Взаимосвязь ценообразования и налогообложения

Опубликовано: 17.05.2024

date image
2014-02-01 views image
7623

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1.Влияние системы налогообложения на ценообразование.

2.Принципы определения цены для целей налогообложения.

3.Налог на прибыль, его влияние на цены.

4.Налог на добавленную стоимость, его экономическая сущность и его плательщики. Взаимосвязь с ценой.

5.Акцизы, их воздействие на уровень цен, их плательщики.

6.Налог с продаж, его воздействие на уровень цен, его плательщики.

1.Влияние системы налогообложения на ценообразование.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно:

-одни из них входят в состав затрат предприятий (себестоимость продукции);

-другие ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль);

-третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы). Эти налоги принято считать косвенными.

Перечисленные налоги имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта (товара), с другой — выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов.

Система налогообложения и связанный с ней рост цен определяют серьезные затруднения в экономической деятельности предприятий и обусловливают их задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет.

Поскольку налоговая система определяет налогообложение на каждый товар, то не сложно понять, что на рынке данного товара, безусловно, имеет место смещение равновесной цены, так как в расчете цен принимают участие оба показателя: издержки и прибыль. Это смещение усугубляется еще и другим обстоятельством. На рынке отдельного товара выступает его цена, а она формируется на предприятиях различных регионов страны, где налоговые ставки отличаются.

Таким образом, налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса.

2.Принципы определения цены для целей налогообложения.

Рыночные ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (или однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или недоступности информационных источников для определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:

-метод цены последующей реализации, при которой рыночная цена определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем при последующей реализации, и разумных затрат;

-затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как сумма произведенных затрат и наценки.

3.Налог на прибыль, его влияние на цены.

Налог на прибыль(доход) предприятий и организаций - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

Общая ставка налога на прибыль - 24%

Налоговые льготы. Существенным моментом в действующем налоговом законодательстве, регулирующем порядок налогообложения налогом на прибыль, является отсутствие налоговых льгот.

Прибыль представляет собой ту часть произведенного национального дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. Но повышение цен за счет улучшения качества продукции — явление объективное, оно обеспечивается наличием конкурентной среды.




4.Налог на добавленную стоимость, его экономическая сущность и его плательщики. Взаимосвязь с ценой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.

Плательщики налога. Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налоговые ставки. По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 20% и 0 %.

Кроме указанных налоговых ставок существуют расчетные ставки 9,09% и 16,67% (исходя из ставок 10% и 20%, соответственно).

Налог на добавленную стоимость оказывает сильное воздействие на уровень цен. Достаточно сказать, что в результате введения НДС все цены были увеличены на треть.

5.Акцизы, их воздействие на уровень цен, их плательщики.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Плательщиками акцизов признаются предприятия и индивидуальные предприниматели при совершении операций с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция с общей долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, мотоциклы, минеральное сырье (нефть, газовый конденсат, природный газ).

Налоговые ставки. На всей территории России установлены две ставки:

· адвалорные - в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акциза.

· специфические - в рублях и копейках за единицу измерения товара.

6.Налог с продаж, его воздействие на уровень цен, его плательщики.

Налог с продаж является региональным налогом и поступает в бюджет субъекта РФ, который его ввел.

Налогоплательщиками налога с продаж признаются: организации, индивидуальные предприниматели.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка. Максимальная ставка налога с продаж утверждена Налоговым кодексом РФ в размере 5%. Конкретную ставку в пределах этой величины устанавливает субъект Российской Федерации.

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, а для подакцизных товаров - и акцизы.

Распределение косвенных налогов (НДС, акцизов или налога с продаж) между продавцом и покупателем товаров в основном зависит от эластичности спроса и предложения товаров по цене. Если спрос на товар высоко эластичен по цене, всю тяжесть налогов несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, то большую часть налогов фактически платят покупатели.

Кафедра «Управление в социально-экономических системах»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Государственное регулирование налогообложения и ценообразования»

На тему: «Взаимосвязь цен и налогов»

Выполнил: студент гр. № 13721/1

__________ Нургалеева Д.Д.

Проверил: доцент, К.Э.Н.

__________ Иванов М.В.

1.Взаимосвязь ценообразования и налогообложения. 4

2.Общие принципы исчисления налоговой базы.. 6

3.Понятие рыночной цены для целей налогообложения. 7

4.Виды налогов. 10

1.Прямые налоги. 10

2.Косвенные налоги. 11

5.Виды систем налогообложения. 13

Список источников. 16

В составе цены на любой товар присутствует такой ее элемент, как налоги. Основные элементы цены: затраты производителя, прибыль производителя, НДС, акцизы, торговая надбавка. Различное соотношение элементов цены формирует разную ее структуру.

Полная себестоимость продукции включает в себя затраты на производство и реализацию продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется налоговым кодексом и специальными отраслевыми положениями. Предприятия должны постоянно стремиться к снижению затрат.

Прибыль - обязательный элемент цены, который рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости. Прибыль зависит от уровня цены. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях, выше прибыль.

Налоги, сборы, пошлины и платежи отражаются в составе цены по-разному. Некоторые входят в состав затрат, включены в себестоимость (единый социальный налог, земельный налог); некоторые выплачиваются из прибыли (налог на прибыль), остающейся в распоряжении предприятий; часть налогов (косвенные) представляют собой прямую надбавку к цене.

Поскольку налоги в цене являются главным источником формирования доходов бюджетной системы страны, они влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. Кроме того, налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их рост, инфляцию или фактором снижения цен.

Налоги и цены взаимосвязаны не только через затраты, но и посредством платежеспособного спроса. Увеличение ставок налоговых платежей и отчислений (прямых) снижает платежеспособный спрос, поскольку для получения прежней прибыли фирмам необходимо либо искать пути снижения себестоимости, либо повышать цены. Резервы снижения затрат не безграничны, поэтому фирмы иногда повышают в этой ситуации цены, в результате чего спрос падает.

На государственном уровне инфляционный рост цен ведет к увеличению расходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов. Это приводит к необходимости наращивания доходов. Некоторая часть налоговых поступлений растет параллельно с ростом цен (инфляционный налог), т.к. многие из них по форме начисления связаны с ценой в целом или с ее составляющими.

Взаимосвязь ценообразования и налогообложения

Система налогов оказывает влияние на цену. Цены в свою очередь определяют размеры налогов. Все налоги, пошлины, сборы и другие налоговые платежи, представляющие собой финансовые взаимоотношения предприятий и организаций с государством, отражаются в составе цен различными методами. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.

Две статьи действующей редакции НК РФ (ст. 20 и ст. 40) регламентируют принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), и в отнесении их на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя путем включения в цену.

Налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы (Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога). В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

14.1. Характеристика налогообложения и связь с ценой

14.2. Налог и его социально-экономическая роль

14.3. Социальные налоги

14.4. Понятие прямых и косвенных налогов

14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий

14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность

14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены

14.1. Характеристика налогообложения и связь с ценой

Система налогообложения - важнейший элемент экономики государства и главный инструмент перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ, решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рынка необходима система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации.

Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. От прогрессивности этой системы, ее направленности на стимулирование предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятия с государством, отражаются в составе цен неадекватно:

- некоторые из них входят в состав затрат (социальные налоги, плата за пользование водными объектами, земельный налог, плата за выбросы в окружающую среду и др.);

- иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль, налог на имущество);

- прочие представляют прямую надбавку к цене (НДС, акцизы).

Налоги имеют двойственную связь с ценой. С одной стороны, налоги входят в состав цены товара, с другой - выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду промышленных предприятий - это цена за пользование водой, взимаемая по всей территории страны. Плата за воду в пределах норматива входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении относится на прибыль предприятия.

14.2. Налог и его социально-экономическая роль

По своей экономической сути налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики.

Налоги тесно связаны с ценой и выполняют определенную социально-экономическую роль:

• налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;

• налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;

• налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию;

• налоги выполняют социальные действия - определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и налог на прибыль.

14.3. Социальные налоги

Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат - «единый социальный налог». Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды. Единый социальный налог составляет 26 %, в том числе в пенсионный фонд - 20 %, в фонд социального страхования РФ - 3,2 %, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8 %, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 %.

14.4. Понятие прямых и косвенных налогов

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налог на доходы банков и др.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государства. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

Следует обоснованно подходить к определению рационального соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения. В настоящее время в России упор сделан на косвенные налоги. В рыночной экономике считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления, т.к. косвенные налоги - это налоги на потребителя. Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. Например, семья с доходом 25 тыс. руб. и семья с доходом 250 тыс. руб. покупают бытовой прибор за 10 тыс.руб. При этом они уплачивают косвенный налог - НДС в размере 18 %, то есть 1525 руб. В одном случае НДС составит 6,1 % (1525 / 25 000 * 100%), в другом - только 0,61 % (1525 / 250 000 * 100 %).

14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий

Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Этот налог является одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Налог на прибыль платят все предприятия и организации по соответствующим ставкам. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Объектом налогообложения является валовая прибыль за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, расходов на НИР).

Прибыль представляет собой ту часть произведенного дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат или ростом цен. Среди российских предприятий более распространен вариант максимизации прибыли за счет повышения цен в силу недостаточной развитости конкуренции на рынке.

14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность

Налог на добавленную стоимость и акциз были введены в России с января 1992 года. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен.

По экономической сущности налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров (работ, услуг) создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных при изготовлении.

На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Ставка НДС в 1992 г. составляла 28 %, с января 1993 г. - введено две ставки - 20 % и 10 % (на детские и продовольственные товары, кроме подакцизных), в настоящее время - 18 и 10% к цене реализации. В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепро-дукты, хлеб и хлебобулочные, масло растительное, макаронные изделия, рыба, морепродукты (за исключением деликатесных), овощи и др. Список детских товаров с НДС в размере 10 % включает: швейные и трикотажные изделия, обувь, школьно-письменные принадлежности и т.д.

Если установлена цена, включающая НДС, то исчисление НДС производиться их этих цен по ставке 15,25 % (18/118*100) и 9,09 % (10/110*100). Основными являются ставки в 18 и 10 %, а ставки в 15,25 и 9,09 % - производными от основной.

Как показывает практика, ставка в размере 18% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации и тем самым представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. В большинстве стран ставка НДС ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка в размере 2 % применяется к товарам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка 9%, по предметам роскоши - 38 %. Во Франции применяются три основных ставки: сокращенная (2,1%), нормальная (5,5%), повышенная (25%).

В России действует перечень социально значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д.

НДС является регрессивным налогом для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов.

14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены

На товары, которые не являются предметами первой необходимости, введены с января 1992 г. акцизы. Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на: спирт и спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, газовый конденсат, бензин, легковые автомобили, икра осетровой и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов и др. Через акцизы государство реализует перераспределительную функцию цены.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. Ставки акцизов колеблются от 13 до 190 % к отпускной цене. По подакцизным видам минерального сырья, производимого на территории РФ (нефть, природный газ и др.), ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.

Наибольшую сумму в бюджет приносят 3 налога: НДС, акцизные сборы и налог на прибыль (доход) предприятий.

НДС и акцизы являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, часто делая их недоступными для людей с низкими доходами, перераспределяют средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.

С другой стороны косвенные налоги, включаемые в цену, увеличивают себестоимость изготовления товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.

Действующая в России система налогообложения, с одной стороны, является необходимым источником формирования государственного бюджета, с другой - влияет на рост цен. Налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса. Чем выше ставки налогов и платежей, тем больше их воздействие на спрос и предложение товара на рынке.

Резюме к теме 14

Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.

Налоги, сборы, пошлины и платежи отражаются в составе цен неадекватно: некоторые из них входят в состав; иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий; прочие представляют прямую надбавку к цене.

Налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социальноэкономической политики. Налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению. Налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию.

Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования; они связаны с расходами на заработную плату, включаются в себестоимость продукции в качестве статьи затрат - «единый социальный налог».

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.).

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.

Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризую -щаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. В настоящее время ставки НДС составляют 18 и 10%.

Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), и в отнесении их на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя путем включения в цену.

Налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

Роль налоговых служб в регулировании цены

Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованных товаров, работ или услуг с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.

Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между предприятиями, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

Налоговикам необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговая должна иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

  1. одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  2. одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  3. доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  4. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  5. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.

Пример:
Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь Предприятие Б владеет акциями ОАО Предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 х 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.

Понятие рыночной цены для целей налогообложения

На практике наибольшие трудности возникают с определением, в каких случаях нужно проверять использование цен на предмет их отклонения от рыночных цен более чем на 20%. Для того чтобы выяснить, могут быть проконтролированы сделки по этому основанию или не могут, необходимо определить уровень применяемых цен.Уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам может быть исчислен по формуле:

Формула определения цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам

После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20% не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.

При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:

  1. проверяется, были ли у организации бартерные или внешнеэкономические сделки, 20%-е отклонения от уровня цен или сделки между взаимозависимыми лицами. Если таких сделок не было, контроль над ценами не проводится, и дальнейшие действия по нижеизложенному алгоритму не производятся. При этом, если проверка все-таки была проведена, собранные при ее проведении данные не могут служить основанием для доначисления налога и пеней;
  2. определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;
  3. определяется отрицательная разница между рыночной стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью, указанной сторонами;
  4. результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20%;
  5. определяется сумма недоплаченного налога с учетом сделанного пересчета;
  6. на сумму недоплаченного налога начисляются пени.

Способы определения рыночной цены

Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товара, согласно данному документу, считается ближайшая по отношению к покупателю (продавцу) территория России или за ее пределами, на которой покупатель может реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар.

В НК не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее «Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен» (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 года, №ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.

Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.

Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.

Для состояния сегодняшней экономической ситуации наиболее оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней. Данное положение не является нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, согласно которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, рассчитанной за 30 дней.

На соответствующем рынке товаров (работ, услуг) может и не быть сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах для их определения используется метод цены последующей реализации.

При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Пример:
В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде вся произведенная продукция была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.

Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.

Было установлено, что преобладающее общество реализовывало продукцию зависимому по цене 20 000 рублей (без учета НДС). Зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40 000 рублей (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10 000 рублей По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15% от продажной цены.

Исчисленная по методу последующей реализации рыночная цена продукции составила:

40000 руб. - 10000 руб. - (40000 руб. х 15% / 100%) = 24000 рублей.

Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым обществом и принять решение о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.

При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Следует обратить внимание на то, что подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.

Цель деятельности коммерческого предприятия – извлечение прибыли. Доход компания получает за счет реализации товаров и услуг. Продажа может быть как оптовой, так и розничной. Ключевым фактором, влияющим на успех реализации, является стоимость продаваемого продукта. Определение стоимости зависит от ценовой политики предприятия.

Понятие ценовой политики предприятия

Ценовая политика (ЦП) – это совокупность принципов установления определенной стоимости на товары и услуги. Это маркетинговый инструмент, который влияет на успех продаж и позиционирование компании.

Главная задача ценовой политики – получение стабильной прибыли от реализации, обеспечение конкурентоспособности. Побочных задач может быть множество. Зависят они от особенностей функционирования компании. При формировании ЦП во внимание принимаются следующие моменты:

  • Влияние стоимости на конкурентоспособность компании.
  • Шансы организации выиграть в «ценовой войне».
  • Разумность выбранной ценовой политики в отношении новой продукции.
  • Изменение стоимости на основании жизненного цикла продукта.
  • Возможность установления различных базисных цен.

Для формирования стоимости допускается выбрать компанию, схожую по характеристикам с предприятием. Она оценивается на предмет соотношения издержек к прибыли.

Главные цели ценовой политики

Рассмотрим главные цели ценовой политики компании:

  1. Продолжение деятельности организации. Предприятие осуществляет свою деятельность под влиянием таких угроз, как лишние мощности, высокая конкуренция, резкое изменение спроса. С частью этих рисков можно бороться путем снижения стоимости. Однако уменьшение цены должно быть таким, чтобы полученный доход покрывал издержки. Эта цель ЦП считается краткосрочной.
  2. Краткосрочное увеличение прибыли. Иногда стоимость на товар изменяется для максимального извлечения прибыли. Часто такая цель ставится в рамках переходной экономики. Это краткосрочная задача. В долгосрочной перспективе такая цель не используется, так как значительное повышение стоимости не даст выиграть в конкурентной борьбе.
  3. Краткосрочное увеличение продаж. В этом случае стоимость на товар, напротив, снижается. Привлекательная цена позволяет увеличить объем сбыта. Альтернативный вариант – назначение комиссионных для посредников, что также помогает повысить продажи. Данная мера позволит извлечь максимальную прибыль, а также завоевать долю в рынке.
  4. «Снятие сливок». Данная мера актуальна в том случае, если компания реализует новую продукцию. В этом случае назначается максимально высокая стоимость. Если продажи начинают падать, стоимость незначительно снижается для обеспечения оборота.
  5. Долгосрочное увеличение прибыли. Одна из действующих стратегий – формирование имиджа компании, которая выпускает исключительно качественную продукцию. Если клиент уверен в качестве продукта, он будет готов приобретать его по высокой стоимости. Это позволит добиться долгосрочной максимизации прибыли.

Для установления оптимальной ценовой политики ставится одна цель. Подбирается она в зависимости от особенностей конкретного предприятия, его конкурентов.

Разновидности ценовой политики

На практике применяются эти формы ценовой политики:

  1. Политика высоких цен. При появлении нового товара на рынке устанавливается максимально высокая стоимость. Актуально это только для действительно новой продукции, которая пользуется спросом и защищена патентом. Стоимость постепенно уменьшается в том случае, если замечено снижение спроса.
  2. Политика низких цен. Актуальна в том случае, если компании нужно быстро войти на рынок и завоевать свою долю. Подходит для стимулирования спроса. Применяется на рынках с увеличенным объемом производства, повышенной эластичностью спроса. Издержки компании покрываются за счет того, что продажи товара по небольшой стоимости максимально увеличиваются.
  3. Политика дифференцированных цен. Средняя стоимость продукции меняется под влиянием надбавок, скидок. Каждому сегменту потребителей предлагается отдельная стоимость на товар.
  4. Политика льготных цен. Компания получает возможность привлечь новых клиентов за счет льготных предложений. Этот способ подходит для расширения рынка сбыта.
  5. Политика гибких цен. Стоимость определяется в зависимости от возможностей потребителей. Довольно часто изменяется.
  6. Политика стабильных цен. В этом случае цены не меняются в течение длительного времени. Подходит для товаров повседневного спроса.

Перед установлением конкретной ценовой политики нужно внимательно отслеживать изменения цен на товары на рынке. Перед выбором стратегии нужно принимать во внимание внутренние (специфика предприятия) и внешние (особенности рынка) факторы.

ВАЖНО! Выбранная политика время от времени меняется. Нельзя выбрать одну стратегию и пользоваться ей десятилетия. Политика определяется в зависимости от внешних факторов, которые постоянно меняются.

Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия

Не существует объективно идеальной ценовой политики. Эффективность ее определяется в зависимости от целого ряда факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на ЦП:

  • Тип рынка, в рамках которого функционирует компания. Если это рынок совершенной конкуренции, роль ЦП является минимальной, так как компания не властна над ценой. Минимальна также роль ценовой политики в условиях монополии.
  • Эластичность спроса. Она может быть прямой, перекрестной, зависящей от дохода.
  • Размер компании, число подразделений в ней, имеющийся капитал.
  • Если организация выпускает потребительскую продукцию, она имеет большее влияние на ЦП, в отличие от компаний, занимающихся выпуском производственных товаров.
  • Свобода влияния на цену у маленьких компаний ограничена.
  • Каналы распределения товаров. Производитель продукции может сам заниматься реализацией товара, а также использовать для этого посредников. В первом случае влияние компании на ЦП более высоко.
  • Рыночный сегмент.
  • Географический район.
  • Наличие инфляции.
  • Размер налогов.
  • Степень вмешательства в деятельность компании государственных органов.

Эффективность ценовой политики зависит не только от усилий компании, но и от множества других предприятий. Не все организации могут влиять на стоимость. Наименьшая результативность ЦП наблюдается у малых компаний с большим налогообложением, в деятельность которых вмешиваются государственные структуры.

Как определить эффективность ценовой политики?

Эффективность ЦП компании определяется следующими путями:

  • Соответствие выбранной ценовой политики финансовой стратегии организации.
  • Реализация поставленных целей. К примеру, компания желает максимально увеличить показатели сбыта. Подбирается соответствующая ценовая политика. По прошествии времени анализируется, насколько увеличился рынок сбыта. Если показатель достиг поставленных целей, выбранная ЦП считается эффективной.
  • Успешность реализации продукции. Основная цель использования ЦП – увеличение продаж товара. Если продукцию не удается реализовать по установленной стоимости, ценовую политику нельзя назвать эффективной.
  • Гибкость ценовой политики.
  • Влияние установленных цен на показатели рентабельности.
  • Влияние ЦП на конкурентоспособность организации, укрепление ее позиций на рынке.
  • Обеспечение финансовой устойчивости.
  • Адекватность стоимости качеству продукции.
  • Сбалансированность цен.

При анализе эффективности ценовой политики нужно принимать во внимание основные показатели успешности деятельности предприятия: рентабельность, уровень продаж, конкурентоспособность, увеличение дохода.

Читайте также: