1 уклонение от уплаты налогов в теневой экономике

Опубликовано: 17.05.2024

Причины уклонения от уплаты налогов различны, стремление избежать их — своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал или доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены законом. Во всех без исключения странах проблема криминогенное™ в налоговой сфере всегда стоит на первом месте.

Причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, подразделяются на моральные, политические, экономические, правовые.

Моральные причины порождаются сущностью и характером налоговых законов, а также налоговой системой в целом. В случае непосильного «налогового гнета», когда налогоплательщик фактически «работает на государство» и отдает ему львиную долю своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины — когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса. Как инструмент экономической политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот.

Экономические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также довольно часто. Их можно разделить на два вида:

О причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика;

О причины, порожденные экономической конъюнктурой.

Финансовое положение иногда является решающим фактором. Если финансовое положение предприятия стабильно, то оно вряд ли станет на путь уклонения от уплаты налогов.

Правовые причины кроются в сложности налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Способы уклонения от уплаты налогов довольно разнообразны. Известно более 200 конкретных способов уклонения от налогов, включая такие распространенные, как:

О регистрация фирм-однодневок, которые используются для «обналичивания» (безналичные деньги на счетах предприятий переходят в «черный нал») и «обезналичивания» (трансформация неучтенных наличных денег, в основном в торговых организациях, в официальные безналичные);

О создание фирм за рубежом. Российские компании регистрируют в оффшорной зоне компанию на себя или на доверенных лиц. Такая фирма заключает с отечественными предприятиями контракты на поставку различных товаров в Россию. Под этим предлогом за рубеж переводятся крупные суммы денег. Но оплаченные товары в Россию или совсем не поступают или поступают частично, а полученные за них деньги переводятся на счета других фирм и приобретают вполне легальный вид;

О осуществление предпринимательской деятельности без должной государственной регистрации;

О оказание фиктивных услуг. Суть данного способа состоит в том, что российские предприятия перечисляют «своим» зарубежным компаниям миллионы долларов якобы за проведение маркетинга, различных исследований, подбор выгодных партнеров и оказание других услуг. Цены в этих случаях устанавливаются договорные, а проконтролировать выполнение работ практически невозможно. Договор, валютный перевод и полученные за «выполненные» работы средства имеют совершенно законный вид;

О поставка товара за рубеж «своим» фирмам. Российская сторона отгружает товар по экспортным контрактам доверенным компаниям-посредникам или лицам. Полученный товар (как правило, сырье) фирмы перепродают другим компаниям — иностранным, а вся валютная выручка или ее большая часть остается за рубежом. В дальнейшем российские предприятия никаких исков в суд о невозврате валютной выручки к зарубежным партнерам не предъявляют;

О занижение цен на экспортные товары. Российская сторона по договоренности с зарубежной вносит в контракт заведомо заниженные цены на товары, а в дополнительном соглашении, которое не представляется в налоговые органы, указывается подлинная цена.

В дальнейшем разницу между ними иностранная компания перечисляет на счета физических и юридических лиц, указанных российским партнером;

О механизм «мнимого бартера» предполагает наличие «своей» фирмы за рубежом, с которой российская сторона заключает бартерный контракт. Экспортный товар уходит «иностранному» партнеру, товар по импорту обратно не поступает. «Своя» фирма реализует полученный товар, а валютная выручка оседает в зарубежных банках. Очень часто пособниками финансовых махинаций являются коммерческие банки, осуществляющие переводы за рубеж;

О незаконное использование налоговых льгот. Например, льгот, предоставленных предприятиям, на которых число работающих инвалидов составляет не менее 50 %. В этом случае составляются фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, фактически не работающих на предприятии.

Все многообразие налоговых преступлений и способов их совершения можно объединить в следующие группы и виды:

  • 1. Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета: осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в кассу. Широкое распространение получила практика использования операций с рублевой и валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности, — «черного нала».
  • 2. Использование необоснованных изъятий и скидок: отнесение на издержки производства затрат, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства затрат в размерах, превышающих установленные законодательством.
  • 3. Незаконное использование налоговых льгот, предоставленных предприятиям, на которых число работающих инвалидов составляет не менее 50 %. В этом случае составляются фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, фактически не работающих на предприятии.
  • 4. Искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы; завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки произволства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; отнесение на издержки производства расходов, не имеющих места в действительности.
  • 5. Искажение объекта налогообложения: занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. Это один из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов, при котором в учетном регистре предпринимателя отражается реализация только части партии товара. Обычно все записи составлены верно (род и наименование товара, цена за единицу и т.п.), имеется различие лишь в объеме реализованной продукции, отраженной в учете.
  • 6. Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами, в том числе зарегистрированными в оффшорных зонах. Массовое использование руководителями крупных предприятий сложных схем сокрытия доходов с использованием фирм-посредников, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции остается одним из важнейших негативных факторов в налоговой сфере.

  • Вестник ТюмГУ. Социально-экономические и правовые исследования


    Русская версия
    English version

    2020. Том 6. № 1 (21)

    Федотов Дмитрий Юрьевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет (г. Иркутск); fdy@inbox.ru, ORCID: 0000-0001-9908-802Х

    В статье исследуется степень влияния налоговой нагрузки на формирование теневой экономики в России в разрезе видов экономической деятельности. Рассмотрены точки зрения различных авторов о том, что налоги оказывают наибольшее влияние на стремление налогоплательщиков «уходить в тень». Изучены различные методы измерения величины теневой экономики, применяемые в современных исследованиях. Проведен анализ масштабов теневой экономики России в 2011-2017 гг. с применением различных методов. На основе метода, измеряющего долю экономических операций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, проанализирована величина теневой экономики в отраслях российской экономики.

    Установлено, что наибольший уровень теневой экономики наблюдается в сфере операций с недвижимым имуществом, в сельском хозяйстве и в строительстве. Наименьший уровень теневой экономики выявлен в финансовой сфере, в добывающих отраслях и в электроэнергетике. Анализ отраслевых различий налоговой нагрузки в России выявил наличие обратной зависимости между величиной налоговой нагрузки и масштабом теневой экономики: в тех отраслях, где выявлена низкая налоговая нагрузка, обычно наблюдается высокая доля теневой экономики, и наоборот.

    Полученные результаты позволили подтвердить первоначально выдвинутую гипотезу о том, что высокая налоговая нагрузка не является ведущим фактором, провоцирующим отечественных хозяйствующих субъектов «уходить в тень» с целью уклонения от уплаты налогов.

    Агентова Г. В. Статистическая оценка ненаблюдаемой экономической деятельности / Г. В. Агентова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2016. № 1 (85). С. 59-69.

    Буров В. Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений / В. Ю. Буров // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С. 118-124.

    Верещагин С. Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации «грязных денег» / С. Г. Верещагин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2006. № 3-4. С. 38-55.

    Какаулина М. О. Методика количественной оценки ненаблюдаемой экономики на региональном уровне на основе отраслевой структуры валовой добавленной стоимости / М. О. Какаулина // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2018. Том 17. № 6. С. 1021-1037.

    Киреев Н. В. Сравнительный анализ понятий ненаблюдаемой экономики и неформальной экономики в современных статистических методиках / Н. В. Киреев // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25). С. 97-101.

    Киреенко А. П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов / А. П. Киреенко // Налоги и финансовое право. 2012. № 9. С. 164-171.

    Малис Н. И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов / Н. И. Малис // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 81-90.

    Малкина М. Ю. Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин // Финансы и кредит. 2013. № 3. С. 21-29.

    Национальные счета России в 2011-2016 годах: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 263 с.

    Национальные счета России в 2014-2018 годах: стат. сб. / Росстат. M., 2019. 245 с.

    Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: стат. сб. / Росстат. M., 2018. 142 с.

    Федеральная служба государственной статистики: оф. сайт. URL: https://www.gks.ru/

    Сото Э., де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / Э. де Сото; пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2001. 272 с.

    Сото Э., де. Иной путь: Экономический ответ терроризму / Э. де Сото; пер. с англ. Челябинск: Социум, 2007. 408 с.

    Трусова Н. С. Мировой опыт выявления и противодействия уклонению от уплаты налогов / Н. С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Том 7. № 4 (25). С. 194-202.

    Тюгай В. В. Влияние изменения ставки налога на прибыль на консолидированный бюджет и развитие «теневой экономики» / В. В. Тюгай // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 151-159.

    Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 383 с.

    Уханов В. В. Подходы к определению понятия и сущности теневой экономики и анализу ее масштабов / В. В. Уханов // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 22. С. 3405-3418.

    Федорова Е. И. Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики / Е. И. Федорова, Т. Ю. Васильева // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 475-478.


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестерова Наталья Васильевна

    Теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов , которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения . Их анализ позволил автору сделать вывод о том, что известные в настоящее время виды и способы уклонения от налогообложения являются одновременно видами и способами сокрытия (теневизации) деятельности.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестерова Наталья Васильевна

    The shadow economy directly is connected with evasion from payment of taxes which became characteristic for many Russian businessmen. Trying to avoid the additional tax burden growing in connection with increase of requirement of the state in financial resources, managing subjects (both legal, and physical persons) apply various ways and schemes of evasion from the taxation. Their analysis has allowed the author to draw a conclusion that kinds known now and ways of evasion from the taxation are simultaneously kinds and ways of concealment activity.

    Текст научной работы на тему «Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов»

    Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов Дата: 01/04/2008 Номер: (13) УЭкС, 1/2008

    Аннотация: Теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения. Их анализ позволил автору сделать вывод о том, что известные в настоящее время виды и способы уклонения от налогообложения являются одновременно видами и способами сокрытия (теневизации) деятельности.

    Abstract: The shadow economy directly is connected with evasion from payment of taxes which became characteristic for many Russian businessmen. Trying to avoid the additional tax burden growing in connection with increase of requirement of the state in financial resources, managing subjects (both legal, and physical persons) apply various ways and schemes of evasion from the taxation. Their analysis has allowed the author to draw a conclusion that kinds known now and ways of evasion from the taxation are simultaneously kinds and ways of concealment activity.

    Ключевые слова: налоги, теневая экономика, уклонение от налогообложения Keywords: taxes, shadow economy, evasion from taxation

    Нестерова Наталья Васильевна Заместитель директора по финансам ООО «Инвестиционно-строительная компания «21 Век», г.Красноярск

    Выходные данные статьи: Нестерова, Н.В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов /

    Н.В.Нестерова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров: Международный центр научноисследовательских проектов, 2008. - № 1 (13). - № рег. статьи 0035. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

    Теневая экономика в России по оценкам различных исследований составляет от 23 до 80% ВВП. Осознание масштабов российской теневой экономики с ее финансовыми потоками приводит к пониманию того, что речь идет не просто о неучтенной части валового продукта, а о более серьезном явлении, которое в значительной степени определяет лицо современного российского экономического хозяйства.

    Необходимо отметить, что теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения. Их анализ позволил автору сделать вывод о том, что известные в настоящее время виды и способы уклонения от налогообложения являются одновременно видами и способами сокрытия (теневизации) деятельности.

    Исходя из данного заключения, а также учитывая, какой элемент налогового механизма и как подвергается воздействию, автором было предложено классифицировать все способы как способы полного сокрытия (теневизации) деятельности и способы, скрывающие деятельность частично (см.рис.1).

    Способы теневизации экономической деятельности

    Скрываемые экономическую деятельность полностью Скрываемые экономическую деятельность частично

    Непостановка на Непредставление Искажение обьекта Налоговое

    налоговый учет налоговых декларации налогообложения мошенничество

    Рис.1. Классификация способов теневизации экономической деятельности.

    К способам, полностью скрываемым экономическую деятельность, автор относит способы уклонения от налогового контроля. Следует признать, что в связи с повышенным риском полного сокрытия деятельности, к данной категории относится небольшое количество способов: уклонение от постановки на налоговый учет и непредставление налоговых деклараций. И в том, и в другом случае деятельность хозяйствующим субъектом осуществляется, но фактически не контролируется государством. Применение этих способов характерно для малого бизнеса либо индивидуальной предпринимательской деятельности и не на длительный срок. С нашей точки зрения, больший вред приносят организации, которые на налоговый учет встали, но налоговых деклараций не представляют. Это так называемые фирмы-однодневки, которые используются крупными и средними налогоплательщиками в схемах частичного сокрытия деятельности, осуществление которых без фирм-однодневок было бы невозможным, а ущерб от применения таких схем очень значителен.

    Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов делятся на способы искажения объекта налогообложения и налоговое мошенничество.

    Искажение объекта налогообложения направлено на уменьшение налогооблагаемых баз по соответствующему налогу. По этому принципу мы выделяем «зарплатные схемы», способы завышения себестоимости, способы сокрытия объемов производства и реализации продукции,работ услуг. По нашему мнению, объемы искажения налоговых баз одновременно являются характеристиками теневой экономики: теневая заработная плата; теневая занятость, скрытый (теневой) объем производства, скрытое использование производственных фондов и т.д.

    «Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2007 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что скорее всего свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы(1). Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61% (2). Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита,и т.д.

    Способы увеличения себестоимости формируют занижение (сокрытие) объема валового дохода предприятия. Наряду с неправомерным применением налоговых льгот особое место здесь занимают фиктивные операции; отражение фиктивных затрат; завышение стоимости приобретенного сырья, услуг, топлива, относимой на издержки производства и обращения; отражение затрат, произведенных в другом налоговом периоде; отнесение к издержкам затрат в размерах, превышающих установленные законодательством. Данные схемы в основном применяются для минимизации налога на прибыль и НДС.

    Сокрытие выручки (полное или частичное) производится посредством очень широкого ряда способов: неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета; осуществление сделок без документального оформления; неотражение результатов хозяйственных операций; неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки; использование не фиксируемых в бухгалтерском учете операций с рублевой и валютной наличностью

    («черный нал»); занижение объема реализованной продукции (работ, услуг), размеров доходов.

    Зачастую применение способов сокрытия выручки и завышения себестоимости приводит к убыточности предприятий. Отражение убытка в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов — это наиболее вероятный признак неполного либо искаженного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Это предположение подтверждается контрольными мероприятиями налоговых органов: за 9 месяцев 2007 года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль — 95,9 млрд. руб. (1).

    О масштабности применения схем сокрытия деятельности либо искажения ее результатов свидетельствует тот факт, что в 1 полугодии 2007 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель равен 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят налог на прибыль, что в экономических интересах страны недопустимо. Причем основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, то есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда. На наш взгляд, это закономерно, так как теневизация деятельности влияет на все экономические показатели работы предприятия.

    В отдельную категорию выделены экономические преступления, классифицированные как налоговое мошенничество. Практически во всех странах, где установлена юридическая ответственность за уклонение от уплаты налогов, налоговое мошенничество признается одним из наиболее тяжких, и в подавляющем большинстве стран влечет уголовное наказание. Налоговое мошенничество определяется фактом сокрытия налогооблагаемых баз через подделку, фальсификацию или намеренного искажения документов. Здесь используются незаконные схемы возмещения НДС по экспортным операциям, незаконный вывоз капитала, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, применение схем «обналичивания - обезналичивания средств».

    Предложенная автором классификация способов сокрытия (теневизации) деятельности и их дальнейшая детализация позволяет проводить оценку теневой экономики на микроуровне на основе экономических показателей, отраженных в отчетных документах хозяйствующего субъекта. Данная классификация была использована автором при разработке методики оценки теневой экономики региона на основе методов оценки его налогового потенциала. Результаты использования методики позволили оценить теневой оборот лесной отрасли Красноярского края в размере 22% от валового отраслевого продукта, а налоговые потери - в размере 35% от общей суммы поступлений налоговых и других обязательных платежей по отрасли.

    Мы считаем, что предложенная классификация позволяет более глубоко понять способы теневизации экономики ее субъектами и определить направления разработки мероприятий по сокращению уровня теневой экономики, в том числе в области налоговой политики и развития предпринимательства.

    1. Шевцова Т.В. Результаты работы по легализации налоговой базы. //Россйиский налоговый курьер, 2007г.,№ 22.

    2. Елисеева И.И., Ширина А.Н., Капралова Е.Б. Определение объема теневой деятельности на основе макроэкономических показателей. //Вопросы статистики, 2004г., № 4.

    № рег. статьи 0035

    Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

    date image
    2020-01-14 views image
    584

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon


    Способы уклонения от налогов

    Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству. Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики. Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов же является повсеместным.

    Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.

    Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от вида налога:

    · Сокрытие объектов налогообложения:

    искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете

    ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

    ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений

    уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции

    · Занижение объектов налогообложения:

    перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские счета

    создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков, необоснованного списания готовой продукции

    преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженных данных

    · Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов:

    перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательств по выплате соответствующих налоги

    отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомым отсутствием возврата дохода

    создание искусственной дебиторской задолженности

    · Неправомерное использование льгот:

    включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов

    введение основного вида производства под видом льготного

    К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от вида налога относят:

    1. Уклонение от уплаты акцизов

    2. Уклонение от уплаты подоходного налога

    3. Занижение налога на прибыль

    4. Уклонение от уплаты и занижение НДС

    Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимости от деятельности организации.

    Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большая часть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукции и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связано как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально работников предприятий для сохранения доходов.

    Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса, ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастает практически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов и "затенения" малого бизнеса, который и без того находится в плачевном состоянии.

    Проблемы коррупции

    Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой экономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходом за национальные рамки в связи с глобализацией.

    Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров для контроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привели к увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговыми преступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающий теневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализации считаются "налоговый рай" и преференциальные налоговые режимы.




    Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение. Коррупция - это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного бизнеса и административного аппарата государства:

    1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

    2. приеме и продвижении по государственной службе

    3. принятие решений о выделении земли

    4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах

    5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам

    Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикой и коррупцией:

    1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции - предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

    2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики

    Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательным последствием глобализации.

    Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международных инвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК, увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другими видам незаконной теневой экономики.

    Тем не менее руководства государств раньше считали взятками только внутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалось для поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскими расходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано, что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренции и данной отрасли международной торговли.

    Только с середины 90-х годов коррупция была включена в число первоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принять необходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственными служащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результате разработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взятки зарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесла соответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравнивают взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственным служащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимости от места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики. Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве фактора роста коррупции.

    Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налога как в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговой не может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронные средства для отслеживания проведенных операций.

    Проблемы оффшоров

    Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении от налогов корпорациями - налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальных налоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развития экономики страны, сколько целью наживаться.

    Основные критерии идентификации оффшоров:

    1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, так и финансово-юридической

    2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны

    3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум нескольких типов доходов

    Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островные страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государства со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистов указывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.

    Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причине подрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднении деятельности налоговых органов в целом.

    Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относится создание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовых активов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения в налоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговое бремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость), с доходов - на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильность мировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов, так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.

    Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому его дальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложения и социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговые поступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличивать количество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказаться ошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения (данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль "налогового рая" проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивных прибылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков от проверки налоговых органов.

    За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашения об обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым сектором экономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеров по обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.

    Основная причина, давшая стимул международному сообществу для борьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор - либо война с альтернативной налоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание нового законодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война может оказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.

    Отражение в СНС

    Необходимость объективной оценки и характеристики экономики предполагает полное отражение всех аспектов, связанных с экономикой в хронологическом порядке их возникновения: как в текущих, показывающих изменение в процессах производства, распределения и использования доходов, так и в счетах, показывающих изменение экономических активов, а также в счетах товаров и услуг. Взаимосвязь показателей теневой экономики во всех счетах поможет обеспечить двустороннее отслеживание в движении денежных средств: уменьшение поступлений в нелегальной области и увеличение в законной и наоборот.

    Огромный объем неучтенной теневой экономики мешает четко определить ряд макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт. Показатели ВВП неправильно отражаются следующим образом:

    1. Официальные темпы роста ВВП занижаются при ускорении ростов теневой экономики (характерно при переходе страны к рыночной системе)

    2. Структура ВВП искажается за счет неправильного отражения пропорций государственного и теневого производства, а также потребления товаров и услуг.

    3. Размеры ВВП сокращаются по причине того, что большая часть потребляемых товаров является продуктом теневой экономики

    Объем теневой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен анализироваться и после оценки добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного на основе данных статистического учета. Подобным образом должны корректироваться и другие показатели СНС: валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников, ВВП, промежуточное потребление, прибыль, конечное использование товаров и услуг, смешанные доходы.

    теневая экономика оффшор коррупция

    Одним из видов теневой экономики является получение скрытого дохода за счет наличия разницы в ценах на товары и услуги, являющимся различными доплаты свыше отпускной цены, которые могут выступать в виде чаевых и т.п. Они интерпретируются в СНС как составная часть конечной стоимости товара и добавляются к конечной стоимости выпуска, ВВП, оплаты труда наемных работников. Это делает возможным сбалансировать стоимость произведенных товаров и величину полученных и использованных доходов.

    Намеренное снижение величины заработной платы персонала для уменьшения величины выплачиваемого налога на заработную плату и отчислений в государственные фонды пенсионного страхования и социального страхования не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его компонентах. Это становится возможным благодаря оплате труда наличными средствами или выпускаемым продуктом без соответствующего отражения операций в бухгалтерском учете. При возникновении подобных ситуаций следует увеличить размер оплаты труда наемных работников, сальдо первичных доходов и уменьшить прибыль предприятий, идущих на такие операции. Использование данного вида дохода домашними хозяйствами уже учтено, поэтому не нуждается в корректировке.

    Согласно основным положениям СНС в границы объемов производства не включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, отражающая перераспределение активов, полученных как законным, так и незаконным путем. Данные вид деятельности не влияет на размер ВВП, но оказывает влияние на формирование активов отраслей экономики, и поэтому обязана отражаться в СНС.

    Большое распространение в нашей стране получила утечка капитала за рубеж, например незаконные переводы активов на счета банков других стран. Эта система представляет собой перераспределение активов организаций и по своей сути не влияет на размер ВВП. Но в ряде случаев эти переводы связаны с вывозом товаров за рубеж, что уже оказывает непосредственное влияние на объем валового внутреннего продукта. По этой причине необходим полный и постоянный анализ всех операций, связанных с переводом капитала за рубеж.

    Полное соответствие системе национальных счетов предполагает комплексный анализ всех видов операций на всех этапах отслеживания:

    1. при создании базы статистических показателей, характеризующих исследуемое явление

    2. определение программы наблюдения, отработка механизмов и форм исследования

    3. создание информационной базы, связанной с исследуемым явлением

    4. создание системы оценок по отдельным операциям и теневой экономики в совокупности

    Комплексный подход при изучении теневой экономики ввиду ее проникновения во все отрасли жизни граждан предполагает использование показателей всех аспектов экономической статистики:

    2. сельского хозяйства,

    И социальной статистики:

    1. бюджетов домашних хозяйств,

    3. балансов организаций

    Заключение

    Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели чем положительным, поэтому основная задача государства - приложить все силы по ее устранению и высветлению.

    Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализации должна иметь несколько направлений:

    1.Меры социально-экономического характера.

    Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений:

    1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных групп населения

    2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно

    3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительства жилых зданий и производственных территорий

    4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства

    5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе

    Также основным направлением должно стать пересмотр и изменение системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.

    2.Введение постоянной экспертизы принимаемых законов и подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированности административного аппарата государства.

    Необходимо изменение большинства законодательных актов Российской Федерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации, о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капитала за рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушений в сфере финансово-кредитных отношений.

    3.Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон "О полиции", который должен реструктурировать систему правоохранительных органов в лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых и таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести также децентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых "сверху".

    Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также является немаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизации предприятий.

    Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможет ослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условия для будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан.

    Список использованной литературы

    1. Ведяпин В.И. "Общая экономическая теория", Москва, 1999

    2. Багданов И.Я. "Экономическая безопасность России: теория и практика", Москва, 2001

    3. Гукасьян Г.М. "Экономическая теория: проблемы новой экономики", Москва, 2002.

    4. Фиглин Л.С. "Теневая занятость", Москва, 2002

    5. Тимофеев Л.М. "Теневая Россия: экономико-социальное исследование", Москва, 2000

    6. Глинкина С.К., Клейнер Г.М. "Высветление экономики и укрепление национальной безопасности России", Москва, 2003

    7. Красавина Л.О., Валенцева Н.А., "Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики", Москва, 2005

    8. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории.", Москва, 1996

    9. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика", Москва, 2003

    10. Бунич А.П., Гуров А. И, “Теневая экономика”, Москва, 1998.

    Статья в журнале

    Цитировать:
    Дагаев Г.В., Помулев А.А. Взаимосвязь эффекта Лаффера и теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 4. – С. 225-234. – doi: 10.18334/tek.4.4.111467.

    Аннотация:
    Статья посвящена анализу влияния налоговой ставки на теневой сектор экономики. В частности, автор работы излагает, как эффект Лаффера действует на объем неуплаченных в бюджет государства денежных средств в виде налогов. Задачами исследования являются изучение теории Артура Лаффера в области налогообложения, определение такого понятия, как теневая экономика и выявление зависимости величины неуплаченных налогов от величины той или иной налоговой ставки. Методом исследования выступает библиометрический анализ различных актуальных на сегодняшний день источников, официальные данные Федеральной налоговой службы.

    Ключевые слова: эффект Лаффера, теневая экономика, налогообложение, уклонение от уплаты налогов

    JEL-классификация: O17, E62, H21, H26

    Введение

    На сегодняшний день в Российской Федерации теневая экономика существует практически во всех сферах экономической деятельности, но точно оценить ее масштаб не представляется возможным, ведь она стала неотъемлемой частью экономической системы России. Однако стоит заметить, что масштаб теневого сектора очень велик в нашей стране [11] (Goygereeva, 2016). Некоторые ученые считают, что влияние теневой экономики и ее вес возросли до уровня, когда правительству сложно контролировать процессы, происходящие в экономике. Немалую, а точнее, ведущую роль в данном случае играет коррупция, ведь высокий уровень коррупции является благоприятным для развития нелегальной экономической деятельности. Данные явления оказывают взаимное воздействие друг на друга. Коррупция развивает теневой сектор, а он, в свою очередь, порождает коррупцию [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019). Четкого определения понятия теневой экономики не существует, многие авторы предлагают свои версии. Например, лауреаты Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и Вильям Нордхаус отмечали, что «теневая экономика – это экономическая деятельность, осуществление которой официально не зарегистрировано [11] (Goygereeva, 2016). То есть теневая экономическая деятельность состоит в уклонении от соблюдения законодательства, суть которого заключается в умышленном сокрытии или предоставлении недостоверной информации о хозяйственной деятельности. Целью в данном случае является обогащение лица за счет совершения незаконных действий [13] (Krempovaya, Moskalyuk, Vlasov, 2016). Необходимо отметить, что данная деятельность приводит, по сути, к возникновению ущерба, который несет государство. Чаще всего это происходит по причине того, что денежные средства, которые должны поступить в бюджет, не поступают в него. Направлением влияния вышеизложенных явлений в Российской Федерации выступает именно уклонение от уплаты налогов [8] (Pogorletskiy, Bashkirova, 2015). Чтобы решить эту проблему, государству следует помимо прочего внести изменения в налоговую систему.

    Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема, заявленная в статье, является актуальной и важной для России на сегодняшний день.

    Статья построена следующим образом. В первой части рассмотрена связь таких понятий, как теневая экономика и уклонение от уплаты налогов. Во второй части изложена суть эффекта Лаффера. В третьей части проанализирована возможность применения эффекта Лаффера в борьбе с уклонением от налогов. В заключительной части сформулированы выводы по результатам исследования.

    Связь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов

    На первый взгляд кажется, что теневая экономическая деятельность подразумевает уклонение от уплаты налогов, но на самом деле уклонение от уплаты налогов возникает в том случае, когда экономическая деятельность не скрывается, а нелегальная деятельность, в свою очередь, не может быть рассмотрена с точки зрения уклонения от налогов, так как доходы от такого вида деятельности не могут являться базой налогообложения, ведь если прибыль облагается налогом, то она признается законной. Иными словами, такая деятельность не должна существовать. То есть данные явления являются связанными между собой, но все же самостоятельными [10] (Volkova, 2013).

    Взаимосвязь данных явлений содержит множество аспектов, таких как проблемы и распределение налогового бремени, отношения между налоговыми органами и субъектами налогообложения, а также то, насколько справедлива налоговая политика [5] (Kizon, 2013).

    Анализируя литературные источники, делаем вывод, что в науке выделяется три подхода к изучению теневой экономики.

    1. Статистический. Любая деятельность, которая должна быть отражена в официальной статистике, но не отраженная в ней [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019).

    2. Юридический. В данном случае теневой деятельностью является любая хозяйственная деятельность, нарушающая законодательство. Уклонение от уплаты налогов является незаконным деянием, поэтому в данном случае оно является частью теневой экономики [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019).

    3. Фискальный (бюджетно-налоговый). Данный подход является основным в рамках темы статьи, поэтому подробнее рассмотрим именно его.

    Заключается он в том, что теневая деятельность определяется как деятельность, в результате которой производятся незапрещенные товары или услуги, но налог умышленно не уплачивается производителем [12] (Kireenko, Nevzorova, 2019). То есть субъект скрывает от государства свою деятельность с целью получения экономической выгоды. Примером служит нарушение каких-либо стандартов и норм, которые требуют расходования денежных средств или уклонения от уплаты налогов. В данном случае именно нелегальная деятельность, то есть незаконная, не рассматривается с точки зрения уклонения от исполнения налоговых обязанностей [7] (Sokolovskaya, Sokolovskiy, 2015).

    Выводом является тот факт, что с научной точки зрения уклонение от уплаты налогов и теневая экономика имеют много общего и тесно связаны, но все же не являются одним и тем же, а выступают в роли отдельных понятий.

    Сущность эффекта Лаффера

    Выдающийся американский экономист Артур Лаффер создал теорию, сутью которой является следующий эффект: при повышении ставки налога [1]растет сумма налоговых поступлений, но в определенный момент будет достигнута точка, после которой при дальнейшем повышении налоговой ставки общая сумма налоговых поступлений в бюджет будет уменьшаться [9, 14] (Podkovyrov, 2010).

    Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между динамикой налоговых ставок и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет. Данная кривая показывает, что снижение налоговых ставок является мощным инструментом в руках государства. Эти меры оказывают сильное воздействие на объемы производства, стимулируя его. Уменьшая ставки, правительство увеличивает объем налоговых поступлений. Это объясняется тем, что производители заинтересованы в производстве большего количества продукции при низких ставках. При увеличении объемов производства растет налоговая база. Ее расширение приводит к росту доходов государства, так как потери от уменьшения налоговых ставок компенсируются ростом налоговой базы. Но действует это до определенного момента, после которого уменьшение ставки приведет к потерям бюджета. При увеличении налоговой ставки в определенный момент будет достигнута такая ее величина, после которой у производителей пропадет стимул увеличивать свой доход, ведь значительную его часть придется заплатить государству. Соответственно, по достижении этого момента любое увеличение налоговой ставки приведет к уменьшению налоговых поступлений [15] (Strugova, 2012).

    Теоретически кривая Лаффера является некой параболой, имеющей вершину и ось симметрии. В некоторых случаях она несимметрична, но все же описывает идеальную ситуацию. На практике кривая всегда выпукла, но имеет не один, а несколько локальных экстремумов.

    Рассмотрим на примере подоходного налога суть кривой Лаффера, изображенной на рисунке 1.


    Рисунок 1. Кривая Лаффера [2]

    На оси абсцисс отложен объем налоговых поступлений в государственный бюджет (T). На оси ординат – величина налоговой ставки (t). При увеличении налоговой ставки от 0% до 100% государственный доход увеличивается от 0 до точки L, а затем до максимального уровня в точке M, равного, предположим, 50%. После прохождения точки экстремума величина доходов бюджета уменьшается вновь до нуля. Заметим, что доходы государства при ставке в 0% и 100% равны. Говоря точнее, они отсутствуют. Ставка налога, которая изымает весь доход, является мерой, ответом на которую будет нелегальная деятельность, уклонение от налогов либо вовсе закрытие конкретного предприятия. Если экономика находится в точке K, то снижение ставки налога приблизит налоговую выручку к максимуму, и наоборот, в ситуации, описываемой точкой L, увеличение ставки приблизит доход государства к максимуму. Лаффер считает, что данный результат связан с тем, что низкие ставки повышают стимул к труду и приведут к увеличению налоговой базы, а также приведут к расширению производства, увеличению уровня занятости населения. Соответственно, снизится социальная нагрузка на бюджет государства, уменьшится количество трансфертных выплат [3, 15] (Panskov, 2018; Strugova, 2012).

    Таким образом, повышение налоговых ставок целесообразно, если экономика находится ниже точки M, а если выше, то к увеличению бюджета приведут мероприятия по снижению налоговых ставок.

    Цель фискальной политики любого государства в том числе заключается в том, чтобы найти оптимальную величину налоговых ставок. Для каждой страны эта величина индивидуальна и зависит от экономических, исторических, социальных и других условий. При этом оптимальный уровень ставок не является константой и постоянно меняется в связи с экономической обстановкой. По этой причине система налогообложения для каждого государства индивидуальна, зарубежный опыт нецелесообразно перенимать, но стоит его анализировать и учитывать [3] (Panskov, 2018).

    При проведении маркетинговых исследований компании зачастую используют кривую Лаффера, анализируя динамику ее изменения по годам. С помощью данного анализа производитель понимает, какой объем производства является оптимальным в данный момент. Государство на основе анализа кривой Лаффера изменяет налоговые ставки или субсидии, тем самым воздействуя на совокупное предложение и спрос в конкретном регионе, в конкретной отрасли [14] (Podkovyrov, 2010).


    Однако на практике рассчитать кривую Лаффера достаточно проблематично в силу нехватки качественной информации. Возьмем, к примеру, динамику объемов поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет России.

    Рисунок 1. Темп прироста налоговых поступлений в Федеральный бюджет, %

    Источник: Федеральная налоговая служба [3].


    Динамика сборов существенно замедлилась сначала 2020 года до 13% (рис. 1), однако прирост положительный в отличие от динамики ВВП, которая продемонстрировала существенное падение до 12% в мае 2020 (рис. 2).

    Рисунок 2. Темп прироста ВВП России

    Источник: Tradingeconomics.com

    Данные свидетельствуют о жесткой налоговой политике государства и об отсутствии обоснования по оптимальному уровню налоговой нагрузки.

    Даже в условиях ограничений в пандемию помесячная динамика сбора федеральных налогов не снижается, а растет. Структура экономики, которая в основном состоит из корпораций государственного сектора, позволяет реализовывать данную политику. Однако это негативно отражается на состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России, который вынужден оптимизировать свою налогооблагаемую базу самостоятельно.

    Влияние величины налоговой ставки на объем неуплаченных налогов

    Как говорилось ранее, при увеличении налоговых ставок выше оптимальных объем налоговых поступлений в государственный бюджет снижается. Производители снижают объемы производства, вовсе закрывают его или стараются обмануть государство путем неуплаты налогов. Некоторые юридические лица выводят в страны с особыми условиями ведения бизнеса для компаний, то есть в офшоры. На сегодняшний день существует много способов, к которым прибегают компании, чтобы не платить часть налогов [4] (Avdiyskiy, Dadalko, 2010).

    Приведем их основные группы: «непредставление документов, связанных c исчислением и уплатой обязательных платежей, занижение сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, сокрытие объектов налогообложения, занижение объектов налогообложения – умышленное неправильное исчисление базы налогообложения и сокрытие (несообщение) утраты оснований для льгот по налогам» [13] (Krempovaya, Moskalyuk, Vlasov, 2016).

    Организации вынуждены прибегать к данным мерам, потому что в Российской Федерации достаточно высокие уровни налогов, особенно большая налоговая нагрузка ложится на производителей полезных товаров. Налог на прибыль организаций на сегодняшний день составляет 20% [4]. Налог на имущество на первый взгляд не является большим (2,2% для большинства регионов РФ) [5], но в производственном секторе лица владеют большим количеством имущества в денежном эквиваленте, поэтому уплачивают крупную сумму в бюджет. Большое количество денежных средств организации уплачивают в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды от заработной платы работников [6]. Все это приводит в лучшем случае к оптимизации прибыли, а в худшем – к уклонению от уплаты налогов [1, 2, 6] (Murzina, 2012).

    По мнению автора, в данном случае применим эффект Лаффера. Государству помимо прочих мер необходимо вычислить оптимальные ставки налогов, при которых количество лиц, уклоняющихся от их уплаты, будет таким, при котором доходы бюджета будут оптимальными. Очевидно, что установив низкие ставки, государство уменьшит количество нарушителей законодательства, но роста налоговой базы будет недостаточно, чтобы увеличить налоговые доходы бюджета, что является целью правительства. При слишком высоких ставках наблюдается обратный эффект: ставки растут, но налогооблагаемая база снижается, поэтому государство теряет часть средств. Необходимо ввести такие ставки, которым будет соответствовать максимальная величина поступлений в бюджет.

    Для объективной оценки ситуации и оценке риска увеличения теневой экономики в стране необходимо учитывать совокупную налоговую нагрузку в % от ВВП, т.к. величина процентов налоговых ставок не характеризуется высокой волатильностью. После оценки налоговой нагрузки на экономику возможно рассчитать эффект роста/снижения динамики ВВП в зависимости от налогового фактора. Гипотеза состоит в том, что при наблюдении обратного эффекта (с ростом налоговой нагрузки – снижаются темпы роста страны), вероятнее всего, на эту сумму увеличится объем теневой экономики.

    Заключение

    По результатам работы мы выявили, что такая модель, как эффект Лаффера, применима не только в общем случае при рассмотрении зависимости величины налоговых поступлений в бюджет государства от величины той или иной налоговой ставки, но и при анализе структуры теневой экономики, в частности, ее составляющей, связанной с уклонением от уплаты налогов. С помощью данной модели аналитики способны регулировать количество уклоняющихся от уплаты налогов организаций и, как следствие, величину дохода бюджета.

    Однако необходимо оценить реальную совокупную налоговую нагрузку на предприятия в разных отраслях народного хозяйства, чтобы определить ее оптимальный уровень, который будет способствовать экономическому росту страны и снижению теневого сектора.

    Дальнейшим направлением исследования является оценка налоговой нагрузки на экономику и обоснование оптимального размера налогов и сборов в отраслях с учетом текущих макроэкономических ограничений.

    [1]«Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.» (п1 ст 53 НК РФ)

    [2]Рисунок составлен автором на основе информации из источника [3]

    [4]НК РФ Статья 284. Налоговые ставки п.1

    [5] НК РФ Статья 380. Налоговая ставка, СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(по состоянию на 01.06.2020) [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157394/

    Подробнее об авторах:

    Дагаев Григорий Вячеславович
    Россия, Москва
    студент 2 курса факультета международных экономических отношений
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    Помулев Александр Александрович
    Россия, Москва
    департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, кандидат экономических наук, доцент
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
    ORCID: 0000-0002-3189-1534

    Читайте также: