Налог на малоэтажную застройку

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 марта 2020 г. N БС-4-21/3568@
"О применении налоговой ставки в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка"

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельному участку с видом разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка" и рекомендует учитывать следующее.

Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 "Земельный налог" Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 34.2 Кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса правомерности применения организацией налоговой ставки при исчислении земельного налога, следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 34.2 Кодекса письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают финансовые органы муниципальных образований.

Дополнительно обращаем внимание на позицию Минфина России, изложенную в письме от 12.09.2018 N 03-05-05-02/65395, согласно которой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

На основании пункта 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, а в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Кодекса.

Исчисление земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки" осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, и повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса

Частный дом можно строить не на любой земле. Каждый земельный участок, независимо от формы собственности, имеет конкретное разрешенное использование - это установленные законодательством "допустимые границы" использования участка его собственником или пользователем. И границы эти определяют в зависимости от принадлежности к какой-либо категории земель.

Основные виды использования, с которыми сталкивается частный покупатель, - это участки "для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)", "для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)", "для дачного строительства" или "для ведения дачного хозяйства", и разнообразные варианты сельхозземель ("для сельскохозяйственного производства", "для организации фермерского хозяйства", "для организации крестьянско-фермерского хозяйства" и пр.) Каждый из этих вариантов налагает свои обязательства по использованию участка, а также - ограничения по строительству. Перед тем, как купить участок, не лишним будет еще раз внимательно присмотреться к тому, что именно покупаешь.

Чем проще, тем лучше

Наибольшей популярностью на сегодня пользуются участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство - форма собственности, которая позволяет не только беспрепятственно осваивать купленный участок, - конечно, при условии соблюдения градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и норм. А также - получить прописку в доме и почтовый адрес. Для тех, кто перебирается за город на постоянное место жительства, это существенный момент.

Покупка ИЖС - один из самых беспроблемных для покупателя вариантов сделки, но и здесь есть свои нюансы. Земля под ИЖС делится на две категории. Она бывает либо в собственности, либо в аренде. Собственностью считается земля приватизированная. Остальное - это варианты аренды (пожизненное пользование, пожизненное наследование пользования и т. д.). Поэтому, если у продавца нет свидетельства о праве собственности, земля не может быть продана, а только передана в аренду, так что покупателю необходимо заключить с органами местного самоуправления договор аренды, а выкупать землю уже после покупки дома (если он есть на участке) или после его строительства. Риэлтеры советуют настаивать на том, чтобы продавец оформил право собственности на участок самостоятельно: процедура оформления длится полтора-два месяца.

Также при покупке земли под ИЖС, на которой уже имеются постройки, необходимо выяснить, не самострой ли баня, сарай, гараж или летняя кухня, предусмотрены ли они планом застройки участка. Нужно требовать от хозяина, чтобы они были официально оформлены в Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Второй достаточно беспроблемный вариант, который котируется наряду с ИЖС, - участок в садоводстве, предназначенный для "для дачного строительства" или "для ведения дачного хозяйства" - это классические 6 соток с домиком или без, которые позволят владельцу сажать цветы или картошку. А также - строить дом для сезонного проживания. Прописаться в этом доме невозможно, причем неважно, идет ли речь об участке, находящемся в садоводческом массиве, или об участке, который предоставлен для ведения индивидуального садоводства и расположен в границах населенного пункта (деревни или поселка). Впрочем, в апреле Конституционный суд принял решение, которое может в перспективе изменить статус садоводств: постановлением суда отказ в регистрации был признан противоречащим Конституции. Однако к реальным изменениям на практике это приведет еще очень не скоро.

Помимо отсутствия прописки есть и другой не слишком приятный нюанс: "садоводы" зависят от всего садоводческого товарищества в целом, от тех условий, правил, решений, которые принимаются на общем собрании, даже если он не вступил в члены садоводства. Собственник индивидуального жилого дома принимает все решения самостоятельно.

Если продается участок под ЛПХ, надо понимать, что гарантированно его можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, иными словами - разбить там сад-огород. Участки со статусом ЛПХ тоже подразделяются на две категории: земельный участок в черте поселений (приусадебный участок, категория - "земли населенных пунктов", в недавнем прошлом - "земли поселений"). И - участок за чертой поселений (полевой земельный участок). В первом случае покупатель имеет право на возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, - разумеется, в рамках действующих градостроительных правил. Правда, и в таком доме нельзя будет прописаться. В случае же, если участок со статусом ЛПХ расположен за чертой поселений, то дом или еще что, например, баню, на нем построить по закону никак нельзя. Чтобы построить на участке под ЛПХ дом и переехать жить в него из города на законных основаниях, нужно менять целевое назначение.

Перевод сельскохозяйственных земель в другие категории регламентируется Земельным кодексом РФ (ст. 79) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ст. 7). В зависимости от площади массива и категории земли решение об изменении целевого назначения принимает либо глава администрации района, либо губернатор области. Для подачи соответствующей заявки придется собрать большой пакет документов: документы описания местоположения участка, его стоимости, обоснование по переводу земли, заключение различных государственных инстанций. Кроме того, необходимо оплатить недоимки государству за вывод земельного ресурса из сельхозоборота и недополучение государством продукции с данного массива. Процедура перевода земельного участка из ЛПХ в ИЖС длится в среднем от 6 до 12 месяцев.

Похожая история - с участками сельскохозяйственного назначения. Чтобы получить право на застройку участка, его также необходимо перевести в участок с разрешенным использованием ИЖС. Основной недостаток для частного покупателя здесь состоит в том, что эти участки земли часто бывают очень большими - далеко не один гектар. Чтобы такой участок в земельном кадастре разделить на несколько маленьких, в которых обычно заинтересованы покупатели, нужно провести обмер земли, топосъемку и сделать проект разбиения (с учетом рельефа местности и пр.). А проводить все эти мероприятия придется за счет получателей земли.

Если нельзя, но очень хочется

Бывают и редкие случаи, когда давно выделенный участок попадает в границы заповедника, водоохранной зоны или другой территории, земля которой не подлежит приватизации. Бывает также, что владелец или пользователь такого участка пытается сбыть его с рук. Такие участки редки на рынке, а местоположение их чаще всего уникально. Но покупателю следует быть особенно осторожным - как правило, права на участок не оформлены, и сделать это предлагается как раз за счет покупателя.

А тут возможны варианты. Владелец сохранил документы, подтверждающие законность получения участка в собственность (это может быть документ любой давности - главное, чтобы он был выдан органом власти, либо - документ о сделке, зарегистрированной в установленном порядке). В этом случае, если участок впоследствии попал в категорию земель, которые могут быть только в федеральной, региональной или муниципальной собственности (но никак не в частной), власти могут пойти одним из двух путей: первый - обратиться в суд с иском об изъятии участка для государственных или общественных нужд. Но в ходе процесса властям придется доказывать, что именно этот участок препятствует таким нуждам, да и само изъятие возможно только на условиях соразмерной денежной компенсации с учетом рыночной цены имущества. Поэтому власти чаще всего прибегают ко второму варианту: после оформления недостающих документов (кадастровый план и др.), разрешают пользоваться землей. Разумеется, при этом надо будет соблюдать требования природоохранного законодательства (запрет на применение химудобрений, распашку земель, возведение капитальных строений - помимо уже имеющихся, и т. п.).

Прописка на шести сотках

В начале апреля Конституционный суд принял решение, которое может в перспективе изменить статус садоводств: отказ в регистрации на территории садоводческого товарищества был признан противоречащим Конституции.

Правовая норма, которая ограничила прописку в садовых товариществах, введена сравнительно недавно, еще в советские времена прописанных "на даче" было больше чем достаточно. Садовые товарищества располагались на землях населенных пунктов и землях сельхозназначения. На сельхозземлях, как правило, разрешалось возводить только некапитальные строения для хранения садового инвентаря - и в таких домиках не прописывали. Другое дело - товарищества, располагавшиеся на землях поселений, в которых дачные дома входили в общий жилищный фонд СССР - там прописка и была возможна. Достаточно вспомнить писательское Переделкино или академическое Комарово, которые были постоянным местом жительства для многих домовладельцев.

Закон о "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", запрещающий россиянам прописываться в строениях, возведённых на садовом участке, появился только в 1998 году. Поводом для его появления стало бурное развитие квартирного "черного рынка", когда в садоводствах оказались прописаны многочисленные жертвы криминальных сделок с недвижимостью.

А заново вернуться к вопросу о прописке "на шести сотках" Конституционный суд заставили жалобы семи граждан из Краснодарского края - им отказали в регистрации по месту жительства в собственных дачных домах, хотя они живут там постоянно и не имеют другого жилья. По мнению Конституционного суда, это нарушает принцип равенства, позволяя органам местной власти отказывать в регистрационном учёте по месту проживания. Так что в Закон должны быть внесены соответствующие поправки. Суд также указал, что до внесения соответствующих поправок в федеральное законодательство региональные власти вправе самостоятельно определять порядок регистрации на дачных участках.

Однако едва ли ситуация изменится одним махом: получить постоянную регистрацию вне существующего уже поселения можно, если доказать, что дом пригоден для постоянного проживания. А для доказательства - изрядно потрудиться: существуют многочисленные административные ограничения. Дом не может считаться жилым, если не подключен к централизованным или автономным системам жизнеобеспечения: электрической, паровой или газовой системы отопления, позволяющая обеспечивающую подачу тепла на всю площадь строения. Если он в аварийном состоянии. Если неисправны сантехника, двери и окна, крыша. Стоять жилой дом должен на железобетонном, каменном или кирпичном фундаменте и быть теплоизолированным - при этом учитываться будет даже толщина стен. Все это означает длительный процесс экспертиз.

А местным властям появление новых жильцов на территории муниципального образования не слишком выгодно: по закону, в жилом поселке (в которые теперь могут превратиться садовые товарищества) за счет бюджетных средств должна быть построена социальная инфраструктура: школа, детский сад, поликлиника, больница, отделение милиции и прочие радости жизни. Так что местные власти сделают все, чтобы не допустить массовой регистрации дачников.

Исключение составят разве что коттеджные поселки, построенные сравнительно недавно, где домам пройти экспертизу будет просто.

Земли населенных пунктов всегда востребованы. Именно они пригодны для возведения жилой постройки. Но следует учитывать виды разрешенного использования таких территорий.

Некоторые участки могут иметь ограничения на строительство или даже запрет. Нецелевое использование земель может привести к признанию объекта самостроем с последующей необходимостью его снести.

Что такое земли населенных пунктов?

Определение землям населенных пунктов дано в статье 83 Земельного кодекса. Это наделы, используемые и предназначенные для застройки и развития поселений. К ним относятся земли муниципальных образований, городские и сельские.

Установление границ населенных пунктов определяется ст. 84 ЗК РФ. Вносить в них изменения могут органы федеральной и местной власти, а также в соответствии с судебным решением.


Использование земель населенных пунктов

Все земельные участки разделены по видам разрешенного использования в соответствии с классификатором ВРИ, утвержденным приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014. Так они условно делятся на территориальные зоны, где разрешается или запрещено какое-либо действие.

Земли населенных пунктов могут быть использованы под развитие их инфраструктуры и удовлетворения нужд жителей:

  • жилой застройки, в том числе малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • дачного строительства.

Решение об отнесении участка земли к тому или иному виду разрешенного использования принимает орган местного самоуправления. При этом каждому может быть присвоено до трех видов:

  • один из них основной, использование которого будет максимально эффективно именно в этом направлении;
  • остальные являются условно-разрешенным и вспомогательным.

Для земель в зоне жилой застройки целесообразно установить возможность строительства, например, дома, школы, детского садика или магазина. Собственник участка может запросить добавить дополнительный вид разрешения, которое будет считаться условно разрешенным. После рассмотрения вопроса с привлечением представителей администрации и владельцев расположенных рядом участков, принимается решение об отказе или о добавлении ВРИ.

Например, ВРИ надела только ИЖС. Его владелец запросил добавить условно-разрешенный вид, позволяющий возвести магазин. При одобрении он вправе построить на этом участке только дом или только магазин, а может одновременно дом и магазин.

Вспомогательный вид разрешения позволяет возводить сооружения в пределах основного и условно-разрешенного ВРИ. Так для ИЖС можно построить хозяйственные помещения, для чего не требуется разрешение на их возведение.

Владелец участка вправе использовать его только по назначению, например, возвести объект в соответствии с видом разрешенного использования. Если же это условие не соблюдено, постройка будет признана самостроем. Тогда суд может обязать застройщика за свой счет её снести.

Категории земель населенных пунктов

Поселенческие наделы разделяют на несколько основных зон и в каждой из них могут быть несколько видов разрешенного использования.

Жилые

Застраивать жилыми домами разрешается участки земли, попадающие в классификатор ВРИ со следующими разрешениями:

  • малоэтажки блочного типа (например, таунхаусы);
  • среднеэтажные дома на несколько квартир (высотой не более восьми этажей);
  • многоэтажные многоквартирные жилые строения;
  • жилье передвижного характера (любые временные объекты, включая палаточные городки и кемпинги);
  • ИЖС (для частных домов);
  • строительство объектов бытового назначения, например, гаражей.

К жилой зоне относят также земли, предназначенные для личного подсобного хозяйства с возможностью использовать их под садоводство, огородничество и разведение скота.

В классификаторе ВРИ эти виды кодируются от 2 до 2.7.1.

Общественно-деловые

Разрешенное использование земель поселений для этой зоны сосредоточено в классификаторе в блоке кодов от 3 до 3.10. Оно направлено на создание и возведение:

  • культурных мест;
  • учреждений образования, научной деятельности;
  • религиозных учреждений;
  • административных зданий.

А также на предоставление населению услуг:

  • коммунальных;
  • социальных;
  • медицинских и ветеринарных.

Предпринимательство

Развитие жилых территорий населенных пунктов невозможно без объектов делового назначения (коды классификатора от 4 до 4.10). Для этого земли должны иметь разрешения для возведения:

  • торговых центров, рынков и иных объектов торговли;
  • объектов общественного питания, сферы проживания (гостиниц);
  • развлекательных комплексов;
  • мастерских для автомобильного транспорта, автомоек;
  • деловых центров.

Отдых

Инфраструктура поселений должна содержать и досуговые объекты (коды классификатора от 5 до 5.5). Для их организации необходимо наличие следующих разрешений:

  • возведение объектов спортивного назначения: для занятий спортом и спортивно-зрелищных мероприятий;
  • развитие туризма;
  • организация прогулочных зон, мест ловли рыбы, охоты;
  • создание причалов — мест для подхода маломерных судов;
  • формирование полей для конных прогулок и гольфа.

Общего пользования

Дополнительно необходима организация мест общего назначения, для которых применяются следующие разрешения:

  • организация автомобильных дорог и тротуаров;
  • создание скверов и парков;
  • создание водных объектов общего назначения;
  • выделение земель под кладбища и иные общественные нужды.

Какой нужен ВРИ для строительства дома?

Частное жилищное строительство остается на пике популярности. Но для того, чтобы не было проблем с государственное регистрацией жилого объекта должно быть соблюдено разрешение на использование земли под ним. Оно должно быть одним из следующих:

  1. Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – код в классификаторе 2.1. Построить можно отдельно стоящее жилое здание высотой над землей не более 20 метров или 3 этажа. Внутри должны находиться комнаты и вспомогательные помещения бытового назначения. На участке возможно возвести также гараж, хозяйственные постройки и организовать выращивание сельхозкультур — подробнее.
  2. Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) – код 2.2. Параметры жилого дома должны соответствовать ИЖС. Помимо дома разрешено построить гараж, вспомогательные сооружения, выращивать сельхозкультуры и разводить скот — подробнее.
  3. Блокированная жилая застройка – код 2.3. Такой вид разрешения обычно применяется для строительства таунхауса – дома с одной или несколькими общими стенами с соседними домами. Высота жилых объектов ограничена тремя этажами от земли. На общем участке можно разбить небольшой сад или огород, построить гаражи и иные бытовые постройки вспомогательного назначения, организовать площадки для отдыха, спорта и детского досуга.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Добрый день. Можно ли получить разрешение на строительство ИЖС на земельном участке «для эксплуатации многоквартирных малоэтажных жилых домов»?


Добрый день!

Ответ на Ваш вопрос зависит от того, где находится земельный участок. Если он находится в г. Самара, то, то согласно Постановлению Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования для земельных участков категории Ж-2 (она застройки малоэтажными жилыми домами).

Согласно ст. 40 Федерального закона «О едином государственном реестре недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. Государственный кадастровый учет всех машино-мест в здании, сооружении также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест. При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. Государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них. Для государственной регистрации перехода права на жилое помещение, технико-экономические показатели и параметры которого соответствуют условиям отнесения этого жилого помещения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее — стандартное жилье), на основании договора купли-продажи такого жилого помещения (далее — договор купли-продажи стандартного жилья) также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, переданных в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Для государственной регистрации права собственности единого института развития в жилищной сфере на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории, в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, заключенного в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного пунктом 5 части 4 статьи 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости. Для государственной регистрации права собственности арендодателя на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

Таким образом, в случае, если земельный участок находится в Вашей собственности, выдачи разрешения на строительство не требуется. Для регистрации объекта недвижимости Вам нужно будет предоставить технический план.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Каждый участок земли можно использовать лишь в соответствии с его предназначением и деятельностью, которая на нем разрешена. Что можно делать или строить на нем, а что нельзя — определяется в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ) участка. Документ, описывающий виды разрешенного использования участка и действий на нем, называется классификатором.

Что общего между частным, многоквартирным и малоэтажным жилыми домами? Ответ однозначен — все они предназначены для проживания людей. Однако на одном и том же участке земли можно построить лишь тот дом, который соответствует виду разрешенного использования.

  1. ИЖС — максимальное количество этажей не более 3-х над уровнем земли.
  2. Многоквартирное малоэтажное здание — максимальное количество этажей (с мансардным) — 4.
  3. Многоэтажный квартирный дом — число этажей от 9 (с учетом подземных) с общим количеством квартир от 20.

Согласно классификатору строить можно лишь то, что будет соответствовать требованиям. Поэтому если для участка разрешено только ИЖС, а построить на нем необходимо малоэтажный или многоэтажный жилой дом, в первую очередь необходимо сменить для него вид разрешенного использования на соответствующий. В противном случае, при завершении строительства, легализировать данную недвижимость будет проблематично по причине нарушения законодательства.

Как изменить вид разрешенного использования

Данная процедура производится при условии, что участок уже находится в категории земель, разрешающих соответствующее строительство. Иначе придется также производить смену категории. При изменении вида разрешенного использования для возведения жилого дома категория земель обычно соответствующая - земли населенных пунктов.

Решение об изменении ВРИ на многоквартирный дом или МЖС, принимается главой местной администрации (ч.1ст.4 N 191-ФЗ). Однако стоит учитывать, что если целевое назначение участка будет изменяться, то предварительно для принятия решения необходимо будет провести публичные слушания. В обратном случае необходимость в их проведении отпадает. Именно в местную администрацию необходимо подать соответствующий пакет документов.

В основной пакет документов входит:

  • соответствующее заявление на имя главы администрации;
  • копия паспорта заявителя;
  • копии документов, устанавливающих право владения участком;
  • кадастровый паспорт.

После получения указанного заявления, местная администрация делает запрос сведений о заявителе, которые содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для этого используется единая система межведомственного электронного взаимодействия федерального органа исполнительной власти, который осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Физическое или юридическое лицо вправе предоставить данные сведения самостоятельно.

Как сменить основной ВРИ на условно разрешенный

Законодатель не определяет, какие именно ВРИ относятся к условно разрешённым, но на практике к ним относят, в том числе, дома, превышающие параметры требований к застройке.

Для того, чтобы осуществить такую смену ВРИ, необходимо получить соответствующее разрешение. Первым шагом является подача заявления, после которого уполномоченными органами назначается публичное слушание по этому вопросу.

Во избежание нарушения прав и интересов граждан, проживающих по соседству с данным участком земли, вопрос изменения ВРИ на публичном слушании решается с их участием.

В течение 10 дней после подачи заявления заинтересованным лицом, специальная комиссия уведомляет собственников участков и зданий, интересы которых могут быть затронуты при смене ВРИ, о проведении слушания. В течение месяца после оповещения, данное мероприятие обязано состояться. После принятия решения, оно публикуется в соответствующих источниках и на сайте муниципального органа.

Принятое решение (согласие или отказ), подкрепленное обоснованным заключением, направляется комиссией главе местной администрации. А последний принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем на основании заключения комиссии. Решение публикуется, а расходы от прошедшего слушания покрывает, заинтересованное в смене ВРИ, лицо.

Если условно разрешенный вид использования был внесен в градостроительный регламент после проведения публичного слушания, то чтобы получить разрешение на него впоследствии, проводить повторное слушание нет необходимости. Решение о разрешении или отказе в смене ВРИ может быть оспорено в судебном порядке (ст.39 Градостроительный Кодекс).

Читайте также: