Налог на дороги при техосмотре

Опубликовано: 14.05.2024

  • 157101 4
  • 27 декабря 2020, 10:48
  • налогдорогиБеларусьавтомобилиинтересно знать
Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м? Кое-что о транспортном налоге на примерах

О транспортном налоге, который предстоит уплачивать автовладельцам вместо госпошлины, уже написано немало. Ставки налога тоже опубликованы. Но вопросы по-прежнему остаются. На портале "СБ. Беларусь сегодня" председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам ПП НС РБ Людмила Нижевич и депутат Сергей Стельмашонок ответили на некоторые вопросы на примерах.

Как надо платить налог, если автомобиль продан?

Оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.

Пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

Если авто есть, но я его не использую – тоже придется платить?

Людмила Нижевич поясняет, что платить налог должны все владельцы транспортных средств, которые зарегистрированы в ГАИ МВД. Если есть основания снять авто с учета, автовладельцу лучше это сделать заранее. В таком случае платить не придется. По ее словам, следующий 2021 год станет переходным, за этот период важно актуализировать базу транспортных средств, чтобы не произошла путаница.

Пример. Владелец имеет автомобиль, находящийся в нерабочем или аварийном состоянии. Его невозможно восстановить, но при этом он состоит на учете в ГАИ. До 1 июля 2021 года владельцу необходимо обратиться в органы регистрации автотранспорта МВД для снятия машины с учета, иначе ему придется также платить налог.

Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м?

В следующем году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут внести аванс в размере одной базовой величины (исходя из ее размера на 1 января 2021 года) на каждое транспортное средство. За прицеп, прицеп-дачу и мотоцикл – 20 рублей. В 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году нужно будет доплатить. Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.

Пример. Автомобиль ВАЗ-2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году. Его разрешенная масса не более 1,5 тонны. Владелец автомобиля – пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид I или II группы, у которого есть действительное водительское удостоверение. Если он не оплатил госпошлину до 01.01.2021, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.

Транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек (согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50% за 2021 год). При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу авто до 1 сентября 2022 года.

А если уже прошел техосмотр в 2020 году?

Владельцы транспортных средств, которые прошли техосмотр в 2020 году и заплатили госпошлину, освобождаются от транспортного налога на этот период.

Пример. Автовладелец в апреле 2020 года получил разрешение на участие в дорожном движении при прохождении техосмотра с уплатой госпошлины за два года. В этом случае за 2021 год транспортный налог для таких автовладельцев не начисляется, за 2022 год начисление налога производится с 1 мая по 31 декабря 2022 года.

Оплату транспортного налога за 2022 год владельцу транспортного средства необходимо будет произвести на основании извещения налоговой инспекции, направленного в его адрес, не позднее 15 ноября 2023 года.

Пример. Автовладелец в июле 2020 года получил разрешение на участие в дорожном движении при прохождении техосмотра с уплатой на один год. В этом случае в 2021 году владельцу транспортного средства оплату налога производить не придется и только в 2022 году налоговый орган определит размер оплаты за 2021 год за период с 1 августа по 31 декабря 2021 года. Оплату транспортного налога за 2021 год владельцу транспортного средства необходимо будет произвести на основании извещения налоговой инспекции, направленного в его адрес, не позднее 15 ноября 2022 года.

Как отмечает sb.by, местным Советам депутатов предоставлено право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физические лица, которые находятся в сложной жизненной ситуации.

"Учитывая данную возможность, а также то, что и сегодня часть собранных средств направляется местным органам власти на строительство, капитальный, текущий ремонт местных дорог и отдельных элементов улиц, у местных органов власти есть максимальная заинтересованность учесть интересы граждан и принять выверенные государственные решения", – подчеркнули депутаты.

Новая редакция Налогового кодекса пока не вступила в силу. При этом она уже принята депутатами и одобрена Советом Республики. Теперь закон должен подписать Александр Лукашенко.

Долгожданное нововведение для владельцев транспортных средств вступило в силу с 1 января. Теперь в стране вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог. И что главное – он отвязан от техосмотра.

Кому платить

При этом, как пояснили в министерстве по налогам и сборам, физическими лицами, уплатившими до 1 января 2021 года государственную пошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.

– Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду плательщиком транспортного налога является лизингополучатель. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами и организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Беларуси. Транспортный налог подлежит уплате физическими лицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении, – уточнили в ведомстве.

Также определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцами уплачиваться не будет. В частности, к таким транспортным средствам относятся те, год выпуска которых 1991-й и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют, находящиеся в угоне, специально оборудованные для использования инвалидами, снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2021 года.

Сколько платить

Что касается размера ставки транспортного налога, то он зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости транспортного средства либо определяется за одну единицу транспортного средства, сообщил член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок:

– Введенный транспортный налог по сравнению с величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 килограммов, а не 500, как это было ранее. При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства. Платить транспортный налог граждане будут ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году. К примеру, машина снята с учета и продана в марте. Соответственно, предыдущий собственник перестает платить налог с первого апреля. Новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

К слову, в обновленном Налоговом кодексе определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами I или II группы, лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а также на 25 процентов – для инвалидов III группы. При этом льгота по снижению ставки транспортного налога предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Когда платить

Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется физическим лицам местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.

По предварительным расчетам, ежегодные поступления от транспортного налога составят до 500 миллионов рублей. По словам первого заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, это произойдет, когда система заработает в полной мере:

– Оценка с учетом потенциального количества плательщиков транспортного налога – около 450–500 миллионов рублей, когда система заработает в полной мере. Это 2022–2023 годы. В 2021 году будет переходный период, в который может быть собрано примерно 100 миллионов рублей. По 50 миллионов от физлиц и организаций. От госпошлины в среднем в год около 300 миллионов рублей, из этой суммы 60 процентов – от физических лиц, 40 процентов – от организаций.

Отметим, физическим лицам транспортный налог будет исчисляться налоговым органом. Уплата производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября. Законодательно установленный срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим. Что касается этого года, то физические лица, не получившие по состоянию на 1 января в установленном порядке разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, обязаны уплатить не позднее 15 декабря авансовый платеж в размере одной базовой величины. Извещение на такие платежи будет направлено налоговым органом не позднее 1 ноября 2021-го. Доплату транспортного налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023-го.

Языком цифр

Ставка транспортного налога будет зависеть от массы машины. До 1,5 тонны – 61 рубль, 1,5–1,75 т – 81 рубль, 1,75–2 т – 102 рубля, 2–2,25 т – 122 рубля, 2,25–2,5 т – 142 рубля, 2,5–3 т – 162 рубля, свыше 3 т – 223 рубля.

Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 4 января 2021 г.

Технический осмотр (ТО) является неотъемлемой процедурой проверки состояния автотранспорта, без которой не допускается его использование для передвижения.

Периодичность и стоимость прохождения техосмотра автомобиля

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Для всех собственников машин правилами предусмотрено обязательное наличие свидетельства, подтверждающего пригодность ТС, чтобы повысить уровень безопасности на дорогах. Своевременное прохождение диагностики подтверждает отсутствие неисправностей, которые могут стать причиной внезапных ДТП.

Периодичность прохождения техосмотра для разных видов ТС

Периодичность совершения процедуры освидетельствования состояния машины зависит от ее года выпуска. Согласно нововведениям в федеральном законе от 2011 года, автотранспорт до трехлетнего возраста не отправляют на ТО.

Свыше 36 месяцев его использования необходимо приобретать диагностическую карту. В зависимости от категории автомобиля, его возраста и предназначения в дальнейшем изменяется срок повторного прохождения техосмотра.

Для автотранспорта, относящегося к категории B, включающего в себя такие виды ТС, как:

  • масса автомобиля до 3500 кг и до 8 пассажирских мест;
  • масса автомобиля до 3500 кг и до 8 пассажирских мест с прицепом весом менее 750 кг;
  • масса автомобиля до 3500 кг и до 8 пассажирских мест с прицепом свыше 750 кг;
  • трициклы и квадроциклы;

Периодичность прохождения проверки пригодности ТС зависит от его возраста:

  • до тридцати шести месяцев – нет необходимости проходить ТО;
  • от тридцати шести месяцев до семи лет – раз в два года;
  • свыше семи – каждый год.

Для всех видов мототранспорта, в том числе и четырехколесных, сроки прохождения техосмотра предусмотрены точно такие же, как и для автомобилей категории B. Транспортным средствам с массой свыше 3500 кг, которые относятся к категории грузовых автомобилей, необходимо раз в два года проходить ТО.

Ежегодно, независимо от возраста ТС, проходить диагностическую аттестацию необходимо для:

  • тракторов;
  • самоходной строительной техники;
  • автомобилей, относящихся к автошколам;
  • автотранспорта, оснащенного проблесковыми маячками и звуковыми спецсигналами.

Срок действия диагностической карты после техосмотра

Срок действия диагностической карты после техосмотра

После прохождения техосмотра водителю выдают диагностическую карту. Этот документ подтверждает пригодность автотранспорта для эксплуатации на дорогах. Срок его действия устанавливается в зависимости от категории, цели использования и возраста автомобиля. Таким образом, диагностическая карта может быть выдана на период от полугода до трех лет.

Когда технический осмотр проходить не нужно?

Для автотранпорта, возраст которого не превышает 36 месяцев, не нужно проходить процедуру проверки техсостояния.

К ним относятся:

  • мотоциклы всех типов;
  • мопеды;
  • трициклы и квадроциклы;
  • легковые и грузовые машины, относящиеся к категории B, в том числе с прицепом.

Как проходит техосмотр?

Где проводят техосмотр?

Где проводят техосмотр?

Технический осмотр автовладелец имеет право пройти в любом городе, где находится пункт ТО. С начала 2012 года регистрация собственника и машины не имеет значения для совершения данного действия, так как в бланке техосмотра убрали пункт «код региона».

Проводить процедуру диагностического освидетельствования имеют право специализированные организации или индивидуальные предприниматели, имеющие на это соответствующую аккредитацию.

Необходимые документы для прохождения техосмотра

На сегодняшний день для прохождения проверки техсостояния машины требуются такие документы, как:

  • паспорт или водительские права, удостоверяющие личность автовладельца;
  • техпаспорт или свидетельство о регистрации автомобиля.

Показатели авто, которые проверяют на техосмотре

Проверку технического состояния автотранспорта осуществляют работники пункта ТО.

Ими проводится осмотр таких параметров, как:

  • работа тормозной системы;
  • состояние люфта подвески и рулевого управления;
  • внешние светотехнические приборы;
  • состояние технических жидкостей автомобиля;
  • уровень токсичных веществ в выхлопе;
  • состояние шин и колес;
  • соответствие нормативам аптечки, госзнака и огнетушителя;
  • исправность прочих деталей автомобиля – зеркала, ремни безопасности, стекла.

Стоимость техосмотра в РФ

Стоимость техосмотра в РФ

По состоянию на 2017 г. в России размера платы за техосмотр автомобиля в среднем составляет не более одной тысячи рублей. В основном показатель стоимости услуги зависит от региона, где находится пункт ТО, и категории автомобиля.

Для собственников транспортных средств, которые относятся к категории A, цена техосмотра будет составлять около 300 рублей. Для водителей легковых автомобилей с наличием до восьми мест для пассажиров и массой менее 3500 кг в среднем пройти ТО обойдется в пределах восьмисот рублей.

Цена диагностической аттестации для автомобилей, имеющих более восьми мест для пассажиров, составит примерно одна тысяча триста рублей. Для грузовых автомобилей, которые относятся к категории C, стоимость технического освидетельствования будет зависеть от возможной грузоподъемности ТС, в среднем по России эта процедура обойдется в пределах одной тысячи шестьсот рублей.

К льготникам относятся:

  • люди, достигшие пенсионного возраста;
  • люди, имеющие категорию инвалидности;
  • герои России;
  • чернобыльцы;
  • пострадавшие на заводе «Маяк» и т.п.

В некоторых городах местными органами власти установлено бесплатное оказание процедуры технического освидетельствования для пенсионеров. В этом случаи гражданин имеет право обратиться в пункт ТО и предоставить пенсионное удостоверение и документ, подтверждающий право собственности ТС для получения льготы.

Стоимость повторного техосмотра

В случае, если техническим экспертом была выдана диагностическая карта с результатом, устанавливающим невозможность эксплуатировать ТС, на автовладельца накладывается обязанность пройти повторный ТО в течение двадцати дней. В карте обязательно указан перечень неисправностей, которые были выявлены.

Повторное техническое освидетельствование будет платным. При обращении водителя в организацию, которая ранее установила неисправность ТС, есть возможность сэкономить на процедуре проверки. Это определяется тем, что собственник оплатить только диагностику тех элементов, которые в первом случае ее не прошли.

Но если водитель обратиться в другой ПТО для повторного прохождения техосмотра,ему необходимо будет заплатить полную стоимость оказанного диагностирования всех обязательных параметров. Также полная оплата за ТО будет взята в том случае, если прошло более двадцати суток с момента первой аттестации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Можно ли радоваться новому налогу? С 1 января 2021-ого года автовладельцы Беларуси вздохнули свободно: согласно дополнению 28-1 к Налоговому кодексу РБ в стране появился транспортный налог взамен благополучно почившей дорожной пошлины, которую последовательно игнорировало большинство белорусов с 2013-ого года. В чем его особенность и для чего он вообще нужен? Где и как можно оплатить этот налог, пошлину, или плату за участие, в 2021 году в Беларуси? Обо всем этом — в подробном материале ниже.

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.


Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.


Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.

С 1 января 2021 года — новый транспортный налог

Точнее, налог старый, но законодатели решили в корне изменить порядок его взыскания и параллельно изменили размер — согласно главе 28-1 Налогового кодекса РБ. Теперь платить его нужно всем владельцам автомобилей, независимо от того, используют ли они транспортное средство или же круглый год держат в гараже. Не нужно платить за:

  • угнанное авто;
  • электромобиль (не гибриды!);
  • автомобиль, выпущенный не позднее 1991-ого года.

Также не придется платить тем автовладельцам, которые уже сняли свой автомобиль с учета либо сделают это до 1 июля 2021 года. Это связано с переходом на новую систему взыскания налога.

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это вес автомобиля.

Также в расчет принимается общая масса авто. Есть 6 общепринятых категорий:

  • до 1,5 тонн;
  • от 1,5 до 1,75 тонн;
  • от 1,75 до 2 тонн;
  • от 2 до 2,25 тонн;
  • от 2,25 до 3 тонн;
  • свыше 3 тонн.

Ставки транспортного налога

Они прописаны в приложении 27 к Закону Республики Беларусь №72-3 «Об изменении налогового кодекса» от 29 декабря 2020 года.

Платить нужно раз в год. В текущем 2021-ом году — не позднее 15 декабря в размере 29 рублей (1 базовая величина). Это так называемый авансовый платеж, остаток нужно будет внести уже в следующем году — не позднее 15 ноября.

Кстати, пока не забыл. В Беларуси очень мало сайтов и телеграм-каналов, посвященных Финансам. Наш канал @FinBel в числе.

Мы публикуем интересные материалы про все, что связано с деньгами в Беларуси: инвестиции, недвижимость, бизнес, ИП, налоги и немного бухгалтерии, финансовые лайфхаки. Все статьи основаны на личном опыте авторов.

Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @FinBel

Если вы уже оплачивали дорожный налог в прошлом году, то ничего доплачивать вам не надо: ваш допуск действует на весь период, что в нем прописан. Если же его действие заканчивается, например, в мае или июне, то за 2021-ый год нужно будет внести оплату за оставшиеся в году месяцы — 7 и 6 соответственно. Налоговая инспекция будет направлять извещения на оплату, так что забыть или запутаться точно не получится.

Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.

Ставки для физических лиц: Ставки для юридических лиц:
Максимально разрешенная масса Цена за год, BYN Максимально разрешенная масса Цена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно 244 278
от 21 до 40 включительно 345 394
свыше 40 447 510
Легковой автомобиль
не более 1,5 тонны 61 не более 1 тонны 162
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонн 81 более 1 тонны, но не более 2 тонн 209
более 1,75 тонн, но не более 2 тонн 102 более 2 тонн, но не более 3 тонн 255
более 2 тонн, но не более 2,25 тонн 122 более 3 тонн 325
более 2,25, но не более 2,5 тонн 142
более 2,5, но не более 3 тонн 162
более 3 тонн 223 более 3 тонн
Прицеп не более 0,75 тонны 41 116
Прицеп более 0,75 тонны 223 278
Прицеп-дача (караван) 41 116
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны 162 278
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 345 394
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 447 510
более 12 тонн 508 580
Прочее
Мотоцикл 41 70
Седельный тягач 406 независимо от разрешенной максимальной массы 464

Есть ли льготы?

50% от стоимости «дорожного налога» оплачивают:

  • люди с 1 и 2 группами инвалидности;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны ВОВ.

Для инвалидов 3-ей группы полагается льгота в 25%. Также могут получить льготу и люди, что попали в трудную жизненную ситуацию. Это согласовывается местные Советами депутатов.

Способы оплаты

Если вы физическое лицо, то можете оплатить транспортный налог в любом банке или почтовом отделении. Отметим, что даже если вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель, вы все равно пользуетесь для оплаты тарифами для физических лиц.

А вот оплата налога юридическими лицами (организации) возможна только в банке.

Шины, диски, акккумуляторы, акустика, моторные масла и другие товары для авто в каталоге 21века с бесплатной доставкой по Беларуси. Как покупать, экономить и другие нюансы покупок в 21веке — читайте в статье.

Хит продаж на Алиэкпресс до 5$: FM-трансмиттер с дисплеем + два USB, AUX, MP3.

Как заплатить через ЕРИП?

Продемонстрируем, как происходит оплата транспортного налога через ЕРИП. Использовать для этого можно как обычный инфокиоск, подключенный к Системе (РАСЧЕТ), так и любой интернет-банкинг, которым вы пользуетесь.

В нашем случае это будет программный продукт «Беларусбанка», но разницы нет никакой – «Дерево ЕРИП» имеет универсальную структуру и везде выглядит одинаково.


1. В главной ветке услуг открываем раздел «Прочие платежи».


2. Выбираем «Белтехосмотр».


3. Нажимаем на раздел «Госпошлина» (представлено и для физических, и для юридических лиц).


4. Для оплаты понадобится серия и номер техпаспорта транспортного средства.


После проведения оплаты можно сохранить электронный чек и распечатать его — он и будет служить официальным документом, подтверждающим вашу оплату транспортного налога. Впрочем, делать это и хранить чек вовсе необязательно — вся информация о платеже остается в базе ЕРИП, и работники «Белтехосмотра» без труда отыщут нужные сведения по номеру операции.

Важно: не путайте транспортный налог с оплатой за непосредственно проведенный техосмотр.

Что будет, если не платить?

Если раньше водители включали режим невозмутимого игнора и садились за руль, даже несмотря на то, что штрафы за отсутствие техосмотра в Беларуси были немаленькие, то теперь — при отвязке транспортного налога от прохождения диагностики — им грозит начисление пени за неуплату, а также возбуждение административного процесса с последующим наложением ареста на автомобиль.

Заключение

Наконец-то транспортный налог перестал быть камнем преткновения между властями и автовладельцами. Аргументы обеих сторон были предельно понятны и справедливы, и хорошо, что удалось грамотно «упаковать» их в юридические формулировки и представить в виде соответствующих положений. Очереди на СТО в первые дни января подтверждают, что автовладельцы приняли новые правила игры с воодушевлением. Рекомендуем и вам пройти техосмотр, если уже нужно, оплатить транспортный налог за пользование дорогами, если вы этого еще не сделали — и получать от езды по Беларуси истинный комфорт и наслаждение.

1 марта 2021 года вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления ОСАГО. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а под постановление с продлением диагностической карты на полгода такие автомобили не попали.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль старше 4 лет. Нет действующей диагностической карты — значит, страховые компании имеют право отказать в продаже полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Для автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за неисправного рулевого управления или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.

Что изменилось с 1 марта

Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.

Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.

Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.

Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.

Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.

А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.

Полный перечень изменений в правилах техосмотра

Как было Как стало
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке Бумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетности Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не был Законом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты

За что могут аннулировать карту

Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.

Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:

  1. Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
  2. Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.

В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.

Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .

Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Передние стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Что с этим делать

Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.

А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.

Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.

Читайте также: