Выставка за рубежом налогообложение

Опубликовано: 15.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90436 от 22.11.2019

Для рекламы своей продукции российская компания принимает участие в зарубежной выставке. Комментируемым письмом Минфин России отмечает, что нужно платить НДС при оказании иностранной фирмой маркетинговых услуг и услуг по организации выставки на территории иностранного государства.

Реклама – это …

… информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.

Так, услуги по организации выставок для рекламирования с участием иностранных и российских лиц для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг.

Важно место реализации услуг

Чтобы выяснить, облагать или нет услуги НДС, необходимо определить, где, согласно Налоговому кодексу, эти услуги считаются реализованными.

Место реализации большинства работ и услуг определяется по особым правилам. Они записаны в статье 148 Налогового кодекса. Об этом напоминает Минфин России в письме от 22.11.2019 г. № 03-07-08/90436.

Обратите внимание: определять место реализации работ или услуг нужно не только тем, кто их выполняет или оказывает. В отдельных случаях это может потребоваться и покупателю (заказчику), так как при приобретении у иностранного контрагента работ или услуг, местом оказания которых является Россия, он может стать налоговым агентом по НДС.

Услуги по месту осуществления деятельности покупателя

Некоторые работы (услуги) облагают НДС только в том случае, если покупатель этих работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России. К таким работам (услугам) относятся (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

передача, представление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;

оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации и др.;

услуги по подбору персонала (если персонал работает в месте деятельности покупателя);

сдача в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта.

Считается, что покупатель работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России, если он имеет государственную регистрацию в России.

Так, местом реализации маркетинговых и рекламных услуг признается территория России, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность в России. Поэтому маркетинговые услуги и услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования товаров (работ, услуг), оказываемые иностранными фирмами российской организации, являются объектом обложения НДС в России.

Чем подтвердить место реализации услуг?

Место выполнения работ, оказания услуг необходимо подтверждать документально. Такими документами являются контракт, заключенный с иностранным или российским лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг. Это могут быть акты приемки-сдачи результатов выполненных работ, акты об оказании услуг, копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация планирует принять участие в выставке, которая будет проводиться на территории Германии. В целях участия в данной выставке российская организация - заказчик заключает с иностранной организацией (Германия), не состоящей на учете в налоговых органах в РФ, договор на предоставление во временное пользование выставочной площади (именно такая формулировка использована в договоре). В договоре отсутствуют указания на рекламный характер отношений.
Возникает ли у организации в данной ситуации обязанность по уплате НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у иностранной организации не возникает обязанности по уплате НДС в РФ, а у российской организации - обязанностей налогового агента по НДС. При этом полностью исключить налоговые риски при руководстве таким подходом мы не можем.

Обоснование позиции:
Принимая во внимание положения п. 1 ст. 7 НК РФ, отметим, что международные соглашения между Россией и Германией, регулирующие порядок уплаты НДС, отсутствуют. Следовательно, при ответе на поставленный вопрос нужно руководствоваться нормами НК РФ.
Организации, в том числе иностранные, признаются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ).
Операции, признаваемые объектами налогообложения НДС, поименованы в ст. 146 НК РФ. К ним относятся, в частности операции по реализации услуг на территории РФ (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, смотрите также п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Место реализации услуг для целей главы 21 НК РФ определяется по правилам, установленным ст. 148 НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ), которые зависят от квалификации оказываемых услуг. Так, место реализации услуг, связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту его нахождения (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). К таким услугам, в частности, относятся услуги по аренде. При этом место оказания рекламных услуг определяется по месту осуществления деятельности их покупателем (пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Содержание рекламных услуг главой 21 НК РФ не раскрывается. С учетом п. 1 ст. 11 НК РФ считаем, что при квалификации услуг в качестве рекламных нужно ориентироваться на положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Из разъяснений финансового ведомства следует, что под рекламными услугами понимаются, в частности, услуги по организации выставок рекламного характера, включающие в том числе аренду выставочной площади и выставочного оборудования (письма Минфина России от 20.08.2014 N 03-07-08/41609, от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 26.03.2008 N 03-07-08/69, от 15.03.2006 N 03-04-08/62).
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N Ф08-6997/12 по делу N А22-1453/2011 судьи также пришли к выводу о том, что организационные услуги, связанные с участием в выставке (включая предоставление выставочной площади в павильоне), являются рекламными. Предоставление выставочной площади в павильоне в таком случае является составной частью услуги по организации участия общества в международных выставках, целью которых является привлечение внимания к продукции общества. Такой вывод был признан правомерным, в том числе с учетом того, что тексты иностранных контрактов не позволяли квалифицировать договорные правоотношения как арендные. Так, содержащееся в контрактах описание стоимости заказанной площади не позволяло определенно установить, какая конкретно площадь и в каких помещениях подлежит передаче в пользование общества; указание на общую площадь недостаточно для индивидуализации предмета арендных обязательств; место нахождения заказанной выставочной площади в павильоне относительно других помещений, технические характеристики помещения, а также иные идентификационные признаки этого объекта, позволяющие выделить его из состава других помещений, указаны не были; передача недвижимого имущества по передаточному акту не осуществлялась. Аналогичные выводы представлены в постановлении Девятнадцатого ААС от 25.03.2011 N 19АП-619/11.
С другой стороны, в постановлении АС Московского округа от 01.04.2016 N Ф05-2395/16 по делу N А40-80207/2015 суд согласился с налогоплательщиком и указал, что в соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг не считается территория РФ, и у предприятия не возникло обязанности налогового агента, поскольку устроители выставок, не состоящие на учете в РФ, оказывали услуги аренды площади в павильоне, оборудованном техническими средствами. Расходы на регистрацию участия в международных выставках, на аренду выставочных площадей, монтаж-демонтаж стендов и иные подобные расходы на арендуемой площади, выплаченные иностранным компаниям, не должны облагаться НДС. При этом решение суда основывалось на доказательствах налогоплательщика, что размещенная на стендах информация, включающая наименование и товарный знак предприятия, была его вывеской, не призванной формировать и поддерживать интерес к предприятию или способствовать реализации услуг, и она не считается рекламой. Также отмечается, что при рассмотрении дела ". суды не дали надлежащей оценки имеющимся в материалах дела заявкам об аренде выставочных площадей и выставочного стенда, актам об оказанных услугах, доводам заявителя, ссылавшегося на то, что указанные заявки содержат все существенные условия договора аренды, предусмотренные ст.ст. 606, 607 ГК РФ, на практику заключения таких договоров при проведении международных выставок, не указали мотивов, по которым не применили ст. ст. 431, 421 ГК РФ, на которые он ссылался в подтверждение этих доводов, с учетом цели договоров, не выяснили действительную волю сторон при их заключении".
Как следует из условий анализируемой ситуации, иностранная организация не является организатором участия российской организации в выставке, она лишь предоставляет российской организации во временное пользование выставочную площадь. Предметом заключенного договора в таком случае не является распространение информации среди неопределенного круга лиц для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.
Принимая во внимание понятие рекламы, представленное в ст. 3 Закона N 38-ФЗ, полагаем, что услуги иностранной организации в данном случае не являются рекламными для целей пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, поэтому местом их реализации на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ территория РФ не признается. Отсюда следует, что у иностранной организации не возникает объекта налогообложения и обязанности по уплате НДС в российскую бюджетную систему (п. 1 ст. 38 НК РФ), а у российской организации - заказчика обязанностей по выполнению функций налогового агента (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Напоминаем, что п. 7 ст. 3 НК РФ предписывает толковать все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Вместе с тем мы не можем исключить вероятности того, что налоговый орган будет придерживаться иной точки зрения по данному вопросу, сопряженной с признанием российской организации налоговым агентом по НДС.
Из приведенных материалов судебной практики следует, что минимизации налоговых рисков в таком случае будет способствовать включение в контракт положений, характерных для договоров аренды недвижимости (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Для более объективной оценки налоговых последствий в рассматриваемой ситуации организация может обратиться за соответствующими письменными разъяснениями непосредственно в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Российская организация арендует у немецкой организации часть площади в выставочном зале, расположенном на территории ФРГ. Как отразить в учете расходы на аренду? Возникает ли у организации обязанности налогового агента по НДС? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2014 г.)
- Вопрос: Российское предприятие планирует принять участие в международной выставке, проводящейся в Республике Казахстан. В связи с этим российское предприятие оплачивает услуги: аренду выставочной площади, предоставление в наем дополнительного оборудования, строительство и монтаж стендов. Какая из сторон в данном случае является плательщиком НДС? В каком порядке производится вычет НДС по данной операции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2013 г.)
- Вопрос: Верно ли, что расходы на проезд и проживание сотрудников, участвующих в выставке, - это командировочные расходы; плата за участие в выставке, аренда площади в павильоне и оформление стенда, дополнительная плата за подключение оборудования - это ненормируемые рекламные расходы на участие в выставке; дополнительное украшение стенда баннером, корзинами, фоторамками, шелфтокерами, стойками и табличками с логотипом фирмы, лентами, вазами, искусственными цветами, а также образцами новогодней упаковки для подарков - это прочие нормируемые рекламные расходы на проведение выставки; расходы на специально приобретенные короба; фирменные пакеты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)
- Вопрос: Иностранная компания оказывает российской компании услуги по аренде выставочной площади. Как следует квалифицировать услугу по аренде выставочных площадей для участия в зарубежной выставке: как аренду части недвижимого имущества в соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, согласно которому место реализации работ (услуг) территорией РФ в данном случае не признается; рассматривать, что выставка в целом связана с рекламированием продукции, для целей применения НДС все услуги следует относить к рекламным, а для определения места их реализации руководствоваться нормами пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)
- Вопрос: Организация "А" заключила договор на временное пользование (аренду) на период выставки в Германии выставочного стенда, оборудованного под ключ. Организация "А" на время проведения выставки размещает на стенде собственные демонстрационные материалы. Стенд, предоставленный во временное пользование, принадлежит организации - резиденту ФРГ. В стоимость аренды включены доставка выставочного стенда до выставочного центра, монтаж-демонтаж, хранение комплекта стенда до начала выставки и после окончания до демонтажа стенда. Возникает ли обязанность налогового агента по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2011 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Участие в международных выставках наряду с командировочными расходами предполагает осуществление как в России, так и в иностранном государстве разнообразных расходов, включая такие специфические их виды, как расходы на аккредитацию и приобретение пригласительных билетов на выставку и приемы, аренду выставочных стендов и площадей, на проведение пресс-конференций и др.

Факт осуществления указанных расходов за границей определяет ряд особенностей налогообложения НДС у российского участника выставки. Данные особенности рассматриваются в предлагаемой статье.

Участие российских компаний в международных выставках предполагает оплату иностранным устроителям выставки и иным иностранным организациям комплекса услуг, имеющих в отдельности различную правовую квалификацию и стоимость. С позиций налогового законодательства России в этом случае существует необходимость установить, возникают ли у российской компании обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по конкретным видам оказанных для нее иностранными организациями услуг, а именно - определить место реализации конкретной услуги.

Как известно, если иностранная организация не состоит на учете в качестве налогоплательщика в России, то при реализации услуг данной организации на территории РФ НДС должен быть уплачен российской организацией – покупателем услуг.
В этом случае следует руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ, в пп.4 п.1 которойустановлен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория РФ при условии, что их покупатель на основе государственной регистрации осуществляет свою деятельность на территории России.

П. 4 той же статьи устанавливаетперечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг). В него включены контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Однако сложность заключается в том, что, во-первых, ряд оказываемых услуг (например, регистрация, аренда выставочного стенда или проведение пресс-конференций) не имеет однозначной квалификации и может быть отнесен как к видам услуг, местом реализации которых признается территория РФ, так и к услугам, местом реализации которых территория РФ не признается.
Во-вторых, договор с иностранным контрагентом может не содержать детализации оказываемых услуг и/или их отдельной стоимости.
Ниже речь пойдет о наиболее актуальных ситуациях, в которых компаниям-участникам международных выставок требуется достоверно определить место реализации оказываемых им иностранной компанией услуг.

Квалифицировать указанные действия устроителя выставки в качестве рекламных услуг представляется неправомерным, так как сама по себе регистрация не является осуществлением действий, направленных на распространение информации об участнике выставки или его товарах (работах, услугах), то есть не соответствует определению рекламных услуг.
При данных обстоятельствах место реализации услуг по регистрации следует определять в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту осуществления деятельности продавца услуг, которым территория РФ не является. Следовательно, у российского участника выставки обязанности налогового агента в отношении оплаты услуг по регистрации не возникает.

Тот факт, что местом реализации услуг по регистрации российских участников в выставке, проводимой за рубежом, не признается территория РФ, подтверждает и Минфин РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2006г. № 03-04-03/08).
Таким образом, услуги по регистрации участников, включая стоимость бэйджа и входных билетов на выставку (как подтверждение факта услуги по регистрации), не подлежат обложению НДС в РФ.

Аренда выставочных площадей, стендов и др.
Предоставление в аренду площади в выставочном павильоне, оснащенной необходимыми для участия в выставке техническими возможностями (электричество, осветительные приборы, розетка и др.) по своей гражданско-правовой природе является предоставлением в аренду части недвижимого имущества.

Согласно требованиям подп.1 п.1.1. ст.148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория РФ, если данные услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ. К таким услугам налоговым законодательством отнесены, в частности, и услуги по аренде.
Таким образом, местом реализации услуг компании-устроителя выставки по предоставлению ее участникам в аренду (субаренду) площади в павильоне (части помещения, являющейся частью недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ) не признается территория РФ. В таком случае, у организации отсутствует обязанность налогового агента по удержанию из доходов иностранной компании и перечислению в российский бюджет НДС.

В то же время, в случае предоставления в аренду организации как участнику подобного мероприятия (выставки и т.п.) информационного стенда (в качестве рекламного носителя), не отождествляемого с помещением (не являющегося элементом оборудования передаваемого в аренду помещения), данный стенд следует признать движимым имуществом. Согласно подп.4 п.1 ст.148 НК РФ, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается место осуществления деятельности покупателя – в данном случае территория РФ, что влечет необходимость для организации как налогового агента начисления и перечисления в бюджет НДС, удержанного из доходов иностранной компании.

Проведение пресс-конференции
Услуги организации-устроителя по проведению пресс-конференции также не поименованы в перечне работ (услуг), в отношении которых местом реализации признается место деятельности покупателя услуг. В этой связиместом их реализации территория РФ не признается.
Сами по себе, услуги по проведению (организации) пресс-конференции не являются рекламными. Однако контрактом или договором может быть закреплено, что проведение пресс-конференции осуществляется её организатором в целях рекламирования участника и его товаров, либо сама конференция по содержанию может носить рекламный характер. В частности, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие рекламы: она представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с этим, если документально подтвержден рекламный характер пресс-конференции (содержание, форма и сфера распространения информации), то услуги по её проведению могут быть отнесены к рекламным. При таких условиях, НДС должен быть исчислен и уплачен в бюджет РФ российским покупателем услуг при их оплате.
С учетом вышесказанного следует отметить, что определяющим моментом при решении вопроса отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным в целях исчисления НДС является цель проведения конференции и существо действий компании - организатора. Иными словами, для минимизации возникающих налоговых рисков в договоре с компанией-устроителем цель проводимого мероприятия должна быть четко определена, равно как и действия которые организатор пресс-конференции обязуется осуществить в целях ее проведения. Именно из этих условий договора, заключаемого с иностранной компанией, следует исходить при определении целесообразности отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным.

Рекламные услуги

Выше рассматривался вопрос о правомерности отнесения отдельных видов услуг к рекламным. Однако, по мнению контролирующих органов, если в контракте или договоре с иностранной организацией-устроителем выставки наряду с оказанием иных услуг (по аренде площадей, регистрации и т.д.), предусмотрены также услуги по размещению информации о товарах участника в официальных каталогах выставки, то данный факт является основанием для квалификации всего комплекса услуг в качестве рекламных, местом реализации которых является РФ. (Письмо Минфина РФ от 15.03.2006г. №03-04-08/62, Письмо УМНС по г.Москве от 11.06.2004г. №24-11/39269).

Однако при условии документального подтверждения факта оказания истоимости каждого вида услуг данный вывод теряет логическую обоснованность с позиций налогового и гражданского законодательства, что указывает на его неправомерность.
Представляется целесообразным при квалификации того или иного вида услуг в целях определения места их реализации следует исходить не из характера (направления) их использования покупателем, а их из содержания самой услуги: как она квалифицируется при оказании исполнителем (то есть вида осуществляемой им деятельности).
Вместе с тем, существование вышеупомянутой позиции Минфина РФ увеличивает вероятность возникновения судебного разбирательства по вопросу отнесения всей совокупности услуг по договору с иностранной организацией - устроителем выставки к рекламным в целях исчисления НДС.

В силу того, что в целях исчисления НДС каждую услугу, оказываемую иностранными компаниями российскому участнику выставки, следует квалифицировать как самостоятельную, то в целях правильного исчисления НДС представляется целесообразным определять стоимость каждой конкретной услуги в отдельности, а не устанавливать сумму оплаты услуг за участие в выставке в целом по договору.
Если же в договоре отсутствует детализация стоимости отдельных видов услуг, то при определении места реализации комплекса услуг придётся руководствоваться мнением Минфина и квалифицировать услуги в целом, как рекламные. Однако если участие в выставке не связано с рекламированием участника и его товаров (например, осуществляется в целях поиска поставщиков), то оснований для квалификации услуг устроителя выставки в качестве рекламных не имеется.

При этом местом реализации услуг по организации участия в выставке как не поименованных в подп.4 п.1 ст.148 НК РФ следует признать место осуществления деятельности устроителя услуг, которым РФ не является и, следовательно, НДС по данным услугам участником выставки при их оплате не исчисляется.

Впервые опубликовано в журнале «Налоговый Вестник» № 6, июнь 2009


Н.А. Яковлева,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Собираемся принимать участие в международной выставке, платим иностранному контрагенту за участие: регистрационные сборы, аренда движимого имущества, электричество и т.д. Являемся ли мы плательщиком НДС в данной ситуации?

ОТВЕТ

Если российская организация участвует в зарубежной выставке в рекламных целях, то услуги, оказанные ей иностранной организацией, облагаются НДС.

Если в иных целях, то вы не являетесь плательщиком НДС при оплате регистрационных сборов за участие в международной выставке. В перечне услуг, местом реализации которых признается место нахождения покупателя услуг, регистрация организации в качестве участника выставки не поименовано, а, следовательно, определять место оказания услуг следует по месту ведения деятельности продавца услуг.

При оплате аренды выставочных площадей исполнять обязанности налогового агента по НДС нужно.

ОБОСНОВАНИЕ

По общему правилу, место реализации услуг и работ определяется по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ для конкретного вида услуг (работ) не установлен особый порядок (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Так, специальный порядок определения места реализации предусмотрен:

Место их реализации определяется по месту нахождения имущества;

Место их реализации определяется по месту оказания услуг;

Место реализации услуг нужно определять по месту их оказания, если это услуги в сфере:

  • культуры,
  • искусства,
  • образования (обучения),
  • физической культуры,
  • туризма,
  • отдыха,
  • спорта.

То есть местом реализации таких услуг будет Россия, если услуги оказаны непосредственно на ее территории. При этом не имеет значения, кто эти услуги оказывает и кто получает - российское или иностранное лицо (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Например, если российские пилоты проходят обучение в Великобритании, то услуга считается оказанной за пределами РФ и НДС не облагается (пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Согласно требованиям подп.1 п.1.1. ст.148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория РФ, если данные услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ. К таким услугам налоговым законодательством отнесены, в частности, и услуги по аренде.

Таким образом, местом реализации услуг компании-устроителя выставки по предоставлению ее участникам в аренду (субаренду) площади в павильоне (части помещения, являющейся частью недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ) не признается территория РФ. В таком случае у организации отсутствует обязанность налогового агента по удержанию из доходов иностранной компании и перечислению в российский бюджет НДС.

В то же время, в случае предоставления в аренду организации как участнику подобного мероприятия (выставки и т.п.) информационного стенда (в качестве рекламного носителя), не отождествляемого с помещением (не являющегося элементом оборудования передаваемого в аренду помещения), данный стенд следует признать движимым имуществом. Согласно подп.4 п.1 ст.148 НК РФ, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается место осуществления деятельности покупателя – в данном случае территория РФ, что влечет необходимость для организации как налогового агента начисления и перечисления в бюджет НДС, удержанного из доходов иностранной компании.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что если говорить об аренде движимого имущества, то место реализации таких услуг (за исключением случаев аренды автотранспортных средств) определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего услуги (ст. 148 НК РФ). В рассматриваемом случае арендатор — российская организация. Соответственно, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, находящегося за границей, оказываемых российской фирме иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, признается территория Российской Федерации. Учитывая положения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, такие операции облагаются НДС.


Н.А. Яковлева,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Зарубежный доход - основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

    Налоговые последствия

    В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

    Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

    Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

    В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

    Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

    Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

    Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

    Ответственность за неуплату налога

    1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

    2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

    Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

    3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

    4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

    Срок давности - 2 года

    Валютное регулирование и валютный контроль

    Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

    При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

    • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
    • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

    Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

    Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

    Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

    Читайте также: