Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства

Опубликовано: 16.05.2024

Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В районных и приравненных к ним специализированных прокуратурах в зависимости от штатной численности оперативного состава эта работа закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора, прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора и реже – за прокурором. В республиканских, краевых, областных и им равных прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления прокурорского надзора. Для оказания помощи районным и городским прокурорам и осуществления контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).

Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, её анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Источниками информации о нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзора и другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов материалов и сведений или при посещении этих органов получают информацию: о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях; о наступивших вредных последствиях в результате совершения этих нарушений; о принятых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов; о числе должностных лиц и граждан, привлечённых к административной и иной ответственности; о количестве и суммах заявленных исков в суды и арбитражные суды о возмещении ущерба, причинённого нарушениями законов; о количестве материалов, направленных в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и другую информацию.

Многочисленными сведениями о нарушении соответствующих законов обладают органы МВД РФ, ФСБ России, ФСНП РФ. Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определённых сферах общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах Государственного комитета РФ по статистике. Данные о числе и суммах рассмотренных и удовлетворённых исков могут быть получены в судах и арбитражных судах. Кроме того, в судах, а также в административных комиссиях при местной (муниципальной) администрации и в других органах, обладающих правом применения административных санкций, прокуроры получают сведения о числе лиц, привлечённых к административной ответственности. Сведениями о несоблюдении требований государственных стандартов обладают региональные органы государственного комитета РФ ар стандартизации, метрологии и сертификации. Банковские, финансовые и налоговые органы обладают сведениями о поступлении средств, взыскиваемых с виновных по решениях судов и органов, обладающих правом применения административных санкций.

В процессе организации работы по надзору за исполнением законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть поучена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголовных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Анализ позволяет прокурору наметить органы, где проверки исполнения законов подлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет определить также те проверки, проведение которых следует поручить другим органам, помогает более целенаправленно осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов.

Работа по надзору за исполнением законов организуется на плановой основе. Соответствующие мероприятия, объединённые в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие планы работы прокуратуры. Это прежде всего такие мероприятия, как: проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами о их нарушении; проверки законности издаваемых правовых актов; проведение совместных или одновременных с другими органами проверок исполнения законов, подготовка актов прокурорского надзора (реагирования); подготовка и предъявление исков и заявлений в суды и арбитражные суды; подготовка методических рекомендаций по проведению проверок исполнения законов; проведение разного рода предупредительно-профилактических мероприятий.

Планами предусматривается также проведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению и изучению практики раб прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах – мероприятий по оказанию помощи районным и городским прокурорам в правильной организации надзора за исполнением законов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, с прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора, а также со следователями. Это взаимодействие проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий. Прокуроры поддерживают также тесные деловые контакты с руководителями, депутатами и другими сотрудниками органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов, органов контроля, общественными организациями и объединениями.

В ходе организации работы по надзору за исполнением законов большое внимание уделяется ее учёту, так как хорошо налаженный учёт помогает изучению (анализу) проделанной работы, позволяет видеть её объем, допущенные недостатки и, следовательно, оценивать её.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок.

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны различных участников закупки Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» (далее – «Приказ»).

Данным Приказом предлагается ряд мер по усилению контроля за соблюдением федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «44-ФЗ») и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) в связи с тем, что продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений.

Кроме того, многочисленными являются случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечается, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, поскольку постоянно фиксируются факты хищения бюджетных средств, «откатов» и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Приведем наиболее важные, на наш взгляд, положения Приказа, в соответствии с которым прокурорам различных уровней и подразделений Генпрокуратуры России требуется:

1) Усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок путем принятия дополнительных мер по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок с помощью:

  • обеспечения профилактической направленности надзорных мероприятий, в том числе путем размещения сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
  • обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и т. п.;
  • надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы;
  • обязательной проверки законности закупок при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства;
  • контроля за исполнением законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществлению закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • контроля за исполнением законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа.

При этом отмечается, что особое внимание следует обратить на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.

Заметим, что конкретного плана соответствующих мероприятий или целевых показателей документ не содержит.

2) Для своевременного выявления и пресечения нарушений принять исчерпывающие меры реагирования по фактам:

  • несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
  • заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
  • неправомерных закупок у единственного поставщика;
  • завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
  • поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
  • нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
  • неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

Предусмотрены и другие меры контроля, связанные с необходимостью осуществления следующих действий, направленных на соблюдение требований по исполнению обязательств по контрактам:

  • проверка соблюдения заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг с целью пресечения средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши;
  • тщательная проверка реальности исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;
  • обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.

К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок будет рассматриваться безотлагательно.

Также предлагается обязать прокуроров субъектов РФ во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России:

  • устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов;

выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.

Представляется, что совместное сотрудничество между государственными органами позволит лучше выполнять функции, связанные с обеспечением соответствия закупочных процедур законодательству.

3) Иные меры, принимаемые во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:

По мнению Генпрокурора РФ, массовые нарушения закона при проведении закупок государственными структурами привели к необходимости ужесточения механизмов контроля над закупками для пресечения действий коррупционного характера.

В связи с этим, Приказом предусматривается осуществление мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок, в том числе на установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Необходимо акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.

При наличии оснований следует выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Также Приказом предусматривается требование по систематическому проведению прокурорских проверок и осуществлению анализа исполнения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.

В рамках процессуальных процедур также надлежит обеспечить:

  • системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
  • соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
  • активное использование возможности обращения в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных лиц к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел.

Кроме того, согласно Приказу, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуроры должны будут дважды в год отчитываться перед Генпрокуратурой РФ о результатах надзорной деятельности в сфере закупок. В свою очередь различные подразделения и структуры Генпрокуратуры РФ также два раза в год должны будут представлять обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере закупок.

Введение мер по осуществлению прокурорского контроля в сфере закупок будет способствовать исключению участия в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков и более тщательному соблюдению требований законодательства.

О чем подумать, что сделать

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
  • Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика и выполнении государственных и муниципальных контрактов, во избежание нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
  • при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться. Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы. Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Правовой основной участия органов прокуратуры в проведении проверок исполнения налогового законодательства является: п.9 ст. 77 НК РФ, прямо предусматривающий необходимость санкционирования решения налоговых органов об аресте имущества налогоплательщика, ст.6,22,28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Данный алгоритм, включающий четкий перечень конкретных действий органов прокуратуры и налоговых органов, установлен Приказом Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1) прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2) налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику, имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3) налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4) прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5) прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

— проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

Например: Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о налоговых преступлениях поступают в следственные органы по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).

— санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Например: , в 2013 г. по инициативе прокуратуры в Верховный суд субъекта РФ в порядке надзора обжалованы приговор *** городского суда от 18.09.2012 и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда субъекта в отношении З., осужденного по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета РФ налогов и пени в сумме более 200 000 000 рублей. 12 февраля 2014 г. Президиумом Верховного суда в удовлетворении надзорного представления отказано. По мнению судьи и председателя Верховного суда, выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении, являются правильными, поскольку с учетом положений ст. 45 НК РФ, ст. 199 УК РФ удовлетворение гражданского иска налоговых органов о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов в уголовном деле, возбужденном по признакам ст. 199 УК РФ, за счет личных средств физических лиц, осужденных по данной статье, не основано на законе. Лицом, юридически обязанным уплатить налоги (возместить ущерб), является не физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления, а организация, о чем свидетельствует название ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Виды мер прокурорского реагирования.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

Тема: «Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства.

ID (номер) заказа

Тема: «Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства и соблюдением соответствующих прав и свобод». 13 страниц. Состоит из 3 разделов: Обзор нормативно-правовой регламентации (на всех уровнях законодательства РФ). Обзор типичных нарушений, выявляемых прокурорами различного уровня системы прокуратуры РФ. Анализ (обзор) материалов прокурорских проверок.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Решение задач, Основы теории управления

Срок сдачи к 23 мая

Практические работы 1,2,3

Другое, Трубопроводный транспорт нефти

Срок сдачи к 26 мая

Используя учебно-методическое пособие (практикум)

Лабораторная, Возрастная анатомия, физиология

Срок сдачи к 23 мая

30-40 страниц. Тема: языковой портрет личности в политическом.

Срок сдачи к 25 мая

Тест 30 вопросов - "Системы психологии"

Тест дистанционно, Психология

Срок сдачи к 21 мая

Решение задач, электротехника и электроника

Срок сдачи к 28 мая

Выведите непосредственно методом наименьших квадратов формулу для.

Срок сдачи к 20 мая

Нужно срочное выполнение хотя бы на половину

Диплом, Мониторинг железнодорожного полотна на наличие неисправностей

Срок сдачи к 25 мая

Особенности действий летчика (экипажа) в штатных и нештатных.

Реферат, Человеческий фактор

Срок сдачи к 25 мая

Диплом, Электрические машины

Срок сдачи к 24 мая

Структурная и логическая схема сети

Диплом, Информационые сети и комуникации

Срок сдачи к 23 мая

решить 2 задачи

Решение задач, разработка управленческих решений

Срок сдачи к 31 мая

1. Объём реферата 15-25 страниц 2.тема

Срок сдачи к 21 мая

решить 3 задачи

Решение задач, Экономика

Срок сдачи к 22 мая

Раскрыть 2 вопроса

Контрольная, теория отраслевых рынков

Срок сдачи к 24 мая

Срок сдачи к 20 мая

Сделать расчет по исходным данным

Решение задач, Техническое обслуживание

Срок сдачи к 1 июня

Контрольная работа 5-8,10 вопрос В контрольной работе в пособии по Инженерной графике стр. 87 выполнить 5,6,7,8,9,10 вопрос своего варианта

Контрольная, инженерная и компьютерная графика

Срок сдачи к 22 мая

47 711 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Юдинцев Станислав Александрович, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новосибирской области.

Статья посвящена вопросам организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства. В ней рассмотрен комплекс взаимосвязанных действий, необходимых, по мнению автора статьи, для решения поставленных перед органами прокуратуры задач.

Ключевые слова: налоги, налоговые органы, налоговая задолженность, налоговые правонарушения, налоговые проверки, прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства.

Organization and performance of prosecutorial supervision over implementation of tax legislation

Yudintsev Stanislav Alexandrovich, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Public Prosecutor's Office of the Novosibirsk Region.

The present article deals with the organization and implementation of prosecutorial supervision over the execution of tax laws. It examines the complex of interrelated actions that are necessary, in the opinion of the author of the article, to solve before the prosecutors tasks. For the purpose of exchange of experience article provides examples from practice.

Key words: taxes, the tax authorities, taxdebt, tax offenses, tax audit, prosecutorial supervision over the execution of tax laws.

В условиях нынешней социально-экономической ситуации размеры бюджетных поступлений поставлены в зависимость от эффективности работы государственной системы по пресечению различных схем уклонения от уплаты налогов и совершенствования процессов налогового администрирования.

В связи с этим становится очевидным, что для успешного выполнения задачи повышения собираемости налогов от прокуроров требуется не только обеспечить неукоснительное исполнение законов органами власти и контроля (надзора), но и их эффективное и своевременное взаимодействие.

Рассматривая организацию и осуществление прокурорского надзора как комплекс взаимосвязанных действий, направленных на оптимизацию функционирования системы прокуратуры, по реализации стоящих перед ней целей и задач , считаем важным раскрыть содержание каждого действия, одновременно иллюстрируя примерами из прокурорской практики.

См.: Кехлеров С.Г., Капинус О.С. Настольная книга прокурора. М., 2014. С. 44.

Первостепенное значение в работе прокурора отведено информационно-аналитической деятельности, которая не сводится только к статистическому наблюдению. Сбор, обобщение и последующая оценка сведений, характеризующих состояние законности и правопорядка в налоговой сфере, в том числе анализ судебной практики по делам об обжаловании действий (бездействия) налоговых органов, должны предопределять приоритетные направления прокурорской деятельности.

Важно установить источники достоверной информации, наладить процедуру ее получения, всестороннего изучения с учетом происходящих на поднадзорной территории социально-экономических процессов и с сопоставлением статистических данных за аналогичные периоды прошлых лет.

В частности, представляется целесообразным ежеквартально изучать динамику изменений объемов поступлений в бюджет и налоговой задолженности (по каждому виду налога), устанавливать причины, способствующие увеличению сумм недоимки. По итогам анализа статистической информации и результатов надзорной деятельности возможна оценка работы территориальных налоговых инспекций, влияния проведенных ими мероприятий по контролю на состояние законности.

Мониторинг средств массовой информации и судебно-следственной практики - постоянный источник сведений о нарушениях закона.

Например, в связи с решением арбитражного суда Новосибирской области об удовлетворении заявления ОАО ". Банк" к налоговой инспекции о признании безнадежной к взысканию налоговой задолженности, взыскании за счет бюджета расходов по уплате государственной пошлины прокуратура проверила, какие меры приняты налоговым органом по взысканию неуплаченных банком платежей.

Установлено, что задолженность перед бюджетом образовалась в период с 2006 по 2007 г. в соответствии с решениями налогового органа о привлечении ОАО "Банк" к налоговой ответственности. Однако возможность ее взыскания была утрачена, поскольку инспекция не приняла в отношении банка исчерпывающих мер по принудительному взысканию неуплаченных платежей.

По представлению прокуратуры приняты организационные меры для недопущения впредь аналогичных случаев - инспекцией усилен ведомственный контроль за работой по принудительному взысканию задолженности с юридических лиц, проведены учебные занятия с работниками.

Невозможно переоценить значимость взаимного обмена информацией между органами власти, контроля и правоохраны. Такая работа позволяет совместными усилиями вскрывать факты налоговых правонарушений, оказывая положительное влияние на состояние законности.

К примеру, в целях взыскания ущерба, причиненного государству в результате незаконной предпринимательской деятельности, в региональное управление ФНС России направлены материалы уголовного дела (приговор суда, акт судебной экономической экспертизы и др.), возбужденного по факту незаконной эксплуатации завода по переработке нефти и производству нефтепродуктов. По результатам предварительного анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, связанных с осужденными лицами, выявлены признаки существенных нарушений законодательства о налогах и сборах, в связи с чем назначены и проводятся налоговые выездные проверки.

В другом случае в ходе изучения данных регистрирующего органа и Росфинмониторинга прокуратурой области получена информация о сомнительных финансовых операциях, совершенных более чем сотней организаций, руководителями (представителями) или учредителями которых являются несколько физических лиц, которая впоследствии была передана в налоговые органы и оперативные службы для принятия соответствующих мер. Информация учтена при планировании налоговых проверок.

В конечном итоге своевременный обмен значимой информацией позволяет выявить тенденции, запланировать актуальные контрольные и иные мероприятия, в том числе профилактического характера, обеспечить неотвратимость наступления ответственности за налоговые правонарушения.

Безусловно, первоочередная задача прокуратуры каждого субъекта Федерации - качественная реализация организационно-управленческих решений Генеральной прокуратуры РФ.

Одновременно с этим представляются крайне важными самостоятельное планирование и осуществление активной надзорной деятельности, охватывающей наиболее сложные и значимые объекты проверок, обеспечение действенного контроля за работой прокуратур районного звена.

Повысить результативность и эффективность, улучшить организацию работы можно, усилив организационно-методическое руководство подчиненными прокуратурами. Для этого требуется издание приказов и указаний по направлениям надзора, направление информационных писем, ежегодная подготовка обзоров практики прокурорского надзора, проведение проверок организации надзора с оказанием практической помощи, различных совещаний и заседаний коллегий.

В качестве основных направлений деятельности в анализируемой сфере можно выделить: надзор за законностью правовых актов, надзор за исполнением законов налоговыми органами и судебными приставами-исполнителями, надзор за исполнением налогового законодательства организациями-налогоплательщиками, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

Вследствие активно набирающего обороты процесса информатизации и модернизации налогового администрирования ежегодно увеличивается интенсивность принятия мер налоговыми органами, что способствует устойчивому росту поступлений денежных средств, а также снижению размера общей задолженности перед бюджетной системой страны.

Для достижения общественно полезных результатов прокурорские проверки должны быть направлены на выявление неисчисленных налогов, пеней, штрафов, не обеспеченных мерами взыскания налоговой задолженности, а также несоблюдения инспекциями ограничений при предоставлении налоговых вычетов и возмещении налогов.

По результатам таких проверок, как правило, вскрываются факты нарушений сроков направления требований должникам и непринятия мер по взысканию задолженности со счетов налогоплательщиков, случаи незаконного предоставления имущественных налоговых вычетов и необоснованного направления материалов налоговых проверок в следственные органы. Распространены случаи формального подхода к организации работы с должниками, например нереализация полномочий по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений, неполнота мер по установлению имущественного положения должников и непринятие (несвоевременное принятие) мер по аресту имущества организаций-должников при наличии к тому оснований.

Так, в ходе изучения информационных ресурсов налоговой инспекции установлена организация с задолженностью по уплате налогов на сумму свыше 1,2 млн. руб., которая более 6 месяцев не принимала мер к ее погашению. Несмотря на наличие информации об участии органов управления организации-неплательщика в создании нового юридического лица и осуществлении передачи имущества в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации, инспекция не инициировала аресты принадлежащих организации-должнику земельных участков. После прокурорского вмешательства на имущество наложены аресты.

Особого внимания и принципиальной реакции прокурора заслуживает бездействие налоговых органов в случаях умышленного уклонения руководителей организаций от уплаты налогов.

Например, в результате выделения из ООО "А" нового юридического лица - ООО "Б" налогоплательщик фактически утратил возможность исполнить обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) почти на 1 млн. руб. При наличии этих сведений и признаков действий, направленных на уклонение ООО "А" от исполнения названной обязанности (передача всего имущества ООО "Б"), налоговая инспекция не реализовала полномочия по обращению в суд с заявлением о возложении на ООО "Б" солидарной обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица (п. 8 ст. 50 Налогового кодекса РФ).

По представлению прокуратуры инспекция направила в Арбитражный суд Новосибирской области заявление о возложении на ООО "Б" солидарной обязанности по уплате задолженности по налогам и пеням в связи с реорганизацией ООО "А".

Поскольку нарушение налоговыми органами законов при осуществлении мероприятий налогового контроля, ущемляющее права налогоплательщиков или, наоборот, направленное на сокрытие правонарушений, является одним из способов вымогательства взяток, требуется устанавливать, не связаны ли такие действия (бездействие) с коррупционными проявлениями.

Актуальной остается проблема низкой эффективности взыскания налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщиков-организаций, которая усугубляется многочисленными и грубыми нарушениями в работе службы судебных приставов (незаконные отказы в возбуждении производств; волокита, повлекшая невозможность обращения взыскания на арестованное в порядке ст. 77 Налогового кодекса РФ имущество; утрата документов, направленных налоговыми органами для принудительного исполнения), а также проблемами межведомственного взаимодействия.

В условиях распространенности нарушений законов при реализации полномочий налоговыми органами, низкой эффективности работы судебных приставов-исполнителей руководители многих юридических лиц сознательно не платят налоги, рассчитывая на признание недоимки безнадежной к взысканию и ее списание, обрекая организации на банкротство.

Возможность оперативного изучения информационных ресурсов и подлинных документов, получения необходимых пояснений, сопоставления полученных данных с фактическим положением дел - очевидные преимущества проверки, организованной с выходом в налоговый орган. Однако до совершения этих действий полезно проанализировать акты комплексных и тематических аудиторских проверок, работу, связанную с рассмотрением жалоб граждан (организаций), результаты дистанционного мониторинга в виде аналитических таблиц.

Привлечение к проверкам специалистов региональных управлений ФНС России в некоторых случаях позволяет объединить формы и методы профессиональной деятельности, способствует достижению общих целей.

Во многих случаях устранение нарушений налогового законодательства зависит исключительно от принятия мер прокурором.

Например, в ноябре 2015 года прокуратурой Новосибирской области проанализирована ситуация с налоговой задолженностью строительной организации, выполняющей работы по муниципальным контрактам. Установлено, что причиной недоимки стало отсутствие у организации денежных средств, обусловленное образовавшейся задолженностью муниципального казенного учреждения по оплате строительных работ в размере более 7 млн. руб. В результате оперативного прокурорского вмешательства казенное учреждение оплатило выполненные работы, а организация уже в декабре 2015 года полностью погасила налоговую задолженность на сумму более 2,7 млн. руб.

Учитывая результаты указанной проверки, с целью повышения эффективности мероприятий по взысканию недоимки прокуратурой области предложено министерству финансов и налоговой политики области в случаях обнаружения налоговой задолженности, обусловленной неоплатой государственными и муниципальными заказчиками выполненных налогоплательщиками работ, информировать об этом органы прокуратуры для принятия мер по взысканию соответствующей дебиторской задолженности.

Обсуждение на коллегиях с заинтересованными органами власти и правоохраны итогов работы и ежегодный анализ допущенных просчетов позволяют выработать дополнительные организационно-управленческие механизмы по противодействию нарушениям в налоговой сфере, совершенствовать практику правоприменения.

Координация прокуратурой деятельности подразделений Следственного комитета РФ и оперативных служб с привлечением к участию в совещаниях представителей налоговых органов помогает консолидировать усилия, детализировать задачи, определить сферы ответственности участников совместной работы.

Так, в результате реализации комплекса совместно выработанных мер в 2015 г. на территории Новосибирской области активизирована работа по аресту имущества организаций-неплательщиков - почти на четверть возросло число санкционированных прокурорами постановлений о наложении ареста на имущество (95), при этом более чем в 3 раза увеличилась сумма арестованного по таким постановлениям имущества (более 230 млн. руб.), более чем в 1,5 раза - сумма взысканий в бюджет (свыше 70 млн. руб.). В 2,5 раза возросло число выявленных на территории области налоговых преступлений.

Интенсивное изменение федерального законодательства, усложнение процессов налогового администрирования и использование недобросовестными организациями новых преступных схем требуют от прокуроров непрерывного совершенствования подходов к работе и напряженного труда, конечная цель которых - повышение эффективности надзорной деятельности и достижение конкретных значимых результатов.

Пристатейный библиографический список

Кехлеров С.Г., Капинус О.С. Настольная книга прокурора. М., 2015.

Читайте также: