Закон ссср о налогах

Опубликовано: 01.05.2024

  • +
    –
    Глава I. Налог на прибыль (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Плательщики налога
    • Статья 2. Исчисление облагаемой прибыли
    • Статья 3. Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемые в ее себестоимость
    • Статья 4. Ставки налога
    • Статья 5. Ставки налога для отдельных видов плательщиков и порядок зачисления его в бюджет
    • Статья 6. Льготы по налогу
    • Статья 7. Порядок уточнения ставок налога на прибыль и состава налоговых льгот
    • Статья 8. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
  • +
    –
    Глава II. Налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР (ст.ст. 9 - 13)
    • Статья 9. Плательщики налога
    • Статья 10. Объект обложения
    • Статья 11. Ставка и зачисление налога в бюджет
    • Статья 12. Льготы по налогу
    • Статья 13. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
  • +
    –
    Глава III. Налог с оборота (ст.ст. 14 - 16)
    • Статья 14. Плательщики налога
    • Статья 15. Ставки и зачисление налога в бюджет
    • Статья 16. Льготы по налогу
  • +
    –
    Глава IV. Налог на экспорт и импорт (ст.ст. 17 - 19)
    • Статья 17. Плательщики налога
    • Статья 18. Порядок исчисления налога
    • Статья 19. Порядок зачисления налога
  • +
    –
    Глава V. Налог на фонд оплаты труда колхозников (ст.ст. 20 - 23)
    • Статья 20. Плательщики налога
    • Статья 21. Объект налогообложения
    • Статья 22. Ставка и зачисление налога в бюджет
    • Статья 23. Порядок и сроки уплаты налога
  • +
    –
    Глава VI. Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление (ст.ст. 24 - 30)
    • Статья 24. Плательщики налога
    • Статья 25. Объект обложения
    • Статья 26. Состав средств, направляемых на потребление
    • Статья 27. Необлагаемый размер средств, направляемых на потребление
    • Статья 28. Хозрасчетный доход, принимаемый для регулирования средств, направляемых на потребление
    • Статья 29. Ставки и зачисление налога в бюджет
    • Статья 30. Льготы по налогу
  • +
    –
    Глава VII. Налоги на доходы (ст.ст. 31 - 33)
    • Статья 31. Налогообложение доходов, полученных предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях
    • Статья 32. Налог на доходы иностранных юридических лиц, не связанные с деятельностью в СССР
    • Статья 33. Налог на доходы от казино, видеосалонов (видеопоказа), эксплуатации игровых автоматов, проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий
  • +
    –
    Глава VIII. Специальные положения (ст.ст. 34 - 35)
    • Статья 34. Особенности обложения иностранных юридических лиц
    • Статья 35. Устранение двойного налогообложения
  • +
    –
    Глава IX. Ответственность плательщиков и контроль за соблюдением законодательства о налогах (ст.ст. 36 - 41)
    • Статья 36. Обязанности плательщиков
    • Статья 37. Меры ответственности плательщиков
    • Статья 38. Порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета неправильно уплаченных налогов
    • Статья 39. Контроль налоговых органов
    • Статья 40. Обжалование действий должностных лиц налоговых органов
    • Статья 41. Инструкции по применению настоящего Закона

ГАРАНТ:

Настоящий Закон фактически прекратил действие на территории Российской Федерации

См. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Информация об изменениях:

Законом СССР от 10 июля 1991 г. N 2323-I в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 1991 г.

Закон СССР от 14 июня 1990 г. N 1560-I
"О налогах с предприятий, объединений и организаций"

С изменениями и дополнениями от:

17, 19 апреля, 10 июля 1991 г.

ГАРАНТ:

О порядке применения настоящего Закона на территории РСФСР в 1991 году см. Закон РСФСР от 1 декабря 1990 г.

О порядке введения в действие Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" см. постановление Верховного Совета СССР от 14 июня 1990 г. N 1561-I

В соответствии с настоящим Законом предприятия, объединения и организации уплачивают следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Законодательными актами СССР могут устанавливаться другие общесоюзные налоги.

Верховные Советы союзных и автономных республик в соответствии с законодательными актами СССР устанавливают взимаемые на их территории республиканские налоги.

Местные Советы народных депутатов в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик устанавливают взимаемые на их территории местные налоги.

Президент Союза Советских

14 июня 1990 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с Законом предприятия, объединения и организации уплачивают следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Законодательными актами СССР могут устанавливаться другие общесоюзные налоги.

По вышеперечисленным видам налогов в Законе закреплены положения о плательщиках налогов, ставках по налогам и порядке зачисления их в бюджет, льготах, порядке исчисления и сроках уплаты налога и др.

Закреплены особенности обложения налогами иностранных юридических лиц. Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. Положения Закона не затрагивают налоговых привилегий, установленных общими нормами международного права и специальными соглашениями СССР с другими государствами.

Взимание налогов на доходы иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к советским юридическим лицам применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства.

Отдельные нормы Закона направлены на устранение двойного налогообложения.

В рамках главы об ответственности плательщиков и контроле за соблюдением законодательства о налогах закреплены обязанности плательщиков налогов и меры их ответственности, порядок взыскания в бюджет и возврата из бюджета неправильно уплаченных налогов, и др.

Жалобы на действия должностных лиц налоговых органов, допущенные ими при взимании налогов, подаются в тот орган, которому эти лица непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним выносятся не позднее 30-дневного срока с момента поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящий налоговый орган.

По применению Закона Министерство финансов СССР издает инструкции.

Закон СССР от 14 июня 1990 г. N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций"

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, от 4 июля 1990 г., N 27, ст. 522, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1991 г., N 1

Настоящий Закон фактически прекратил действие на территории Российской Федерации

См. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон СССР от 10 июля 1991 г. N 2323-I

Изменения вступают в силу с 1 апреля 1991 г., за исключением положений, предусмотренных в ранее принятых законодательных актах

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г.

О налогах с предприятий, объединений и организаций

(с изменениями на 10 июля 1991 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу.
См. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1;
Законом СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1.
____________________________________________________________________

В тексте настоящего Закона с 1 апреля 1991 года слова "Совет Министров СССР", "Совета Министров СССР", "Советом Министров СССР" заменены соответственно словами "Кабинет Министров СССР", "Кабинета Министров СССР", "Кабинетом Министров СССР" - Закон СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1.

В соответствии с настоящим Законом предприятия, объединения и организации уплачивают следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Законодательными актами СССР могут устанавливаться другие общесоюзные налоги.

Верховные Советы союзных и автономных республик в соответствии с законодательными актами СССР устанавливают взимаемые на их территории республиканские налоги.

Местные Советы народных депутатов в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик устанавливают взимаемые на их территории местные налоги.

ГЛАВА I. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Статья 1. Плательщики налога

1. Плательщиками налога на прибыль являются:

а) предприятия, объединения и организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами (кроме Госбанка СССР), включая созданные на территории СССР совместные предприятия с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, международные объединения, осуществляющие хозяйственную деятельность и находящиеся на территории СССР филиалы совместных предприятий, созданных на территории других стран с участием советских предприятий, объединений и организаций;

б) организации, не состоящие на хозяйственном расчете, но получающие доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций;

в) международные неправительственные организации (объединения), осуществляющие хозяйственную и иную коммерческую деятельность.

г) созданные на территории СССР предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия). Налогообложение таких предприятий осуществляется в порядке и на условиях, установленных для совместных предприятий, созданных с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, у которых доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов (подпункт дополнительно включен с 1 апреля 1991 года Законом СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

Плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются "предприятия".

2. По предприятиям, относящимся к основной деятельности Министерства путей сообщения СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Министерства связи СССР и Министерства обороны СССР, расчеты с бюджетом производятся в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

3. Порядок и размеры налогообложения прибыли иностранных юридических лиц определяются в главе II настоящего Закона.

Статья 2. Исчисление облагаемой прибыли

1. Облагаемая прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога с оборота, налога с продаж и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

Суммы, внесенные в бюджет в соответствии с законодательством СССР в виде экономических санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий (абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

2. Для целей исчисления облагаемой прибыли балансовая прибыль увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, определяемой в соответствии с порядком, предусмотренным в статье 3 настоящего Закона.

Указанное увеличение (уменьшение) балансовой прибыли при исчислении облагаемой прибыли не производится по совместным предприятиям, созданным на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов, по международным неправительственным организациям (объединениям), а также международным объединениям, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Балансовая прибыль уменьшается также на сумму рентных платежей (вносимых в установленном порядке из прибыли), на сумму доходов (дивидендов, процентов), полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, на сумму дохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях, созданных на территории СССР, кроме дохода, полученного за границей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

3. При исчислении облагаемой прибыли балансовая прибыль коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан уменьшается на сумму отчислений в резервный или аналогичные по назначению фонды таких предприятий до достижения установленных законодательством СССР размеров этих фондов, но не более 25 процентов уставного фонда.

4. С организаций, не состоящих на хозяйственном расчете и получающих доходы от хозяйственной и иной коммерческой деятельности, кроме бюджетных организаций, налог взимается с сумм превышения доходов над расходами, получаемых от этой деятельности.

5. В порядке, предусмотренном настоящей главой, облагается прибыль (превышение доходов над расходами), полученная как на территории СССР, на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР, так и за пределами СССР.

6. При исчислении облагаемой прибыли доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по коммерческому курсу Государственного банка СССР на день получения дохода (пункт дополнительно включен с 1 апреля 1991 года Законом СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

Статья 3. Затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемые в ее себестоимость

1. В себестоимость продукции (работ, услуг) при определении прибыли включаются материальные затраты, амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, расходы на оплату труда, отчисления на государственное социальное страхование, отчисления по обязательному медицинскому страхованию, платежи по обязательному страхованию имущества, плата по процентам за краткосрочные кредиты банков, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также другие затраты на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основных производственных фондов. При создании предприятиями в соответствии с законодательством СССР ремонтного фонда в состав затрат включаются отчисления в этот фонд.

2. К материальным затратам относятся затраты на сырье и основные материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергию, затраты, связанные с использованием природного сырья (отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геологопоисковым работам по полезным ископаемым, затраты на рекультивацию земель, плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов), затраты на работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними предприятиями и организациями.

Налог с продаж на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия в состав материальных затрат не включается (абзац дополнительно включен с 1 января 1991 года Законом СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

3. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию их активной части, производятся в соответствии с законодательством СССР.

Совместные предприятия, созданные на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан, производят амортизационные отчисления на полное восстановление по нормам и в порядке, установленным для советских предприятий, если иное не предусмотрено учредительными документами совместного предприятия.

4. В состав расходов на оплату труда включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат, систем премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятиях формами и системами оплаты труда, а совхозами, колхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями также включаются выплаты по итогам работы за год, определяемые в установленном порядке.

Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, принимаемой для исчисления облагаемой прибыли, ежегодно устанавливается Верховным Советом СССР по представлению Кабинета Министров СССР.

В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты в денежной и натуральной формах: материальная помощь, вознаграждения по итогам работы за год, оплата дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, а также другие выплаты, которые производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и специальных источников.

5. Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях народного хозяйства, устанавливаются в порядке, предусматриваемом Кабинетом Министров СССР.

Статья 4. Ставки налога

1. Прибыль в пределах уровня рентабельности, определяемого по отдельным отраслям в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР, облагается налогом по ставке 17 процентов, зачисляемым в союзный бюджет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

2. Ставки налога, зачисляемого в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, устанавливаются законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними.

При этом сумма налогов из прибыли, зачисляемых в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, платы за трудовые ресурсы, а также платы за природные ресурсы (за исключением сумм платежей, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 3) не должна превышать 18 процентов облагаемой прибыли в пределах уровня рентабельности, определяемого по отдельным отраслям в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР (абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

3. В случае, если рентабельность превышает предельный уровень, то прибыль, соответствующая этому превышению, облагается налогом по следующим ставкам:

80 процентов - при превышении предельного уровня до 10 пунктов включительно;

90 процентов - при превышении предельного уровня свыше 10 пунктов.

При этом 50 процентов суммы налога, исчисленного по этим ставкам, вносится в союзный бюджет, а остальные 50 процентов - в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты в размерах и в порядке, определяемых законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между ними.

4. Рентабельность, учитываемая при применении ставок налога на прибыль, исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей к себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и иных материальных ценностей.

При этом затраты на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), принимаются в пределах нормируемой величины указанных расходов персонала предприятия, занятого в основной деятельности (кроме совместных предприятий, в которых доля иностранных участников в уставном фонде превышает 30 процентов, международных неправительственных организаций (объединений) и международных объединений), а прибыль от реализации продукции (работ, услуг) увеличивается (уменьшается) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, по сравнению с их нормируемой величиной.

Особенности исчисления рентабельности и ее средний размер по отраслям народного хозяйства устанавливаются Кабинетом Министров СССР.

(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 1991 года Законом СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1)

Статья 5. Ставки налога для отдельных видов плательщиков и
порядок зачисления его в бюджет

1. Для отдельных видов плательщиков устанавливаются следующие ставки налога на прибыль:

а) для коммерческих банков, в том числе кооперативных банков, сберегательных банков, страховых организаций (кроме государственных) - 45 процентов, по государственным страховым организациям - 35 процентов (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1);

б) для совместных предприятий, созданных на территории СССР с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан:

30 процентов (для совместных предприятий, созданных в Дальневосточном экономическом районе, - 10 процентов), если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30 процентов;

по ставкам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, если доля иностранного участника в уставном фонде составляет 30 процентов и менее.

При ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по ставке, установленной для этого предприятия;

в) для потребительских обществ, их союзов, предприятий, объединений и организаций потребительской кооперации, объединяемой Центросоюзом (кроме банков), - 35 процентов;

г) для общественных объединений, организаций и их предприятий, а также предприятий религиозных организаций - 35 процентов (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1);

д) для производственных кооперативов (за исключением сельскохозяйственных), их союзов и объединений, кроме расположенных на территории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховными Советами союзных республик, но не выше 35 процентов. Для плательщиков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога в указанных пределах устанавливаются Верховными Советами автономных республик. Для торгово-закупочных, общественного питания, посреднических и зрелищных кооперативов такое ограничение не применяется (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от вида производственных кооперативов, цели их деятельности, вклада в удовлетворение потребностей населения, условий материально-технического снабжения и реализации продукции (работ, услуг), ценообразования, соотношения числа членов кооператива и лиц, привлекаемых к работе в кооперативе.

Кооперативы, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), уплачивают налог на прибыль по ставкам, установленным для того вида деятельности, который является для них основным (по сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Филиалы и отделения производственных кооперативов вносят налоги от имени кооперативов в соответствии с законодательными актами союзных и автономных республик, на территории которых они зарегистрированы;

е) для совхозов, колхозов (в том числе рыболовецких) и других сельскохозяйственных предприятий независимо от форм собственности, для предприятий бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, кроме расположенных на территории автономных республик, - по ставкам, устанавливаемым Верховными Советами союзных республик. Для плательщиков, находящихся на территории автономных республик, ставки налога устанавливаются Верховными Советами автономных республик;

ж) для предприятий, входящих в состав местного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности, - по ставкам, устанавливаемым местными Советами народных депутатов, но не выше 35 процентов (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1991 года Закона СССР от 10 июля 1991 года N 2323-1).

2. Сумма налога, взимаемого с плательщиков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, зачисляется в размере 50 процентов в союзный бюджет, а остальные 50 процентов зачисляются в республиканские бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты по ставкам, определяемым законодательными актами союзных и автономных республик на основе соглашения между республиками.




Что это за налог

Социальная защищенность в СССР была на высоте. Бесплатная медицина, образование, возможность получения жилья и прочие блага государство гарантировало каждому советскому человеку. Но были и такие моменты, по поводу которых эксперты экономики спорят до сих пор. К подобным особенностям Союза относят налог на бездетность.

Официальное название платежа – налог на малосемейных, одиноких граждан и холостяков СССР. А в народе сбор был известен под названием «налог на яйца». Он должен был мотивировать население на продолжение рода. А с бездетных собиралась плата в размере определенного процента от заработка.

Вырученные средства государство направляло на содержание дошкольных образовательных учреждений, детдомов и пр. Партия придерживалась простого, но категоричного мнения: не желаешь рожать собственное потомство – отдавай процент от заработка на содержание чужих детей.

Отмена налога


Налог на бездетность просуществовал вплоть до распада СССР. Начиная с 1990 года планировалось уменьшить ставку налога для людей, чей заработок составлял менее 150 рублей, а также отменить взимание с мужчин, которые состояли в браке, но не имели детей. В планах на 1993 год была полная отмена налога для холостяков, но он перестал существовать еще раньше — 1 января 1992 года в связи с распадом Советского Союза.

Причины его введения

Этот налог заметно ударил по зарплатам и моральному состоянию определенных слоев советского населения. Его появлению есть вполне логичное объяснение:

  1. Ввели пошлину осенью 1941, через 5 месяцев после начала войны.
  2. Отчасти именно война и послужила фактором для назначения подобного сбора, ведь в те годы советское население терпело колоссальные потери.
  3. Чтобы хоть как-то обойти демографический кризис, руководство страны попыталось таким путем заставить советских женщин рожать больше детей.


Сбор за бездетность в советские годы неоднократно менялся, корректировался, хотя основная суть пошлины не менялась. Важно было стимулировать рождаемость, ведь страна нуждалась в новых здоровых и рабочих руках, а работоспособные граждане должны были восполнять потери.

Кто должен был платить налог на бездетность

По замыслам правительства каждый советский человек должен родиться, отучиться, пойти работать и сразу же завести семью, чтобы воспроизвести на свет новых рабочих. Страну в те годы было необходимо поднимать из руин, а людей для этого остро не хватало. А те, кто был, в послевоенные годы не торопились создавать семьи и рожать детей, что шло вразрез с правительственными планами.

Народное название «налог на яйца» получил из-за того, что платить его приходилось преимущественно мужчинам.

  1. Под уплату сбора попадали практически все лица мужского пола, без детей.
  2. Налог начинали взимать с 20-летнего возраста и до появления ребенка, либо до 50 лет.
  3. Сбор взимался и с жены, и с мужа, если они не заимели ребенка. У каждого на своем предприятии. Кроме того, таких супругов могли отругать на собрании за несознательность в виде бездетности.
  4. Интересен факт, что с мужчины платежи взимались до 50-летия, а с женщины – до 45-летнего возраста

А яйца здесь при том, что незамужние женщины бездетную повинность не платили, тогда как холостых мужчин от пошлины не освобождали. Фактически не имело значения, женат мужчина или холост, он обязан был платить бездетный сбор, пока у него не появлялся свой ребенок (родился, усыновил).

Молодожены продолжали вносить платежи за отсутствие ребенка, вплоть до его появления. И только в 1982 г молодым супругам давали год после свадьбы на рождение ребенка. В течение этого времени от налоговой повинности они освобождались. Когда срок налоговых каникул заканчивался, сбор возобновлялся.


Слои, освобождавшиеся от налога

Так, несмотря на то, что страна придерживалась принципа экономического равенства она активно взывала с людей большие суммы. Однако, власти некоторых людей все же освободили от уплаты. Ими стали люди, дети которых считались погибшими или без вести пропавшими на территориях сражения во времена Второй мировой.


Учитывая данную ситуацию власти в 1949 году внесли в проект налога несколько изменений // Фото: misto.news

Остальные жители страны обязаны были отдавать свои деньги. Даже Герои Советского Союза, а также Кавалеры Ордена Славы не ушли от данной участи. Хотя для них были установлена некая система льгот. Налог могла не платить те, кто просто физически не способен был иметь ребенка.

Налог могли не выплачивать пары только что вступившие в официально зарегистрированный брак. Однако, данная категория была внесена в документы только с приходом 80-ых годов. Освобождение действовало для молодых людей с того момента, когда они вступали в брак и до одного года проживания в нем. В том случае, когда у новобрачных в течение года не появлялся ребенок, то налогообложение снова вступало в силу. Если же в семье все-таки спустя время появлялся ребенок, то на них мгновенно переставал распространяться налог.

Не выплачивали средства и те, кто соглашался взять ребенка с детского дома. Однако, если такой ребенок умирал от несчастного случая или по иным причинам, тогда налог снова вступал в силу. В том случае, когда ребенок рождался у официально незарегистрированной пары, то от налога освобождали только мать. Отца тоже могли освободить, но только в то случае, если присутствовало заявление от обеих родителей в ЗАГСе. Также данный вопрос мог решаться в судебном порядке.

Размер «налога на яйца» в СССР

Заработки в советские годы были не особенно большими, хотя курс рубля был более твердым. На рубль можно было накупить авоську продуктов, при том, что средний заработок составлял 120 руб. граждане работали на полставки или на пониженной ставке и пр. Исчисление налога на бездетность в СССР происходило по такому алгоритму:

  1. При зарплате до 70 руб. советские налогоплательщики освобождались от сбора за бездетность.
  2. Если заработок составлял 71-90 руб., то «налог на яйца» составлял 5% от зарплаты.
  3. Если ежемесячный доход составлял более 91 рубля, то бездетные отдавали из зарплаты 6% в пользу государства.
  4. Также 6% бездетного сбора советские граждане «культурно-искусственных» профессий вроде художников, актеров и прочей творческой богемы.

Некоторым предоставлялись различные льготы, освобождение или рассрочка выплат:

  • в период несения службы в вооруженных силах налоговая повинность снималась с военнослужащих и их вторых половин;
  • награжденные за боевые заслуги или лишившиеся детей в период ВОВ не платили бездетный налог;
  • страдающим патологиями мочеполовой системы, психическими отклонениями или генетическими аномалиями, физической неспособностью к зачатию либо вынашиванию ребенка.


Для сельчан налоговая повинность на бездетность выглядела несколько иначе. Заработки у колхозников были низкими и сезонными, потому с 1949 г они платили сбор раз в год, а не ежемесячно. Налоговая ставка распределялась следующим образом:

  • бездетный селянин платил по 150 руб. ежегодно, что в среднем равнялось трем его зарплатам;
  • если в семье родился один ребенок, то налоговая ставка падала до 50 руб. в год;
  • наличие двоих ребятишек в сельской семье сокращало бездетный налог до 25 руб. в год;
  • лишь рождение третьего отпрыска давало родителям право на полное освобождение от налогообложения на бездетность.

Если в семействе рождался малыш, либо его усыновляли, то супруги освобождались от налоговых платежей. Но в случае гибели ребенка налоговые обязательства снова возобновлялись. Это было крайне жестоко, но закон суров.

Если ребенок появился у родителей, официально брак не оформлявших, то от сбора освобождали мать ребенка, отец же в подобных случаях освобождался от платежей при заявлении родителей в ЗАГС, либо по решению судебной инстанции.

Налог на холостяков

Готовясь к очередному судебному заседанию, я перелопачивал нормативно-правовую базу, изучал судебную практику и вот на какой наткнулся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

Им было установлено, что налогом облагаются одинокие и семейные, не имеющие детей, граждане: мужчины в возрасте свыше 20 до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 до 45 лет.

Освобождались от обложения налогом:

— военнослужащие и их жены;

— учащиеся средних и высших учебных заведений мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте до 23 лет;

— лица обоего пола, если им или их супругам по состоянию здоровья, в соответствии с решением врачебной комиссии, противопоказано деторождение.

Сумма налога была следующая:

— с рабочих и служащих при месячном заработке до 150 руб. — в размере 5 руб. в месяц;

— с рабочих и служащих при месячном заработке свыше 150 руб. — в размере 5% заработка;

— с литераторов и работников искусства — 5% их заработной платы;

— с граждан, привлекаемых к обложению подоходным налогом, — 5% их дохода;

— с граждан, входящих в состав хозяйств колхозников и единоличных крестьянских хозяйств, — в размере 100 руб. в год;

— с граждан, не привлекаемых к обложению подоходным налогом и не входящих в состав облагаемых сельхозналогом хозяйств, — в размере 60 руб. в год.

В дальнейшем был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия – звания «Мать – героиня» и учреждении ордена «Материнская Слава» и медали «Медаль материнства», который вносил уточнения в Налог на холостяков.

В преамбуле данного Указа прописано, для каких целей он издан, – это забота о детях и матерях и об укреплении семьи всегда являлась одной из важнейших задач советского государства. Охраняя интересы матери и ребенка, государство оказывает большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Во время войны и после войны, когда для многих семей имеются более значительные материальные затруднения, требуется дальнейшее расширение мероприятий государственной помощи. В целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства.

Четвертая глава Указа посвящена как раз Налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР.

Привожу его содержание:

Во изменение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» установить, что налог уплачивают граждане, не имеющие детей, мужчины в возрасте свыше 20 и до 50 лет и женщины в возрасте свыше 20 и до 45 лет.

Налог взимать в следующих размерах:

а) с граждан, облагаемых подоходным налогом, при отсутствии детей — 6% от их дохода.

б) с колхозников, единоличников и других граждан, входящих в состав хозяйств, подлежащих обложению сельскохозяйственным налогом, при отсутствии детей — 150 рублей в год, при наличии одного ребенка — 50 рублей, при наличии двух детей — 25 рублей в год;

Освободить от обложения налогом:

а) военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава;

б) военнослужащих офицерского состава войсковых частей и учреждений, входящих в состав Действующей армии и Действующего флота;

в) жен военнослужащих, указанных в пунктах «а» и «б» настоящей статьи;

е) учащихся средних и высших учебных заведений — мужчин и женщин в возрасте до 25 лет;

ж) инвалидов I и II групп инвалидности;

з) Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней.

Представляете, как долго в нашей стране существовал данный налог?!

Налог на холостяков, это сейчас кажется чем-то необычным.

Но в то время, в начале ужасной и страшной войны, это было оправдано.

Помимо моральной пропаганды, руководство нашей страны «рублем» способствовало заключению брака между мужчиной и женщиной.

Нашей стране нужны были люди! Ведь ни для кого не секрет, что любая война сеет смерть на земле, тем более та, которая была с 1941-1945 г. Демографической ямы, после окончания войны, нужно было избежать.

Вводя Налог на холостяков, не только решалась задача с численностью населения, но и моральная составляющая ее часть.

Государство стремилось отношения мужчины и женщины «узаконить», чтобы избежать множества внебрачных отношений.

Вот такая есть страничка истории в нормативно-правовой базе нашего государства.

Когда отменили

Бездетность оставалась платной до самого развала СССР. В 1990 сократилась налоговая ставка для населения с низкой зарплатой, и освободили от сбора женатых бездетных мужчин. Окончательное упразднение налоговой пошлины произошло в 1993, хотя уже с января 1992 она фактически перестала существовать.

Сегодня практически ежегодно в ГД поднимается вопрос о возвращении подобной пошлины. Причины связаны с демографически неблагоприятной обстановкой в стране. Смертность неуклонно растет, а рождаемость падает, несмотря на введенные поощрительные меры в виде семейного капитала. Но пока поддержки в правительстве данное предложение не получило.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Закон СССР от 21 мая 1990 года № 1492-I «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций»
Дата создания: 21 мая 1990 года. • Документ утратил силу, см. Соглашение о создании СНГ,
и Конституцию Российской Федерации

Flag of the Soviet Union.svg

Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность государственных налоговых инспекций при взимании ими налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществлении контроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, а также за соблюдением налогового законодательства.

Статья 1. Права государственных налоговых инспекций

1. Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, государственным налоговым инспекциям министерств финансов союзных, автономных республик, государственным налоговым инспекциям по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах предоставляется право:

а) производить в министерствах и ведомствах, на государственных, кооперативных и общественных предприятиях, в учреждениях и организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на иных формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием советских и иностранных юридических лиц и граждан, у граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуются — предприятия, учреждения, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

б) получать необходимые для целей налогообложения сведения, справки, документы и копии с них о деятельности проверяемых предприятий, учреждений, организаций и граждан от других предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) и граждан;

в) при осуществлении своих полномочий обследовать (с соблюдением соответствующих правил) любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, которые используются для извлечения доходов либо связаны с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения. В случаях отказа граждан допустить должностных лиц государственных налоговых инспекций к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

г) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства об индивидуальной трудовой деятельности и контролировать их выполнение;

д) приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа предъявить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

е) изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения, а у граждан, нарушающих порядок занятия индивидуальной трудовой деятельностью, — патенты или регистрационные удостоверения с последующей передачей материалов о нарушениях исполнительным комитетам Советов народных депутатов, выдавшим разрешение на занятие указанной деятельностью;

ж) проверять достоверность данных об источниках получения средств, показываемых в декларациях, подаваемых гражданами, совершающими сделки на сумму свыше десяти тысяч рублей, а также построившими жилой дом (дачу) стоимостью свыше двадцати тысяч рублей;

з) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

всей суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;

10 процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

и) взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных подпунктом «з» настоящего пункта и другими законодательными актами Союза ССР и союзных республик, с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном, а с граждан в судебном порядке;

к) предъявлять в арбитраже и суде иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным сделкам, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований;

л) налагать административные штрафы:

на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, — в размере от 100 до 200 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от 200 до 300 рублей;

на граждан, виновных в нарушении порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью или занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных, в том числе в декларации об источниках получения средств для совершения сделок на сумму свыше десяти тысяч рублей или построивших дом (дачу) стоимостью свыше двадцати тысяч рублей, — в размере от 50 до 100 рублей, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от 200 до 300 рублей;

на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, не выполняющих перечисленные в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта требования государственных налоговых инспекций и их должностных лиц, — в размере соответственно от 50 до 200 рублей и от 25 до 100 рублей.

2. Права государственных налоговых инспекций, предусмотренные подпунктами «а» — «ж» пункта 1 настоящей статьи Закона, предоставляются должностным лицам этих инспекций, а права, предусмотренные подпунктами «з» — «л» этого же пункта, — только начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.

3. Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР предоставляется право отменять решения государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных, автономных республик в случае несоответствия их закону, а государственным налоговым инспекциям министерств финансов союзных, автономных республик — решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.

Статья 2. Обязанности и ответственность государственных налоговых инспекций

Должностные лица государственных налоговых инспекций обязаны строго соблюдать Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик, законы СССР и союзных республик, другие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а ущерб, причиненный неправомерными действиями их должностных лиц, — возмещению в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик, за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 3. Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций

Жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее месячного срока с момента поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящую государственную налоговую инспекцию. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в судебном порядке.

Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц государственных налоговых инспекций.

Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Читайте также: