Декрет о натуральном мясном налоге

Опубликовано: 26.04.2024

Переход к НЭПу

В марте 1921 г. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разре­шалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйствен­ной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Железнодорожные и добывающие предприятия были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты.

Продналог совершенствовался. Имеющие менее 6 голов КРС освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного налогов устанавливался единый натуральный налог. С укреплением рыночных отношений применялась смешанная форма налога – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. - только деньгами. Налог был прогрессивным, основная тяжесть ложилась на кулаков и баев.

Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации. Государство выделяло кредиты крестьянству на приобретение сельхозмашин и орудий.

В 1924-1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. В 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. - 12,2 млн. голов).

Сверх­концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее - наркоматов, необходимая в период восстановления промышленности, превратилась в систему. Трестирование вредило рациональному размещению производи­тельных сил, определило сырьевой характер экономики Казахстана.

Промышленность республики стала восстанавливаться. Правительство РСФСР оказало помощь: из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай.

Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. Стали работать нефтепромыслы Доссор и Макат, узкоколейная железная дорога соединила их с городом Гурьев. В 1920 г. сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. В 1927 г. на Карсакпайском комбинате началась добыча меди.

В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уиле и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Общественно-политическая жизнь

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола. Талантливый комсомольский организатором Гани Муратбаев (1902-1924 гг.) был избран первым председателем Киргизского бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

Укреплялась власть Советов, бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов. Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Вклад в раскрепощение казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, В.Х.Иманбаева. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков», он предусматривал опубликование законов, нормативных актов на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

В партийной работе внедрялся командно-административный метод. Процветал культ «вождя» Голощекина, бюрократизм. Партийно-государственная машина навязывала «образ врага». В эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоукладности, товарного обращения, преобладание идеологии над экономикой вело к утверждению устоев казарменного социализма.

Значительную часть республики летом 1921 г. поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1,5 млн., в марте 1922 г. - 2,3 млн. человек. Положение усугублялось дви­жением голодающих из Поволжья через Казахстан в Туркестан.

Летом 1921 г. декретом ВЦИК Уральская, Орен­бургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии были включены в число голодающих. К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% населения. Голод начался не только в результате стихийного бедствия, в урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продотрядами были изъяты сельскохозяйственные «излишки» - 4 млн. пуд. хлеба. Зерно, масло, мясо шли в пролетарские центры - Москву, Петроград, Самару, Казань, Саратов.

Советское прави­тельство приняло меры помощи голодающим с опозданием. Население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными Советским правительством.

Декрет 14 июня 1921 г. «О натуральном мясном налоге» освобождал кочевое казах­ское крестьянство от мясного налога. Совет по труду и обороне Казахской АССР выделил кредит для закупки сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Советское правительство выделило средства для приобре­тения скота пострадавшим от неурожая крестьянам. Советский Туркестан принял около 20 тыс. голодающих из Казахстана. В результате голода 1921-1922 гг. демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах осложнилась. В 1922 г. численность сельского населения Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской, Тургайской губерний сократилась до одной трети. Более 700 тыс. человек покинули республику.

Мероприятием правительства по ликвидации последствий политики царизма в земельном вопросе стала земельно-водная реформа. В апреле 1921 г. был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам, земель в Прииртышской полосе.

В 1921 г. была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским трудящимся земли, отобранные при подавлении восстания 1916 г. За счет бывших офицерских и переселенческих участков был создан земельный фонд площадью 1 млн. десятин. Часто к кулакам относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду.

В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» («Союз бедняков»), созданный в 1921 г. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и шаруа, укреплению национального согласия.

Статья № 281.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О натуральном мясном налоге.

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак. 1921 г. № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 23 марта 1920 г. об обязательной поставке скота на мясо (Собр. Узак. 1920 г. № 19, ст. 106), Совет Народных Комиссаров постановляет: ввести натуральный мясной налог на следующих основаниях:

1. Размер годового натурального налога, считая с 1 июля 1921 года по 1 июля 1922 г., устанавливается в шесть миллионов пятьсот тысяч пудов мяса и сала по всей территории РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, взамен разверстки 1920 года в количестве двадцати пяти миллионов четырехсот шестидесяти тысяч пудов мяса и сала.

2. Натуральный мясной налог взимается со всех владельцев крупного рогатого скота, овец и свиней. Зарегистрированные Земельными Органами коллективные хозяйства и государственные советские хозяйства облагаются налогом по особо установленным для них правилам, однако в размере не меньшем норм обложения, установленных в п. 3 настоящего декрета.

3. Нормы обложения отдельных хозяйств устанавливаются в нижеследующем размере:

А) по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2‑х лет.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской областях — по пяти (5) фунтов мяса;

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Самарской — по семи (7) фунтов мяса;

в) Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской — по девяти (9) фунтов мяса;

г) Уфимской, Башкирской Республике — по одиннадцати (11) фунт. мяса;

д) Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Тюменьской, Челябинской, Крыму — двенадцати (12) фунтов мяса;

е) Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области — по двенадцати (12) фунтов мяса.

Б) По овцам с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской — по 2 фунта мяса.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Гомельской, Витебской, Минской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Курской, Вятской, Вотской области, Пермской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской области, Самарской — по два с половиной (2½) фунта мяса;

в) Донской, Тюменьской, Челябинской, Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области — по три (3) фунта мяса;

г) Астраханской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Крыму — по четыре (4) фунта мяса.

В) По свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской Области, Самарской — по десяти (10) фунтов свинины.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубанской, Черноморской, Терской, Тюменьской, Челябинской, Крыму и Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской области — по пятнадцати (15) фунтов свинины.

Г) В Киргизской Автономной Республике с губерниями: Уральской, Оренбургской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Букеевской Ордой и Мангинлакским уездом Закаспийской области, а также в Калмыцкой Автономной области, кочевое и полукочевое население от налога освобождается; для оседлого же населения устанавливается налог в нижеследующих нормах:

по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2‑х лет — по двенадцати (12) фунтов мяса;

по овцам: с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года — по четыре (4) фунта мяса;

по свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста — по пятнадцати (15) фунтов мяса.

Д) Губернии: Московская, Петроградская, Иваново-Вознесенская, Тульская, Калужская, Брянская от налога освобождаются.

Примечание 1. С молодняка крупного рогатого скота в возрасте до 2‑х лет, свиней девятимесячного возраста и ягнят весеннего помета текущего года налог не взимается.

Примечание 2. Наличность скота для исчисления налога устанавливается для крупного рогатого скота и овец ко времени выпуска на пастбище, а для свиней — на 1 сентября.

4. Поставка по налогу производится живым скотом, не ниже средней упитанности.

Приемке в счет налога не подлежат:

а) скот всех видов во втором периоде беременности;

б) быки-производители случного возраста и ремонтные (младшего возраста);

в) молодняк крупного рогатого скота до 1½ лет, овцы и свиньи до девятимесячного возраста;

г) молочный скот до выбраковки его на мясо в городах и промышленных Центрах.

В зависимости от местных условий с разрешения Губернского Продовольственного Комитета может допускаться прием налога целыми тушами при условии сдачи соответствующего количества сала и шкур.

5. Для выполнения мясного налога отдельные плательщики объединяются в группы для решения вопросов, чей именно скот поступает в уплату налога, а равно для определения способов и порядка возмещения стоимости поставленного скота отдельными плательщиками тем хозяйствам, чей скот сдан в распоряжение государства.

6. Возмещение стоимости поставленного по налогу скота является обязательным. За производством расплаты наблюдают Сельские Советы. В случае уклонения отдельных плательщиков от выполнения наложенного на них обязательства, таковые привлекаются к ответственности в административном и судебном порядке как лица, уклонившиеся от уплаты налога.

В тех случаях, когда соглашение между отдельными плательщиками налога не состоялось, Сельские Советы в установленном порядке определяют, у кого из плательщиков должен быть взят скот для уплаты налога, а также в какой форме и порядке должна быть уплачена другими плательщиками стоимость взятого скота.

7. При уплате мясного налога населению предоставляется право замены одного вида скота другим, считая коров и овец пуд за пуд веса, свиней ¾ пуда за пуд веса другого вида скота, а также молочными продуктами по следующему расчету: один пуд масла за 5 пудов мяса, один пуд сыра из цельного молока за 2 пуда мяса. Молоко может сдаваться взамен мяса исключительно с разрешения местных продовольственных органов по расчету 5 пуд. молока за 1 пуд мяса.

8. Сдача причитающегося по налогу скота должна быть произведена в следующие сроки:

Эти сроки являются предельными, и населению предоставляется право сдавать скот в более ранние сроки.

Примечание. Установленные сроки поставок по представлению Губернских Продовольственных Комитетов могут быть изменены Народным Комиссариатом Продовольствия в зависимости от наличия тех или иных хозяйственных условий и возможности ликвидации поставляемого скота.

9. По всем губерниям, выполнившим мясную разверстку 1920‑21 гг., скот, поставленный сверх этой разверстки, засчитывается в счет налога по настоящему декрету.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на Народный Комиссариат Продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Ответственность за правильность и своевременность как установления размера налога, так и выполнения его возлагается на Сельские Советы и Волостные Исполнительные Комитеты.

12. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

Положение сельского хозяйства Казахстана в начале 1920-х годов

С окончанием гражданской войны военно-коммунистические меры стали входить в непримиримый конфликт с новыми социально-экономическими и политическими реалиями. Дальнейшее увлечение революционной романтикой с ее верой в возможность непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению оборачивалось нарастанием разрушительных тенденций. Их обвальный характер испытывало народное хозяйство всей страны, в том числе и экономика Казахстана. Наиболее сильно кризисная динамика прослеживалась в сельском хозяйстве республики. Так, посевные площади сократились с 3,6 млн. дес. В 1914 г. до 1,6 - в 1922 г. Урожайность упала с 38,7 пуд. дес. В том же 1914 г. до 18,7 в 1921 г. Валовые сборы зерна уменьшились за этот период более чем в 3 раза. В тяжелейшем положении оказалась животноводческая отрасль. С 1914 г. по 1922 г. численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2,1 млн., лошадей - на 2 млн., мелкого рогатого скота (овец, коз) - почти на 6,5 млн., верблюдов - 0,3 млн. голов. В целом же поголовье всех видов скота сократилось за эти годы более чем на 10,8 млн. единиц. Страшным следствием катастрофы, разразившейся в сельском хозяйстве, явился массовый голод. По сведениям с мест, в 1921-1922 гг. в Оренбургской губернии голодало 445 тыс., Кустанайской - 255 тыс., Уральской - 400 тыс., Актюбинской - 360 тыс., Букеевской губернии - 100 тыс. человек. По более поздним, уточненным данным в республике голодало более 2 млн. 300 тыс. человек. Смертность от голода и сопутствующих ему болезней, а также массовая миграция из районов бедствия вызвали резкое снижение численности населения. В 1914 г. на территории края проживали 4 811 622 человека, а в 1922 г. - 3795963. Силовая политика государства вызывала все более нараставшее недовольство аула и деревни. В ряде случаев реакция неприятия административного террора, проводимого властью, выливалась со стороны крестьян в акты открытого саботажа и вооруженного сопротивления. В 1920 г. вспыхнул мятеж в Семипалатинской области, в котором участвовала значительная часть недовольных продовольственной диктатурой середняков и зажиточных слоев. В том же году волнения охватили Западный Казахстан, где развернулось широкомасштабное крестьянское движение под руководством бывшего комдива Красной Армии А.Сапожникова. В феврале - марте 1921 г. очаги напряженности стали возникать в Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском и других уездах края. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь, как и везде, все говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которых должна была стать идея отказа от бестоварной утопии и возврата к нормальным экономическим, т.е. рыночным, товарно-денежным отношениям.

Нужны были немедленные, самые решительные и энергичные меры для улучшения положения трудящихся и подъёма производительных сил.

В марте 1921 года на X съезде РКП (б) принимается курс на новую экономическую политику (НЭП). Эта политика вводилась всерьез и надолго.

Цель принятия НЭПа была направлена:

Ø на преодоление разрухи в стране, восстановление экономики;

Ø создание фундамента социализма;

Ø развитие крупной промышленности;

Ø вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов;

Ø укрепление союза рабочего класса и крестьянства.

« Сущность новой экономической политики, - говорил Ленин, - есть союз пролетариата и крестьянства, сущность - в смычке авангарда, пролетариата, с широким крестьянским полем».

Путями выполнения этих задач были :

Ø всемерное развитие кооперации;

Ø широкое поощрение торговли;

Ø использование материальных стимулов и хозяйственного расчета.

Ø замена продразвёрстки продналогом (оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продать по своему усмотрению либо государству, либо на свободном рынке);

Ø введение свободной торговли и оборота;

Ø допущение частных мелких торговых и промышленных предприятий, при сохранении в руках государства ведущих отраслей (банки, транспорт, крупная промышленность, внешняя торговля);

Ø разрешение аренды концессий, смешанных обществ;

Ø предоставление свободы действий государственным предприятиям (введение хозрасчёта, самофинансирования, сбыта продукции, самоокупаемости);

Ø введение материального стимулирования рабочих;

Ø ликвидация жёстких отраслевых образований административного характера - главков и центров;

Ø введение территориального - отраслевого управления промышленностью;

Ø проведение денежной реформы;

Ø переход от натуральной к денежной оплате труда;

Ø упорядочивание подоходного налога (подоходный налог делился на основной, который платили все граждане, кроме пенсионеров, и прогрессивный - платили нэпманы, частно практикуемые врачи, все те, кто получал дополнительную прибыль). Чем больше была прибыль, тем больше был налог. Вводилось ограничение на прибыль;

Ø разрешение наёмного труда, аренды земли, предприятий;

Ø возрождение кредитной системы - был воссоздан Госбанк, образован целый ряд специализированных банков.

Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. НЭП предоставил организационную экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость. В стране повсеместно создавались частные предприятия, на государственных предприятиях внедрялся хозрасчёт, возникала борьба с бюрократизмом, административно-командными замашками, повышалась культура во всех сферах деятельности человека. Введение продналога в деревне дало возможность широкому развитию сельского хозяйства, в том числе - крепких хозяев, которых впоследствии назвали «кулаками».

Наиболее колоритной фигурой того времени была новая советская буржуазия - «нэпманы». Эти люди в значительной степени определяли лицо своей эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества: были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюзов. В среде нэпманов старая буржуазия имела большой удельный вес (от 30 до 50 процентов в зависимости от рода занятий). Остальная часть нэпманов выходила из среды советских служащих, крестьян и кустарей. Ввиду быстрой оборачиваемости капитала основной сферой деятельности нэпманов была торговля. Полки магазинов стали быстро наполняться товарами и продуктами.

ü крестьянину дали возможность по-настоящему стать хозяином;

ü мелкому и среднему предприниматели, предоставили свободу развития;

ü денежная реформа, введение конвертируемой валюты - червонца - стабилизировала финансовую обстановку в стране.

Новая экономическая политика сделала возможным :

ü экономические связи города и деревни;

ü развитие промышленности на базе электрификации;

ü кооперирование на базе населения страны;

ü повсеместное внедрение хозрасчета, личной заинтересованности в результатах труда;

ü совершенствование государственного планирования и управления;

ü борьбу с бюрократизмом, административно-командными замашками;

ü повышение культуры во всех сферах деятельности человека.

Новая экономическая политика дала результаты к середине 20-х годов. К 1925 году народное хозяйство было в основном восстановлено . Общий уровень производства промышленной продукции составил примерно 2/3 довоенного уровня. В действие было введено более 60% предприятий, был восстановлен транспорт. Посевная площадь приблизилась к 3 млн. га, был почти восстановлен довоенный уровень валового сбора зерна. А валовый сбор хлопка превысил довоенный. Поголовье скота удвоилось по сравнению с 1922 годом и превысило 26 млн. голов. Были восстановлены ярмарки, такие как Уильская, Темирская, Куяндинская и другие, а всего их действовало 128 с общим объемом торговли 20-23 млн. рублей.

Важную роль в жизни трудящихся Казахстана сыграли мероприятия советского правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В связи с этим в 1921-1922 годах в Казахстане была проведена земельно-водная реформа, суть которой заключалась в возврате казахских земель, изъятых для Сибирского и Уральского казачьего войска, в Прииртышье и по левому берегу Урала, а также земель в Семиречье и Южном Казахстане. Всего крестьяне получили в пользование более 1 млн. 385 тыс. десятин земли. В апреле 1921 года был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. По этому декрету казахские крестьяне получили в Прииртышской полосе более 177 тыс. десятин земли и по левому берегу Урала свыше 208 тыс. десятин. В 1921 году была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся более 460 тыс. десятин земли, отобранной у них при подавлении восстания 1916 года. Наряду с этим за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более 1 млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана. Аграрные преобразования способствовали возвращению и укреплению социально-экономического положения 300 тысяч беженцев (казахов и киргизов), эмигрировавших в 1916 году в Китай. Однако во время осуществления реформы на местах были допущены ошибки и перегибы. Так, иногда земли лишались бедняцкие переселенческие хозяйства. К кулакам-колонизаторам нередко относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду между переселенцами и коренным населением. В 1921 году был создан союз бедняков “Кошчи”, члены которого активно участвовали в проведении земельной реформы. Земельно-водная реформа 1921-1922 гг. способствовала вовлечению казахских и русских трудящихся в мирное строительство, нанесла удар по колониальной политики царизма в области аграрных отношений, сильно подорвала экономическую мощь переселенческого кулачества, ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле . Суть земельно-водной реформы – возврат казахских земель. Образование Казахской АССР со всей остротой поставило задачу объединения казахских земель. Это касалось Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской и Сырдарьинской областей. Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестана, возникла ещё в период гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. В связи с этим 27 октября 1924 года на сессии ЦИК СССР было принято решение об упразднении Туркестанской АССР и были образованы Узбекская и Туркменская республики, а чуть позже возникли Киргизская и Таджикская республики. Южные области были присоединены к Казахстану. Часть Оренбургской губернии вместе с городом Оренбургом была передана России, в связи, с чем возник вопрос о новой столице. И в 1925 году столица республики была перенесена в Ак-Мечеть, переименованную в Кзыл–Орду и в 1925 году после ходатайства V съезда Советов КАССР ВЦИК СССР принял постановление о восстановлении правильного названия республики – Казахской.

Свёртыванию НЭПа способствовали внутренние факторы:

v экономически усилился частный предприниматель, как в городе, так и в деревне; введённые советской властью ограничения на прибыль достигли максимума. Опыт общественно-политического развития показывает: кто имеет большие деньги, тот хочет власти. Власть частникам необходима была для снятия ограничений в получении прибыли и для её увеличения;

v курс партии на коллективизацию в деревне вызвал сопротивление со стороны кулачества;

v индустриализация требовала притока рабочей силы, которую могла дать только деревня;

v крестьянство требовало отмены монополии внешней торговли, претендуя на выход в мировой рынок, отказывалось кормить город на условиях низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, прежде всего на зерно;

v в стране всё острее проявлялось недовольство бытовым поведением «нэпманов» среди широких слоев населения, которые у всех на виду устраивали кутежи и различные развлечения.

1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.

2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.

3. Национальный доход увеличился на 18 % в год и к 1928 г. - на 10% в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913 года.

4. Рост промышленной продукции составил 30% ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.

5. Национальная валюта стала полновесной и стабильной.

6. Заметно росло материальное благосостояние населения.

1. Имело место непропорциональное развитие основных отраслей народного хозяйства.

2. Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело НЭП через полосу экономических кризисов.

3. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.

4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу НЭПа составила более 2 млн. человек.

5. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии, было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему.

Таким образом, начиная с 1929 года, заменив собой политику НЭП, в экономике страны утверждается административная система управления.

Казахстан в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации НЭП

Март 1921 года – Х съезд партии принял решение о замене продразвёрстки продналогом; НЭП разрешал сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать торговлю, кооперацию;

лето 1921 года - засуха, голод;

14 июня 1921 года – Ленин подписал Декрет «О натуральном мясном налоге», по которому кочевое и полукочевое казахское крестьянство освобождалось от сдачи мяса государству;

апрель 1921–1922 гг. – проводилась земельно-водная реформа, как составная часть НЭПа, казахам возвращались земли, отнятые царизмом;

1921 год - создан союз «Кошчи», который помогал в проведении реформы;

24 мая 1921 года – принят декрет СНК РСФСР «Об обмене», который усилил значение товарообмена и товарооборота;

с 1 января 1924 года – продналог взимается только деньгами;

к 1928 году - 3\4 аула составляли середняки, посевная площадь республике составляла 4,4 млн га.

XIV съезд компартии – провозглашает курс на индустриализацию;

1925 –1933 гг. - первым секретарём Казкрайкома партии был Ф.Голощёкин, он провозгласил для Казахстана курс «Малый Октябрь», который предполагал развитие в республике сырьевых отраслей экономики;

1928 – 1932 гг. - годы первой пятилетки;

1927 – 1930 гг. - строительство первенца пятилетки – Турксиба; вместо пяти лет – три года ушло на строительство Турксиба;

в январе 1931 года - Турксиб был сдан в постоянную эксплуатацию;

в 1935 году - проходил первый слёт передовиков цветной промышленности.

XV съезд ком партии - провозгласил курс на коллективизацию;

27 августа 1928 года – ЦИК и СНК Казахстана подписали Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов»;

к октябрю 1931 года – было коллективизировано около 65 % хозяйств;

к весне 1932 года – предполагалось завершить процесс коллективизации в Казахстане;

в 1933 году - предполагалось завершить процесс оседания населения Казахстана;

1929 – 1931 гг . - годы массового вооружённого сопротивления населения Казахстана коллективизации;

1930 – 1932 гг. - голод в Казахстане;

в 1931 – 1932 гг . - из Казахстана эмигрировало 1млн.70 тысяч человек;

в 1931 – 1933 гг. - из 6,2 млн. жителей республики погибло от голода 2.1 млн. от 40,5 млн. голов скота осталось - 4,5 млн. голов на 1.01.33

в июле 1932 года – о масштабах катастрофы, связанной с голодом, Ф.Голощёкину писала группа деятелей республики: Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, К.Куанышев «Письмо пяти»;

в марте 1933 года - о масштабах катастрофы, связанной с голодом Сталину писал письмо Т.Рыскулов.

Общественно-политическая жизнь республики в 20 – 30-е годы ХХ вв.

в январе 1921 года - организовано Казахское областное бюро ВЦСПС (профсоюзы);

весной 1922 года - в казахскую степь направлена комплексная экспедиция «Красный караван» её возглавил А.Джангильдин, экспедиция прошла путь от Оренбурга до Семипалатинска с целью пропаганды декретов советской власти и разъяснения национальной политики;

в январе 1921 году - принят Декрет СНК Каз.АССР «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языка»;

22 ноября 1923 года - ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении дело производства на киргизском (казахском) языке»;

в 1928 году - проведено новое районирование, перешли к 4-х звенной системе управления: аул, село – район – округ – центр;

1928 год - «раскрыт заговор строителей красной столицы», т.е. репрессирована группа талантливых архитекторов и инженеров (П.Буддаси, С.Голдгор, М.Тынышпаев и др.);

4 апреля 1930 года - приговорён к расстрелу Ж.Аймаутов;

1937 – 1938 гг. - годы массовых репрессий; расстреляно свыше 27 тыс. человек, через ГУЛАГ прошла 101тыс. казахстанцев;

в конце 1940 года - возникла система государственных трудовых резервов;

в 1940 году - госбюджет социально-культурной сферы достиг 40 млрд. рублей

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства;

Гражданская война – война между гражданами одного государства;

Миграция - перемещение населения;

Декларация – заявление от имени государства, правительства, партии, провозглашающее основные принципы деятельности;

Продразвёрстка – (налог в период «военного коммунизма»), обязательная сдача крестьянами всех излишков государству;

Трест - одна из форм монополий; объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию; процесс сверхцентрализации промышленности;

Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства;

Урбанизация – рост городского населения;

Коллективизация – процесс объединения единоличников в коллективные хозяйства;

Фактория - кооперативное объединение кочевого населения;

Шолак белсенды – лжеактивисты;

Репрессия – ущемление в правах;

Новая экономическая политика - это социально-экономическая программа большевиков, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики на рыночной основе и использовании организационно-технического опыта. капиталистической экономики при сохранении руководства в руках большевистского правительства.

Общественно-политическая жизнь республики в 20-е годы XX века.

Общественно-политическая жизнь. В феврале 1925 года Киргизская (Казахская) областная партийная организация была переименована в краевую. В июле 1921 года в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола. Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был Гани Муратбаев (1902-1924), первый председатель Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни он заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи. В Казахстане укреплялась Советская власть. От выборов отстранялись бии, имамы, муфтии, члены духовных управлений мусульман. По мере укрепления Советской власти избирательное право было предоставлено потомкам бывших волостных управителей. Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, многоженства, аменгерства. В 1921 году центром политико-воспитательной и культурно-просветительской работы в аулах стали «Красные юрты» («Кызыл отау»). Для оказания помощи местным органам власти, проведения пропаганды и агитации в пользу Советской власти в 1922 году был создан «Красный караван» («Кызыл керуен»), который прошел путь от Оренбурга до Семипалатинска. Возглавил «Красный караван» А. Джангильдин. В январе 1921 года было организовано Казахское областное бюро ВЦСПС (Центральный Совет профессиональных союзов). В октябре 1921 года прошла первая республиканская конференция профсоюзов. В декабре 1925 года состоялась V Всеказахская конференция, которая провозгласила «курс на советизацию аула». В январе 1921 года СНК Казахской АССР был принят декрет «О порядке употребления казахского и русского языков», который предусматривал необходимость опубликования законов Казахской АССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках, в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения. ЦИК Казахстана 22 ноября 1923 года принял Декрет «О введении делопроизводства на казахском языке». Постановлением ЦИК и Совнаркома республики от 17 мая 1927 года был установлен окончательный переход делопроизводства в казахских уездных окружных учреждениях на казахский язык и меры по введению паралельного делопроизводства на казахском и русском языках.

Борьба с голодом. Джут 1921 года в Казахстане привел местами к гибели до 80% скота. В июне 1922 года численность голодающих и больных достигла 82% от общей численности населения в Западном Казахстане. Общая численность голодающих составила 1/3 часть населения республики. В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях голод разразился в результате изъятия продотрядами 80% сельхозизлишков. Меры помощи голодающему населению были приняты с опозданием. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продовольственного налога. Декретом «О натуральном мясном налоге» от 14 июня 1921 года кочевое и полукочевое казахское крестьянство освобождалось от мясного налога. Советское правительство выделило пострадавшим от неурожая казахским крестьянам средства на приобретение скота. В 1922 году около 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными по распоряжению советского правительства. 4 августа 1922 года Советом труда и обороны Казахской АССР было выделено 25 млн рублей для закупки сельскохозяйственных машин и орудий. Советский Туркестан принял 20 000 голодающих. В результате голода 1921-1922 годов в кочевых и полукочевых районах республики еще более осложнилась демографическая ситуация. В 1922 году численность сельского населения в Оренбургской, Кустанайской, Уральской, Тургайской губерниях сократилась до 1/3. В результате голода 1921-1922 годов пределы республики покинули 700 тысяч человек.

Земельно-водная реформа. Целью земельно-водной реформы 1921-1922 годов был возврат трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. В 1921 году была проведена земельно-водная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся более 460 тысяч десятин земли, отобранной в ходе подавления восстания 1916 года. В Прииртышской полосе казахские крестьяне получили более 177 тысяч десятин земли, по левому берегу Урала - свыше 208 тысяч десятин земли. Для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана был создан земельный фонд площадью более 1 млн десятин за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков.

Большую роль в проведении земельно-водной реформы 1921-1922 годов сыграл созданный в 1921 году союз «Кошчи», с 1930 года называвшийся «Кедей». Активными участниками по созданию союза «Кошчи» и проведению земельно-водной реформы были О. Жандосов, А. Розыбакиев и другие. Преобразования Советской власти в аграрной сфере способствовали возвращению 300 тысяч беженцев, покинувших Казахстан в 1916 году. Земельно-водная реформа 1921-1922 годов ослабила патриархально-феодальные устои, способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа, дунганских и уйгурских дехкан.

НЭП в Казахстане. В марте 1921 года на X съезде РКП (б) было принято решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике (НЭПу). С введением НЭПа разрешалось сдавать и брать землю в аренду, использовать наемный труд. Государство поощряло развитие сельскохозяйственной кредитной и потребительской кооперации. Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности были переведены на хозрасчет. Мелкие предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам и кооперативам. Были отменены всеобщая трудовая повинность и карточная система. Постепенно совершенствовался продналог. Вместо трудгужналога и кибиточного налога был установлен единый натуральный налог. Налог был прогрессивным. Основная тяжесть налога ложилась на хозяйства кулаков и баев. Полускотоводческие хозяйства, имеющие меньше шести голов скота, освобождались от налога. С 1 января 1924 года налог взимался только деньгами. Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельскохозяйственного кредита (Казсельхозкредит). В результате НЭПа в 1928 году посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 года, поголовье скота возросло до 40,5 млн голов. Государство выдавало крестьянам семена в кредит. Кочевому населению республики на льготных условиях давались ссуды сроком на 3-5 лет. В 1924-1925 годах в республику стали завозиться тракторы. В Южном Казахстане в 1924 году был организован хлопководческий совхоз-гигант «Пахта-Арал».

В период НЭПа возросло значение товарообмена и товарооборота. 24 мая 1921 года СНК РСФСР был принят Декрет «Об обмене». Обмен допускался через кооперативные организации, на рынках и базарах. В 1922 году в стране была проведена денежная реформа (введен в оборот «ленинский червонец», который равнялся 5 долларам). В годы НЭПа в республике возродилась ярмарочная торговля в Семипалатинской (Коянды и Баянаул), Акмолинской (Атбасар), Актюбинской (Уил и Темир), Букеевской (Урда) губерниях. В Казахстане действовали ярмарки с торговым оборотом в 30 млн рублей. На ярмарки приезжали купцы из Китая и Монголии. К 1926 году на территории Казахстана действовало около 200 ярмарок. Огромное развитие в крае в годы НЭПа получила потребительская кооперация. Из отраслей тяжелой промышленности приоритет отдавался нефтяной и золотодобывающей. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Большое внимание уделялось восстановлению горнозаводской промышленности, особенно добыче цветных металлов. Главным районом цветной металлургии республики в этот период был Рудный Алтай. В 1920 году в эксплуатацию был сдан Чимкентский сантонинный завод по выпуску лекарственных препаратов. Досрочно сданный в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод к 1923 году стал давать 40% общесоюзной добычи свинца. Для развития нефтепромыслов Эмбы в 1926 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая город Гурьев с нефтепромыслами Доссор и Макат. В 1927 году началась добыча меди на Карсакпайском комбинате в Центральном Казахстане. В 1922 году был составлен договор с английским предпринимателем Лесли Урквартом о сдаче ему в концессию Риддера и Экибастуза на невыгодных для Советского государства условиях. По указанию В. Ленина этот договор был отклонен.

К концу 1925 года уровень производства продукции возрос по сравнению с 1920 годом почти в 5 раз, достигнув 2/3 довоенного уровня. За годы НЭПа в Казахстане было введено в строй более 60% предприятий. В развитие народного хозяйства Казахстана в 1920-1928 гг. было вложено 36,2 млн рублей. Процесс восстановления промышленности в Казахстане завершился в 1927-1928 годах.

Ухудшение общественно-политической ситуации в республике. Голод: причины, начало и последствия. Земельно-водная реформа. Трудности, вызванные новой экономической политикой. Признаки роста в экономике.

Общественно-политическая жизнь республики.

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В стране развивалось молодежное движение. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола.

Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был Гани Муратбаев (1902—1924 гг.). Его выбрали первым председателем Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни он заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

На необъятных просторах края всемерно укреплялась власть Советов. Бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов.

Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Широкое развитие получило женское движение. Значительный вклад в дело раскрепощения казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, Ш.Иманбаева и др. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты ("Кызыл отау”).

Советы предпринимали меры по сближению Советской власти с широкими массами, вовлечению их в управление государством, пытались рассеять остатки недоверия трудящихся к государственному аппарату, укрепить братские отношения народов.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков». Декрет предусматривал необходимость опубликования законов КазАССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

Во все звенья партийной работы внедрялся командно-административный метод работы. Из- за отсутствия всякой легальной оппозиции процветали культ «вождя» Голощекина, бюрократизм, бесконтрольность власти.

Специалисты и руководители, вышедшие из народа, прошли школу борьбы и труда, учились строительству нового мира методом проб и ошибок. Вместе с тем в обществе росла зависимость от партии. Партийно- государственная машина функционеров навязывала «образ врага». Именно в эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоу к ладности, товарного обращения, преобладание идеологии над окономикой — все это вело к утверждению устоев казарменного социализма.

Борьба с голодом. Переход к новой экономической политике в Казахстане был сопряжен с огромными трудностями. Значительную часть республики летом 1021 г. поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1 508 000, а в марте 1922 г. — 2 303 200 человек, в мае-июне это число стало заметно уменьшаться.

Летом 1921 г. декретом ВЦИК Уральская, Орен- оургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии были включены в число голодающих. К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% от общей численности населения. В северо-западных районах Казахстана голод начался не только в результате стихийного бедствия. В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продовольственными отрядами из Центра были изъяты сельскохозяйственные «излишки».

К июню у крестьянства Семипалатинской и Акмолинской губерний было собрано по продналогу более 4 млн. пуд. хлеба и 24,5 тыс. пуд. масла. Зерно, масло, мясо и другие изъятые продукты шли прежде всего в пролетарские центры страны — Москву, Петроград, Самару, Казань, Саратов.

Вскоре начало голодать население благополучных райо­нов. Положение усугублялось непрекращающимся дви­жением голодающих из Поволжья через западные губернии Казахстана в Туркестан. Советское прави­тельство приняло меры помощи голодающему населе­нию Казахстана с опозданием. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. около 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными по распоряжению Советского правительства.

Введенный 14 июня 1921 г. Декрет «О натуральном мясном налоге» освобождал кочевое и полукочевое казах­ское крестьянство от мясного налога. Согласно постанов­лению Совета по труду и обороне (СТО) Казахской АССР выделялся кредит для закупки сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Советское правительство выделило Казахстану средства, хотя и незначительные, для приобре­тения скота пострадавшим от неурожая крестьянам.

Нищета и голод требовали от органов Советской власти принятия чрезвычайных мер по оказанию помощи более чем двухмиллионному голодающему населению края. Руку братской помощи протянул Советский Туркестан, который принял около 20 тыс. голодающих из Казахстана. В результате голода 1921—1922 гг. демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах республики еще более осложнилась. В зоне бедствия голод косил население целых аулов и районов.

В 1922 г. численность сельского населения в Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской, Тургайской губерниях сократилась до одной трети. Более 700 тыс. человек, в том числе крестьяне-переселенцы из России и Украины, покинули пределы республики.

Земельно-водная реформа. Важную роль в жизни трудящихся Казахской республики сыграли мероприятия партии и правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В апреле 1921 г. был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. По этому декрету казахские крестьяне вернули себе земли в Прииртышской полосе.

В 1921 г. была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся земли, отобранные у них при подавлении восстания 1916 г. Наряду с этим за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более I млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана. I Го часто к кулакам-колонизаторам относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду между переселенцами и коренным населением.

В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» ("Союз бедняков”), созданный в 1921 г. Наряду с казахской беднотой в союз «Кошчи» вовлекалась крестьянская беднота переселенческой деревни. Он помогал беднякам создавать трудовые артели, заботился о наделении бедноты землей.

Земельно-водная реформа 1921—1922 гг. нанесла удар по колониальной политике царизма в области аграрных отношений, ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа, узбекских, дунганских, уйгурских дехкан, укреплению национального согласия.

Трудности и успехи новой экономической политики. 3 марте 1921 г. руководство страны приняло решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП).

С введением новой экономической политики разре­шалось сдавать и брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Мелкие пред­приятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативам. Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, добывающей и обрабаты­вающей промышленности были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты, открылись базары, беднота объединилась для совместной вспашки полей.

Продналог, введенный после X съезда партии, постепенно совершенствовался. Полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота, освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного (кибиточного) налога устанавливался единый натуральный налог. По мере укрепления рыночных отношений приемлемой формой внесения налога оказалась смешанная форма — натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. — только деньгами. Налог был прогрессивным, основная его тяжесть ложилась на хозяйства кулаков и баев. Средства, собранные от налогов, расходовались на оборону, на развитие просвещения, на всемерную поддержку сельского хозяйства, на развитие крупной промышленности. Для организации восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельскохозяйственного кредита. Широко развернул свою деятельность союз «Кошчи».

Общество помогало крестьянам в обработке полей, сельхозпродуктов, приобретении в собственность сельхозмашин, а также мелких предприятий (мельницы, пекарни, столовые, маслобойни, скотобойни, кирпичные заводы и т.д.). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты в русских деревнях с их общественными запашками, паями, денежными и материальными фондами, коллективной формой управления представляли начальную форму кооперации. Они начали создавать первые товарищества и колхозы. Государство оказывало помощь крестьянству, выделяя кредит на приобретение сельхозмашин и орудий.

В 1924—1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. Кредит, ссуды на семена, налоги и другие средства экономического регулирования способствовали укреплению связи государства с трудовым крестьянством, восстановлению производительных сил, росту трудовой активности трудящихся аула и деревни. В результате в 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Еще более высокими темпами развивалось животноводство. Поголовье скота возросло в 1924—1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. оно сократилось до 12,2 млн. голов).

Таким образом, новая экономическая политика позволила мобилизовать потенциальные возможности шаруа и переселенческого крестьянства для ускорен­ного восстановления сельского хозяйства, отброшенного назад войной, голодом и разрухой.

В промышленности также произошли существенные сдвиги. Общесоюзные тресты отчисляли от своих доходов м бюджет республики значительную сумму. Сверх- концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее — наркоматов и ведомств, крайне пообходимая в период восстановления промышленности, становления оборонной мощи страны, впоследствии превратилась в систему. Экономика находилась под влиянием политики. Трестирование оказало негативную службу делу рационального размещения производи­тельных сил в регионах, определило на долгие годы сырьевой характер развития экономики Казахстана.

Постепенно промышленность республики стала восстанавливаться. Посильную помощь в ее восстановле­нии оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Большое внимание уделялось восстановлению горнозаводской промыш­ленности Казахстана, особенно добыче цветных металлов. Главным районом цветной металлургии республики валялся Рудный Алтай.

Досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который к 1923 г. стал давать 40% общесоюзной добычи свинца. Стал 1 >.| 6 отать нефтепромысел Доссор, затем — промысел Макат. Была построена узкоколейная железная дорога, соединившая Гурьев с этими нефтепромыслами. Еще раньше (1920 г.) был сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. Высокими темпами восстанавливался Карсакпайский комбинат. В 1927 г. здесь началась добыча меди.

В период НЭПа возросло значение товарообмена и товарооборота. Разрешалась частная торговля.

Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уипе и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. в республике функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с торговым оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Широкое развитие в крае получила потребительская кооперация. Новая экономическая политика — строй цивилизованных кооператоров — на том историческом рубеже страны вдохнула жизнь во все сферы экономики Казахстана.

|«?Т | 1. Дайте оценку политической ситуации, сложившейся в рес­публике в первые годы автономии.

2. Каковы были причины и последствия голода 1921—1922 гг.?

3. Как вы понимаете содержание и сущность новой экономической политики?

4. Каковы были успехи трудящихся Казахстана в начальный период НЭПа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ

Советская власть устанавливалась в различных районах Казахстана неравномерно. С октября 1917 г. и по март 1918 г. Советы захватили власть по всему Казахстану.

Советская власть быстрыми темпами осуществила национализацию крупной промышленности, банков и транспорта, провела реформы в области экономической политики. С первых же дней Советская власть стала осуществлять широкую программу культурного строительства.

Объединенные силы белых начали Гражданскую войну против большевиков. Капиталистические страны направили вооруженные силы против Советов.

4 октября 1920 г. была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР.

Значительную часть республики летом 1921 г. поразила засуха. Число голодающих составило 1/3 ' населения республики. Наряду с голодом разразились эпидемии.

Читайте также: