Вычеты по отчислениям в резервные фонды в соответствии со статьей 106 налогового кодекса

Опубликовано: 03.05.2024

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Комментируемая статья содержит общие положения о составе налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения содержится в статье 106 НК РФ, где установлено, что таким правонарушением является противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика. Квалифицирующим признаком данного деяния является вина плательщика налогов.

Данная позиция выработана в судебной практике (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2004 N Ф03-А37/04-2/1530 и ФАС Северо-Кавказского округа от 13.09.2005 N Ф08-4206/2005-1694А).

Как разъяснил ФАС Московского округа в Постановлении от 11.07.2012 N А40-124838/11-75-497, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к ответственности (статья 109 НК РФ).

Таким образом, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.

Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Определениях от 18.06.2004 N 201-О, от 04.07.2002 N 202-О, суд при рассмотрении дел, связанных с привлечением налогоплательщиков к налоговой ответственности, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения им обязанности, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Как отмечено в Постановлении ФАС Центрального округа от 04.12.2012 N А64-3641/2012, согласно положениям статьи 106 НК РФ лицо может быть привлечено к налоговой ответственности при наличии в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей главы 16 НК РФ, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия).

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента: субъект (статья 107 НК РФ), объект, субъективную сторону (статьи 110 и 111 НК РФ) и объективную сторону (статья 108 НК РФ).

На это указал ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.09.2005 N А29-810/2005А.

Главой 16 НК РФ определены виды налоговых правонарушений и установлена ответственность за их совершение. Если НК РФ не установлен состав налогового правонарушения, к налоговой ответственности налогоплательщик привлечен быть не может.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 24, 106, 123, 217 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения решения в оспоренной части.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 101, 106, 122, 176.1 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что решение налогового органа в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Признавая решение инспекции недействительным, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктом 4 статьи 81, статьями 101, 106, 108, 109, 111, 122 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций на основании лицензии на проведение банковских заемных операций, имеют право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против следующих сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ):

1) депозитов, включая остатки на корреспондентских счетах, размещенных в других банках;

2) кредитов (за исключением финансового лизинга), предоставленных другим банкам и клиентам;

3) дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

4) условных обязательств по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

Действие пункта 1 приостановлено с 1 января 2009 года до 1 января 2013 в соответствии Законом РК от 21.07.11 г. №467-IV, в период приостановления пункт 1 действует в редакции статьи 2 Закона РК №467-IV (вступил в силу 01.01.2009 г.)

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2012 г. №30-V ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

1-1. Банки имеют право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, предоставленных дочерней организации банка на приобретение прав требований банков по кредитам (займам), признанным сомнительными и безнадежными активами.

Перечень выданных разрешений на создание или приобретение дочерней организации, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка, определяется нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

При этом вычету подлежит сумма расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных или безнадежных активов, предоставленных родительским банком дочерней организации на приобретение у родительского банка прав требований по кредитам (займам), признанным сомнительными и безнадежными активами, в пределах суммы провизии (резервов), созданных в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом. Сумма расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, предоставленных дочерней организации на приобретение прав требований родительского банка по кредитам (займам), признанным сомнительными и безнадежными активами, не может превышать величину соотношения размера переданных банками дочерним организациям прав требований по кредитам (займам), признанным сомнительными и безнадежными активами, к сроку деятельности дочерней организации.

Порядок отнесения активов, предоставленных банками дочерним организациям на приобретение прав требований по кредитам (займам), признанным сомнительными и безнадежными активами, к категории сомнительных и безнадежных, а также порядок формирования провизии (резервов) против активов, представленных родительскими банками дочерним организациям, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

Банки не вправе относить на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против сомнительных и безнадежных активов, выкупленных у организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан.

(Пункт 1-1 введен в соответствии с Законом РК от 10.12.2008 г. №100-IV ЗРК на период с 01.01.2012 г. до 01.01.2018 г.)

2. Страховые (перестраховочные) организации имеют право на вычет суммы расходов по созданию страховых резервов по договорам страхования (перестрахования). Порядок создания страховых резервов определяется Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2012 г. №30-V ЗРК)

(см. предыдущую редакцию)

3. Микрокредитные организации имеют право на вычет суммы расходов по созданию резервов против сомнительных и безнадежных микрокредитов, условных обязательств по предоставленным микрокредитам, за исключением микрокредитов и условных обязательств по микрокредитам, предоставленным в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон, в размере, не превышающем 15 процентов от суммы микрокредитов, выданных в течение налогового периода.

Порядок отнесения микрокредитов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам к категории сомнительных и безнадежных, а также порядок создания резервов определяются учетной политикой микрокредитной организации, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

4. Национальный управляющий холдинг, а также юридические лица, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеют право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против следующих сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ):

депозитов, включая остатки на корреспондентских счетах, размещенных в банках;

кредитов (за исключением финансового лизинга), предоставленных банкам и клиентам;

дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

условных обязательств по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных, а также перечень юридических лиц, указанных в настоящем пункте, и порядок формирования такого перечня утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи.

Действие пункта 4 приостановлено с 1 января 2009 года до 1 января 2013 в соответствии Законом РК от 21.07.11 г. №467-IV, в период приостановления пункт 4 действует в редакции статьи 2 Закона РК №467-IV (вступил в силу 01.01.2009 г.)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Одним из самых сложных аспектов налогообложения НДС является применение вычетов по этому налогу, в соответствии с нормами, установленными Налоговым кодексом.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком самостоятельно в виде разницы:

1. Был предъявлен организации-налогоплательщику поставщиками при приобретении у них товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.

2. Был начислен при выполнении СМР для нужд организации.

3. Был начислен и уплачен при выполнении налогоплательщиком обязанностей налогового агента.

4. Был уплачен налогоплательщиком на таможне при импорте товаров на территорию Российской Федерации.

С одной стороны, налоговые вычеты по НДС являются безусловным благом – они значительно уменьшают налоговую нагрузку предприятия.

С другой стороны, именно налоговым вычетам ИФНС уделяют самое пристальное внимание при проведении выездных и камеральных проверок.

А соответственно и бухгалтеру компании приходится постоянно контролировать данный раздел налогового учета.

В данной статье будут рассмотрены налоговые вычеты по НДС, предусмотренные действующим законодательством и особенности восстановления НДС по объектам недвижимости (при осуществлении необлагаемых НДС операций).

Налоговые вычеты по НДС

То есть, покупателем (приобретателем) по данному счету-фактуре должен быть именно налогоплательщик.

В случаях, когда счет-фактура выставляется поставщиком на другую организацию, НДС по такому счету-фактуре принимать к вычету неправомерно.

Об этом напоминает Минфин в своем Письме от 15.08.2012г. №03-07-11/299:

«В случае если на основании договора комиссии либо агентского договора продавец оказывает услуги покупателю товаров по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров, то вычеты налога на добавленную стоимость покупателем товаров по услугам по транспортировке производятся на основании счетов-фактурсоставленных продавцом в соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011г. №1137.

При этом согласно пп. «в» п. 1 данных Правил при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не комиссионера (агента).

Что касается вопроса применения покупателем товаров вычетов налога на добавленную стоимость по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги, то согласно вышеуказанному п. 1 ст. 172 Кодекса такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя.»

В соответствии с п. 1 ст.171 Налогового кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного НДС, на установленные данной статьей НК РФ, налоговые вычеты.

В соответствии с п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС:

1. Предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ (далее – «товаров»).

2. Уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах:

  • выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (за исключением тех случаев, когда НДС учитывается в стоимости таких товаров в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ).

2) товаров приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п.

3 ст.171 НК РФ, вычетам подлежат также суммы НДС, уплаченные в соответствии со ст.173 НК РФ, покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты (налогоплательщики НДС), при условии выполнении двух условий:

1. Товары были приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

2. При приобретении товаров был уплачен НДС.

Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в п.4 и п.5 ст.161 НК РФ:

  • Реализация на территории РФ:
1. конфискованного имущества,

2. имущества, реализуемого по решению суда (в т.ч. имущества банкротов),

3. бесхозяйных ценностей,

4. кладов и скупленных ценностей,

5. ценностей, перешедших по праву наследования государству,

6. товаров, имущественных прав, работ и услуг иностранными лицами (не состоящими на учете в ИФНС) на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием в расчетах.

не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных по этим операциям.

В соответствии с п.4 ст.171 НК РФ,

вычету подлежат суммы НДС, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в ИФНС (при условии постановки на налоговый учет):

  • при приобретении таким налогоплательщиком товаров,
  • уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
НДНДС подлежит вычету (возврату) после уплаты налоговым агентом налога (удержанного из доходов налогоплательщика):

  • только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары использованы при производстве товаров, реализованных удержавшему налог налоговому агенту.
В соответствии с п.5 ст.171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, начисленные при реализации товаров:

  • в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.
Вычетам подлежит НДС, начисленный с авансов и предоплат:

  • в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Вышеуказанное относится к налоговым агентам:

  • Приобретающим на территории РФ товары у иностранных лиц не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.
  • Арендующим федеральное имущество.
В соответствии с п.6 ст.171 НК РФ, вычетам подлежит НДС, предъявленный налогоплательщику:

1. Подрядными организациями:

  • застройщиками,
  • техническими заказчиками,
при проведении ими:

  • капитального строительства (ликвидации основных средств),
  • сборке (разборке), монтаже (демонтаже) ОС.
2. По товарам, приобретенным для выполнения СМР.

3. При приобретении объектов незавершенного капитального строительства.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника подлежат НДС:

  • предъявленный реорганизованной организации по товарам, приобретенным для выполнения СМР для собственного потребления, принимаемые, но не принятые к вычету на момент завершения реорганизации.
Вычетам подлежат суммы начисленного НДС при выполнении СМР для собственного потребления, связанных с имуществом:

  • которое предназначено для осуществления облагаемых НДС операций,
  • стоимость которого включается в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.
В соответствии с п.7 ст.171 НК РФ, вычетам подлежит НДС уплаченный:

1. По расходам на командировки.

2. По расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы:

  • на пользование в поездах постельными принадлежностями,
  • на наем жилого помещения.
3. По представительским расходам, которые учитываются для целей налога на прибыль организаций.

Если для целей налога на прибыль расходы принимаются по нормативам, то суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

В соответствии с п.8 ст.171 НК РФ, вычетам подлежит НДС, исчисленный налогоплательщиком с сумм:

  • предоплаты,
  • частичной предоплаты,
полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг и пр.).

В соответствии с п.10 ст.171 НК РФ, вычетам подлежит НДС, исчисленный налогоплательщиком:

  • в случае отсутствия документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%).
В соответствии с п.11 ст.171 НК РФ, вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада в уставный капитал (фонд):

  • имущество,
  • нематериальные активы,
  • имущественные права,
подлежит НДС, который был восстановлен акционером, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС.

В соответствии с п.12 ст.171 НК РФ, вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы:

  • предоплаты,
  • частичной предоплаты
в счет предстоящих поставок, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с абзацем 4 п.6 ст.171 НК РФ, суммы НДС предъявленные налогоплательщику:

  • при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (ОС),
  • при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов),
  • при приобретении иных товаров для осуществления СМР,
  • исчисленные налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления,
принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (ОС) в дальнейшем используются для осуществления операций, не облагаемых НДС (в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ), за исключением:

  • полной амортизации таких ОС,
  • случаев, когда с момента ввода в эксплуатацию ОС у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В случае восстановления НДС, налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение десяти лет*, в налоговой декларации, представляемой за 4 квартал каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму НДС.

*Начиная с года, в котором началось начисление амортизации ОС.

При этом, в декабре необходимо зарегистрировать в книге продаж бухгалтерскую справку-расчет суммы НДС, подлежащего восстановлению и уплате.

п.14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137):

«В целях восстановления сумм налога в порядке, установленном пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в книге продаж в последнем месяце календарного года указывается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год.

В этих целях в книге продаж регистрируется бухгалтерская справка-расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год.»

Исходя из вышесказанного, НДС восстанавливается не единовременно, а в течении 10 лет с начала начисления амортизации.

Таким образом, если объект ОС использовался в деятельности, облагаемой НДС, например, в течении 5 лет, а начиная с шестого года стал использоваться в деятельности, необлагаемой НДС, то:

  • Необходимо будет восстановить НДС в течении пяти оставшихся лет.
Рассчитывать НДС к восстановлению необходимо, как 1/10 суммы налога, принятого к вычету в соответствующей доле.

Вышеуказанная доля определяется по итогам каждого года:

  • исходя из стоимости отгруженных товаров, не облагаемых НДС (и указанных в п.2 ст.170 НК РФ), в общей стоимости отгруженных товаров за календарный год.
Соответственно, если в календарном году организация не осуществляла операций, не облагаемых НДС в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ, то и НДС восстанавливать не нужно.

Обратите внимание:Суммы восстанавливаемого НДС не зависятот размера доли совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров, операции по реализации которых не облагаются НДС.

Именно такую позицию изложил Минфин в своем Письме от 21.06.2012г. №03-07-10:

«Учитывая изложенное, в случае если объект недвижимости, используемый налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, начинает одновременно использоваться для осуществления операций, не облагаемых этим налогом, то суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету при приобретении объектов недвижимости, проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости, подлежат восстановлению в вышеуказанном порядке независимо от размера доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.»

Суммы восстановленного НДС, в стоимость ОС не включаются, а учитываются в составе:

  • прочих расходов в соответствии со ст.264 НК РФ.

  • по СМР,
  • по товарам, приобретенным для выполнения СМР,
при проведении такой модернизации, принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления не облагаемых НДС операций (в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ).

*В том числе после истечения срока, указанного в абз.4 п.6 ст.171:

  • когда произошла полная амортизация таких ОС,
  • когда с момента ввода в эксплуатацию ОС у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
В таком случае налогоплательщик также, как и в случае с недвижимостью, обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет* в налоговой декларации, представляемой за 4 квартал каждого календарного года из десяти, отражать восстановленную сумму НДС.

*Начиная с года, в котором началось начисление амортизации ОС с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости.

Расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из 1/10 суммы налога, принятой к вычету:

  • по СМР,
  • по товарам (работам, услугам),
приобретенным для выполнения СМР при проведении модернизации, в соответствующей доле.

Вышеуказанная доля определяется по итогам каждого года:

  • исходя из стоимости отгруженных товаров, не облагаемых НДС (и указанных в п.2 ст.170 НК РФ), в общей стоимости отгруженных товаров за календарный год.
Суммы восстановленного НДС, в стоимость ОС не включаются, а учитываются в составе:

  • прочих расходов в соответствии со ст.264 НК РФ.
Если модернизируемая недвижимость исключается из состава амортизируемого имущества* и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет, за эти годы восстановление сумм НДС, принятых к вычету, не производится.

*В соответствии с п.3 ст.256 НК РФ, из состава амортизируемого имущества исключаются ОС:

  • переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
  • переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
  • находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.
При расконсервации объекта ОС амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

НДС необходимо будет восстановить начиная с года, в котором начнется начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости недвижимости.

При этом, НДС нужно восстанавливать за каждый календарный год, оставшийся до истечения десятилетнего срока*.

*Данный срок считается с того года, в котором началась амортизация недвижимости (абз.5 п.6 ст.171 Налогового кодекса).

Расчет суммы восстанавливаемого НДС, производится следующим образом:

Общая сумма НДС подлежащая восстановлению =((сумма НДС, принятая к вычету при строительстве недвижимости*) - 1/10 х (сумма НДС, принятая к вычету при строительстве недвижимости*) х (Количество лет, предшествующих полному календарному году, в котором недвижимость исключается из деятельности налогоплательщика и по ней не начисляется амортизация**))/ (количество лет, оставшихся до истечения десятилетнего срока***)

*Со стоимости СМР и приобретенных товаров, работ, услуг.

**Начиная с года начала начисления амортизации.

*** Начиная с года, в котором по недвижимости начинает начисляться амортизация с измененной стоимости.

Сумма НДС, подлежащая восстановлению в 4м квартале соответствующего календарного года рассчитывается, как Общая сумма НДС подлежащая восстановлению умноженнаяна соответствующую долю.

Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, не облагаемых НДС и указанных в п.2 ст.170 НК РФ, в общей стоимости товаров отгруженных за календарный год.

Вычеты, возникающие при изменении стоимости отгруженных товаров

  • уменьшения цен (тарифов),
  • уменьшения количества (объема) отгруженных товаров,
вычетам у продавца этих товаров подлежит разница между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае:

  • увеличения цены (тарифа),
  • увеличения количества (объема) отгруженных товаров,
разница между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Новая редакция Ст. 106 НК РФ

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Комментарий к Статье 106 НК РФ

В комментируемой статье дается легальное определение налогового правонарушения.

Признаками налогового правонарушения являются:

а) виновный характер правонарушения. Иначе говоря, случайное посягательство на отношения, охраняемые нормами законодательства о налогах, не является налоговым правонарушением (например, всякого рода арифметические, счетные, технические и т.п. ошибки, которые хотя и привели к несвоевременной уплате суммы налога, но были допущены непреднамеренно). Виновность - один из важнейших элементов состава налогового правонарушения (наряду с субъектом, объектом и объективной стороной такого рода правонарушений), который характеризует его с субъективной стороны. Формами субъективной стороны налогового правонарушения являются:

- прямой умысел. В этом случае лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его последствия и желало их наступления;

- косвенный умысел. В этом случае лицо также осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его последствия, не желало, но сознательно допускало их наступление (п. 2 ст. 110 НК РФ);

- неосторожность. В этом случае лицо не осознавало противоправного характера своего деяния, не осознавало и не предвидело его вредных последствий, хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).

Вина физического лица в совершении налогового правонарушения определяется непосредственно; вина организации - в зависимости от вины ее руководителей и представителей (п. 4 ст. 110 НК РФ). Поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2). Нужно учесть, что лицо освобождается (при отсутствии его вины) от ответственности лишь за налоговое правонарушение, но не от уплаты пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. ст. 72, 75 НК РФ, п. 18 Постановления Пленумов N 41/9);

б) противоправность. Это одна из важнейших характеристик состава налогового правонарушения, его элемент. Противоправность указанного правонарушения проявляется в том, что оно посягает на установленный законодательством о налогах порядок:

- исчисления, уплаты налогов (ст. ст. 52 - 58 НК РФ);

- исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 45 НК РФ);

- постановки на налоговый учет и отчетности (ст. ст. 80 - 84 НК РФ);

- представления информации в налоговые органы (ст. 23 НК РФ);

- удержания и перечисления сумм налогов (ст. 24 НК РФ) и другие налоговые отношения.

При этом следует иметь в виду, что налоговые отношения (т.е. объект, на который посягает налоговый правонарушитель) - это властные отношения (чем они, в частности, отличаются от гражданско-правовых отношений) по установлению, введению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности нарушителей норм не только настоящего Кодекса, но и других актов законодательства о налогах;

в) с объективной стороны налоговое правонарушение характеризуется тем, что виновный:

- посягает на отношения, регулируемые законодательством о налогах, как путем совершения действий (т.е. в форме активного поведения, например при грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), при незаконном воспрепятствовании доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ)), так и путем бездействия (например, неуплата сумм налога, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, ст. ст. 122, 126 НК РФ);

- путем упомянутого посягательства причиняет вред интересам финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований либо иным охраняемым законодательством о налогах интересам;

- совершает нарушение, признаки которого описаны в диспозиции одной из норм гл. 16 НК РФ;

г) субъектом налогового правонарушения являются как физические лица (т.е. граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, в том числе индивидуальные предприниматели и лица, приравненные к ним для целей налогообложения), так и организации (т.е. российские юридические лица, а также иностранные организации, включая их филиалы и представительства). Для того чтобы физическое лицо или организация были признаны субъектами налогового правонарушения, они должны являться:

- налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ);

- налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ);

- представителями налогоплательщиков и налоговых агентов (ст. ст. 26 - 29 НК РФ);

- иными лицами (ст. 51 НК РФ). Плательщики сборов не могут быть признаны субъектами налогового правонарушения. Этот вывод сделан на основе систематического анализа ст. ст. 8, 19, 106, 116 - 126 НК РФ. Специфическими субъектами налогового правонарушения выступают:

эксперты, переводчики, специалисты (ст. 129 НК РФ).

Банки (ст. ст. 132 - 136 НК РФ) являются субъектами не налогового правонарушения, а особого вида правонарушений, ответственность за которые установлена в гл. 18 НК РФ.

Безусловно, практика применения норм настоящего Кодекса поставит вопрос о разграничении налоговых правонарушений и таких правонарушений, как налоговые преступления, административные правонарушения, гражданско-правовые деликты.

Другой комментарий к Ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 106 Кодекса дано определение понятия налогового правонарушения.

Пункт 4 ст. 23 и п. 5 ст. 24 Кодекса содержат нормы бланкетного характера, согласно которым налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ряд других положений Кодекса указывает на возможность привлечения к ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, за нарушения положений законодательства о налогах и сборах.

Среди видов ответственности традиционно выделяют такие виды как уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую ответственность. В зависимости от степени общественной опасности и характера противоправных действий (бездействия) за нарушения законодательства о налогах и сборах установлены такие виды ответственности, как налоговая, административная и уголовная.

С выделением такого вида ответственности, как уголовно-правовая, нет особых затруднений. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Более того, изложенное является содержанием принципа законности, который определен в ст. 3 УК РФ и является одним из принципов уголовной ответственности.

Однако по вопросу о том, является ли налоговая ответственность видом административной ответственности или налоговая ответственность представляет собой самостоятельный вид ответственности, единого мнения нет. Различна и позиция высших судебных органов по данному вопросу. С одной стороны, исходя из правовой позиции Пленума ВАС России, изложенной в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой (см. комментарий к ст. 108 Кодекса). С другой стороны, КС России, как следует из выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П правовой позиции, считает, что существует только три вида правовой ответственности - уголовная, гражданская и административная, и что налоговая ответственность, соответственно, по сути, является административной ответственностью.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены гл. 16 Кодекса. При этом в гл. 18 Кодекса отдельно установлены виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение, в связи с чем возникает некоторая неопределенность в вопросе о виде такой ответственности.

С одной стороны, предусмотренные гл. 18 Кодекса правонарушения полностью соответствуют определению налогового правонарушения, данному в комментируемой статье. В гл. 18 Кодекса предусмотрена ответственность банков как иных лиц по отношению к налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту (следует отметить, что банк как налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент в случае совершения налогового правонарушения несет ответственность по соответствующей статье гл. 16 Кодекса).

С другой стороны, предусмотренные статьями гл. 18 Кодекса штрафы, как следует из положений п. 1 ст. 107, п. 1 и 2 ст. 114, ст. 136 Кодекса, не являются налоговыми санкциями, т.е. мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Да и сами правонарушения предусмотрены не в гл. 16 Кодекса, а в отдельной - гл. 18 Кодекса. Как указал КС России в Определении от 6 декабря 2001 г. N 257-О , законодатель в Кодексе вывел за рамки налоговых правонарушений нарушения законодательства о налогах, совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет. По мнению КС России подобные нарушения требований налогового законодательства выделены в особые составы правонарушений.

Исходя из определения, данного в комментируемой статье, признаками, совокупность которых позволяет квалифицировать деяние в качестве налогового правонарушения, являются:

совершение деяния (действие или бездействие);

противоправность деяния (деяние запрещено законодательством о налогах и сборах);

наличие вины (отношение лица к совершенному им деянию);

общественная опасность деяния, т.е. нанесение вреда охраняемым законом общественным отношениям, или угроза нанесения такого вреда;

за совершение деяния Кодексом установлена ответственность.

Налоговое правонарушение с точки зрения его состава включает:

объект правонарушения, т.е. общественные отношения в области налогов, на нормальное развитие которых посягает налоговое правонарушение;

объективную сторону, т.е. конкретные деяния, выразившиеся в нарушении правил, установленных законодательством о налогах и сборах;

субъект правонарушения (лицо). Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, указаны в ст. 107 Кодекса (см. комментарий к ст. 107 Кодекса);

субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вину). Формы вины при совершении налогового правонарушения определены ст. 110 Кодекса (см. комментарий к ст. 110 Кодекса).

По конструкции объективной стороны состава правонарушения различают правонарушения с материальным и формальным составом. В объективную сторону правонарушений с формальным составом входит только противоправные деяния лица, а правонарушений с материальным составом - также еще наступившие общественно опасные последствия и причинная связь между противоправными деяниями и наступившими последствиями.

Как указал КС России в Определении от 18 января 2005 г. N 130-О, для судов, налоговых и иных органов и должностных лиц при применении ими положений федеральных законов, предусматривающих ответственность (санкции) за совершение налоговых правонарушений, обязательны следующие правовые позиции:

из правовой позиции, изложенной КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении налоговые органы осуществляют доказывание как самого факта совершения правонарушения, так и вины налогоплательщика;

согласно же правовой позиции КС России, сформулированной им в Постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П, отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения; иная трактовка состава правонарушения, в т.ч. налогового, как основания ответственности, противоречила бы природе правосудия; суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться лишь формальной констатацией факта нарушения этих обязательств, не устанавливая иные связанные с ним обстоятельства, в т.ч. наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

Вычет по сомнительным требованиям

Вычет по выплаченным сомнительным обязательствам

В случае если ранее признанные доходом сомнительные обязательства были выплачены налогоплательщиком кредитору, то допускается вычет на величину произведенной выплаты. Такой вычет производится в пределах величины, ранее отнесенной на доходы, в том налоговом периоде, в котором была произведена выплата.

Порядок отнесения на вычеты, предусмотренный настоящей статьей, применяется также в случае выплаты обязательств, ранее признанных доходом в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса.

1. Сомнительными требованиями признаются требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования. Сомнительными также признаются требования, возникшие по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Вычету подлежат требования, признанные сомнительными в соответствии с настоящим Кодексом.

Отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при соблюдении одновременно следующих условий:

1) наличие документов, подтверждающих возникновение требований;

2) отражение требований в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты либо отнесение таких требований на расходы (списание) в бухгалтерском учете в предыдущих периодах.

3. В случае признания дебитора банкротом, помимо указанных в пункте 2 настоящей статьи документов, дополнительно необходимо наличие копии определения суда о завершении конкурсного производства. При соблюдении вышеназванных условий налогоплательщик вправе отнести на вычеты сумму сомнительного требования по итогам того налогового периода, в котором вступило в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства.

4. Сомнительные требования относятся на вычеты в пределах размера ранее признанного дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

1. Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций на основании лицензии на проведение банковских заемных операций, имеют право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против следующих сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных лиц либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных лиц (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ):

1) депозитов, включая остатки на корреспондентских счетах, размещенных в других банках;

2) кредитов (за исключением финансового лизинга), предоставленных другим банкам и клиентам;

3) дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

4) условных обязательств по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных определяется уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по согласованию с уполномоченным органом.

2. Страховые, перестраховочные организации имеют право на вычет суммы расходов по созданию страховых резервов по договорам страхования, перестрахования. Порядок создания страховых резервов определяется уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по согласованию с уполномоченным органом.

(п.2 ст.106 вводится в действие с 01.01.2015 года, согласно ст.23 ЗРК от 10.12.2008 N 100-IV)

3. Микрокредитные организации имеют право на вычет суммы расходов по созданию резервов против сомнительных и безнадежных микрокредитов, условных обязательств по предоставленным микрокредитам, за исключением микрокредитов и условных обязательств по микрокредитам, предоставленным в пользу взаимосвязанных сторон либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных сторон, в размере, не превышающем 15 процентов от суммы микрокредитов, выданных в течение налогового периода.

Порядок отнесения микрокредитов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам к категории сомнительных и безнадежных, а также порядок создания резервов определяются учетной политикой микрокредитной организации, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

4. Национальный управляющий холдинг, а также юридические лица, основным видом деятельности которых является осуществление заемных операций или выкуп прав требования и сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу, имеют право на вычет суммы расходов по созданию провизии (резервов) против следующих сомнительных и безнадежных активов, условных обязательств, за исключением активов и условных обязательств, предоставленных в пользу взаимосвязанных лиц либо третьим лицам по обязательствам взаимосвязанных лиц (кроме активов и условных обязательств кредитных товариществ):

депозитов, включая остатки на корреспондентских счетах, размещенных в банках;

кредитов (за исключением финансового лизинга), предоставленных банкам и клиентам;

дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

условных обязательств по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Порядок отнесения активов и условных обязательств к категории сомнительных и безнадежных, а также перечень юридических лиц, указанных в настоящем пункте, и порядок формирования такого перечня утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи.

(В ст.106 внесены изменения ЗРК от 13.02.2009 N 135-IV)

| следующая страница ==>
Вычет по вознаграждению | Вычеты по расходам на ликвидацию последствий разработки месторождений и сумм отчислений в ликвидационные фонды

Дата добавления: 2014-02-28 ; просмотров: 463 ; Нарушение авторских прав

Читайте также: