Закон пмр об основах налоговой системы в пмр

Опубликовано: 29.04.2024

Приднестровская Молдавская Республика не признана на сегодняшний день ни одним из государств, кроме так называемого «Содружества непризнанных государств». И хотя фактический контроль органов власти самопровозглашённой ПМР над территорией Приднестровья был обеспечен в значительной мере поддержкой 14-й общевойсковой гвардейской армии, подчинявшейся Москве, дипломатического признания со стороны Российской Федерации до сих пор также не последовало. Более того, формально не отменён и не утратил силу указ Президента СССР от 22.12.1990 N УП-1215 "О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова", которым признаны не имеющими юридической силы решения о провозглашении Гагаузской Республики и Молдавской Приднестровской Советской Социалистической Республики (из которых впоследствии сформировалась самопровозглашённая Приднестровская Молдавская Республика).

Всё это затруднило, но не помешало создать в Приднестровской Молдавской Республике за прошедшие 30 лет вполне работающую систему органов законодательной, судебной и исполнительной власти. На территории Приднестровья осуществляются государственные функции и оказываются государственные услуги, собираются налоги, ведутся реестры регистрации и учёта, действует свой таможенный тариф. В частности в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 11 июня 2007 года №222-З-IV «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 07-25) на всей территории ПМР реализуется единая система государственной регистрации юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Хотя Конституцией ПМР официальный статус дан трём языкам – молдавскому, русскому и украинскому, делопроизводство, связанное с регистрацией юридических лиц ведётся только на русском языке. Выписку из государственного реестра юридических лиц можно получить через интернет-портал государственных услуг за умеренную плату.

Зарегистрированные в соответствии с законодательством ПМР юридические лица и индивидуальные предприниматели вступают в договорные отношения и ведут хозяйственную деятельность на территории Приднестровья, что хорошо видно из решений Арбитражного суда ПМР. Но как только эти организации пытаются действовать за пределами территории непризнанной республики, начинаются проблемы и вопросы, так как для любой страны мира государственных органов Приднестровской Молдавской Республики юридически не существует, а значит и акты этих органов (включая акты о регистрации юридических лиц) не создают юридически значимых последствий. Попытаемся разобраться, как разрешает (и разрешает ли) эти проблемы правоприменительная практика в Российской Федерации.

Официальная позиция Республики Молдова заключается в том, что Приднестровье – часть её территории, хотя и не находящаяся под эффективным контролем молдавских властей. Но начиная с 1995 года между Молдовой и ПМР заключаются разного рода соглашения, подписываются протокольные решения, свидетельствующие о фактическом признании за ПМР правосубъектности. Одним из наиболее значимых в ряду этих документов стал Протокол о взаимном признании действия на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами сторон от 16 мая 2001 года (далее мы будем именовать этот документ Протоколом о взаимном признании). Перечень документов, признаваемых сторонами, включает не только удостоверения личности и акты записи гражданского состояния, но и свидетельства о регистрации юридических лиц, сертификаты, разрешения и лицензии. Министерство юстиции РФ, ссылаясь на международную практику, недвусмысленно ориентирует российских нотариусов принимать документы, выданные нотариусами Приднестровья[1].

1. Возможность юридических лиц, зарегистрированных по законодательству ПМР (далее – юридические лица ПМР), обратиться в суды России.

Арбитражный суд Брянской области, вынося в 2010 году решение по иску ОАО «Приднестровьегазреализация» - компании зарегистрированной Министерством юстиции ПМР, пришёл к выводу, что юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Приднестровской Молдавской республики «является участником гражданского оборота, обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью» (А09-5776/2007). В обоснование этого вывода суд сослался на подпункт е) пункта 1 Протокола о взаимном признании, которым стороны обязались взаимно признавать свидетельства о регистрации юридических лиц. Кроме того, суд направил запрос в МИД РФ, видимо интуитивно руководствуясь то ли английской процессуальной доктриной one voce, то ли российской доктриной «прикрыться дополнительной бумажкой», о возможности признания юридических лиц, зарегистрированных ПМР. МИД РФ ответил, что «полагает возможным признание свидетельств о регистрации юридических лиц и самих юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Приднестровья». Здесь интересно то, что суд, определяя свою правовую позицию, сослался на соглашение, стороной которого Россия не является. Поскольку не в обычае отечественных судов подробно излагать ход своих рассуждений, нам остаётся только домыслить предполагаемую логику судьи в данном деле: если Россия признаёт документы, выдаваемые Молдавией, а Молдавия, в свою очередь, признаёт документы, выдаваемые на неподконтрольной центральным властям части своей территории, то нет оснований отказывать в признании этих документов и в российском суде.

В другом деле (А40-165652/2015) Арбитражный суд города Москвы взыскал в пользу зарегистрированной в ПМР компании с российского юридического лица не только задолженность, но и судебные расходы на перелёт представителя от Кишинёва до Москвы. При этом вопрос о правоспособности истца даже не рассматривался.

Не вызвало у суда сомнений и возможность разрешения спора с участием юридического лица из Приднестровья в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. Два определения Арбитражного суда города Москвы о прекращении производства по сходным делам А40-212673/15 и А40-212714/15 содержат сведения о рассмотрении в МКАС при ТПП РФ соответствующих споров на основании третейской оговорки. Суд в обоих случаях указал на отсутствие оснований для рассмотрения иска об отмене решения третейского суда в случае, если стороны договорились об окончательности такого решения.

Любопытно то, что суды противопоставляют взаимоотношения между Молдавией и ПМР для целей правоспособности юридических лиц взаимоотношениям между Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) и Республикой Кипр. Так Девятый арбитражный апелляционный суд, оставляя в силе определения о прекращении производства по делам А40-249941/2015, А40-188898/2015 указал на ошибочность позиции истца, зарегистрированного в ТРСК, заключавшуюся в аналогии его статуса и статуса юридических лиц, зарегистрированных в ПМР. Ключевое отличие, по мнению суда, сводилось к отсутствию в отношениях между ТРСК и Республикой Кипр документов, аналогичных Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем (подписано в г. Москва 08.05.1997 г.).

Представляется, что можно говорить о неких степенях непризнанности со стороны Российской Федерации. Если ТРСК для российской правовой системы как бы не существует, то ПМР существует с некоторыми оговорками.

2. Признание юридических последствий договоров, заключённых с юридическими лицами ПМР.

Очевидно, что признание процессуальной правоспособности юридических лиц, созданных в Приднестровской Молдавской Республике, неразрывно связано с их гражданской правоспособностью. Сложно представить признание права подавать иск о нарушении договора без признания права заключать договоры. Поэтому та судебная практика, которая приведена в рассуждениях о процессуальной правоспособности юридических лиц ПМР вполне относима и к вопросу об их возможности совершать сделки. Некоторые сложности возникают только тогда, когда правоотношения сторон наталкиваются на публично-правовые требования.

Например, поставщик, зарегистрированный на территории ПМР обязался передать российскому покупателю по договору международной купли-продажи соки и соусы, произведённые в г. Тирасполь – столице непризнанной республики. Как следует из судебных актов по делу (А55-10139/2010) товар прибыл на таможенную территорию России с таможенной территории Молдовы с документами Таможенной службы Молдовы. Суд применял к правоотношениям сторон международные соглашения, сторонами которых являются Россия и Молдова. То есть при том, что Государственный таможенный комитет ПМР, ведёт активную нормотворческую деятельность, публикует статистику ВЭД и отчитывается о пополнении республиканского бюджета, сами участники ВЭД для взаимодействия с таможнями других стран предпочитают получать документы Молдовы.

Таким же двоемыслием выглядит ситуация, когда Министерство обороны РФ заключило двенадцать государственных контрактов на поставку товаров для нужд войсковой части № 13962, дислоцированной в г. Тирасполь. Контракты на поставку автомобильного топлива, одежды, санитарных принадлежностей и т.п. заключены с юридическими лицами, зарегистрированными в Приднестровской Молдавской Республике. При этом, в карточке контракта в качестве страны, в которой зарегистрирован поставщик, указывается Молдова. Банк, в котором открыт расчётный счёт одного из поставщиков, также зарегистрирован в Тирасполе и имеет лицензию Приднестровского республиканского банка. Судя по тому, что перечисленные государственные контракты были исполнены и оплачены, ни у Казначейства России, ни у российских банков, ни у контролирующих органов не возникло претензий к правоспособности контрагентов и обслуживающих их банков.

3. Деятельность российских юридических лиц на территории ПМР.

Вопрос о деятельности российских юридических лиц на территории, контролируемой ПМР, выходит за пределы темы данной заметки, полагаю, что для большей полноты и рельефности картины будет полезным бросить взгляд и на него.

В официальном пресс-релизе Государственной администрации Рыбницкого района и г. Рыбницы Приднестровской Молдавской Республики от 01.06.2016 сообщается о том, что в рамках российской программы гуманитарной помощи, реализуемой АНО «Евразийская интеграция» построен детский сад №6 «Росинка», а также, что «ранее российской некоммерческой организацией были сданы новые детсады в Тирасполе, Бендерах и селе Суклея, а также новое здание медицинского факультета ПГУ. Кроме того, «Евразийской интеграцией» были переданы Приднестровью 8 автомобилей «скорой помощи», 4 троллейбуса и построен бетонный завод в Тирасполе, отремонтировано и оснащено компьютерной и оргтехникой 19 ресурсных центров Приднестровского госуниверситета».

АНО «Евразийская интеграция» - юридическое лицо, зарегистрированное в Москве в соответствии с российским законодательством. Можно было бы предположить, что эта некоммерческая организация просто концентрирует пожертвования и передаёт их уполномоченным органам Приднестровья, но всё сложнее и интереснее.

В Арбитражный суд города Москвы обратилось АНО «Евразийская интеграция» с иском к ООО «НЭТ» (российское юридическое лицо) о взыскании неустойки по договору подряда. Договором, на основании которого возник спор, была предусмотрена обязанность ООО «НЭТ» выполнить работы по строительству объекта «Здание МДОУ «Рыбницкий детский сад № 6 общеразвивающего вида» по адресу: Приднестровская Молдавская Республика, г. Рыбница, ул. Комсомольская, д.20. (А40-26450/2016). Другой иск с теми же сторонами был подан в связи с нарушением договора подряда на строительство объекта «Школа с. Ташлык», расположенного по адресу: МД 4026, Приднестровская Молдавская Республика, Григориопольский район, с. Ташлык, ул. Мира, 36 (А40-14814/2016).

То есть российское юридическое лицо заключило договоры подряда с другим юридическим лицом на строительство объектов недвижимости на территории, контролируемой непризнанным государственным образованием, в нарушение законов признанного государства, с которым у России установлены дипломатические отношения и заключён ряд двусторонних соглашений. Любопытно, хватит ли у государственных органов Молдавии фантазии и упёртости признать в судебном порядке эти объекты самовольными постройками?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая политика, определяемая экономической политикой и имеющая свои собственные принципы, может быть эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем. Прежде всего, речь идет о заинтересованности отечественного товаропроизводителя вкладывать инвестиции в развитие производства.

Содержание работы

Введение
Налоговая система ПМР.
Основные виды расходов.

Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

контрол.готов.docx

Верховный Совет ПМР законодательно закрепляет перечень отраслей, пользующихся государственной поддержкой (в том числе посредством предоставления налоговых льгот).

Законы и иные правовые акты, устанавливающие новые налоги и другие обязательные платежи или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее, чем за три месяца до его начала.

Виды местных налогов и порядок их установления.

1. налог на имущество физических лиц. Устанавливается законом ПМР;

2. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Уплачивают физические лица при регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица в размере не более 10 РУ МЗП;

3. сбор за право торговли. Уплачивают физические (кроме имеющих патент) и юридические лица при получении разрешения на торговлю в расчете на квартал и в размере для физических лиц - не более 1 РУ МЗП за одноразовую торговлю и 50 РУ МЗП за постоянную торговлю (более 5 дней), для юридических лиц - не более 2 РУ МЗП за одноразовую торговлю и 140 РУ МЗП за постоянную торговлю;

4. налог на рекламу. Уплачивают физические и юридические лица по ставке, не превышающей 1% от стоимости услуг по рекламе (за вычетом оборотного налога - для юридических лиц);

5. сбор за право проведения местных аукционов, распродаж, конкурсных распродаж и лотерей. Уплачивают устроители в размере, не превышающем 0,5% от стоимости товаров, заявленных к аукциону (распродажам) и 10% от стоимости реализованных лотерей;

6. сбор за парковку автотранспорта. Вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, не превышающих 0,2 РУ МЗП за 1 час парковки;

7. сбор за право использования местной символики. Вносят производители продукции, на которой использована местная символика в размере, не превышающем 0,05% от стоимости реализованной продукции ( услуг) для юридических лиц и 50 РУ МЗП для предпринимателей без образования юридического лица;

8. сбор со сделок, совершаемых на биржах и брокерских фирмах (конторах), за исключением операций с ценными бумагами. Вносят участники сделки в размере, не превышающем 1% от суммы маржинального дохода биржи и брокерской фирмы после обложения оборотным налогом;

9. налог на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и иные цели. Уплачивают юридические лица в размере, не превышающем 0,15% от стоимости реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом налога доходы организаций, и физические лица в размере, не превышающем 15 РУ МЗП в год.

10. сбор за привлечение и использование иностранной рабочей силы. Уплачивают юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, привлекающие иностранную рабочую силу. Сбор устанавливается в размере не менее 20 РУ МЗП и не более 100 РУ МЗП за одного привлекаемого работника в год.

Налоги и сборы, предусмотренные в пунктах 2-10 устанавливаются нормативными актами местных Советов народных депутатов, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее, чем за один месяц до его начала.

В поисках оптимального варианта налогообложения, закрепленного законом «Об основах налоговой системы», руководство республики исходило из специфических особенностей переходной экономики, главная из которых состоит в необходимости создания высокоэффективной макроэкономической системы.

2 .Основные виды расходов

Функциональная классификация расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Приднестровской Молдавской Республики и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Целевые статьи расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики.

Виды расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Организационная классификация расходов республиканского бюджета является группировкой расходов республиканского бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств республиканского бюджета.

Первым уровнем организационной классификации расходов республиканского бюджета являются главные распорядители кредитов согласно перечню, утвержденному в структуре организационной классификации.

Вторым уровнем организационной классификации расходов являются разделы функциональной классификации расходов, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третьим уровнем организационной классификации расходов являются подразделы функциональной классификации расходов бюджетов, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Целевые статьи расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики образуют четвертый уровень организационной классификации расходов и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств.

Виды расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики образуют пятый уровень организационной классификации расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Организационная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов, отражает распределение бюджетных ассигнований по распорядителям средств местных бюджетов в соответствии с организацией системы органов местного самоуправления.

Организационная классификация расходов бюджетов внебюджетных фондов является группировкой расходов внебюджетных фондов, отражает распределение ассигнований внебюджетных фондов по распорядителям средств данных фондов в соответствии с организацией системы органов внебюджетных фондов.

Экономическая классификация расходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики является группировкой расходов бюджетов по их экономическому содержанию.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики является группировкой заемных средств, привлекаемых уполномоченными Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Приднестровской Молдавской Республикой для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Классификация видов государственных внутренних долгов Приднестровской Молдавской Республики и видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Приднестровской Молдавской Республики и органов местного самоуправления.

Классификация видов государственных внешних долгов Приднестровской Молдавской Республики, а также государственных внешних активов Приднестровской Молдавской Республики является группировкой государственных внешних долговых обязательств Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

  • Обновленная налоговая система, устранившая ряд недостатков в процессе реформирования, призвана создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности: стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально неоправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетов инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление доходной базы государственного бюджета.

Направленность действующей налоговой политики представляется перспективной. Стабилизация экономической ситуации в республике будет напрямую зависеть от того, насколько удастся усилить позитивные тенденции в сфере налогообложения. Но желаемый результат может быть достигнут только при создании целостной, активно действующей системе регуляторов экономики, формирующей цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждого производителя, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов.

Сегодня выработана целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, но проблем в сфере налогообложения остается еще много. Значительная их часть будет так или иначе решена с принятием Налогового Кодекса. Поэтому так важно, как можно скорее доработать и принять Налоговый Кодекс.

  • В условиях формирования рыночных отношений система расходов

государственного бюджета Российской Федерации существенно изменяется.

Перестраиваются структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется

объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях.

Было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает

дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования

бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств

федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов

Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении

финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Список используемой литературы

1. Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» в редакции от 17.08.2002г.

2. Закон ПМР «О налоге на доходы организаций» в редакции от 28.09.2002г.

3. Закон ПМР «О едином социальном налоге» в редакции от 12.02.2003г.

4. Закон ПМР «О подоходном налоге с физических лиц» в редакции от 28.09.2002г.

Государство в юго-восточной части Европы.
Территория - 4163 кв.км. Столица - г. Тирасполь.
Население - 660 тыс. чел. (2000 г.); молдаван - 256 тыс. чел., русских - 201 тыс. чел., украинцев - 157 тыс. чел., болгар - 17 тыс. чел., гагаузов - 4 тыс. чел.
Государственные языки - молдавский, русский, украинский.
Религия - православие.
В I тыс. н.э. Приднестровские земли были освоены славянами и вошли в состав Древнерусского государства. После его распада - в составе Русско-литовского государства, с 1569 г. - Речи Посполитой. Южное Приднестровье находилось под властью Крымского ханства. В конце XVIII в. Приднестровские земли присоединены к России и вплоть до Гражданской войны 1918-1920 гг. входили в ее состав как часть Новороссии. В начале 1920-х гг. этот регион вошел в состав Украинской ССР, в то время как Бендеры и территория Бессарабии от Днестра до Прута (в 1918 г.) - в состав Румынии.
В 1924 г. левобережье Днестра, где сосредоточилось много беженцев из Бессарабии и издавна проживали молдаване, стало автономной республикой в составе УССР. В данном качестве оно просуществовало до 1940 г., когда на большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, к которой отошли и приднестровские районы ликвидированной тогда же автономной республики.
Обострение межнациональных отношений в Молдове в 1989-1990 гг. привело к фактическому расколу этого государства. 2 сентября 1990 г. Второй чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья, основываясь на результатах районных референдумов, провозгласил создание суверенной Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе обновленного Союза ССР (с 5 ноября 1991 г. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). 1 декабря 1991 г. на территории ПМР проведен референдум, 97,7% участников которого высказались за независимость республики.

Государственное устройство

Правовая система

Правовая система ПМР входит в романо-германскую правовую семью. До выделения ПМР из состава ССР Молдова на территории ПМР действовало законодательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова (см. раздел "Молдова"). Со 2 сентября 1990 г. законодательство ПМР и Республики Молдова начали развиваться независимо друг от друга и различие между ними все более возрастает. Если новое право Молдовы ориентируется на традиции романских стран, то законодательство ПМР с момента воссоздания государственности следовало в целом российскому образцу.
По темпам правовых преобразований Приднестровская Молдавская Республика значительно отстает от других бывших советских республик. К 2001 г. приняты новые Арбитражный процессуальный кодекс ПМР (1998), Водный кодекс ПМР (1999), Таможенный кодекс ПМР (2000), Лесной кодекс ПМР (2000) Гражданский кодекс ПМР часть первая (2000), Избирательный кодекс ПМР (2000), Уголовный кодекс ПМР (2002).
Продолжают действовать устаревшие УК МССР, УПК МССР, ГПК МССР, Жилищный кодекс МССР, КоАП МССР, КоБС МССР, Земельный кодекс МССР, ГК МССР вторая часть (действуют нормы, не противоречащие части первой ГК ПМР).
Тем не менее, Конституции ПМР (ч.2 п.3 ст.3 переходных положений) устанавливает прекращение действия правовых актов СССР, МССР, ССР Молдова на территории ПМР с 22 июля 2002 г., таким образом, для реализации данных положений Конституции были к июню 2002 г. разработаны проекты Гражданского кодекса ПМР II и III частей (в основу положено российское законодательство) и проекта Трудового кодекса ПМР, проект Жилищного кодекса ПМР, проект Кодекса о браке и семье, устанавливающие новые правоотношения в регулируемых сферах.
Ряд процессуальных кодексов МССР УПК, ГПК, КоАП претерпели лишь редакционную правку и утверждены в текущей редакции в качестве кодексов ПМР. В последствии планируется принципиально изменить их редакцию комплексно, в порядке судебно-правовой реформы ПМР.
Основным источником права являются законодательные и подзаконные акты. В иерархию нормативных правовых актов ПМР входят Конституция ПМР, конституционные законы, законы, указы, распоряжения Президента, постановления Верховного Совета, нормативные правовые акты министерств и ведомств, акты местных представительных и исполнительных органов власти. Конституция ПМР содержит перечень вопросов, подлежащих законодательному и подзаконному регулированию. Правовым актом, устанавливающим основные принципы правотворческой деятельности органов государственной власти ПМР понятие, систему и виды правовых актов ПМР, иные вопросы, связанные с принятием и действием законов и иных правовых актов, является закон ПМР "Об актах законодательства ПМР" (2002).

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

О гражданском праве непосредственно ПМР следует говорить со дня ее образования - 2 сентября 1990 г. Начиная с этой даты оно развивалось в целом в тех же направлениях, что и гражданское право государств СНГ.
Основы гражданско-правовых и хозяйственных отношений были закреплены в Конституции ПМР от 2 сентября 1991 г., устанавливающей многообразие форм собственности в виде частной, коллективной, государственной и провозглашавшей равную охрану всех форм собственности государством (ст.11 Конституции ПМР), запрет на какое бы то ни было администрирование деятельности хозяйствующих субъектов со стороны исполнительных или представительных органов государственной или местной власти, построение отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти исключительно на налоговой и договорной основе (ст.14 Конституции ПМР).
В 1990-е гг. в ПМР было принято обширное законодательство, создающее правовую базу для предпринимательской деятельности. Первыми гражданско-правовыми законодательными актами были Закон "О собственности" 1991 г. (утратил силу в связи с принятием части первой ГК ПМР), Закон ПМР "Об основах внешнеэкономической деятельности" 1992 г., Закон ПМР "О предпринимательской деятельности и предприятиях в Приднестровской Молдавской Республике" 1992 г. (утратил силу в связи с принятием части первой ГК ПМР).
К важнейшим актам в этой сфере относятся также законы ПМР "О торгово-промышленных палатах в Приднестровской Молдавской Республике", "Об акционерных обществах", "Об аренде", "О залоге", "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", "О векселях", принятые в 1995 г., "О развитии малого предпринимательства", "О поставках продукции для государственных нужд", "О внешнеэкономической деятельности", "О внутренней торговле", принятые в 1999 г. Закон ПМР "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (2001), Закон ПМР "Об установлении минимальных размеров уставных (складочных) капиталов коммерческих организаций" (2001).
Вопросы деятельности банков и банковской системы устанавливаются Законом ПМР "О банках и банковской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике" 1993 г. и Законом ПМР "О Приднестровском Республиканском банке" 1993 г.
Экономические реформы в ПМР включают и проведение приватизации. Правовую базу приватизации составляют законы ПМР "О приватизации государственного жилищного фонда" (1992), "О малой приватизации" (1999), "О разгосударствлении и приватизации" (2000).
Приватизация в ПМР имущества, находящегося в государственной (республиканской и местной) собственности, предполагалось осуществлять на возмездной основе с преимущественным правом коллектива предприятия (организации), его арендатора на выкуп объекта приватизации (или его доли), находящегося в государственной (республиканской и местной) собственности. После принятия нового законодательства в 1999-2000 гг. приватизация проводится в соответствии с Государственной программой разгосударствления и приватизации имущества ПМР, разрабатываемой на 2-4 года; в рамках той же программы устанавливается перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. Ежегодно утверждается перечень объектов на соответствующий год, подлежащих приватизации.
Государственное регулирование новых экономических процессов осуществляется законами ПМР "Об инвестиционной деятельности" (1995), "Об иностранных инвестициях на территории ПМР" (1999) и Законом ПМР "Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции" (2000).
Формирование основ нового гражданского права завершилось принятием части первой Гражданского кодекса ПМР, разработанного на основе Модельного гражданского кодекса СНГ, что определило его сходство с ГК РФ.
Основные различия связаны с исключительной государственной собственностью на землю (ст.5 Конституции ПМР). В соответствии с гл.17 ГК ПМР земля может предоставляться только в пользование и (или) владение. Государство может предоставлять земельные участки юридическим и физическим лицам в срочное, долгосрочное пользование, в том числе в аренду, а также во владение и пользование граждан на праве пожизненного наследуемого владения; эти права находятся в гражданском обороте (в частности могут быть предметом залога, возмездного отчуждения и пр.).
ГК ПМР более подробно регулирует вопросы возникновения, деятельности и ликвидации юридических лиц (их перечень также расширен): гл.4 "Юридические лица" содержит положения о требованиях, предъявляемых к фирменному наименованию юридического лица (ст.56), положения о конфликте интересов (ст.59), о санации предприятия (ст.69), о последствиях возбуждения производства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц (ст.70), признания юридического лица несостоятельным (банкротом). Перечень юридических лиц, которые могут создаваться в соответствии с Гражданским кодексом, дополнен такими видами, как акционерная коммандита, некоммерческие партнерства. В отсутствие законодательного акта, регулирующего обращение ценных бумаг, ГК ПМР содержит характеристику всех их видов.
Вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом МССР в объеме, не противоречащем части первой Гражданского кодекса ПМР и Патентному закону ПМР (2000), Законом ПМР "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров и фирменных наименованиях" (2000), Законом ПМР "О селекционных достижениях" (2001).
Реформы в области агропромышленного комплекса регулируются подзаконными актами Президента ПМР, ввиду невозможности регулирования новых аграрных правоотношений Земельным кодексом МССР (1970), действующим на территории ПМР (в ред. изменений 1980-х гг.).
Трудовое право. Наиболее важные трудовые права и гарантии содержатся в Конституции. Они включают: свободу труда, право на труд (в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены), право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст.35 Конституции). Конкретизация этих гарантий содержится в Кодексе законов о труде МССР (1973), действующем на территории ПМР (в редакции законов от 1994, 1996, 1997, 2000 гг.), в законах ПМР "Об охране и безопасности труда", "О занятости населения", "О коллективных договорах и соглашениях", принятых в 1993 г., "О трудовых коллективах" (1995), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1997), Законом ПМР "Об оплате труда работников органов государственной власти, прокуратуры и органов государственного контроля" (1997), Законом ПМР "О минимальном размере оплаты труда в ПМР" (2001).
Экологическое право. Использование природных ресурсов регулируют Закон ПМР "О недрах" (2000), Водный кодекс ПМР (1999), Лесной кодекс ПМР (2000). Охрана природных ресурсов осуществляется в соответствии с законами ПМР "Об охране окружающей среды" (1994), "О животном мире" (1998), "О вторичных материальных ресурсах" (1999), Законом ПМР "О платежах за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами" (2000).

Уголовное право и процесс

Уголовное право в ПМР развивается в тесной связи с законодательством России и иных государств СНГ. В Республике с 22 июля 2002 г. действует Уголовный кодекс ПМР (разработанный на основе УК Российской Федерации).
Согласно ст.19 Конституции ПМР смертная казнь до ее отмены может применяться как исключительная мера наказания за тяжкие преступления против жизни и только по приговору суда. Смертная казнь не может быть применена к женщинам, а также к лицам, не достигшим до совершения преступления 18-летнего возраста. С 1 января 1999 г. в ПМР действует мораторий на применение смертной казни.
Основной источник уголовно-процессуального права ПМР - УПК МССР 1961 г., действующий в ПМР, как и другие кодексы бывшей МССР, в собственной редакции. В частности, он дополнен статьями об обеспечении безопасности участников процесса, а также нормами, регламентирующими право обжалования в суде ареста или задержания.
С 2000 г. исправительные учреждения перешли из ведения МВД в ведение Министерства юстиции.

Судебная система. Органы контроля

Система и порядок судопроизводства устанавливаются законом в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается. Других деталей организации судебной системы Конституция не содержит, касаясь лишь порядка формирования судов и компетенции Конституционного суда.
Президент ПМР является гарантом независимости судебной власти. Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются Президентом по представлению председателей Верховного и Арбитражного судов. Последние (председатели) назначаются Верховным Советом ПМР по представлению Президента ПМР. Судьи занимают должность бессрочно до достижения ими возраста в 65 лет, кроме судей, которые назначены впервые, а также мировых и конституционных судей. Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на 5 лет за исключением случаев, оговоренных Конституцией.
В систему судов общей юрисдикции входят Верховный суд, городские и районные суды. Единственным актом ПМР, регулирующим деятельность этих судов, является Конституция и процессуальное законодательство МССР, действующее на территории ПМР.
Верховный суд ПМР является высшим судебным органом по гражданским уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд действует в составе Пленума Верховного суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии. В качестве суда первой инстанции действуют соответствующие судебные коллегии Верховного суда. Подсудность дел, рассматриваемых Верховным судом в качестве первой инстанции, определяется процессуальным законодательством; кроме того, Верховный суд имеет право изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству (ст.117 ГПК МССР).
Акты Верховного суда являются окончательными и дальнейшему обжалованию (пересмотру) в кассационном порядке не подлежат, однако они могут стать предметом рассмотрения на их соответствие Конституции в Конституционном суде.
Городские и районные суды являются судами первой инстанции и обладают юрисдикцией в сфере уголовных, гражданских дел, а также дел, возникающих из административных правонарушений.
Конституцией ПМР в судебную систему вводится институт мировых судей. Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к судьям. Срок полномочий мировых судей - 5 лет. Данный институт на практике пока не реализуется.
Арбитражный суд ПМР является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом. Основными законодательными актами, регулирующими его деятельность, являются Конституционный закон "Об арбитражном суде ПМР" (1996 г.) и Арбитражный процессуальный кодекс ПМР (1998 г.).
Органом конституционного контроля в ПМР является Конституционный суд (КС). Действует с 12 июня 2002 г. Положения о порядке формирования и деятельности КС содержатся в Конституции ПМР (ст.86). Иные законодательные акты, детализирующие вопросы деятельности КС ПМР, находятся на стадии разработки.
В соответствии с Конституцией (ст.86) КС ПМР гарантирует верховенство Конституции ПМР, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Состоит из 6 судей, назначаемых (по 2) Президентом, Верховным Советом, съездом судей. Председатель назначается из числа судей КС. Срок полномочий судей - 7лет.
В части конституционного контроля КС разрешает дела о конституционности: законов (в том числе конституционных), а также правовых актов Верховного Совета, Президента, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления; международных договоров; правоприменительной практики; деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
КС дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности ПМР, о конституционности подписанных международных договоров ПМР до их ратификации или утверждения, о противоречии закона (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора ПМР.
КС дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов ПМР.
Прокуратура ПМР осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов судебными органами, министерствами и ведомствами, местными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Она также проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Прокуратура ПМР составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Прокурору ПМР. Прокурор ПМР назначается на должность Верховным Советом по представлению Президента сроком на 5 лет. Прокурор ПМР подотчетен Верховному Совету и ответственен перед Президентом за надлежащее исполнение своих обязанностей.
Высшим органом финансово-экономического контроля является Комитет государственного контроля ПМР, в функции которого входит контроль за фактическим исполнением законодательных и подзаконных актов на предприятиях, организациях, учреждениях всех форм собственности в части их отношения с государством, за правильностью использования средств республиканского и местных бюджетов, за сохранностью имущества, принадлежащего государству, а также не принадлежащего, но им управляемого и используемого; на данный орган также возложены функции валютного контроля. В систему органов государственного контроля входят его городские, районные комитеты.
Комитет государственного контроля ПМР утверждается Верховным Советом сроком на 5 лет в составе председателя, заместителей председателя и членов Комитета. Персональный состав Комитета представляет для утверждения его председатель.
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в ПМР отсутствует.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение практического применения законов и законодательных актов ПМР в налоговой системе ПМР, затем попробовать найти возможные направления ее совершенствования. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, выделить виды и функции налогов, оценить эффективность налоговой системы в целом. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

руфеев проверила 23.01..docx

Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов. Налогами можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

3). Социальная или перераспределительная функция налогов - посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

4). Стимулирующая функция — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

5). Контрольная функция- её сущность состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

1.2.3 Отличие налогов от других платежей.

Важнейшими юридическими признаками налога являются следующие:

Налог представляет собой отчуждение части собственности субъекта в пользу государства при внесении налоговых платежей. Законность установления и взимания: установление и взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налог - это обязательный взнос: налогоплательщики в силу закона обязаны осуществлять уплату налогов. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. Взимание налога происходит в денежной форме.

Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом). Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Налоги - это платежи, не имеющие определенного целевого назначения при внесении их в бюджет.

В налоговом законодательстве используются термины "налог", "сбор", "пошлина", "взнос", которые в совокупности именуются как "налоги и сборы". Рассмотренные признаки налогов в основном характерны и для сборов. Однако существует и специфика: под термином "налог", как правило, понимается систематический взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и пошлины обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно установленных услуг (например, лицензионный сбор за выдачу лицензии на право занятия определенным видом деятельности) или предоставление определенного права.

Например, таможенная пошлина за право перевозки товара через таможенную границу государства.

Таким образом, сборы и пошлины, в отличие от налогов, имеют как бы «частичную» возмездность..

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Глава 2. Основы налоговой системы в ПМР

2.1 Субъекты и объекты налогообложения

Понятие налоговой системы.

Совокупность налогов, сборов и других платежей (далее - налоги), взимаемых в соответствии с действующим законодательством, образует налоговую систему.

Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога.

Такое фактическое переложение тяжести налогообложения характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обязано уплатить налог в соответствии с законом налог за свой собственный счет. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. соглашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, поскольку практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отношения. Исключения составляют лишь таможенные пошлины.

Данное определение, однако, не исключает представительства при уплате налога, так как представитель не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств субъекта налога. Поэтому представитель не становится налогоплательщиком.

Различают представительство по закону и представительство по назначению.

1. Представительство по закону. Данным понятием охватывается ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц выплачивают их законные представители (опекуны, попечители, родители, усыновители). Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Представительство по назначению. НК допускает представление интересов налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами лицом, уполномоченным самим налогоплательщиком, называемым уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности. В случае представления интересов налогоплательщика — физического лица, доверенность должна быть нотариально удостоверена. Довольно часто представительство по назначению применяется при возложении налоговой обязанности на должника в счет долга, причитающегося налогоплательщику от этого лица.

Законодательство устанавливает права и обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщик имеет право:

  1. пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами;
  2. представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
  3. знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  4. представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, и по актам проведенных проверок;
  5. в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и др.;
  6. получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
  7. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  8. требовать соблюдения налоговой тайны;
  9. требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

  1. своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, в том числе налоговые декларации;
  4. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  5. вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее четырех лет (и др.).

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие - проживание гражданина ПМР, иностранца или лица без гражданства на территории ПМР не менее 183 дней в календарном году.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Объекты налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.

Объектами налогообложения, согласно действующего на территории Приднестровской Молдавской Республики законодательства являются:

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг)

1. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК ПМР.

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. ”. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит еще в 18 веке в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами.

2. Принцип определенности, согласно которому способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику.

3. Принцип удобства.

4. Принцип экономии.

5. Принцип однократности, один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Общие принципы построения налоговой системы находят выражение в общих элементах, к которым отно­сятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).




2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах можно сказать, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «налогообложение».

2. Перечислите принципы налогообложения.

3. Кем впервые были сформулированы принципы налогообложения?

4. Перечислите элементы налоговой системы.

5. Назовите виды ставок, применяемых в налоговой политике.

Читайте также: