Налоговое администрирование в рф 2020

Опубликовано: 16.05.2024

Автор: Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ежегодно законодатели вносят множество поправок в налоговое законодательство. Иногда это «точечные» поправки (в одну-две налоговых нормы), а иногда – масштабные корректировки налоговых правил. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – как раз из таких нормативных актов. Он, среди прочего, внес несколько важных и существенных поправок в ч. I НК РФ, касающихся налогового администрирования. Рассмотрим наиболее интересные поправки, затрагивающие интересы в том числе «упрощенцев».

Правила взыскания налоговой задолженности

По действующему правилу (п. 3 ст. 46 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится 2 месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). При этом срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

С апреля 2020 года данное решение налоговики будут принимать, только если общая сумма налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащая взысканию, превысит 3 000 руб., поскольку именно с 01.04.2020 начнет действовать новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ.

Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого ИФНС при расчете общей суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), подлежащей взысканию, такая сумма превысит 3 000 руб., то решение о взыскании будет принято в течение 2 месяцев со дня превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным. Это общее правило.

Но из него есть исключение. Если в течение тех же 3 лет сумма задолженности так и не превысит 3 000 руб., то решение о ее взыскании ИФНС примет в течение 2 месяцев со дня истечения указанного 3-летнего срока. Причем независимо от суммы задолженности.

Симметричные поправки внесены в п. 1 ст. 70 НК РФ. Сейчас в нем сказано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Но если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, менее 500 руб., то требование должно быть направлено не позднее 1 года со дня выявления недоимки. С 01.04.2020 сумма 500 руб. будет действовать только в отношении обычных граждан. А для ИП и юридических лиц данная сумма увеличена до 3 000 руб.

Обратите внимание: с 01.04.2020 вводится в действие новый п. 7 ст. 31 НК РФ, которым предусмотрено право налоговиков информировать налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты. Но такой способ оповещения они вправе применять не чаще одного раза в квартал при условии получения согласия указанных лиц на такое информирование в письменной форме.

Кроме того, с 01.01.2020 будет действовать новый пп. 9 п. 3 ст. 45 НК РФ. Из него следует, что в случае совершения налоговым агентом ошибки при удержании налога ответственность за эту ошибку будет нести не налогоплательщик, а налоговый агент. Последний должен будет уплатить со своего счета сумму недоимки, которая возникла по его вине. С момента предъявления налоговым агентом поручения в банк на перечисление указанной суммы недоимки (при достаточном денежном остатке на счете на день платежа) обязанность по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной.

Порядок взыскания с налогоплательщика недоимки свыше 1 млн руб.

Налоговики с 01.04.2020 смогут использовать дополнительные инструменты для взыскания недоимки, величина которой превышает 1 млн руб.

Во-первых, у них появится право на осмотр (на основании соответствующего постановления должностного лица ИФНС) территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, не исполнившего в 10-дневный срок решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 000 000 руб., принятое налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ. Это право определено новым абзацем п. 1 ст. 92 НК РФ.

Во-вторых, налоговики получат возможность истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При неполучении в установленные сроки документов или информации налоговый орган получает право истребовать их у иных лиц. Об этом сказано в новом п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ.

Общие правила зачета налоговой переплаты

В настоящее время п. 1 ст. 78 НК РФ разрешает зачесть переплату по налогу только в счет налога того же вида. То есть федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные – по региональным, местные – по местным. Также есть п. 6 ст. 78 НК РФ, в котором сказано, как можно вернуть излишне уплаченные налоги при наличии у налогоплательщика недоимки по другим налогам. Сначала налоговики засчитывают переплату в счет недоимки по налогам того же вида, соответствующим пеням и штрафам. И только после этого зачета производится возврат оставшейся части налоговой переплаты. Что касается излишне взысканной налоговой суммы, ее возврат возможен лишь при отсутствии недоимки по налогам того же вида. Это предусмотрено п. 1 ст. 79 НК РФ.

С 01.10.2020 указанные правила перестанут действовать.

Переплату можно будет зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога (например, излишне перечисленный НДС можно будет зачесть в счет недоимки по земельному налогу и наоборот).

Изменится и порядок возврата переплаты: как и сейчас, ИФНС сначала зачтет переплату в счет недоимки и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернет налогоплательщику. Но при зачете ИФНС спишет переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. А возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Отдельные налоги будут засчитываться по особым правилам

Новым п. 5.1 ст. 78 НК РФ (начнет действовать с 01.01.2021) установлены особые правила зачета сумм излишне уплаченных ЮЛ транспортного и земельного налогов. Его можно будет произвести не ранее дня направления организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов.

Предусмотрена особенность и для НДФЛ. С 01.01.2021 будут действовать новые редакции п. 4 и 6 ст. 78 НК РФ, которыми предусмотрено право гражданина представить заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога не только через «Личный кабинет налогоплательщика», но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ.

Кроме того, уточнен порядок зачета и возврата налоговой переплаты в ситуации, когда перед принятием такого решения налоговики проводят камеральную проверку.

По общему правилу решение о зачете или возврате ИФНС должна принять в течение 10 рабочих дней после получения от налогоплательщика соответствующего заявления или подписания акта сверки – п. 4, 5 и 8 ст. 78 НК РФ.

В случае проведения камеральной проверки эти сроки начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса. Это установлено новым п. 8.1 названной статьи, который начал действовать с 29.10.2019.

Правила предоставления рассрочки по уплате налогов

Как известно, налогоплательщик в силу пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ может получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, если не имеет возможности сразу выплатить все суммы, начисленные ему в результате налоговой проверки. И в настоящее время данную рассрочку можно получить, если сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, установленная в результате налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки.

С 01.04.2020 правила предоставления рассрочки изменятся. В пункте 5.1 ст. 64 НК РФ появятся новые абзацы, где сказано, что рассрочка может быть получена по указанному основанию:

на 1 год – если сумма налоговых платежей, подлежащая уплате по результатам налоговой проверки, составляет менее30% выручки от реализации за год, предшествующий году вступления в силу решения налоговиков по результатам такой проверки;

на 3 года – если сумма налоговых платежей составляет 30% выручки и более.

В первом случае решение об отсрочке примет ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, во втором – ФНС (п. 1 ст. 63 НК РФ).

И еще одно важное новшество предусмотрено новым абзацем п. 4 ст. 64 НК РФ. В случае предоставления налогоплательщику на основании пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ рассрочки по уплате налога на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период рассрочки.

Обеспечительные меры

В настоящее время залог имущества согласно п. 2 ст. 73 НК РФ может возникнуть на основании договора между налоговой инспекцией и залогодателем.

Однако с 01.04.2020 появится исключение из этого правила – см. новый п. 2.1 названной статьи. Он касается принудительногозалога, который будет возможен в случае:

или неуплаты в течение 1 месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество,

или вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ), исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговиков, имущество, в отношении которого применен залог или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налоговой инспекции на основании закона.

Если этот залог принят в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, то он признается последующим залогом. Такой залог нельзя распространить на денежные средства на счетах, вкладах или депозитах, предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с Гражданским кодексом, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Указанный залог подлежит регистрации по правилам Гражданского кодекса.

И еще. Начиная с 01.04.2020 налоговый орган может по просьбе налогоплательщика заменить арест его имущества не только на залог имущества, но и на банковскую гарантию (выдаваемую по правилам ст. 74.1 НК РФ), и на поручительство третьего лица (выдаваемое по правилам ст. 74 НК РФ). Причем поручитель должен быть российской организацией и отвечать всем требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ. Все эти новшества предусмотрены новой редакцией п. 12.1 ст. 77 НК РФ.

Обратите внимание! С 01.04.2020 на сайте ФНС в соответствии с новым п. 4 ст. 72 НК РФ будет размещаться информация:

  • о принятых ИФНС решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, установленных ст. 73 и 77 НК РФ;

  • о принятых ИФНС обеспечительных мерах, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ;

  • об отмене либо о прекращении действия вышеназванных решений;

  • об имуществе, в отношении которого ИФНС вынесено соответствующее решение.

Такие сведения согласно новому пп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ не подпадают под режим налоговой тайны.

МФЦ – теперь полноправный посредник в налоговых правоотношениях

В Налоговом кодексе появились нормы, которые определяют порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через МФЦ. Соответственно, новой редакцией п. 4 ст. 30 НК РФ (действует с 20.10.2019) предусмотрена обязанность налоговых органов по взаимодействию с МФЦ.

Через МФЦ можно будет подать следующие документы*

Через МФЦ можно будет получить следующие документы**

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020):

– заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета;
– уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам);
– уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
– документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 4 ст. 52 НК РФ (действует с 29.10.2019) – налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ (действует с 29.10.2019) – документы о предоставлении льготы по транспортному налогу

Согласно новой редакции п. 5.1 ст. 84 НК РФ (действует с 01.04.2020) – свидетельство о постановке на налоговый учет

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 391 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет

Согласно новой редакции п. 8 ст. 31 НК РФ (действует с 29.10.2019):

– документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физлицами в ИФНС через МФЦ (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица);
– документ, содержащий сведения о физлице, которые составляют налоговую тайну (для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица)

Согласно новой редакции п. 7 ст. 407 НК РФ (действует с 29.10.2019) – уведомление о выбранных объектах обложения НДФЛ, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

* Датой представления документа будет считаться день, когда этот документ поступил в МФЦ. Этот день фиксируется в расписке или ином документе, подтверждающем факт представления документа (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ действует с 29.10.2019).

** Датой получения перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в МФЦ (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ действует с 29.10.2019).

Постановка на налоговый учет граждан, не имеющих прописки

Согласно новому п. 7.4 ст. 83 НК РФ (действует с 01.04.2020) постановка на налоговый учет иностранных граждан, лиц без гражданства, у которых нет ни места жительства, ни места пребывания, ни недвижимости, ни транспорта, является обязанностью тех компаний или ИП, у которых работают эти граждане. Если подобный гражданин трудится сразу у нескольких работодателей, то он подлежит постановке на налоговый учет на основании первых сведений из представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, то есть сведений из форм 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Порядок снятия указанных граждан с налогового учета определен новым п. 5.7 ст. 84 НК РФ – это произойдет автоматически после того, как ИФНС не получит от организации сведений о таких гражданах. При этом работодателя о снятии их с учета уведомлять не будут.


Полагаю, что статья адресована не бухгалтерам. Вы и так об этом знаете. Статья была опубликована в конце 2019 года в сообществе менеджеров Executive.ru и представлена на обсуждение участникам этого сообщества. «Пусть будет и в моем блоге», — подумала я. «Клерк» читают не только бухгалтеры. А редакция «Клерк» — была и не против.

Благодарю дружелюбный «Клерк» и представляю вашему вниманию свою публикацию.

Главная цель налоговых и контролирующих органов — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» деятельности. Проворачивать сомнительные схемы станет еще сложнее.

ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями.

Главный акцент налоговиков — на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет. Беспечных и упрямых ждет проверка. А проверять будут глубоко и жестко.

С какими трудностями предстоит столкнуться российскому бизнесу в наступающем 2020 году? Давайте разбираться.

Фокус на искусственное дробление бизнеса

Это самый опасный для бизнеса прием оптимизации. Охота продолжится не только на крупных. Средним и мелким организациям тоже строит пересмотреть свои сложносочиненные группы компаний — на предмет взаимозависимости контрагентов, подконтрольности участников и несамостоятельности низконалоговых субъектов. Цена претензий в дроблении бизнеса, как правило, очень высока.

ФНС продолжит войну с «конвертами»

Налоговые зарплатные комиссии стали постоянно действующими. Как и ранее, они будут собираться и в межведомственном составе: с представителями различных контрольных ведомств: трудовой инспекции, пенсионного фонда, полиции, администраций муниципальных образований, прокуратуры и других.

Методологически ФНС уже подготовилась:

Во-первых, внесены новые контрольные соотношения в отчетные формы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): теперь средняя зарплата каждого работника сопоставляется со среднеотраслевой региональной величиной. Те компании, которые не повысят зарплату до среднеотраслевой, налоговые органы возьмут в разработку.

Во-вторых, Федеральным законом №?325-ФЗ от 29 сентября 2019 г. внесены изменения в пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса, допускающие, что если налоговой проверкой будет установлено неудержание (или неполное удержание) налога на доход физических лиц, долг по НДФЛ заплатит уклонист-работодатель. Работник при этом не пострадает.

В общем случае, НДФЛ удерживается из доходов физического лица, и его уплата за счет налоговых агентов-работодателей не допускается. Но новая норма специально введена для того, чтобы работники не боялись информировать контрольные органы о выплате «серых» зарплат. Если налоговая проверка установит и докажет факт зарплаты «в конверте», работодателю придется заплатить не только страховые взносы, но и неудержанный с сотрудника НДФЛ с умышленно скрытых от налогов выплат.

Перевод сотрудников в самозанятые и ИП — опасен

Налоговики продолжат задавать вопросы компаниям, привлекающих для оказания услуг индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых — плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). На предмет поиска признаков трудовых отношений, умысла действий и необоснованной налоговой выгоды. Все попытки снизить налоговую нагрузку за счет перевода штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых — без внятной деловой цели — будут признаны схемами по уходу от налогообложения. Об этом налоговая уже предупредила.

Уже с ноября 2019 года компании стали получать приглашения на налоговые комиссии для дачи пояснений по договорным отношениям с самозанятыми. В 2020 году к проверкам компаний, работающих с самозанятыми, подключится и Роструд.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход вводится еще в 19 российских субъектах. С 11 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых будет распространен и на остальные российские территории.

Борьба за «чистоту» реестра

В 2020 году информационный комплекс ФНС АСК НДС-2 продолжит выявлять налоговые разрывы, а налоговики — искать компании-«однодневки», злоупотребляющие выводом наличных. Цель — найти бенефициара, выгодоприобретателя — реальный бизнес или лицо, которое уклонилось от налогов и получило фискальную выгоду. С которого есть что взять. И насколько далеко от него разрыв в цепочке контрагентов: три, пять, семь — неважно. Борьба с «однодневками» — благородная цель. Но взять с них, как правило, нечего. А за любое нарушение кто-то должен ответить. И заплатить.

Продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности. Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

«Обеление» проблемных отраслей

В 2020 году ФНС продолжит начатые проекты по повышению прозрачности рынка проблемных отраслей. В фокусе — клининг, сфера строительства, транспортные услуги. А также компании, получающие выручку «наличными»: автосалоны, аптеки, розничная торговля, общепит.

Часть участников рынка согласились с продвигаемой ФНС формой отраслевого саморегулирования. Они объединяются в ассоциации, подписывают «Хартии белого бизнеса», гарантируя свою благонадежность (АПК, клининг).

Обязательная маркировка товаров

Продолжится проект по масштабной маркировке товаров. С целью изгнания с рынка контрафакта. С 1 января 2020 года будет обязательна маркировка всех лекарственных препаратов, с 1 июня 2020 года — маркировка готовой молочной продукции. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.

Налоговые органы получат широкие возможности по отслеживанию в реальном времени каждой единицы продукции, подлежащей обязательной маркировке, начиная с ее выпуска производителем и заканчивая продажей конечному потребителю. Который, в конечном итоге, за нее и заплатит. Информационный ресурс «Маркировка» будет интегрирован с АСК НДС-2 и АСК «ККТ» для контроля в точках налоговых разрывов по НДС.

С 1 января 2020 года стартует система прослеживаемости импорта. Каждая единица товара, от пересечения границы до конечного потребителя, будет на контроле. «Серый» импорт исчезнет. Движение каждой единицы ввезенного товара будет под автоматизированным наблюдением.

Реорганизация — тоже под наблюдением

Под пристальным вниманием налоговиков окажутся реорганизуемые компании. На предмет восстановления НДС в случае, если правопреемник применяет спецрежим или не платит НДС по другой допустимой законом причине.

Результат непримиримых споров, длящихся на протяжении многих лет, закреплен законодательно в пользу ФНС. Внесенная в Налоговый кодекс новая норма о восстановлении НДС вступает в силу с 1 января 2020 года.

ЕНВД доживает последний год

Уже с 1 января 2020 года запрещено использовать режим ЕНВД и патентную систему налогообложения продавцам трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха. Применяющих ЕНВД розницу, общепит и сферу услуг, ждут массовые потрясения. Потребуется переход на другую систему налогообложения — общую или упрощенную. Ожидаемо увеличится налоговая нагрузка.

Субъекты РФ вправе ввести запрет на применение ЕНВД уже с 2020 года. Не забудьте уточнить, есть ли изменения регионального законодательства с 1 января 2020 года.

ФНС вовлекает в налоговый мониторинг

Увеличивается количество компаний, согласившихся на контроль в форме налогового мониторинга. Налоговики смогут оперативно наблюдать за всеми операциями налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Возможности цифровизации позволят выявлять риски, проводить налоговый аудит, согласовывать налоговую базу. Кандидаты оперативного налогового мониторинга — компании с государственным участием. Частный бизнес присматривается.

Международный обмен налоговой информацией

ФНС продолжит взаимодействовать с контрольными органами иностранных государств по взаимному автоматическому обмену информацией. Для получения сведений о счетах и финансовых операциях компаний и физических лиц.

В систему налогового контроля встроены банки

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов. Ситуация с блокировками банковских карт и счетов остается напряженной. И нет никаких предпосылок, что банковский контроль будет ослаблен. Банковский финмониторинг учится выявлять «обнальщиков» и агрессивных оптимизаторов. И избавляется от подозрительных клиентов без колебаний и сожалений. Процент налоговой нагрузки — тоже индикатор для банковского наблюдения.

В 2020 году ожидается ужесточение «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Банкам предписано усерднее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц». Формальной информации от клиентов больше недостаточно. А Центробанк усилит выездные проверки кредитных организаций.

Убеждение под давлением

Продолжится «воздействие» на бизнес для побуждения его добровольно уточнить свои налоговые обязательства и заплатить налоги в бюджет. Данная мера признана ФНС очень эффективной — это простой и незатратный способ пополнения бюджета. Массовое контрольно-предупредительное воздействие дает потрясающий эффект: во избежание налоговых проверок и долгих судебных разбирательств бизнес соглашается доплатить налоги, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидности нарушений. Не исключено, что сумма «добровольных» доплат скоро догонит начисления по результатам проверок.

Взыскание долгов с субсидиарно-ответственных лиц

Продолжится жесткая практика взыскания долгов путем привлечения к субсидиарной ответственности руководителей бизнеса — контролирующих лиц. Если будет установлено, что эти лица действительно принимали решения, в результате которых бизнес пришел к банкротству. Даже если контроль был неформальный, но фактический — за эти решения придется нести ответственность.

Заявители — кредиторы и конкурсные управляющие — становятся агрессивнее и круг ответственных лиц расширяется. Это уже не только де-юре оформленные директора и участники, но и фактические руководители, бенефициарные владельцы, родственники участников и директоров, должностные лица — коммерческие и финансовые директора, бухгалтеры, юристы, представители по доверенности и другие. Судебная практика, как правило, на стороне кредиторов. Особенно, если кредитор — налоговый орган. Сохраняется повышенное внимание к налоговым вопросам и со стороны правоохранительных органов.

Но есть и позитивные новости:

  • Верховный суд РФ отказался от отмены срока давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям и оставил его прежним: с даты, когда возникла обязанность уплатить налоги в бюджет, согласно норм Налогового кодекса.
  • Пленум Верховного суда РФ вступился за обвиняемых в неуплате налогов и принял законопроект, которым предлагается прекращать уголовное преследование при возмещении причиненного бюджету ущерба не только в ходе следствия, но и в ходе суда. Обвинительных приговоров по налоговым делам будет меньше.

Как бизнесу учитывать меняющееся законодательство

Да, для достижения цели по «обелению» бизнеса налоговая система действует крайне жестко. В условиях суровых мер ответственности и ужесточения методов администрирования становится крайне опасно:

  • Дробить бизнес, преследуя цель минимизировать налоги.
  • Скрывать бенефициара и назначать директорами фиктивных лиц. Родственные бизнес-связи — тоже под наблюдением.
  • Платить зарплату «в конверте».
  • Работать с однодневками и случайными непроверенными контрагентами.
  • Прикрывать действительное положение вещей и реальные обстоятельства фиктивными документами и притворными сделками.
  • Манипулировать ценами для минимизации налоговых обязательств.

Существующая налоговая практика демонстрирует немало казусов и вызывает много вопросов:

  • Почему бизнес должен доказывать свою добросовестность? Это уже не презумпция?
  • Почему средний и малый бизнес не может применять специальные налоговые режимы? А если это одна из возможностей конкурировать малому бизнесу с демпингующим «серым» рынком?
  • Почему родственники — «взаимозависимые» отец и сын — не имеют возможности объединиться и вести семейный бизнес, применяя специальный налоговый режим?

Можно говорить и о неоднозначном толковании правовых норм, и о непростых методиках расчета налогов, и о злоупотреблениях своими полномочиями ревизоров. В работе ФНС доминирует не регулирующая, а фискальная цель. Что не добавляет бизнесу оптимизма и не вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Чтобы избегать проблем, бизнес должен учитывать меняющееся законодательство и сложившуюся правоприменительную практику, понимать методы налогового контроля. Просчитать все риски и построить правильную, доходную, а, главное, безопасную модель ведения бизнеса:

  • Провести детальный анализ правовой стороны всех существующих в компании бизнес-процессов.
  • Отказаться от «мутных» схем и перейти на легальное ведение деятельности, как бы ни было тяжело.
  • Учитывать, что налоговая выгода не должна быть главной целью сделки. Важна деловая цель и осязаемый экономический эффект. А экономия по налогам — дополнительный приятный бонус.

Понятия «добросовестность», «должная осмотрительность», «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода» — это не только слова из лексикона налоговиков и судей. Это реальность нашего времени. Кто не оценивает налоговые тренды и не принимает ответных мер, рискует исчезнуть с рынка навсегда. Помните об этом.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Ваюкин Василий

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ с 1 января 2021 г. вводится электронный документооборот в системе «tax free». Чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде, а чтобы розничному продавцу принять НДС к вычету по товарам, реализованным физлицам и вывезенным ими за границу, эти граждане должны получить компенсацию сумм налога.

С 1 января не облагаются НДС все операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных банкротами (Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ).

Начиная с IV квартала 2020 г. внесены изменения в форму декларации по НДС. Изменения затронули титульный лист и раздел 1 декларации. Из титульного листа исключен показатель «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Изменения в разделе 1 затронут только тех налогоплательщиков, кто выступает стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений (Приказ ФНС России от 19 августа 2020 г. № ЕД-7-3/591@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления”»).

Уточнено применение льгот для IT-компаний. В частности, освобождение от НДС распространится только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в российский реестр программного обеспечения. Льгота для исключительных прав на изобретения, полезные модели и т.д. с 2021 г. предусмотрена новым подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Налог на прибыль

Декларацию по налогу на прибыль за 2020 г. необходимо сдать не позднее 29 марта. Для большинства компаний существенных изменений по данному виду налога нет (например, в форму добавлены признаки налогоплательщика) (Приказ ФНС России от 11 сентября 2020 г. № ЕД-7-3/655@ «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7-3/475@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме”»).

С 1 января изменится порядок распределения прибыли при наличии обособленных подразделений и разных ставках налога на прибыль. Так, компания, имеющая обособленные подразделения, которая вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части данного налога каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ).

Внесены изменения в порядок использования инвестиционного вычета. При продаже объекта, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, доходы можно уменьшить. Вычитается остаточная стоимость объекта, соответствующая части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет. На следующие периоды разрешено переносить не только остаток вычета (т.е. расходы, уменьшающие платеж в региональный бюджет), но и расходы, уменьшающие налог в федеральный бюджет (федеральные законы от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ и от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Кроме того, установлены новые ставки (3% для федерального бюджета и 0% для регионального). Чтобы применять их, среднесписочная численность компании за отчетный (налоговый) период должна составлять не менее 7 человек, не менее 90% от общего объема доходов должно приходиться на реализацию программных продуктов и услуг в IT-сфере, необходима также аккредитация Минцифры. Аналогичные критерии нужно соблюсти IT-компаниям для получения льгот по страховым взносам (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Утверждены новые перечни медицинских услуг и дорогостоящего лечения для получения социального вычета по НДФЛ (ортопедическое лечение, паллиативная медицина, репродуктивные технологии) (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»).

С 1 января наступающего года в отношении доходов, которые превысят произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России по остаткам на счетах и по вкладам, будет взиматься налог 13% (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

Изменен перечень необлагаемых доходов, порядок обложения доходов по ценным бумагам. Порядок налогообложения, предусмотренный ст. 214.1 НК, будет применяться к процентам, полученным от российских облигаций, дисконту по ним, а также процентам по государственным облигациям и ценным бумагам (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ).

С 1 января 2021 г. вводится прогрессивная шкала обложения НДФЛ. Повышенная ставка НДФЛ в размер 15% будет применяться в отношении доходов свыше 5 млн руб.

Вводятся также новые понятия: «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Прогрессивная ставка НДФЛ касается именно совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы: от долевого участия; от выигрышей, операций с ценными бумагами (в том числе их займа) и производных финансовых инструментов; полученные участниками инвестиционного товарищества; в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании; зарплата.

В рамках администрирования НФДЛ по ставке 15% налоговый агент освобождается от ответственности за налоговые правонарушения за I квартал 2021 г., а также от уплаты соответствующих сумм пеней в случае самостоятельного перечисления им в бюджетную систему РФ сумм налога в срок до 1 июля 2021 г. (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ).

Страховые взносы

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2020 г. № 1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 года» в 2021 г. предельные размеры базы для начисления страховых взносов составят:

  • 966 тыс. руб. для взносов по временной нетрудоспособности;
  • 1 млн 465 тыс. руб. для пенсионных взносов.

С 1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ бессрочные пониженные тарифы страховых взносов составят:

  • 6% на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Кроме того, с указанной даты во всех регионах пособия больше не будут засчитываться в счет уплаты страховых взносов (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

В соответствии с указанным законом с января 2021 г. на прямые выплаты переходят оставшиеся регионы – в частности, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. После перехода на новый порядок работодатели должны оплачивать первые три дня больничного, дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом и перечислять пособие на погребение. Эти суммы нельзя зачесть в счет уплаты страховых взносов.

Специальные налоговые режимы

С 1 января 2021 г. будут изменены лимиты по упрощенной системе налогообложения (УСН). Для перехода на «упрощенку» доходы организации за 9 месяцев 2020 г. не должны превысить 112,5 млн руб. Чтобы в 2021 г. применять УСН со стандартными ставками, нужно соблюдать установленные условия – к примеру, доходы не должны превышать 150 млн руб., а штат – 100 человек.

При превышении на 50 млн руб. по доходам и на 30 человек по штату можно остаться на «упрощенке», но налог при этом будет рассчитываться по повышенным ставкам: 20% при объекте «доходы минус расходы» и 8% при объекте «доходы».

Лимиты в 150 и 200 млн руб. подлежат индексации и, возможно, будут немного увеличены за счет применения коэффициента-дефлятора 1,032 (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2020 г. № 720 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2021 год»).

Согласно тому же закону предприниматели на УСН и патентной системе смогут применять налоговые каникулы до 2024 г. Для этого должны быть выполнены условия: в регионе принят закон о каникулах, индивидуальный предприниматель зарегистрирован после принятия данного закона и ведет деятельность в льготной отрасли.

Отменен ЕНВД. С января 2021 г. допустимо перейти на основную, упрощенную, патентную системы, систему в виде уплаты единого сельхозналога, стать самозанятым (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ).

Имущественные налоги

НК будут предусмотрены только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущем или прошлых периодах: если кадастровая стоимость установлена в размере рыночной (без указания на рассмотревший документы орган); если это закреплено Законом о кадастровой оценке. Если стоимость объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, не определена на начало года, то теперь налог платить нужно по среднегодовой стоимости (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

С 1 января 2021 г. внесены также изменения по транспортному и земельному налогам:

  • вводится запрет для регионов устанавливать сроки уплаты налогов для организаций;
  • определены единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей;
  • декларации по указанным налогам больше не нужны;
  • ИФНС будут рассчитывать и сообщать о сумме начисленного налога параллельно с организацией (федеральные законы от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ и от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоговый вычет вправе применить организации и предприниматели, зарегистрировавшиеся в Арктической зоне, получившие статус резидента и заключившие соглашение об инвестиционной деятельности. Уменьшается налог, начисленный при добыче любых полезных ископаемых, кроме углей и углеводородного сырья, но сумма вычета не выше 50% от начисленного налога (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Установлены ставки платы за 2020 г. на уровне ставок 2018 г. с повышающим коэффициентом 1,08. Не позднее 1 марта малые и средние предприятия должны внести годовую плату за НВОС по повышенной ставке (Постановление Правительства РФ от 24 января 2020 г. № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Прочие изменения, вступающие в силу в 2021 г.

С 10 января банки будут контролировать все операции с наличными денежными средствами в сумме от 600 тыс. руб., а также почтовые переводы на сумму от 100 тыс. руб., лизинговые платежи от 600 тыс. руб. Под контролем будут также все расчеты, связанные с операциями с недвижимостью на сумму от 3 млн руб. (Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ).

С 1 июля налоговые органы будут блокировать счет, если опоздать со сдачей отчетности на 20 рабочих дней, а не на 10. Кроме того, у налогоплательщиков появится возможность узнать о грядущей блокировке счета в срок не позднее 14 рабочих дней до принятия решения о блокировке (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ).

С той же даты расширяется и список оснований для аннулирования отчетности:

  • если стоит подпись неуполномоченного лица или использована электронная подпись умершего;
  • есть сведения о дисквалификации или запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • по данным ЕГРЮЛ деятельность прекращена;
  • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ).

Если в ходе камеральной проверки инспекция запросит пояснения, а налогоплательщик подаст их в электронном виде, но не в установленном формате, пояснения не будут считаться представленными. Это грозит штрафом 5000 руб. (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ).

Введены понятия цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровая валюта (ЦВ).

Права на ЦФА возникают, когда в информационную систему вносят запись об их принадлежности организации или предпринимателю. Учет ЦФА ведет оператор информационной системы, через которого заключаются в том числе сделки с ЦФА.

Банк России ведет реестр операторов и определяет виды ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы. Российским организациям запрещено принимать ЦВ в оплату товаров, работ и услуг (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ).

Читайте также: