Планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет курсовая

Опубликовано: 14.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:
иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;

Содержание работы

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
Налоговое прогнозирование -------------------------------------------------------------------5
Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
Методы оценки налогового потенциала регионов --------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ---------------------------------------------------------
Особенности расчетов налогов ---------------------------------------------------------------------
Налог на прибыль организаций -------------------------------------------------
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ ---------------------------------------
Налог на добычу полезных ископаемых -----------------------------------
Водный налог ---------------------------------------------------------------------------
Единый социальный налог -------------------------------------------------------
Прочие платежи ----------------------------------------------------------------------
Анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования
и планирования налоговых поступлений ------------------------------------------------------------
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ
3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------
3.2 Проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути их решения ------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы ------------------

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговое прогнозирование.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО “ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Институт экономики и финансов

Кафедра “Налоги и налогообложение”

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему Налоговое планирование и прогнозирование

Выполнил: студент группы _________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
    1. Налоговое прогнозирование ------------------------------ ------------------------------ -------5
    2. Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
    3. Методы оценки налогового потенциала регионов ------------------------------ --------
  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
    1. Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ------------------------------ ---------------------------
    2. Особенности расчетов налогов ------------------------------ ------------------------------ ---------
      1. Налог на прибыль организаций ------------------------------ -------------------
      2. Налог на добавленную стоимость на товары

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ

3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------

Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.Объективная необходимость планирования налоговых поступлений обусловлена деятельностью государства как субъекта рыночных отношений, обходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства, именно это обуславливает актуальность и значимость изучения налогового планирования и прогнозирования. Оъектом исследования даной работы считаю изучение планировния и прогнозирования как экономической и правовой категории на макроэконочиеском уровне.

Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:

    • иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
    • раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
    • определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
    • предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;
    • обозначить проблемы администрирования крупных налогоплатильщиков;
    • на основании проделанной работы по изучению налогового планирования и прогнозирования зделать соответствующие выводы.

В качестве литературных источников при изучении темы курсовой работы послужили:

монографии и статьи И. Трунина, П. Кадочникова (Расчет нормативов по статьяю бюджета), Е. Солдатовой (Анализ форм и методов оценки налогового потенциала), О Луговой О. и др.(Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации//www. auditopum.ru), И. Певнева «Проблемы и перспективы прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты»;

постатейный комментарий Налогового Кодекса РФ;

правительственный сайт Федеральной Налоговой службы (http://www.nalog.ru);

обзор экономических показателей бюджетной системы РФ (http://www.budgetrf.ru/index. htm)

  1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ

    1. Налоговое прогнозирование

Налоговое прогнозирование –это один из этапов бюджетного процесса, который представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.[3]

Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

Важное значение имеют макропоказатели и параметры социально- экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого валового внутреннего продукта с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.

Ключевым моментом налогового прогнозирования являются достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д.

Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития.

Итак, этап прогнозирования налогового процесса, который является одной из важнейших его составляющих, обеспечивает научную объективность, достоверность и , в конечном счете, выполняемость, включает в себя более детализованные задачи. Одна из них прогнозирование основных макро и социально-экономических показателей, развития национальной экономики, к которым относится валовой внутренний продукт , валовой национальный продукт, национальный доход, личные доходы населения платежный баланс и т.д.

Завершающей задачей прогнозирования результативности налогового процесса является определение в налоговом (бюджетном периоде достижимого объема государственных доходов как в целом, так и за счет отдельных источников).[8]

1.2 Виды и методы налогового планирования на макроуровне

Основная задача государственного налогового планирования на макроуровне– экономическое обоснование в части налоговых источников количественных и качественных параметров бюджетных заданий (консолидированного, федерального, регионального и местного бюджетов) и перспективных программ социально-экономического развития страны (региона) в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться различными методами. Однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

– фоновый уровень поступлений;

– сезонную составляющую их изменений;

– событийную составляющую (например, варианты развития политической ситуации, изменений в налоговом законодательстве);

– остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные факторы.

Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах:

а) экономический анализ поступления налогов;

б) экспертные оценки;

г) ранжирование и др.

Выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налогов.

В рамках стратегического налогового планирования достаточно широко применяются формализованные (количественные) методы прогнозирования:

а) методы прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей;

б) методы прогноза с помощью факторных моделей.

Наиболее простым методом является метод экстраполяции с помощью трендовых моделей, т.е продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. В качестве базы для применения этого метода служит информация о поступлении конкретных налогов и сборов за определенные периоды предыдущих лет, об объемах выпадающих доходов, состоянии задолженности по налоговым платежам, анализ тенденций в развитии налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д. При этом методе планирования соответствующие показатели должны приводиться в сопоставимые условия. Особенно важно правильно оценить размеры дополнительных поступлений налогов и сборов и выпадающих доходов в результате определенных изменений в налоговом законодательстве.

Следующим, более сложным методом является экспертный метод разработки прогнозных оценок, при котором проводятся экспертные расчеты возможного поступления конкретных налогов и сборов.

Экспертный метод включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. д.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам на макро уровне, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.

В зависимости от периода планирования различают:

    • оперативное планирование (на месяц или квартал);
    • краткосрочное планирование (на 1 финансовый год);
    • среднесрочное и долгосрочное (на период свыше 1 года).

При этом оперативное и краткосрочное планирование рассматривают как 2 составные части текущего планирования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость налогового контроля определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление развивалось параллельно с самим налогообложением и приобрело форму устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.
Задачей данной курсовой работы является систематизация знаний о таком понятии, как налоговое планирование, а так же рассмотреть и проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за 2005-2009 года.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Рисунок 2 – Инструменты налогового прогнозирования.

Кроме того, налоговое прогнозирование должно интегрировать отраслевые и территориальные прогнозы в рамках округов, очевидна необходимость разработки системы комплексного прогнозирования для развития федерального бюджета. Система комплексного налогового прогнозирования - это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза, используемого ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.

Информационное обеспечение должно в себя включать:

- информационную базу данных;

- источники формирования информационной базы, потоки и способы поступления данных;

- методы накопления, хранения, обновления и поиска данных, образующих информационную базу;

- методы обеспечения достоверности данных на всех этапах их сбора и обработки;

- методы информационного анализа и синтеза.

От грамотно разработанного информационного обеспечения процесса налогового прогнозирования зависит точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить, какие показатели необходимы, а также установить источники информации .

Налоги при этом, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

1.3 Методы налогового планирования и прогнозирования.

Основная задача налогового планирования это определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятиям - налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления, так и с позиций налогоплательщика.

Налоговое прогнозирование на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий од, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образую экономико- математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп. (Рисунок 3)

Рисунок 3 – Методы налогового прогнозирования.

Рассмотрим их более подробно.

1. Эвристический метод предполагает, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.

Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а так же путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально- экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.

2. Экономико-математические методы. При использовании экономико- математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение.

Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления – начальный этап математического моделирования.

Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.

Каждый их указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.

3. Метод сценариев – эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

Сценарий – это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев и таким образом, - это характеристика будущего в изыскательном прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.

Сценарий обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев вначале использовался для выявления возможных результатов военных действий. Позже сценарное прогнозирование стали применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

Сценарии являются эффективным средством преодоления традиционного мышления. Сценарий – это анализ быстро меняющегося будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:

    • Лучшее понимание ситуации, ее эволюции;
    • Оценку потенциальных угроз;
    • Выявление благоприятных возможностей;
    • Выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;
    • Повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.

Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений, как на предприятии, так и в государстве.

Планирование тесно связано с прогнозированием, разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании могут использоваться одни и те же методы или тесно взаимосвязанные методы.

Рассмотрим следующие методы планирования. (Рисунок 4)

Рисунок 4 – Методы налогового планирования.

Решения об утверждении планов. Планы являются результатами решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие решения осуществляется по некоторым критериям. Критерии отражают цели, которые ставят лица принимающие решения.

Решения об утверждении планов, как правило являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности и информации и высокой ответственности. Поэтому окончательные решения об утверждении планов принимаются путем эвристического, интуитивного выбора их ограниченного числа предварительно подготовленных альтернатив.

Методы планирования, таким образом, - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.

Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.

Планирование может основываться на эвристических и математических методах.

Методы оптимального планирования. В решении задач подготовки оптимальных, то ест наилучших по определенным критериям, планов могут использоваться методы математического программирования.

Задача математического программирования состоит в отыскании максимума или минимума некоторой функции при наличии ограничений на переменные – элементы решения.

Методы реализации, сроки реализации планов и объекты налогового планирования. По методам реализации планы могут подразделяться на директивные и индикативные планы.

Директивные планы предназначаются непосредственно для безусловного исполнения. Таковыми являются планы для производственных подразделений. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

Индикативные планы представляют собой лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, а так же государства и регионов. Экономические индикаторы планов могут варьироваться в зависимости от условий.

Методы формирования должны обеспечивать определение допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, а так же выявление следствий исполнения или неисполнения отдельных условий.

В зависимости от поставленных целей налоговое планирование может проводиться следующими различными методами. (Таблица 1) Однако, все расчеты должны учитывать следующие составляющие:

  • Фоновый уровень поступлений;
  • Сезонную составляющую переменных;
  • Событийную составляющую;

Остаточную составляющую, включающую возможные неучтенные данные.

Таблица 1- Методы налогового планирования.

- статистические модели планирования налоговых поступлений;

- динамические модели налоговых поступлений.

- Объем поступлений налогов и сборов.

- Учитывают прямые эффекты воздействия на налоговую базу в части изменения структуры налогов;

- Построение скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании.

Вопросы планирования налоговых поступлений в доходные части бюджетов в Казахстане всегда оставались актуальными в связи с постоянными изменениями факторов и показателей, влияющих на их величину.

Планирования налоговых доходов бюджетов - это деятельность органов власти по постановке задач в виде конкретного объема поступлений в бюджет на основании данных о социально-экономических показателях и предположений об их изменении.

Прогнозирование налоговых доходов - это деятельность органов власти по построению вероятностной модели изменения социально-экономических показателей на основании анализа сложившихся тенденций.

Предметом планирования налоговых поступлений являются причинно- следственные связи явлений и процессов взаимодействия государства и налогоплательщиков.

Планирование, разработка бюджета связаны с постановкой задач по достижению определенных показателей.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования определены следующим образом:

соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

снижение совокупных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов в результате применения инструментов налоговой политики;

рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них;

своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

понятность и экономическая обоснованность схемы, как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.

Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следо- вательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов на-логового планирования относятся:

предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;

дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

специальные налоговые режимы и системы налогообложения;

льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;

методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

В настоящее время при составлении краткосрочных финансовых про-гнозов используется два подхода к прогнозированию доходов, это экстра- поляционный подход и моделирование (рисунок 12.3).

Рисунок 12.3 - Методы краткосрочного прогнозирования налоговых доходов

Согласно экстраполяционному подходу прогнозное значение доходов зависит от их прошлых значений.

При втором подходе - моделировании, т.е. способе теоретического анализа и практического действия, направленном на разработку и использование моделей, значение доходов представляется в виде зависимости от составляющих его факторов. Прогнозное значение каждого элемента до- хода рассчитывается с помощью этой зависимости по прогнозным значениям факторов. Моделирование активно используется на республиканском уровне, но значительно реже применяется для прогнозирования доходов местных бюджетов.

Однако, с помощью данных методов практически невозможно учесть постоянно меняющиеся факторы макроэкономической ситуации, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, приоритеты социально- экономической политики. Несмотря на свое широкое распространение, экстраполяционные методы не позволяют получать достаточно точные прогнозы элементов доходов.

Таблица 12.1 - Прогноз показателей бюджета на 2011 - 2013 годы № Наименование показателей оценка Прогноз п/п 2010 2011 2012 2013 Государственный бюджет 1 Поступления 4 032,4 4 776,2 5 172,9 5 637,5 2 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 2 827,5 3 571,3 3 968,0 4 432,6 3 В т.ч. налоговые поступления 2 712,8 3 463,5 3 876,5 4 337,3 Республиканский бюджет 4 Поступления 3 517,8 4 049,5 4 373,8 4 779,4 5 Доходы (без учета поступлений трансфертов) 1 973,0 2 636,9 2 955,2 3 339,2 6 В т.ч. налоговые поступления 1 886,9 2 543,7 2 879,3 3 260,5

Методика расчета налоговых доходов бюджета еще не окончательно отработана, недостаточна база данных, которая необходима для достовер-ного моделирования влияния различных факторов на объем налоговых поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов поступлений налогов, различия между плановыми и фактическими объемами мобилизации неизбежны. Однако, выполнение плановых цифр зависит не только от усилий уполномоченных органов, состояния экономики и показателей деятельности предприятий-налогоплательщиков, но и от того, насколько реальны и выполнимы позиции плана, насколько точны были расчеты и прогнозы, положенные в основу при его разработке.

Методика расчета контингентов налоговых поступлений характеризуется следующими этапами:

центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета обобщает сведения о текущих налоговых поступлениях и представляет их в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию;

центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития страны прогнозирует контингенты нало- говых поступлений и доводит их до местных уполномоченных органов по бюджетному планированию;

- местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по исполнению бюджета параллельно осуществляют прогнозирование кон- тингентов доходов на соответствующей территории.

В процессе прогнозирования контингентов доходов бюджета необходимо учесть изменения и дополнения, внесенные в действующие законодательные и нормативные акты, и разграничение поступлений по уровням бюджетной системы осуществлять по нормам Налогового и Бюджетного кодексов и в соответствии со статьями Закона о республиканском бюджете на очередной год

Таким образом, основой для точного и обоснованного планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней является всесторонний анализ социально-экономических показателей в совокупности с оценкой поступ-лений налогов в предыдущие периоды, создание благоприятных условий для предприятий-налогоплательщиков позволяющих снизить амплитуду колебаний показателей их экономической деятельности, а так же совер-шенствование и стабилизация законодательной базы.

Ключевыле слова: бюджет, детерминированные модели, методы прог-нозирования, макроэкономические показатели, налоги, налоговое планиро-вание, прогнозирование доходов, экстраполяция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что множественность установленных налогов и сборов, хотя и позволяет решать разнообразные государственные задачи и реализовывать различные функции, создает тенденцию увеличения расходов по их взиманию и условия уклонения от уплаты отдельных налогов. Актуальной проблемой в настоящий момент является создание эффективной системы планирования налоговых доходов. Пока такая система находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике.

Содержание

Введение. 3
1. Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны 5
1.1. Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне 5
1.2. Методы оценки налогового потенциала регионов. 15
2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)……………………………………………………………………………………. 22
2.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений 22
2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г. 25
3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях 30
3.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений 30
3.2. Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения. 34
Список использованной литературы 40

Работа состоит из 1 файл

налоговое планирование и прогнозирование.doc

Для построения достоверного прогноза изучаются и учитываются макроэкономические показатели:

индекс потребительских цен учитывается на уровне 107,5% - 108%, средняя цена на нефть марки «Юралс» (101,34 долл. за баррель в 2012г. против 82,74 долл. за баррель в 2011 г., курс доллара - 30,9 рублей за 1 доллар США.

При расчете доходов федерального бюджета на 2012 год необходимо учесть следующие изменения налогового законодательства:

1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:

на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.). с 1 января 2013 г. - 550 руб.. с 1 января 2014 г. - 800 руб.:

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.). с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. - 500 руб.:

на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 июля 2012 г. в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г – 59 руб.. с 1 января 2014 г. - 74 руб.:

на автомобили легковые: с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112.5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с, с мощностью двигателя свыше 112.5 КВт (150 л.с.) - 332 руб. с увеличением против 2013 г. на 3 руб. и 30 руб.соответственно; :

на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3. или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3-10 066 руб., класса 4 и класса 5 - 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно:

на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб за 1 тонну, класса 3-5 719 руб., класса 4 и класса 5-5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно:

на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г.в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 751 руб.;

на прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;

2) установление ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для

налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г в размере 509 руб за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г на 272 руб.), с 1 января 2013 г. -582 руб., с 1 января 2014 г.-622 руб.:

3) установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

4) зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

5) снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов;

6) установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть;

7) отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири:

8) введение нового порядка получения доходов от реализации соглашен ия о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти).

В совокупности вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд.

2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г.

В последних программных выступлениях политического руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие жизненные стандарты, создание экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Большое значение для увеличения объемов государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.

Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50 %, а неналоговые доходы формируют его на 8 – 12 %.

На практике налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически во всех консолидированных бюджетах субъектов РФ этого уровня. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объектов налогов, прежде всего федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы с физических лиц, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы в определяющей степени зависит от налоговой политики, разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Ниже представлено планируемое поступление налогов в Федераль ный бюджет и бюджет ХМАО в 2012 году.

Прогнозирование и планирование налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Дадашева Юлия Алихановна. Прогнозирование и планирование налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.10 / Дадашева Юлия Алихановна; [Место защиты: ГОУВПО "Всероссийский заочный финансово-экономический институт"].- Москва, 2010.- 138 с.: ил.

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-методологические основы прогнозирования и планирования в налогово-бюджетной сфере 8

1.1. Экономическое прогнозирование как основа налогового прогнозирования и бюджетного планирования 8

1.2. Методология прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты и ее особенности на уровне субъекта РФ 31

Глава 2. Анализ качества налогового прогнозирования и планирования налоговых доходов по региональным налогам в бюджеты субъектов РФ 48

2.1. Эволюция основных элементов региональных налогов и ее влияние на налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ 48

2.2. Собираемость налогов: методы измерения ее уровня и сфера применения в бюджетном процессе 87

Глава 3. Направления совершенствования методологии прогнозирования налоговых поступлений по региональным налогам 102

3.1. Совершенствование методических основ прогнозирования налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу 102

3.2. Направления реформирования имущественных налогов в контексте прогнозирования налоговых поступлений .

Список использованной литературы 137

Введение к работе

Актуальность темы. В системе управления налоговыми отношениями и совершенствования налоговой политики важное место отводится прогнозированию и планированию. Значение этой функции управления возросло в связи с переходом с годичного бюджетного планирования на среднесрочное (трехлетнее).

Правильность исходных теоретических посылок и методологической основы прогнозирования решающим образом влияет на качество прогноза налоговых поступлений и возможность его практического использования в планировании налоговых доходов бюджетов всех уровней. Круг проблем, связанных с прогнозированием налоговых поступлений, охватывает методы прогнозирования и особенности их применения в отношении отдельных налогов, собираемость налогов, и которые влияют на качество планирования налоговых доходов бюджетов всех уровней. Речь идет об оценке точности прогнозов, реализованных в показателях налоговых доходов бюджетов всех уровней, анализе факторов, оказавших влияние на отклонение фактических налоговых поступлений от утвержденных бюджетных назначений по итогам отчетного финансового года.

В составе налогов можно выделить те из них, поступления по которым в качестве налоговых доходов определяются макроэкономической ситуацией и деловой активностью хозяйствующих субъектов (первая группа) либо не зависят от циклического состояния и результатов хозяйствования (вторая группа). Налоги первой группы включают основные федеральные налоги: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, ресурсные налоги, налог на доходы физических лиц. Вторую группу составляют региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный

налог и налог на имущество физических лиц. Обязательства по уплате каждого налога из второй группы обусловлены наличием объекта налогообложения и не зависят от того, используется объект или нет.

На сегодняшний день методологически разработанными и применяемыми в налогово-бюджетной практике являются федеральные налоги, прогнозирование которых имеет соответствующую научную базу, изложенную в коллективной монографии руководящих работников системы налоговых органов 1 . В отношении же региональных налогов научные исследования ограничивались в основном оценкой их значений в формировании налогового потенциала субъектов РФ, а прогнозирование налоговых поступлений осуществлялось упрощенными методами. Вышеизложенные обстоятельства предопределили тему диссертационной работы, логику и структуру исследования.

Цель исследования заключается в развитии теоретических положений и обосновании рекомендаций по совершенствованию методов прогнозирования поступлений по региональным налогам в бюджет субъекта РФ.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

раскрыть взаимосвязи и соотношение понятий «прогнозирование» и «планирование» в налогово - бюджетной сфере;

исследовать эволюцию основных элементов региональных налогов и характер их влияния на налоговые доходы бюджета субъекта РФ;

проанализировать собираемость налогов в качестве показателя, применяемого в процессе налогового прогнозирования;

обосновать рекомендации по совершенствованию методов прогнозирования налоговых поступлений по двум имущественным налогам.

Объектом исследования является группа региональных налогов, платежи по которым формируют бюджеты субъектов Российской Федера-

1 Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А.Б. Паскачев, Т.К. Садыгов, В.И. Мишин, Р.А. Саакян и др.; Под ред. Ф.К. Садыгова. — М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004.-232 с.

ции. В качестве базового объекта исследования в работе рассматриваются региональные налоги г. Москвы.

Предметом исследования являются методы, применяемые в сфере прогнозирования налоговых поступлений и планирования налоговых доходов бюджета субъекта РФ (в части региональных налогов).

Теоретической базой проведенного исследования послужили научные разработки, содержащиеся в трудах, посвященных теории прогнозирования (А.И. Анчишкин, В.В. Ивантер, Г. Тейл, Н.П. Федоренко, Г. Эде-линг, Ю.В. Яременко и др.) и проблемам налогового прогнозирования и бюджетного планирования (Л.М.Архипцева, В.А. Кашин, В.Г. Князев, Ю.И. Любимцев, Л.Н. Лыкова, Л.П. Павлова, А.Б. Паскачев В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, Н.В. Романовский, Р.А. Саакян, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, П.Н. Шуляк и др.).

При написании диссертации учитывались научные результаты, опубликованные в материалах научно-практических конференций и семинаров.

Методологическую основу диссертационной работы составили диалектика, как всеобщий метод научного познания, и логико-теоретические методы: моделирование, формально-логический, системный анализ и синтез.

Информационной базой исследования послужили статистические данные, опубликованные в официальных сборниках Росстата и Мосгорста-та, данные налоговой статистической отчетности, информация о бюджетах и их исполнении, представленная на официальных сайтах органов государственной власти РФ и г. Москвы, нормативные акты Минфина России, ФНС России и др.

Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке рациональных методических решений в области прогнозирования налоговых поступлений по региональным налогам.

На защиту выносятся следующие научные положения и рекомендации, содержащие элементы новизны проведенного исследования:

уточнено содержание понятий «прогнозирование» и «планирование» применительно к бюджетному процессу и на этой основе показано их соотношение между собой как части целого: прогнозирование налоговых поступлений рассматривается как предплановая разработка показателей налоговых доходов к проекту бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период;

доказана необходимость совершенствования методики расчета собираемости налогов, используемого в процессе прогнозирования налоговых поступлений, и обоснованы предложения по ее улучшению, благодаря чему получены более достоверные оценки уровня собираемости региональных налогов;

обоснованы предложения по различению понятий «собираемость налогов» и «бюджетная собираемость налогов» для соответствующей оценки качества прогнозирования налоговых поступлений и качества планирования налоговых доходов в бюджеты, объемы по которым, будучи, как правило, заниженными, подвергаются изменениям в процессе исполнения бюджета;

разработана модель прогнозирования налоговых поступлений по налогу на имущество организаций, основанная на методе структурного моделирования, учитывающая инвестиции в основной капитал, трансформирующиеся в основные фонды (новое имущество организаций), и выбытие (ликвидацию) основных фондов;

приведены дополнительные аргументы в пользу избежания двойного налогообложения транспортных средств, принадлежащих организации, налогом на имущество и транспортным налогом, за счет выведения грузовых автотранспортных средств, используемых в производственном процессе, из состава объекта налогообложения по налогу на имущество

организаций, учитывая, что при истощении экономического ресурса (полная амортизация стоимости) транспортного средства его технический ресурс сохраняется и организация, продолжая его эксплуатацию будет уплачивать транспортный налог.

Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях, которые могут быть положены в основу совершенствования методики расчета показателя собираемости налогов используемого при прогнозировании налоговых поступлений, методики прогнозирования налоговых поступлений по налогу на имущество организаций, а также в предложениях об избежании двойного налогообложения грузовых транспортных средств, используемых в производственном процессе. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании специальных дисциплин «Прогнозирование и планирование в налогообложении» для студентов специальности «Налоги и налогообложение» и «Бюджетная система Российской Федерации» для студентов специальности «Финансы и кредит».

Апробация результатов исследования. Отдельные положения и результаты проведенного исследования докладывались на двух международных научно-практических конференциях (ВЗФЭИ, ноябрь 2006 г.; ВЗФЭИ, апрель 2008 г.), а также были использованы при разработке темы «Налоговый механизм стимулирования субъектов инновационной деятельности» (отчет по итогам 2009 г.). По результатам выполненного исследования опубликовано шесть научных работ общим объемом 2,3 п.л., три из которых в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Логика и структура диссертации. Логика исследования предопределила последовательность изложения материала и структуру работы, состоящей из введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы. Диссертация изложена на 14|Ф страницах и содержит 22 таблицы и 5 рисунков.

Экономическое прогнозирование как основа налогового прогнозирования и бюджетного планирования

Прогнозирование во всем его многообразии - природных явлений и процессов, социальных процессов и результатов, экономических процессов и результатов, политических событий и явлений - изучает наука прогностика (от греч. prognosis - предвидение). Необходимость предвидеть будущее в тех или иных сферах взаимодействия природы и общества, развития науки, техники, технологий, производства и производственных отношений способствовало выделению в 50-х годах XX века экономической ветви прогностики .

Прогнозирование как способ научного предвидения опирается на результаты анализа и обобщения соответствующей информации об изучаемом объекте в прошлом и настоящем в целях выявления устойчивых тенденций и оценки их вероятности для будущего периода, разработки альтернативных вариантов для обоснованного выбора той или иной концепции развития и принятия необходимых управленческих решений.

Результатом прогнозирования является прогноз будущего состояния объекта, его количественных и (или) качественных характеристик (показателей) с относительно высокой степенью достоверности.

Ценность прогнозирования состоит именно в том, что прогноз строится на исследовании объекта в его развитии и познании условий и факторов, определяющих количественные и качественные изменения объекта.

Прогнозирование находит наибольшее применение при планировании и является его важнейшей составляющей. Результатом планирования является план, который представляет собой конкретизированную характеристику объекта, являющуюся целевой задачей. Отличительной чертой плана является количественная определенность задания, которую следует выполнить в течение планового периода. Значение экономического прогнозирования в планировании состоит в том, что развитие прогнозной стадии - одно из условий правильного решения проблемы сочетания объективного и субъективного в процессе планирования.1

Важность различения экономических терминов «прогноз» и «план», используемых в науке об управлении отмечается в литературе неоднократно. «Представляется целесообразным остановиться на сходстве и отличиях прогнозирования и планирования как методов исследования и выработки информации о будущей работе системы управления, установить их отношения»,- отмечают В.В. Глущенко и И.И. Глущенко2. По их мнению, логическая формула процессов выработки прогноза или плана достаточно лаконична и состоит в следующем.

Эволюция основных элементов региональных налогов и ее влияние на налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными органами субъектов РФ определяются в порядке и в пределах, которые предусмотрены в РЖ РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Кроме того, ими могут устанавливаться налоговые льготы (в дополнение к федеральным льготам, предусмотренным в ЬЖ РФ), основания и порядок их применения (ст. 12 НК РФ). Иные элементы налогообложения по региональным налогам (объект налогообложения, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления налога) и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

В целях налогового прогнозирования и планирования из всех элементов налогообложения важное место отводится анализу формирования налоговой базы, объектам налогообложения и налоговым ставкам. Изменения, вносимые в перечисленные элементы и состав налогоплательщиков, по каждому региональному налогу в отдельности результируются в прогнозируемых объемах налоговых поступлений.

Анализ этих изменений с позиции их влияния на величину налоговых поступлений позволит оценить характер эволюции региональных налогов и их значение в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ.

В процессе перехода российской экономики на инновационный путь развития и применения наиболее эффективных методов управления общественными финансами задача качества налогового прогнозирования и планирования возрастает в связи с необходимостью повышения уровня обоснованности расчетов налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период. В рамках налогового прогнозирования и планирования особое место отводится налоговому анализу, который представляет собой метод поэлементного исследования налогов. Налоговый анализ может быть классифицирован:

по охвату налогов - сплошной (все налоги и сборы, «идущие» с территории), выборочный (по региональным налогам, по одному налогу и т.д.);

по субъектам проведения - анализ, проводимый налоговыми органами, Управлениями ФНС России по субъекту РФ, финансовыми органами субъектов РФ, независимыми экспертами.

Предметом анализа являются суммы налогов и сборов, поступающих с территории субъекта РФ во все уровни и звенья бюджетной системы и их динамика. Проведение налогового анализа позволяет оценить уровень собираемости налогов, экономическую и бюджетную эффективность льгот и преференций, налоговый потенциал субъекта Федерации, определить влияние налоговой политики на поведение хозяйствующих субъектов, динамику инвестиций и экономического роста.

Совершенствование методических основ прогнозирования налоговых поступлений по налогу на имущество организаций и транспортному налогу

Приведенная формула применима для субъектов РФ, законодательством которых установлена единая налоговая ставка налога на имущество организаций. Если налоговая ставка дифференцирована, количество сомножителей (НБпхНст) в формуле будет столько же, сколько выделено дифференцированных ставок.

При всем этом искомой величиной по-прежнему остается прогнозируемая налоговая база на очередной финансовый год и последующие годы.

В только что изданном специальном учебнике «Прогнозирование и планирование в налогообложении» приводится методика планирования налоговых поступлений по четырем налогам (налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых), по содержанию повторяющая методику планирования, изложенную в ранее изданной коллективной монографии «Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика»1.

В указанном учебнике предусмотрена глава 3 «Планирование налоговых доходов на примере бюджета города Москвы» (с. 94-141), в которой опять же не нашлось места для методики прогнозирования и планирования налоговых поступлений по региональным налогам. Но авторы ссылаются на Методические рекомендации по среднесрочному прогнозированию доходов и расходов бюджета города Москвы, разработанные Департаментом экономической политики и развития Правительства Москвы, которые были использованы столичными органами для расчета прогнозов налоговых поступлений к проекту бюджета г. Москвы на 2008 г. и плановый период 2009-2010 гг. (в данном параграфе будут рассмотрены).

Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы, опираясь на собственную методическую базу, в рамках своей экспертно-аналитической работы разрабатывает прогнозы налоговых поступлений в бюджет города Москвы. Так, в расчетах налога на имущество предприятий на 2002 г. использовалась региональная модель, в основу которой был положен метод линейной экстраполяции. Отклонение прогноза от фактических поступлений в отно-сительном выражении составило 6,2% . Оценить эту ошибку стало возможным уже после принятия Закона об исполнении бюджета г. Москвы за 2002 г. Отклонение прогнозной цифры от фактической (отчетной) рассчитывается в абсолютном выражении (как разница между двумя цифровыми данными) и в относительном, для чего полученная разница соотносится с фактическим (отчетным) показателем.

Читайте также: