Зачет иностранного налога рк

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 октября 2011 г. N 03-08-05 О зачете налога, удержанного в Республике Казахстан с доходов российской организации, полученных по сублицензионному договору о передаче казахской организации неисключительных прав на использование программного обеспечения

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно зачета налога, удержанного в Республике Казахстан с доходов российской организации, полученных по сублицензионному договору о передаче казахской организации неисключительных прав на использование программного обеспечения, и сообщает.

На основании статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.

В силу норм статьи 7 Кодекса при налогообложении доходов иностранных организаций следует также руководствоваться положениями международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения, в случае их наличия.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 г. (далее - Конвенция).

В пункте 1 статьи 12 Конвенции установлено, что роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Согласно пункту 2 статьи 12 Конвенции такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10% общей суммы роялти.

Термин "роялти" для целей применения положений статьи 12 Конвенции означает "платежи любого вида", получаемые в качестве вознаграждения за пользование или предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, кинематографические и телевизионные фильмы, видеофильмы или записи для радио и телевидения, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию (ноу-хау), касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, и платежи за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.

Таким образом, Казахстану предоставлено первоочередное право налогообложения доходов российской организации, полученных по сублицензионному договору о передаче казахской организации неисключительных прав на использование программного обеспечения, по ставке не превышающей 10 процентов.

В соответствии со статьей 23 Конвенции в России двойное налогообложение устраняется следующим образом. Если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

Учитывая вышеизложенное, зачет удержанного в Казахстане налога в размере 10 процентов с дохода в виде роялти производится при фактической уплате налога на прибыль в России. При этом такой зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет налога, уплаченного российской организацией в Казахстане, в том налоговом (отчетном) периоде, в котором налог фактически уплачен.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 октября 2011 г. N 03-08-05

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Российская организация получила роялти по сублицензионному договору о передаче казахской организации неисключительных прав на использование программного обеспечения.

Разъяснено, что межправительственной Конвенцией России и Казахстана об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 г. первоочередное право налогообложения названных доходов предоставлено Казахстану (по ставке до 10%).

Удержанный в Казахстане налог в размере 10% с дохода в виде роялти зачитывается в России при фактической уплате налога на прибыль.

Зачет производится, если доходы, полученные российской организацией за пределами нашей страны, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-08-05/101192 от 24.12.2019

Налог, который удержан с доходов российской компании в иностранном государстве, она может зачесть при уплате налога на прибыль в России. Иностранные доходы и расходы учитываются в налоговой базе, а зачет можно осуществить только по факту уплаты иностранного налога и при наличии подтверждающих уплату документов. Если произошло расхождение учета и оплаты по времени, то для получения зачета оформляют уточненную налоговую декларацию.

Фирмы, работающие в зарубежных странах, могут уплачивать там налоги, предусмотренные национальным законодательством. А НК РФ дает возможность российской компании зачесть налог, уплаченный в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль в России.

Как облагаются зарубежные доходы

Российские фирмы могут получать различные виды доходов из-за рубежа. Это доходы от деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, и доходы от деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории иностранного государства.

Доходы от деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства, могут облагаться в государстве - источнике дохода полностью или частично либо подлежать налогообложению только в РФ в зависимости от внутреннего законодательства государства-источника и положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения.

А вот доходы от деятельности постоянного представительства, если национальным законодательством государства - источника дохода не предусмотрены отраслевые или какие-либо другие специальные льготы, всегда подлежат налогообложению прежде всего в государстве - источнике дохода.

Но независимо от того, каким образом получен доход за границей, российская компания должна заплатить с него в РФ налог на прибыль. Все такие доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Как определить сумму налога

Налог на прибыль в РФ нужно заплатить с суммы, начисленной в объеме до удержания (уплаты) налогов в иностранном государстве. Этот порядок не зависит от того, где должны облагаться полученные доходы (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Но сумму налога на прибыль, уплачиваемого в России, можно уменьшить на сумму налога, уплаченного за ее пределами.

Этот механизм называют вычетом. Чтобы его получить, необходимо:

налог уплатить в стране, где получен доход;

подтвердить факт уплаты налога за рубежом.

Для проведения зачета понадобится документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами РФ. Он должен быть заверен. Если платила сама организация – налоговым органом иностранного государства. Если налог удержан и уплачен налоговым агентом в соответствии с законодательством иностранного государства или международным договором – заверить документ должен агент.

Как получить зачет

Итак, в силу статьи 311 НК РФ зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ и только в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в РФ.

Именно от этого зависит возникновение права на зачет налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей.

Получается, что после фактической уплаты налога в иностранном государстве организация должна представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот период, в котором велась соответствующая деятельность на территории иностранного государства. В ней и будет отражена фактически уплаченная в иностранном государстве сумма налога, подлежащая зачету.

Заметим, что НК РФ не ограничивает возможность зачета зарубежного налога одним налоговым периодом (календарным годом). У налоговой давности срок три года (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Поэтому право зачесть «иностранный» налог, не использованное в текущем налоговом периоде, остается на три следующих налоговых периода.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Партнеры компании «Pari Passu Advisory» О. Толубаев и А. Шинтаев посвятили статью налоговой политике Республики Казахстан в отношении зачета налога, уплаченного резидентом РК на территории иностранного государства.

Как известно, зачет иностранного налога регулируется статьей 223 Налогового кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года. Тем не менее перед непосредственным рассмотрением положений налогового законодательства РК небольшое отступление будет сделано в пользу некоторых понятий в сфере международного налогообложения и практики зачета иностранного налога, принятого международным сообществом. Цель таких отступлений заключается в помощи авторам статьи раскрыть все те положения, о которых пойдет речь далее, а также в помощи читателям глубже осмыслить суть вопроса. При этом сразу хотелось бы отметить некоторые исключения данной статьи: во-первых, из предмета настоящей статьи исключены случаи получения доходов в государствах с льготным налогообложением, во-вторых, под «международной практикой налогообложения» в настоящей статье понимается опыт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который консолидирован в Комментариях ОЭСР к модельной конвенции о налогообложении дохода и капитала /1/, в-третьих, авторы рекомендуют ознакомиться с материалами ОЭСР по международному налогообложению как в целях более углубленного изучения вопросов устранения двойного налогообложения, так и в целях общего понимания принципов международного налогообложения.

В вопросе двойного налогообложения в целом, международная практика оперирует понятиями юридического двойного налогообложения и экономического двойного налогообложения. Под первым понимается ситуация, когда единый доход одного и того же лица подлежит налогообложению в более, чем в одном государстве. Под экономическим двойным налогообложением, понимается ситуация, когда один и тот же доход двух разных лиц облагается налогом в различных государствах. Ярким примером последнего являются дивиденды, которые в большинстве случаев облагаются как в государстве, в котором возникают (например, при их выплате иностранной дочерней организацией), так и в государстве, резидентом которого является получатель таких дивидендов (материнская компания). Если элемент юридического двойного налогообложения устраняется путем заключения соглашений и конвенций между государствами об избежании двойного налогообложения и не вызывает неразрешимых проблем, то предметом таких конвенций, во всяком случае, заключенных на базе Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения, не является устранение экономического двойного налогообложения /2/. Устранение экономического двойного налогообложения каждым государством решается по своим правилам. Ниже будут рассмотрены примеры такого устранения, в том числе и казахстанская практика налогообложения дивидендов, полученных резидентом РК в иностранном государстве.

Возвращаясь к юридическому двойному налогообложению, отметим, что существует несколько методов их устранения.

Международным сообществом принято два метода/ принципа устранения двойного налогообложения: принцип налогового освобождения (the principle of tax exemption) и принцип налогового кредита (the principle of tax credit). Первый, в свою очередь, классифицируется на метод полного освобождения и на метод прогрессивного освобождения. Второй также подразделяется на методы полного налогового кредита и обычного налогового кредита.

При полном налоговом освобождении государство, в котором получатель прибыли является резидентом, полностью освобождает налогоплательщика от налогов за ту часть доходов, которую налогоплательщик получил в иностранном государстве. При методе прогрессивного освобождения доходы, полученные из иностранных источников, также освобождаются от местного налогообложения, однако государство оставляет за собой право взять в расчет освобожденные доходы при определении маргинальной ставки налога на местный доход. То есть при определении ставки налога на доход, полученный в государстве, резидентом которого является получатель, в расчет берется также доход, полученный в иностранном государстве. Такой метод практикуется для того, чтобы налогоплательщик не пользовался льготами и не ориентировал свой бизнес в большей степени на получение дохода из иностранных источников. Данный метод подходит для стран с прогрессивной системой налогообложения (чем больше доход, тем больше и ставка подоходного налога).

При налоговом кредите государство, резидентом которого является получатель дохода, не отказывается от своего права облагать налогом доход, полученный в иностранном государстве, однако дает возможность вычесть налоги, оплаченные в иностранном государстве. При методе полного налогового кредита государство дает возможность вычесть полную сумму налога, уплаченного в иностранном государстве на соответствующий доход. При методе обычного налогового кредита сумма вычета налога, оплаченного в иностранном государстве, не может быть выше суммы, которая была бы уплачена в резидентном государстве на ту же самую сумму дохода (если бы вся сумма дохода была бы получена в резидентском государстве).

В настоящее время страны, принимающие Модельную конвенцию ОЭСР об избежании двойного налогообложения, чаще всего пользуются методом прогрессивного освобождения, методом обычного налогового кредита или комбинацией обоих. Метод, выбранный государствами легко проследить в таких конвенциях (обычно в статье 23 - устранение двойного налогообложения). В случае, если государства, подписавшие соответствующую конвенцию между собой, выбрали единый метод, соответствующая статья выглядит в виде общего правила для обоих государств (например, Соглашение об избежании двойного налогообложения между Республикой Монголия и Республикой Казахстан), либо, когда каждое государство выбрало наиболее приемлемый для себя метод, статья выглядит в виде различных правил для каждого государства (например, Соглашение об избежании двойного налогообложения между Королевством Нидерландов и Республикой Казахстан).

Теперь же рассмотрим положения статьи 223 НК РК. Казахстан позволяет произвести зачет налога, уплаченного в иностранном государстве на доход, полученный в таком государстве, при наличии документа, подтверждающего уплату такого дохода. В Российской Федерации таким документом может быть письмо налогового агента и SWIFT сообщение, подтверждающее факт уплаты иностранного налога /3/, однако налоговым органам РК необходимо представить справку о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и заверенная налоговым органом иностранного государства. Такой документ подлежит процедуре легализации/ апостилирования и перевода на казахский или русский язык с нотариальным удостоверением перевода. Размер зачитываемых сумм в соответствии с пунктом 3 статьи 223 НК РК определяется по каждому иностранному государству отдельно и это зависит от положений конвенции об избежания двойного налогообложения, наличия такой конвенции и ставки иностранного налога. В любом случае зачету подлежат наименьшая из следующих сумм: фактического уплаченного налога в иностранном государстве или исчисленного подоходного налога в РК, если бы такой доход был получен в РК.

При этом зачету не подлежат доходы (i) освобожденные от налогообложения в Казахстане, (ii) подлежащие корректировке в соответствии со статьей 99 НК РК, (iii) доходы, налогообложение которых является эксклюзивным правом РК в соответствии с международными договорами (например, налоги, связанные с недвижимым имуществом, находящимся на территории РК). При первом случае налогоплательщик-резидент РК может оказаться в экономически невыгодной ситуации, когда доход и уплаченный на него налог в иностранном государстве освобожден в соответствии с НК РК от налогообложения, тем самым потеряв сумму уплаченного иностранного налога, то есть в данной ситуации лучше такую прибыль получить в Казахстане. Во втором случае зачету не подлежат налоги на суммы, подлежащие корректировке в соответствии со статьей 99 НК РК, то есть исключенные из совокупного подоходного налога. Здесь как раз таки прослеживается налоговая политика РК в отношении зачета налогов на дивиденды, уплаченных в иностранном государстве. Как говорилось в начале данной статьи, двойное налогообложение дивидендов является ярким примером экономического двойного налогообложения. Так буквальное толкование данной нормы означает, что налоги на дивиденды (withholding tax), уплаченные в иностранном государстве, не подлежат зачету в РК.

Перейдем к рассмотрению вопроса, связанного с дивидендами. В первую очередь обратим внимание на налогообложение дивидендов, выплачиваемых одним юридическим лицом другому исключительно в РК, то есть в данном случае мы не рассматриваем варианты получения и налогообложения дивидендов физическими лицами и не примешиваем иностранные элементы. Согласно статье 143 НК РК дивиденды не относятся к корпоративным подоходным налогам, удерживаемым у источника выплаты. Таким образом, в соответствии со статьей 85 НК РК дивиденды подлежат включению в совокупный подоходный налог налогоплательщика - юридического лица, получающего дивиденды. Далее дивиденды подлежат исключению из совокупного подоходного налога по условиям статьи 99 НК РК /4/. Попробуем разобраться в этих положениях НК РК.

Международный опыт показывает, что не все страны признают экономическое двойное налогообложение и, соответственно, не все предоставляют налоговое облегчение в этой связи. Для прояснения ситуации приведем пример, в Нидерландах существует «правило освобождения участника» при котором, в случае если голландская компания владеет боле 5% долей участия/ акциями в юридическом лице, которое выплачивает дивиденды, то такие дивиденды не облагаются корпоративным налогом на уровне голландской компании /5/ (существуют ограничения). Данное правило применяется даже в том случае, если компания, выплачивающая дивиденды зарегистрировано в иностранном государстве. Это является классическим случаем решения проблемы экономического двойного налогообложения. Некоторые государства применяют аналогичный метод только на национальном уровне. Если такое положение вещей казахстанские законодатели не самым удачным образом попытались закрепить в НК РК, то мы логически приходим к тому, что в РК дивиденды облагаются налогом только на уровне их получения физическим лицом - резидентом РК (существуют исключения), а также нерезидентом согласно ст. 192 НК РК. Это совершенно справедливо для резидентов РК, в противном случае внутри страны произошло бы экономическое двойное налогообложение, то есть дивиденды бы облагались налогами на уровне юридических лиц ровно столько раз, сколько потребуется до окончательной его выплаты физическому лицу.

Пунктом 1 статьи 131 НК РК, действовавшим на 1 января 2005 года, дивиденды удерживались как корпоративный подоходный налог у источника выплаты. Статьей 91 НК РК того же периода предусматривалось, что дивиденды, полученные от юридических лиц - резидентов РК и удержанные у источника выплаты, корректировались и подлежали исключению из совокупного годового дохода юридического лица. 7 июля 2006 года в соответствии с Законом Республики Казахстан № 177-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения исключен пункт 1 статьи 131 НК РК - дивиденды. Таким образом, с тех пор дивиденды не облагались налогом в качестве корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты. Также был изменен пункт 1 ст. 91 НК РК (корректировка совокупного подоходного налога) - в последующей редакции - «дивиденды» без отнесения их к юрисдикции происхождения и факта удержания налога по ним. Таким образом, законодатели еще в 2006 году решили вопрос «экономического двойного налогообложения» внутри страны.

В порядке сравнения можно разобрать опыт Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, получающий дивиденды от иностранной организации, не вправе уменьшить сумму налога, если иное не предусмотрено международным договором. То есть, если доход в виде дивидендов получен из иностранного государства, с которым отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения, то налог на дивиденды не подлежит зачету в Российской Федерации /6/. Более того, налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет зачет налога на дивиденды, уплаченного в иностранном государстве, в то время как в Казахстане дивиденды облагаются только на уровне получателей физических лиц - резидентов Казахстана или нерезидентов (физических и юридических лиц).

В качестве заключения повторим, что проанализировав международный опыт избежания юридического двойного налогообложения и путей его устранения, мы обнаружили, что в Казахстане действует принцип обычного налогового кредита. Тем не менее Казахстан при заключении соглашения об избежании двойного налогообложения с Королевством Нидерландов в пункте 4 (b) статьи 24 оставил для себя опцию прогрессивного освобождения. Но необходимо учитывать, что данное соглашение было заключено в 1996 году, и в тот момент налоговая политика могла отличаться от политики, заложенной НК РК 2008 года. Также мы увидели, что проблема юридического двойного налогообложения, возникающего между государствами, имеет свое решение в Казахстане. Шаг налогового законодательства Республики Казахстан в пользу устранения экономического двойного налогообложения как на внутригосударственном уровне, так и с элементами иностранного участия действительно является либеральным решением.

Выводы авторов в настоящей статье могут отличаться от позиции государственных органов Республики Казахстан, а также от мнения отдельных практикующих юристов в области налогового права, тем не менее целью настоящей статьи является оценка сложившейся налоговой политики страны, в частности по вопросу зачета налога, уплаченного в иностранном государстве.

1. Текст документа может быть найден по следующей ссылке: http://www.oecdbookshop.org/oecd/display.asp?SF1=identifiers&ST1=5K9FMRG5LQBQ&CID=&LANG=EN.

2. Комментарии к статье 23 Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения.

3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 сентября 2011 года (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090260/).

4. Письмо Территориального налогового комитета № 1297. (http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30847933).

5. Более подробно см: http://www.lowtax.net/lowtax/html/offon/netherlands/nethold.html.

6. Более подробно см: http://www.1cbit.ru/upload/iblock/fa7/oqntfkpxhebbx fpflahm, vleo, 2012 unw, pcxd rorltba q2j.pdf .

Все права защищены. Copyright © ТОО «Компания ЮрИнфо», 2011.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.

ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

Гражданин РК работает за границей. В адрес лица было получено письмо с налогового комитета, о том, что физическое лицо является самозанятым.

Какие налоговые обязательства возникают у физического лица в данном случае?

Касательно налоговых обязательств физического лица в РК в отношении доходов, полученных за пределами РК:

В соответствии с положениями пп. 17) ст. 321 Налогового кодекса РК в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в т.ч. другие доходы, полученные из источников за пределами РК.

Согласно положениям ст. 338 Налогового кодекса РК другими доходами из источников за пределами РК признаются все виды доходов, не указанных в пп. 1) – 16) ст. 321 Налогового кодекса РК, полученных (подлежащих получению) налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода от лица, не являющегося налоговым агентом, и не являющихся доходами из источников в РК независимо от места выплаты.

Таким образом, гражданин РК, работая за границей, получает доход из источников за пределами РК.

Учитывая положения пп. 2) п. 1 ст. 356 Налогового кодекса РК, по доходам, указанным в пп. 13) – 18) ст. 321 Налогового кодекса РК исчисление и уплата в бюджет ИПН осуществляется физическим лицом самостоятельно.

При этом, исходя из положений п. 2 ст. 356 Налогового кодекса РК доход, подлежащий налогообложению физическим лицом самостоятельно, полученный (подлежащий получению) в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту РК с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате, начиная с которой доход подлежит получению.

Вместе с тем, положениями п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РК сумма ИПН с доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно, исчисляется путем применения ставки, установленной ст. 320 Налогового кодекса РК (10%), к сумме соответствующего вида облагаемого дохода физического лица.

Т.к. доход гражданина РК, полученный из источников за пределами РК, входит в вышеуказанный диапазон видов доходов, по которым физические лица должны самостоятельно исчислять и уплачивать ИПН в бюджет, то данный гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить ИПН с доходов, полученных за пределами РК по ставке 10%.

Если физическое лицо получает доход за пределами РК в иностранной валюте, то в целях исчисления ИПН данное физическое лицо пересчитывает свой доход по рыночному курсу валют, размещенному на сайте Национального Банка РК на даты получения таких доходов.

В соответствии с п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РК суммы уплаченных за пределами РК налогов на доходы или иного иностранного налога, аналогичного ИПН (далее по тексту - иностранный подоходный налог), с доходов, полученных физическим лицом-резидентом из источников за пределами РК, подлежат зачету в счет уплаты ИПН в РК в порядке, определенном ст. 303 Налогового кодекса РК, в пределах ставки ИПН, при наличии документа, подтверждающего уплату такого иностранного подоходного налога.

Согласно положениям п. 1 ст. 303 Налогового кодекса РК документом, подтверждающим уплату иностранного подоходного налога является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства.

В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, определенном законодательством РК.

При отнесении в зачет сумм иностранного подоходного налога, уплаченных в иностранном государстве, в счет уплаты ИПН налогоплательщик вправе представить указанную справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля.

Таким образом, гражданин РК, получивший доход за пределами РК, уже уплатил иностранный подоходный налог с данного дохода в иностранном государстве. Вышеуказанные нормы предоставляют данному гражданину при исчислении ИПН в РК по ставке 10% зачесть сумму иностранного подоходного налога с этого дохода, уплаченного в иностранном государстве. Для этого у гражданина РК должна быть в наличие справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная уполномоченным органом иностранного государства, которую гражданин РК предоставляет по требованию в налоговые органы РК.

При этом, обращаем Ваше внимание, что ставка ИПН в РК составляет 10%, но если гражданин РК с доходов, полученных за пределами РК, удержан иностранный подоходный налог по ставке выше 10%, то такой гражданин имеет право зачесть иностранный подоходный налог в РК только в пределах ставки 10%, действующей в РК.

На основании положений пп. 4) п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РК физические лица, получившие доходы из источников за пределами РК, обязаны предоставлять в налоговые органы декларацию по ИПН (ФНО 240.00).

Исходя из положений п. 1 ст. 364 Налогового кодекса РК вышеуказанная декларация по ИПН (ФНО 240.00) представляется физическим лицом в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (календарным годом).

Т.е. гражданин РК, получивший доход из источников за пределами РК в соответствующем календарном году, обязан предоставить в налоговые органы по месту нахождения (жительства) ФНО 240.00 не позднее 31 марта года, следующего за отчетным календарным годом, в котором был получен такой доход.

В данной ФНО 240.00 гражданин РК должен указать:

- доходы, полученные из источников в РК, за календарный год;

- исчисленный ИПН по ставке 10% в РК;

- зачет иностранного налога в пределах ставки ИПН 10% в РК на основании документа о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная уполномоченным органом иностранного государства.

Согласно положениям пп. 2) п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РК физическим лицом, не являющимся ИП или лицом, занимающимся частной практикой, уплата ИПН по итогам налогового периода осуществляется по месту жительства (пребывания) самостоятельно не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по ИПН (ФНО 240.00).

Т.е. если у гражданина РК, получившего доход из источников за пределами РК, согласно данным ФНО 240.00 имеется ИПН к уплате (после зачета иностранного подоходного налога), то такой ИПН должен быть уплачен гражданином РК в бюджет по месту жительства (пребывания) самостоятельно не позднее 10 календарных дней после вышеуказанного срока, установленного для сдачи ФНО 240.00.

Касательно исполнения уведомления, полученного от налоговых органов:

В соответствии с п. 1 ст. 114 Налогового кодекса РК уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.

Виды уведомлений о необходимости исполнения налоговых обязательств указаны в п. 2 ст. 115 Налогового кодекса РК, но из вопроса неясно, какое конкретно, исходя из п. 2 ст. 115 Налогового кодекса РК, уведомление получил гражданин РК, указанный в вопросе.

Налоговое законодательство РК предусматривает:

- исполнение требований в уведомлении – в случае согласия, либо

- обжалование действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов в суде или в вышестоящем налоговом органе – в случае несогласия.

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, суммы уплаченных за пределами Республики Казахстан налогов на доходы или прибыль или иного иностранного налога, аналогичного корпоративному или индивидуальному подоходному налогу (далее в целях настоящей статьи – иностранный подоходный налог), с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами Республики Казахстан, подлежат зачету в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога в Республике Казахстан при наличии документа, подтверждающего уплату такого иностранного подоходного налога.

Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства.

В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

При отнесении в зачет сумм иностранного подоходного налога, уплаченных в иностранном государстве, в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога налогоплательщик вправе представить указанную в настоящем пункте справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля.

2. Не предоставляется в Республике Казахстан зачет иностранного подоходного налога, исчисленного с доходов налогоплательщика-резидента из источников за пределами Республики Казахстан:

освобожденных от налогообложения в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

подлежащих корректировке в соответствии со статьей 241 настоящего Кодекса;

подлежащих налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями международного договора независимо от факта уплаты и (или) удержания иностранного подоходного налога с таких доходов в иностранном государстве в пределах излишне уплаченной суммы налога в иностранном государстве. При этом излишне уплаченная сумма налога определяется как разница между фактически уплаченной суммой иностранного подоходного налога и суммой иностранного подоходного налога, подлежащей уплате в иностранном государстве в соответствии с положениями международного договора.

3. Размер зачитываемых сумм, предусмотренных настоящей статьей, определяется по каждому иностранному государству отдельно.

При этом размер зачитываемой суммы иностранного подоходного налога представляет собой наименьшую из следующих сумм:

1) сумму фактически уплаченного в иностранном государстве иностранного подоходного налога с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами Республики Казахстан;

2) сумму иностранного подоходного налога с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, подлежащую уплате в иностранном государстве в соответствии с положениями международного договора Республики Казахстан;

3) сумму корпоративного или индивидуального подоходного налога с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, исчисленную в Республике Казахстан по ставке, установленной настоящим Кодексом.

Налогоплательщик в течение срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса, производит зачет иностранного подоходного налога с доходов из источников за пределами Республики Казахстан в налоговом периоде, в котором указанный доход подлежит получению (получен).

В случае признания дохода в иностранном государстве в налоговом периоде, отличном от налогового периода, в котором указанный доход признается в соответствии с настоящим Кодексом, налогоплательщик-резидент вправе произвести зачет иностранного подоходного налога с доходов из источников за пределами Республики Казахстан в налоговом периоде, в котором такой доход начислен в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Положение настоящего пункта не распространяется на положения пункта 4 настоящей статьи.

4. Подлежит зачету в счет уплаты корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан сумма подоходного налога с финансовой прибыли контролируемой иностранной компании или финансовой прибыли постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, исчисленная по следующей формуле:

Нз = П × Д × Сэ/100 %, где:

Нз – сумма подоходного налога, подлежащая отнесению в зачет;

П – положительная величина финансовой прибыли контролируемой иностранной компании или положительная величина финансовой прибыли постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, включенная в объект обложения резидента в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса;

Д – коэффициент прямого или косвенного, или конструктивного участия или прямого или косвенного, или конструктивного контроля резидента в контролируемой иностранной компании, определяемый в соответствии со статьей 297 настоящего Кодекса;

Сэ – эффективная ставка, определяемая в соответствии с подпунктом 12) пункта 4 статьи 294 настоящего Кодекса, без учета подоходного налога, в том числе удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан с доходов, указанных в подпунктах 1) – 10) части первой пункта 4 статьи 297 настоящего Кодекса.

Положения части первой настоящего пункта не применяются к контролируемой иностранной компании и (или) постоянному учреждению контролируемой иностранной компании, которые зарегистрированы в государствах с льготным налогообложением и (или) резидент при исчислении суммарной прибыли контролируемой иностранной компании и (или) постоянного учреждения контролируемой иностранной компании использует в текущем налоговом периоде формулу с долей пассивных доходов.

В случае если финансовая прибыль контролируемой иностранной компании или финансовая прибыль постоянного учреждения контролируемой иностранной компании облагалась иностранным подоходным налогом в двух и более иностранных государствах, то в зачет принимается только тот иностранный подоходный налог, у которого эффективная ставка составляет максимальную величину из эффективных ставок иностранного подоходного налога, уплаченного в таких иностранных государствах. Положения настоящей части применяются:

1) при косвенном владении долями участия (голосующими акциями) или косвенном контроле в контролируемой иностранной компании и уплате иностранного подоходного налога в двух и более иностранных государствах (в которых зарегистрировано (зарегистрированы) контролируемое лицо (контролируемые лица), через которое (которые) осуществляется такое косвенное владение или такой косвенный контроль) с финансовой прибыли контролируемой иностранной компании или финансовой прибыли постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, или

2) при прямом владении долями участия (голосующими акциями) или прямом контроле в контролируемой иностранной компании и уплате иностранного подоходного налога с финансовой прибыли постоянного учреждения контролируемой иностранной компании в иностранных государствах, в которых зарегистрированы:

постоянное учреждение контролируемой иностранной компании;

контролируемая иностранная компания, создавшая постоянное учреждение.

В случае владения резидентом прямо и косвенно долями участия (голосующими акциями) либо наличия у резидента прямого и косвенного контроля в контролируемой иностранной компании сумма иностранного подоходного налога с финансовой прибыли контролируемой иностранной компании или финансовой прибыли постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, подлежащая отнесению в зачет в соответствии с настоящим пунктом, рассчитывается отдельно по каждому прямому и косвенному владению долями участия (голосующими акциями) либо прямому и косвенному контролю в контролируемой иностранной компании. При этом отнесению в зачет в соответствии с настоящим пунктом подлежит сумма величин такого иностранного подоходного налога, рассчитанных отдельно по прямому и косвенному владению долями участия (голосующими акциями) либо прямому и косвенному контролю в контролируемой иностранной компании.

Для применения настоящего пункта у резидента должны быть в наличии (с обязательным переводом на казахский или русский язык) следующие документы:

копия утвержденной отдельной финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и (или) постоянного учреждения контролируемой иностранной компании;

документ, заверенный подписью первого руководителя (или лица, уполномоченного подписывать финансовую отчетность) резидента, раскрывающий единую организационную структуру консолидированной группы, участником (акционером) которой является резидент, с отражением наименования всех участников такой консолидированной группы и их географического местонахождения (наименования государств (территорий), где участники консолидированной группы созданы (учреждены), размеров долей участия и номеров государственной и налоговой регистрации всех участников консолидированной группы (при наличии налоговой регистрации);

копия составленного (составленных) на иностранном языке документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) уплату в иностранном государстве, в котором зарегистрирована контролируемая иностранная компания или зарегистрировано постоянное учреждение контролируемой иностранной компании, иностранного подоходного налога с финансовой прибыли контролируемой иностранной компании и (или) постоянного учреждения контролируемой иностранной компании;

копия составленного (составленных) на иностранном языке документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) удержание и перечисление в бюджет иностранного государства (иностранных государств) налога у источника выплаты с дохода (доходов), включенного (включенных) в финансовую прибыль до налогообложения;

документ, заверенный подписью первого руководителя (или лица, уполномоченного подписывать финансовую отчетность) контролируемой иностранной компании и (или) постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, раскрывающий информацию о включении в финансовую прибыль до налогообложения дохода (доходов), обложенного (обложенных) налогом у источника выплаты, или пояснительная записка к аудированной финансовой отчетности, заверенная лицом, проводившим аудит финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и (или) постоянного учреждения контролируемой иностранной компании, раскрывающая информацию о включении в финансовую прибыль до налогообложения дохода (доходов), обложенного (обложенных) налогом у источника выплаты.

Сноска. Статья 303 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Читайте также: