Пбу налог на имущество

Опубликовано: 22.04.2024

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Объектом налога на имущество являются основные средства, которые учитываются на балансе компании в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. О «наболевших» вопросах коллизий бухгалтерских стандартов в отношении учета основных средств расскажет аудиторская практика.

Для правильного исчисления налога на имущество вопрос об отнесении того или иного актива к основным средствам имеет первостепенное значение (п. 1 ст. 374 НК РФ). К сожалению, иногда он осложняется расхождениями между нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, и положениями Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России № 91н на ту же дату (далее – соответственно ПБУ 6/01 и Методические указания). Рассмотрим их, а также расскажем, какая практика сложилась на сегодняшний день по этим спорным вопросам.

Если на эксплуатируемый объект недвижимости не зарегистрировано право собственности

Большинство организаций для себя решило: указанные объекты включаются в налоговую базу по налогу на имущество. Однако аудиторская практика показывает, что с появлением новых таких объектов и с приходом в бухгалтерию новых специалистов вопрос об обоснованности такого решения встает вновь и вновь, требуя каждый раз детального доказательства. Кроме того, далеко не все организации, уплачивающие с рассматриваемых объектов налог на имущество, одинаково (и правильно) решают вопрос их бухгалтерского учета.

Одним из условий признания эксплуатируемого объекта незавершенного строительства основным средством была государственная регистрация права собственности на него или, по крайней мере, подача документов на регистрацию (прежняя редакция п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), п. 52 Методических указаний).

С учетом традиционной трактовки термина «допускается» как необязательного к исполнению появлялось основание как к законной минимизации налога на имущество, так и для получения необоснованной налоговой выгоды путем умышленного затягивания процесса подготовки регистрационных документов на объект недвижимости.

Чтобы воспрепятствовать последнему, Минфин России направил контролерам письмо от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 «О налоге на имущество организаций», разосланное инспекциям для руководства письмом от 10 ноября 2006 г. № ММ-6-21/1094@ «О налоге на имущество организаций». В нем указано, что вопрос об учете рассматриваемых объектов на счете 01 «Основные средства» и включении в облагаемую базу по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта. При этом под экономической сущностью объекта понимается использование его в предпринимательских целях, свидетельствующее о соответствии условиям признания основного средства, установленным в пункте 4 ПБУ 6/01 (решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07).

Не согласному с такой позицией налогоплательщику было отказано в передаче данного решения на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда: факт отсутствия государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с несвоевременным оформлением указанного имущества в свою собственность не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения этого имущества (определение ВАС РФ от 14 февраля 2008 г. № 758/08).

Это важно

Несвоевременное оформление фактически эксплуатируемого имущества в свою собственность не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения этого имущества.

Позднее, при рассмотрении иной ситуации уже Президиум Высшего Арбитражного Суда прямо отметил, что ни Кодекс, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.

Поэтому большинство организаций, как уже отмечалось, облагают налогом на имущество фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, на которые не зарегистрированы права собственности. Но при этом многие продолжают в бухгалтерском учете учитывать их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», аргументируя это рядом общеправовых и бухгалтерских доводов.

Вот первый довод. В пункте 4 ПБУ 6/01 сформулированы общие условия признания основных средств вообще, как таковых. В пункте 52 Методических указаний говорится о порядке признания основными средствами только объектов недвижимости, то есть имеет место специальная норма, причем принятая позднее.

В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное. При этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (определение КС РФ от 5 октября 2000 г. № 199-О). Следовательно, специальные и принятые позднее нормы пункта 52 Методических указаний имеют приоритет перед общими и принятыми ранее нормами ПБУ 6/01.

Налицо лукавство этого довода: приведенное правило определения того, какая из норм «главная», может применяться только тогда, когда речь идет о нормах, содержащихся в актах одного (одинакового) юридического уровня: закон – закон, ПБУ – ПБУ, Методуказания – Методуказания. Однако Методические указания являются документом более низкого юридического уровня, чем ПБУ 6/01, в частности, потому, что они определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 (п.1 Методических указаний).

Это важно

Приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы. Это правило действует только тогда, когда речь идет о нормах, содержащихся в актах одного (одинакового) юридического уровня: закон – закон, ПБУ – ПБУ, Методуказания – Методуказания.

На очереди второй довод. ПБУ 6/01 и Методические указания устанавливают два разных способа учета. Следовательно, организация может посредством учетной политики выбрать любой из этих двух способов, в том числе и установленный пунктом 52 Методических указаний (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (далее – ПБУ 1/2008 )).

Чтобы проверить обоснованность этого довода, посмотрим, что дословно написано в пункте 7 ПБУ 1/2008: «При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету». В связи с этим необходимо ответить на вопрос, являются ли Методические указания таким актом.

Для этого обратимся к тексту главного бухгалтерского стандарта: органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете»)). Из этого «и» логически следует, что Методические указания не относятся к нормативным актам по бухгалтерскому учету. Иными словами, для целей бухгалтерского учета Методические указания не являются нормативным правовым актом .

Кроме того, Методические указания не могут устанавливать способы учета, ибо это – прерогатива ПБУ (п. 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете»).

Внимание

Методические указания не могут устанавливать способы учета, ибо это – прерогатива ПБУ.

Таким образом, говорить о возможности применения иного способа учета в данном случае не приходится – выбирать не из чего. Поэтому фактически эксплуатируемый объект недвижимости – даже если это делается без наличия необходимых документов – должен учитываться как основное средство на одноименном счете «01» и включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

Это важно

Фактически эксплуатируемый объект недвижимости – даже если это делается без наличия необходимых документов – должен учитываться как основное средство на одноименном счете «01» и включаться в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

Как учитывать капитальные вложения арендатора в арендованное имущество

Здесь коллизия между нормами ПБУ 6/01 и Методических указаний состоит в следующем:

  • в составе основных средств учитываются в том числе капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, причем без каких-либо дополнительных условий и оговорок (п. 5 ПБУ 6/01);
  • капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора (п. 3, 10, 35 Методических указаний).

То есть в Методических указаниях содержится дополнительное условие признания капитальных вложений основными средствами. И в течение ряда лет специалисты Минфина рассматривали вопрос обложения налогом на имущество капитальных вложений в арендованные основные средства, исходя из положений Методических указаний: не сказано в договоре аренды, что результаты этих вложений являются собственностью арендатора – значит, они не могут быть учтены в составе его основных средств и соответственно не подлежат налогообложению налогом на имущество.

Затем позиция изменилась. Финансисты указали, что правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, а также Методическими указаниями, действующими в части, не противоречащей ПБУ 6/01 (письма Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-05-04-01/37, от 1 ноября 2010 г. № 03-05-05-01/46 и от 3 ноября 2010 г. № 03-05-05-01/48). На этом основании капитальные вложения в арендованные основные средства учитываются арендатором в составе основных средств и подлежат обложению налогом на имущество организаций до их выбытия в рамках договора аренды (п. 5 ПБУ 6/01).

Внимание

На сегодняшний день Минфин придерживается такой позиции: капитальные вложения в арендованные основные средства учитываются арендатором в составе основных средств и подлежат обложению налогом на имущество организаций до их выбытия в рамках договора аренды.

Об амортизации модернизированных основных средств, срок полезного использования которых организацией не изменялся

При линейном способе амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации. Последняя исчисляется исходя из срока полезного использования этого объекта (п. 19 ПБУ 6/01). В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Подчеркнем – никаких иных правил начисления амортизации, в том числе каких-то специфических правил в отношении амортизации модернизированных основных средств ПБУ 6/01 не содержит.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01). Напомним, в рассматриваемой ситуации при модернизации он не изменяется (п.20 ПБУ 6/01). Как изменится остаточная стоимость основных средств в этом случае, рассмотрим на примере 1.

Пример 1

Первоначальная стоимость основного средства – 600 000 руб., срок полезного использования – 84 месяца. Через 62 месяца фактического использования, то есть за 22 месяца до окончания срока полезного использования (84 месяца – 62 месяца), основное средство было модернизировано. Сумма амортизации по объекту за время фактической эксплуатации до модернизации – 442 857 руб. (600 000 руб. х 1/84 мес. х 62 мес.).

После модернизации первоначальная стоимость увеличилась на 100 000 руб., став равной 700 000 руб., срок полезного использования не изменялся.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизации на основании пункта 19 ПБУ 6/01.

Ежемесячная сумма амортизации по объекту составит 8333 руб. в месяц (700 000 руб. х 1/84).

Остаточная стоимость объекта после реконструкции составила 257 143 руб. (600 000 – 442 857 + 100 000 ).

Следовательно, для полного списания объекта амортизация по нему будет начисляться еще 31 месяц начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло окончание реконструкции (257 143 руб. : 8333 руб.). То есть на 9 месяцев больше, чем остававшийся срок полезного использования. Соответственно увеличатся период списания основного средства и платежи по налогу на имущество.

Внимание

Согласно ПБУ 6/01 и разъяснениям чиновников в бухгалтерском и налоговом учете при амортизации модернизированных основных средств нельзя применять остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования.

Увеличение периода списания модернизированного основного средства из примера 1 никак не противоречит нормам ПБУ 6/01, поскольку ими не установлено, что амортизация прекращается одновременно с истечением установленного срока полезного использования. Напротив, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учета (п. 20, 21 ПБУ 6/01). Иными словами, не исключается ситуация, когда срок начисления амортизации будет больше срока полезного использования.

Аналогично решен вопрос об амортизации основных средств с неизменившимся сроком полезного использования для целей налогового учета (письма Минфина России от 6 февраля 2007 г. № 03-03-06/4/10, от 10 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/167, ФНС России от 14 марта 2005 г. № 02-1-07/23 и др.). При этом, как свидетельствует практика, подавляющим большинством налогоплательщиков этот подход принимается. В то же время в Налоговом кодексе прямо указано: если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако применять эту норму на практике отваживаются немногие компании (постановления ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. № КА-А40/4667-09, ФАС Волго-Вятского округа от 7 мая 2008 г. по делу № А29-6646/2007, ФАС Поволжского округа от 17 июля 2007 г. № А49-998/07 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 22 ноября 2007 г.)).

Вернемся к бухгалтерскому учету. В ПБУ 6/01 в отличие от Налогового кодекса — про оставшийся срок полезного использования в случае амортизации модернизированного основного средства, срок которого организацией не изменялся — вообще ничего не говорится. Тем не менее на практике большинство организаций применяют для целей бухгалтерского учета именно оставшийся срок полезного использования. Делается это на основании примера, приведенного в пункте 60 Методических указаний (пример 2).

Пример 2

Объект основных средств стоимостью 120 000 руб. и сроком полезного использования пять лет после трех лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 000 руб. Пересматривается срок полезного использования в сторону увеличения на два года. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 22 000 руб. определяется из расчета остаточной стоимости в размере 88 000 руб. = 120 000 — (120 000 х 3 : 5) + 40 000 и нового срока полезного использования четыре года. Соответственно остаточная стоимость спишется на год быстрее, чем при применении порядка, описанного в примере 1, что выгоднее фирме в целях исчисления налога на имущество.

Как видим, в Методических указаниях описывается совершенно иная, чем рассматриваемая, ситуация, поскольку срок полезного использования «пересматривается». Кроме того, говорится не об «оставшемся», а о «новом» сроке полезного использования. Но в действительности меняется алгоритм начисления амортизации, установленный пунктом 19 ПБУ 6/01: сумма амортизации определяется не путем умножения новой остаточной стоимости на норму амортизации, а путем деления этой остаточной стоимости на оставшийся с учетом увеличения срок полезного использования. И для ситуации, когда организация не принимает решения об увеличении указанного срока, результат получится иной, чем при применении ПБУ 16/01.

Обратимся к мнению финансистов. Минфин России считает, что при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (письма от 15 декабря 2009 г. № 03-05-05-01/81, от 23 июня 2004 г. № 07-02-14/144).

Однако не будем забывать, что говорил Минфин России о применении Методических указаний только в части, не противоречащей ПБУ 6/01. А вспомнив – неизбежно придем к выводу, что предлагаемый Методическими указаниями способ исчисления амортизации модернизированных основных средств не может применяться в рассматриваемой нами ситуации, как противоречащий ПБУ 6/01.

В качестве «бонусов» подхода на основании ПБУ укажем, что он позволяет избежать применения ПБУ 18/02, а также снижает риск спора с налоговыми органами по поводу более быстрого списания с учета объекта обложения налогом на имущество. Ведь письма Минфина России, поддерживающие такую ускоренную амортизацию модернизированных основных средств на основании Методических указаний, не направлялись в ФНС России и не рассылались ею своим территориальным подразделениям для использования в работе.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Минфин внес изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», чтобы сблизить российские стандарты бухучёта и МСФО. С 2020 года применение обновлённого стандарта станет обязательным, но вести учёт по новым правилам желательно уже сейчас. Расскажем об изменениях подробнее.

Новый вид активов: признание и оценка

В российских правилах бухучёта появился новый вид активов — долгосрочные активы к продаже (п. 10.1 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; здесь и далее ссылки на ПБУ 16/02 даны уже с учётом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н). К ним относятся:

  1. Объекты основных средств или других внеоборотных активов, если компания прекратила их использование в связи с принятым решением о продаже;
  2. Материальные ценности, которые не классифицированы как запасы и остались от выбытия внеоборотных активов или были извлечены в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации и реконструкции.

Объект, который не используется временно, долгосрочным активом к продаже не считается.

На дату, когда начинают выполняться все условия признания долгосрочного актива к продаже, этот актив нужно переклассифицировать в долгосрочный актив к продаже и учитывать уже по новым правилам.

Это первый случай в российских стандартах бухучёта, когда требование о переклассификации актива закреплено непосредственно в нормативном акте. Ранее Минфин России неоднократно разъяснял в отношении аналогичных ситуаций, что РСБУ не предусматривают такой возможности (см., например, Письмо Минфина России от 02.03.2010 № 03-05-05-01/04).

Бухгалтерский учёт долгосрочных активов, предназначенных для продажи, должен производиться по балансовой стоимости, которая была у них до переклассификации (например, ОС). В дальнейшем долгосрочные активы к продаже оцениваются в порядке, предусмотренном для оценки запасов (п. 10.2 ПБУ 16/02).

Может показаться, что в этой части российский порядок учета отличается от МСФО, в котором установлена оценка таких активов по наименьшей стоимости из балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу (п. 15 МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность»). Но на самом деле никакого расхождения здесь нет. Ведь п. 25 ПБУ 5/01 также обязывает организацию, не применяющую упрощенные способы учёта и отчётности, обесценить запасы, если их балансовая стоимость превышает текущую рыночную. Поэтому и по российским правилам в балансе долгосрочные активы, удерживаемые для продажи, будут отражены по стоимости, не превышающей рыночную.

Порядок учёта долгосрочных активов, предназначенных для продажи

Порядок отражения долгосрочных активов к продаже на счетах бухучёта не регламентирован, поэтому организация должна определить его самостоятельно, закрепив своё решение в учётной политике. Возможно несколько вариантов.

Вариант 1

Можно отражать соответствующий актив на том же счёте бухучёта, на котором он учитывался до переклассификации, но с выделением в аналитическом учёте. Однако для формирования показателя долгосрочных активов к продаже в отчётности придётся «собирать» стоимость таких активов по всем счетам, на которых отражены внеоборотные активы, а это не всегда удобно.

Вариант 2

Другой путь — отражать долгосрочные активы к продаже на счёте учёта расходов будущих периодов (счёт 97). Они тоже отражаются в отчётности отдельной строкой (или в составе прочих активов) и выделяются в самостоятельный вид активов. В то же время по своей сути долгосрочные активы к продаже являются не расходами, а активами, поэтому этот вариант тоже нельзя считать удачным.

Вариант 3

Еще один способ — отражать долгосрочные активы к продаже на отдельном субсчёте к одному из счетов, на котором отражаются материально-производственные запасы — 10 «Материалы» или 41 «Товары». Это будет соответствовать сущности отражаемых активов. Во-первых, это оборотные активы (активы, выбытие которых ожидается в течение года). Во-вторых, долгосрочные активы к продаже оцениваются в том же порядке, что и запасы. В-третьих, отражение таких активов на счетах учёта запасов позволит отражать их стоимость в отчётности уже за вычетом возможного резерва под её снижение.

Мы советуем использовать счёт 41, так как по своей экономической сути долгосрочные активы к продаже близки именно к товарам. С момента классификации в этом качестве они предназначены для продажи в течение непродолжительного времени, причём именно в том состоянии, в котором они были в момент такой классификации.

Отражение в отчётности

В бухгалтерской отчётности новый вид активов отражается в составе оборотных активов, обособленно от других активов (п. 10.1 ПБУ 16/02). Это значит, что они могут отражаться отдельной строкой при существенности показателя или включаться в состав прочих оборотных активов, если их стоимость несущественна (Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 № ИС-учет-19).

О долгосрочных активах к продаже нужно раскрывать следующую информацию:

  • описание активов, фактов и обстоятельств продажи;
  • прибыль или убыток, связанные с ними;
  • статья отчёта о финансовых результатах, в которую включены прибыль или убыток.

Если информация раскрывается по сегментам, то нужно также указать и отчётный сегмент, к которому относятся связанные с долгосрочными активами к продаже показатели. И даже если все показатели отчётности, связанные с долгосрочными активами к продаже, включены в «прочие» статьи баланса и отчёта о финансовых результатах, всё равно нужно раскрыть в пояснениях информацию, указанную в ПБУ.


Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет

Налоговый учёт долгосрочных активов, предназначенных для продажи

Изменения в ПБУ 16/02 никак не влияют на порядок исчисления НДС и налога на прибыль — в отличие от налога на имущество. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ, налогом (по балансовой стоимости) облагается лишь то имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов ОС. При переклассификации актив перестает быть ОС, поэтому и в налоговую базу при исчислении налога на имущество его остаточная стоимость не включается. Прежде Минфин высказывался против переклассификации ОС и требовал начислять налог на имущество на стоимость ОС до их фактического выбытия.

Переходные положения

Если актив точно не будет использоваться по назначению, а в ближайшие 12 месяцев ожидается его выбытие, то он уже не является внеоборотным (долгосрочным). Владелец такого актива получит основные выгоды и преимущества от него не в результате использования его по назначению, а в результате продажи.

В связи с этим для пользователей бухгалтерская отчётность будет более информативной, если активы, которые по своей экономической сути уже не являются внеоборотными, не будут отражаться в этом качестве в отчётности.

Обязательным новый порядок станет лишь с 2020 года, однако мы советуем начать применять его заранее, раскрыв это в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчётности. Это даст реальную налоговую экономию и будет способствовать повышению достоверности бухгалтерской отчётности.

Пример применения новой редакции ПБУ 16/02

Ситуация

ООО «Альфа» принадлежит основное средство — автопогрузчик. В октябре Х1 года организация купила новый погрузчик (с другими характеристиками), а старый погрузчик перестала использовать, т. к. у нее только один работник, который работает на погрузчике, и второй погрузчик ей не нужен.

Первоначальная стоимость автопогрузчика — 1 512 000 руб., накопленная амортизация (после начисления амортизации за октябрь) — 861 000 руб. Ни переоценка, ни обесценение в отношении основного средства не отражались. Срок полезного использования погрузчика в бухгалтерском и налоговом учете — 72 месяца (6 лет), срок фактической эксплуатации — 41 месяц.

Старый погрузчик решили продать (решение оформили приказом генерального директора). Выставили его на продажу в октябре за 680 тыс. руб. (не считая НДС).

В декабре, поскольку погрузчик так и не был продан, снизили цену до 620 тыс. руб. (не считая НДС), и за эту цену он продан в феврале Х2 года.

Посмотрим, как отразить эту ситуацию в бухгалтерском учете и отчетности и для целей налогообложения. Будем считать, что стоимость погрузчика является существенной для бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Налогообложение

При продаже (в феврале Х2 года) ООО «Альфа» должно начислить НДС со стоимости автопогрузчика, то есть в сумме 620 000 * 20% = 124 тыс. руб.

Вычета НДС у нее в этот момент не будет, т.к. он был применен раньше. При этом восстанавливать налог со стоимости погрузчика (например, остаточной) тоже не нужно, т.к. он использован в операции, облагаемой НДС: оснований для восстановления нет.

Для целей налогообложения прибыли организация прекращает начислять амортизацию после решения о продаже погрузчика (начиная с ноября Х1 года), т.к. он перестает использоваться для извлечения дохода и, следовательно, более не является амортизируемым имуществом (см. п. 1 ст. 256 НК РФ).

Возможна и иная точка зрения. НК РФ не предусматривает, что можно прекратить начислять амортизацию, если амортизируемое имущество в какой-то промежуток времени не приносит дохода (письма Минфина РФ от 25.03.2013 № 03-03-06/2/9224, от 28.02.2013 № 03-03-10/5834).

Однако это рискованно: расходы в виде амортизации не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (не направлены на получение дохода), и уменьшение налоговой базы на эти расходы может вызвать вопросы налоговых органов (п. 49 ст. 270 НК РФ).

При использовании этой позиции организация продолжит начислять амортизацию до момента фактического выбытия основного средства (в данном случае — реализации автопогрузчика) и определит прибыли или убыток от его продажи с учетом амортизации, начисленной за время неиспользования погрузчика.

Если организация применяет ПБУ 18/02, то при начислении амортизации в налоговом учете (когда в бухучете амортизация не начисляется) она должна признать ОНО. Это ОНО погашается при продаже основного средства.

При продаже погрузчика (в феврале Х2 года) она признаёт доходы в сумме 620 тыс. руб. и может признать расходы в сумме 651 тыс. руб. (остаточная стоимость погрузчика — 1 512 000 руб. — 861 000 руб.). Однако часть таких расходов, а именно убыток от продажи погрузчика (основного средства) в сумме 31 тыс. руб., признается не сразу, а равными частями в течение 31 месяца — оставшегося срока полезного использования (п. 3 ст. 268 НК РФ), то есть с февраля Х2 года по август Х4 года.

Бухгалтерский учет

Будем считать, что для отражения долгосрочных активов к продаже ООО «Альфа» использует счет 41 «Товары», субсчет 41-ДАП «Долгосрочные активы к продаже».

Что организация должна отразить в учете

Дата Запись Суть
В октябре Х1 года Дт 20, 26, 44 и др.
Кт 02 — 21 000 руб.
Начислена амортизация по автопогрузчику за октябрь
Дт 01 — выбытие
Кт 01 — 1 512 000 руб.
Списана первоначальная стоимость автопогрузчика
Дт 02
Кт 01-выбытие — 861 000 руб.
Списана начисленная амортизация
Дт 41-ДАП
Кт 01-выбытие — 651 000 руб.
Автопогрузчик отражен как долгосрочный актив к продаже по балансовой (остаточной) стоимости
В декабре Х1 года Дт 91-2
Кт 14 — 31 000 руб. (651 000 — 620 000)
Создан резерв под снижение стоимости долгосрочного актива к продаже*
В феврале Х2 года Дт 62
Кт 91-1 — 744 000 руб. (620 000 + (620 000 * 20%))
Признаны доходы от продажи автопогрузчика
Дт 91-2
Кт 68-НДС — 124 000 руб.
Начислен НДС при продаже погрузчика
Дт 91-2
Кт 41-ДАП — 651 000 руб.
Списана стоимость погрузчика
Дт 14
Кт 91-1 — 31 000 руб.
Списан ранее созданный резерв под снижение стоимости долгосрочного актива к продаже

* За текущую рыночную стоимость принята сумма, «очищенная» от НДС, т.к. НДС предъявляется продавцом покупателю дополнительно к цене товара и в дальнейшем подлежит уплате в бюджет (п. 1 ст. 168 НК РФ). На то, что рыночная стоимость имущества не включает в себя НДС, указал и Верховный суд РФ в Определении от 15.02.2018 № 5-КГ17-258.

Бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе на 31 декабря Х1 года ООО «Альфа» должно отразить долгосрочный актив к продаже по стоимости в 620 тыс. руб. Поскольку стоимость актива существенна для ее отчетности, она отражается по отдельной строке в составе оборотных активов – например, по строке 1219 «Долгосрочные активы к продаже».

В отчете о финансовых результатах за Х1 год в составе прочих расходов будет отражен начисленный резерв в сумме 31 тыс. руб.

В пояснениях организация должна раскрыть два факта:

  • В составе долгосрочных активов к продаже отражен автопогрузчик стоимостью 620 тыс. руб. (в том числе балансовая стоимость до переклассификации — 651 тыс. руб., резерв под обесценение, отраженный в составе прочих расходов, — 31 тыс. руб.).
  • На отчетную дату погрузчик не продан. При этом отдельно приводится информация о событии после отчетной даты, которое свидетельствует о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, — о продаже погрузчика (согласно ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»).

В бухгалтерской (финансовой) отчетности за Х2 год отражаются:

  • В отчете о финансовых результатах — нулевой финансовый результат от продажи актива. При этом он может либо отражаться по компонентам — прочие доходы в сумме 651 (620+31) тыс. руб. и прочие расходы в той же сумме, либо с нулевым показателем по отдельной строке и расшифровкой его в пояснениях.
  • В пояснениях — информация о том, что долгосрочный актив к продаже реализован, и обстоятельства такой продажи, а также расшифровка показателей отчетности, связанных с продажей актива, либо суммовые данные об этой операции с указанием показателей отчетности, в составе которых они отражены.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела незавершенный объект строительства. Объект недвижимости не относится к перечню имущества, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Он учитывается на счете 08. В 2019 году организация стала его использовать для хранения урожая этого года.
Существует ли обязанность платить налог на имущество за этот объект?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства, учитываемый на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", не должен рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
НК РФ не содержит определения понятия "недвижимое имущество". С учетом ст. 11 НК РФ для толкования этого понятия необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства. Из п. 1 ст. 130 ГК РФ следует, что объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам.
Однако одним из условий признания недвижимого имущества объектом налогообложения по налогу на имущество, как прямо следует из процитированного выше п. 1 ст. 374 НК РФ, является его учет на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01)
Пунктом 4 ПБУ 6/01 определено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты как на СМР, так и на приобретение зданий, оборудования (и т.п.), а также прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и другие) в бухгалтерском учете относятся к незавершенным капитальным вложениям. Такие вложения до окончания работ по строительству учитываются счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией (п. 41, п. 42 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 3.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160).
Таким образом, действующее законодательство о бухгалтерском учете связывает постановку объекта на учет в составе основного средства с соблюдением условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01, и, соответственно, доведением объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации, вне зависимости от основания возникновения у организации права на соответствующий объект, будь то его приобретение, создание или какой-либо другой способ получения. Иными словами, в составе основных средств объект подлежит учету в момент фактического ввода его в эксплуатацию, то есть в том периоде, когда он не будет требовать дополнительных капитальных вложений на доведение его до состояния, пригодного к эксплуатации, и будет полностью готов к использованию для производственных нужд организации.
Специалисты Минфина России также придерживаются позиции, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства в момент, когда он приведен в состояние, пригодное для использования. См., например, письма Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-05-01/432, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317, от 11.02.2013 N 03-05-05-01/3265, от 25.06.2012 N 03-05-05-01/28, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, от 09.06.2009 N 03-05-05-01/31, от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33. При этом объекты незавершенного строительства, не учтенные в составе основных средств, не подлежат обложению налогом на имущество организаций (письма Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317, УФНС России по г. Москве от 06.05.2016 N 16-15/048499). В арбитражной практике присутствуют выводы, аналогичные выводам Минфина России (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2014 N Ф07-3264/14 по делу N А05-11351/2013, Одиннадцатого ААС от 14.11.2014 N 11АП-15607/14, Первого ААС от 02.06.2014 N 01АП-1437/14, Четырнадцатого ААС от 30.01.2014 N 14АП-12070/13).
Таким образом, с учетом требований статьи 374 НК РФ объекты незавершенного строительства, учитываемые на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что для признания объекта недвижимости основным средством государственная регистрация прав на него не требуется. Даже если объекта по каким-то причинам пока нет в Реестре, это не повод освобождать его от налога на имущество организаций, если он по всем параметрам соответствует требованиям п. 4 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317). Подробнее об этом смотрите: Вопрос: Если на объект недвижимого имущества нет свидетельства о праве собственности, можно ли его учитывать в составе основных средств? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.)
В рассматриваемом случае имеющийся у организации объект незавершенного строительства не достроен и не пригоден к эксплуатации, между тем часть этого объекта фактически используется в производственной деятельности организации (для хранения урожая). В такой ситуации полностью исключить налоговые риски мы не можем. Налоговые органы могут посчитать, что если объект незавершенного строительства фактически эксплуатируется, то он приведен в состояние, пригодное для использования, и его необходимо было принять на бухгалтерский учет в качестве основного средства и включить в налоговую базу по налогу на имущество. О существовании у фискалов такой позиции свидетельствует многочисленная арбитражная практика, анализ которой показывает, что факт отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию сам по себе не может однозначно свидетельствовать об отсутствии оснований для принятия объекта недвижимости к учету в качестве объекта основных средств Так, например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 N 14АП-5818/17 судьи указали, что обязанность по уплате налога на имущества организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта основных средств в хозяйственной деятельности общества, последующее выполнение работ капитального характера на этом объекте следует рассматривать как достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств. Смотрите также постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 по делу N А56-21007/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 по делу N А81-2053/2012, ФАС Поволжского округа от 19.07.2012 по делу N А55-22505/2011.
При этом рассматривая вопросы обложения налогом на имущество объектов незавершенного строительства, суды, руководствуясь п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148, устанавливают фактические обстоятельства дела, а не только данные бухгалтерского учета. А именно: готов ли объект к эксплуатации по назначению, осуществляется ли его эксплуатация (получение дохода), в том числе при отсутствии правоустанавливающих и разрешительных документов. Вопрос о включении имущества в объект налогообложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента, когда имущество соответствует необходимым требованиям для нормальной эксплуатации в деятельности организации. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 16078/07 (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 03.03.2017 по делу N А65-20105/2015 (определением ВС РФ от 19.06.2017 N 306-КГ17-6927 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра)).
В рассматриваемом случае, как мы поняли, имеющийся у организации объект в настоящее время не пригоден к эксплуатации, не отвечает признакам основного средства, его использование по фактическому назначению в данный момент невозможно. При этом, хотя часть объекта и используется организацией в хозяйственной деятельности, это использование не связано с получением экономических выгод, как, например, в ситуации, когда недостроенный объект передается в аренду. В связи с этим мы считаем, что в данном случае рассматриваемый объект не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: