Зампредом думского комитета по бюджету и налогам надеждой максимовой

Опубликовано: 15.05.2024

Родилась 13 января 1942 г. в с. Купино Купинского района Новосибирской области.

В 1963 г. факультет "Финансы и кредит" Московского финансового института.

Кандидат экономических наук. Диссертацию на тему "Экономические основы федерализма и организация межбюджетных отношений в Российской Федерации" защитила в 2002 г. в Институте региональных экономических исследований.

С 1963 по 1964 г. - экономист в Министерстве финансов РСФСР.
В 1964 г. - инспектор по бюджету Люберецкого районного финансового отдела Московской области.
С 1966 г. работала в структуре Министерства финансов (в 1991-1992 гг. - Министерства экономики и финансов) РСФСР и РФ.
В 1966-1988 гг. - в управлении финансирования промышленности, в бюджетном управлении Минфина РСФСР.
С 1988 по 1991 г. - заместитель министра финансов РСФСР.
В 1991 г. была назначена начальником управления финансовых программ производственной инфраструктуры и потребительского рынка Минфина России.
С 1994 по 1995 г. руководила департаментом легкой промышленности, торговли, сферы услуг и предпринимательства, в 1995-1998 гг. - департаментом территориальных бюджетов министерства.
С 1998 г. возглавляла департамент межбюджетных отношений Минфина России. Одновременно в январе 2002 г. была назначена заместителем министра финансов РФ Алексея Кудрина. В июле 2003 г. освобождена от должности в связи с уходом на пенсию.
С 2003 г. была внештатным советником заместителя председателя правительства - министра финансов РФ Алексея Кудрина.
С 2003 г. по н. в. - депутат Государственной думы Федерального собрания РФ.
В 2003 г. баллотировалась в Госдуму IV созыва от партии "Единство и Отчество" ("Единая Россия") в составе общефедерального списка (региональная группа "Нечерноземье") и по Карачаево-Черкесскому одномандатному избирательному округу №16 Карачаево-Черкесской Республики. Была избрана 7 декабря 2003 г. по одномандатному округу (50,78%). В Госдуме заняла пост заместителя председателя комитета по бюджету и налогам, входила во фракцию "Единой России".
2 декабря 2007 г. избрана в V созыв Госдумы от партии "Единая Россия" (возглавляла региональную группу №9, Карачаево-Черкесская Республика). Была членом партийной фракции; счетной комиссии Госдумы, комитета по бюджету и налогам, а также комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ.
4 декабря 2011 г. вновь стала депутатом Госдумы РФ VI созыва по списку "Единой России" (второй номер региональной группы №19, Республика Хакасия). Была заместителем председателя комитета по бюджету и налогам, членом фракции "Единой России".
В мае 2016 г. участвовала в предварительном внутрипартийном голосовании (праймериз) "Единой России" по отбору кандидатов в депутаты Госдумы РФ от Хакассии. Заняла первое место по территории республики (63,37% голосов).
18 сентября 2016 г. избрана депутатом Государственной думы РФ VII созыва от "Единой России" по Хакасскому одномандатному избирательному округу №35 (Республика Хакассия). Получила 33,85% голосов, ее ближайший соперник от КПРФ Александр Семенов – 31,61%. В нижней палате парламента вошла в состав партийной фракции. Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам.

Председатель Союза финансистов России (с 2003 г.).
Член Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Общая сумма декларированного дохода за 2015 г. составила 5 млн 311 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2016 г. составила 5 млн 819 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2017 г. составила 5 млн 996 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2018 г. составила 6 млн 75 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2019 г. составила 6 млн 624 тыс. руб.
Общая сумма декларированного дохода за 2020 г. составила 20 млн 305 тыс. руб.

Награждена орденом Дружбы (2007), медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2001), П. А. Столыпина II степени (2019). Имеет Почетную грамоту правительства РФ, благодарность президента и правительства РФ.

Заслуженный экономист Российской Федерации.

Фото: petrimazepa.com

Фото: petrimazepa.com

По объективному показателю существенно отличаются от хакасского народного избранника представители соседнего региона. Тройка красноярских парламентариев вошла в сотню самых эффективных депутатов Государственной думы.

Наиболее выгодную позицию в депутатском ранжире имеет Юрий Швыткин – 43 место, у него самое высокое значение КПД – 41,41. На 76 месте Раиса Кармазина, через одну позицию от нее Петр Пимашков.

Как поясняют политологи, декабрьское ранжирование депутатов Госдумы по показателю эффективности парламентской деятельности происходит на экваторе седьмого созыва. Кто начинал забег новичком, уже должен втянуться, у старожила открылось второе дыхание.

И только коэффициент полезности представителя Хакасии в нижней палате российского парламента по сути дела кардинально не меняется – ни шатко, ни валко. В чем же дело?

Опыта парламентской деятельности Надежде Максимовой не занимать: в Федеральном Собрании трудится уже 15 лет. Выйдя в июле 2003 года на пенсию, она в сентябре того же года была включена в общефедеральный список "Единой России" на выборах в Государственную думу четвертого созыва и стала депутатом по Карачаево-Черкесскому одномандатному избирательному округу №16. Тогда и получила должность заместителя председателя комитета по бюджету и налогам. Сохраняет этот пост до сих пор.

После двух карачаево-черкесских созывов настал черед хакасскому. В 2011 году глава Хакасии Виктор Зимин, возглавивший региональный список партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму VI созыва, был избран депутатом. Однако в соответствии с федеральным законодательством он отказался от депутатского мандата. Мандат перешел к следующему по списку кандидату - Надежде Максимовой.

Случилось это во многом благодаря бессменному спикеру хакасского парламента. Владимир Штыгашев обрушил на головы участников региональной конференции максимум значимой информации. Надежда Сергеевна является заместителем председателя думского комитета по бюджету и входит в комиссию по определению размеров межбюджетных отношений с регионами.

Штыгашев отметил, что он уже более 20 лет лично знаком с Надеждой Максимовой. По его словам, она опытный финансист и несколько лет работала заместителем министра финансов.

Эти магические слова возымели действие. Между тем в послужном списке депутата есть некоторые любопытные нюансы, о которых Владимир Николаевич предпочел умолчать.

Профессиональная деятельность уроженки Купино Новосибирской области, выпускницы Московского финансового института началась в 1963 году с должности рядового экономиста в Минфине. С 1994 года она во главе департамента легкой промышленности, торговли, сферы услуг и предпринимательства Минфина РФ. Затем последовательно сменила департамент территориальных бюджетов на департамент межбюджетных отношений.

29 января 2002 года назначена заместителем министра финансов, а в июле 2003 года освобождена от должности замминистра финансов в связи с уходом на пенсию.

Далее Надежде Максимовой приглянулась политическая стезя, и вот уже 15 лет она заместитель ключевого бюджетного парламентского комитета.

Со слов Владимира Штыгашева и Виктора Зимина, депутат не жалеет сил ради Хакасии. За высокие достижения отмечена самой высокой региональной наградой. При этом парламент республики квалифицировал в минувшем году состояние государственных финансов как бюджетную катастрофу, а Минфин России ввел в регионе внешнее управление.

И чему же равен в таком случае коэффициент полезности депутата Максимовой для самой Хакасии?

Высокий КПД представителей Красноярского края, надо полагать, во многом связан с весомым биографическим обстоятельством. Исключительно все имеют крепкие красноярские корни: Раиса Кармазина, Юрий Швыткин и Виктор Зубарев известны в регионе в том числе и как экс-депутаты Красноярского Законодательного Собрания. Не надо представлять и Петра Пимашкова - бывшего красноярского градоначальника. Сергей Натаров, помимо парламентской деятельности, в краевом заксобрании занимал должность заместителя министра экономики и регионального развития в кабмине края.

В отличие от варяга Надежды Максимовой они знают свой регион не по сводкам Минфина и сведениям Росстата. Возможно, именно в этом и кроется их мотивированная активность на депутатском посту.

Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и еще один момент: 13 января 2019 года Надежде Максимовой исполнится 77 лет.

Рождение и становление департамента

Надежда Сергеевна МАКСИМОВА, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета Союза финансистов России. Была первым руководителем Департамента межбюджетных отношений Минфина России, занимая этот пост с 1998 по 2002 год

До 1997 года вопросами региональных бюджетов занимался Бюджетный департамент Министерства финансов РФ, в структуре которого был соответствующий отдел. 1990-е годы — период становления страны, перестройки экономики, а следовательно, и государственных финансов, создания нового финансового законодательства на федеральном уровне. Естественно, на фоне колоссальных задач, которые стояли перед Бюджетным департаментом Минфина России по подготовке федеральных законов, до регионального финансового законодательства руки не доходили. В эти годы даже отчет об исполнении федерального бюджета не утверждался, а бюджеты 1997 (кризисного) и 1998 (дефолтного) годов вообще исполнялись с «колес».

33-1.jpg

33-3.jpg

33-2.jpg

33-4.jpg

33-5.jpg

Задача вводить в законодательное русло региональные финансы стояла очень остро. Тогда руководством Минфина России было принято решение вывести из-под Бюджетного департамента бюджеты субъектов РФ и создать отдельное подразделение, где им будет уделяться необходимое внимание. Так, в октябре 1996 года в составе Департамента финансирования легкой промышленности, торговли, сферы услуг и предпринимательства появился отдел территориальных бюджетов.

Вспоминаю свою реакцию на предложение В. А. Петрова (тогда первый заместитель министра финансов РФ) взять это подразделение под свое крыло. «Я же производственник — всю жизнь занималась финансированием промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства! Какие бюджеты субъектов? Как руководить людьми, которые много больше знают и понимают в этой сфере?» Ответ был лаконичным: «Справишься!»

Сейчас с благодарностью вспоминаю асов региональных бюджетов, которые перешли из Бюджетного департамента в наш. Это А. А. Ларина, Е. Д. Шаркова, М. А. Летягина, З. С. Евсеенкова, З. А. Бахмина и многие другие. Основной состав — женщины, профи с твердыми характерами. Нелегко им было влиться в новый коллектив производственников. На счастье, в этом непростом женском обществе оказались незаурядные мужчины — мои заместители Н. И. Гудыма, Л. К. Чемерицкий, О. Г. Бежаев, которые нашли подходы к строптивицам и помогли создать дружный, сплоченный, по-настоящему работоспособный коллектив. Этой команде оказалось по плечу решение непростых задач в непростой период.

Бывшие сотрудники департамента с содроганием вспоминают 1997–1998 годы, когда были нарушены товарно-денежные отношения и на смену им (к счасть­ю, на непродолжительный период) пришли взаимозачеты. Финансисты из регионов выстаивали очереди к руководителю Федерального казначейства А. В. Смирнову, чтобы получить хоть часть трансфертов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы деньгами. А через открытые двери кабинета заместителя руководителя Федерального казначейства А. В. Дроздова был виден компьютер, по экрану которого издевательски бежала строка: «Денег нет и не будет. » Выкручивались все в те годы, как могли, и на федеральном, и на региональном, и на местном уровнях, в том числе и благодаря натуроплате.

Несмотря на трудности, в департаменте шла законотворческая работа. Особенно она оживилась с приходом в Минфин России заместителей министра финансов, сначала В. Б. Христенко, затем Е. В. Бушмина, а также А. М. Лаврова, А. В. Юрина и А. Г. Бирюкова. Все заинтересованно, с использованием международного и личного опыта, путем апробирования множества вариантов, работали над новой концепцией межбюджетных отношений. Активно включалась в эту работу молодежь: Л. А. Ерошкина, Г. Г. Выгодина, И. И. Скляр и другие. Подходы к концепции обсуждались с региональными финансистами на рабочих группах и семинарах, организуемых департаментом.

В 1998 году вышло первое постановление Правительства РФ, посвященное межбюджетным отношениям: от 30 июля 1998 года № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах». Одновременно с этим проводилась работа по подготовке Бюджетного кодекса — это был первый опыт создания такого основополагающего документа в финансовой системе страны. Коллективное творчество завершилось включением в Бюджетный кодекс глав, относящихся к составлению и исполнению региональных и местных бюджетов. Перед тем как внести законопроект по БК РФ в Государственную думу, Петров на неделю «запер» всех руководителей департаментов, участвовавших в написании кодекса, в деревне Раздоры (где у Минфина было несколько коттеджей) для окончательной доработки документа. И в июле 1998 года такой необходимый для всех финансистов закон — Бюджетный кодекс — увидел свет. В нем нашли отражение в том числе особенности финансирования ЗАТО (в соавторах Т. В. Семёнова, Т. С. Сабанцева) и районов Крайнего Севера (Е. В. Ременчук, С. А. Карчевская).

В департаменте умели не только хорошо работать, но и хорошо веселиться и отдыхать. Первым в Министерстве финансов наш департамент стал организовывать то, что теперь называют корпоративами. Проявляя незаурядные способности, разыгрывали известные сценки из спектаклей, мюзиклов, адаптируя слова к нашей, актуальной для отделов департамента финансовой тематике. Ставили костюмированный «Теремок», в котором представители всех семи отделов в образе соответствующих зверушек обыгрывали проблемы своего профессионального профиля. Весь Минфин России прибегал посмотреть на султана (О. Г. Бежаев) с его «гаремом» из семи поющих и танцующих молоденьких сотрудниц, Деда Мороза (Н. И. Гудыма) и его Снегурок (С. В. Гиляровская и Л. А. Никольская).

Подразделение по финансированию территориальных бюджетов зарекомендовало себя как эффективное и востребованное, и в августе 1998 года министром финансов РФ было принято решение о создании в структуре Минфина России самостоятельного Департамента межбюджетных отношений.

С юбилеем, дорогие «межбюджетники»! Пусть удача всегда будет с вами!

Фото из архива журнала «Бюджет» и Н. С. Максимовой

Николай Будуев получает пост зампреда комитета в Государственной Думе

Фракция партии "Единая Россия" утвердила кандидатуры председателей 13 комитетов и их заместителей

Фракция «Единой России» в Госдуме на своем первом заседании в пятницу, 30 сентября, утвердила список кандидатур на посты глав думских комитетов. Согласно так называемому пакетному соглашению о распределении руководящих должностей в Госдуме между фракциями, представители «Единой России» получили посты председателей в 13 комитетах из 26. Также фракция утвердила кандидатуры первых замов председателей и зампредов комитетов палаты парламента. В ходе заседания руководитель фракции Партии Владимир Васильев подчеркнул, что при выборе кандидатур партийцы руководствовались принципом профессионализма. «Всего будет утверждено 52 заместителя председателя комитетов. При выборе кандидатур мы руководствовались принципами профессионализма», - заявил он.

На заседании фракции были приняты решения по утверждению в должности первых заместителей 26 комитетов. Так, первым заместителем председателя комитета по государственному строительству и законодательству станет Вячеслав Лысаков, заместителями - Рафаэль Марданшин и Александр Грибов, первым зампредом комитета по образованию и науке утвержден Геннадий Онищенко, заместителями председателя - Любовь Духанина и Лариса Тутова.

Первым заместителем председателя комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям утвержден Юрий Петров, заместителями стали Михаил Кузьмин и Николай Будуев.

В комитете по транспорту и строительству первым заместителем председателя стал Виталий Ефимов, заместителями - Павел Федяев и Сергей Бидонько. В комитете по экологии и охране окружающей среды первым зампредом утвержден Николай Валуев, заместителями - Елена Серова и Владимир Панов.

В комитете по культуре первым зампредседателя утвержден Иосиф Кобзон, заместителями - Александр Шолохов и Ольга Казакова, первым зампредом комитета по энергетике - Сергей Есяков, заместителями - Дмитрий Исламов и Николай Петрунин, первым зампредом комитета по обороне - Андрей Красов, заместителями - Виктор Заварзин и Юрий Швыткин.

Первым зампредом комитета по бюджету и налогам стал Глеб Хор, заместителями -Леонид Симановский и Надежда Максимова, первым зампредом комитета по Регламенту и организации работы утвержден Валерий Иванов, заместителями – Лариса Шойгу и Михаил Романов, первым зампредом комитета по делам национальностей стал Михаил Старшинов, заместителями - Руслан Бальбек иЕлена Ямпольская.

В комитете по охране здоровья первыс заместителем председателя утверждена Наталья Санина, заместителями - Николай Говорин и Леонид Огуль, первым зампредом комитета по безопасности и противодействию коррупции - Эрнест Валеев, заместителями - Анатолий Выборный и Наталья Поклонская, первым зампредом комитета по аграрным вопросам - Владимир Плотников, заместителями - Алексей Лавриненко и Айрат Хайруллин, первым зампредом комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока - Валентина Пивненко, заместителями - Владимир Пушкарев и Оксана Бондарь.

В комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций первым заместителем председателя утвержден Дмитрий Вяткин, заместителями - Магомед Селимханов и Наталья Костенко, в комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками первым зампредом стал Константин Затулин, заместителями - Умаха Умаханов и Виктор Водолацкий, в комитете по вопросам семьи, женщин и детей первым зампредом утверждена Ольга Окунева, заместителями - Оксана Пушкина и Елена Вторыгина, в комитете по международным делам первым заместителем председателя стала Светлана Журова, заместителями – Анатолий Карпов и Ирина Роднина.

Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству приобрел первого зампреда в лице Владимира Гутенева, заместителей - Дмитрия Сазонова и Дениса Кравченко, комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов - первого заместителя председателя Михаила Тарасенко, заместителей Михаила Терентьева и Валентину Кабанову, комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - первого заместителя Ирину Гусеву, заместителей Игоря Сапко и Валентину Терешкову, комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи - первого заместителя Вячеслава Фетисова, заместителей Сергея Кривоносова и Артура Таймазова.

В комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи первым заместителем председателя будет Шамсаил Саралиев, заместителями -Владимир Крупенников и Марина Мукабенова, в комитете по жилищной политике и ЖКХ первым зампредседателя утвержден Александр Сидякин, заместителями -Павел Качкаев и Вадим Булавинов, в комитете по финансовому рынку первым зампредом стал Игорь Дивинский, заместителями - Мартин Шаккум и Юрий Олейников.

На первое пленарное заседание Госдума соберется 5 октября.

Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. Вот и председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая это доказала, предложив ввести в России налог на бездетность.

«Мы говорим о тех, кто сознательно отказывается от решения родить ребенка. Либо любят детей и рожают, либо не любят — пусть платят налог и не любят дальше», — заявила она в эфире радиостанции «Говорит Москва» .

Из истории вопроса

Коренной москвичке Татьяне Буцкой 45 лет. В 1999 году она окончила педиатрический факультет Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Спустя два года, по окончании ординатуры, приступила к работе по специальности в клинике «Мать и Дитя».

Однако, судя по всему, специальность педиатра ее не особо вдохновила, а потому уже в 2003-м она занялась общественной деятельностью. Она создала народную премию детских товаров «Выбор родителей», а чуть позже стала организатором благотворительного аукциона «Марафон бобра».

Начиная с 2018 года Татьяна Буцкая возглавила комитет по охране здоровья матери и ребенка при совете по охране здоровья и качества жизни Евразийской организации экономического сотрудничества. В это же время она учредила общероссийское движение «Совет матерей».

Стоит напомнить, что налог на бездетность, а вернее «налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан», как он официально назывался, существовал в СССР с 1941 года и до самого распада Советского Союза.

В соответствии с законом бездетные мужчины от 20 до 50 лет, а также бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять государству 6% зарплаты.

Впрочем, госпожа Буцкая менее «кровожадна», нежели советское правительство: по ее мнению, платеж, который будет взиматься как с мужчин, так и с женщин, может составлять 500 рублей в месяц.

«Вас не будут просить заплатить 600 тысяч рублей в месяц. Гипотетически это может быть 500 рублей в месяц», — уточнила она в радиоэфире, отметив, что такая мера необходима в связи с низкой рождаемостью в стране.

«У нас сейчас огромная демографическая яма. Если мы не сделаем серьезных шагов в сторону увеличения рождаемости, то нас как нации просто не будет. Если мы не рожаем детей, значит, ее будут заселять те, кто сюда приедет», — привела аргумент общественница.

Очень странно, что медицинский работник, по крайней мере, согласно диплому, Татьяна Буцкая оказалась не знакома с официальной статистикой Российской академии медицинских наук (РАМН).

«В соответствии со статистикой РАМН, в 2019 году в нашей стране было зарегистрировано немногим больше 39 миллионов женщин репродуктивного возраста, то есть те, кому от 15 до 49, однако шесть миллионов из них — и это по самым скромным подсчетам — страдают бесплодием. Плюс еще четыре миллиона бесплодных мужчин. При этом, как утверждают медики, с каждым годом количество бесплодных возрастает примерно на 250 тысяч», — пояснил «Финансовой газете» кандидат юридических наук Владимир Нечитайло.

Он уточнил, что это только официальные данные, а на самом деле число бесплодных сограждан может быть гораздо больше: ведь далеко не каждый находит в себе силы духа, чтобы обратиться к специалистам.

«Если инициатива Буцкой будет реализована, что — люди, страдающие бесплодием, будут обязаны предоставлять в бухгалтерию по месту работы справку о собственном заболевании? А как тогда быть с врачебной тайной, которая прописана в статье 13 Федерального закона 323 [«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»]», — недоумевает эксперт.

Схожую точку зрения высказали и российские парламентарии.

«Демографическая ситуация обсуждается постоянно. На мой взгляд, крайне важно повысить благополучие в семьях. Что касается тех, кто детей не имеет или пока что не родил, ситуации могут быть различные, в том числе и достаточно сложные. И это все надо учитывать», — прокомментировала первый заместитель председателя думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

Поддержал коллегу и первый зампред комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов: «Лично я против подобного нововведения. Любой дополнительный налог имеет отрицательный социальный аспект. Это негатив для населения, и не важно, на какую возрастную группу он ляжет».

Как пояснил депутат, для бюджета страны подобные сборы будут ничтожны, а значит, никакого результата не дадут, лишь вызовут раздражение у населения.

«Я думаю, что это нежизнеспособное предложение, потому что оно противоречит основам Конституции. Это же свобода выбора человека. Это нелепая инициатива, вряд ли она будет поддержана», — заявил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

Когда статья была готова к публикации

Инициативу Татьяны Буцкой прокомментировали в Министерстве финансов.

«Минфин не планирует вводить в России налог на бездетность», — заявили в пресс-службе ведомства.

Читайте также: