В каком году россия присоединилась к конвенции международного налогового права

Опубликовано: 15.05.2024

06.05.2020 на сайте Минфина РФ появилось информационное сообщение[1] о начале применения многосторонней Конвенции от 24 ноября 2016 года по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, далее – «MLI»). Конвенция начнет применяться с 1 января 2021 года.

Принятие конвенции направлено на борьбу c уклонением от уплаты налогов и со злоупотреблениями применения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»), она также призвана ввести ограничения на злоупотребление использованием налоговых льгот. Конвенция была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития («ОЭСР»).


Напомним, что Конвенция MLI была подписана еще в июне 2017 года. Россия ратифицировала ее в мае 2019 года. Среди стран, подписавших конвенцию, в том числе Кипр, Люксембург, Швейцария, Австрия, Великобритания, Голландия и иные часто используемые при создании международных структур. Необходимо отметить, что Россия не заключила СОИДН со Швейцарией, Германией и Швецией и не включила их в список стран, с которыми она планирует применять MLI. Это означает, что СОИДН с этими странами изменены не будут. Полный список стран, с которыми Россия планирует применять MLI, перечислен в Законе о ратификации MLI.

Обязательные положения

Благодаря Конвенции MLI стало возможным вносить изменения в уже действующие СОИДН. Страны-участницы конвенции сами выбирают набор статей конвенции, которые будут применяться к тем или иным отношениям. Однако есть и обязательный стандарт, к которому должны присоединиться все страны-участницы. Это положения, ради которых создавалась эта конвенция, в частности положения о злоупотреблении СОИДН и положения о разрешении споров. Россия при подписании конвенции выбрала самый широкий стандарт, т.е. будет использовать все возможности, предоставляемые конвенцией.

Конвенция вводит обязательный минимальный стандарт, который обязаны применять все страны-участницы конвенции. Это относится только к применению правил, предусмотренных Конвенцией. Обязательный минимальный стандарт может быть выполнен одним из трех способов.

  1. «Тест на основную цель» (Principle Purpose Test). Это запрет на использование льготы, если основной целью является ее получение. Соответственно, для применения льготных ставок необходимо доказать, что у транзакции была реальная экономическая цель, отличная от цели неуплаты налогов.
  2. «Тест на основную цель» и «Упрощенные положения об ограничении льгот (simplified LoB)». Для применения льгот для юридических лиц необходимо будет доказать, что доход возникает в связи с активной деятельностью компании, что фактически означает неприменение льгот для холдинговых, финансовых и инвестиционных компаний.
  3. Иные способы, не установленные МLI, которые могут быть предусмотрены в СОИДН или на уровне национального законодательства, направленные на неприменение льгот кондуитными компаниями, т.е. компаниями, не ведущими активную предпринимательскую деятельность, и созданным исключительно для целей получения налоговых льгот, предусмотренных СОИДН.

Ранее принцип наличия «деловой цели» в сделке на уровне национального российского законодательства закреплен не был, однако он был сформирован на уровне судебной практики и фактически применялся как налоговыми органами и судами. Таким образом, это понятие не является чем-то новым для правоприменительной практики России.

Опциональные положения, применяемые Россией

Опциональные положения применяются, если обе страны, между которыми происходит операционная деятельность компании, решили применять их к своим СОИДН.

Применение льготных ставок при выплате дивидендов. (Применимо в отношении СОИДН с Аргентиной, Арменией, Нидерландами, Кипром, Гонконгом, Люксембургом, Сингапуром)

Национальным законодательством стран устанавливается определенная ставка налогообложения. При этом СОИДН, как правило, предусматривают уменьшенную льготную ставку, если компания, получатель дивидендов, предоставит документы, подтверждающие, что она является налоговым резидентом страны-участницы СОИДН.

До применения MLI: условия для применения льготной ставки должны были выполняться на день выплаты.

Согласно правилам MLI: теперь для применения пониженных ставок, помимо уже установленных СОИДН критериев, требуется выполнение критерия о сроке владения долями участия компании, выплачивающей дивиденды. Срок владения долями участия должен составлять не менее 365 дней, включая день выплаты дивидендов..

Ограничения при отчуждении акций (долей участия) компаний владеющих недвижимостью (Применимо в отношении СОИДН с Нидерландами, Сингапуром, Австрией и другими странами).

До применения MLI: такое ограничение было установлено на уровне национального законодательства России. В большинстве СОИДН такого положения не было и соответственно данная норма применялась крайне редко, большей частью тогда, когда между странами не было заключено СОИДН.

Согласно правилам MLI: закрепляется, что доходы от реализации акций (долей) российских компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом в РФ, должны облагаться налогом в РФ вне зависимости от того, что СОИДН может предусматривать освобождение от налогообложения данного дохода в РФ. Доля недвижимости в общих активах компании, чьи доли/акции были реализованы, должна быть определена за каждый из 365 дней, предшествующих реализации долей/акций

Постоянное представительство и зависимый агент. (Применимо в отношении СОИДН с Францией, Аргентиной, Арменией)

До применения MLI: положение о зависимом агенте применялись и ранее как на основе национального законодательства РФ, так и на основе большинства СОИДН. Концепция зависимого агента состоит в том, что факт наличия постоянного представительства иностранной компании на территории иностранного государства признается в том случае, если она действует на территории иностранного государства через другое лицо, которое не предоставляет агентские услуги на профессиональной основе.

Согласно правилам MLI: конвенция MLI предусматривает, что, если агент систематически заключает договоры от имени иностранной компании, такая деятельность является деятельностью зависимого агента и приводит к образованию постоянного представительства и необходимости уплаты налога в той стране, где действует агент с зависимыми статусом. Данное правило не распространяется на агентов с независимым статусом, которые действуют в рамках своей обычной деятельности, комиссионной, брокерской или агентской.

Вспомогательные и подготовительные услуги, Строительная площадка

До применения MLI: деятельность вспомогательного и подготовительного характера (их перечень определялся НК РФ и СОИДН) не приводила к образованию постоянного представительства.

Деятельность строительной площадки приводила к образованию постоянного представительства, если продолжалась в течение определенного срока обозначенного в СОИДН (обычно 6 или 12 месяцев)

Согласно правилам MLI: правило, согласно которому деятельность подготовительного и вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства, будет отменено.

Теперь вводится положение, согласно которому запрещено избежание статуса постоянного представительства для строительных площадок за счет дробления единой деятельности на отдельные контракты, длительность которых не превышает пороговых значений (обычно 6 или 12 месяцев) для признания статуса постоянного представительства.

Как теперь будут применяться СОИДН?

Для того, чтобы определить, будет ли действовать Конвенция MLI на практике необходимо определить, выбрали ли обе страны одинаковый режим присоединения к MLI. Проверить режим присоединения можно на сайте ОЭСР по ссылке https://www.oecd.org/tax/beps/mli-matching-database.htm.

В дальнейшем при налоговом планировании помимо анализа внутреннего налогового законодательства, действующих двусторонних СОИДН, необходимо будет также анализировать положения Конвенции MLI.

Вступление Конвенции в силу

Для России Конвенция вступит в силу с 1 января 2021 года и будет распространяться на те СОИДН, участники которых ратифицируют конвенцию до 1 октября 2019 г. или до 1 декабря 2019 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

SCHNEIDER GROUP сможет проконсультировать вас по вопросам применения СОИДН после вступления в силу МLI. В случае выявления потенциальных рисков по результатам анализа мы можем предложить варианты их решения.

По нашему мнению, на данном этапе целесообразным будет

  • Оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния
  • Рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения

SCHNEIDER GROUP поможет подготовить Вам защитную документацию, подтверждающую правильность применения налоговых ставок согласно СОИДН.

В сообщении на сайте Минфина РФ приведен следующий список стран, на отношения с которыми будет распространяться MLI с 01.01.2021

  1. Австралия
  2. Австрия
  3. Бельгия (старое соглашение)
  4. Канада
  5. Дания
  6. Финляндия
  7. Франция
  8. Исландия
  9. Индия
  10. Ирландия
  11. Израиль
  12. Латвия
  13. Литва
  14. Люксембург
  15. Мальта
  16. Нидерланды
  17. Новая Зеландия
  18. Норвегия
  19. Польша
  20. Катар
  21. Сербия
  22. Сингапур
  23. Словакия
  24. Словения
  25. Украина
  26. ОАЭ
  27. Великобритания

Россия присоединилась к Многосторонней конвенции по противодействию BEPS

Разработанный ОЭСР и одобренный «Группой двадцати» План действий по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли (План BEPS) предусматривает внедрение целого ряда инструментов, позволяющих участвующим в его реализации государствам осуществлять борьбу с перемещением прибыли в низконалоговые юрисдикции.
Среди 15 Мероприятий Плана BEPS выделяется последнее по счету, которое предполагало разработку ОЭСР многостороннего инструмента для внесения изменений в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и дальнейшее использование этого инструмента заинтересованными странами.
24 ноября 2016 года была опубликована Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Присоединяющиеся к Конвенции страны получили возможность выбрать для исполнения те ее положения, которые считают приемлемыми, за исключением обязательных «минимальных требований». К обязательным положениям относятся внесение в преамбулы соглашений об избежании двойного налогообложения изменений, содержащих требование незлоупотребления их нормами, а также положение о симметричных корректировках, то есть изменении суммы налога предприятия в том случае, если его прибыль была обложена налогом в другой стране, и положения о порядке проведения взаимосогласительных процедур. Кроме того, Конвенция содержит нормы, предусматривающие возможность гибкого применения странами. В целом разработанный ОЭСР документ вносит в соглашения об избежании двойного налогообложения изменения, направленные на нейтрализацию негативных последствий использования различий в страновом законодательстве (гибридных инструментов) (Мероприятие 2 Плана BEPS), предотвращение злоупотреблений льготами по договорам (Мероприятие 6) и избежание статуса постоянного представительства (Мероприятие 7), создание более эффективных международных механизмов урегулирования споров (Мероприятие 14).
7 июня 2017 года Россия в числе 68 стран подписала Многостороннюю конвенцию. Последствия ее вступления в силу после ратификации будут весьма масштабными, поскольку наша страна приняла решение распространить действие документа на 66 соглашений об избежании двойного налогообложения из 82 действующих, включая еще нератифицированные соглашения с Бельгией и Бразилией. На оставшиеся 16 соглашений Конвенция не распространяется, так как соответствующие страны не входили в Специальную рабочую группу ОЭСР, которая осуществляла ее разработку. Кроме того, Россия выбрала наиболее полный вариант реализации Конвенции, предполагающий выполнение не только «минимальных требований», но и других положений при максимально жестком варианте ограничения льгот налоговых соглашений.
Вступление в силу Конвенции может повлечь существенные изменения в соглашениях об избежании двойного налогообложения России с другими странами. Важнейшим их них станет внесение в соглашения правил, ограничивающих применение налоговых льгот. Помимо «теста основной цели» (непредоставление льгот, устанавливаемых соглашением, если основной или одной из основных целей совершения какой-либо сделки было получение этих льгот) РФ решила дополнить свои налоговые соглашения «упрощенным положением об ограничении льгот». Оно предусматривает получение преференций по соглашениям только в том случае, если претендующие на них лица соответствуют определенным критериям.
Кроме того, Россия намерена в полной мере интегрировать в свои налоговые соглашения положения Конвенции, которые либо оставляют выбор в отношении масштаба их применения, либо не обязательны для включения во все соглашения. В частности, планируется ввести ограничения при применении льгот в отношении определенных видов пассивных доходов, включая дивиденды и доходы от продажи долей или акций компаний, стоимость которых преимущественно представлена недвижимым имуществом; ввести положения по противодействию различным типам искусственного избежания статуса постоянного представительства; нейтрализовать последствия различий в страновом законодательстве, в том числе в отношении налогообложения лиц с двойным резидентством.
Важно отметить, что несмотря на жесткость выбранного Россией подхода, итоговый объем изменений по конкретному договору об избежании двойного налогообложения будет зависеть от подхода иностранного государства-партнера. На все соглашения Конвенция будет распространена только в части «минимальных требований». По остальным положениям роль будет играть позиция обеих сторон соглашения.
Тем не менее, определенные изменения налогового режима в результате ратификации конвенции неизбежны. Став важным шагом по реализации мер, предусмотренных Планом BEPS, она потребует повышенного внимания российских налоговых резидентов при структурировании бизнеса и правильной трактовки всех источников права в совокупности, поскольку положения Конвенции, по которым подходы России и стран-партнеров совпадут, станут элементами налогового режима наряду с национальным законодательством и заключенным ранее соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Автор – нс ЦИМИ РАНХиГС А.В.Шелепов


9 мин

Информационное письмо о начале применения РФ Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting, "Multilateral Instrument" или "MLI") c 01 января 2021 года.

1. MLI разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как «надстройка» над СИДН (соглашениями об избежании двойного налогообложения). Цель MLI – ограничить злоупотребления (двойное не-налогообложение, treaty shopping) положениями международных СИДН.

2. MLI изменяет или уточняет отдельные положения действующих СИДН (не заменяя при этом сами СИДН). Текст MLI содержит опции – варианты правовых решений отдельных вопросов трансграничного налогообложения. Такие опции применяются с учётом оговорок, которые вправе сделать государства при ратификации MLI. (Оговорки, сделанные РФ, содержатся в Федеральном Законе от 01.05.2019 N 79-ФЗ "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения").

3. Согласно Информационному сообщению Минфина РФ («О вступлении в силу многосторонней «Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы. », Дата публикации: 20.12.2019) MLI содержит следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к СИДН:

замена существующих преамбул соглашений;

правила о взаимосогласительных процедурах;

требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.

4. Как указано выше, Россия выбрала совокупность двух предусмотренных MLI механизмов ограничения льгот:

тест основной цели (principal purpose test, PPT). Тест основной цели позволяет национальным налоговым органам отказать в применении льгот по СИДН, если применение таких льгот было не только основной, но и одной из основных целей структурирования сделок.

упрощённое ограничение льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB). Данный механизм заключается в требованиях о соответствии получателя дохода жестким, формально определенным критериям с возможностью предоставления льгот иным лицам, претендующим на получение налоговых преимуществ, компетентным органом лишь при условии, что будет доказано отсутствие у таких лиц, не выполняющих формальные критерии, основной цели получения льгот по СИДН.

5. Важно: Большинство стран для соглашений с Россией выбрали тест основной цели, поэтому механизм упрощённого ограничения льгот с такими странами не будет применяться.

6. Чтобы оценить, меняются ли правила налогообложения трансграничных операций резидента РФ с резидентом другой страны, нужно определить, вступила ли в силу MLI для этого государства и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН этой страны с Россией. В данной связи Минфин РФ выпустил и разместил на своем официальном сайте очередное Информационное сообщение («О начале применения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения», дата публикации: 20.01.2021), где перечислил страны, при осуществлении выплат в которые необходимо свериться с MLI, усложняющей применение льгот. Так, с 1 января 2021 конвенцию MLI нужно применять:

для налогов в полном объеме при работе с контрагентами из 27 государств. Среди них популярные у бизнеса Нидерланды, Люксембург (полный список 27 стран см. в Приложении 1);

для налогов у источника при работе с партнерами из 7 стран: Кипра, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кореи, Португалии и Саудовской Аравии (для прочих налогов к резидентам данных стран конвенция будет применяться с 2022 года).

7. ОЭСР, со своей стороны, предлагает вспомогательные материалы к MLI, доступные по ссылке (короткий вариант ссылки – oe.cd/mli), включая матрицу для проверки статуса MLI и её отдельных положений.

ОЭСР рекомендует странам заново опубликовать имеющиеся СИДН с учётом изменений, вносимых MLI, для чего предлагает инструкцию.

8. Ключевыми для MLI являются положения об ограничении льгот, предусмотренных СИДН,- в частности, это касается освобождений от налога, удерживаемого у источника выплаты, и сниженных ставок налога в отношении облагаемых выплат (дивидендов, процентов, роялти и т.п.).

9. Упрощенные положения об ограничении льгот представляют собой формальный набор требований к лицу, претендующему на льготы по СИДН, – льготы должны быть предоставлены так называемым «квалифицированным лицам (физические лица, государство либо его политическое подразделение, лица, основной класс акций которых торгуется на бирже, некоторые некоммерческие организации и т.д.).

Помимо квалифицированных лиц льготы смогут применить лица, осуществляющие активную предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что Конвенция напрямую исключает из «активной предпринимательской деятельности» деятельность холдингов, предоставление группового финансирования (включая кэш-пулинг), осуществление или управление инвестициями (за исключением профессиональных участников рынка). Если резидент не является «квалифицированным лицом» и не имеет права на льготы по иным основаниям (предусмотренным MLI), то компетентный орган договаривающегося государства вправе предоставить льготы по СИДН, если такой резидент докажет, что ни его создание (приобретение или содержание в группе), ни осуществление им операций не имели одной из своих основных целей получение преференций по СИДН.

10. Для целей применения пониженных налоговых ставок в отношении дивидендов MLI вводит требование о непрерывном сроке участия в организации на протяжении 365 календарных дней. Это правило дополняет, но не отменяет действующие в СИДН условия.

11. MLI вносит существенные изменения в налогообложение постоянного представительства:

a) MLI сужает определение «подготовительной и иной вспомогательной деятельности». В случае выявления налоговыми органами злоупотреблений в действиях налогоплательщика в виде структурирования единого бизнеса таким образом, когда каждая из бизнес-единиц исполняет отдельные операции, носящие подготовительный или вспомогательный характер и по отдельности не приводящие к образованию постоянного представительства, такая структура в целом может быть признана постоянным представительством для целей налогообложения.

b) MLI ограничивает льготы, связанные с постоянными представительствами (отсутствием постоянного представительства):

если зависимый агент не только систематически подписывает договоры от имени компании, но также играет основную роль в их заключении, то такая деятельность образует постоянное представительство;

не приводят к образованию постоянного представительства виды деятельности, указанные в соглашениях, и деятельность, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер. В остальных случаях образуется постоянное представительство и его доход облагается налогом;

запрещено разделение контрактов по времени с целью избежания образования постоянного представительства. Россия сделала оговорку, что данные нормы не будут применимы для нее в ряде СИДН, связанных с разведкой и добычей природных ресурсов (в частности, СИДН с Норвегией и Нидерландами).

страна источника дохода вправе получить налог от постоянного представительства, расположенного в третьем государстве. Правило применяется, когда такой доход облагается по пониженным ставкам в третьем государстве и освобождается от налогообложения в стране резидентства головного офиса. MLI предусматривает отказ в льготах по СИДН при выплате дохода резиденту страны СИДН из другой страны СИДН, если первая страна относит этот доход к постоянному представительству в третьей стране (где такой доход подлежит пониженному налогообложению).

12. Лица с двойным налоговым резидентством

Для определения налоговых обязанностей лиц с двойным налоговым резиденством Россия будет применять взаимосогласительные процедуры, но не тест «места эффективного управления».

13. Взаимосогласительные процедуры

Все споры между российскими и иностранными компетентными органами могут быть разрешены только в рамках взаимосогласительной процедуры.

14. Предупреждение о рисках и рекомендации

В связи с вышеизложенным сообщаем, что:

а) ранее не облагаемые налогами в РФ операции с Вашими иностранными контрагентами:

могут быть признаны облагаемыми налогом на доходы (прибыль);

могут стать объектом для самостоятельной уплаты НДС постоянным представительством в случае создания условий для его возникновения;

б) пониженные ставки налога на прибыль, установленные СИДН, могут оказаться неприменимыми.

Рекомендуем совместно с Вашими контрагентами оценить, насколько изменение правил налогообложения трансграничных операций по СИДН влияет на ваши взаимоотношения. Иностранные контрагенты должны, помимо прочего:

определить, вступила ли в силу MLI для государства их инкорпорации и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН с Россией;

протестировать свою деятельность на предмет возникновения постоянного представительства в РФ с учетом новых подходов MLI;

провести тест основной цели в соответствии с положениями MLI.

Минфин РФ (в Письме от 28 июля 2020 г. N 03-08-05/65902) указывает, что законодатель не ограничивает налогоплательщиков каким-либо перечнем документов, необходимых для подтверждения соответствия принципу основной цели для целей применения льгот по СИДН, отдавая предпочтение содержательной части информации. При этом для такого подтверждения могут быть представлены документы, содержащие в том числе информацию:

о наличии и размере налоговой выгоды от применения международного договора, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о наличии и оценке коммерческой (деловой) выгоды, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о соотношении размера ожидаемой налоговой выгоды от применения льгот по международному договору и ожидаемой коммерческой (деловой) выгоды от совершения сделки (операции);

документы, обосновывающие наличие резидентства в одном из Договаривающихся Государств, отражающие структуру собственности и изменения в ней, характер и объем деятельности в стране резидентства.

С учетом отсутствия каких-либо практических разъяснений Минфина по применению MLI рекомендуем по вопросам, вызывающим сомнения, направлять письменные запросы в Минфин РФ, получать консультации из нескольких источников.

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 24.12.2019

Дата изменения: 24.12.2019

Прикрепленный файл: docx, 20.65 кБ

С 1 октября 2019 года вступила в силу многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года (далее – многосторонняя Конвенция) с оговорками и уведомлениями, сделанными Российской Федерацией и отражающими объём обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

Статья 35 многосторонней Конвенции устанавливает сроки начала применения положений многосторонней Конвенции в отношении налоговых соглашений, на которые распространяется многосторонняя Конвенция.

Россия, наряду с такими странами, как Андорра, Кипр, Эстония, Германия, Гонконг, Индонезия, Италия, Кения, Румыния, Испания, Швеция и Швейцария, в Федеральном законе от 01.05.2019 № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» сделала оговорку в отношении сроков начала применения многосторонней Конвенции согласно подпункту «а» пункта 7 статьи 35 многосторонней Конвенции.

Подпункт «с» пункта 7 статьи 35 многосторонней Конвенции устанавливает, если одна или несколько Договаривающихся Юрисдикций налогового соглашения, на которое распространяется многосторонняя Конвенция, делает оговорку в соответствии с пунктом 7 статьи 35 многосторонней Конвенции, дата начала применения положений многосторонней Конвенции определяется данным пунктом для всех Договаривающихся Юрисдикций налогового соглашения, на которое распространяется многосторонняя Конвенция.

Согласно данной опциональной оговорке и пункту 1 статьи 35 многосторонней Конвенции начало применения многосторонней Конвенции в каждой Договаривающейся Юрисдикции:

- для налогов у источника - с 1 января года, начинающегося после истечения 30 дней с даты получения Депозитарием (и другой стороной по соглашению одновременно) последнего из уведомлений каждой Договаривающейся Стороны о завершении её внутренних процедур для начала применения положений многосторонней Конвенции в отношении каждого конкретного соглашения;

- для иных налогов - с налогового периода, начинающегося с 1 января или после 1 января года, который начинается по истечении 6 месяцев следующих за 30-дневным периодом после даты получения Депозитарием (и другой стороной по соглашению одновременно) последнего из уведомлений каждой Договаривающейся Стороны о завершении её внутренних процедур для начала применения положений многосторонней Конвенции в отношении каждого конкретного соглашения.

В настоящее время Российской Федерацией не сделаны соответствующие уведомления, как и её партнерами по налоговым соглашениям, на которые распространяется многосторонняя Конвенция, сделавшими аналогичную оговорку, что должным образом отражено в публично доступной Базе данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), содержащей результаты применения многосторонней Конвенции.

Следовательно, начало применения многосторонней Конвенции в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые распространяется многосторонняя Конвенция, - не ранее 1 января 2021 года после направления по дипломатическим каналам ОЭСР и государствам – партнёрам по соглашениям уведомлений о завершении внутригосударственных процедур, соответствующих готовности Российской Федерации начать применение норм многосторонней Конвенции.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации как компетентный орган проводит мероприятия по составлению и согласованию с государствами – партнёрами по налоговым соглашениям, на которые распространяется многосторонняя Конвенция, синтезированных версий таких соглашений, которые отражают нормы многосторонней Конвенции, соответствующие совпадающему выбору стран.

Основная работа по завершению внутригосударственных процедур, соответствующих готовности Российской Федерации начать применение норм многосторонней Конвенции, будет завершена в 2020 году.

Директор Департамента
налоговой и таможенной политики
А.В. Сазанов

Читайте также: