Введение новых налогов после присоединения территорий северного кавказа к российской

Опубликовано: 16.05.2024

Кавказская война 1817-1864. Кратко

Кавказская война (кратко)…

Кавказская война 1817-1864 – война России с народами Северного Кавказа, связанная с присоединением горных районов к Российской империи, и военного противостояния с Северо-Кавказским имаматом, длившаяся 47 лет.

Кавказская война закончилась присоединением Северного Кавказа к России.

Кавказская война 1817-1864. Причины

• Попытки Российской империи подчинить Кавказ и утвердить там российские законы и обычаи;

• Набеги на российскую территорию, работорговля. Стремление Российской империи обезопасить свои границы от набегов горцев;

• Введение новых налогов. «Усмирительные походы» А. П. Ермолова;

• Возведение военных укреплений, усиление российского военного присутствия на Кавказе, насаждение русских законов, обычаев.

Заработок в интернете без вложений

Начало XIX века – Россия активно направляет усилия на захват кавказских земель. 1810 год – Российская империя присоединила Картли-Кахетинское царство. 1813 год – в ее состав вошли Закавказские (Азербайджанские) ханства.

Несмотря на объявленную покорность правящей элитой и согласие на присоединение, регионы Кавказа, с населением, в основном исповедующим ислам, заявили о начале борьбы за освобождение.

Кавказская война. Кратко

Ход войны и основные этапы

Кавказская война 1817-1864 гг., историками разделяется на шесть основных этапов.

I этап (1817-1819 гг.)

Начало первых партизанских выступлений горцев. Окончательное осложнение отношений между Россией и народами Кавказа из за жесткой политики наместника на Кавказе генерала А. П. Ермолова. Для усмирения горских народов строились крепости, горцев насильственно переселяли на равнину под надзор русских гарнизонов. Вызванная волна протестов, обострила конфликт и усилила партизанскую войну.

II этап (1819-1824 гг.)

На этом этапе произошло объединение правителей Дагестана против российских войск. Начаты организованные военные действия с обеих сторон. Так-же, на этом этапе, происходили боевые действия в Абхазии между армией генерал-майора Горчакова и местными партизанами, которые в последствии потерпели поражение.

III этап (1824-1828 гг.)

1824 год – начиналось восстание Таймазова (Бейбулата Таймиева) в Чечне. 1825 год – Россия смогла одержать ряд побед над кабардинцами, что привело к т. н. усмирению Большой Кабарды. Теперь центром сопротивления становится северо-восток, территории чеченцев и дагестанцев. На этом этапе возникло течение в исламе «мюридизм», основой которого является обязанность газавата – священной войны.

1827 год, 29 марта – Вместо генерала А. П. Ермолова Николай I назначает главнокомандующим Кавказским корпусом генерала И. Ф. Паскевича.

IV этап (1828-1833 гг.)

Создается первое горское мусульманское государство — имамат. Первым имимом стал предводитель кавказских горцев в борьбе против России Гази-Мухаммад, успешно воевавший против русских войск, объявивший в 1829 году русским газават. Погиб в 1832 году в сражении за родной аул Гимры.

V этап (1834-1859 гг.)

Этот период стал самым длинным в Кавказской войне. В этот этап местный предводитель Шамиль объявил себя имамом и тоже объявил газават Российской империи. Шамиль создает имамат, который включал в себя земли Чечни и Дагестана. Боевые действия в течении долгого времени проходят с переменным успехом обеих сторон. Перелом в Кавказской войне наступил 25 августа 1859 года после пленения Шамиля в ауле Гуниб войсками генерала А. И. Барятинского.

VI этап (1859-1864 гг.)

После того как имамат Шамиля был разгромлен наступил завершающий этап Кавказской войны. В 1864 году полное подавление сопротивления горцев. Для Российской империи закончилась сложная и проблемная Кавказская война 1817-1864 годов победой.

Кавказская война-1

Кавказская война (1817-1864). Итоги

1. Присоединение Северного Кавказа к России и распространение там своего административного устройства и правовой системы, ущемляющей интересы кавказских народов;

2. Уничтожение имамата;

3. Окончились междоусобные воины. Было уничтожено рабство на Кавказе;

4. Усиление влияния в регионе. После завоевания Кавказа этот регион стал важным геополитическим пунктом для усиления влияния на Востоке;

5. Начато заселения этого региона славянскими народами, массовая иммиграция горцев с Кавказа;

Северокавказский передел. Россия до сих пор пожинает печальные плоды хрущевских территориально-административных реформ
Ровно 50 лет тому назад, как раз к началу второго полугодия 1963 года, завершилась «перекройка» границ областей, краев и автономных республик Нижнего Поволжья и Северного Кавказа.

Этот «великий передел» был начат еще во второй половине 1950-х. в связи с восстановлением ряда автономных республик и областей, упраздненных в середине 1940 гг. Но до сих пор складывается впечатление, что главной целью той реформы была все-таки не оптимизация административно-территориального обустройства столь значимого для страны региона. Так, в 1956-1963 гг. территорию Ставропольского края урезали почти на треть, в результате чего край был «отодвинут» от побережья Каспийского моря. Краснодарский край и Сталинградская область уменьшилась на 13-15%, а территория Астраханской области сократилась более чем на две трети.

Указы Президиума Верховного совета РСФСР в апреле 1962-го и в феврале-июне 1963-го окончательно определили межрайонные границы в северокавказских и нижневолжских нацавтономиях. Этими актами центральные власти закрепили принадлежность многих русских районов к тем же национальным автономиям. Но до того как эти республики (и другие административные образования) во второй половине 1940 гг. (Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Адыгея и др.) упразднили, в их составе этих районов не было.

В составе Дагестана, например, оказался обширный район, расположенный на побережье Каспия с преимущественно русским населением.
Прежде он частично входил в состав Ставрополья, Астраханской и Грозненской областей РСФСР: это прикаспийские Кизлярский и Тарумовский районы нынешнего Дагестана. А в состав Калмыкии были включены не только все прикаспийские районы Астраханской области, но и некоторые приволжские районы этой, а также Сталинградской области и Ставрополья.

Нечто подобное наблюдалось в начале-середине 1920 гг., когда, например, Петровск-порт стал Махачкалой (в честь дагестанского большевика); г. Каменномостский был переименован в Хаджох (на юге теперешней Адыгеи), г. Владикавказ – в Дзауджикау, г. Степной – в г. Элисту (Калмыкия); город-курорт Серноводск был передан Горской автономии (впоследствии Чечено-Ингушетии).

Тогда обширные исконно русские территории были включены в состав многих автономных, союзных республик, нацокругов и т.п.

А в 1930 – 1940 гг. лишь некоторые границы между автономиями и русскими областями/краями, как и некоторые названия городов и территорий, были восстановлены в прежнем «прочтении». В 1956-1963 гг. кампания 1920-х., хотя и в несколько меньшем масштабе, фактически повторилась.

Автор отнюдь не выступает за новый передел внутрироссийских границ, так как прекрасно понимает, к каким негативным последствиям это может привести. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все прежние переделы, начиная с 1920 гг., ущемляли интересы в основном русских и русскоязычных, что и сегодня сказывается на социально-экономической ситуации в этих районах. А что касается непосредственно Северного Кавказа, то весьма благосклонное отношение «центра» к увеличению территории воссозданных нацавтономий позволило их руководству, что называется, диктовать политику в отношении всего Северного Кавказа.

В частности, прямые и косвенные дотации из бюджета РСФСР на Северном Кавказе с середины 1950-х распределялись так: 65-75% направлялось нацавтономиям, остальное – русским областям и краям.
Как следствие, всё чаще там проявлялись факты откровенной русофобии, росло отчуждение между русскими и представителями северокавказских национальностей (особенно в Чечено-Ингушетии, в ряде районов Дагестана, Калмыкии). В середине 1950-х - середине 1980-х этот регион, включая Калмыкию, покинуло свыше половины русских и русскоязычных жителей, проживавших там в 1944-1956 гг. Вот выдержка из доклада Северокавказского федерального округа «Северный Кавказ – русский фактор (2012 г.): «…Впервые сокращение численности русских на Северном Кавказе было отмечено уже начиная с 60-х годов прошлого века, толчком к чему послужило возвращение чеченцев и других депортированных этносов после реабилитации 1956 года. Важным сигналом в этом отношении стали «чеченские волнения» 1958 года, произошедшие сразу после «хрущѐвской» реабилитации выселенных в годы ВОВ народов, и имевшие явную этническую природу. Эти события наглядно продемонстрировали, что этнизм как фактор присутствует в советской действительности, и его игнорирование сулит самые тяжкие последствия. С этого же момента отмечается постепенное сокращение доли русского населения в Чечено-Ингушетии, которое к 1970 году составило 14,5%».

Не удивительно, что экономика и социальная сфера «экс-русских» районов постепенно приходили в запущение в отличие от других территорий в нацавтономиях. Скажем, деградация сельхоземель и сегодня остается максимальной (до 70-80% площадей) именно в тех районах нацавтономий, которые были переданы им в середине 1950-х – начале 1960-х. Пожалуй, наиболее яркий пример тому – Черноземельный (прикаспийский) район Калмыкии, который до середины 1950 гг. частично был в составе Астраханской области и Ставрополья. Можно сказать, что с конца 1950-х похожие проблемы сопровождают социально-экономическую ситуацию, в частности, северного (прикаспийского) Дагестана и «Кизлярщины» (северо-западного Дагестана), точнее, - территорий, отсоединенных в тот период от Грозненской области и Ставропольского края.

По данным исследовательского Фонда «Кумыкский мир» (2012 г.), при передаче ряда территорий Дагестану «… мнение местного старожильческого русского населения не учитывалось, притом что оно составляло абсолютное большинство. А присоединение Кизлярщины мотивировалось тем, что нацменьшинства, которые даже не назывались конкретно, чувствуют себя там не очень комфортно, что… они органически чужды русским в плане духовной и материальной культуры…». Причем особо отмечено, что «включение в состав Дагестана Кизлярщины с русским населением, проживающим там с XVI века, было противоречивым историческим актом: так как расширение административных границ автономной республики в советское время было там воспринято как расширение границ этнических. Позднее, в результате заселения Кизлярщины переселенцами с гор, осложнились отношения между коренным населением и горцами. И эта проблема требует своего разрешения…»

Упомянутое «расширение этнических границ» - отнюдь не преувеличение.

Быстрый рост численности автохтонного населения с середины 1950-х в той же Чечено-Ингушетии, прежде всего, в Дагестане вскоре потребовал «дополнительных» территорий и в сопредельных регионах, особенно в Ставрополье.
По данным Майи Алиевой (г. Ставрополь), эксперта Центра миграционных исследований РФ, уже «в 1960-1970 годы активизировались миграции народов Дагестана на Ставрополье. Здесь дагестанцы переселялись в те районы, где овцеводство было основной специализацией. За счет этого в восточных районах края быстро росло число приезжих из соседнего Дагестана. Многодетные дагестанские семьи интенсивно обосновывались на новых местах, компактно концентрируясь в таких районах, как Нефтекумский, Левокумский, Арзгирский, Туркменский» (восток и северо-восток Ставрополья в его новых, сокращенных, границах конца 1950 гг. – А. Б.).

Или вот такой характерный пример: 28 апреля 1962 г. к Майкопскому (столичному) району Адыгейской автономной области по распоряжению из Москвы была присоединена территория Тульского района Краснодарского края. Что увеличило территорию Адыгеи, расположенной внутри Краснодарского края, но автономной от него, почти наполовину.

Причем до 80% населения этого района и сегодня составляют русские (до середины 1960-х – почти 90%). Апелляции Краснодарской краевой администрации и местных жителей по поводу такого решения «центром» в расчет не принимались.

Ну, а то, как сложилась судьба русского и русскоязычного населения в Чечено-Ингушетии, - хорошо известно. Еще в 1958-м это население, в большинстве своем, решительно протестовало против фактически антирусской политики местных и центральных властей. А закончилось это противостояние межнациональными акциями и применением военной силы, главным образом, против русских и русскоязычных в Грозном. Словом, есть все основания утверждать, что многие социально-экономические проблемы на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье проистекают из перекосов в национально-административной и социально-экономической политике «хрущевского» руководства в середине 1950-х – начале 1960-х годов. Сегодня нам остается только констатировать этот факт.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

В прошлом Черное море было практически поровну поделено между прибрежными государствами, но аннексия Крыма сместила баланс военных сил в этом море в пользу России

Во время недавнего эпизода с наращиванием российских сил на территории оккупированного Крыма и у восточной границы Украины Москва объявила о том, что она перекрывает некоторые участки Черного моря и Керченского пролива для военных кораблей и других судов с 24 апреля по 31 октября. Москва пошла на этот шаг в момент чрезвычайно сильной политической и военной напряженности, которой не было со времен аннексии Крыма в 2014 году и которая представляет собой очередную ничем не спровоцированную эскалацию в продолжающейся кампании Москвы по ослаблению и дестабилизации соседней Украины.

Керченский пролив имеет очень большое значение для Украины, потому что он соединяет Азовское и Черное моря, то есть обеспечивает свободный выход украинских кораблей из украинских портов, таких как Мариуполь, во внешний мир. Россия хорошо понимает значение Черного моря.

За последние два десятилетия Россия консолидировала свое присутствие в Черном море, аннексировав грузинскую Абхазию в 2008 году и украинский Крым в 2014 году. Черноморский флот отвечает за доставку снабжения российским силам в Сирии, которые в основном находятся в порту Тартус и на авиабазе Хмеймим, а также за патрулирование восточной части Средиземного моря. Военно-морская доктрина Кремля, принятая в 2015 году, четко характеризует Черное море как основу для проецирования силы.

В прошлом Черное море было практически поровну поделено между прибрежными государствами, но аннексия Крыма сместила баланс военных сил в этом море в пользу России. Москва не только вышла из существующих соглашений с Украиной, которые ограничивали присутствие ее Черноморского флота Севастополем, но и разместила там новые военные корабли и субмарины, а также развернула по всему полуострову плотную сеть таких передовых систем вооружения, как С-400, С-300, «Панцирь-С1» и береговые ракетные комплексы «Бастион-П». Она также существенно расширила свою эксклюзивную экономическую зону и черноморскую береговую линию.

Украина наблюдала за этим наращиванием военных сил с тревогой. Не меньшую тревогу испытывала и Турция — страна, входящая в состав НАТО и расположенная всего в 600 километрах к югу.

Турция все сильнее ощущает, что она стоит на пути у России с ее региональными амбициями. Турция и Россия не являются союзниками, их скорее можно назвать «заклятыми друзьями». Они поддерживают противоборствующие стороны в Боснии, в Ливии и в Сирии. Несмотря на крепкие коммерческие, энергетические, дипломатические и военные связи, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил еще в 2016 году, что Черное море постепенно превращается в «российское озеро», и призвал к усилению присутствия НАТО в регионе.

Исторически в 18-20 веках Османская империя сражалась с царской Россией 12 раз, и она проиграла практически во всех тех войнах. В период холодной войны Турция прикрывала южный фланг НАТО, граничила с Советским Союзом на Южном Кавказе, и, по мнению экспертов того времени, на долю Турции должно было прийтись значительное число советских ядерных ударов в случае начала войны.

Британский эсминец 45 типа

В своих попытках посеять разногласия между двумя крупнейшими регулярными армиями в альянсе НАТО Москва вбила клин еще глубже после того, как Анкара рассердилась в связи с решением Вашингтона предоставить оружие ее заклятому врагу, курдским Отрядам народной самообороны в Сирии, тесно связанным с террористической организацией «Рабочая партия Курдистана». Затем, поскольку Соединенные Штаты медлили с продажей Турции столь необходимых ей ракетных комплексов «Патриот», Москва вмешалась и предложила Анкаре не свои менее передовые комплексы С-400, в которых Турция отчаянно нуждалась, чтобы защитить свою юго-восточную границу.

Хотя Турция и Россия способны сотрудничать, любви между ними нет. Доверие между Москвой и Анкарой настолько хрупкое, что, когда президент Эрдоган мягко поддержал Украину на фоне наращивания российских сил вдоль украинских границ, Россия немедленно приняла решение о приостановке воздушных перелетов в Турцию до 1 июня, сославшись на быстрый рост заболеваемости covid-19 в Турции. Однако все три стороны поняли этот сигнал. В знак благодарности Анкаре президент Украины Владимир Зеленский призвал своих сограждан провести летний отпуск в Турции, чтобы компенсировать нехватку туристов из России.

Согласно расхожему мнению, Украине и Турции необходимо укреплять сотрудничество, чтобы сдерживать амбиции России в Черном море. В геополитическом смысле Россия и Турция сблизились после того, как в 2014 году Россия незаконным образом аннексировала Крым. Турция осудила эту аннексию и публично выразила свою поддержку территориальной целостности Украины, однако она не стала вводить санкции против России. Анкара видит в Украине крайне важный буфер, отделяющий ее от России, и она активно выступала за то, чтобы принять Украину в НАТО. Видя раскол в рядах Евросоюза в вопросе будущего Украины и постоянные перемены в настроении Соединенных Штатов в период работы администрации Трампа, Турция усилила сотрудничество с Украиной, Грузией и Азербайджаном, полагая, что эти страны помогут ей сбалансировать военное присутствие России в регионе. Турции очень хотелось бы видеть рост военного присутствия НАТО в Черном море, однако подписанная в 1936 году Конвенция Монтрё о статусе проливов, обуславливающая свободный проход через Босфор, требует, чтобы Анкара ограничила объем, тоннаж и продолжительность пребывания всех судов, принадлежащих странам, не входящим в список прибрежных черноморских государств. Для Турции такое положение вещей очень неудобно, поскольку по закону она обязана ограничивать доступ кораблей НАТО к Черному морю. Между тем эта конвенция играет на руку Москве, что объясняет, почему президент России Владимир Путин настаивает на ее сохранении, несмотря на желание Турции выйти из нее.

Кроме того, столкнувшись с ростом враждебности со стороны западных столиц, Анкара рассматривает Украину как партнера в области развития военных технологий. Турция работает с украинскими компаниями, чтобы создать дизельные двигатели для своих истребителей пятого поколения и основных боевых танков Altay. Украина также производит двигатели для турецких дронов Bayraktar — тех самых дронов, которые помогли склонить чашу весов в пользу Турции в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. В 2019 году Украина купила у Турции 12 военных дронов Bayraktar TB2, и уже известно о ее планах приобрести еще пять таких беспилотников. В 2020 году Турция и украинская государственная конструкторская компания «Ивченко-Прогресс» подписали контракт на поставку турбореактивных двигателей АИ-35, которые, как ожидается, будут установлены на новые турецкие крылатые ракеты Gezgin. Недавно Украина согласилась купить четыре турецких корвета типа «Ада» проекта MILGEM, известных своей маневренностью. Такое сотрудничество — в рамках которого Турция использует надежные украинские двигатели, а Украина — передовые турецкие технологии, — позволяет Анкаре экспортировать свою собственную военную технику, не волнуясь о получении экспортных лицензий, которые она больше не может получить от Соединенных Штатов и Европы. Что касается Киева, то теперь, когда он отрезан от российского рынка, Турция обеспечивает ему доступ к передовым технологическим ноу-хау и является новым партнером для сотрудничества.

Крымские татары — это еще один фактор, который связывает Украину и Турцию. Крымское ханство существовало в качестве автономного образования в составе Османской империи в течение шести столетий до того, как в 1783 году Россия оккупировала полуостров. В начале 20 века миллионы крымских татар были попросту истреблены — их либо убили, либо депортировали в Среднюю Азию. Многие из крымских татар тогда бежали в Турцию. Сегодня в Турции есть многочисленное, активное и влиятельное меньшинство крымских татар, которые настойчиво выступают за большую вовлеченность Турции в дела Крыма. Татары до сих пор занимают важное место во внешнеполитической повестке Турции, и их часто используют в качестве доказательства того, что Анкара заботится о своих «тюркских собратьях». С другой стороны, Украина — хотя ее власти дискриминировали и притесняли татарское население до аннексии Крыма Россией, — теперь использует татар в качестве аргумента для дальнейшего сближения, пытаясь вызвать в турках стремление помочь их мусульманским братьям.

В укреплении коммерческого и военного сотрудничества с Россией нельзя обвинить одну лишь Турцию. В конце концов, Германия, которая является членом НАТО, решительно настроена завершить строительство газопровода «Северный поток-2» (по которому газ будет доставляться прямиком из России в Германию), несмотря на возражения Вашингтона. Кроме того, Германия до сих пор остается ведущим торговым партнером России. В отличие от Турции, которая решительно поддерживает идею принятия Украины в НАТО, Германия открыто выступает против членства Киева в этом альянсе, опасаясь, что это может разозлить Москву. Между тем президент Франции Эммануэль Макрон призвал к диалогу с Россией и к отказу от введения новых санкций, несмотря на рост враждебной активности России в Европе.

Администрация Трампа действительно относилась к Украине как к помехе и политическому футбольному мячу. Такой подход, очевидно, придал смелости Владимиру Путину, который продолжает вести свою агрессивную внешнюю политику и не демонстрирует никакого желания отступать, как минимум в отношении Черного моря. Москва продолжает саботировать все поддерживаемые Западом возможности прийти к согласованному решению, делая ставку на то, что рано или поздно интерес международного сообщества к поискам способа мирного урегулирования этого конфликта иссякнет.

Но Москва не остановится на Украине. Она до сих пор не успокоилась по поводу Балкан и по поводу Кавказа. Именно поэтому возрождение военных связей с Украиной принесет пользу американским интересам, поскольку это позволит препятствовать территориальному экспансионизму России, расстроить ее планы в Черном море, защитить союзников НАТО на Балканах и укрепить проамериканскую систему сдерживания в регионе, который превратился в плацдарм для проецирования российской военной мощи на Ближнем Востоке.

Однако Украина вряд ли сумеет достичь этих целей без поддержки Турции. Как недавно сказал бывший посол США в Сирии Джеймс Джеффри (James Jeffrey), «мы действительно не сможем закрепить свои позиции на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Черном море без Турции. Кроме того, Турция — это естественный оппонент России и Ирана».

Последнее время Турция и Соединенные Штаты занимали противоположные стороны по целому ряду региональных вопросов. Но, если президент США Джо Байден всерьез намерен сдержать Россию и Иран, ему потребуется, чтобы Турция и дальше расширяла свое геополитическое и военное влияние. Поэтому вместо того, чтобы постоянно занимать позицию карателя в отношении второго по значению члена альянса НАТО, президенту Байдену необходимо лучше разобраться во вполне обоснованных тревогах Анкары по поводу безопасности.

Потеря Ирана в 1979 году стоила Соединенным Штатам их стратегического присутствия на Ближнем Востоке — и от этой утраты они до сих так и не оправились. Потеря члена НАТО, который граничит с Черным морем, Эгейским морем, Средиземным морем, Балканами, Кавказом, Ираном, Ираком и Сирией, обернется тем, что Россия получит все эти стратегически важные регионы на серебряном блюде. Это такая роскошь, которую Вашингтон не может себе позволить.

Харун Карчик — журналист и политический аналитик, живущий в Сараево и освещающий тему иностранного влияния на Балканах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

История присоединения Кавказа к России, истоки которой следует искать в далеком прошлом нашей Родины, полна героических и драматических событий, во многом определивших дальнейший путь развития народов, втянутых в этот многовековой процесс. Несмотря на то что она завершилась созданием мощного межнационального союза, сепаратистские настроения среди горцев не раз проявлялись и влекли за собой вооруженные конфликты.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Во глубине веков

Чтобы наиболее полно воссоздать картину присоединения Кавказа к России, следует начать с событий, происходивших еще во времена правления князя Святослава Игоревича, то есть во второй половине X века. После разгрома хазар, контролировавших юго-восточные степи, он покорил племена косогов и ясов, населявших предгорье Кавказа, и добрался до Кубани, где впоследствии было образовано легендарное Тмутараканское княжество. В народном фольклоре оно сделалось символом удаленных земель.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Однако в последующие века, омраченные междоусобицами удельных князей, Русь лишилась многих прежних завоеваний, и ее границы были отодвинуты от берегов Азовского моря. Дальнейшие мирные попытки присоединения Кавказа к России, которые с большой долей условности принято считать первым этапом этого длительного процесса, относятся к периоду XV–XVII вв. и характеризуются вассально-союзнической формой отношений, установившихся между московскими правителями и старейшинами наиболее многочисленных кавказских племен.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Начало священной войны

Этот непрочный и часто нарушавшийся обеими сторонами мир продержался до начала XVIII века, и окончательно рухнул после того, как Петр I, вознамерившись открыть для России торговый путь в Индию, предпринял в 1722-1723 гг. поход в прикаспийские земли. Одержав ряд побед на равнине, он тем самым спровоцировал коренных жителей горных районов к началу военных действий из опасения захвата принадлежавших им территорий.

Этот этап истории присоединения Кавказа к России отмечен обострением вооруженных конфликтов, явившихся следствием начала массового движения среди горцев-мусульман (мюридов), направленного против неверных, то есть христиан. Он вылился в начало полномасштабной «священной» войны, именовавшейся «газаватом». С некоторыми перерывами она растянулась почти на полтора столетия.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Под знаменами шейха Мансура

Отмечается, что в период правления Петра I, а также в годы царствования Екатерины II большинство сообщений о присоединении Кавказа к России носили характер военных сводок, что говорит о настойчиво проводившейся в жизнь политике колонизации с использованием вооруженных сил. Несмотря на то что в 1781 году жители ряда чеченских общин добровольно присягнули на верность России, уже через несколько лет все они стали участниками созданного шейхом Мансуром национально-освободительного движения. Единственное, что помешало тогда началу полномасштабной войны – это неудачная попытка шейха объединить все горские народы в единое мусульманское государство. С этой задачей позже справился исламский религиозный и политический деятель по имени Шамиль.

Тем не менее Мансуру удалось объединить в рядах созданного им антиколониального движения многие народности Северного Кавказа и сплотить их под лозунгом общей борьбы за национальную независимость. На первых порах повстанцам сопутствовала военная удача, но очень скоро выяснилось, что, взяв в руки оружие, они намерены использовать его не только против внешних врагов, которыми для них были российские, но и против своих внутренних угнетателей – местных феодалов-собственников земли.

Это явилось причиной того, что горские верхи предали национальные интересы и совместно с правительственными войсками приняли участие в усмирении повстанцев. После их разгрома шаткий мир был временно восстановлен, а сам предводитель бунтовщиков схвачен и в 1791 году закончил свои дни в каземате Шлиссельбургской крепости. На этом завершился второй этап присоединения к России Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Генерал Ермолов против отрядов Теймиева

Дальнейшее развитие событий в этой постоянно горячей точке связано с назначением в 1816 году генерала А. П. Ермолова командующим дислоцированными на Кавказе войсками. С его приходом началось планомерное продвижение российских частей вглубь территории Чечни. В ответ на это из числа горцев были сформированы многочисленные кавалерийские отряды, возглавляемые Бейбулатом Теймиевым.

Под его командованием они более 15 лет вели партизанскую войну, нанося правительственным силам неисчислимый урон. Отмечается, что сам он являлся сторонником мирного сосуществования с Россией, и за оружие взялся лишь в силу создавшейся обстановки. В 1832 году Теймиев был предательски убит одним из своих приближенных. По свидетельству участников тех событий, предводитель горцев пал жертвой борьбы за власть между представителями нескольких враждующих кланов.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Взлет и падение Шамиля

Борьба за присоединение Кавказа к России в 19 веке получила наибольшее напряжение после того, как имамом − религиозным и политическим вождем местных племен − был провозглашен уже упомянутый выше Шамиль, образовавший на подконтрольных ему территориях мощное теократическое государство, сумевшее в течение длительного времени противостоять российским войскам.

Процесс колонизации был значительно затруднен, но впоследствии созданный Шамилем имамат стал активно разлагаться ввиду установленных внутри него непомерно суровых законов и коррупции, разъедавшей властную верхушку. Это ослабило военную мощь горцев и привело их к неизбежному в таких случаях поражению. Завершился этот, третий по счету этап присоединения Кавказа к России пленением Шамиля в 1859 году и заключением мирного договора.

Забытые идеалы

Прежний политический и духовный лидер горских народов был доставлен в Россию и стал почетным пленником правившего в те годы императора Александра II. Все его родственники, входившие когда-то в элиту военного руководства, получили от российской казны щедрые воздаяния и поспешно отреклись от прежних идеалов. Итог этого этапа присоединения Кавказа к России кратко можно охарактеризовать как установление господства военной администрации и полную ликвидацию институтов местного самоуправления.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

В годы, когда Шамиль со своими многочисленными родственниками благоденствовал в России, многие его соотечественники были изгнаны со своей земли и депортированы в Турцию, правительство которой дало на это свое согласие. Данная мера позволила царским властям значительно сократить численность местного населения и заселить освободившиеся территории переселенцами из других районов страны.

Кавказские партизаны

Начало XX века ознаменовалось очередным – четвертым этапом присоединения Кавказа к России. Кавказская война, вновь вспыхнувшая в те годы, явилась результатом политики царского правительства, которое строило свои взаимоотношения с коренным населением края без учета его национальных особенностей, делая при этом ставку лишь на грубую силу. Не имея возможности выступить единым фронтом, как это было во времена шейха Мансура, Бейбулата Теймиева или Шамиля, горцы прибегли к тактике партизанского движения как единственно доступной им форме вооруженной борьбы.

Присоединение Кавказа к России: история вхождения в состав России, интересные факты

Идеология, победившая веру отцов

Последним, заключительным этапом процесса, направленного на вхождение горских народов в состав России, стали события, обусловленные влиянием на жителей Кавказа представителей социал-демократической партии, проводивших там широкую пропагандистскую и просветительскую работу. Их успехи были столь велики, что к моменту октябрьского вооруженного переворота идеи построения социализма в значительной степени вытеснили из сознания народных масс исламскую идеологию. Именно благодаря этому территория Кавказа вскоре стала важной составляющей частью Советского Союза и оставалась ею вплоть до его распада.


CC BY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шавишвили Автандил Э.

В статье рассматриваются правовые основы и порядок вхождения Северного Кавказа в состав Российской Империи. Исследуется правовое положение населения в период до и после проведения буржуазных реформ.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шавишвили Автандил Э.

Legal basis and order of the entering North Caucasus are considered in article in composition of the Russian Empire. The legal position of the population is Researched at period before and after the undertaking the bourgeois reforms.

Текст научной работы на тему «Правовое положение Северного Кавказа в составе Российской империи»

Шавишвили Автандил Э.

Северо-Кавказского социального интситута

Правовое положение Северного Кавказа в составе Российской империи

В статье рассматриваются правовые основы и порядок вхождения Северного Кавказа в состав Российской Империи. Исследуется правовое положение населения в период до и после проведения буржуазных реформ.

Legal basis and order of the entering North Caucasus are considered in article in composition of the Russian Empire. The legal position of the population is Researched at period before and after the undertaking the bourgeois reforms.

Ключевые слова: Северный Кавказ, органы управления, государственное устройство, правовой статус, интеграция.

tey words: North Caucasus, management body, state device, legal status, integration.

СЩ самого раннего периода свое-Щ го формирования многонациональное российское государство сталкивалось с проблемами, касающимися не только вхождения новых территорий в состав России, но и изыскания форм и методов управления ими. Вызрела необходимость проведения такой национально-государственной политики, которая бы максимально учитывала интересы, как присоединенных территорий, так и Российской империи в целом.

Вхождение Северного Кавказа в состав Российской империи можно условно разделить на несколько этапов.

Первый - последняя четверть XVIII в. - первая четверть XIX в. Этот этап имеет большое значение, так как в это время на территорию Северного Кавказа стала распространяться военно-административная власть Российской империи в результате одержанных ею дипломатических победах, завершивших многочисленные войны с Османской империей и Ираном. Второй этап характеризуется становлением первых административно-судебных органов (системы приставств, военно-народного управления), а также становлением института кавказского наместничества (18441883 гг.).

Такой же сложной задачей, как процесс вхождения Северного Кавказа в состав Российской

империи, оказался процесс организации управления этим обширным краем. Изучение нормативных актов о вхождении территорий Северного Кавказа в состав России, а также архивного материала дает возможность выявить следующую закономерность в системе управления Северным Кавказом в первой четверти XIX в. В тех частях Кавказа, которые входили в состав России добровольно либо по международно-правовым договорам устанавливалось правление, в какой-то степени напоминавшее общероссийское. Те территории, которые сопротивлялись вхождению в состав России, в первой четверти XIX в. сохранили в некоторой мере внутреннюю самостоятельность. Это была вынужденная мера со стороны царского правительства, которое надеялось, что при такой самостоятельности данные территории станут более преданными Российской империи.

Начиная с конца XVIII в., начались поиски методов организации управления Кавказом. С 1796 г. высшим должностным лицом, осуществлявшим управление кавказскими народами, являлся генерал-губернатор, а к 1800 г. эти полномочия концентрировались в руках командующего Кавказской линией и военного губернатора Астрахани К.Ф. Кнорринга.

В соответствии с Указом Правительствующего Сената от 15 ноября 1802 г. произошел раздел Астраханской губернии на Кавказскую и астраханскую, которые, в свою очередь, делились на

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

уезды1. Губернское правление в них осуществлялось соответственно общих для остальной части России положений. Гражданская власть в данных губерниях вверялась губернаторам, имевшим достаточно широкие права в разрешении гражданских дел, а также позволяющие им контактировать с Правительствующим Сенатом, министерствами и самим императором2, но под контролем нового административного института в лице главноуправляющего Кавказом. В его руках сосредоточились функции как военной, так и гражданской власти.

Учреждение для управления Кавказской обла-сти3, вступившее в силу 6 февраля 1827 г. - первое высочайше утвержденное особенное законодательное установление для Северо-Кавказского региона, чей статус и широкий спектр регулируемых отношений свидетельствуют о его исключительном значении. Учреждение стало тем правовым шагом, которым подводился своеобразный итог применению различных подходов к закреплению указанной территории в составе Российского государства и построению эффективной системы местной, в том числе судебной, власти.

Кавказская область учреждалась в пределах бывшей Кавказской губернии с включением в ее состав земель Черноморского войска и состояла в одном главном управлении с Грузией. Земли, входящие в состав области, делились на четыре округа: Ставропольский, Георгиевский, Кизлярс-кий и Моздокский. Управление областью делилось на четыре уровня: 1) Главное управление на Кавказе с центром в Тифлисе; 2) Областное управление с центром в Ставрополе; 3) Окружное управление с центрами в городах: Ставрополь, Георги-евск, Моздок и Кизляр; 4) Волостное управление.

Устанавливаемая Учреждением система управления в регионе была в высокой степени централизованной. Это означало, что на всех ступенях властной вертикали воспроизводился единый подход к управлению, а институты местной власти на разных уровнях наделялись некоторым общим набором прав и обязанностей, ограниченным лишь естественными пределами ведомственной компетенции. Главное управление было соединено под единым началом главноуправляющего в Грузии, должность которого соответствовала генерал-губернаторской. Основным предметом деятельности главноуправляющего соглас-

но Учреждению был надзор над «правильным и успешным движением всех подчиненных управлений и доставление им нужных разрешений». Однако наиболее существенной особенностью института главноуправляющего было сосредоточение в одних руках всей полноты как военной, так и гражданской власти в регионе.

Подробный и формально исчерпывающий, т.е. не допускающий расширения перечень обязанностей главноуправляющего был условно разделен в законе на три сферы компетенции: надзор за «движением дел» в органах исполнительной и судебной власти, контроль соблюдения законности и хозяйственная (преимущественно фискальная) деятельность. Аналогичный принцип классификации полномочий был воспроизведен в законе и в отношении областного уровня местной власти.

Учреждение 1827 г. описывало четкую структуру органов управления в Кавказской области, заложив, тем самым, прочный фундамент под дальнейшую интеграцию региона в политико-правовое пространство Российского государства.

Следующий этап реформирования управления краем связана с принятием Указа 1840 г.4, которым была решена проблема правового статуса Северного Кавказа в составе Российской империи в XIX в. Северный Кавказ стал формироваться как неотделимая часть России. Именно для этого созрела необходимость реформы 1840 г., цель которой - установление единой системы органов исполнительной власти, присущей всем губерниям Российской империи. Введение наместничества в Кавказской области подтверждает политику царского правительства, направленную на то, чтобы превратить Северный Кавказ в нераздельную часть России.

Хотя вхождение Северного Кавказа в состав Российской империи завершилось во второй половине XIX века, изменения в правовом положении населения, в системе управления, в организации правосудия начались в первой трети XIX в.

Вхождение Северного Кавказа в состав России привело к окончательному формированию сословий Кавказа, закреплению их прав и привилегий. Согласно Рескрипту от 6 декабря 1846 г.5 землевладельцы мусульманских провинций получили право собственности на управляемые ими земли, которые до этого находились только в их

1 Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией (АКАК). Т. 2. Тифлис, 1868. С. 919.

2 Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII - первой трети XIX в. Владикавказ, 1992. С. 32.

3 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание 2-е. Т. II. № 878.

4 ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т XV. № 13368.

5 ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т XXI. Отд.2. № 20672.

губерниями становится особенно подчеркнутой. Подтверждением этого стало принятие «Учреждения управления Кавказского края» от 26 апреля 1883 г3.

Таким образом, еще в конце XVIII - начале XIX в. российское правительство начало поиски лучшей формы организации правового статуса Северного Кавказа. Административно-правовые реформы и судебные преобразования в крае ввели организацию и деятельность органов управления и суда, аналогичных системе центральных губерний Российской империи.

На правовой статус Северного Кавказа не могли не повлиять реформы 1860-1870-х гг., проведение которых подчеркивало единство данного региона с Россией.

В течение всего XIX в. как вся российская империя, так и, в частности, Северный Кавказ, постепенно приобретали тенденцию к унификации и, хотя и не полностью, к концу столетия северокавказский край почти приравнялся к великорусским губерниям. После окончательного вхождения Северного Кавказа в состав Российской империи, он стал ее органической частью, а его административно-территориальные единицы получили статус если не равный, то очень близкий к статусу других губерний России.

Свидетельством этого служит приравнивание правового положения населения с населением центральных губерний, введение органов управления, аналогичных общеимперским, установление общероссийских административно-территориальных единиц.

1 ПСЗРИ. Собрание 2-е. T XXXVI. № 27686.

2 Там же. T.XLIX. Отд.2. № 53996.

3 ПСЗРИ. Собрание 3-е. Т.П. № 637.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)

Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

владении и пользовании.

Во второй половине XIX в. на Северном Кавказе как части Российской империи были проведены буржуазные реформы. Однако если в центральных губерниях России крестьянская реформа проводилась без определения правомочий землевладельцев, то на Северном Кавказе она стала возможной лишь после размежевания земель1 в 1868 г. В этом же году была проведена судебная реформа2, которая также проводилась с определенными изъятиями по сравнению с центральными губерниями. Эти изъятия были отчасти обусловлены местными особенностями. Аналогичным образом были проведены городская, земская, военная реформы и реформа в области образования.

Реформирование горских территорий Северного Кавказа по общероссийскому образцу было слишком поспешным процессом, в котором были сохранены лишь незначительные попытки адаптировать все нововведения к местным условиям и возможностям. Особенно ярко это проявилось в преобразованиях государственно-административной системы управления, где быстрыми темпами шел процесс формирования управленческих институтов по образцу Российской империи. Многие мероприятия по административному устройству Кавказа не соответствовали местным условиям, укладу местной жизни и были преждевременными. В итоге к 1880-м гг. стало наблюдаться обострение противоречий между российской администрацией и местным населением.

В конце XIX в. имперская политика по унификации статуса Северного Кавказа с внутренними

Читайте также: