Правовое государство верховенство права прогрессивное налогообложение

Опубликовано: 05.05.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 12. Понятие и признаки правового государства

Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая ее сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу.

Говорить о том, что идея правового государства родилась лишь в Новое время и связана с утверждением буржуазных отношений, ошибочно. Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в развитии человеческого общества. Первые элементы концепции правового государства появились в Античности. Вспомните о Древней Греции и Древнем Риме, где философы говорили о власти закона как о сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как о мериле справедливости, о государстве как о «деле народа» (буквальный перевод латинского res publica).

Мыслители эпохи перехода от Средневековья к Новому времени смотрели на государство как на продукт длительного развития общества и пытались из разума и опыта вывести естественные законы его жизни.

Экономические отношения, утверждавшиеся в Новое время, основанные на требованиях личной свободы, свободы предпринимательской деятельности, ориентировали на то, чтобы предоставить человеку более широкие права и гарантировать их соблюдение не доброй волей правителя, а законами, одинаково обязательными для всех.

Идея правового государства – одно из ценнейших достижений человеческого разума, следствие многовекового совершенствования гражданско-правовых отношений в государствах европейского типа.

Основными признаками правового государства являются:

• верховенство закона, равная ответственность перед законом всех граждан и органов государства сверху донизу, торжество законности как принципа организации политической жизни общества;

• чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечение сильной и независимой судебной власти, отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;

• гарантии соблюдения прав человека;

• высокая правовая культура населения.

Обо всех этих признаках детальный разговор пойдет в последующих главах учебника.


Несмотря на трудности, ошибки, противоречия реальной политической и социально-экономической жизни, наша страна все-таки сделала важные шаги на пути к правовому государству. Значительно шире и реальнее стали прежде всего политические и гражданские права человека. Это демократическое избирательное право, право избирать и быть избранным, право участвовать в управлении делами общества; свобода слова и печати, которая освобождена от цензуры; свобода совести; свобода мирных собраний и ассоциаций, право добровольного объединения в общественные организации и политические партии; право на проведение митингов и демонстраций; право свободного выезда и въезда в страну и др.

Одним из краеугольных камней в здании правового государства является формирование независимой, самостоятельной, культурной личности, защищенной законом, обладающей всей совокупностью прав и свобод, развитым «чувством экономического достоинства». Без такой личности идея правового государства мертва.

Таким образом, правовым называется государство с конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством закона, гарантией прав и свобод граждан, системой общественного контроля над властью.

Правовое государство не только закрепляет права граждан, но и должно обеспечивать их соблюдение. В ст. 1 Конституции РФ констатируется, что Российская Федерация является правовым государством, но это пока только цель, которую ставит перед собой наша страна. В этом процессе огромную роль должно сыграть гражданское общество, не зависящее от государства, но постоянно с ним взаимодействующее.

Гражданское общество оказывает влияние на политику, но не только на неё. Оно воздействует на все сферы жизни общества. Через своих представителей в органах власти способствует принятию законов, регулирующих порядок распределения материальных благ – с помощью налогов, правил предпринимательской деятельности и других рычагов.

Основой гражданского общества являются независимые общественные организации. Вступая в них, граждане защищают свои интересы, разрабатывают и реализуют определённые программы действий. Гражданские организации формируют общественное мнение, побуждают органы власти принимать необходимые решения. Гражданское общество, по определению, состоит из граждан, обладающих всей полнотой реальных прав и исполняющих необходимые обязанности. Гражданское общество и государство (органы власти, армия, полиция, чиновничество) разделены. Государство находится под контролем общества. Если государство плохо исполняет свои обязанности, гражданское общество имеет средства изменить его политику, цели и задачи деятельности. Самое действенное средство – свободные, демократические выборы. Одно из сильных средств воздействия общества на государство – всенародное голосование (референдум). К сожалению, люди плохо знают законы, правовые средства защиты своих интересов. Политическая и правовая культура членов общества остаётся относительно невысокой.

Следовательно, становление гражданского общества является важным и необходимым условием создания правового государства в России.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему теория правового государства, идея которого возникла еще в Античности, воплотилась только в XX в.? Обоснуйте свой ответ, привлекая свои знания по истории.

2. Проанализируйте причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Приведите примеры.

3*. Используя ресурсы Интернета, расскажите о философах, создавших эту теорию.

4. Какие государства стали первыми правовыми государствами? Обоснуйте почему?

5. Сформулируйте собственное определение понятия «правовое государство».

6. Классифицируйте признаки правового государства.

7. Как вы думаете, можно ли выделить какой-нибудь из этих признаков как главный? Аргументируйте почему.

8. Дайте характеристику понятия «верховенство права».

9. Как вы думаете, можно ли считать Россию правовым государством? Обоснуйте свой ответ, иллюстрируя его примерами.

10. Почему Конституция РФ содержит норму о правовом государстве? Приведите собственные аргументы.

11*. Сформулируйте свою точку зрения, все ли конституционные права вы реально можете реализовать в жизни. Если нет, то почему?

12. Обоснуйте необходимость существования бюрократии в государстве. Приведите примеры из жизни, СМИ того, чем опасен бюрократизм.

13. Проиллюстрируйте примерами из жизни важность такого признака правового государства, как взаимная ответственность государства и личности. Сделайте свои выводы.

14*. Является ли гражданским российское общество? Свой ответ обоснуйте.

Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нём; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределённой, неизвестной, самовластной воли другого человека

Исследуем документы и материалы

Правовое государство и гражданское общество предполагают одно другое. Трудно представить правовое государство в обществе, которое не способно к самоуправлению. В таком государстве действительно верховенствует право, но оно превыше и самого государства, о котором можно со всем основанием сказать: «Не человек существует для государства, а государство для человека». В таком государстве суд является реальным органом правосудия, а отнюдь не органом репрессий. В таком суде можно оспорить не только нарушение закона, но и сам закон, если он противоречит естественным и неотъемлемым правам человека.

1. Взаимная ответственность государства и личности. Примеры из жизни, истории.

2. Правовое государство и гражданское общество: связь, взаимовлияние и дальнейшее развитие в России.

3. Россия как правовое государство: мечта или реальность?

Темы для проектов и рефератов

1. История развития идеи правового государства.

2. Основные документы США, Англии и Франции о правовом государстве.

3. История развития правового государства в России. Признаки правового государства в Российской Федерации.

Валерий Дмитриевич Зорькин, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

(из выступления на Международном симпозиуме "Доктрины Правового государства и Верховенства права в современном мире", Санкт-Петербург, 21.10.2013)

Концепции верховенства права и правового государства – это, конечно же, концепции, различные по своему происхождению. Они во многом различаются и сейчас. Но мне хотелось бы думать не столько об их различиях, сколько о сближении и в этом смысле – о конвергенции. Она возможна прежде всего на той основе, что обе концепции исходят из юридического равенства как самой сущности права, равенства перед судом и законом независимо от национальности, пола и других признаков.

Здесь конкретизация требуется по крайней мере по трем главным пунктам. Первое – верховенство правового закона. И речь идет не о любом законе (закон можно издать разный, Гитлер тоже издавал законы…).

Второе – это то, что на почве юридического равенства и в результате действия таких законов мы имеем комплекс, систему прав и свобод человека и гражданина. Абстракции, которые фиксируют эти основные права, развиваются в жизни и конкретизируются в различных системах, в различных странах в зависимости от той или иной исторической ситуации. И их великое множество. Именно эти два ведущих пункта соединяют, как бы дают скрепы всему развитию человеческого общества.

И третье – то, что господин Силкенат поставил на первое место, а именно подчинение государства праву через систему разделения властей, через правовую демократию. Я подчеркиваю, правовую демократию! Демократия, как показывает история человечества, бывает разной, и мы знаем из истории нашей страны, что была демократия в кожаных тужурках и с маузерами. Чем это закончилось, мы тоже знаем. Следовательно, когда мы говорим о верховенстве права как о явлении, которое не только не чуждо концепции правового государства, но, напротив, лежит в основе его, мы можем говорить – при самых различных вариантах доктринального истолкования этих концепций – и о сближении на пути достижения общих целей, а именно об утверждении гуманистического подхода к нормативной регуляции, каковой является право.

Я сознательно употребил слово "конвергенция", потому что при изучении этой темы постоянно мысленно обращался к идеям академика Сахарова, который как раз и выдвигал концепцию конвергенции двух систем. Когда еще была "холодная" война, он говорил о конвергенции, имея в виду прежде всего, конечно, две мировые державы – Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Как мы знаем, конвергенция не состоялась, и сейчас не время обсуждать, почему и из-за кого. Эта проблема заслуживает особого внимания, ведь сама идея применительно к существующим правовым системам не утратила своего значения.

Развитие концепций верховенства права и правового государства, их реализация в современном мире – это то, что ведет нас от идеала к реальной действительности. И верховенство права, и правовое государство – это идеальные принципы. А в жизни не все так гладко. Как известно, идеальное царство – это царствие Божие, на Земле же закон и верховенство права служат для того, чтобы здесь жизнь не превратилась в ад…

И с этой точки зрения мне представляется важным, чтобы те, кто ответствен за реализацию данных принципов, кто сказал народам: «Мы поведем вас по пути утверждения верховенства права», делали это профессионально, грамотно, на основе знания, которое дается правовой доктриной. Это важнейшее условие реализации верховенства права в современном мире. И на этом пути подстерегает очень много искусов, ошибок, заблуждений.

В этой связи, мне кажется, вполне уместно говорить о нашем несовершенном обществе. Ведь в большей или меньшей степени, но оно везде несовершенно, не идеально. На пути реализации указанных принципов нас подстерегают огромные риски. Не случайно выдающиеся мыслители и видные представители политических и правовых доктрин говорят о том, что мы находимся в обществе глобального риска, – как, например, немецкие мыслители или как профессор Кондолиза Райс, которая сказала, что мы вступили в эпоху турбулентности, то есть такого вихревого потока, таких пересечений, которые оборачиваются хаосом, если человек не предпринимает усилий для того, чтобы преодолеть его.

С этой точки зрения в прагматическом плане важнейший акцент сегодня следует сделать на том, чтобы доктрину верховенства права и доктрину правового государства перевести на язык правовой практики и достичь тех целей, которые ставят эти доктрины, с наименьшими потерями. В первую очередь, это предполагает управление рисками, а следовательно, и управление нашим будущим.

Как сказал вице-президент Всемирного Банка, риски – это клин, который вбит между принятыми решениями и результатами, которые получены. Конечно, легче оценивать результаты по прошествии какого-то времени. Я не случайно упомянул академика Сахарова. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения, но есть метод альтернативной истории, который пришел к нам от фантастов и сейчас активно используется и в методологии, и в политологии, и в юриспруденции. Представьте себе, что возобладал бы проект академика Сахарова, а не тот, который осуществлялся – в виде шоковых реформ. Иногда говорят, что, если бы не эти реформы, в России могло быть хуже, и намного хуже. Но ведь могло быть и намного лучше! Но не получилось. Вот это и заставляет обратиться к теоретикам и практикам, с тем чтобы они развивали концепцию реализации верховенства права, а следовательно, и реализации нашей Конституции, в основе которой лежит не только идея правового государства, но и верховенства права. И в нашей стране на доктринально-практическом уровне, в том числе в решениях Конституционного Суда как органа государственной власти, верховенство права, не будучи записанным в Конституции, официально используется для раскрытия той или иной проблемы, связанной с разрешением конкретного спора.

В плане некоторой конкретизации того, о чем я сказал, хотелось бы остановиться на развитии в России принципов правового государства и верховенства права, однако не в плане реализации конкретных программ, а, скорее, в плане методологии их реализации. При этом следует иметь в виду, что при всей общности между разными странами, например между США и Россией, есть и очень существенные различия. А потому один и тот же принцип будет реализовываться по-разному, и разные риски подстерегают нас на этом пути, и разные могут быть последствия.

Соответственно, представляется важным учитывать принцип исторической конкретизации, исторической обусловленности и связанный с ним выбор оптимального развития, переход от идеальных принципов в конкретную действительность. Не все, что подходит для одной ситуации, годится для другой. Я уже имел возможность, неоднократно обращаясь к истории европейских государств в ХХ веке, подчеркнуть: если бы в Веймарской республике, например, был избран принцип не идеального парламентского государства, а Гинденбург, стоявший во главе генералов и имевший определенный вес (достаточно большой, как президент государства), подавил бы гитлеровский путч в самом зародыше, мы сейчас, наверное, говорили бы, что сокрушили веймарский принцип верховенства права и путем авторитарной диктатуры задушили демократию. Зато тогда, может быть, не имели бы, все же, Гитлера. И вполне возможно, не только Гитлера; тогда бы и в других государствах, и в Советском Союзе тоже, жизнь развивалась бы другим путем.

Не хочу идеализировать и заниматься подобной реконструкцией, но я глубоко убежден, что и неправильный выбор управления рисками приводит порой (иногда, очень редко!) к выигрышу. Например, садится человек в казино за карточный стол, делает ставку – полностью весь банк – и выигрывает: повезло. Но правильно ли это с точки зрения рисков, я не уверен, напротив, думаю, это неправильный метод, потому что выиграл он случайно, ввиду исключительных обстоятельств.

Вот такая случайность, вполне возможно, имела место в России в 1993 году. В чем состоит выигрыш? В стабильном конституционном развитии. Да хотя бы в том, что мы с вами сейчас можем здесь обсуждать вопросы права и правового государства. А могло ведь быть и по-другому. И тогда был бы полный проигрыш. Но все равно не решены многие проблемы, например колоссальное социальное расслоение, колоссальное социальное неравенство. Я говорю "колоссальное", потому что в обществе модерна есть право модерна, которое идет от эпохи Возрождения, идеологически прошло через все революции, и теперь до нас дошло, – и везде это право сопровождается юридическим равенством и фактическим неравенством. Однако же не должно быть вопиющего неравенства.

Вопиющее неравенство есть в России, где соотношение между десятью процентами самых бедных и десятью процентами самых богатых примерно один к семнадцати. А в Федеративной Республике Германии – один к шести с половиной, и там считается, уже после семи надо бить тревогу и думать о том, как государству изменить социальную политику, как управлять этим риском для демократии. Как известно, еще древние считали: нищий народ не может жить в демократии, и не потому, что не хочет, а потому, что не способен.

В этом состоят огромные, колоссальные проблемы России на пути движения к верховенству права и правовому государству, то, что я назвал бы «одолением первых классов», то есть арифметикой. Как сказал известный философ Бенедикт Спиноза, право – это математика свободы.

Утверждая верховенство права, мы должны прежде всего утвердить верховенство правового закона и равенство перед законом и судом. Это гигантская проблема, которую мы не решили, которая имеет значительные перекосы, и все, кто сталкиваются с российской действительности, знают это. Конституционный Суд Российской Федерации сталкивался с этой проблемой. Вот недавно мы рассматривали дело о проверке конституционности Уголовно-процессуального кодекса, по своему генезису связанное с резонансной автокатастрофой: два врача погибли, крупный бизнесмен остался жив. Вокруг этого все и завертелось: мол, кто виноват, не переложил ли бизнесмен вину на погибших врачей? А должно быть чувство уверенности в том, что закон одинаков для всех. Пусть он иногда хуже, иногда лучше, но если нет равенства, нет равенства самого богатого и самого бедного, тогда не будет уверенности в безопасности людей.

Второе отсюда вытекающее необходимое условие для реализации верховенства права – борьба с преступностью. Борьба с преступностью как процесс, но при этом цель, конечно, – реализация верховенства права.

Криминализация жизни, общества и государства – такая опасная проблема, которая не решена в России. И это тоже огромный риск на пути утверждения плюралистической демократии – свободы слова, свободы прессы, свободы хозяйствования, свободы экономической деятельности. В том и состоит риск, что свободой могут воспользоваться те, кто на самом деле жаждет ее только для себя, а не для всех.

От этого методологического подхода зависит ситуация не только в отдельной стране, но и на международной арене. Отказ от попыток сопоставить решения, риски и результаты приводит к очень печальным последствиям. Разве эта дуга нестабильности, которую мы наблюдаем в последнее время (Ливия, Ирак, Египет и т.д.), не заставляет посмотреть, были ли избраны надлежащие методы, чтобы благие результаты, т.е. господство правовой демократии и права, были достигнуты, и правильно ли оценены риски? Иначе, наблюдая эти трагедии, придется все время вспоминать, что благими намерениями вымощена дорога в ад.

Я надеюсь, что наше сообщество юристов, имеющее опыт попыток утвердить верховенство права в той или иной стране, прежде всего в наших двух странах, будет идти более правильным путем. Понятно, на том, что сегодня будет сказано, на том, что уже сказано в этой книге [«Доктрины Правового государства и Верховенства права в современном мире» // под ред. В.Д. Зорькина, П.Д. Баренбойма. М. 2013 – прим. ред.] или в другой, наши юристы, теоретики и практики, не остановятся, поскольку способы развития этих ценностей не исчерпаны. Во всяком случае, необходимо сделать все возможное, чтобы после нашего обсуждения стало яснее, как продвигаться по этому трудному, но достойному пути – пути, которому, на мой взгляд (я убежден в этом!), нет альтернативы.

Задание 16. Согласно Конституции РФ наша страна является правовым государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) верховенство закона

2) взаимная ответственность государства и граждан

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) укрепление обороноспособности страны

5) равноправие и равенство всех граждан перед законом

Признаки (принципы) правового государства

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.
Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия.

Рассмотрим каждый пункт и выберем верные.

1) верховенство закона — верно.

2) взаимная ответственность государства и граждан — верно.

3) обеспечение государственной поддержки семьи — характеризует социальное государство.

4) укрепление обороноспособности страны — неверно, не характеризует правовое государство.

5) равноправие и равенство всех граждан перед законом — верно.

Ответ: 125 или любая последовательность цифр

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 29. Гражданское общество и правовое государство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Гражданское общество.
  2. Правовое государство.

Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Понятие «гражданское общество» впервые ввел английский философ Джон Локк. В гражданском обществе люди могут реализовать свои частные интересы, например, в семье, творчестве, политическом участии и прочие. Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Впервые о концепции верховенства права (далее - ВП) высказывались ещё в античные времена. Аристотель полагал что ВП по сути является антонимом верховенства какого бы то ни было индивидуума. Фома Аквинский же полагал, что ВП это комплекс инструментов по защите граждан от власти государства. В Англии о концепции ВП упоминается с XIII века, Г. Брактон утверждал, что король должен подчиняться Богу и праву, т.к. право создаёт короля. Своего рода таким образом был дан ответ на вечно дискуссионный вопрос, "что появилось раньше, государство или право?". В дальнейшем концепция ВП закрепилась в системе английского общего права, в 1610 году судья Э.Коук в решении провёл вывод о том, что суд может признать недействующими акты английского парламента "если они противоречат общим правам и здравому смыслу либо являются отвратительными и неисполнимыми". С одной стороны такой подход можно счесть отважным и прогрессивным, но с другой стороны сложно не заметить попытку насаждения судейской диктатуры, ведь именно судьи в концепции ВП будут решать какие из законов игнорировать, а какие нет, одновременно создавая свои собственные (решения судов в Англии и иных странах общего права, в том числе состоявшиеся ранее, являлись более авторитетными чем повеления короля или иных гос органов). Д. Локк утверждал, что правительство наделяется властью исключительно народом и единственной задачей правительства является защита прав народа, а если правительство не исполняет этой задачи, народ вправе привлечь такое правительство к ответу. В отличии от стран континентальной системы права (Россия, ФРГ и др), Англо - американская концепция ВП исходит из того, что права граждан существуют независимо от признания наличия таковых государством и ограничивают власть государства по умолчанию, осознать же наличие либо отсутствие того или иного права судья должен исходя из традиций и обычаев. "Не требует закрепления законом право шнуровать обувь".

В континентальной же системе права предполагается, что правительство само ограничивает свою власть законодательством, а у граждан есть те права, которые предусмотрены законом и это и есть ВП. В то же время английские теоретики считали концепцию позитивного права (Остин, Бентам) противоречащей ВП. Дайси, по сути повторяя за Брактоном но уже в 1885 году утверждал, что конституция есть потому что у народа есть права, а не права у граждан существуют потому что есть конституция. Тот же принцип получил своё отражение в Декларации независимости США ". права граждан неотъемлемы и НЕ дарованы государством. ". Несмотря на заманчивость англо - американской системы права, стоит повториться, что по сути это "перетягивание" высшей власти от органов государственной власти к судьям, при том что такие органы как парламент избираются народом, а вот судьи не всегда, да и в случае выборности судей, как обеспечить объективность судьи? Если в рамках судебного спора будут противопоставляться интересы группы лиц с разным количеством голосов, не будет ли слишком высоким соблазн судьи принять то решение, которое обеспечит ему электорат и переизбрание? Подтверждают опасения автора и высказывания судьи верховного суда США Холмса "должны опираться на свой опыт, а не только то что было 100 лет назад" - по факту это лицензия на пересмотр обычаев и состоявшихся ранее решений в угоду текущей ситуации.

Российские и прочие континентальные теоретики, решительно отвергая концепцию "судейской диктатуры", предлагали закрепить гарантии ВП путём её сопряжения с иной концепцией - правового государства (далее - ПГ). Гаджиев видел ВП в "добротной конституции и судебной власти, развивающей прецедентный подход (когда новое аналогичное дело должно быть рассмотрено так же как и прошлое, т.е. если был осужден простолюдин, то в дальнейшем также должен быть осужден и любой другой)". Так в чём же разница, если и там и там ВП признаётся? Можно попробовать огрубить и дать ответ: в Английской концепции имеет место верховенство права, которым являются традиции и обычаи (существовавшие и до появления государства), а в Континентальной концепции ВП обеспечивается безусловностью исполнения всеми и вся законов, в т.ч. лицами эти законы издавшими. К сожалению, на практике континентальный подход часто скатывается к авторитаризму и дабы формально соблюдать ВП достаточно просто менять законодательство по своему усмотрению. Впрочем, та же самая проблема что и в "диктатуре судей". Разумеется, в настоящее время английская и континентальные концепции во многом "срослись", английские суды прилежно применяют ранее презираемое "законодательство", а законодатели на континенте признают существование ественного (неписанного) права.

В результате "срастания" правовых систем понятия ВП и ПГ довольно сложно развести. Зорькин считает их разными конституционными принципами, а авторитетная международная организация World justice Project при исследование об индексе ВП использует индикаторы, которые вполне относимы и к ПГ: 1)ограничение властей, 2) отсутствие коррупции, 3) порядок и безопасность, 4) основные права, 5) открытое правительство, 6) надлежащее правоприменение, 7) гражданское судопроизводство, 8) уголовное судопроизводство. Вопрос о разделении понятий ВП и ПГ до настоящего времени дискуссионен.

Давая разъяснение третьему параграфу Всеобщей декларации прав человека, содержащей термин ВП, Генсек ООН в 2004 определил ВП как такую систему, при которой все люди, организации и само государство подчинены законам, которые публикуются, применяются равно ко всем. " Т.е. вновь имеет место фактическое отождествление ВП и ПГ, более того, в разъяснении речь лишь о законах, уважение и применение правовых обычаев либо иных источниках права не упоминается.

Современные исследователи сходятся лишь в необходимости дальнейшей работы по изучению этих важнейших явлений современного общества.

Читайте также: