Краткий комментарий налогового кодекса

Опубликовано: 01.05.2024

Налоги являются основным источником формирования доходной части государственного и муниципального бюджетов. Этот факт возводит налоговое законодательство в ранг наиболее важных и востребованных нормативов. Специфика этого законодательства проявляется в том, что оно регулирует взаимоотношения физических и юридических лиц с государством. Посредниками между экономическими агентами и государственным бюджетом являются специальные службы, призванные контролировать процесс налоговых поступлений.

Действующий НК РФ и его становление

Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.

  1. Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
  2. Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
  3. Главы 25, 26, 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
  4. Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
  5. Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
  6. С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
  7. Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.

Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.

Структура и востребованность

Справка

ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл. В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.

Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:

  • федерального уровня;
  • на доходы физлиц;
  • на прибыль организаций;
  • на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
  • на землю;
  • с сельхозпроизводителей.

Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).

Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:

  • госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
  • руководители организаций;
  • индивидуальные и частные предприниматели.

Несмотря на то, что налоговое законодательство определяет состояние экономики, государства и всего общества, оно не касается большей части населения. Люди, работающие по найму, не несут никакой ответственности за уплату налогов, поскольку это за них обязаны делать работодатели. По этой причине НК РФ относят к категории нормативов, предназначенных для узкого круга специалистов.

Уже 17 лет в РФ действует часть первая Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 1999 года). До принятия НК РФ налоговое законодательство России, по большому счету, только формировалось. В то время действовало множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогов и сборов, в которых наличествовало огромное число пробелов и противоречий.

Однако с момента введения Кодекса в действие многое изменилось. Российская экономика пережила несколько взлетов и падений. В повседневный оборот введены новые технологии. Поэтому неудивительно, что налоговое законодательство также существенно изменилось, и в настоящее время представляет собой действительно современный, эффективный механизм, направленный на обеспечение жизнедеятельности нашего государства. И налогоплательщики, и налоговые органы теперь имеют защищаемые права и исполняют четкие и ясные обязанности. Можно с уверенностью сказать, что налоговые правоотношения подробно и качественно регламентированы, а налоговое законодательство РФ отвечает требованиям современных экономических реалий.

Комментируемой статьей регламентированы понятие законодательства РФ о налогах и сборах, определены его составные части.

Налоговое законодательство включает непосредственно сам НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Данный перечень нормативных правовых актов, составляющих понятие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является исчерпывающим.

В связи с этим любые иные нормативные правовые акты не могут считаться устанавливающими налоговые обязанности для налогоплательщиков либо предусматривающим какие-либо налоговые льготы и преференции. Например, не относится к налоговому законодательству вступивший с 1 января 2013 года в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Не включаются в законодательство о налогах и сборах также разъяснительные письма налоговых органов и финансового ведомства, поскольку они не являются нормативными правовыми актами (не зарегистрированы в Минюсте РФ и официально не опубликованы), в связи с чем не могут устанавливать обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения.

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2015 N Ф09-7413/15 суд признал необоснованной ссылку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на необходимость применения разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2014 N 03-05-04-03/4114. Разъяснения о необходимости уплаты при государственной регистрации ипотеки государственной пошлины в размерах, аналогичных размерам, установленным в подпункте 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по существу означают введение органом исполнительной власти правового регулирования в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 комментируемой статьи, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным НК РФ.

Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (см. Постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные налогоплательщиков правила поведения.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2016 N Ф06-4906/2015 суд отклонил довод организации о том, что судом первой инстанции не учтены письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2015 N Д13И-435 и Федеральной службы государственной статистики от 02.04.2015 N 02-02-6/1613-ТО, поскольку Минэкономразвития России и Росстат не являются органами, уполномоченными осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов, и в этой связи разъяснения, содержащиеся в указанных письмах, не являются обязательными для применения.

Кроме того, суд указал, что в силу комментируемой статьи, вышеуказанные письма государственных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут регулировать вопросы налогообложения.

Кроме того, таможенное законодательство и законодательство о страховых взносах отделено от налогового законодательства, и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" никак не могут применяться при разрешении вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2015 N Ф06-26227/2015 суд отметил, что договор на реализацию инвестиционного проекта не включается в налоговое законодательство.

На основании Закона об инвестиционной деятельности и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2007 N 2303-р, между организацией - субъектом инвестиционной деятельности и Минэкономики РТ был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта. Пунктом 2.3 указанного договора организации, как субъекту инвестиционной деятельности, предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки по этому налогу. Суммы налоговых льгот, указанные в договоре, являются ориентировочными. Налоговые льготы предоставляются исходя из фактических показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сам по себе факт отсутствия в договоре размера предоставляемых льгот, как отметил суд, не может повлечь отказ налогоплательщику в их применении.

В силу комментируемой статьи, договор не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может регулировать вопросы налогообложения.

Ставка налога, установленная законом, обязательна для применения всеми налогоплательщиками, для которых эта ставка установлена, независимо от того, указана она в договоре или нет, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность установления налоговых льгот и их объема на основании соглашения налогоплательщика и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комментируемая статья также определяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы только непосредственно нормами НК РФ.

Это означает, что другие нормативные правовые акты, в том числе входящие в налоговое законодательство, никак не могут устанавливать правовое регулирование по данным вопросам. Речь идет о видах взимаемых в России налогов и сборов, основаниях возникновения (изменения, прекращения) и порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципах установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также порядке обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Данные положения имеют не только декларативный, но и весьма практический характер.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2015 N Ф05-6496/2015 суд отказал в удовлетворении требований организации к налоговому органу в части доначисления и предложения уплатить пени по налогу на добычу полезных ископаемых и штрафных, отметив, что Порядок заполнения декларации по НДПИ, утвержденный приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н не является письменным разъяснением финансового органа о порядке исчисления и уплаты налога (сбора).

Порядок заполнения декларации не может дополнять либо изменять положения НК РФ, поскольку не относится к законодательству о налогах и сборах.

Как отметил суд, в соответствии с пунктами 1, 4, 5 комментируемой статьи, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Следовательно, Порядок заполнения декларации, утвержденный приказом Минфина России, не является законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 4 НК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 комментируемой статьи именно НК РФ устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

НК РФ устанавливает элементы налогообложения, в том числе налоговую базу и порядок исчисления налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ).

Элементы налогообложения и порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых установлены в нормах главы 26 НК РФ.

Учитывая, что Порядок заполнения декларации по НДПИ был издан Минфином России и ФНС России во исполнение норм НК РФ, следовательно, он должен применяться налогоплательщиками с учетом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ в толковании, данном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 N 11498/12.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф02-7799/2015 суд удовлетворил иск администрации муниципального образования к организации о взыскании на основании договора аренды земельного участка задолженности по арендной плате и пеней, исходя из того, что расчет задолженности по арендной плате проверен и признан правильным.

Суд пришел к выводу, что поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 691 рубль 11 копеек за 1 кв.м установлен постановлением от 15.11.2013 N 517-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп" (далее - постановление от 05.05.2014 N 239-пп), которое распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 03.12.2013 (пункт 2 постановления от 05.05.2014 N 239-пп), данный показатель верно применен истцом в расчете арендной платы на 2014 год. Соответственно, в 2015 году к размеру арендной платы верно применен коэффициент инфляции.

Ссылка ответчика на положения пункта 1 комментируемой статьи отклонена судом, учитывая, что в силу пункта 4 статьи 1 НК РФ постановление от 15.11.2013 N 517-пп, постановление от 05.05.2014 N 239-пп не могут быть отнесены к актам законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

С 2013 года действует положение о том, что любые изменения налогового законодательства, приостановление и отмена норм данного законодательства требуют принятия отдельных федеральных законов, и соответствующие изменения не могут быть включены в текст "непрофильных" законов.

Комментарий к статье 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

Комментируемая статья определяет группу правоотношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.

Такие отношения складываются между государством и налогоплательщиком (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N А75-4047/2012). Как неоднократно отмечал КС РФ, налоговые правоотношения предполагают субординацию, властное подчинение одной стороны другой (Определение КС РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 18АП-10536/2012).

Поэтому налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 N 33-4422/2015). Важность данного положения проявляется, в частности, в том, что взимание налоговым органом с налогоплательщика налогов и пеней представляет собой властные отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога и пеней направлено на принудительное исполнение налоговой обязанности за счет отчуждения (изъятия) имущества налогоплательщика в денежной форме, в связи с этим с позиции гарантий законности взыскания и недопущения неправомерного ущерба налогоплательщику первоочередное значение имеет соответствие взыскиваемой суммы законному размеру, то есть ее определение на основе правильного и точного расчета.

Такая позиция изложена в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 N 18АП-1336/2010, в котором суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах. Нарушения суд отказался признать формальными, исходя из установленных судом обстоятельств в совокупности нарушение положений статей 69, 70 НК РФ в данном случае является существенным, поскольку надлежащим образом не доказывает соответствие предъявленной к уплате суммы пеней действительному, то есть законному размеру.

Как указано в Постановлении Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Данный вывод нашел развитие в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-6359/2016, в котором суд отметил, что круг отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, определен в части первой комментируемой статьи, в связи с чем часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Как правомерно указал суд, в рассматриваемом случае нормы НК РФ не подлежит применению к правоотношениям, так как конкурсный управляющий наделен правом запрашивать необходимые сведения о должнике, а также об обязательствах должника у государственных органов в силу абзаца 7 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем положения статьи 138 НК РФ не применимы, поскольку спорные действия не связаны с установлением, введением и взиманием налогов и сборов и осуществлением налогового контроля.

В Письме Управления ФНС России по г.Москве от 24.04.2007 N 22-08/037837@ отмечено, что законодательство РФ о применении ККТ и законодательство в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируют правоотношения, которые не относятся к налоговым. Следовательно, контроль за соблюдением налогоплательщиками указанных выше законодательств не относится к налоговому контролю.

Судебная практика свидетельствует, что не относится к налоговому законодательству и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233 отклонил ссылку налогового органа на статью 131 Трудового кодекса, согласно которой доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, поскольку рассматриваемая статья Трудового кодекса не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения.

Кроме того, налоговые отношения не включают в себя отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 N 17АП-11513/2012-АК отмечено, что в соответствии со статьей 2 НК РФ, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" НК РФ не распространяет свое действие на правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов; налоговые правоотношения и правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов не являются аналогичными, т.к. налоги, сборы и страховые взносы имеют различную правовую природу.

Аналогичным образом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах (см., например, Кассационное определение Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2002 N 18-Г02-12, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 N А32-17701/2008-19/326).

Также следует разделять сферу правового регулирования гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Здесь следует иметь в виду, что НК РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты налога с требованиями других отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Налоги в РФ исчисляются и уплачиваются на основании тех норм, которые содержатся в законодательстве, регулирующем налогообложение.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности.

Рогачиков Н.И.,
ведущий специалист департамента
внутренего аудита ЭнергоМашКорпорации

Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ утверждена 25 глава Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций". Ее текст содержит 88 статей: с 246-ой по 333-ю.
Совершенно новым в этой главе Налогового Кодекса РФ следует признать введение системы налогового учета, которая включает:

Основные новшества, обусловленные принятием 25-й главы НК РФ:

Принятие 25-й главы НК РФ законодательно кодифицировало ситуацию, когда организации должны иметь две учетные политики:

2. Доходы и расходы

Важным следует признать, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учетом, который исходит из правила Шера: "все, что потрачено, суть расходы".
Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: "все, что потрачено целесообразно, составляет расходы".
Авторы Налогового кодекса пишут (статья 252) об "экономически оправданных" затратах.
Последнее правило хорошо известно бухгалтерам - часть платежей можно включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения, если они укладываются в отведенные нормы, а расходы сверх этих норм, так как в 25 главе нет прямых указаний об источниках покрытия этих расходов предлагается списывать на расходы, связанные с производством и реализацией по правилам финансового учета.
В результате себестоимость (термин, которого стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учете оказывается выше, чем в налоговом.

3. Классификация расходов

Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные (статья 318).
К прямым относят:

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает переход организаций на определение доходов, учитываемых в целях обложения налогом на прибыль по методу начисления т.е. для доходов от реализации, датой получения дохода для целей налогообложения прибыли признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
С введением этой нормы возникает коллизия с содержанием статьи 167 21-й главы НК РФ "Налог на добавленную стоимость", где выбор для целей налогообложения метода начисления или кассового метода является одним из элементов учетной политики организации.
Возможно, возникнет ситуация, когда у значительного числа организаций будет разные базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, что конечно не упростит тот же налоговый учет.
Вводный закон N 110-ФЗ от 06.08.2001 года в статье 10 предусматривает переходные процедуры для предприятий, которые с 01 января 2002 переходят на определение доходов для налогообложения прибыли по методу начисления.
Методика перехода на метод начисления для предприятий, которые переходят на определение доходов по методу начисления с кассового метода, заключается в том что по состоянию на 01 января 2002 года дебиторская задолженность, числившаяся на 31 декабря 2001 года, отражается в составе доходов от реализации 2002 года, причем для целей налогообложения в 2002 году учитывается не более 10% выручки ранее не учитывавшейся (дебиторской задолженности) к выручке, учтенной в 2001 году (по кассовому методу), превышение над 10 % учитывается равномерными долями в течении последующих 5 лет.
Также в статье 10 закона N 110-ФЗ приведена методика учета затрат относящихся к выручке определенной в указанном выше порядке.
Налог на прибыль по 10%-му превышению уплачивается равномерными по платежами в течении 2002 года, по большему превышению в соответствующие налоговые периоды в сроки для уплаты авансовых платежей по налогу.
В тех случаях, когда задолженность покупателей погашается в размерах превышающих доли выручки, указанные выше (до 10% в 2002 году и одна пятая превышения над 10% в течении последующих пяти лет), то налог на прибыль исчиляется из сумм фактически полученных налогоплательщиком.

5. Кассовый метод (статья 273).

Кассовый метод сохранен для организаций у которых сумма выручки за предыдущие 4 квартала не превышает 1 000 000 рублей в среднем за квартал, без учета НДС и налога с продаж, при этом вводится своеобразное расширение кассового метода на расходы принимаемые для целей налогообложения.
Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учета по оплате (кассовый метод), то и расходы по заработной плате, по услугам сторонних организаций, по материалам, списанным на производство и т. п., для целей налогообложения прибыли, учитываются не по методу начисления, а показываются только в момент и в размерах фактических выплат или иного погашения задолженности поставщику.

6. Основные средства.

Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменен, и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учетной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП - инвентарь и хозяйственные принадлежности - субсчет 10/9, ибо отменены не МБП, а отменен их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранен и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 тысяч рублей (ПБУ) и 10 тысяч рублей (Налоговый кодекс РФ, пункт 7 статьи 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учета и два варианта амортизации. В финансовом учете амортизацию будут начислять по одному массиву данных, а в налоговом - по другому. При этом амортизация, согласно статье 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогообложения.

В финансовом учете, может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники. В налоговом и управленческом - десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ.
Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив - метод списания (авторы Налогового кодекса пишут - погашения) стоимости имущества.

8. Реализация и списание амортизируемого имущества.

В финансовом учете результаты от реализации или другого выбытия амортизируемого имущества сразу относятся на результаты данного (текущего) отчетного периода.
Результат от реализации амортизируемого имущества в налоговом учете (статья 323) относится или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли). При этом в статье 323 предусмотрено, что сумма убытка переносится из расходов будущих периодов на внереализационные расходы в течении срока равного разнице между количеством месяцев срока полезного использования обЪекта и его фактического использования до момента реализации.
При выводе из эксплуатации (списании) обЪектов основных средств Налоговый кодекс (статья 265 пункт 9) позволяет признать внереализационными расходами, учитываемыми для целей налогообложения, фактические расходы организации на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы.
К сожалению, содержание статьи 265 не позволяет сделать однозначного вывода, что в состав расходов, перечисленных в пункте 9 статьи 265 авторы Налогового кодекса включили или не включили убыток от недоначисленной амортизации за время эксплуатации обЪекта основных средств.

9. Внереализационные расходы.

Существенно расширен перечень внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли:

Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на конец отчетного периода (статья 266).
Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней - он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчетного (налогового) периода.
В финансовом учете согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

Налоговый кодекс вводит правила образования резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учете финансовом.

12. Суммовые разницы

В финансовом учете суммовые разницы капитализируются, то есть относятся на материальные активы, товары, сырье и т. п. В налоговом учете они должны быть отнесены на финансовые результаты.

13. Убытки прошлых лет и их компенсация
Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчетном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налоговой базы этого периода.

Мы привели только некоторые примеры, которые вытекают из ста с лишним страниц довольно убористого текста. Но из этих примеров видна основная задача, которая возникает перед огромной армией счетных и налоговых работников. Грубо ее можно сформулировать так: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?
Возможны следующие ответы:

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы


НК РФ состоит из двух частей. В первой части (общая часть) установлены общие принципы налогообложения. Была принята в 1998 году.

Вторая часть Налогового кодекса РФ (специальная или особенная часть), в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Принята в 2000 году.

Налоги являются основной статьей доходной части государственного бюджета – их уплата необычайно важна для государства. В то же время налоги являются также и одним из самых проблемных вопросов, поскольку есть налогоплательщики, сознательно укрывающиеся от своих обязанностей, а есть и те, кто просто не имеет достаточных знаний о процедуре уплаты налогов и сборов.

Однако знание налогового законодательства просто необходимо для ведения любой предпринимательской деятельности, поскольку каждый предприниматель обязан выплачивать определенные налоги и неоднократно подвергается проверкам. Главным источником сведений о налоговом законодательстве является Налоговый кодекс РФ.

Как уже говорилось выше, Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Первая часть НК РФ, посвященная общим принципам налогообложения, вступила в силу с 1 января 1999 года. Так, этот раздел кодекса регулирует наиболее общие вопросы, к примеру, виды налогов и сборов, которые взимаются в РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых инспекторов, ответственность за нарушения, обжалование решений контролирующих органов и многие другие важные вопросы.

Как мы видим, эта часть Налогового кодекса РФ будет полезна каждому, кто хотел бы защитить себя от произвола или лучше узнать о своих правах и обязанностях.

Вторая часть НК РФ, в которой подробно указываются особенности сбора каждого из налогов, вступила в силу с 1 января 2001 года. Изначально Налоговый кодекс вступил в силу лишь с четырьмя главами, однако с 2001 практически ежегодно НК РФ дополнялся - вводились новые главы, регулирующие те или иные сферы налогообложения.

Так, например, в январе 2005 года действуют главы, которые регулируют процесс уплаты водного налога, земельного налога и госпошлины, с 2002 года – такие важные для предпринимательской деятельности главы, как налог с продаж, налог на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог и т. д.

Стоит отметить, что кодекс регулирует правоотношения практически во всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни, включая и специальный налоговый режим.

Транспортный налог, налог с продаж, налог на имущество организаций и многие другие налоги и сборы – Налоговый кодекс РФ подробнейшим образом описывает особенности и специфику уплаты важнейших для общественной жизни налогов, регулируя и координируя процесс налогообложения.

На сайте представлен полный текст НК РФ со всеми изменениями на 2011 год. Переход к любой статье кодекса осуществляется в 2 клика через меню в левой части сайта.

Также на нашем сайте Вы можно скачать налоговый Кодекс РФ в формате Word:

13.03.2012, 17:41 | 28810 просмотров | 2097 загрузок

На сегодняшний день налоговый кодекс состоит из двух частей.В первой части установлены общие принципы налогообложения:
  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.Фуражка Инспектора

Во второй части налогового кодекса установлены порядки исчисления и уплаты каждого конкретного налога,установленного кодексом.Каждому конкретному налогу или специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава.Основные главы из второй части налогового кодекса:

Раздел VIII. Федеральные налоги

  • Глава 21. Налог на добавленную стоимость (Статьи 143-178)
  • Глава 22. Акцизы (Статьи 179-206)
  • Глава 23. Налог на доходы физических лиц (Статьи 207-233)
  • Глава 24. Единый социальный налог (Статьи 234-245)
  • Глава 25. Налог на прибыль организаций (Статьи 246-333)
  • Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Статьи 333.1-333.7)
  • Глава 25.2. Водный налог (Статьи 333.8-333.15)
  • Глава 25.3. Государственная пошлина (Статьи 333.16-333.42)
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (Статьи 334-346)
Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы
  • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (Статьи 346.1-346.10)
  • Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (Статьи 346.11-346.25.1)
  • Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Статьи 346.26-346.33)
  • Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Статьи 346.34-346.42)
Раздел IX. Региональные налоги и сборы
  • Глава 27. Налог с продаж (Статьи 347-355, утратила силу)
  • Глава 28. Транспортный налог (Статьи 356-363.1)
  • Глава 29. Налог на игорный бизнес (Статьи 364-371)
  • Глава 30. Налог на имущество организаций (Статьи 372-386.1)
Раздел X. Местные налоги
  • Глава 31. Земельный налог

Помимо определения налогов и порядка их уплаты,из налогового кодекса также можно узнать следующие определения,которые важны при осуществлении предпринимательской деятельности:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);
индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Читайте также: