Догматический подход к изучению налогового права

Опубликовано: 29.04.2024

В лекциях ни один подход подробно не раскрывается.

Способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Исторический подход к изучению налогового права

Это подход, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.

Исторический метод основывается на выявлении и анализе противоречий в развитии объектов, законов и закономерностей развития техники.

Дореволюционный период. Есть около 200 хороших работ. НП было хорошо развито.

В раннесоветский период до нач. 30-х гг. Котляревский, Гензель. Мысль еще не зачахла.

40-80-е гг. теоретический застой. Конец 80-х – начало 90-х гг. возрождение НП

Сравнительно-правовой подход к изучению налогового права (безусловное отставание от ведущих западных стран)

Изучаются налоговые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Есть богатство подходов к изучению налогового права. Невозможно знать все налоговые системы всех стран. Сравнительный метод помогает выявить наи> эффективные институты и адаптировать к российской правовой системе.

Безусловное отставание от ведущих западных стран. Основы борьбы с уклонением от уплаты налогов – абсолютно западные нормы.

Ценностный подход к изучению налогового права

Ценностный подход (применим к НП общечеловеческие ценности; баланс частных и публичных интересов). «Соразмерность ограничений» Принципы налогообложения в концентрированном виде выражают ценностное начало.

Защита прав н/пл-ка по нашему закон-ву – главная ценность, и это выгодно с точки зрения конкуренции стран в будущем.

Отношение к н/пл-ку со стороны гос-ва.

11. Социологический подход к изучению налогового права– изучение роли и места НП в контексте социальных отношений. НП – всегда соц. явление, сплав соц. интересов.

Позволяет шире взглянуть на право (не только то, что на бумаге, но и то, что реально действует).

П. И. Стучка: Учитываются не только нормы права, но и практика их применения (правосознание – источник права)

3 параллельных системы налогообложения:

1) Формальная система налогов и сборов в бюджет (НК РФ)

2) Система административной ренты – это изъятие средств в пользу чиновников (классические взятки + откат (по совершению определенной сделки чиновник получает % от нее))

3) Система социальной ответственности бизнеса

Налоговое право – это сейчас функция политического господства.

Этапы развития налогового права в России (с начала 90 годов 20 века)

С начала 90-х гг. начало увеличения гуманистических начал в НП

1995 г. КС признал неконституционным сбор за московскую прописку

1998 г. КС признал неконституционными взносы в пенсионный фонд, т.к. были чрезмерными

2) С 2001 г. – обратная тенденция

2001 г. критерий недобросовестности

2004 г. проверки налоговые могут быть бессрочными

2005 г. штрафы могут быть применены за пределами срока давности

Расширение уголовной ответственности

Гг. ужесточение, увеличение карательности

С 2006 г. этап подъема

2009 г. недопущение взятия под стражу лиц, обвиняемых в налоговых преступлениях

Отказ ВАС применять ст. 169 ГК

Определение 320 оп 05.06.2007 г. КС РФ экономическая оправданность затрат не тождественна их целесообразности

С 2011-2012 гг. - ужесточение

Квазипубличный интерес в налоговом праве

Интерес современной российской бюрократии, которая выдает реализацию своего интереса за реализацию публичного интереса

Правовые аксиомы в налоговом праве

Правовая аксиология

Аксиома –первоначальное положение, не требующее доказательств. НП защищает слабую сторону отношений – налогоплательщика, что выражается в гарантиях (например, презумпция невиновности налогоплательщика, толкование неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика, право высказать возражение против результата налоговой проверки).

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Вопросы к зачету по налоговому праву. 2016 г.

Понятие налога

НАЛОГ – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи-заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финан-сового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налого-вому органу – меру дозволенных действий.

→ Платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

• односторонний характер установления

• индивидуальная безвозмездность (взимается в целях покрытия общественных потребностей)

• уплата в денежной форме

• принудительность (угроза санкций)

• взыскивается на условиях безвозвратности (возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в односто-роннем порядке и не влияют на характер платежа в целом)

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ – ФОРМА ОТЧУЖДЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ, ПС ПЕРВИЧНО ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВУ ГОСУДАРСТВА ЕЕ ОТЧУЖДАТЬ.

Понятие сбора

СБОР – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов ГО, ОМС, иными уполномо-ченными органами и ДЛ юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельно-сти.

Не обязательный, а принудительный

В НК «сбор» имеет собирательное значение → охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины (платежи за юридически зна-чимые дейтвия).

Разница между сбором и пошлиной:

• Возмездность (ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ)

Сбор выполняет больше регулирующую функцию

Пошлина не эквивалентна (пошлина не индексировалась, хотя инфляция и повысилась)

Ставка по налогу на прибыль организаций

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

20%, из которой:

· 2% - в федеральный бюджет

· 18% - в бюджет субъектов РФ (могут понижать, но не менее 13,5%)

· 30% -прибыль по ЦБ, выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счетах депо, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту

· 15% -доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных и муниципальных ценных бумаг

+ дивиденды иностранной организацией по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме

· 13% -доходы в виде дивидендов, полученные от российских и иностранных организаций российскими организациями

+ по акциям, удостоверенным депозитарными расписками

· 10% -Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью через постоянные представительства, от использования транспортных средств для международных перевозок

· 9% -По некоторым муниципальным ЦБ

· 0% - прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с регулированием денежного обращения

+ Прибыль организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность + Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль.

Ставки по НДС

• нулевая (при экспорте (иначе было б двойное), о погрузке, перевозке, сопро-вождению экспортируемых и импортируемых товаров, услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на тамо-женной территории и под таможенным контролем)

+ Для потребляемых иностранными дипломатическими представительствами, персоналом этих учреждений и членами семей персонала. Льгота предоставляется только на условиях взаимности: в слу-чаях, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств.

• пониженная (для основных продовольственных товаров и товаров детского ас-сортимента по перечню, установленному НК).

Ставки по НДФЛ

Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.

· налоговая ставка в размере 9%Скрыть подробности

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 9% производится в случаях:
• получения дивидендов до 2015 года;
• получения процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
• получения доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

· налоговая ставка в размере13%Скрыть подробности

Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также некоторые иные доходы.

Обратите внимание: с 01.01.2015 дивиденды облагаются по ставке 13%, а не 9%, как было ранее. При этом в отношении доходов (дивидендов) от долевого участия в организации налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 НК РФ, не применяются (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Кроме того, по ставке 13% облагаются доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в следующих случаях:
• от осуществления трудовой деятельности;
• от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ";
• от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;
• от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ

· налоговая ставка в размере 15%Скрыть подробности

По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

· налоговая ставка в размере 30%Скрыть подробности

Все прочие доходы физических лиц - нерезидентов облагаются по ставке 30%.

· налоговая ставка в размере 35%Скрыть подробности

Является максимальной и применяется к следующим доходам:
• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных размеров;
• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения установленных размеров;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров;
• в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных размеров.

Какие существуют методологические подходы к изучению налогового права

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Напр., учение о юридическом составе налога.

Важно для законодателя и науки. Но не только.

Пояснительная записка к закону = социально-экономические основания – помогает в толковании.

Пример – см. введение льготы для сдачи российских судов по тайм-чартеру. Дали исходя из записки 0% НДС. Налоговые органы же отрицают.

Исторический метод – историко-правовой – появление налога как инструмента, посредством которого парламент санкционирует изъятие денежных средств из частной собственности лиц - налогоплательщиков, которым принадлежат частные денежные фонды, для формирования публичных денежных фондов – бюджетов за счет перечисления в них указанных денежных средств. Поэтому единственной правовой формой установления налога является закон как акт парламента, право собственности первично, охраняется государством и может быть ограничено только законом как актом парламента путем определения в нем всех существенных элементов налогового обязательства. Какие-либо иные исторические формы обязательных платежей, существовавшие до парламентаризма, неприемлемы.

Напр., НДС. заимствован с 6 Директивы ЕС по НДС. Щекин приложил к жалобе в ВАС экспертное мнение европейского чувака (Анкорнефть)

Вообще, в НП множество заимствованных институтов.

Напр., доктрина деловой цели (в институте необоснованной налоговой выгоды)

4 базовых модели системы налогов в мире в зависимости от ролей различных видов налогов в бюджетных доходах:

Англосаксонская модель, в которой превалируют прямые налоги;

Евроконтинентальная модель, в которой превалируют социальные налоги и значительное место занимают косвенные налоги (НДС – европейское изобретение: Франция – родина НДС, далее он распространился по всей Европе (6 директива ЕС по НДС, которая была взята за основу при подготовке проекта главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость»);

Латиноамериканская модель, в которой превалируют косвенные налоги, так как их юридическая конструкция позволяет защитить бюджет от инфляции;

Российская модель, в которой превалируют природноресурсные налоги, но ситуация будет изменяться из-за тенденции к снижению природноресурсной ренты.

Смешанная модель предусматривает диверсифицированную структуру налоговых доходов, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида либо группы доходов.

Вопрос баланса частного и публичного интереса. Правильный вариант толкования нормы должны его выражать. Этот баланс выражает принципы. КС, зачастую, на них опирается.

Аксиологический подход. Применяем общечеловеческие ценности к налоговому праву, баланс частных и публичных интересов.

Принципы налогообложения выражают ценностное начало.

Аксиома - исходное положение научной теории, какой-либо области человеческого знания, принимаемое как истинное в силу его очевидности

Правовая аксиома - базовое положение, принимаемое как истинное в силу его очевидности

В аксиомы нужно верить, они не доказуемы. Например, Ценность прав человека. Всё зависит от парадигмы.

В налоговом праве аксиомой является: налоговое право является средством защиты прав налогоплательщика.

Есть два подхода к налоговой системе:

1. Налоговая система компромиссного типа – учитываются интересы тех, кого облагают.

2. Налоговая система силового типа – государство, опираясь на политическую или военную мощь вводит налоги и не считается с интересами подданного.

 Щекинский любимый – социологический

НП изучает не только сами нормы права, но и те общественные отношения, из которых они возникли – т.е., социальный контекст. Напр., почему на Вост-Сиб месторождениях много льгот по НДПИ; все дело в том, что иначе инвестиции не окупились бы – сложное месторождение.

НП изучает помимо общественных отношений изучает реальную правоприменительную практику, ставит его во главу угла; такой подход воспринимает именно применяемое право истинным правом. Суть права – в результате его применения.

Но нужно применять все в комплексе, комбинируя социологический и догматический подходы.

Щекин приводи в пример тамплиеров и Филиппа Красивого, лол.

Аналогичный пример – дело ЮКОСа

7. Догматический подход к изучению налогового права.

8. Исторический подход к изучению налогового права

9. Сравнительно-правовой подход к изучению налогового права.

10. Ценностный подход к изучению налогового права

11. Социологический подход к изучению налогового права

Проблемы предмета и метода налогового права в рамках курса "Налоговое право России"

Лекция 1

Предмет и метод налогового права

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 - Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

01:24:05 – Значение метода налогового права, окончание

Лекция 2

Понятия налога и сбора

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3

Источники налогового права

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

06:45 – Характеристика Налогового кодекса

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4

Толкование налоговых норм

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5

Пробелы в налоговом праве и их последствия

Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве, а также рассказывает основание применения аналогии для преодоления пробелов

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6

Принципы налогового права

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

19:30 – Принципы в Налоговом кодексе

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7

Система налогов и сборов

Отдельные аспекты системы налогов и сборов в России

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8

Субъекты налогового права

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9

Налоговый контроль

Рассматриваются отдельные аспекты налогового контроля в России

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10

Налоговая ответственность

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

2.1.1. Социологический подход в изучении налогового права

Как было показано в гл. 1, современное российское налоговое право претерпевает существенную негативную деформацию. В чем причины такой деформации?

Ответ на данный вопрос очень сложен. Можно, по сути, уйти от ответа и сказать, что это просто такая позиция законодателя или трактовка КС РФ тех правовых вопросов, которые перед ними ставят лица, обратившиеся в этот Суд. Применительно к законодательству о налогах и сборах также можно сказать, что имеет место выбор законодателем той или иной концепции регулирования налоговых правоотношений, и если при этом происходит формулирование неопределенных норм права, то это всего лишь дефекты юридической техники закона. Что касается практики арбитражных судов, то здесь также можно сказать, что каждое дело индивидуально и суд, рассматривая каждое конкретное дело, вырабатывает свою позицию, которая не является проявлением чего-то большего.

Однако, по мнению автора настоящей работы, формулирование норм, основанных на расширении усмотрения налоговых органов, на широких и оценочных понятиях, ослабление механизмов правовой защиты налогоплательщика требуют выявления тех причин, по которым парламентом избираются именно эти модели правового регулирования. Применительно к КС РФ наличие системы жестких и неоднозначных правовых позиций этого судебного органа требует анализа тех причин, по которым при выборе между различными вариантами толкования той или иной нормы права КС РФ избирал жесткий (для налогоплательщиков) вариант толкования данной нормы. Нормы Конституции РФ, как известно, носят общий характер, поэтому на основе их толкования можно обосновать как жесткий, так и правозащитный (для налогоплательщиков) вариант толкования спорной нормы НК РФ. По сути дела, речь идет о своеобразной идеологии толкования, о ценностной основе для конституционного истолкования норм законодательства о налогах и сборах. Необходимость выявления такой идеологии рассмотрения налоговых споров существует и для практики арбитражных судов Российской Федерации.

Возможно, кто-то и не согласится с таким утверждением, полагая, что в данном случае государство наводит порядок в налоговых отношениях, укрепляет защиту публичного интереса. С другой стороны, возможно, найдутся и те, кто посчитает, что российское налоговое право имеет отдельные недостатки и перегибы, но в целом является воплощением разума, добра и справедливости. Однако, по мнению автора настоящей работы, приведенные в предыдущей главе проявления негативных тенденций не могут быть объяснены какими-то случайностями - в том или ином деле суд принял неверную точку зрения либо законодатель неточно сформулировал норму. Объяснения такого рода были бы возможны, если бы проявления негативных тенденций были бы единичными, в то время как они носят системный характер. Признание системного характера негативных тенденций в налоговой сфере - это первый шаг по пути исправления ситуации.

Представляется, что для установления причин негативных тенденций в налоговом праве России необходимо правильно выбрать методологию изучения этих явлений.

Очевидно, что в рамках оперирования результатами анализа правовой формы не найти ответа на вопрос о причинах негативных тенденций. Анализ правовой формы может дать только вывод о том, правильно ли законодатель сформулировал норму, правильно ли истолкована норма права с учетом ее текста, других норм, ранее сформулированных правовых позиций КС РФ. Но этот анализ не позволяет ответить на вопрос о том, почему законодатель в данном случае выбирает именно такую, а не иную модель правового регулирования, а также на вопрос о балансе публичного и частного интереса в данном результате толкования, поскольку публичный и частный интерес - это уже категории больше социальные, чем правовые.

Таким образом, процесс деформации налогового права невозможно объяснить, ограничившись только рамками самого налогового права. Налоговое право как система правового регулирования является элементом более общей системы общественного регулирования. Поэтому понять изменения налогового права можно только через анализ системы более высокого уровня, а именно через анализ социальной системы современной России.

Однако в изучении права существует не только нормативистское, но и социологическое направление.

Социологическое направление в юриспруденции и социологический подход к пониманию права основан на следующих положениях.

Социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения.

Отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма признавать в качестве единственного источника права только законодательство.

Требование признания за иными источниками права самостоятельного значения; прежде всего оно относится к судебной практике, которая объявляется одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативно-правовые акты.

Юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения и те отношения, которые правом регулируются.

В самых крайних трактовках социологический подход в праве доходит до отождествления права с общественными отношениями. Например, П.И. Стучка в 1922 г. писал, что право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т.е. этого класса).

Н.М. Коркунов считал, что каждая юридическая норма есть непременно норма разграничения интересов. По его мнению, одно и то же разграничение интересов в зависимости от субъективного отношения может быть признано то правым, справедливым, то неправым, несправедливым. Такое признание относительности права уничтожает всякое основание для ограничения предмета науки права той или другой частной формой установления разграничения интересов. Раз все право относительно, нет оснований исключать из круга изучаемых наукой права явлений нормы разграничения интересов, как бы эти нормы ни образовывались: будут ли это нормы, установленные органами общественной власти, обычаем или хотя бы субъективным правосознанием отдельных личностей. Определение права как разграничения интересов предполагает полную относительность права. Оно охватывает собой всякое разграничение интересов, каково бы оно ни было на субъективный взгляд - справедливым или несправедливым -и как бы оно ни было установлено: обычаем, законодательством, судебной практикой или субъективным правосознанием.

Разумеется, отождествление права с общественными отношениями или со всяким разграничением интересов - это весьма спорное явление, однако сама методология изучения правовых явлений в их совокупности с правоприменительной практикой и - что важно - с анализом общественных отношений весьма перспективна. Например, Марк Леруа в своей работе "Социология налога" отмечает, что социологическая природа налога еще не изучена. Социология налога предлагает теоретико-эмпирический подход к социальным векторам налоговой политики, а также постановку проблематики социально-политического характера и, в частности, затрагивает теорию бюрократии.

По мнению автора настоящей работы, социологический подход в изучении налогового права не только предполагает анализ норм права, но и ориентирует на учет реальной правоприменительной практики, которая может существенным образом исказить или даже игнорировать нормы законодательства, а также создавать свои правовые подходы к регулированию налоговых отношений. Более того, социологический подход в изучении налогового права ориентирует на учет тех общественных отношений и тех социальных интересов, под влиянием которых складываются законодательные нормы и судебные позиции.

По большому счету этот методологический подход - исследование правовых явлений через исследование социальной системы - является общепризнанным в правовой методологии. Например, В.А. Шабалин отмечает, что субъекту правового познания противостоит в качестве объекта исследования не одно право, не общественное бытие в целом и не только экономический базис общества, а специфическая область, сфера, структура социальной жизни. В общем виде ее можно представить как совокупность экономических, правовых и иных тесно связанных с ними общественных отношений, правовых установлений и общественных институтов и соответствующих им взглядов, представлений и идей.

В дореволюционной науке финансового права был распространен такой методологический подход к исследованию смысла финансово-правовых и, в частности, налоговых институтов, как объяснение их смысла через призму взаимодействия интересов определенных социальных групп общества. Так, И.Х. Озеров определял финансовое право как скристаллизовавшийся результат движения (борьбы) социальных групп в известном круге явлений при данном экономическом строе и отмечал, что было бы правильно исходить при анализе финансовых институтов из интереса, а затем учитывать роль других моментов.

В советском праве, как известно, господствовал классовый подход, о чем свидетельствует определение права, по А.Я. Вышинскому, как совокупности правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и удобных господствующему классу. Позднее в советском праве акценты сместились и стало принято говорить о воле всего народа. Так, В.А. Шабалин отмечал, что о праве можно говорить как о господствующей воле господствующего класса (всего народа в общенародном социалистическом государстве), которая выражена в юридических нормах и соответствующих им правовых взглядах и правоотношениях, определяющих меру поведения людей, соблюдение которой обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении общества средствами вплоть до государственного принуждения.

Следует отметить, что такой же по сути подход доминировал в советской науке финансового права. Например, в первом советском учебнике финансового права М.А. Гурвича отмечалось, что в капиталистических государствах налоги являются средством принудительного и безвозмездного изъятия части и без того нищенских доходов широких масс трудящихся в целях укрепления диктатуры буржуазии, усиления эксплуатации трудящихся. При этом прямо указывалось на классовый характер налогов. Так, согласно этому учебнику советский налог - это важный финансово-правовой институт, выполняя свою служебную роль, он всемерно способствовал ограничению и вытеснению старых классов, ликвидации старого базиса, развитию и укреплению нового, социалистического базиса и новой надстройки. При этом отмечалось, что советский налог -новый тип социалистического финансового обязательства, способствующий выполнению Советским государством его задач и функций.

Как представляется, тезис о классовом характере налогового права не только не избежал идеологической шелухи, но являл собой еще и важный методологический прием - анализ налогового права через призму взаимодействия определенных социальных групп (классов).

Трудно, живя в обществе, давать ему объективную оценку, так как исследователь сам включен в те общественные отношения, которые он оценивает, и его личные интересы могут существенно повлиять на эту оценку. Однако риск необъективных суждений имеется в исследовании общественных отношений всегда, что не должно препятствовать самому исследованию при правильном методологическом подходе, которым в данном случае следует считать социологический метод исследования налогового права.

Для понимания тенденций развития российского налогового права необходимо поставить вопрос о социальных движущих силах налоговой реформы в России и в этом контексте понять действующее законодательство и судебную практику, в частности правовые позиции КС РФ, о которых было сказано выше. В конечном счете понимание тенденций развития российского налогового права невозможно без анализа того, какие на данном этапе развития российского общества социальные силы взаимодействуют при реформировании налоговой системы.

Какому господствующему классу (социальной группе) в настоящее время выгодна и удобна та негативная деформация налогового права, которая происходит? Попытаемся ответить на этот вопрос. При этом, разумеется, не следует абсолютизировать положение о том, что право есть только выражение интереса господствующего класса. В любом праве отражена реализация интересов различных социальных групп, вопрос только в степени и формах такой реализации.

А.В. Малько и В.В. Субочев определяют интерес как единство выражения внутренней индивидуальной сущности человека и отражения объективного мира, определяющего его социальный статус, выраженное в осознанной необходимости удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей в рамках существующих общественных отношений.

С.В. Михайлов отмечает, что интерес - это объективная категория, по форме представляющая собой общественное отношение. Содержанием этого отношения является потребность, имеющая социальный характер (значение), что, собственно, и делает ее интересом.

Как видно из приведенных определений, категорию интереса принято определять на основании понятия потребности. Поэтому для выявления интереса той или иной социальной группы необходимо проанализировать те потребности, которые имеются у членов данной группы. Потребность - это определенное взаимодействие организма с внешней материальной средой, характеризующееся физической зависимостью субъекта от условий жизнеобеспечения, присущей как человеку, так и животному. Интерес же представляет собой потребность, присущая человеку как социальному субъекту, т.е. потребность, имеющая социальный характер.

Л.Д. Чулюкин отмечает, что потребность выступает как необходимая предпосылка деятельности, но для того чтобы возникала непосредственная побудительная сила сознательной деятельности, необходимо новое звено в цепи ее детерминации - интерес как форма выражения, осознание потребности. Будучи объективно обусловлен, интерес в то же время субъективен по своему носителю, т.е. имеет объективно-субъективный характер. Будучи обусловленным потребностями, интерес одновременно обладает некоторой степенью относительной самостоятельности в силу опосредованности связи его с материальными условиями бытия субъекта .

В советской юриспруденции признавалось, что классовый интерес существует объективно, помимо воли самих членов класса, и степень сознания классом своего интереса - явление чисто историческое .

Таким образом, интерес социальной группы имеет объективно-субъективную природу, основан на потребностях, которые диктуются материальными условиями бытия соответствующей социальной группы.

Для анализа тех социальных интересов, которые могут быть воплощены в современном налоговом праве, необходимо проанализировать социальную структуру современного российского общества и определить, интересы каких социальных групп доминируют в российском обществе.

Читайте также: