Занижение налоговой базы ответственность

Опубликовано: 17.09.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что, поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 суд пришел к выводу, что ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.

На неправомерность взыскания с налогоплательщика штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу указано и в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Поскольку в статье 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 101, 106, 122, 176.1 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 81, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали оспоренное решение инспекции законным и обоснованным.

По эпизоду доначисления предприятию 764 199 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для принятия законного судебного акта.

По данным Высшего Арбитражного Суда РФ, наибольшее количество дел, возникающих из налоговых правоотношений, связано со взысканием недоплаченных в бюджет налогов, санкций и пени. Исковые требования почти по 70 процентам таких дел арбитражными судами удовлетворены.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Уклонение от уплаты налогов и получение неконтролируемой государством прибыли составляют конечную цель экономических и ряда должностных преступлений. Несмотря на принимаемые меры, ситуация с уплатой налогов остается сложной.

Отказываясь платить налог, предусмотренный федеральным законом, налогоплательщик нарушает обязанность, предусмотренную статьей 57 Конституции РФ. В этом случае его деяние является

  • -противоправным (нарушающим установленные актами законодательства о налогах и сборах требования) и
  • -виновным (налогоплательщик осознает, что уклоняется от обязанности, установленной законом и желает либо сознательно допускает наступление вредных для публичных интересов последствий в виде непоступления в бюджет установленной по данному обязательству суммы налога), за которое Налоговым кодексом (далее – НК РФ, Кодекс) установлена ответственность.(статья 106 НК РФ)

До введения в действие с 01.01.99 НК РФ налоговая ответственность применялась на основании следующих нормативных актов:

  • Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 07.12.91 № 1998-I «О подоходном налоге с физических лиц»;
  • Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2122-1;
  • Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением СМ — Правительства РФ от 11.10.93 №1018.

Кодекс свел эти разрозненные виды ответственности в единую систему. В отличие от применявшихся ранее норм, статьи НК РФ содержат четко определенные диспозицию и санкцию. Размер санкций приведен в соответствие с тяжестью совершенного нарушения.

САНКЦИИ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Положения названной статьи тесно согласуются с пунктом 3 статьи 120 НК РФ

Состав правонарушения, установленный этой нормой, — материальный. Это означает, что для квалификации деяний налогоплательщика по данному пункту необходимо установить наличие общественно вредных последствий (занижение налоговой базы). Эти последствия, в силу их правовой природы, влияют на определение суммы налога, подлежащего уплате по окончании налогового периода. Уменьшение налоговой базы ведет к занижению, то есть недоплате (неполной уплате) суммы налога. Действующее законодательство предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога в статье 122 НК РФ.

ПРИНЦИП ОДНОКРАТНОСТИ НАКАЗАНИЯ

За совершение одного и того же деяния повторное привлечение налогоплательщика к ответственности неправомерно (пункт 2 статьи 108 НК РФ). Поэтому одновременное наложение штрафа по пункту 3 статьи 120 и по статье 122 НК РФ не соответствует Кодексу.

Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Тюмени обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «Сервис в строительстве» о взыскании налоговых санкций в размере 65 571,7 рублей. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что основанием для привлечения ОАО «Сервис в строительстве» к налоговой ответственности явились факты отнесения на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) затрат, не подтвержденных документально. Допущенное ОАО «Сервис в строительстве» грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения вызвало следующие последствия:

  • занижена налоговая база, ответственность за которую предусмотрена пунктом 3 cmатьи 120 НК РФ;
  • не полностью уплачены суммы налогов.

Суд первой инстанции сделал правильные выводы о необходимости привлечения ОАО «Сервис в строительстве» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Суд правомерно отказал инспекции в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в размере 15 000 рублей по пункту 3 статьи 120 НК РФ. Ведь в силу пункта 2 статьи 108 НК РФ применение двух мер за одно и то же нарушение неправомерно. Кассационная инстанция с данным выводом согласилась.

Анализ указанных норм позволяет сделать следующий вывод. Если занижение налоговой базы произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, то применяется ответственность, предусмотренная пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ.

ПРИМЕНЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРАВОМЕРНО

В соответствии со сложившейся практикой, ответственность по статье 122 НК РФ наступает в случаях выявления нарушения налогового законодательства как при выездной так и при камеральной проверке.

Муниципальное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города Омска» обратилось с иском о признании недействительным решения ИМНС n 2 по ЦАО г. Омска от 19.04.2000 № 04-01/5888. В судебном заседании установлено,что налоговым органом по результатам камеральной проверки было выявлено неправомерное применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом «г» пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость». В результате неуплачен налог на добавленную стоимость в сумме 107 352 рубля. За это налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ

В соответствии со статьей 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Согласно статье 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговый период может включать один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. По налогам, исчисляемым нарастающим итогом, налоговая база полностью устанавливается только по окончании года. Все остальные промежуточные платежи являются авансовыми. Поэтому до завершения налогового периода, в течение которого формируется налоговая база, действия налогоплательщика не могут быть признаны налоговым правонарушением по статье 122 НК РФ.

Инспекция МНС РФ по г. Томску обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском к Дочернему предприятию «Томский деревообрабатывающий комбинат» областного государственного унитарного предприятия «Томский лесопромышленный комплекс» о взыскании штрафов в сумме 626руб. 20 коп.

Суд отказал в удовлетворении иска в части взыскания штрафа по пункту 1 cmатьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество предприятия за период с 01.01.001 по 01.10.01. В решении было указано следующее. Согласно статье 7 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-I «О налоге на имущество предприятий» сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Окончательная сумма налога на имущество предприятий исчисляется по окончании года. Поэтому ответственность по статье 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы возможна тоже только по окончании года. Ответственность за неправильное исчисление авансовых платежей статьей 122 НК РФ не предусмотрена.

Т.И. Отческая , судья ФАС Западно-Сибирского округа, кандидат юридических наук

Существуют различные схемы ухода от уплаты налогов. Одной из них является занижение налоговой базы. Оно бывает умышленным и неосознанным. Рассмотрим данное правонарушение более подробно.

Основные понятия

Занижение налоговой базы ровно, как и ее сокрытие являются составной частью преступления, которое определяется, как уклонение от уплаты налогов.

Термин «налоговая база» и все сопутствующие моменты, как то порядок ее исчисления и пр. раскрываются в НК РФ. Рассмотрим основные правила, предусмотренные относительно расчета налоговой базы:

  • Если налогоплательщиком является юрлицо, то оно обязано произвести расчет налоговой базы по окончанию каждого налогового периода. В качестве документов, на основании которых проводится эта операция, используются бухгалтерские регистры. А также прочая документация, которая может установить сведения об объектах, которые по закону облагаются налогом.
    Если при осуществлении расчетов бухгалтер обнаруживает искажения налоговой базы, которые были допущены ранее, то он обязан произвести перерасчет так, чтобы налоги были удержаны в новом налоговом периоде. При условии, что установить точно временной отрезок, когда были допущены ошибки в начислении налоговой базы, не представляется возможным, пересчитать ее следует за тот отчетный период, когда эти ошибки были обнаружены.
  • ИП и частнопрактикующие специалисты рассчитывают налоговую базу по окончании каждого отчетного периода. За основу при этом берут данные по доходам и расходам.
  • Если плательщиками являются физические лица, то расчет осуществляется на основании финансовых документов, полученных от юридических и физических лиц, где зафиксированы выплаченные налогоплательщику суммы, которые расцениваются в качестве доходов.

Для каждого вида налогов проводится расчет индивидуальной налоговой базы. Например, если берется налог на имущество, то в качестве таковой берется или кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта, или остаток по основным средствам.

При начислении транспортного налога базой будет считаться объем мощности двигателя. Чтобы определить базу по налогу на прибыль, в расчетах должны быть учтены такие показатели:

  • Общая сумма доходов, полученная фирмой от реализации. Это могут быть сделки по продаже товаров, имущества и пр.
  • Общая сумма расходов, которые связаны с тратами на реализацию.
  • Общая сумма доходов, полученная от внереализационной деятельности.
  • Расходы, понесенные в связи с внереализационной деятельностью.
  • Прибыль (или убыток) явившийся следствием внереализационных доходных или расходных операций.

Общая итоговая сумма этих показателей и будет налоговой базой.

Если рассчитывается налог на доходы физических лиц, то в качестве налоговой базы будет использоваться сумма всех доходов гражданина, которые подлежат налогообложению.

Как занижают налоговую базу

Читайте: Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

Рассмотрим, как происходит уменьшение налоговой базы по НДС. Ряд предпринимателей совершает эти действия намеренно с целью уменьшения суммы выплачиваемого налога, но у большинства – это просто следствие ошибок в расчетах. К типичным из них можно отнести следующие:

  • Неправильно установлен объект налогообложения.
  • Не вовремя учтен факт хозяйственной жизни субъекта, результаты которого должны отражаться на сумме налога.
  • Один и тот же факт учтен два раза.
  • В первичной документации имеются ошибки.

Если занижение налоговой базы происходит умышленно, то для ответственных лиц, это может обернуться серьезным наказанием вплоть до уголовного преследования. Как правило, в качестве таковых признается директор предприятия и главный бухгалтер.

Согласно НК РФ налогоплательщику предоставляется законная возможность избежать наказания по причине заниженной налоговой базы. Для этого необходимо сперва полностью погасить общую сумму недоимки, сумму начисленной неустойки и затем уже подать в Налоговую службу уточненную декларацию.

Просто одним перечислением недоплаченной суммы в данном случае не обойтись. Это положение касается всех хозяйствующих субъектов и в частности тех, кто рассчитывает налоги по УСН.

Закон и предусмотренное наказание

Российское законодательство предусматривает уголовную и налоговую ответственность за правонарушения, характеризующиеся, как занижение налоговой базы.

Если налоговые органы в ходе проверки установили данный факт, то отвечать придется или по ст. 120 и122 НК РФ или по ст. 199 УК РФ.

Налоговый Кодекс

Согласно ст. 122 если фирма полностью не внесла налоги или не внесла какую-то сумму по причине заниженной налоговой базы, то на организацию или физическое лицо будет наложен штраф, размер которого составит до 20 % от невнесенной суммы.

При условии, что то же правонарушение было совершено умышленно, штраф вырастет до 40 %.

В практике нередки случаи, когда Налоговая служба умудряется за одно и то же правонарушение наложить два штрафа по обеим статьям.

УК РФ

Если невнесенная сумма налога по причине заниженной налоговой базы будет расценена, как крупная, тогда ответственное лицо понесет следующее наказание. Ему придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. Кроме того такое лицо может быть лишено свободы на срок до 2 лет.

Если невыплаченная сумма расценивается как особо крупная, то виновный может быть наказан штрафом от 200 до 500 тыс. руб. Максимальное наказание за такое правонарушение предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Ведущим налоговый учет необходимо иметь в виду, что законодательство претерпело в последнее время некоторые изменения. Если ранее для уголовного преследования по налоговым делам необходимо было заявление от Налоговой службы, то теперь дело возбудят по заявлению любого заинтересованного лица и иным источникам информации.

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок взыскания налоговой санкции? Как определяется срок давности привлечения к налоговой ответственности? Когда истекает срок давности при занижении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Порядок взыскания налоговой санкции

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое определение дано в п. 1 ст. 114 НК РФ. Названной статьей регламентирован и порядок ее взыскания.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

К сведению: размеры штрафов за совершение налогового правонарушения установлены в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.

Например, за правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, 122.1, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, размеры штрафов установлены в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, закрепленным в соответствующей статье НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

К сведению: смягчающие обстоятельства перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ, однако те, что прямо поименованы в этом пункте, касаются физических лиц.

При этом пп. 3 указанной нормы установлено, что суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут принять к сведению иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

Учитывая тот факт, что в п. 3 ст. 114 НК РФ обозначен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако уменьшение суммы штрафа более чем в два раза не свидетельствует о возможности снижения штрафа до нуля рублей, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Определение ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017).

При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщиков только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

Обратите внимание! Статьей 109 НК РФ определен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств согласно п. 4 указанной нормы является истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Как определить срок давности привлечения к налоговой ответственности?

Срок давности определяется на основании ст. 113 НК РФ. На момент вынесения решения о привлечении к ответственности этот срок не может превышать трех лет:

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ, – начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода;

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных иными статьями НК РФ, – со дня совершения налогового правонарушения.

Напомним правила расчета сроков в целях применения Налогового кодекса. Они установлены п. 2, 3, 7 ст. 6.1 НК РФ:

течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

  • если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.
  • Пример 1.

    Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2018 год.

    Ответственность за это правонарушение предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ. Значит, срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

    Срок подачи декларации по налогу на прибыль истек 28.03.2019.

    День совершения налогового правонарушения – 29.03.2019.

    Срок давности привлечения к ответственности истечет 29.03.2022.

    Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки. Течение этого срока считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ, и возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

    Положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяются в отношении недоимки и пеней (как компенсационных мер, направленных на восстановление потерь бюджета в связи с несвоевременным поступлением налогов). К такому выводу часто приходят арбитры (см. постановления АС МО от 15.08.2019 № Ф05-12692/2019 по делу № А40-92593/2018, АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017). То есть, если срок давности привлечения к ответственности истек, налоговый орган, освободив налогоплательщика от уплаты штрафа, в то же время вправе доначислить ему налог и пени.

    Как исчисляется срок давности при занижении базы по налогу на прибыль?

    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного его исчисления или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта санкция предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Как было указано выше, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

    Толкование этой нормы дано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

    В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 отмечено, что правовая позиция, изложенная в п. 15 Постановления № 57, применима в том числе к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

    Пример 2.

    Организация занизила облагаемую базу по налогу на прибыль за 2018 год. Исчислим срок давности привлечения к налоговой ответственности.

    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений по ст. 122 НК РФ исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

    Налоговый период по налогу на прибыль составляет год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ налог на прибыль за 2018 год должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее 28.03.2019. Соответственно, налоговый период, в котором проверяемым лицом допущена задолженность по налогу, – 2019 год. Отсчет трехлетнего срока для привлечения к ответственности начнется с 01.01.2020. Срок исковой давности истечет 01.01.2023.

    Читайте также: