Географическое положение экономические условия региона налоговые условия региона

Опубликовано: 25.04.2024

На деятельность должника влияют следующие аспекты географического положения: климатические условия, близость границ, наличие (отсутствие) транспортных узлов, развитость инфраструктуры и другое.

К важнейшим региональным экономическим и налоговым условиям относятся: наличие (отсутствие) свободных экономических зон, программы финансовой помощи при досудебной санации должников, платежеспособный спрос на продукцию, авторитет высшего регионального руководства, преференция региона со стороны федерального бюджета, участие в экономических экспериментах и другое.

Способы анализа влияния указанных факторов разнообразны: аналитические подходы, социологические методы, статистические подходы, ретроспектива.

Подходы к анализу влияния наличия государственного оборонного заказа, мобилизационных мощностей и имущества ограниченного оборота на деятельность должника.

Перечисленные в формулировке вопроса особенности влияют в первую очередь на деятельность предприятий оборонного комплекса. Определяющим является величина и устойчивость гособорнзаказа, что в свою очередь существенно зависит от проводимой государственной внешней политики. Влияние оказывает несоответствие размеров мощностей ФГУПов с реально выпускаемыми объемами продукции; велики не финансируемые государством издержки должников по содержанию федеральных мобмощностей. Политика правительства состоит в постепенном отказе от права хозяйственного ведения в отношении ФГУПов, их акционировании, сокращении их числа, интеграции в небольшое число крупных целевых структур холдингового типа (например, Концерн “СУХОЙ”, корпорация “Выстрел”). По правительственной оценке вся оборонка может состоять из 20-25 таких холдингов. При разработке стратегии и планов финансового оздоровления таких предприятий основой законодательства являются: новый Закон о ФГУПах и МУПах, новый Закон о банкротстве и законодательство о приватизации.

Требования к анализу возможности безубыточной деятельности должника.

Основными требованиями при проведения анализа возможности безубыточной деятельности должника являются:

- рассмотрение основных аспектов, определяющих возможность безубыточной деятельности, в комплексе, с учетом возможного их взаимного влияния друг на друга;

- анализ динамики имевших место процессов в прошлом (за последние 2 – 3 года в поквартальном разрезе);

- оценка наиболее вероятной динамики процессов на краткосрочную и среднесрочную перспективу (1 – 2 года).

Финансовые результаты работы предприятия в целом складываются как результат итогов производства и реализации продукции (работ, услуг) инвестиционной и финансовой деятельности. Поэтому возможность безубыточной деятельности предприятия в целом определяется суммарными (сальдированными) результатами по всем указанным направлениям.

Итоги производства и реализации продукции, работ услуг характеризуются двумя группами показателей. Первую из них составляют показатели объемов. К ним относятся объемы производства товарной продукции, реализации (отгрузки), товарных запасов, поступления средств за реализованную продукцию, незавершенного производство и др. Вторая включает показатели затрат. Наиболее важными показателями этой группы являются: себестоимость реализованной продукции, себестоимость товарной продукции, затраты на производство (в разрезе статей калькуляции), смета затрат, затраты в незавершенном производстве, прямые затраты, накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные). Сопоставление и анализ динамики показателей этих двух групп за последние 2 – 3 года, а также оценка их возможной динамики на перспективу позволяет оценить возможность безубыточной деятельности должника в области производства и реализации продукции, работ и услуг.

Оценка деятельности предприятия в инвестиционной сфере должна основываться на анализе объемов инвестиций предприятия за последние 2 – 3 года, определении необходимые средства для реализации уже начатых инвестиционных проектах, оценке целесообразности продолжения реализации имеющихся проектов, а также оценке средств, которые может получить предприятие в этой сфере.

Оценка деятельности предприятия в финансовой сфере должна проводиться по показателям получения средств из разных источников и затрат средств на обслуживание соответствующих финансовых потоков. При этом необходимо учитывать, что положительные сальдо за предыдущие годы в финансовой деятельности могут обуславливать отрицательные сальдо на перспективу в связи с необходимостью возврата заемных средств и выплату процентов по ним.

Требования к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках.

Основными требованиями к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника являются:

- рассмотрение основных аспектов хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности в комплексе, с учетом возможного их взаимного влияния друг на друга;

- анализ динамики имевших место процессов в прошлом (за последние 2 – 3 года в поквартальном разрезе);

- оценка наиболее вероятной динамики процессов на краткосрочную и среднесрочную перспективу (1 – 2 года).

Итоги производства и реализации продукции, работ услуг характеризуются двумя группами показателей. Первую из них составляют показатели объемов производства, реализации, запасов. Вторая включает показатели затрат используемых ресурсов. Сопоставление и анализ динамики показателей этих двух групп за последние 2 – 3 года, а также оценка их возможной динамики на перспективу позволяет оценить возможность безубыточной деятельности должника в области производства и реализации продукции, работ и услуг.

Оценка деятельности предприятия в инвестиционной сфере должна основываться на анализе объемов инвестиций предприятия за последние 2 – 3 года, определении необходимые средства для реализации уже начатых инвестиционных проектах, оценке целесообразности продолжения реализации имеющихся проектов, а также оценке средств, которые может получить предприятие в этой сфере.

Оценка деятельности предприятия в финансовой сфере должна проводиться по показателям получения средств из разных источников и затрат средств на обслуживание соответствующих финансовых потоков. При этом необходимо учитывать, что положительные сальдо за предыдущие годы в финансовой деятельности могут обуславливать отрицательные сальдо на перспективу в связи с необходимостью возврата заемных средств и выплату процентов по ним.

Анализа положения должника на товарных и иных рынках должен позволить определить:

- емкость и размер рынка, наиболее вероятную динамику его развития на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

- положение предприятие на рынке;

- реальных и потенциальных конкурентов, их положения и действия по продвижению на рынке;

- сильные и слабые стороны системы работы предприятия на рынке;

- требования, которым должна удовлетворять система работы предприятия на рынке.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В общем, этот термин произошел благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой разделение производства. Российские ученые часто используют термин специализация. Это термин мы часто слышим, когда речь идет об экономических зонах Российской Федерации (далее РФ). Если внимательно изучать экономические зоны с экономико-географическим положением определенного экономического района РФ. Например, специализацией Уральского экономического района является металлургия, Поволжья - машиностроение, Европейского юга - сельское хозяйство и т.д.Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (далее СЭЗ). В настоящее время в мире насчитывается от 600 до 2500 подобных зон. Через СЭЗ проходит около 12% мирового товарооборота, причем темпы роста в них,весьма высоки. Они формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.

Эти зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. Применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

А если подумать, нужны ли России свободные экономические зоны? Давайте размышляем этим вопросом.Вовсе свободные экономические зоны имеется, во многих странах. Подобные образования создавались в слаборазвитых странах или регионах, которые нуждались в ускоренном экономическом развитии, но которые находились в отдалении от путей международной торговли. Экономические зоны нашей страны - это различные льготы в определенных территориях.Тогда мы увидим, сколько денег дополнительно в виде налоговых сборов должно было прийти в российскую экономику. Из всех действующих ныне экономических зон хочу отметить зону «Алабуга», которая в свое время помогла развивать экономику Республику Татарстан. Особо позитивную роль экономическая зона играет в Калининградском регионе.Анализируя данные об этой зоне, которые поступают в наш Бюджетный комитет, можно сделать вывод, что если Калининградская экономическая зона будет свернута, то эта территория, являющаяся по сути дела анклавом Российской Федерации, будет экономически утрачена. Я считаю, что для таких специфических регионов, как Калининград, экономические зоны пока что жизненно необходимы. Что же касается экономических зон в Магадане и на Дальнем Востоке, то я бы подходил к этому вопросу крайне осторожно. Преимущество свободной экономической зоны в том, что, кроме освобождения от налогов, она дает и «административный сервис». Хочу отметить, что в тех регионах России, где действует подобный административный сервис и где о предприятиях заботятся, экономика развивается довольно успешно и без статуса свободной экономической зоны. Моя личная точка зрения: в России нет эффективно действующих экономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны. Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон в соседнем Китае. Китай сделал экономический прорыв именно благодаря эффективной работе экономических зон одновременно с разумной государственной экономической политикой. Там действует пять экономических зон, и каждая из них имеет свою национальную, социальную, географическую особенность. Россия, конечно, не Китай, у нас свои особенности. Каждый регион Российской Федерации имеет свою определенную специфику, свои территориальные проблемы. Проблемы Дальнего Востока резко отличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своего решения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарском крае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряет ежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае не оборудованы курортные зоны на должном уровне. Курортные зоны нашей страны на много отстают от зарубежных стран мира. Эта сервис, обслуживание, питание, досуг, экскурсии, пляжи и другие. Мы должны многому научиться от других государств. Мы последнее время говорим, лучшие курорты нашей страны находиться в Крыму, а на самом деле эти курортные зоны не дотягивают своих уровней. Прежде чем рекламировать, нужно поднимать уровень наших курортных зон. Если все будет соответствовать, то туристов мы будем привлекать без рекламных роликов.А эти миллиарды уходят в Турцию и Болгарию, берега которых омывает все то же Черное море. У нас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей. Эти центры надо развивать, чтобы сохранить и приумножить атомный и оборонный потенциал. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надо развивать. И в мировой практике немало примеров успешного развития свободных экономических зон. Я думаю, что тема свободных экономических зон еще привлечет к себе пристальное внимание Президента страны. Однако уже на основе опыта функционирования свободных экономических зон на территории нашей страны можно делать вывод, что всеми выгодами и плюсами этого экономического механизма воспользовались не регионы, не бюджет, а отдельные, некорректные субъекты рынка.

Трудности формирования СЭЗ нашей страны выделяется двумя основными причинами. Первая - существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Вторая причина торможения СЭЗ в России в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ в общей стратегии развития России, не улучшится финансовая поддержка этих очагов свободного предпринимательства и не ослабнет налоговый пресс на них, Россия останется на уровне провинциалов в этой сфере. России нужны СЭЗ, необходимы федеральная программа развития этих зон, стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке, по периметру границы с Китаем, на Тихоокеанском побережье для развития торгово-экономических отношений со странами АТР и, конечно, в европейской части.

В РФ свободные экономические зоны эта определенная конкретная территория, на которой устанавливается своеобразный режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий и граждан.СЭЗ строится для ускорения экономического развития РФ и ее экономических зон и регионов, комплексного освоения природных богатств государства. Главным доходом СЭЗ является увеличение экспорта и расширения производства высококачественной продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с соседними странами. Эти зоны для РФ выполняют огромную роль в развитии экономики и экспорта страны. Главной задачей СЭЗ является привлечение в экономику иностранного капитала, а так же формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей, позволяющих использовать зоны как посредник между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.

К основным требованиям по размещению свободных экономических зон можно отнести: благоприятное транспортно-географическое положение и наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).Наиболее важные благоприятные территории для размещения СЭЗ это приграничное положение по отношению к зарубежным странам.

В России существуют 18 свободных экономических зон, размещенных на 15 территориях страны.В настоящее время относительно активно развиваются СЭЗ в Находке, в Калининградской области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.Перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур. Социальные цели: ускорение развития отсталых регионов, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

Анализируя этапы развития СЭЗ, следует признать, что СЭЗ была присуща в большей степени коммерческая деятельность, в ходе которой осуществлялось, в основном, складирование товара и выполнялись параллельно операции, способствовавшие доброкачественному хранению, улучшению внешнего вида товаров и т.д. По мере усиления конкурентной борьбы основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость. Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов - высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ являются оффшор - центры. В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Таким образом, постоянно идет процесс непрерывный процессразвития и эволюции зон - от свободного порта до технополиса.

К работе в СЭЗ должны допускаться, во-первых, коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством и получившие разрешение (лицензию), во-вторых, физические лица, зарегистрированные в данной зоне в качестве индивидуальных предпринимателей, в-третьих, филиалы иностранных юридических лиц, головные организации которых получили соответствующее разрешение. Для участников СЭЗ предоставляется особый режим предпринимательской деятельности. Под этим режимом подразумеваются такие условия бизнеса, при которых в отношении любых товаров независимо от лиц, их перемещающих через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенный режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы, предусмотренные законодательством только для участников экспортного производства. Думается, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ. Важно иметь в виду, что СЭЗ могут быть нескольких типов. Так, зона экспортного производства (ЗЭП) представляет собой ограниченный участок таможенной территории страны, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников СЭЗ, вывозящих за ее пределы более 50% произведенных товаров. Разумеется, для успешного функционирования ЗЭП создаются на участках, имеющих выгодное географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру. Другая организационная форма - свободная таможенная зона производственного или торгового типа - представляет собой ограниченный участок таможенной территории, в пределах которого для участников устанавливается льготный таможенный режим. Как и ЗЭП, они создаются на территории, имеющей развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие условия, благоприятные для предпринимательства. В результате совершаемых здесь производственных операций изменяется позиция товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и позиция товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.Зоны торгового типа создаются в морских (речных) портах, аэропортах, на железнодорожных станциях, участках автомобильных магистралей, в пограничных пунктах и на других участках, через которые осуществляются международные перевозки грузов. Территории зон используются для проведения выставок, а также для подработки, сортировки, упаковки и маркировки ввозимых товаров для последующего вывоза за рубеж или в другие регионы страны. Однако производственные операции, изменяющие позиции товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товарной номенклатуры, не должны допускаться.

Проведённое исследование позволяют сделать заключение о том, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по нашему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели.Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жёсткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ. Нельзя рассматривать свободные экономические зоны как панацею от всех бед, сама эта форма внешнеэкономической деятельности обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок, прежде всего, геополитического и ресурсного факторов, наличия минимума инфраструктуры и, главное, благоприятного инвестиционного климата. С точки зрения потенциальных возможностей, СЭЗ - это перспективный инструмент, способный содействовать решению многих экономических и геополитических вопросов, им необходимо уделить должное внимание. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Таким образом, свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, неприменяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Рецензенты:

Ситдиков А.С., д.ф.-м.н.,доцент, профессор кафедры высшей математики ФГБОУ ВПО Казанского государственного энергетического университета, директор института КГЭУ,г. Казань;

Зиятдинов Ф.С.,д.э.н., профессор, профессор кафедры исламской экономики и управления ЧУВО Российского исламского института,г. Казань.

Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. Если предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии, то диагностика, основываясь на результатах анализа, выявляет еще причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков. Иными словами, экономическая диагностика регионов – это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений, для чего весьма важно выяснить взаимосвязи, соотношения между:

спросом и предложением, характеризующими удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; природно-ресурсным потенциалом и потребностью в сырье и материалах, энергии и других условиях окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в регионе; источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона; наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающим возможность рационального использования трудового потенциала; объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии; концентрацией производства, социальной инфраструктурой и плотностью населения; темпами роста цен и доходов населения; объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза и т.п.

Для проведения диагностики необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация и индикаторы состояния и развития экономики регионов. Важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических индикаторов.

Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона, а также отражается:

валовой внутренний продукт региона, или валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институциональными единицами-резидентами региональной экономики. При этом валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных за тот же период времени (промежуточным потреблением). ВРП, является аналогом ВВП страны в целом, хотя и имеет от него существенные отличия, поскольку не включает в себя стоимость оказываемых обществу в целом услуг (оборона, государственная безопасность, государственное управление и т.п.); объем промышленной и сельскохозяйственной продукции; прибыль по всем видам хозяйственной деятельности; численность безработных; сбережения и капиталообразующие инвестиции; объем розничного товарооборота;

На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов.

В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов.

К таким показателям по отдельным сферам могли бы быть отнесены следующие:

1. В сфере производства: объем ВРП; ВРП на душу населения; темпы роста ВРП; соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал; рост экспортного потенциала региона; индекс физического объема промышленной продукции

(в сопоставимых ценах); степень износа основных производственных фондов; удельный вес убыточных предприятий.

2. В финансовой сфере: ставка по кредитам банков; темп роста инвестиций в основной капитал; индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет; уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов); бюджетная обеспеченность региона; состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.

3. В социальной сфере: уровень прожиточного минимума; доля оплаты труда в ВРП; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума; задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения; уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета; естественная убыль и миграция населения; удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место; динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения.

Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности). Международный банк реконструкции и развития предлагает

26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние страны (региона). Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей.

Вся совокупность индикаторов оценки развития регионов разбивается на следующие группы:

1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.

2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.

Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей (социального развития региона) программой развития ООН (ПРООН) рекомендуется показатель «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала дает самую общую интегральную оценку уровня социального развития страны и региона. Он включает в себя:

доход, измеряемый ВВП (ВРП) на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах; продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительностью жизни при рождении; знания, или уровень образования, измеряемые числом грамотных лиц или длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.

3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.

4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.

5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе:

трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки (см. п.3.3); природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств – земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды (см. п. 3.2); производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др. (см. п. 3.4); потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры (см. п. 3.5).

Столь большое количество индикаторов оценки развития регионов вызывает значительные трудности в обеспечении их надежной и достоверной статистической информацией, что побуждает к поиску и использованию наиболее важных, обобщающих, интегральных индексов, к которым наряду с вышеописанным индексом развития человеческого потенциала могут быть причислены:

валовой региональный продукт (ВРП); степень загрязнения среды проживания людей, которая может быть охарактеризована уровнем загрязнения радионуклидами, степенью концентрации ядовитых веществ в воде, атмосфере, почве и др.; уровень занятости, рассчитываемый как отношение количества занятых в народном хозяйстве жителей к общей величине трудовых ресурсов или к числу экономически активных людей и др.

Региональная экономическая диагностика основывается на использовании как общенаучных (системный комплексный, генетический, проблемный подход), так и специальных методов, среди которых важнейшим является сравнительный метод. В самом общем смысле сравнение – это установление, выявление сходства и отличия анализируемых объектов. Число сравнительных признаков (индикаторов), должно быть достаточно большим, чтобы решить задачу типологизации регионов, под которой понимается выделение и группировка (классификация) региональных образований. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда выделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам-индикаторам, взятым в сочетании. Так, возможно осуществление типологизации по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить классификацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и доходов населения (социальная составляющая).

В Совете по изучению производительных сил Российской Федерации разработана методика типологизации регионов, использующая три индикатора: уровень социально-экономического развития; динамичность социально-экономического развития; природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе данных типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные и кризисные.

Наконец, имеет место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития, построенная на анализе четырех групп основополагающих проблем: экономических, геополитических, этнических и экологических. В то же время необходимо указать, что на практике очень часто используется типологизация по динамике одного индикатора. Этот метод предполагает анализ какого-либо одного показателя (например, величины заработной платы), значение которого фиксируется во всех анализируемых регионах как в наблюдаемом, так и в базисном году. При этом вся совокупность регионов разбивается на четыре группы:

1) регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего значения;

2) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше, а в наблюдаемом – ниже среднего значения;

3) регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень;

4) регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего значения.

Для комплексной диагностики развития регионов лучше всего подходит метод многомерного сравнительного анализа, который предполагает изучение любого региона на основе совокупности (комплекса) исходных индикаторов, представленных в виде матрицы исходных данных (аij). При этом из всех значений индикаторов выбираются лучшие, в результате чего формируется гипотетический регион-эталон с матрицей оптимальных (наилучших) параметров (max aij). Затем показатели по другим регионам (aij) делятся на соответствующие значения этих показателей для региона-эталона (max aij), в результате чего получается матрица стандартизированных коэффициентов (xij):


. (2)


. (3)

Рейтинговые оценки ранжируются, в результате чего определяется место региона по уровню развития среди других регионов.

Кроме того, в экономической диагностике регионов применяются:

моделирование (математическое и логическое), когда свойства регионов определяются на основе их идеальных образов-моделей, что позволяет использовать для диагностики формализованные методы расчетов и средства вычислительной техники; экспертная диагностика, основанная на изучении мнений специалистов-профессионалов; межрайонные модели межотраслевых балансов, основанные на известной межотраслевой модели В.Леонтьева, описывающей как материально-вещественные взаимосвязи производства и потребления продукции и ресурсов, так и финансовые взаимосвязи региона (сегодня межотраслевая модель включает в анализ ограниченное (около двух десятков) количество отраслей).

Библиографическая ссылка на статью:
Каминский В.С. О факторах социально-экономического развития региона // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25197 (дата обращения: 17.05.2021).

На современном этапе развития России важной задачей не только с теоретической, но и с практической точки зрения является разработка направлений повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием региона. Для решения этой проблемы нужно ответить на ряд ключевых вопросов:

  1. Что понимать под регионом и его социально-экономическим развитием;
  2. Каковы факторы социально-экономические развития;
  3. Какова роль государственного управления в социально-экономическом развитии региона?
  4. Какие существуют методы и инструменты государственного управления, какие из них являются оптимальными для конкретного региона в конкретных исторических условиях?;
  5. Как оценить эффективность этих методов и инструментов и др.

Автор подходит к определению региона с точки зрения системного подхода. Регион представляется как субъект Российской Федерации, обладающий признаками единства и целостности, комплексности хозяйства, специализации, наличия административных органов управления [1].

Региону как системе присущ ряд специфических свойств, одним из которых является динамический характер системы и ее элементов, придающих системе способность к непрерывному изменению и развитию [2, с. 30].

Под социально-экономическим развитием региона[1] понимаются постепенные положительные, прогрессивные изменения в количестве (улучшение экономических и социальных показателей) и качестве (структурные изменения или изменение содержания развития, или приобретение социально-экономической системой новых характеристик) экономики и социальной сферы. Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

- рост производства и доходов;

- перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

- перемены в общественном сознании;

- перемены в традициях и привычках [3].

Этап исследования, результаты которого представлены в данной статье, посвящён поиску ответа на второй вопрос (каковы факторы социально-экономического развития?).

Начнём с определения термина «фактор». Существуют две основные точки зрения на сущность понятия:

1. Факторы – это причины, движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер и отдельные черты[2];

2. Факторы – совокупность различающихся по сути и значению условий, ресурсов, их свойств, целесообразное использование которых предопределяет социально-экономическое развитие региона [4, с. 27].

Автор разделяет первый подход, понимая под факторами причины, движущие силы явления или процесса.

Система факторов социально-экономического развития региона.

На региональную экономику большое влияние оказали теории размещения производства. В связи с этим, существует подход, согласно которому главными факторами развития региональной социально-экономической системы являются движущие силы размещения производительных сил [5, с. 99]. Поэтому в рамках региональной экономики им уделяется особое внимание[3]. Так, один из основоположников региональной экономики Н.Н. Некрасов отмечал, что «…социалистическая региональная экономика…изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в каждом регионе страны» [8]. Некоторые подходы к определению факторов размещения производительных сил представлены в таблице 1.

Таблица 1. Некоторые подходы к определению факторов размещения производительных сил

- распределение национального дохода;

- использование основных фондов;

- территориальная дифференциация цен и тарифов;

- демографические: трудовой – обеспеченность трудовыми ресурсами; потребительский – наличие основной массы потребителей товаров и услуг;

- экономико-географические: транспортный – наличие коммуникаций, стоимость перевозок; экономико-географическое положение;

В зарубежной теории и практике в первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров, инфраструктура, структура населения и потребления); установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).

«Мягкие» факторы касаются, прежде всего, количественно трудноизмеряемых категорий: стабильность политической ситуации; стабильность общественного климата; квалификация занятых по найму; региональная структура экономики и отдельных предприятий; качество системы образования и профессиональной подготовки кадров; оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями; наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг); отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков); качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.) [3].

Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения в последнее время снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха [3].

В современных условиях внимание экономистов-регионалистов стало перемещаться с традиционных моделей размещения производительных сил на экономический рост, инвестиционную и инновационную деятельность, на инфраструктурную обеспеченность территории и т.д. [6, с. 10]. В связи с этим появились работы, в которых рассматриваются факторы экономического роста. Последний, по мнению П.А. Минакира, не тождественен экономическому развитию. Экономический рост может быть достаточно интенсивен, но при этом экономическое развитие может быть замедлено, и наоборот. Однако при определенных условиях экономический рост превращается в процесс экономического развития [9, с. 36–37].

П.А. Минакир полагает, что факторами экономического роста являются объём первичных ресурсов, производственные и непроизводственные инвестиции, объём фондов, прибыль, эффективность капиталовложений и общие капитальные ресурсы, произведённый объём продукции. При этом факторы экономического роста могут превращаться в его результаты [9, c. 44–45].

Б.М. Штульберг в качестве основных факторов экономического роста (применительно к посткризисному периоду н. 2000-х гг.) называл: внешнеэкономический (благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках, рост сектора розничной торговли); конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке; валютные сбережения населения (позволяющие сохранить потребительский спрос); наличие незадействованных производственных мощностей в промышленности; стабилизация и некоторое «смягчение» экономической политики (снижение налоговых ставок, увеличение бюджетного финансирования и т.д.); развитие финансового сектора; рост уровня доверия хозяйствующих субъектов к национальной экономике [11, с. 107–108].

В последние десятилетия появились работы, посвящённые роли географических факторов в экономическом росте (в рамках новой экономической географии и в эконометрических исследованиях) [12, с. 11–12].

Для новых взглядов характерно то, что они выдвигают в качестве решающего фактора экономического развития знания. Коллективное и индивидуальное обучение постоянно порождает приращение суммарного запаса знаний регионального сообщества по принципу снежного кома, что в результате приводит к возрастающей отдаче от факторов производства, главным среди которых является человеческий капитал. В результате во многих работах стали рассматриваться факторы, связанные с квалифицированными кадрами и направлениями их миграции, а также институты, культура, региональная идентичность и другие особенности местного сообщества в региональном развитии [13, c. 24].

На текущий момент опубликовано немало работ, затрагивающих вопрос о факторах собственно СЭРР. Ряд из них посвящён анализу одного конкретного фактора, например: человеческого потенциала[4], трудового потенциала[5], социального потенциала[6], туристко-рекреационого потенциала[7], занятости населения[8] и безработицы[9], потребительской и жилищной кооперации[10], малого предпринимательства[11] и электронного бизнеса[12], транспортной инфраструктуры, в частности качества автотранспортных услуг[13], инвестиций[14], инноваций[15], социального здоровья[16], интеграции банковских структур[17], регионализации внешнеэкономических связей[18], территориального планирования[19], демографического фактора[20], экологического фактора[21], государственно-частного партнёрства[22], неравенства населения[23] и т.д.

Существует немало подходов к определению факторов СЭРР (табл. 2).

Табл. 2. Подходы к определению факторов социально-экономического развития региона

- развитые: инвестиции и передовые технологии;

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.



Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.



    Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.



    Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

    Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

    Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

    применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

    нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

    пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

    пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

    пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

    освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

    режим свободной таможенной зоны;

    пониженные ставки на страховые взносы;

    передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

    ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

    Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

    Читайте также: