Взаимодействие финансовых органов и налоговых

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 11 декабря 2015 г. № ММВ-7-12/572@ “Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов ФНС России при обмене информацией в электронной форме с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации”

В целях эффективного взаимодействия территориальных органов ФНС России при обработке сведений, представляемых в электронной форме управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (при внедрении технологических процессов АИС «Налог-3», входящих в состав Функционального блока № 2), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия территориальных органов ФНС России при обмене информацией в электронной форме с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок).

2. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить выполнение Порядка.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Н.С. Завилову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Порядок
взаимодействия территориальных органов ФНС России при обмене информацией в электронной форме с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 11 декабря 2015 г. № ММВ-7-12/572@)

1. Общие положения

1.1. В настоящем порядке используются следующие сокращения:

АИС «Налог-3» - автоматизированная информационная система ФНС России нового поколения.

ЕКП - единое клиентское приложение АИС «Налог-3».

ИФНС - инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, инспекция Федеральной налоговой службы межрегионального (межрайонного) уровня по крупнейшим налогоплательщикам.

КБК - код бюджетной классификации.

ПК СЭОД - программный комплекс «Система электронной обработки данных».

ПК СГДС - программный комплекс «Система гарантированной доставки сообщений».

Подсистема «Транспорт» - подсистема АИС «Налог-3», предназначенная для автоматизации процессов обмена информацией между подсистемами АИС «Налог-3» и обеспечивающая гарантированную передачу данных.

Подсистема «ВИО» - подсистема «Внешний информационный обмен» АИС «Налог-3», обеспечивающая функции внешнего информационного взаимодействия.

Подсистема «РСБ» - подсистема «Расчеты с бюджетом» АИС «Налог-3».

Сведения НО - данные для отправки в УФК, согласно приложению № 1 к настоящему порядку, включающие в себя Сведения НО ФБ2 и Сведения НО ФБ3.

Сведения НО ФБ2 - часть Сведений НО, формируемая в АИС «Налог-3».

Сведения НО ФБ3 - часть Сведений НО, формируемая с использованием ПК СЭОД.

Сведения УФК - данные, поступающие от УФК в УФНС (приложение № 2 к настоящему порядку).

Сведения УФК ФБ2 - часть Сведений УФК, предназначенная для обработки в АИС «Налог-3».

Сведения УФК ФБ3 - часть Сведений УФК, предназначенная для обработки в ПК СЭОД.

Стороны - УФНС, ИФНС.

СТП - сайт технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.

СУФД - клиентский модуль системы удаленного финансового документооборота УФК, расположенный в УФНС.

УФНС - управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

УФК - управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

ФКУ «Налог-Сервис» - Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва).

ФЛК - форматно-логический контроль.

1.2. Настоящий порядок определяет последовательность и процедуры взаимодействия ИФНС и УФНС при обмене информацией в электронном виде с УФК. Особенности взаимодействия в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе порядок участия в нем филиалов ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, определяются ФНС России и доводятся соответствующими письмами.

1.3. Обработка Сведений УФК и Сведений НО осуществляется УФНС в срок не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления в УФНС.

1.4. Взаимодействие с УФК в части приема Сведений УФК и отправки Сведений НО осуществляет УФНС.

1.5. Координацию и контроль работ по реализации и исполнению настоящего порядка в подведомственных ИФНС осуществляет УФНС.

1.6. ИФНС, УФНС в случае возникновения нештатных ситуаций направляет заявку на СТП, ИФНС не позднее 2-х часов с момента обнаружения информирует в рабочем порядке средствами Lotus координатора взаимодействия от УФНС.

2. Подготовительные и организационные мероприятия

2.1. Стороны назначают координаторов взаимодействия и ответственных лиц, непосредственно участвующих во взаимодействии, и обмениваются информацией о них по форме, установленной в приложении № 3 к настоящему порядку, не позднее 1 (одного) рабочего дня до начала взаимодействия и не позднее 1 (одного) рабочего дня после изменения сведений о назначенных координаторах взаимодействия и об ответственных лицах.

2.2. Приказы о назначении координаторов и ответственных лиц и иные документы, оформленные ранее в рамках приказов ФНС России, действуют в части, не противоречащей настоящему порядку.

2.3. УФНС осуществляет первоначальную настройку АИС «Налог-3» для обмена данными с УФК.

3. Порядок выполнения работ

3.1. Автоматические действия по обработке Сведений

3.1.1. Прием в АИС «Налог-3» Сведений УФК, размещенных в каталоге Подсистемы «Транспорт».

3.1.2. Поступление в Подсистему «ВИО» Сведений УФК и учет информации о поступивших Сведениях УФК в соответствующем журнале.

3.1.3. В Подсистеме «ВИО» выполняется:

- учет информации об автоматической обработке Сведений УФК в соответствующих журналах АИС «Налог-3» с фиксацией информации о поступивших файлах и количестве документов, входящих в их состав, времени начала и завершения автоматической обработки во всех взаимосвязанных подсистемах АИС «Налог-3»;

- ФЛК поступивших Сведений УФК;

- сортировка Сведений УФК по признаку обработки (Сведения УФК ФБ2 и Сведения УФК ФБ3) и по ИФНС;

- передача Сведений УФК ФБ2 в Подсистему «РСБ»;

- формирование Сведений УФК ФБ3;

- формирование Сведений НО ФБ2;

- формирование протокола приема для ИФНС по ошибкам приема Сведений НО ФБ3.

3.1.4. Размещение Сведений УФК ФБ3, предназначенных для отправки в ИФНС, в каталог Подсистемы «Транспорт».

3.1.5. Прием Сведений НО ФБ3 в АИС «Налог-3», размещенных в сетевом каталоге Подсистемы «Транспорт».

3.1.6. Поступление в Подсистему «ВИО» Сведений НО ФБ3 и учет информации о поступивших Сведениях НО ФБ3 в соответствующем журнале.

3.1.7. Размещение Сведений НО ФБ2 и Сведений НО ФБ3, предназначенных для отправки в УФК, в каталог Подсистемы «Транспорт».

3.1.8. Загрузка поступившего от ИФНС с использованием ПК СГДС протокола сверки приема Сведений УФК ФБ3, сформированного в ПК СЭОД, и отражение данных протокола сверки приема Сведений УФК ФБ3 в Подсистеме «РСБ».

3.2. Действия по обработке Сведений УФК

3.2.1. Осуществляет мониторинг поступления от УФК Сведений УФК посредством СУФД и размещает Сведения УФК в каталог Подсистемы «Транспорт» не позднее одного рабочего часа с момента их поступления.

3.2.2. Формирует в Подсистеме «ВИО» протокол сверки расчетных документов не позднее одного рабочего часа с момента загрузки Сведений УФК в Подсистему «ВИО». В случае наличия расхождений в расчетных документах направляет протокол сверки расчетных документов в УФК посредством СУФД.

3.2.3. Выполняет в Подсистеме «ВИО» пользовательские задания «Сортировка данных от УФК» по ручному определению кода налогового органа по принадлежности Сведений УФК, не отсортированных автоматически, не позднее следующего рабочего дня с момента их формирования.

3.2.4. Осуществляет мониторинг полноты загрузки Сведений УФК в АИС «Налог-3», изменения статуса Сведений УФК в Подсистеме «Транспорт» и Подсистеме «ВИО» и Сведений УФК ФБ2 в Подсистеме «РСБ», контролирует размещение Сведений УФК ФБ3 в каталог Подсистемы «Транспорт».

3.2.5. Осуществляет по защищенным каналам связи отправку в ИФНС Сведений УФК ФБ3 из каталога Подсистемы «Транспорт» не позднее одного рабочего часа с момента их формирования.

3.2.6. Осуществляет прием в ПК СЭОД Сведений УФК ФБ3, полученных от УФНС по защищенным каналам связи, не позднее одного рабочего часа с момента их поступления.

3.2.7. Осуществляет обработку в ПК СЭОД Сведений УФК ФБ3, полученных от УФНС по защищенным каналам связи, не позднее одного рабочего дня с момента их поступления.

3.2.8. Осуществляет в ПК СЭОД обработку протоколов по ошибкам приема Сведений НО ФБ3, сформированных в Подсистеме «ВИО», и протоколов УФК об отказе в исполнении решений НО об уточнении, зачете, возврате.

3.2.9. Осуществляет в ПК СЭОД формирование протокола сверки приема Сведений УФК ФБ3, передачу для загрузки в АИС «Налог-3» протокола сверки приема Сведений УФК ФБ3 в УФНС с использованием ПК СГДС и контроль за передачей.

3.2.10. Осуществляет в Подсистеме «РСБ» сверку приема Сведений УФК путем формирования протокола сверки поступлений УФК, включающего Сведения УФК и данные, принятые в Подсистему «РСБ» (Сведения УФК ФБ2) и в ПК СЭОД (Сведения УФК ФБ3).

3.3. Действия по обработке Сведений НО

3.3.1. Принимает от ИФНС по защищенным каналам связи Сведения НО ФБ2, указанные в пункте 5 приложения № 1 к настоящему порядку, и Сведения НО ФБ3.

3.3.2. Принимает от УФНС России по другим субъектам Российской Федерации по защищенным каналам связи Сведения НО, указанные в пункте 5 приложения № 1 к настоящему порядку, и Сведения НО ФБ3, указанные в пункте 6 приложения № 1 к настоящему порядку.

3.3.3. Размещает Сведения НО ФБ3, за исключением указанных в пунктах 5, 6 приложения № 1 к настоящему порядку, в каталог Подсистемы «Транспорт» не позднее одного рабочего часа с момента их поступления.

3.3.4. Направляет в ИФНС по защищенным каналам связи протоколы приема Сведений НО ФБ3 в день их формирования.

3.3.5. Осуществляет мониторинг:

- полноты загрузки Сведений НО ФБ3 в АИС «Налог-3»;

- изменения статуса Сведений НО в Подсистеме «Транспорт», Подсистеме «ВИО» и Подсистеме «РСБ»;

- полноты выгрузки Сведений НО для УФК и их размещения в каталог Подсистемы «Транспорт».

3.3.6. Осуществляет ежедневно не позднее 14:00 отправку в УФК посредством СУФД:

- Сведений НО, размещенных в Подсистеме «Транспорт»;

- Сведений НО, указанных в пунктах 5, 6 приложения № 1 к настоящему порядку.

3.3.7. Направляет полученные от ИФНС Сведения НО, указанные в пункте 5 приложения № 1 к настоящему порядку, по защищенным каналам связи в соответствующие УФНС.

3.3.8. Направляет полученные от ИФНС Сведения НО ФБ3, указанные в пункте 6 приложения № 1 к настоящему порядку, по защищенным каналам связи в УФНС по субъектам Российской Федерации в порядке, установленном письмом ФНС России от 17.11.2011 № ЗН-4-1/19224@.

3.3.9. Осуществляет формирование в Подсистеме «РСБ» и подсистеме «Урегулирование задолженности» АИС «Налог-3» Сведений НО ФБ2 и в ПК СЭОД Сведений НО ФБ3. Сведения НО, указанные в пункте 5 приложения № 1 к настоящему порядку, формируются с использованием текстового редактора.

3.3.10. Сведения НО ФБ3, указанные в пункте 6 приложения № 1 к настоящему порядку, формируются в ПК СЭОД и направляются по защищенным каналам связи в УФНС в порядке, установленном письмом ФНС России от 17.11.2011 № ЗН-4-1/19224@.

3.3.11. Ежедневно не позднее 10:00 направляет в УФНС по защищенным каналам связи Сведения НО ФБ2, указанные в пункте 5 приложения № 1 к настоящему порядку, и Сведения НО ФБ3, за исключением указанных в пункте 6 приложения № 1 к настоящему порядку.

Приложение № 1
к порядку взаимодействия
территориальных органов ФНС России
при обмене информацией в электронной
форме с управлениями Федерального
казначейства по субъектам
Российской Федерации

Перечень
сведений, формируемых налоговыми органами для отправки в УФК

1. Заявка на возврат.

2. Запрос на аннулирование заявки на возврат.

3. Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов.

4. Уведомление о межрегиональном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов.

5. Письма с реквизитами налоговых органов (ИНН, КПП, сокращенное наименование), формируемые при направлении на исполнение в УФК другого субъекта Российской Федерации заявок на возврат, уведомлений об уточнении или зачете.

6. VDR - архивный файл, содержащий в виде скан-образов письменное обращение ИФНС в УФК и заявление налогоплательщика о возврате денежных средств, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет УФК другого субъекта Российской Федерации и учтенных органами Федерального казначейства по коду бюджетной классификации 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в Федеральный бюджет».

Приложение № 2
к порядку взаимодействия
территориальных органов ФНС России
при обмене информацией в электронной
форме с управлениями Федерального
казначейства по субъектам
Российской Федерации

Перечень
сведений, поступающих от УФК

1. (ZF) Запрос на выяснение принадлежности платежа с приложением первичных расчетных документов.

2. (XR) Выписка из Сводного реестра поступлений и выбытий.

3. (VT) Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета.

4. (PA) Приложение к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета.

5. (WR) Справка о перечислении поступлений в бюджеты.

6. (SF) Справка органа ФК, прилагаемая к выписке из лицевого счета АДБ и АИФБД.

7. (WX) Уведомление о поступлениях в иностранной валюте с приложением копий платежных поручений.

8. (BD) Информация из расчетных документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета АДБ.

9. (PT) Протокол с информацией об отказе и причинах отказа в исполнении принятых заявок на возврат, заявок на аннулирование, уведомлений об уточнении, зачете, межрегиональном зачете.

10. (LT) Отчет о состоянии лицевого счета АДБ.

11. (XML) Файлы с распоряжениями физических лиц, прилагаемых к расчетному документу «Платежное поручение на общую сумму с реестром».

Приложение № 3
к порядку взаимодействия
территориальных органов ФНС России
при обмене информацией в электронной
форме с управлениями Федерального
казначейства по субъектам
Российской Федерации

Форма информации
о назначенных координаторах взаимодействия и ответственных лицах

Наименование ИФНС (УФНС) ФИО, должность Сфера ответственности Контактный телефон
(IP и городской)
Адрес в СЭД ФНС России

Обзор документа

Установлен порядок взаимодействия территориальных органов ФНС России при обмене информацией в электронной форме с управлениями Казначейства России по субъектам Федерации.

Особенности взаимодействия в отдельных регионах, в том числе порядок участия в нем филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России определяются ФНС России и доводятся соответствующими письмами.

Обработка сведений УФК и НО осуществляется УФНС в срок не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления в УФНС. Взаимодействие с УФК в части приема и отправки сведений, а также координацию и контроль работ по реализации и исполнению порядка осуществляет УФНС.

В случае возникновения нештатных ситуаций ИФНС, УФНС направляют заявку на сайт технической поддержки. ИФНС не позднее 2-х часов с момента обнаружения информирует в рабочем порядке средствами Lotus координатора взаимодействия от УФНС.

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Изменения и поправки

В соответствии с пунктом 3 статьи 2622 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пунктом 4 статьи 65 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов.

2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов, утвердить периодичность, сроки и форму представления информации в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (далее - налоговые органы).

2. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

3. Налоговые органы представляют с 1 января 2005 г. в финансовые органы субъектов Российской Федерации и с 1 января 2006 г. также в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию:

а) о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций представляют в налоговые органы следующую информацию:

а) о предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговых льготах;

б) о предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах и инвестиционных налоговых кредитах;

в) об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;

г) о проведенных по решению налогового органа зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, а также пеней (если в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации органами федерального казначейства не осуществляется кассовое обслуживание бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов);

д) о зачисленных напрямую на счет по учету доходов бюджета субъекта Российской Федерации суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (если в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации органами федерального казначейства не осуществляется кассовое обслуживание бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов).

5. Налоговые органы, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы местных администраций обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В отношениях между банками и налоговиками нередко возникают определенные сложности, связанные с предоставлением информации о фирмах — клиентах кредитных организаций. Накануне ФНС внесла ясность в вопрос об истребовании у банков сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Недоступность «тайны»

В статье 26 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» прописано, что кредитная организация имеет право выдавать справки по операциям и счетам организаций либо самим вкладчикам, либо судам. Список получателей сведений дополняет Счетная палата, таможня, судебные приставы и правоохранительные органы. Тем не менее основная масса запросов, отправляемых в банковские организации, поступает от налоговиков.

Однако любые сведения, которые компания представляет в кредитную организацию для открытия счета и обеспечения его дальнейшей функциональности, составляют банковскую тайну. В связи с этим порядок получения сведений строго регламентирован. Представитель налогового органа вправе истребовать у банка необходимую информацию о деятельности проверяемой фирмы по конкретным сделкам (п. 1 ст. 93.1 НК). Причем, согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса, инспекторы имеют право потребовать у кредитной организации выдачу информации лишь в трех конкретных случаях:

— в случаях проведения мероприятий налогового контроля у проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей);

— после вынесения решения о взыскании налога;

— в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Требуется уведомление

Для получения информации о проверяемом предприятии налоговики должны предъявить банку письменный запрос об истребовании необходимой документации. Запросы о предоставлении справок о наличии счетов в кредитной организации и об остатках денежных средств на счетах, а также о предоставлении выписок по операциям на счетах налоговики должны направлять в банки по строго определенным формам (приказ ФНС от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829). При этом должен быть четко указан пакет запрашиваемых документов. И если инспекция потребует информацию, которая не отображена в письменном требовании, кредитная организация вправе отказать в предоставлении данных о налогоплательщике, говорит юрист компании «Право» Надежда Симонова:

— Вся информация, необходимая налоговикам, должна быть указана в запросе. В противном случае банк не обязан ее рассекречивать. Это касается и случаев, когда в письменном запросе не указаны все необходимые реквизиты, либо он предъявлен не по установленной форме — в этом случае кредитно-финансовая организация также не обязана выдавать сведения о вкладчике.

Как сказано в разъяснительном письме ФНС от 11 октября 2007 г. № ШТ-6-06/774, банк не обязан исполнять требование налогового органа, оформленное по форме, отличной от утвержденной. Согласно статье 86 Налогового кодекса, такой запрос не может быть признан требованием о предоставлении информации о наличии счета в банке, об остатках денежных средств на счетах, либо заявкой о предоставлении выписок по операциям на счетах.

Режим взаимодействия

В пункте 3 статьи 86 Налогового кодекса

установлено, что порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливается Минфином по согласованию с Центробанком. На сегодняшний день порядок предоставления банками информации утвержден приказом ФНС от 30 марта 2007 г.

Требование вручается представителю банка под расписку либо отправляется по почте заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении (приказ № САЭ-3-06/829). При этом документ должен быть заверен печатью инспекции и подписан руководителем налогового органа либо его заместителем.

Однако кредитная организация имеет право предоставить информацию лишь по определенной процедуре, указанной налоговиками в запросе. Поэтому, в случае если контролеров интересуют данные по конкретной сделке проверяемой фирмы, помимо требования банку понадобятся сведения, позволяющие идентифицировать сделку среди всех операций компании. В любом случае ревизоры направляют письменное поручение об истребовании документов о деятельности проверяемой организации напрямую в банк.

Стоит учесть, что ни Налоговый кодекс, ни приказ ФНС № САЭ-3-06/829, ни другие документы не предусматривают обязанность инспекторов направлять запросы через налоговый орган по месту учета банка. Поэтому такое мнение представителей кредитной организации ошибочно, говорит юрисконсульт компании «Право» Дмитрий Матвеенков:

— Подобные претензии не обоснованы. Эта позиция банка свидетельствует о банальном незнании закона и, естественно, не снимает с него ответственности.

Ответственность банка

Кредитные организации обязаны незамедлительно реагировать на запросы налоговиков об истребовании необходимой документации и предоставлять контролерам необходимую информацию в 5-дневный срок. Многие представители банков сетуют на столь жесткие рамки. Они ссылаются на то, что изъятие, сбор и выдача информации требуют более длительного времени, утверждает менеджер банка «Евро-стандарт» Николай Федоров:

— При этом в установленный срок входит не только вычленение необходимых данных из всего объема информации, но и сама доставка пакета документов налоговикам. И если банк задерживается, он обязан за несколько дней до истечения срока известить инспекторов об этом факте. Что порой просто невозможно в силу различного рода причин.

Если налоговики выдали запрос по установленным требованиям и без различного рода нарушений, то просрочка в передаче сведений, как и отказ банковской организации предоставить выписки по операциям и счетам, влекут за собой ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10 тысяч рублей (п. 1 ст. 35 НК).

А если банк предоставит информацию о проверяемом лице без соответствующих запросов, это будет являться нарушением прав вкладчика, убеждена юрист Татьяна Демьянова:

— В таком случае выходит, что данные достались налоговикам незаконным путем. Поэтому, разумеется, такие сведения не смогут применяться как доказательство вины налогоплательщика.

Фирма вправе обжаловать в суде факт разглашения банковской тайны, если налоговики станут ссылаться на то, что сведения предоставлены банком. Ведь кредитные организации гарантируют своим клиентам неразглашение информации об операциях, о счетах и вкладах. И все служащие банка обязаны хранить данные о клиентах в секрете, если это не противоречит законодательству (ст. 26 закона № 395-1).

Гражданский кодекс предусматривает, что в случае разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, чьи права были нарушены, вправе потребовать возмещения понесенных по этой причине убытков (п. 3 ст. 857 ГК). В том числе руководители пострадавшей организации могут требовать компенсации морального ущерба, говорит юрисконсульт компании «Юридическая поддержка» Виктор Иванов.

За незаконное разглашение сведений без согласия на это их владельца, лицу, которому такая информация была доверена или стала известна в связи с его местом работы, грозит уголовная ответственность (ст. 183 УК). Минимальное наказание за это преступление штраф в размере 120 тысяч рублей. При этом сумма будет востребована с зарплаты либо другого дохода ответчика за период равный одному году. Помимо этого нарушитель лишается возможности занимать определенные должности, констатирует старший юрисконсульт Департамента налогов и права компании «Русский инвестиционный клуб консалтинг» Наталья Шарошкина:

— На него налагается запрет заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет. Типы ограничений рассматриваются судом в каждом конкретном случае.

Однако в силу того, что право на конфиденциальность информации было нарушено, представителю банка, разгласившему сведения, также может грозить лишение свободы на срок до 3 лет (п. 2 ст. 183 УК). Если суд сочтет, что разглашение банковской тайны повлекло за собой тяжкие последствия, сотрудник может быть заключен и на срок до 10 лет (п. 4 ст. 183 УК).

Читайте также: