Задолженность по уплате налогов которая направлялась на взыскание судебному приставу исполнителю

Опубликовано: 19.09.2024

249-основа.jpg

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

— предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

— неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

— вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

— отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

— или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

— выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

— срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы


Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

Приложение N 1
к приказу МНС РФ и
и Минюста РФ от 25 июля 2000 г.
N ВГ-3-10/265/215

Порядок
взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов

С изменениями и дополнениями от:

13 ноября 2003 г.

ГАРАНТ:

О взаимодействии налоговых органов с другими органами исполнительной власти см. справку

См. Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов

См. Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденные приказом Минюста РФ и МНС РФ от 13 ноября 2003 г. N 289/БГ-3-29/619

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет общие условия взаимодействия территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы) и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов) по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника-организации (далее - постановление налогового органа) и иных исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591) (далее - исполнительные документы).

1.2. Правовыми основаниями взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов являются: Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3590), Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и иные нормативные правовые акты.

1.3. Целью взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов является обеспечение принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.

1.4. Основными задачами взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов являются: соблюдение законодательства о налогах и сборах и законодательства об исполнительном производстве, повышение эффективности организации исполнительного производства по взысканию задолженности по постановлениям налоговых органов и исполнительным документам и их исполнение в полном объеме.

2. Организация взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов

2.1. Постановление налогового органа должно соответствовать требованиям статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве", имея в виду указание в постановлении налогового органа:

- фамилии, имени, отчества должностного лица и наименования налогового органа;

- даты принятия и номера решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

- даты вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

- резолютивной части решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

- наименования, ИНН и юридического адреса организации, в отношении которой должны быть совершены исполнительные действия;

- даты выдачи постановления налогового органа.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Информация об изменениях:

Приказом МНС РФ и Минюста РФ от 13 ноября 2003 г. N БГ-3-29/620/290 пункт 2.2 настоящего Порядка изложен в новой редакции

2.2. Постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом.

Вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет:

- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального Банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России от 23.12.2002, регистрационный N 4068), с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N_____");

- имеющиеся у налогового органа сведения:

об имуществе налогоплательщика - организации или налогового агента - организации (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект, с приложением выписки из баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности;

о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

фактические адреса, телефоны головной организации и структурных подразделений;

сведения о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу налогового органа;

сведения о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.

В случае произведенного налоговым органом ареста имущества налогоплательщика в сответствии со статьей 77 Кодекса, налоговый орган направляет в службу судебных приставов копию протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.

2.3. При необходимости налоговый орган одновременно с постановлением налогового органа направляет судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства.

2.4. В случае нарушения требований, предъявляемых к постановлению налогового органа согласно пункту 2.1 настоящего Порядка, судебный пристав-исполнитель возвращает представленные документы в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В постановлении о возвращении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для устранения нарушений.

После устранения допущенных нарушений постановление налогового органа повторно направляется в службу судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать представления налоговым органом информации, не предусмотренной пунктом 2.2 настоящего Порядка.

2.5. Судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляются в налоговый орган и должнику.

2.6. Копии актов описи и ареста имущества должника в 3-дневный срок с момента наложения ареста направляются в налоговый орган, вынесший постановление.

2.7. В случае полного взыскания суммы задолженности перед бюджетом с организации-должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства.

2.8. В случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.

2.9. В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и если принятые судебным приставом-исполнителем все предусмотренные законом меры по розыску имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается взыскателю.

2.10. Возвращение исполнительного документа в налоговый орган не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в службу судебных приставов с соблюдением сроков, установленных статьей 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

3. Организация взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению исполнительных документов

3.1. Судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности.

3.2. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу судебный пристав-исполнитель запрашивает у налогового органа информацию о его новом местонахождении.

3.3. Письменный запрос судебного пристава-исполнителя должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

3.4. Налоговый орган в 3-дневный срок со дня получения запроса представляет в установленном порядке судебному приставу-исполнителю требуемую информацию.

Если контрагент не рассчитывается перед своими кредиторами, скорее всего он недобросовестно выполняет и другие обязательства: срывает сроки поставок и не платит налоги. В Фокусе можно проверить, есть ли у компании заблокированные счета и просрочки по платежам. А также возбуждены ли в отношении контрагента исполнительные производства.

Задолженности контрагента

У контрагента могут накопиться задолженности, если он:

  • получает товары, но не платит за них поставщикам или пользуется услугами, которые не оплачивает (дебиторская задолженность);
  • вовремя не рассчитывается со своими сотрудниками;
  • не платит налоги, страховые взносы, сборы, штрафы, взносы по кредитам.

Как проверить в Фокусе, есть ли у контрагента задолженности

Введите название или ИНН контрагента в строку поиска в Фокусе. На одной странице сервиса вы получите всю информацию о компании.

Статистика платежей

Раздел «Статистика платежей» позволяет узнать о финансовых трудностях контрагента еще до того, как кредитор обратился с иском в суд.

В карточке компании отражается общая информация:

  • оплаченные за год счета;
  • сколько дней в среднем составляет просрочка по платежам;
  • размер долга по всем платежам.


Информацию о долгах контрагентов в Фокус регулярно передают другие пользователи сервиса. Среди них крупные производители и поставщики, которые работают в сферах логистики, оптовой торговли, ЖКХ.

Блокировка счета

Если контрагент вовремя не уплачивает налоги и сборы или не сдает декларации в ФНС, то налоговая может частично или полностью заблокировать его счет (ст. 76 НК РФ). Сведения об этом отражаются в разделе «Особые реестры». На странице карточки компании также можно посмотреть, сколько составляет задолженность контрагента в ФНС.


Если счет контрагента заблокирован, информация отразится на странице компании в разделе «Банковские счета». Упоминание выделяется оранжевым, чтобы вы точно не пропустили эти сведения.


Решения о приостановлении операций по счетам с электронной подписью ФНС можно скачать, кликнув на соответствующую кнопку.


Задолженность по налогам и сборам

Подробная информация о неуплаченных налогах отражается в разделе «Налоги и сборы». Вверху страницы — общий размер задолженностей компании на конец года.


Здесь же публикуется сводная таблица. Вы можете проследить, как по итогам каждого года менялось финансовое состояние компании. Сводные данные можно скачать в форматах XLSX, DOCX, PDF.


Исполнительное производство

Исполнительное производство в отношении юридического лица

Если в отношении юрлица возбуждено исполнительное производство, сведения отобразятся в соответствующем разделе на карточке организации. Производства разделены на несколько категорий:

  • к взысканию;
  • исторические;
  • возвращено взыскателю.

Напротив каждой указаны общая сумма взысканий и количество производств.


Если кликнуть на категорию, появится подробная информация: предмет долга, сумма взысканий по каждому делу и число производств в категории.
С помощью удобного фильтра вы можете отсортировать производства — они отображаются на графике. Статистика помогает узнать, как со временем менялось число исполнительных производств в отношении компании.


Внизу страницы доступен весь список производств. У каждого указаны тип, сумма задолженности, дата. Перечень также можно скачать в форматах XLSX, DOCX, PDF. Сведения загружаются из банка данных исполнительных производств ФССП. Информация обновляется ежедневно.

Исполнительное производство в отношении индивидуального предпринимателя

Чтобы узнать об исполнительных производствах, возбужденных в отношении индивидуального предпринимателя, введите ФИО или ИНН в соответствующем разделе.


Контрагент не выполняет обязательства. Что делать?

Даже когда у компании дела идут хорошо, среди поставщиков и покупателей может найтись тот, кто вовремя не выполнит обязательства по договору.
Рассмотрим, что делать, если контрагент не возвращает долги.

Способ №1 — договориться с должником

Узнайте у контрагента, почему платеж просрочен. Может быть, это временные трудности или партнер по бизнесу просто забыл. Рассмотрите варианты: вы можете продлить сроки оплаты, снизить проценты за просрочку или предложить погасить долг частями.

Способ №2 — уступка права требования долга

Вы можете передать право требовать уплаты долга третьему лицу, если деньги понадобились срочно. Для этого не нужно согласие должника. Главное — уведомить его о смене кредитора. Помните, что дебиторская задолженность стоит дешевле номинала. Специалисты оценивают долг в среднем в 10 % от его фактической стоимости.

Способ №3 — обратиться в суд

Сначала судебные приставы списывают деньги со счетов должника, а если средств не хватает, налагают арест на все поступающие деньги до полного погашения задолженности. Также приставы могут продать имущество должника с торгов. К тому же, если долг физического лица или индивидуального предпринимателя больше 10 тысяч рублей, ему могут запретить выезд за границу.

Способ №4 — приказное производство

Если контрагент признает долг, а вы предоставите в суд доказательства вашего требования, деньги можно взыскать в рамках приказного производства. Для этого нужно подать в суд заявление о выдаче судебного приказа, документы, подтверждающие ваши требования, и чеки об оплате госпошлины. В этом случае она на 50 % меньше, чем при обращении в суд с иском. Судебный приказ является исполнительным документом и вступает в силу через 10 дней. Однако, если должник направит возражения, суд может отменить приказ. Тогда придется обращаться с исковым заявлением в порядке, о котором мы писали в способе № 3.

Соблюдение законных требований в процессе возврата долгов обеспечивается ФССП — Федеральной службой судебных приставов. Это исполнительный орган, который в рамках своей деятельности занимается и возвратом денежных средств — любых, будь то кредит банку, алименты или штраф ГИБДД. Судебные приставы вправе заниматься взысканием задолженностей только на основании «исполнительного документа», ИД.

Согласно ИД, у должника списываются денежные поступления без учета его желания. По данным портала ФССП, в 2020 году по взысканию задолженностей с физических лиц на контроле у судебных приставов находилось 100 млн. исполнительных производств.

Задолженность по ИД: что это значит?

Расшифровка термина ИД привычна для всех физлиц, чьи долги были признаны судом, и кому уже хоть раз пришлось пообщаться с приставами.

Если вы должны по кредиту банку или по займу — МФО, вы об этом знаете и сами. Но если даже и забыли, то узнаете из звонков и СМС, из официальных письменных претензий. Но если банк обратился в суд и получил решение, то с вами скоро свяжутся судебные приставы, и сообщат о задолженности по ИД.

Долг у вас возник сам по себе, в его формировании не принимали участие судья или приставы. Это вы не вернули кредит, вы не заплатили алименты или штраф, «кинули» работников с зарплатой.

А вот право требовать его возврат после решения суда у приставов возникло на основании тех самых ИД.

В российском законодательстве встречаются следующие виды ИД:

Судебный приказ — подобный документ выдается мировым судом в упрощенном порядке. То есть кредитор обращается к судье, представив кредитный договор, долговую расписку или другое основание для возникновения претензий. В сокращенные сроки кредитор получает нужный судебный приказ — его копия также направляется должнику.

Получили документ от приставов, но не понимаете,
за что это? Закажите звонок юриста

Какие доходы нельзя взыскать по исполнительному документу?

Судебные приставы вправе списывать зарплату, гонорары, входящие переводы по карте, когда вам безналом возвращают долги, премии и даже часть пенсии. Они могут арестовывать и изымать имущество должника.

Но некоторые доходы приставы списать права не имеют, какой бы ни была сумма задолженности. К ним относятся:

  • Получаемые должником компенсации по возмещению вреда третьими лицами.
  • Пенсии по потере кормильца семьи.
  • Алиментные выплаты на содержание детей, инвалидов, престарелых родителей и тд.
  • Компенсации на покупку лекарств, на проезд и другие расходы.
  • Страховые выплаты по социальному страхованию.
  • Компенсации, которые должник получает по уходу за нетрудоспособными лицами.
  • Пособия на детей.
  • Компенсации по путевкам в санаторий или на оздоровление.
  • Компенсации командировочных расходов.
  • Материальная помощь, выделяемая пострадавшим в результате экологических катастроф, стихийных бедствий, ЧП.
  • Выплаты военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях.

Приставы списали с карты социальные
выплаты? Закажите звонок юриста

Пристав также не могут списать средства материнского капитала. Он не поступает на карты физ. лиц, а выдается в виде сертификата. Государственный сертификат на материнский капитал нельзя обналичить, продать или обменять. Попытки его обналичить влекут за собой обвинение в уголовном преступлении. Именно поэтому и приставы не могут списать средства маткапитала.

Как осуществляется взыскание у судебных приставов?

Взыскатель (он же кредитор) вправе обратиться с судебным приказом или другим документом в ФССП, чтобы инициировать исполнительное производство. У должника есть 10 дней, в течение которого он:

  • обжалует судебное решение;
  • добровольно рассчитывается с задолженностью.

Если должник бездействует, начинается исполнительное производство. Примечательно, что при небольших суммах долга (до 25 000 рублей) кредитор вправе обратиться с исполнительным документом в бухгалтерию организации, где работает должник. Также, если тот получает пенсию, пристав направит ИД в Пенсионный фонд. А ПФР отправит документы в банк, на счет которого пенсионер получает свои средства.

Далее организация или ПФР перечисляют денежные средства должника на счет кредитора, который он указывает при подаче документов. Или это делает банк, через карту которого выплачивается зарплата и пенсия. Если задолженность составляет больше, чем 25 000 рублей, то взыскание проводится судебными приставами.

Исполнительный лист настиг вас
в бухгалтерии? Закажите звонок юриста

Когда исполнительный документ поступает в работу судебного пристава, он обязан в течение 3 дней:

  • открыть исполнительное производство;
  • отказать в открытии производства — например, если кредитор ошибочно подал ИД в стороннее отделение ФССП, и это выяснилось в процессе проверки.

После открытия производства у пристава остается 2 месяца, чтобы начать возвращать просуженную задолженность. На первом этапе:

  • подаются запросы в ФНС, в Росреестр, в ГИБДД и в банки, чтобы выяснить, каким имуществом владеет должник;
  • выясняется место работы;
  • подается запрос в Пенсионный фонд.

Найденные счета и имущество подлежат аресту. Далее по месту работы или в ПФР судебный пристав направляет исполнительный лист с целью списания части ежемесячного дохода в пользу кредиторов.

Судебные приставы наделены полномочиями посещать должников по месту жительства и на месте арестовывать имущество. Но, к сожалению, на такие действия кредитору частенько придется буквально «толкать» госслужащего — приставы часто бывают загружены текущей работой, и у них не находится свободного времени на творческие инициативы, хотя они напрямую прописаны в должностных инструкциях приставов.

За что должнику придется заплатить дополнительно?

Опытные юристы говорят: «Лучший спор — это тот, который не дошел до суда». И это правда. В данном случае должнику лучше заранее рассчитаться по задолженности, чем ждать судебного решения и исполнительного производства.

Что такое задолженность по ИД? Это сумма, которая складывается из 3 частей:

  1. Тело задолженности, включая начисленные проценты и пени.
  2. Компенсация судебных расходов кредитора.
  3. Исполнительский сбор.

Если человек решит проблему долга до суда, то он заплатит только сумму по требованиям кредитора. Если он решает оплатить долг после получения ИД, то он еще компенсирует судебные издержки кредитора. После открытия производства оплачивается еще и исполнительский сбор.

Увы, это ответ тем «советчикам в интернетах», которые дают советы должникам не платить «банкам-кровопийцам». Мол, банк не подаст на вас в суд, «потому что ему с вами судиться дороХо». Да, издержки на судебные процессы, если у банка тысячи неплательщиков, велики. Но все их с лихвой компенсирует должник — своим имуществом.

Погасили долг добровольно, но с вас
требуют судебные издержки? Закажите звонок юриста

Сколько приставы списывают из ежемесячных доходов по ИД?

Если у должника есть имущество или денежные средства на счетах, то приставы в первую очередь будут погашать задолженность из этих активов. Если они отсутствуют, то будет проводиться ежемесячное списание из доходов. Опять же, если у должника есть эти легальные доходы.

Из зарплаты и пенсии удерживается:

  • 50% от ежемесячного размера начислений в стандартных случаях;
  • До 70% от ежемесячного дохода в некоторых случаях — например, если человек должен по алиментам на содержание малолетних детей.

Когда прекращается списание денег по ИД?

У исполнительных производств нет срока давности как такового. Он начинает исчисляться после закрытия производства. Если кредитор снова обращается с заявлением о возобновлении взыскания — через 6 месяцев после закрытия, то приставы производство начнут снова, и исчисление срока давности прекращается.

С зарплаты или иного дохода должника ежемесячно списывается конкретная сумма. Если должник по каким-то причинам потерял доход, то списание прекращается. Пристав проверяет, нет ли у должника имущества или иных активов, и закрывает производство.

Не остается средств на жизнь после
выплаты долгов? Закажите звонок юриста

Также прекращение списания происходит в случае:

  • когда должник обращается в суд с жалобой или с просьбой об отсрочке — можно сослаться на затруднительные финансовые обстоятельства, необходимость лечения, содержания нетрудоспособных иждивенцев или на необходимость выплачивать другие задолженности;
  • когда должник обращается в Арбитражный суд за признанием несостоятельности.

Как узнать об открытых ИД?

Ситуации, когда человек не подозревает об открытых исполнительных производствах, встречаются часто. Хотя это странно, так как слова — «я мог забыть о том, что когда-то брал деньги в долг» — для нормального человека не очень-то хороший «отмаз». Но — закон обязал должника извещать о его долге. А письма по разным причинам не доходят до конечного адресата, и при этом считается, что должник получил извещение, что суд состоялся, и должным образом уведомлен.

Чаще всего неприятным сюрпризом становятся штрафы из ГИБДД, штрафы за различные административные правонарушения, которые за период блаженного неведения успевают обрасти исполнительским сбором и пенями.

Человек узнает об исполнительном документе:

  • когда сталкивается со странными списаниями с банковской карты;
  • когда его не пропускают на границе в заслуженный отпуск, который оплачен месяца три назад и отнюдь недешев;
  • когда в 6-8 утра в гости приходит судебный пристав в компании полицейских и начинает описывать имущество.

К счастью, каждый россиянин может избежать подобных неприятностей. Для этого достаточно отслеживать открытые исполнительные производства на официальном портале ФССП.

  1. Заходим на сайт, где представлен поисковый сервис ведомства.
  2. Указываем ФИО, дату рождения, проходим капчу — процедуру опровержения, что вы — не робот, и находим данные.

Если вы ничего не нашли, это означает, что в отношении указанного ФИО открытых производств не числится. Если же ФССП завела дело, то вы найдете регистрационные номера, дату открытия, причины производства, сумму задолженности и даже контакты судебного пристава, который занимается вашим делом.

Оплатить образовавшуюся задолженность можно:

  • почтовым переводом в адрес отделения судебных приставов;
  • наличными на приеме у пристава;
  • посредством внесения денежных средств через платежные терминалы по указанным реквизитам;
  • на сайте ФССП.

Нужна помощь с ИД, вы не можете расплатиться с кредиторами? Звоните, мы предоставляем бесплатные юридические консультации. В частности, мы поможем разобраться в ситуации, отстоять законные интересы и полностью избавиться от претензий судебных приставов без погашения.

Читайте также: