Запиши в словарик бюджет доходы расходы налоги

Опубликовано: 15.05.2024

1. Подумай, что такое бюджет.

Бюджет государства — это план предстоящих доходов и расходов страны.

Проанализируй таблицу и дай развёрнутые ответы на эти вопросы.

В этой таблице мы видим, что доходы государства составляют налоги, которые платят предприятия и простые люди.

А расходы идут на разные нужды, в том числе и на образование, чтобы мы могли бесплатно учиться.

2. Попробуйте дать определение, что такое доходы и расходы бюджета.

Доходы — это те денежные средства, которые государство получает.

В основном это налоги.

Расходы — это то, как государство тратит поступившие денежные средства.

3. Почему граждане и организации обязаны платить налоги? Если они не будут этого делать, как это отразится на жизни общества?

Каждый человек, каждая организация должны платить налоги.

Потому что если их не платить, то у государства не будет средств.

А значит не будут производиться выплаты на образование, медицину, на правопорядок и охрану природы.

Жить станет хуже.

Проверь себя

1. Что такое бюджет?

Бюджет — это план доходов и расходов государства.

2. Зачем нужен госбюджет?

Бюджет нужен, чтобы знать сколько денег должно поступить, и заранее распределить куда их потратить.

3. Что такое налоги?

Налоги — это обязательные выплаты граждан и организаций в бюджет страны.

4. На что расходуются деньги из госбюджета?

Деньги из бюджета расходуются на социальные программы — образование, медицину, выплату стипендий и пособий, пенсий.

А также на содержание полиции, пожарных, науки, охрану природы.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: бюджет, доходы, рас­ходы, налоги.

Бюджет — план поступления и расходования средств.

Доходы — прибыль, полученная за определённый период. Доход в государственный бюджет приносят налоги и прибыль от государственных предприятий.

Расходы — деньги, которые тратятся из бюджета.

Налоги — налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы.

2. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что ты скажешь человеку, который не хочет платить налоги?

Дорогой налогоплательщик!

Я понимаю, что тебе жалко расставаться с заработанными деньгами, потому что ты думаешь, что их отнимают.

Но разве тебе жалко потратить свои деньги на хлеб, одежду, на игрушки детям?

А ведь налоги тоже идут на благое дело.

Благодаря им твои дети смогут учиться в школе, получать стипендию в институте. Если у них заболит животик, ты сможешь отвести их к врачу, а полицейский проследит, чтобы их не обидели по дороге в школу.

Подумай о том, что уплаченные налоги — это твой посильный вклад в будущее собственных детей и безопасность.

3. Придумай математическую задачу на тему «Государственный бюджет».

Математическая задача о бюджете для 3 класса

Условие: Государство запланировало собрать 3 миллиарда рублей налогов, чтобы потратить их на социальные программы.

Но собрало только 2 миллиарда.

Сколько рублей получит образование, если на все остальные программы планировалось потратить 2.4 миллиарда рублей, а сокращение коснулось всех программ в равной степени.

Решение:

На образование планировалось потратить 600 000 000 рублей:

3 – 2.4 = 0.6 млрд. рублей.

Государство недополучило 1 миллиард рублей:

3-2=1 млрд. рублей.

Это третья часть от планируемых доходов. Значит каждая программа будет сокращена на треть. И образование также получит на треть меньше денег. Значит мы должны отнять от планируемой суммы её третью часть

0.6/3=0.2 млрд. рублей

0.6-0.2=0.4 млрд. рублей.

Ответ: образование получит 400 млн. рублей, на 200 000 меньше, чем планировалось.

На следующем уроке

Вспомни, что такое государственный бюджет. Каким образом большинство людей получают деньги?

Бюджет государства — это план доходов и расходов.

А значительная часть людей получает деньги в виде зарплаты.


Что такое государственный бюджет

Государственный бюджет – это один из самых важных документов государства, план предстоящих доходов и расходов.

Понять, как работает этот государственный документ очень просто. Достаточно представить себе кошелек, в который складывают деньги, а затем вынимают, чтобы потратить их на какие-то нужды. Деньги, которые складывают в кошелек – это доходы государства, те, которые забирают из кошелька и тратят – это расходы. А сам кошелек – это бюджет.

Государственный бюджет

Рис. 1. Государственный бюджет.

Но как понять, сколько денег положили в кошелек, сколько их потратили и какие еще предстоят траты? Для этого понадобится учет расходов и доходов. Такой учет называется планом. Получается, что государственный бюджет – это план доходов и расходов, и он должен быть в каждом государстве.

Доходы государства

Государственная казна пополняется за счет налогов. Налоги – это установленные законом платежи, которые должны вносить в бюджет обычные граждане и организации в принудительном порядке.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Что такое деньги

  • 2. Профессии

  • 3. Что такое Бенилюкс (3 класс, окружающий мир)

  • 4. Леса России (4 класс, окружающий мир)

Налоги бывают самыми разными:

  • налог на прибыль, подоходный налог;
  • налог на собственность;
  • налог на товары и услуги;
  • отчисления в социальные фонды.

Также государство устанавливает внутри страны акциз – общегосударственный налог на предметы массового потребления (вино, табак и пр.).

Еще государство взымает пошлину – денежный сбор за перевозку товаров через государственную границу.

Помимо налогов, в государственный бюджет поступают денежные средства от оплаты штрафов, продаж, предпринимательской деятельности, продажи земли.

Люди, которые платят налоги, называются налогоплательщиками. За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальный государственный орган – налоговая инспекция.

Рис. 2. Налоговая инспекция.

Чтобы у людей был высокий уровень жизни, государственный бюджет должен регулярно пополняться. Для этого взрослые граждане страны должны работать и честно платить все налоги.

Неполная информация о доходах, скрытие доходов или неуплата налогов называется коррупция. Это является нарушением закона, преступлением, которое строго наказывается.

Расходы государства

Налоги и различные денежные взносы, поступившие в государственный бюджет, используются для удовлетворения потребностей граждан. Расходы бюджета – это распределение поступивших в государственную казну денежных средств.

Деньги налогоплательщиков идут на финансирование следующих направлений:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • наука и культура;
  • охрана природы;
  • полиция и армия;
  • выплата пенсий и социальных пособий.

Все специалисты, которые работают в государственных учреждениях, получают свою заработную плату из государственного бюджета. К ним относятся учителя, воспитатели детских садов, врачи, полицейские, ученые, библиотекари, экологи, егеря и многие другие профессии.


Рис. 3. Государственные учреждения

Каждый человек хочет жить в комфорте и пользоваться всеми доступными благами: получать качественное образование и медицинскую помощь, чувствовать себя защищенным органами правопорядка, проводить увлекательный досуг. Но для этого нужно систематически пополнять государственный бюджет налогами.

Что мы узнали?

При изучении одной из важных тем по окружающему миру мы выяснили, что такое государственный бюджет. Мы узнали, что представляют собой государственные доходы и расходы, как происходит наполнение государственной казны и на какие нужды расходуются собранные средства.

Тема: Государственный бюджет.
Цель: на основе имеющихся знаний учащихся о денежных единицах через анализ материала учебника и дополнительный материал, дать общее представление о государственном бюджете.
Задачи:
1)а – обеспечить усвоение учащимися понятий «бюджет», «доход», «расход», «налог»;
б – выявить и осмыслить сущность расходов и доходов государственного бюджета;
в – объяснить учащимся то, что доход должен превышать расход;
2) а - использовать систему познавательных заданий с целью развития сообразительности, внимания, памяти;
б – формирование навыков и умений работы с текстом учебника, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы;
3) Воспитывать трудолюбие, уважение к государству, в котором живешь; вызвать позитивное отношение к налогам.
Планируемые результаты:
1) Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;
2) Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, развить навык работы в парах, уважать другую точку зрения;
3) Познавательные: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
4) Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, наглядность на доску(схема), кроссворд.

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Анастасия Владимировна. Все ли вы готовы к уроку? Повернитесь друг- другу, улыбнитесь , и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.





Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?
(У нас получилось две части).
-Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
(Меньшую)
-Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?
(Эта часть называется налог)
-Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?
(Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит).
-Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
-Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.
(Налогоплательщик )
-Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?
(Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.)
-Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?
(Налогоплательщиками .)
-Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?
(Налоговый инспектор)
-Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?
Да ,все сдали налоги .
-Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это.
(Налоги с граждан и предприятий.)
-Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет.
-Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
(Потом их расходуют).
-Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. Но перед этим мы с вами отдохнем.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
-И так мы с вами сказали, что бюджет это-
(план доходов и РАСХОДОВ)
-Откуда у людей берутся деньги?
(получают зарплату, пенсию, пособия)
-Правильно.
- А кто оплачивает труд рабочих?
(Государство)
-Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.
-Сейчас мы с вами посмотрим внимательно видеоролик. После просмотра его вам нужно будет ответить на вопрос:
"На что государство расходует деньги?"

"На что государство расходует деньги?"
-на образование
- на здравоохранение
- на содержание армии и полиции
- на науку и культуру
- на охрану природы
-на выплату пенсий и пособий.
-Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.
- Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было?
(Больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы.)
-Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета
(Учителя ,врачи . )
-Кто мне скажет профессии людей в образовании?
(воспитатели, учителя, директора)
- На здравоохранение?
(врачи, медсестры)
-На содержание милиции и армии?
(военные, солдаты)
- На науку и культуру?
(ученые, писатели и художники)
- На охрану природы?
(охранники водоемов, лесов)

- Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?
«Доход» = «Расход»
«Доход» > «Расход»
«Доход»
Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность
Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир
Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Тема: Государственный бюджет.
Цель: на основе имеющихся знаний учащихся о денежных единицах через анализ материала учебника и дополнительный материал, дать общее представление о государственном бюджете.
Задачи:
1)а – обеспечить усвоение учащимися понятий «бюджет», «доход», «расход», «налог»;
б – выявить и осмыслить сущность расходов и доходов государственного бюджета;
в – объяснить учащимся то, что доход должен превышать расход;
2) а - использовать систему познавательных заданий с целью развития сообразительности, внимания, памяти;
б – формирование навыков и умений работы с текстом учебника, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы;
3) Воспитывать трудолюбие, уважение к государству, в котором живешь; вызвать позитивное отношение к налогам.
Планируемые результаты:
1) Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу;
2) Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, развить навык работы в парах, уважать другую точку зрения;
3) Познавательные: научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
4) Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, наглядность на доску(схема), кроссворд.

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Анастасия Владимировна. Все ли вы готовы к уроку? Повернитесь друг- другу, улыбнитесь , и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.





Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?
(У нас получилось две части).
-Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
(Меньшую)
-Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?
(Эта часть называется налог)
-Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?
(Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит).
-Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.
-Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.
(Налогоплательщик )
-Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?
(Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.)
-Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?
(Налогоплательщиками .)
-Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?
(Налоговый инспектор)
-Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?
Да ,все сдали налоги .
-Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это.
(Налоги с граждан и предприятий.)
-Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет.
-Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
(Потом их расходуют).
-Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. Но перед этим мы с вами отдохнем.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
-И так мы с вами сказали, что бюджет это-
(план доходов и РАСХОДОВ)
-Откуда у людей берутся деньги?
(получают зарплату, пенсию, пособия)
-Правильно.
- А кто оплачивает труд рабочих?
(Государство)
-Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.
-Сейчас мы с вами посмотрим внимательно видеоролик. После просмотра его вам нужно будет ответить на вопрос:
"На что государство расходует деньги?"

"На что государство расходует деньги?"
-на образование
- на здравоохранение
- на содержание армии и полиции
- на науку и культуру
- на охрану природы
-на выплату пенсий и пособий.
-Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.
- Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было?
(Больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы.)
-Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета
(Учителя ,врачи . )
-Кто мне скажет профессии людей в образовании?
(воспитатели, учителя, директора)
- На здравоохранение?
(врачи, медсестры)
-На содержание милиции и армии?
(военные, солдаты)
- На науку и культуру?
(ученые, писатели и художники)
- На охрану природы?
(охранники водоемов, лесов)

- Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?
«Доход» = «Расход»
«Доход» > «Расход»
«Доход»
Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность
Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир
Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Цель:

  • создать условия для овладения учащимися понятий "государственный бюджет",
  • "налоги", "доходы и расходы бюджета";
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
  • воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.

Оборудование:

  • ножницы;
  • карточки доходов (Приложение 1);
  • сумка "Государственный бюджет";
  • жетоны;
  • мультимедиа.

1. Организационный момент.

Доброе утро, дети! Садитесь!
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Замечательные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания.

У.: На прошлом уроке вы изучали тему "Деньги". Давайте проверим что вы запомнили из этого урока. (слайд2)

(дети разгадывают кроссворд, который выведет их на тему урока)

  1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)
  2. Как называются бумажные деньги? (купюры)
  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.(деньги)
  4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)
  5. У каждого товара есть: (цена)
  6. За свой труд человек получает : (плата)

- Молодцы! Вы тоже сегодня за свой труд будете получать плату в виде вот таких денег (показываю фишки). И первую зарплату получают те, кто правильно ответил на вопросы кроссворда.

Какое слово ещё сложилось в нашем кроссворде?

3. Выход на тему урока.

У.: Где можно услышать или увидеть это слово?

Д.: По телевизору или в газете.

У.: Верно. Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?

Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

Д.: Обратиться к словарю.

У.: Верно. А как вы думаете, слово "бюджет" - русское или пришло из другого языка?

Какой словарь мы должны посмотреть?

Д.: "Словарь иностранных слов".

У.:(слайд 3) Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает:

У.: Теперь давайте заглянем в "Толковый словарь русского языка" и посмотрим там значение данного слова.

У.: Какое определение более понятно?

У.: (слайд 4) Итак, бюджет - это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета (слайд 5): государственный и семейный.

- Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся. Почему?

Д.: Наверное, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.

У.:(слайд 6) Верно! Тема нашего урока "Государственный бюджет". На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия "доходы и расходы бюджета" для того, чтобы на следующем уроке вы смогли эти знания применить уже к теме "Семейный бюджет". Итак, мы выяснили, что бюджет - это:

Д: План доходов и расходов

У.: Чтобы понять, что обозначают слова "доходы" и "расходы бюджета", предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры "Бюджет"

4. Работа по теме.

У.:(слайд 7) Часть 1. "Доходы бюджета"

(У каждого ребёнка на парте лежат карточки (Приложение 1) и я прошу детей прочитать кем они являются. Например: Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад - директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет и т.д.

У.: Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

Д.: У нас получилось две части.

У.: Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку.

- Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?

У.: Давайте представим, что я - это наше государство, сумка (разворачиваю её) - это государственный бюджет. Соответственно вы - граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

Д.: Эта часть называется - налог.

У.: (слайд 7) Молодцы. Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, т. е. по желанию, или по принуждению? Почему?

Д.: Наверное, по принуждению, потому, что, если по желанию, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.

У.: Верно. (Слайд 7) Налоги - это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

(слайд 8) Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

Д.: платит налоги - налогоплательщик.

У.: Молодцы. Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

Д.: Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

У.: Умница! Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были?

У.: Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.

Как вы думаете, как называют этих людей?

Д.: Налоговая инспекция.

У.: Спасибо. Налоговые инспектора у нас сидят позади и контролируют. Господа инспектора, все ли налогоплательщики сдали налоги?

У.: Замечательно. Закончите мою мысль: доходы государства - это:

Д.: налоги с граждан и предприятий.

У.: (слайд 9) Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет. (Слайд 10)

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

Д.: Потом их расходуют.

У.: (слайд 10) Абсолютно верно, теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Часть вторая нашей игры - исследования: "Расходы бюджета" (слайд 11)

У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, т.е. не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте вместе выясним, что это за сферы. (Слайд 12) Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автомобильного завода? Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?

Д.: Нет, не нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.

У.: Итак, государство расходует деньги на: (слайд 13)

Откройте тетради на с.40 и найдите задание 2.

Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

Д.: учителям, воспитателям, (если ребёнок затрудняется, просим помощь класса) и т. д.

(по ходу выполнения задания открываю строки из слайда 14)

У.: Итак, в государственном бюджете есть определённая сумма - отрезанные части карточек. Давайте, определим, как мы её будем расходовать. Министром образования у нас будет:

Министром здравоохранения:. И т.д.

(приглашаю детей, выдаю им таблички)

Остальные - государственная дума. Итак, какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других, и в каком количестве?

(распределяем средства и обязательно окажется, что средств не хватило)

У.: Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

Д.: Мы не посчитали общую сумму дохода.

У.: Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

Д.: Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

У.: Как избежать такой опасности?

Д.: Необходимо посчитать средства.

У.: Верно. Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать,сколько денег поступит в кошелёк из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.

Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем, но особо нуждающиеся сферы получили больше. Итак, сколько средств у нас имеется. Раскладываем их по___, и остаётся _____. Отдадим их особо нуждающимся. Кому?

У.: Легко ли было выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

У.: Спасибо всем за работу. Скажите, сколько средств было в нашем бюджете?

У.: Сколько мы расходовали?

У.: Значит, в нашем бюджете доходы,

Д.: равны расходам.

У.: А теперь подведём небольшой итог нашей игры.

Скажите, какая ситуация допустима для бюджета страны? (слайд 15)

(доходы больше расходов, доходы равны расходам, доходы меньше расходов)

Итак, деньги получили все сферы, теперь пора позаботиться о здоровье.

(проходит под фонограмму песни "Вспоминайте иногда бедного студента")

У.: Поднимите руки, кому знакома эта песня? О ком она?

5. Первичное закрепление пройденного материала.

У.:А ведь я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов Амурского государственного университета, факультета экономики и готовитесь сдавать экзамен. (Слайд 16)

(дети снимают билеты с доски и отвечают на вопросы)

  • Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?
  • Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
  • Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?
  • Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?
  • Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?
  • Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?
  • Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?
  • Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?
  • Билет 9. Как называется план доходов и расходов?

У.: Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты, после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам, дорогие мои студенты, повезло больше всех. Вы отправляетесь на практику в тридевятое царство, потому что там требуется помощь очень опытных экономистов, таких, как вы. (Сайд 17)

6. Творческая работа.

В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое.

- Ваша задача помочь Министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств.

Класс делится на группы, каждая группа получает лист формата А-3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию бюджета Тридевятого царства.

7. Подведение итогов урока

У.: Спасибо всем за работу. А теперь подсчитайте свои доходы. (выставление оценок за урок)

У.: Чтобы ваши доходы не пропали, я предлагаю вам вложить их в дело.

Дети сдают жетоны, тянут карточку и получают приз. Например: "ручка" - открываешь магазин канцтоваров. Игрушка животного - будешь директором зоопарка, расчёска - откроешь "Салон красоты" - и т.д.

8. Рефлексия.

У.: Мне очень хочется услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке.

Вы можете сказать мне всё, что думаете, начав с любой из этих фраз:

  • Мне понравилось:
  • Я сегодня узнал(а):
  • Я даже не думал(а):

У.: Спасибо за урок, дети! (слайд 17)

Читайте также: