Пояснение о применении пониженного тарифа в налоговую

Опубликовано: 04.05.2024

Почему льготный тариф не зависит от сведений в ЕГРЮЛ

Как обходят ограничения на применение пониженного тарифа

Как обосновать право на льготу при совмещении деятельности

  • Оптимизация страховых взносов
  • Арбитражная практика по налоговым спорам

Пониженные тарифы страховых взносов имеют право применять несколько категорий лиц, в том числе упрощенцы, занимающиеся определенными видами деятельности, аптечные организации на вмененке, а также ИП на патенте (п. 8 , 10 и 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ). Вплоть до 2018 года они уплачивают взносы по ставке 20 процентов, которые в полном объеме зачисляются в ПФР (ч. 3.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ).

При проверках контролеры из фондов довольно часто заявляют о необоснованности применения льготных тарифов. Однако есть ряд аргументов, которые помогают оспорить доначисления проверяющих в суде и отстоять выгодный способ снижения страховых взносов.

Право на льготу не зависит от сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или иных документах

Чтобы упрощенец имел право применять пониженные тарифы, доля его доходов от основного вида деятельности, упомянутого в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, должна составлять не менее 70 процентов от общей суммы доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ). Аналогичный барьер действует и для некоммерческих организаций на упрощенке (ч. 5.1, п. 114.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

При проверке контролеры нередко отказывают в праве на льготу на том основании, что деятельность компании не соответствует упомянутой в Законе № 212-ФЗ (см. подверстку). К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.07.14 № А14-4757/2013 основной претензией проверяющих был тот факт, что некоммерческая организация указала в ЕГРЮЛ и в расчете РСВ-1 вид деятельности 65.2 «Прочее финансовое посредничество», который не дает права на пониженный тариф.

Не только основной класс ОКВЭД дает право на пониженный тариф

В деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа, компания на упрощенке вела деятельность «Управление эксплуатацией нежилого фонда» (код ОКВЭД 70.32.2). Проверяющие заявили, что она не имеет права на пониженный тариф, так как в Законе № 212-ФЗ содержится иной, более общий вид деятельности «Управление недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 70.32). Конечно, в этом вопросе суд встал на сторону компании, указав, что к общей группе с кодом 70.32 относится, в том числе, и финансово-хозяйственная деятельность с кодом по ОКВЭД 70.32.2 (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014).

В суде компания доказала, что ее фактическая деятельность является исключительно некоммерческой и соответствует заявленной в уставе, которая является льготируемой. Никаких посреднических услуг в области финансов она не оказывала. Кроме того, код 65.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКВЭД) относит к прочим услугам по финансовому посредничеству также услуги благотворительных и спонсорских фондов.

Суд, принимая решение в пользу компании, отметил, что указанный в ЕГРЮЛ, а также в расчете РСВ-1 код ОКВЭД 65.2 не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа. Данное право зависит от характера фактической деятельности страхователя, а не от кода ОКВЭД, указанного в документах. Отметим, что ФСС России еще в 2012 году указывал, что тот или иной вид экономической деятельности признается основным в целях Закона № 212-ФЗ только исходя из суммы доходов, независимо от данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (письмо от10.02.12 №15-03-11/08–1395).

В другом аналогичном деле проверяющие указали, что, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности компании является полиграфическая деятельность (код ОКВЭД 22.22), которая не относится к льготируемым. Организация настаивала, что занимается еще и издательской деятельностью, что дает право на пониженный тариф взносов на основании пункта 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Но контролеры заявили, что общество не располагает для этого материально-технической базой.

В итоге компании пришлось доказывать ведение заявленной деятельности с помощью отчетности по НДС и налогу на прибыль, а также редакционно-издательских договоров. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа принял эти доказательства и вынес решение в пользу организации (постановление от10.04.14 №А79-2734/2013). Дела с аналогичным исходом рассматривались и в постановлениях федеральных арбитражных судов Уральского от03.04.14 №Ф09-1642/14 и Северо-Кавказского от19.02.13 №А32-8107/2012 округов.

Суды не всегда учитывают при расчете 70-процентной доли необлагаемые доходы

В статье 58 Закона № 212-ФЗ четко указано, что для применения пониженных тарифов доля доходов от льготируемой деятельности у упрощенцев и некоммерческих организаций на УСН должна составлять не менее 70 процентов (ч. 1.4 и 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Никаких иных условий для расчета этой доли не установлено.

Однако, по мнению проверяющих, долю нужно рассчитывать только с доходов, облагаемых единым налогом по УСН. И если в отчетном периоде у компании нет таковых, то она не может быть признана осуществляющей определенный вид деятельности в качестве основного и не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

Такая ситуация очень распространена в области управления недвижимым имуществом, которое льготируется на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (см. подверстку). Большинство ТСЖ является некоммерческими организациями, и их доходы состоят из вступительных взносов, обязательных платежей членов товарищества, а также дотаций из бюджета. Эти доходы не облагаются налогом (п. 14 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичная ситуация складывается и у гаражных кооперативов (подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ).

Сдача собственной недвижимости в аренду — это не управление ею

Компания на упрощенке, которая получала 90 процентов всех доходов от сдачи в аренду собственной недвижимости, попыталась через суд доказать, что данный вид деятельности относится к управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32). Последний дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ. По мнению организации, в Законе № 212-ФЗ не сказано, что льготы возможны только при управлении чужой недвижимостью. А компания определенно осуществляла управление недвижимым имуществом, пусть и находящимся в собственности у нее самой.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не согласился с этим (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014). Он указал, что при сдаче имущества в аренду арендодатель не может рассматриваться как управляющая организация. Собственник имущества, переданного в аренду, остается его собственником. И обязанность по содержанию помещений возникает у него исходя из договора аренды, а не договора управления недвижимым имуществом.

Некоторые суды поддерживают требования проверяющих, указывая, что сумма доходов для расчета права на льготу определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Пример тому — постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от27.09.13 №Ф09-10040/13. В данном деле сумма доходов компании, облагаемых единым налогом, составила 38 тыс. рублей, тогда как фонд оплаты труда был равен 632 тыс. рублей. Суд, принимая решение в пользу контролеров, счел недопустимым тот факт, что сумма примененной льготы многократно превышает размер налогооблагаемых доходов товарищества. Аналогичный вывод содержится в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от20.05.13 №А50-18174/2012.

ВАС РФ в определении от09.06.14 №ВАС-6754/14 также отказал компании в праве на пониженные тарифы на том основании, что основным источником дохода для нее являлось целевое бюджетное финансирование. По мнению суда, эти суммы нельзя признать доходом от льготируемой деятельности (хотя их целевое предназначение — именно эта деятельность), так как они не получены в ходе реализации товаров, работ или услуг. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от29.04.14 №Ф09-2334/14, а также в постановлении этого же суда от02.07.13 №Ф09-7954/12.

Однако в некоторых случаях суды становятся на сторону компаний, указывая, что претензии проверяющих основаны на неверном толковании закона (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от30.08.12 №А82-17592/2011 и от29.08.12 №А82-17590/2011). Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от23.10.12 №А82-2228/2012 подчеркнул, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от03.04.14 №А56-30949/2013, Второго арбитражного апелляционного суда от16.10.12 №А82-2230/2012.

Отметим, что выгодную для компаний позицию поддерживает и ФСС России. В письме от18.12.12 №15-03-11/08–16893 чиновники отметили, что доходы ТСЖ и гаражных кооперативов в виде членских и иных взносов относятся к доходам от данного вида деятельности в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Компания вправе применять пониженный тариф, совмещая по льготируемой деятельности УСН и ЕНВД

Может получиться так, что деятельность, которая дает право на применение льготного тарифа, частично облагается вмененным налогом. А компания при этом совмещает УСН и ЕНВД. Если при этом считать доходы только от упрощенки, то организация может и не получить права на пониженный тариф взносов.

Некоторые суды подходят к вопросу формально, соглашаясь принимать во внимание для расчета 70-процентной доли доходов только данные декларации по УСН (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от07.07.14 №А62-4749/2013). Однако Минздравсоцразвития России не против того, чтобы для расчета доли льготируемые доходы по упрощенке и вмененке суммировались (письмо от14.05.12 №1320–19). При этом доля доходов от вмененной деятельности определяется в соответствии с правилами упрощенки (ст. 346.15 НКРФ). Аналогичное мнение содержится и в письме ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893, в котором подчеркнуто, что пониженные тарифы применяются к выплатам всем работникам, в том числе занятым во вмененной деятельности. Поддерживают эти выводы чиновников в своих постановлениях и федеральные арбитражные суды Западно-Сибирского от23.08.13 №А03-13957/2012 и Поволжского от14.07.14 №А12-21975/2013 округов.

Заметим, что если компания применяет только вмененный вид деятельности, пусть даже и упомянутый в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, права на пониженный тариф она не имеет (письмо ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893). Так как она не является организацией на упрощенке.

Аптеки могут применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам

При проверке аптек контролеры нередко настаивают, что пониженные тарифы могут применяться только к выплатам в пользу лиц, имеющих сертификат специалиста, позволяющий заниматься фармацевтической деятельностью. В отношении выплат иным работникам, по их мнению, должен применяться общий тариф. При этом они ссылаются на статью 100 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и письмо ФСС России от25.04.12 №15-03-18/08–4703. Однако суды не согласны с такой позицией, указывая, что аптечные организации вправе применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам. Тем более что ФСС отозвал упомянутое разъяснение еще в конце 2012 года (письмо от 06.12.12 № 15-03-11/05–16023).

Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарствами, в которых наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники. Они исполняют функции, направленные на обеспечение нормальной работы аптечной организации, поэтому также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности. Такие выводы содержатся в определении ВАС РФот13.08.13 №ВАС-10592/13. Кроме того, пониженные тарифы устанавливаются для юридического лица — плательщика взносов, а не для физлиц, с которыми у него заключены трудовые договоры (определение ВАС РФот29.08.13 №ВАС-11099/13).

Доход по нескольким льготным видам деятельности иногда можно суммировать

Компания вправе применять пониженный тариф, даже если она осуществляет несколько видов деятельности, каждый из которых в отдельности не дает права на льготу, так как сумма доходов по нему меньше 70-процентного барьера. Но только если эти виды относятся к одному классу по ОКВЭД. Такова позиция чиновников Минтруда России (письмо от03.04.13 №17–4/551). Аналогичный вывод содержится в определении ВАС РФот05.07.13 №ВАС-8038/13 и в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.13 №Ф09-2/13.

Если же льготируемые виды деятельности относятся к разным классам ОКВЭД и доходы ни по одному из них в отдельности не превышают 70 процентов от общей суммы доходов, то применение пониженного тарифа необоснованно (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от14.07.14 №А12-21975/2013). Дело в том, что, согласно Закону № 212-ФЗ, льготируемый вид деятельности должен быть основным. В рассматриваемой же ситуации у компании нет основного вида деятельности, по которому бы выполнялось условие о 70 процентах.

Аутстаффинг мешает применению пониженных тарифов

Если компания ведет деятельность, дающую право на льготные тарифы, не напрямую, а путем предоставления клиентам специализированного персонала по договорам аутстаффинга или аутсорсинга, то у нее нет права на применение пониженных тарифов. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от12.12.13 №А12-6652/2013. Дело в том, что в данном случае компания лишь предоставляет персонал, а такой вид деятельности не относится к льготируемым. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от05.12.13 №А12-6650/2013.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году. В этой публикации мы выясним, какими документами организации и ИП могут подтвердить право использовать пониженные тарифы в 2020 году и обязательно ли предоставлять подтверждающую документацию по страховым взносам.

Категория страхователя

Тариф для расчета страховых взносов

Некоммерческие организации на УСН (исключение: государственные и муниципальные учреждения, которые занимаются деятельностью в сфере социального обслуживания граждан, а также научных исследований разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта)

Благотворительные организации, применяющие УСН

Организации, которые занимаются деятельностью в области информационных технологий

Хозяйственные общества, а также партнерства на УСН, занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (научным) учреждениям

Организации (ИП), которые заключили договоры с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности и а туристско-рекреационной деятельности

Организации, которые получили статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково»

Плательщики взносов, которые получили статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя)

Любые коды ОКВЭД, кроме:

Плательщики взносов, которые получили статус резидента территории опережающего социально-экономического развития

Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории

Плательщики взносов, которые получили статус резидента свободного порта «Владивосток»

Любые виды деятельности, за исключением запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток

Контроль ФНС за пониженными тарифами страховых взносов в 2020 году

Пониженные тарифы по страховым взносам для большой категории предпринимателей были отменены с 1 января 2019 года. Льготой пользовались:

  • применяющие упрощенную систему налогообложения, основные виды экономической деятельности которых поименованы в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса;
  • индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
  • налогоплательщики единого налога на вмененный доход - аптечные организации (индивидуальные предприниматели), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом в 2020 году администрировать страховые взносы, как и в 2019 году будет Федеральная налоговая служба. Таким образом, единый расчет по страховым взносам в текущем году нужно будет предоставлять в ИФНС.

После получения расчетов по страховым взносам работники налоговой будут проводить камеральные проверки предоставленных им расчетов. Так, на основании пункта 1, статьи 88 НК РФ, налоговым инспекторам нужно будет проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов предпринимателями.

Пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году указываются в Разделе 1 отчета РСВ в приложении 5 - Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации к разделу 1.

Напомним, что пониженные тарифы страховых взносов до 2019 году указывались в Разделе 1 (Приложения 5–8) расчета по страховым взносам. К примеру, Приложение 6 Раздела 1 расчета должны были заполнять:

  • ИП, которые совмещают Упрощенную и Патентную систему налогообложения;
  • организации (предприниматели) на УСН, которые работают в производственной или социальной сферах (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) имеют право применения пониженных тарифов по страховым взносам.

С 2019 года в связи с отменой пониженных тарифов страховых взносов для вышеуказанных категорий приложение 6 убрали из РСВ. А предпринимателям, лишившихся права на пониженный тариф изменили код плательщика тарифа. Теперь вместо кода 12 такие плательщики указывают код 02.

Налоговая инспекция, проводя камеральную проверку по предоставленным расчетам, может потребовать у ИП или организации следующее:

1. Предоставить документы.
2. Представить письменные и устные пояснения о выявленных ошибках или противоречиях или устранить их.

Какие документы интересуют налоговых инспекторов?

Отметим, что применение в 2020 году пониженных тарифов страховых взносов имеет заявительный характер. Это означает, что в случае если организация (ИП) отвечают требованиям действующего российского законодательства по пониженным тарифам, они имеют право исчислять страховые взносы по льготной ставке.

Обратите внимание, что нет необходимости уведомлять об этом ИФНС. Также не нужно ждать от налоговых инспекторов разрешения. То, что ИП или организация рассчитывает страховые взносы по пониженному тарифу видно по предоставленным ими расчетам.

Кроме того, налоговики не могут отказать страхователям, применяющим пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году, в приеме таких расчетов по причине того, что нужно еще представить подтверждающую документацию.

Затребовать документы, подтверждающие право применять пониженные тарифы работники налоговой могут только в ходе камеральной проверки расчетов по страховым взносам (пункт 8.6 статьи 88 Налогового кодекса РФ).

На основании п.2 ст.93 НК РФ, ИФНС вправе запросить документы, которые подтверждают право на применение пониженных тарифов по страховым взносам:

  • в электронном виде;
  • на бумаге (в виде копий с подписью руководителя или другого уполномоченного лица, заверенных печатью организации).

Документы, которые в ходе камеральной проверки запросила ИФНС, нужно предоставить в десятидневный срок со дня получения требования об их предоставлении (абзац 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). На основании п. 2 ст. 6.1 НК РФ, отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования.

В зависимости от величины пониженного тарифа, применяемого организацией или ИП в 2020 году, перечень документов, который может быть затребован налоговым инспектором, разный.

Детальнее о документах, которые подтверждают право применения пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году, в виде таблицы:

Документы, подтверждающие право применения пониженных тарифов страховых взносов

ИП и организации, применяющие пониженные тарифы

Подтверждающие документы

Основание в законодательстве

Индивидуальные предприниматели и организации, заключившие соглашение о технико-внедренческой деятельности (производят выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоны)

пп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ

Индивидуальные предприниматели и организации, заключившие соглашение о туристско-рекреационной деятельности (производят выплаты физическим лицам, работающим на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны)

пп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 3 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ

Индивидуальные предприниматели и организации – участники свободной экономической зоны в Крыму

Свидетельство о статусе участника СЭЗ в Крыму. Сведения о реестре участников СЭЗ в Крыму в налоговые инспекции сообщает Минэкономразвития РФ

п. 10 ст. 427 НК РФ, подп. 5 и 6 п. 1 ст. 11 Закона от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 № 858

Индивидуальные предприниматели и организации – резиденты свободного порта Владивосток

Свидетельство резидента свободного порта «Владивосток». Сведения о реестре участников свободного порта «Владивосток» в налоговые инспекции сообщает Минвостокразвития РФ

п. 10 ст. 427 НК РФ, п. 13 и 14 ст. 11 Закона от 13 июля 2015 № 212-ФЗ, приказ Минвостокразвития России от 31 августа 2015 № 163

Организации, которые ведут деятельность в области IT (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

п. 5 ст. 427 НК РФ

Индивидуальные предприниматели и организации на УСН, у которых основной вид деятельности в производственной или социальной сфере

Расчет страховых взносов со сведениями об основном виде экономической деятельности, сумме и составе доходов

п. 6 ст. 427 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2011 г . № 5071-19

Организации – участники проекта «Сколково»

Свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»
Сведения о статусах участников проекта «Сколково» в налоговые инспекции предоставляет управляющая компания проекта. Информацию об участниках за периоды до 1 января 2018 года налоговые инспекции передают во внебюджетные фонды

п. 9 ст. 427 НК РФ

Индивидуальные предприниматели и организации, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС)

подп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ

Некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), которые применяют УСН и по учредительным документам ведут деятельность в области:

Расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов.
Сведения о деятельности некоммерческой организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста

п. 7 ст. 427 НК РФ

Благотворительные организации, которые применяют УСН

Сведения о деятельности благотворительной организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста

п. 8 ст. 427 НК РФ

Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):

Сведения о реестре учета хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра

п. 4 ст. 427 НК РФ

Материал актуализирован в соответствии с действующим законодательством 28.11.2019

Тоже может быть полезно:

  • Фиксированные платежи ИП на ЕНВД в 2020 году
  • Размер страховых взносов на ОПС и ОМС для ИП в 2020 году
  • Фиксированные платежи ИП в 2020 году за себя
  • Страховые взносы в ФСС для ИП в 2018 году
  • Страховые взносы на медицинское страхование в 2017 году
  • Страховые взносы ИП за работников в 2021 году

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!

Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

Официальный производственный календарь на 2020 год: перечень праздников .

В нашем сегодняшнем материале читатель найдет налоговый календарь на 2020 .

Непременным элементом зала обслуживания клиентов или покупателей, согласно .

Детальная информация о том, как должна быть произведена уплата 1% свыше 300000 .

Количество и размер налогов индивидуального предпринимателя определяется .

Подоходный налог с зарплаты или НДФЛ – это основной прямой налог. Он удерживается .

Предлагаем вниманию читателей кредитный калькулятор онлайн 2019 года. Рассчитайте .

Дают ли ипотеку ИП? Такой вопрос интересует очень многих индивидуальных .

Вопрос о том, как получить кредит для ИП без справок является очень актуальным .

Для того чтобы получить кредит на открытие малого бизнеса в России стоит .

Какими документами с 2017 года организация или ИП вправе подтвердить в налоговой инспекции право на применение пониженных тарифов страховых взносов? Какими документами запастись «упрощенцам»? Обязательно ли подтверждающие документы прикладывать к расчету по страховым взносам? Ответим на вопросы.

Налоговый контроль за пониженными тарифами

С 2017 года пониженные тарифы по страховым взносам сохранились. См. «Таблица ставок страховых взносов в 2017 году».

Однако администрирование страховых взносов с 2017 года перешло к Федеральной налоговой службе. Соответственно, с 2017 года расчет по страховым взносам нужно будет сдавать в ИФНС. «Срок сдачи отчетности по страховым взносам с 2017 года».

Получив расчет по страховым взносам, налоговые инспекции будут проводить камеральную проверку этого расчета. В частности, им нужно будет проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ). Пониженные тарифы отражаются в приложения 5-8 раздела 1 расчета по страховым взносам. Так, например, приложение 6 к разделу 1 расчета заполняют

  • организации (предприниматели) на упрощенке, которые заняты в социальной или производственной сфере и имеют право на пониженный тариф взносов (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • ИП, совмещающие упрощенку и патентную систему налогообложения.

В ходе камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция может потребовать у организации или ИП:

  • представить документы;
  • представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
  • представить устные пояснения.

Истребование документов: что интересует инспекторов

Применение пониженных тарифов страховых взносов ы 2017 году носит заявительный характер. То есть, если это означает, что если организация или ИП соответствует определенным требованиям, то они вправе исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом. Причем подавать в ИФНС уведомление или ждать разрешения налоговиков не нужно. Тот факт, что организация или ИП в 2017 году рассчитывает страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления налоговики увидят из единого расчета по страховым взносам.

Вместе с этим, с 2017 года налоговые инспекции в рамках проверки расчетов по страховым взносам вправе в рамках камеральной проверки затребовать представления документов, подтверждающих право на пониженный тариф. Такое право закреплено за инспекторами пунктом 8.6 статьи 88 НК РФ.


В зависимости от того, какой пониженный тариф применяет организация или ИП в 2017 году, может меняться и перечень документов, который вправе затребовать инспектор. Поясним в таблице.

Документы, подтверждающие право на пониженные тарифы взносов
Тип организаций, применяющих пониженные тарифыСписок подтверждающих документовНорма
Организации и ИП, заключившие соглашение о технико-внедренческой деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоны)– копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
– соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП, заключившие соглашение о туристско-рекреационной деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны) – копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
– соглашение о туристско-рекреационной деятельности в туристско-рекреационной особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 3 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП – участники свободной экономической зоны в Крыму – свидетельство о статусе участника СЭЗ в Крыму
Сведения о реестре участников СЭЗ в Крыму в налоговые инспекции сообщает Минэкономразвития
п. 10 ст. 427 НК РФ, подп. 5 и 6 п. 1 ст. 11 Закона от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 № 858
Организации и ИП – резиденты свободного порта Владивосток – свидетельство резидента свободного порта «Владивосток»
Сведения о реестре участников свободного порта «Владивосток» в налоговые инспекции сообщает Минвостокразвития России
п. 10 ст. 427 НК РФ, п. 13 и 14 ст. 11 Закона от 13 июля 2015 № 212-ФЗ, приказ Минвостокразвития России от 31 августа 2015 № 163
Организации, которые ведут деятельность в области IT (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)– выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
– расчет средней или среднесписочной численности сотрудников (на основании данных форм статистического наблюдения № 1-Т и № П-4);
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
п. 5 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП на УСН, у которых основной вид деятельности в производственной или социальной сфере− расчет страховых взносов со сведениями об основном виде экономической деятельности, сумме и составе доходовп. 6 ст. 427 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2011 г. № 5071-19
Организации – участники проекта «Сколково»– свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»
Сведения о статусах участников проекта «Сколково» в налоговые инспекции предоставляет управляющая компания проекта. Информацию об участниках за периоды до 1 января 2017 года налоговые инспекции передают во внебюджетные фонды
п. 9 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС)– выписка из РМРС о регистрации судна;
– состав экипажа судна
подп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ
Аптечные организации и предприниматели, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и платят ЕНВД1– документы, подтверждающие право сотрудников на фармацевтическую деятельностьподп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ, ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ
Некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), которые применяют упрощенку и по учредительным документам ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи, архивы);
– массового спорта (кроме профессионального)
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
Сведения о деятельности некоммерческой организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста
п. 7 ст. 427 НК РФ
Благотворительные организации, которые применяют упрощенкуСведения о деятельности благотворительной организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюстап. 8 ст. 427 НК РФ
Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
Сведения о реестре учета хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестрап. 4 ст. 427 НК РФ

Документы, необходимые для проверки права на применение пониженных тарифов страховых взносов налоговая инспекция может запросить (п.2 ст.93 НК РФ):

  • на бумаге в виде копий, заверенных подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации;
  • в электронном виде (если документы, требуемые у организации, составляются в электронном виде по установленным форматам).

Как представить документы

Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики юридической фирмы Coleman Legal Services, описывает ситуацию, когда налоговая отправляет предпринимателю предписание обосновать факт уменьшения страховых взносов, объясняет, какие действия и в какие сроки нужно предпринять, чтобы не попасть под штрафы.

Получение такого письма с требованием обосновать уменьшение страховых взносов означает, что налоговому органу что-то не понравилось в сданной вами отчетности.

Камеральной проверке территориальных налоговых органов подлежат все полученные декларации и бухгалтерская отчетность. Такая проверка изначально проводится в автоматическом режиме. В случае выявления ошибок в отчетности (например, противоречий между сведениями в представленных документах или выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля) налоговая вправе потребовать дать соответствующие пояснения.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить сведения и документы, подтверждающие корректность сумм декларации, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применение пониженных тарифов страховых взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).

Если же вами была подана уточненная декларация с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в сравнении с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Такая ситуация может возникнуть, например, если количество лиц, в отношении которых исчисляются страховые взносы в текущем периоде, меньше количества таких лиц в сравнении с предыдущим налоговым периодом.

Что делать?

В случае получения подобного требования о представлении пояснений плательщику страховых взносов необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого письма подать пояснения (пункт 3 статьи 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то грозит штраф в размере 5 000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). За повторное непредставление пояснений в течение календарного года размер штрафа уже составит 20 000 рублей (пункт 2 статьи 129.1 НК РФ).

Мы рекомендуем сначала проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам (РСВ), а после выполнить соответствующее ситуации действие:

  1. Если в результате самостоятельной проверки вы выявили ошибки, приводящие к занижению суммы уплаты страховых взносов, то вы обязаны как можно скорее представить уточненный расчет по страховым взносам. В этом случае сдавать пояснения не имеет смысла, а штрафа за неподачу пояснений не будет.
  2. Если ошибок допущено не было, плательщик страховых взносов все равно обязан ответить на требование налогового органа. В пояснениях так и укажите:

«В ответ на требование от (день, месяц, год) № [•] сообщаем, что в расчете по страховым взносам, представленного за (указать период), ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

  1. Если ошибка действительно допущена, но эта ошибка не влечет занижения страховых взносов (например, техническая ошибка в указании кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:
  • подтвердить, что в пояснениях допущена ошибка, с указанием правильного варианта. Важно указать, что ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • подать уточненную декларацию.
  1. В случае, если вы представили уточненный расчет по страховым взносам с суммой к уплате меньше, чем изначально было заявлено в первичном расчете, то вам необходимо подготовить документацию и пояснения, обосновывающие изменения фактических обстоятельств, при которых заполнялся первичный расчет по страховым взносам, либо подтвердить, что первичный расчет был представлен ошибочно.

Пояснения в налоговый орган составляются в произвольной форме. Также к пояснениям можно приложить необходимые, по вашему мнению, подтверждающие документы. Конкретный перечь документов в Налоговом кодексе РФ не установлен.

Подать пояснения можно следующими способами:

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;
  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);
  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401‑ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

С 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД – ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст), при этом ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454‑ст, утратил силу.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714, от 13.09.2017 № 03‑15‑06/58977, № 03‑15‑06/58976, от 04.09.2017 № 03‑15‑05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие‑либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03‑11‑06/2/65561, от 01.11.2016 № 03‑11‑06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Читайте также: