Имущество находится в нескольких субъектах рф как определяется налоговая база

Опубликовано: 19.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Верно ли, что за имеющиеся в собственности гаражи налог на имущество должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости независимо от категории земельного участка? Или налоговая база определяется как кадастровая стоимость только в отношении гаражей, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении гаражей налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества вне зависимости от назначения земельных участков, на которых расположены данные гаражи.

Обоснование вывода:
На основании подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям, в частности, на праве собственности, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ (за некоторыми исключениями).
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к имуществу, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, относятся: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
По нашему мнению, исходя из прямого прочтения приведенной нормы, с учетом того, что перечисленные в ней группы объектов разделены словосочетанием "а также", назначение земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства) имеет значение только при определении налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений. В отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества вне зависимости от назначения земельных участков.
Аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Минфина России в своих многочисленных разъяснениях (письма от 27.05.2020 N 03-05-05-01/44384, от 04.12.2020 N 03-05-05-01/105908, от 21.02.2020 N 03-05-05-01/12849, от 19.02.2020 N 03-05-05-01/11570, от 29.01.2020 N 03-05-05-01/5222).
Аргументов, позволяющих трактовать рассматриваемую норму иным образом, мы не видим.
Отметим также, что включение объектов, поименованных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в какие-либо перечни положениями НК РФ не предусмотрено. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость (далее - Перечень), составляются только для имущества, поименованного в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ*(1) (смотрите подп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Смотрите также письмо Минфина России от 01.04.2020 N 03-05-05-01/26145.

К сведению:
Налог на имущество организации является региональным налогом (ст. 14 НК РФ), который устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). Причем особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ могут определяться законами субъектов РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). В п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут определяться законом субъекта РФ.
Таким образом, субъект РФ при установлении особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, вправе самостоятельно определять те виды объектов недвижимого имущества, которые подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости. Говоря простым языком, региональные власти самостоятельно определяют конкретные виды такого рода объектов. Смотрите дополнительно письма ФНС России от 06.04.2020 N БС-3-21/2771@, от 20.03.2020 N БС-4-21/4873@.
Соответственно, налог на имущество организаций может исчисляться исходя из кадастровой стоимости только в отношении тех жилых помещений, которые поименованы в соответствующем законе субъекта РФ, при условии, что сведения о них имеются в ЕГРН и по ним определена кадастровая стоимость. Если данные условия не выполняются, то рассматриваемые объекты недвижимости, отвечающие установленным п. 4 ПБУ 6/01 критериям основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества. Смотрите также письма Минфина России от 27.05.2020 N 03-05-05-01/44384, от 28.04.2020 N 03-05-05-01/34448, от 19.02.2020 N 03-05-05-01/11570, от 02.10.2019 N 03-05-04-01/75869, ФНС России от 01.11.2019 N БС-4-21/22425@и др.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

18 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данных нормах речь идет:
- об административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) и помещениях в них;
- о нежилых помещениях, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее в настоящей главе - имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения).

2. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой.

4. Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ.

6. Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Положение настоящего пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов до 1 января 2010 года.

Необходимо знать, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно:

- в отношении имущества по местонахождению организации;

- в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс);

- в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, а также обособленного подразделения организации (имеющего отдельный баланс) или постоянного представительства иностранной организации;

- в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;

- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ, налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 25.07.2013 по делу N А12-16147/2012 (Определением ВАС РФ от 25.10.2013 N ВАС-14378/13 отказано в передаче дела N А12-16147/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), согласившись с позицией нижестоящего суда, пояснил, что по смыслу пункта 4 статьи 376 НК РФ капитальные вложения в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений должны быть объектами налогообложения при расчете налога на имущество.

Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54 отметил, что при реорганизации в форме присоединения присоединенная организация исчисляет среднегодовую стоимость имущества за период деятельности организации в течение календарного года в общеустановленном порядке исходя из остаточной стоимости имущества на соответствующие даты, указанные в пункте 4 статьи 374 НК РФ, на основании заключительной бухгалтерской отчетности на день, предшествующий дате внесения в Реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Поэтому если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные Налоговым кодексом РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.

Минфин России в письме от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76 пояснил, что налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

ФНС России в письме от 24.12.2012 N БС-4-11/21975 отметил, что налоговая база в отношении линейных сооружений исчисляется в целом по субъекту Российской Федерации без определения налоговой базы по муниципальному образованию и налог уплачивается по месту нахождения указанного объекта недвижимости (территория субъекта Российской Федерации), то есть по месту постановки организации на учет в налоговом органе по местонахождению линейного сооружения.

Минфин России в письме от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54, толкуя пункт 4 статьи 376 НК РФ, указал, что в случае если по месту нахождения присоединенных организаций правопреемником созданы обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, или находятся объекты недвижимого имущества, то налоговые декларации по налогу на имущество организаций за последний налоговый период присоединенной организации представляются правопреемником в налоговый орган по месту нахождения указанных подразделений или объекта недвижимого имущества в установленные НК РФ сроки, если они не были представлены присоединенными организациями до завершения реорганизации.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 30 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ"
Ю.М. Лермонтов, 2014

Поскольку спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, капитальные вложения в строительство объекта были завершены суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса, ПБУ 6/01, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что стоимость спорного объекта недвижимости обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.

Признавая выводы налогового органа обоснованными, суды руководствовались положениями статей 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, и исходили из того, что рассматриваемое основное средство в Классификации основных средств включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, не поименовано.

Учитывая то обстоятельство, что спорные объекты недвижимости отвечали названным условиям, суды, руководствуясь положениями статей 372, 373, 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации, ПБУ 6/01 пришли к выводу, что стоимость спорных объектов недвижимости обоснованно включена инспекцией в налоговую базу по налогу на имущество за рассматриваемый период.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

2. Недвижимое имущество расположено на территории нескольких субъектов РФ

Существует определенная группа предприятий, имеющих в собственности так называемое “протяженное” имущество, например, предприятия связи, энергосбытовые предприятия, дорожные организации и т. п. Такие предприятия в соответствии с п.2 ст.376 Налогового кодекса РФ обязаны уплачивать налог на имущество отличным от общего порядка образом: если объект недвижимого имущества фактически расположен на территории разных субъектов Федерации, то его налоговая база определяется в каждом субъекте Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости всего объекта недвижимого имущества и собственники подобного имущества обязаны уплачивать налог на имущество в каждом субъекте Федерации, где расположено принадлежащее им недвижимое имущество, вне зависимости от наличия обособленных подразделений. Причем обращаем внимание, что расчет налоговой базы зиждется на таком критерии как доля балансовой стоимости недвижимого имущества на территории субъекта Федерации. Однако алгоритм расчета данного критерия законодательством не определен. Одним из возможных способов является определение части стоимости основного средства, принадлежащей данной территории, на основании первичных документов. Например, по окончании строительства какого-либо сооружения (линии связи) оформляется акт по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3. На основании этих документов определяется протяженность линии. Однако такой способ применим для вновь построенных линий. Что касается протяженных объектов, сооруженных задолго до введения главы 30 Налогового кодекса (автомобильные дороги, трубопроводы и т. п.), то представляется проблематичным определение доли стоимости по подобным документам, поскольку срок хранения первичных документов установлен в 5 лет.

Также представляется затруднительным для налогоплательщика, владеющего протяженным имуществом, представление налоговых деклараций и уплата налога на имущество по месту нахождения данного имущества в каждом районе субъекта РФ. Кроме того, поскольку на территории каждого субъекта РФ действует свой закон о налоге на имущество, то расчет налога на имущество получается весьма обременительным, что, в свою очередь, может привести к ошибкам и искажениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

28 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА

28 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА В зависимости от субъекта бизнеса и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различаются следующие виды деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, страховая, посредническая.Производственная

2.7.2. Зачет налога на имущество организаций

2.7.2. Зачет налога на имущество организаций В силу ст. 386.1 НК РФ суммы налога на имущество организаций, фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства в отношении

Инструментарий. От субъектов – к объектам, и наоборот

Инструментарий. От субъектов – к объектам, и наоборот Если проследить по этапам процесс отражения реального мира в звуковых формах ДИАЛА, начиная с самого первого, что нам о нём пока известно, с процесса рождения Вселенной, Большого взрыва, то окажется, что область ритма и

1.4. Бухгалтерский учет расходов по налогу на имущество

1.4. Бухгалтерский учет расходов по налогу на имущество В настоящее время отражение налога на имущество на счетах бухгалтерского учета неоднозначно. До введения в действие главы 30 Налогового кодекса “Налог на имущество” налогоплательщики отражали начисленные суммы по

4.3. Организации, имеющие льготируемое имущество

4.3. Организации, имеющие льготируемое имущество Организации, имеющие право на применение льготы по налогу на имущество в отношении принадлежащих им основных средств, перечислены в статье 381 Налогового кодекса РФ.В соответствии с ней не подлежит

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и

Строчка в CV не стоит нескольких лет жизни

Строчка в CV не стоит нескольких лет жизни Когда мне было двадцать шесть, я пошел на сделку со своим «Не хочу!», и предпринял попытку «делать карьеру» – устроился программистом в один из филиалов крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования Nortel. К

Виктория Ким, эксперт по налогообложению

Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

определите ставку налога;

  • рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
  • Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

    Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

    Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

    Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

    Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

    Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

    Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

    НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

    Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

    Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

    При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

    Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

    Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

    С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

    Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Сроки уплаты налога на имущество

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

    Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

    • до 30 апреля — I квартал;
    • до 30 июля — полугодие;
    • до 30 октября — 9 месяцев;
    • до 30 января — год.

    Отчетность по налогу на имущество

    Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства ( письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

    При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

    Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

    В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

    Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Читайте также: