Советские правоведы налогового права

Опубликовано: 30.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Каково быть Великим юристом? Как достичь вершины юридической деятельности, оставаясь образцовым человеком и совершенствующимся профессионалом? Ответ на эти вопросы можно найти из жизни самых выдающихся, талантливых и ярких представителей юридической профессии. Биография этих людей – огромная мотивация для начинающих и состоявшихся юристов, которые также обязаны пополнять багаж знаний, быть в курсе событий и разбираться в вопросах всех сфер жизнедеятельности. Юрист – это не просто человек с юридическим образованием, юрист – это постоянно развивающаяся личность, стремящаяся к становлению справедливости и правосудия, сохраняя свою честь, репутацию и достоинство во благо человека и общества. Именно у таких Великих представителей необходимо заимствовать опыт и следовать их пути, стремясь встать с ними в один ряд.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Русские правоведы 6
1.1.Чичерин Борис Николаевич 6
1.2. Победоносцев Константин Петрович 9
Глава 2. Русские юристы 12
2.1.Анатолий Федорович Кони 12
2.2. Федор Никифорович Плевако 16
2.3. Владимир Данилович Спасович 20
Заключение 23
Библиография 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_ТГиП.docx

Любопытно, что в стихах Блока можно увидеть не только карикатуру на всесильного Победоносцева, но и восхищение поэта этой личностью. Победоносцев предстает и совой, то есть мудрецом, который «дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи»! И колдуном, трясущимся над своим сокровищем… И это сокровище — конечно же, Россия. Его драгоценная Россия! Смысл всей его жизни, главный объект его помыслов, единственная и неповторимая — ради которой он жил и творил!

Глава 2. Русские юристы

2.1.Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович Кони родился 28 января 1844 года в Санкт-Петербурге в семье Федора Алексеевича Кони, известного водевилиста и редактора журнала «Пантеон». Получив образование в немецкой школе и гимназии, он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но вскоре был отчислен оттуда по случаю закрытия университета из-за студенческих беспорядков. В 1862, увлеченный идеями судебной реформы, поступил на юридический факультет Московского университета и в 1865 окончил его со степенью кандидата права. В своей первой серьезной научной работе он поднял насущный малоизученный вопрос о пределах необходимой самообороны, которая была замечена в научных кругах, и ему было предложено занять место на кафедре уголовного права и процесса Московского Университета. Но Анатолий Федорович твердо избрал себе иной путь – путь непосредственного служения людям и идеалам справедливости и нравственности. Он всецело посвятил себя судебной деятельности. За свою жизнь Кони прошел все ступени прокурорской и судебной иерархии. О нем можно сказать, что это был человек поистине «сделавший себя сам», не пользовавшийся какими-либо связями или протекциями во власти, человек с независимыми суждениями, с твердыми моральными устоями. Все, чего добился Анатолий Федорович, было достигнуто его личным трудом, незаурядным талантом оратора, умом и высокой нравственностью, что заслуживает поистине уважительного отношения к столь великой личности – личности Анатолия Федоровича.

Карьера Анатолия Федоровича Кони в качестве юриста сложилась практически случайно - он готовился учиться на математика. Но жизнь привела его в юриспруденцию, к счастью для России и для нашей юридической науки.

Анатолий Федорович начал свою карьеру с должности помощника секретаря Санкт-Петербургской судебной палаты в апреле 1866 года. Это было время введения в жизнь новых Судебных Уставов 1864 года, несомненно, являвших собой одно из величайших достижений русской юридической мысли, остающихся и поныне образцом обеспечения состязательности судебного процесса и обеспечения деятельности присяжных заседателей.

В 1874 году был приглашен в Санкт-Петербург на должность товарища прокурора окружного суда (в прошлом веке товарищами именовали заместителей). Вскоре он стал прокурором окружного суда. В советские времена усиленно подчеркивалось его участие в качестве уже председателя окружного Санкт-Петербургского суда в процессе В.И. Засулич, террористки, стрелявшей в градоначальника генерала Трепова в январе 1878 года.

В 1885 году он был назначен обер-прокурором Сената, это была высшая прокурорская должность того времени. С 1897 года он становится сенатором. Одновременно с этим растет его авторитет в научных юридических кругах. В 1890 году Харьковский Университет присвоил ему звание доктора юридических наук, а в 1900 он избран почетным академиком разряда изящной словесности Императорской Академии Наук (вместе с Чеховым). Руководствуясь своим бесценным практическим опытом прокурорской и судебной работы, Кони пишет ряд работ, составляющих гордость всей русской юриспруденции. Он по праву может быть назван основателем новой науки - судебной этики, которой посвящен труд "Нравственные начала в уголовном процессе" (1902 год). Идеалист, твердый ревнитель духа великих реформ 60-х годов, он верил в возможность воспитать молодое поколение, вложить в его основы нравственности.

Общественно-политическая жизнь была для Анатолия Федоровича полна событий. После создания Государственной Думы он включается в активную законотворческую деятельность, выступая в качестве члена Государственного Совета (с 1 января 1907 года). Во многом благодаря его поддержке были приняты законы об условно-досрочном освобождении (1909), о допущении женщин в адвокатуру (1913). Перед Февральским переворотом А.Ф. Кони занимал одну из наиболее значительных судебных должностей в России - первоприсутствующий в общем собрании кассационных департаментов Сената. К сожалению, неизвестно, как на самом деле великий русский юрист, идеолог русской юриспруденции воспринял Октябрьский переворот.

В советский период А.Ф. Кони переиздает ряд мемуаров, объединенных в сборнике "На жизненном пути". Эти воспоминания бесспорно признаны лучшими образцами мемуаристики, они написаны чистым, правильным и живым русским языком, а биографии его героев - реальных людей как нельзя более точно отражают действительные перипетии их жизни.

Особое место в жизни А. Ф. Кони занимает его литературная деятельность. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Короленко, Гааз и Ровинский, Кавелин и Милютин, Витте и Шувалов – язык Кони в очерках и воспоминаниях о них обретает особую вдохновенную выразительность. Его характеристики напоминают не столько портреты, сколько высеченные мастерскою рукой и воздвигнутые на пьедестал надгробные памятники: в них нет игры света и теней (последних автор обычно избегает), но зато есть выпуклость контуров, нет живости и разнообразия красок, зато есть четкость строгих линий. В письме к своему приятелю профессору А. И. Садову в июле 1922 году Кони писал: «…Моя вина единственно в том, что я писал всегда л ю б я того, о ком писал, находя, что нужно изображать не преходящие и случайные недостатки человека, а то прочное, глубоко человеческое, что в нем проявлялось или таилось. Теперь смотрят на задачу биографа иначе, откапывая, с заднего крыльца, всякую житейскую слабость или недостаток и смешивая частную жизнь человека с его общественной, научной и литературной деятельностью…»

Всю жизнь А.Ф. Кони отличала высокая внутренняя культура, унаследованная от родителей и их окружения. Он был не только очень начитанным человеком, но и прекрасным, интересным писателем, собеседником, другом многих великих людей своего времени. Он умудрялся ладить с теми людьми, с которыми все были в ссоре. Например, он был другом Гончарова, который под конец жизни приобрел, как говорят, несносный характер и особенно ненавидел Тургенева. Когда Анатолий Федорович пришел сообщить ему о смерти великого писателя, Гончаров, который всегда подозревал Тургенева в хитрости, отвернулся и недоверчиво пробормотал: "Притворяется!" Где еще можно найти такие воспоминания, как не у А.Ф. Кони? "Не личное счастие должно быть задачей, не отдаленные цели мирового развития и не успех в борьбе за существование, приносящие в жертву отдельную личность, а счастье ближнего и собственное нравственное совершенство", писал Анатолий Федорович в своей наиболее знаменитой работе "Нравственные начала в уголовном процессе". Сам Кони всегда достойно нес высокое звание юриста и человека.

2.2. Федор Никифорович Плевако

Родился Федор Никифорович 25 апреля (13 по старому стилю) 1842 года в г. Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) в семье члена Троицкой таможни, надворного советника Василия Ивановича Плевака.

В шесть лет Федор уже свободно читал сказки А. С. Пушкина, стихи М. Ю. Лермонтова, басни И. А. Крылова, в девять лет стал проявлять интерес к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Отец ежегодно уезжал в отпуск в Москву, Петербург, Казань и привозил сыновьям новые книги. Дети получили вначале домашнее образование, с семи лет Федор стал посещать приходское училище, а с 8 до 9 лет учился в уездном училище. За успехи в учебе был назначен классным аудитором.

В 1851 году семья Плеваков переселилась в Москву. Осенью братьев отдали в Коммерческое училище на Остоженке. Братья учились хорошо, особенно Федор прославился математическими способностями. К концу первого года учебы их имена были занесены на «золотую доску» училища, однако через полгода Федора и Дормидонта исключили как незаконнорожденных. Осенью 1853 года, благодаря хлопотам отца,они были приняты в 1-ю Московскую гимназию на Пречистенке — сразу в 3 класс.

В 1864 году Федор Плевако окончил курс на юридическом факультете Московского университета, получив степень кандидата права.

Занимался и научной работой — перевел на русский язык и издал в 1874 курс римского гражданского права немецкого юриста Г.Ф. Пухты.

Адвокатская деятельность Плевако прошла в Москве, что наложило определенный отпечаток на него и его деятельность. Исторические события Москвы и ее народ со всеми его религиозными настроения находят отклик в судебных речах Федора Никифоровича. Природа наделила Плевако редким даром убеждающего слова, в котором он не отказывал людям, ищущим защиту от несправедливости.

Образцами судебного красноречия стали речи Плевако по делу игуменьи Митрофании, участвовавшей в подлогах, мошенничестве и присвоении чужого имущества (Плевако выступил гражданским истцом). Речи в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки Висновской (это дело послужило основой рассказа И. А. Бунина "Дело корнета Елагина"), в защиту Качки, 19-летней девушки, подозреваемой в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи. Федор Никифорович Плевако выступал по делам о крестьянских волнениях, о фабричных беспорядках (о стачке на фабрике Товарищества С. Морозова), в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям и истреблении фабричного имущества.

Ф. Н. Плевако был одним из тех адвокатов, которые начали разработку основ судебной риторики в России. Он произнес в судебном зале множество речей, которые становились потом достоянием общественности и передавались из уст в уста. Резким нападкам своих противников на судебных процессах юрист противопоставлял обоснованные возражения, спокойный тон и строгий анализ улик.

В знак признания заслуг Ф. Н. Плевако получил чин действительного статского советника (IV класс, соответствующий по табели о рангах званию генерал-майора), потомственное дворянство, был удостоен аудиенции у царя. Возросшие слава и гонорары укрепили его материальное положение. Как и другие присяжные поверенные, он имел штат помощников.

Федор Никифорович всю жизнь любил и вспоминал родной город Троицк: «Едва ли я увижу тебя, да если и увижу, мало осталось в тебе старого, дорогого. Говорят мне и подтверждают сказанное присланным альбомом, что ты вырос, похорошел, стал персоной с положением: вместо приходского и уездного училищ ты украсился классической и женской гимназиями, реальным училищем. На скамьях твоих школ сидят рядом с русскими юношами и девушками татарские, киргизские и башкирские дети и соревнуются в успехах с коренным населением, выставляя иногда таких талантливых юношей, какими бы гордилось любое племя на нивах беспредельного русского царства. Там русский город, и русское сердце бьется в груди твоих птенцов - моих дорогих земляков. Сохранил ли ты, родной мой город, семена от этого семени, чтобы не переродился урожай единых на потребу, на спасение Руси, дела и идеала. И хочется, и страшно мне повидаться с тобой после полувековой разлуки.

В 1901 г. он, адвокат, имеющий всероссийскую известность, выступил в местном суде защитником богатого и влиятельного в городе казаха. Зал заседаний Троицкого суда был полон. Плевако тщательно подготовился к выступлению на родине. За основу он взял последнюю фразу из речи прокурора о том, что суд не боится богатых. По мнению Плевако, прокурор просил обвинительного приговора не потому, что перед ним заведомо виновный, а чтобы доказать силу суда. Свою речь Федор Никифорович украсил цитатами из Евангелия, ссылками на судебные уставы, примерами из судебной практики Запада. Двухчасовая речь адвоката захватила и зал, и судей. Суть дела была довольно сложной: противоречивые и ложные показания свидетелей, неверная экспертиза, выяснявшая стоимость сгоревшего хлеба. Однако Плевако так умело «разложил все по полочкам», что суд без особых затруднений решил дело и определил меру ответственности виновного.

Скончался Ф. Н. Плевако утром 23 декабря 1908 г., на 65-м году жизни. В некрологе, вышедшем в журнале "Нива", сказано: "Плевако по справедливости считался блестящим адвокатом. Его звали "Московский златоуст", и этот эпитет как нельзя лучше определял Федора Никифоровича как судебного оратора и как человека. Плевако был человек огромного ума, сердца и таланта, стихийно могучий, не всегда ровный. О Плевако говорила вся Россия". Погребен Ф. Н. Плевако на кладбище Скорбященского монастыря (ныне Церковь Спаса Всемилостивого). В 1930-х гг. прах Ф. Н. Плевако был перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В память о выдающемся земляке Челябинская коллегия адвокатов в 1996 г. учредила премию имени Ф. Н. Плевако, а Гильдия российских адвокатов в 1997 г. - золотую медаль имени Ф. Н. Плевако для награждения деятелей адвокатуры и общественности за вклад в правозащитное движение (медаль занесена в Государственный геральдический реестр Российской Федерации).

2.3. Владимир Данилович Спасович

Спасович Владимир Данилович (16.01.1829—26.10.1906), юрист, ученый и публицист. Образование получил в минской гимназии и Петербургском университете на юридическом факультете. С 1857 по 1861 занимал кафедру уголовного права в Петербургском университете, а когда в 1861 университет был временно закрыт, перешел в Училище правоведения, где до 1864 преподавал уголовное право. Памятником профессорской деятельности Спасовича остался его «Учебник» (1863). С 1864 Спасович всецело посвятил себя адвокатуре и одним из первых по введении судебной реформы 1864 получил звание присяжного поверенного. В своих многочисленных трудах и лекциях Спасович показал себя мыслителем, полагавшим, что усовершенствовать современный строй необходимо на прочной основе исторического прошлого.

Спасович - один из самых выдающихся деятелей русской адвокатуры, которой он посвятил себя с самого введения в России судебной реформы в 1866 году, примкнув к числу первых, получивших звание присяжного поверенного при санкт-петербургской судебной палате. Неоднократно избираемый в товарищи председателя и председатели совета присяжных поверенных санкт-петербургского округа, Спасович много поработал для регламентации отношений последних к публике и к поручаемым им делам, в смысле требований строгой профессиональной этики. Выступая в качестве защитника, а иногда и гражданского истца, в ряде выдающихся уголовных дел, Спасович явился не только своеобразным, глубоким и талантливым представителем адвокатуры, но и всей своей деятельностью на этом поприще преподал достойные самого внимательного изучения приемы и способы, согласные с непосредственными целями и, вместе с тем, - с общественными задачами адвокатуры.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:
- изучение налоговой системы российского государства с древнейших времен;
- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..

5
1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………
5
1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………
11
2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…
16
2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………

16
2.2 Советский период российского налогообложения……………….
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
30

Файлы: 1 файл

История налогового права России.docx

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..

1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………

1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………

2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…

2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………… ……………

2.2 Советский период российского налогообложения……………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Современный уровень развития налогообложения и налогового права в России и в мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с другой – выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего.

Налоги в качестве основного источника покрытия публичных затрат исторически объективно присущи государству как публичному образованию, требующему постоянного финансового обеспечения для своего функционирования. Поэтому возникновение налогов обычно относят к периоду становления первых государственных образований: появляется товарное производство, на стадии т.н. военных демократий формируется государственный аппарат – высшие чиновники и поддерживающие их власть воины и суды.

Государство и его институты необходимо было содержать, т.к. если властелин не даст воинам денег – воины, либо разграбят собственные земли, либо уйдут у другому властелину или затем вернутся в свои земли с новым властелином и его воинами. В свою очередь, жители ставятся перед выбором – либо кормить только воинов и чиновников своего властелина, либо – завоевателей. Этим и было обусловлено возникновение и развитие налогообложения.

При этом со временем, по мере развития формы государства, изначально стихийный процесс налогообложения постепенно обрел надлежащие форму и процедуру.

Поэтому, в известной степени, налогообложение может быть охарактеризовано как исторически эволюционирующий процесс обмена между людьми материальных ценностей на все большую меру их свободы. В этом видится место и роль налогов в историческом прогрессе свободы и права. В свою очередь, налоговое право (или нормы налогового законодательства) представляет собой форму закрепления (фиксации) соответствующего историческому этапу развития конкретного государства и права характера взаимоотношений государства и его граждан по поводу налогообложения.

Актуальность данной темы заключается в том, что налоговое право не является раз и навсегда оформившейся правовой общностью – оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:

- изучение налоговой системы российского государства с древнейших времен;

- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач [1, c. 10].

В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.

На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги [1, c. 13].

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительной выплатой или сбором.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повесть временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси».

Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась к князю, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.

Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания [4, c. 16].

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления [3, c. 19].

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей»: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду [1, c. 20].

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер «сохи» в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.

Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные [2, c. 20].

После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться «по животам и промыслам».

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен «ясаком» - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и «полоняничные» деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.

(как обособленная специальная теоретико-прикладная общественная наука) возникло в Советском государстве – первом социалистическом государстве, рожденном Великой Октябрьской революцией.

Рассматривая характерные черты советской юридической науки, особенности ее развития, необходимо, в частности, отметить следующее.

Советская юридическая наука воплотила в себя последовательно

революционные традиции и принципы советского общества, его Коммунистической партии, созданной В.И. Лениным. Правоведение в нашей стране создавалось и развивалось под руководством Коммунистиче-

Раздел пятый. Юридическая наука (правоведение)

ской партии. И те последовательно революционные традиции, та верность марксизму-ленинизму, та принципиальность и страстность, которые характерны для партии, созданной В.И. Лениным, нашли свое отражение в советской юридической науке. Знаменательно, что у истоков советской юридической науки стояли верные ленинцы – П.И. Стучка, Н.В. Крыленко, Д.И. Курский, которые внесли в разработку правовых проблем пролетарскую партийность, классовый подход, линию на защиту интересов трудящихся, на упрочение принципов законности1.

На формирование и развитие советской юридической науки известное влияние оказали революционно-демократические традиции русской политической мысли, прогрессивные взгляды передовых представителей русской юридической науки (например, А.Ф.

Советская юридическая наука формировалась и развивается в каче-

стве авангарда социалистического правоведения, призванного обобщать и теоретически осмысливать опыт государственно-правового строительства первого в мире социалистического государства. Успехи и достижения советской юридической науки во многом объясняются тем, что советские правоведы в силу объективных исторических условий находятся в авангарде социалистического правоведения: на них легла задача первыми исследовать новое социальное явление – социалистическое право, социалистическую законность, выраженные в них ленинские принципы. В современных условиях, когда возникла система социалистических стран, советское правоведение сохраняет свою авангардную роль: оно направлено на исследование явлений и процессов в области государственно-правовой надстройки развитого социалистического общества, первым прокладывающего дорогу в коммунизм. Вместе с тем на развитии советской юридической науки в определенной степени сказались объективные и субъективные трудности социалистического строительства первого в мире социалистического государства. Так, политика военного коммунизма (в период гражданской войны и иностранной военной интервенции) породила представления о господстве в советском праве административных мето-

1 Плотниек А.А. Петр Стучка и истоки советской правовой мысли // Ученые записки Латвийского госуниверситета. Рига, 1970. № 129.

Глава XXXIX. Социалистическое правоведение

дов. Развитию таких представлений впоследствии способствовала значительная централизация в государственной и хозяйственной жизни в 1930–1950 гг., вызванная сложной международной обстановкой, условиями Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Проделанная Коммунистической партией нашей страны работа по устранению существовавших ранее недостатков в государственной и хозяйственной жизни, по дальнейшему совершенствованию системы социалистической демократии и законодательства, по внедрению такой практики, когда все государственные решения принимаются на прочной научной основе, открывает широкие просторы и для развития советской правовой науки.

Советская юридическая наука формировалась и развивалась в про-

цессе творческих поисков, в процессе преодоления теоретических и идеологических трудностей. То обстоятельство, что на долю советских правоведов выпала задача первыми прокладывать дорогу в исследовании права на основе марксистско-ленинской теории, определило и некоторые другие стороны формирования и развития советской юридической науки. В ряде случаев советским правоведам приходилось находить правильную линию в разработке научных проблем только после долгих исканий, преодоления ошибок и заблуждений, в процессе теоретической, а иногда и идеологической борьбы.

Так, на первых порах развития советской юридической науки отдельными правоведами были предприняты попытки «применить» марксизм к психологической теории (М.А. Рейснер), теории социальных функций Л. Дюги (А.Г. Гойхбарх). Советской юридической науке пришлось преодолеть и взгляды правоведов, которые стремились «обосновать» положение о сближении советского и буржуазного права, неизбежность его перерождения и т.д. (такие взгляды высказывались, в частности, в отдельных статьях журнала «Право и жизнь»).

Некоторыми правоведами-марксистами развивались весьма своеобразные концепции социалистического права. Из них нужно указать на «меновую теорию» Е.Б. Пашуканиса, подробно развитую им в интересной работе «Общая теория права и марксизм» – теорию, в соответствии с которой сущность права выводится непосредственно из меновых отношений товарного оборота.

В 1920-х и начале 30-х гг. среди советских правоведов довольно широко были распространены ошибочные представления о том, что

Раздел пятый. Юридическая наука (правоведение)

наше право является «буржуазным», что уже в то время происходило отмирание права, что правовое регулирование должно все более заменяться организационно-техническим опосредствованием общественных отношений и т.д.

Советская юридическая наука, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, под руководством Коммунистической партии сумела в результате творческих поисков, преодоления теоретических и идеологических трудностей выйти на верные направления в исследовании права. Она закалилась и окрепла в теоретической и идеологической борьбе. Ее закалка и опыт – верная гарантия того, что она и впредь последовательно и строго будет проводить в области исследования права идеи марксистско-ленинской теории.

В настоящее время на основе решений XX, XXII, XXIII, XXIV съездов КПСС советская юридическая наука сосредоточивает свое внимание на проблемах, связанных с широкими философскими, социологическими исследованиями. Наша юридическая наука в современный период призвана разрабатывать научные основы государственного управления и правового регулирования, исследовать закономерности развития общенародного государства и права, содействовать совершенствованию социалистической демократии, укреплению законности и правопорядка, разоблачению антикоммунизма. ЦК КПСС в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» (1964 г.) поставил перед советской юридической наукой ответственные задачи, связанные с дальнейшим развитием правовой надстройки, повышением эффективности правового регулирования, усилением активного наступления против буржуазной правовой и политической идеологии, повышением правового воспитания людей.

Советская юридическая наука пришла к 50-летию Великого Октября и образования Советского Союза с большими достижениями. Глубокий след в развитии марксистско-ленинской правовой мысли оставили такие выдающиеся советские ученые, как П.И. Стучка, А.В. Венедиктов и др. Ряд крупных советских правоведов в разных областях юридической науки работают в настоящее время.

В советской юридической науке есть и определенные недостатки. Но в целом советские правоведы вышли на широкие просторы философских, социологических исследований, на разработку проблем, тесно связанных с жизнью, практикой.

ЮстиАл | Юридический паблик

ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

9 книг по налоговому праву

1. Козырин А.Н. "Введение в российское налоговое право"

Представленная работа знакомит с основами теории налогового права: понятием, предметом и методом налогового права, его источниками, понятием налога и налоговой обязанности, процедурами установления налога, добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, налогового контроля, а также с вопросами ответственности за совершение налогового правонарушения, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

2. Сапожникова Е.Ю. "Налоговое право"

В работе рассматриваются такие темы, как: "История налогообложения", "Понятие налога и сбора, их характерные черты. Функции налогов", "Общие положения налогового права России", "Источники налогового права", "Элементы юридического состава налога", "Налоговая обязанность", "Налоговый контроль", "Налоговые проверки", "Федеральные налоги", "Региональные налоги", "Налоговое планирование" и др.

3. Клейменова М.О. "Налоговое право"

Работа посвящена сущности налогового права, его месту в системе финансового права, выявлено предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания налогов.

4. Тютин Д.В. "Налоговое право. Курс лекций" 2015

Рассматриваются основные положения налогового права; деятельность налоговых органов; способы защиты прав частных субъектов, бремя и стандарт доказывания в налоговых спорах; федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги; специальные налоговые режимы и др.

5. Ялбулганов А.А. "Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах"

В представленном издании применена оригинальная методика изложения материала, которая позволяет легко усвоить все сложные вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Схемы наглядно позволяют пройти пошагово все стадии налогового процесса - от установления налогов и сборов и до их уплаты. Приводятся формулы порядка исчисления налогов и сборов, порядка применения налоговых льгот, которые позволят избежать ошибок при расчете налогов и сборов.

6. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. "Налоги"

Освещаются актуальные теоретические и практические проблемы построения налоговой системы Российской Федерации, в частности налоговое законодательство, принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль.

7. Колесниченко Т.В. "Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок"

Настоящая работа посвящена вопросам разрешения налоговых споров, возникающих по результатам налоговых проверок. Подробно рассмотрены процедуры, применяемые при урегулировании споров названной категории.

8. Сасов К.А. "Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации"

В работе проанализированы и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права и даны рекомендации по их применению в административной и судебной практике. Обобщены решения Конституционного Суда РФ по вопросам процессуального и налогового права, выявлены тенденции конституционного правосудия в области налогообложения, сделаны предложения по практическому применению конституционных положений при защите прав налогоплательщиков в налоговых органах, судах, в том числе в арбитражных судах.

9. Полежарова Л.В. и др. "Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России"

В работе рассматриваются основы теории устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения, а также вопросы налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: