать подобного «недопонимания». Как правило, грамотно составленное письмо снимает все вопросы со стороны самых дотошных инспекторов и решение суда исполняется.

Подробнее об обжаловании решения налогового органа в судебном порядке Вы можете узнать здесь


Возражения по акту проверки

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с момента получения акта проверки подать возражения по этому акту.

Однако не всегда такие возражения выгодно подавать. Дело в том, что по итогам рассмотрений возражений инспекция вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формально они назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Однако, на практике, основной целью проведения дополнительных мероприятий является сбор доказательств, направленных на опровержение возражений налогоплательщика — назначение экспертиз, проведение опросов и т.д.

Поэтому, чтобы избежать подобных дополнительных мероприятий — иногда нет смысла подавать возражения, тем более что это не препятствует дальнейшему обжалованию акта проверки.

Подробнее об услуге подготовка возражений по акту проверки Вы можете узнать здесь

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган

Срок на подачу апелляционной жалобы строго ограничен — это 10 рабочих дней с момента получения решения по итогам проверки.

Кроме того, важно понимать, что подача апелляционной жалобы — это обязательная досудебная процедура. Если апелляционная жалоба не подавалась, обращение в арбитражный суд невозможно — суд просто оставит дело без рассмотрения.

Подробнее об услуге подготовка апелляционной жалобы Вы можете узнать здесь

Судебное разбирательство

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего, это только арифметическая проверка декларации.

  • Возражения по акту проверки
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган
  • Судебное разбирательство

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию

Читайте также: