Является ли пенсионный фонд налоговым органом

Опубликовано: 17.05.2024

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Что такое «ФНС», «ФСС», «ПФР», «ФФОМС», «Росприроднадзор» и другие, и что я им должен?

Часто начинающие предприниматели задают вопросы: как избежать проблем с регулирующими органами?

Для того чтобы не знать с ними проблем, для начала нужно как минимум знать, какие вообще существуют надзорные, регулирующие и контролирующие органы.

В настоящее время полномочия по государственному контролю и инспектированию деятельности хозяйствующих субъектов в РФ предоставлены таким государственным органам, как:

1. Федеральная налоговая служба (ФНС) – это первый и главный орган, с которым знакомится любая фирма (как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель).

Помимо сбора налогов, на налоговые органы возложены функции:
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
регистрации и контроля за применением контрольно-кассовой техники;
учета всех налогоплательщиков, ведения Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
приостановления операций по счетам налогоплательщика при нарушении законодательства о налогах и сборах, и др.

2. Фонд социального страхования, или ФСС — один из трех внебюджетных фондов, наделенных полномочиями по
Если у Вас ООО, то Вам придется столкнуться с ФСС в любом случае: даже если деятельность не ведется, вы обязаны ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС. Если же деятельность ведется, то, помимо сдачи отчетности, необходимо ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

Если же Вы – индивидуальный предприниматель, то Вам общение с ФСС предстоит только в случае, если у Вас будут наемные работники: с момента появления у Вас первого наемного работника необходимо в течение 10 дней зарегистрироваться в ФСС в качестве работодателя, и в дальнейшем – ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС и ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.
Если же у вас нет наемных работников, то ничего платить «за себя» индивидуальному предпринимателю в ФСС не нужно, только если он не решил добровольно застраховать себя в ФСС и уплачивать взносы в добровольном порядке. Отчетности у ИП без наемных работников в ФСС никакой нет.

В каких же еще случаях Вам предстоит общение с ФСС?

Страховой случай

Что делаете вы как работодатель?

Что делает ФСС?

Болезнь работника / болезнь члена семьи работника

Выплачиваете пособие по временной нетрудоспособности

Возмещает Вам выплаченное пособие (частично)

Выплачиваете пособие по беременности и родам

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Уход за ребенком

Выплачиваете единовременное пособие по уходу за ребенком

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Выплачиваете ежемесячное пособие по уходу за ребенком на протяжении полутора лет

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Смерть работника или несовершеннолетнего члена его семьи

Выплачиваете социальное пособие на погребение

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Несчастный случай на производстве, произошедший с вашим работником

Выплачиваете пособие по временной нетрудоспособности

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

3. Пенсионный фонд РФ, или ПФР – государственный внебюджетный фонд РФ, созданный для управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на получение пенсий.
Отношения организаций с ПФР аналогичны отношениям с ФСС: юридическое лицо, даже не ведущее деятельность, обязано ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме РСВ-1. Если же деятельность ведется, то, помимо сдачи отчетности, необходимо ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

Если же Вы – индивидуальный предприниматель, то Вам общение с ПФР предстоит в 2 случаях:

1. Если нет наемных работников, Вам в любом случае нужно уплачивать взносы в ПФР и ФФОМС «за себя», даже если деятельность не ведется – см.статьи Налоги и отчетность у ИП и Фиксированные взносы ИП: что это и сколько?). Отчетности у ИП без сотрудников никакой нет;

2. Если у Вас будут наемные работники, то с момента появления у Вас первого наемного работника необходимо в течение 30 дней зарегистрироваться в ПФР в качестве работодателя, и в дальнейшем ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС и ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

А также любому работодателю общение с ПФР предстоит в случае выхода его сотрудников на пенсию.

4. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — внебюджетный фонд, созданный для обеспечения бесплатного медицинского обслуживания всех граждан РФ.

В настоящее время юридические лица и ИП не контактируют напрямую с этим фондом, однако уплачивают в ФФОМС страховые взносы в размере 5,1% от начисленной заработной платы работников. Отдельная отчетность специально для ФФОМС не предусмотрена: суммы начисленных и уплаченных взносов отражаются в отчете РСВ-1, который сдается в ПФР.

А индивидуальные предприниматели должны уплачивать фиксированные взносы в ФФОМС, которые составляют 3 650,58 руб. в 2015 г. (см. статью Фиксированные взносы ИП: что это и сколько?).

5. Росприроднадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ – это орган исполнительной власти РФ, осуществляющий функции по надзору в сфере природопользования, а именно — осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной недр; за состоянием, охраной и защитой лесного фонда, водных объектов, объектов животного мира; за использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за соблюдением законодательства в области охраны морской среды.

Казалось бы, все перечисленное выше не имеет к Вам никакого отношения? Тем не менее, любая организация – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – выступает в отношениях с Росприроднадзором в роли природопользователя, который обязан ежеквартально (4 раза в год) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и ежеквартально (4 раза в год) сдавать Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (подробнее см. статью «У меня нет даже офиса! Что еще за плата за экологию?!»).

Вот четыре основных органа государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые вправе интересоваться финансово-хозяйственной деятельностью абсолютно любого субъекта предпринимательской деятельности.
Однако существует еще целый ряд узкоспециализированных регуляторов, которым Вы будете интересны в зависимости от осуществляемого вами вида деятельности.

Примеры таких органов:

6. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган исполнительной власти, с которой может столкнуться в процессе своей деятельности практически любой бизнес. Полномочия данной службы достаточно широки:

— контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
— защиты конкуренции на рынке финансовых услуг;
— контроль цен на продукты питания;
— контроль цен на топливо;
— контроль за размещением заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме;
— контроль за соблюдением законодательства о рекламе,
— контроль за осуществлением иностранных инвестиций.

7. Федеральная таможенная служба (ФТС). Общения с этой службой Вам не миновать при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

8. Федеральная миграционная служба (ФМС) будет интересна вам, а вы – ей, если у вас есть иностранцы среди наемных работников.

9. Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Вы столкнетесь с этой службой и с ее региональными представительствами (в лице Департамента по тарифам) только в случае, если вы являетесь субъектом естественных монополий и осуществляете деятельность в области электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, транспортировки нефти, газа по магистральным трубопроводам, занимаетесь перевозками в сфере железнодорожного транспорта, оказываете услуги портов, аэропортов и транспортных терминалов… В общем, в этом списке Вы вряд ли себя нашли.

10. Росфинмониторинг, или Федеральная служба по финансовому мониторингу. Регулирует отношения в рамках 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кому же предстоит знакомство с данной службой? Эти субъекты перечислены в статье 5 федерального закона № 115-ФЗ:

— кредитные организации;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— страховые организации и страховые брокеры;
— лизинговые компании;
— организации федеральной почтовой связи;
— ломбарды;
— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
— управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
— операторы по приему платежей;
— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
— микрофинансовые организации;
— общества взаимного страхования;
— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

11. Роспотребнадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Наиболее частые претенденты на встречу с этим органом — это те, кто непосредственно работает с населением: оказывает ему услуги, в том числе бытовые, занимается реализацией лекарств, продуктов питания и непродовольственных товаров, оказывает услуги общественного питания и др.).
Что проверяет Роспотребнадзор:
— Техническую документацию предприятия на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим нормам.
— Наличие санитарных книжек, документов об образовании.
— Исследование профессиональных вредностей, действующих на сотрудников.
— Проверка хранения, реализации и производства продукции на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим нормам.
— Соответствие площади предприятия предлагаемому ассортименту продукции.
— Исследование помещений предприятия на предмет вентиляции, загрязненности, освещения и некоторых других показателей.
— Исследование производственного инвентаря, технологии приготовления, хранения и реализации пищевых продуктов.
— Предоставление гарантий потребителям, правильное оформление договоров об оказании услуг.
— Документация по проведению текущей и генеральной дезинфекции помещения и оборудования.
— Четкие ценники на товарах с указанием точной цены, срока изготовления и срока годности товара, подписи ответственных лиц с указанием даты.
— Измерение освещенности, температуры воздуха, влажности в помещениях.
— Исследование сроков хранения и реализации товаров.
— Предоставление потребителю полной и адекватной информации о препарате путем нанесения ее на ценник.

Этот перечень не является исчерпывающим: в своей деятельности вы можете встретить Россельхознадзор, Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения), Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), Росалкогольрегулирование (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка), Государственную инспекцию труда и других. Ну и, конечно же, не забывайте о полиции, прокуратуре и о пожарной инспекции.

Не хотите общаться с регулирующими и надзорными органами?
Обращайтесь, и это сделаем за Вас мы

Эксперты прокомментировали разъяснение ФНС России по вопросу освобождения адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты страховых взносов

Напомним, что 30 декабря 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 502-ФЗ), предоставляющий льготу военным пенсионерам, которые осуществляют адвокатскую деятельность. С 11 января 2021 г. они освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

ФНС России в рамках реализации применения Федерального закона № 502-ФЗ в своем письме разъяснила, что для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ № 4468-1) и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на ОПС ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении этой обязанности по рекомендуемой форме (КНД 1150118).

К заявлению необходимо приложить копию пенсионного удостоверения. В случае, если в удостоверении не указанно, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом РФ № 4468-1, то для подтверждения факта получения пенсии необходимо предоставить справку из федерального ведомства.

Президент Адвокатской палаты Ивановской области Елена Леванюк отметила, что налоговое ведомство своим письмом устанавливает процедуру освобождения адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты взносов на ОПС, хотя это уже есть у адвокатов в силу положения ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», введенного Федеральным законом № 502-ФЗ.

По ее мнению, это письмо ФНС не соответствует закону, поскольку ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ – неотсылочная норма и не дает право налоговому органу устанавливать порядок этого освобождения. Во-первых, это усложнение самой процедуры, во-вторых, двойное предоставление сведений (пенсионное удостоверение, сведения о том, что лицо имеет статус адвоката), поскольку они уже есть в налоговом органе.

«Законодатель совершенно четко урегулировал вопрос освобождения адвокатов от уплаты взносов на ОПС и процедура подачи заявления о прекращении этой обязанности является излишней», – подчеркнула Елена Леванюк.

Советник ФПА РФ Игорь Пастухов заметил, что Федеральный закон № 502-ФЗ, как указано в пояснительной записке к законопроекту, был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П. Безусловно, с принятием этого закона указание КС РФ было реализовано. Однако возникла ситуация, когда адвокаты, получающие «военную пенсию», в результате оказались в положении, отличающемся от других лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, получающих такие же пенсии (очевидно, что среди индивидуальных предпринимателей, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой, также есть некоторая часть «военных пенсионеров»).

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона № 502-ФЗ не были внесены изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие механизм реализации этого закона. Так, на сегодняшний день НК РФ не содержит указаний, из каких источников налоговые органы должны получать информацию о том, что адвокат получает пенсию на основании Закона РФ № 4468-1. Не содержит он и положений, обязывающих самих адвокатов подтверждать этот факт. Юридико-технически данная категория адвокатов была исключена из числа страхователей по ОПС, что в силу ст. 56 НК РФ не является льготой по страховым взносам.

В связи с этим понятны мотивы издания ФНС России письма от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ и понятно выраженное в нем желание возложить обязанности по предоставлению информации на самих адвокатов, отметил Игорь Пастухов. Вместе с тем, по его мнению, нельзя признать обоснованной использованную в письме ФНС формулировку «в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование…».

«Очевидно, что обязанность по уплате страховых взносов у этой категории адвокатов прекратилась с вступлением в силу закона, вне зависимости от того, известно ли об их особом статусе налоговой службе или нет, – уточнил советник ФПА РФ. – Федеральная налоговая служба имела полномочия лишь рекомендовать адвокатам оказать помощь налоговой службе в получении соответствующей информации, а вовсе не формулировать документ так, чтобы из его содержания усматривалась некая дополнительная обязанность».

Игорь Пастухов напомнил, что в данном случае законодатель установил вовсе не льготу по страховым взносам. По его словам, ФНС избрано неудачное наименование для «рекомендуемой формы КНД 1150118». Это не должно быть «заявление» – документ, предполагающий необходимость принятия обязательного для плательщика налогов, сборов или страховых взносов решения налоговым органом. Более правильным было бы наименование «уведомление» или «сообщение». Он также заметил, что по части адвокатов из числа военных пенсионеров налоговая служба уже имеет информацию, поскольку они в качестве налогоплательщиков-физических лиц пользуются льготами по налогам на землю и на имущество и для подтверждения права на эти льготы уже представляли документы о назначении им пенсий.

Советник ФПА РФ обратил внимание, что ФНС не дает ответа на еще один крайне важный вопрос: сохранилась ли у адвокатов из числа военных пенсионеров, чей доход в 2020 г. превысил 300 тыс. руб., обязанность по уплате страхового взноса в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего этот размер. Согласно п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ такие взносы должны в 2021 г. платить именно страхователи, которыми адвокаты – «военные пенсионеры» после 11 января 2021 г. не являются. «Здесь налицо неопределенность закона, которая не может быть восполнена, и возникающее в данном случае сомнение в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ должно трактоваться в пользу адвокатов – о прекращении этой обязанности в связи с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате страхового сбора (согласно подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать страховые взносы возложена только на плательщиков страховых взносов)», – подчеркнул Игорь Пастухов.

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур.

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

  • выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
  • копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
  • акты камеральных проверок;
  • выписки из актов выездных проверок;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

ФНС ПФР

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

И. Акиньшина, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Страховые взносы


Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени - это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.
Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Уточненные декларации за прошлый период

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Возврат излишне уплаченных взносов

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Куда платить взносы

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 "Статус плательщика" надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

Читайте также: