Введение налога в казахстане

Опубликовано: 26.04.2024

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Внесены изменения в Налоговый кодекс в части введения специального налогового режима (СНР) розничного налога для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших от пандемии секторах. Так, с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополнен главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога».

Норма действует с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Перечень видов деятельности по которым применяется режим розничного налога

Режим розничного налога рассчитан на 2 года как антикризисная мера для обеспечения снижения налоговой нагрузки на субъекты МСБ и оптимизации порядка оплаты налогов и платежей в бюджет.

Перечень видов деятельности установлен постановлением Правительства РК. В перечне предусмотрены те виды деятельности, на которые применялись ограничительные карантинные меры в период пандемии.

Всего определено 114 видов деятельности.

В частности, в перечень вошли:

  • техническое обслуживание и ремонт автомобилей
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами
  • розничная торговля мебелью в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами
  • розничная торговля книгами в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами,
  • розничная торговля аудио и видеозаписями в специализированных магазинах
  • розничная торговля спортивным оборудованием в специализированных магазинах
  • розничная торговля одеждой и обувью
  • розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями
  • розничная торговля цветами в специализированных магазинах
  • розничная торговля подержанными товарами в магазинах
  • перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами
  • деятельность автомобильных стоянок
  • предоставление гостиничных услуг с ресторанами
  • деятельность туристских операторов и агентств
  • дошкольное образование
  • театральная и концертная деятельность, цирков, музеев
  • ремонт мебели и предметов интерьера, обуви
  • предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Каков порядок применения специального налогового режима розничного налога

Специальный налоговый режим розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

  1. признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом РК;
  2. осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

Специальный налоговый режим розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в Республике Казахстан и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

  • юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового Кодекса;
  • индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

В какие сроки представляется отчетность

Налоговым периодом для применения специального налогового режима розничного налога является календарный квартал.

Субъектами малого и среднего бизнеса, применяющими СНР розничного налога, представляется ФНО 913.00.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уставный капитал товарищества может составлять 20 рублей

В Казахстане действуют привлекательные ставки соцналогов

Субъекты специальных зон освобождены от всех налогов

На протяжении последних лет основными направлениями налоговой политики Республики Казахстан является снижение налоговой нагрузки и совершенствование налогового администрирования. Отметим, что для российского бизнеса Казахстан может рассматриваться как один из инструментов налогового планирования. Конечно, в таком качестве может выступать и субъект России, в котором действуют льготные налоговые ставки, однако российские регионы ограничены в совершении налоговых маневров федеральным законодательством. Казахстан же в отличие от субъектов РФ активно создает комфортные условия для ведения бизнеса, в том числе устанавливая благоприятные налоговые режимы (см. таблицу).

Ключевые различия налоговых систем России и Республики Казахстан

Вид налога Россия Казахстан
Налог на прибыль (корпоративный подоходный налог) Общая ставка — 20%. При этом 2% зачисляется в федеральный бюджет. Региональная ставка в размере 18% может быть снижена до 13,5% (п. 1 ст. 284 НКРФ) Ставка налога — 20%. Освобождены от уплаты налога участники инвестиционных проектов и субъекты СЭЗ
НДФЛ с выплат в рамках трудовых отношений (индивидуальный подоходный налог) Ставка НДФЛ равна 13% (п. 1 ст. 224 НКРФ) 10%
НДС В зависимости от вида операций, являющихся объектом обложения НДС, применяются следующие ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НКРФ) 0% или 12%
Страховые взносы (социальный налог и социальные отчисления) В общем случае работодатель должен исчислить страховые взносы по общему тарифу в размере 30% (в Пенсионный фонд РФ — 22%, в ФСС России — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%) Ставка социального налога составляет 11%, в отношении социальных отчислений — 5%. Однако социальные отчисления с доходов свыше 39 тыс. рублей в месяц не уплачиваются
Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации) Налоговая ставка для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» — 15%. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5% (п. 2 ст. 346.20 НКРФ). Ставка для субъектов УСН, выбравших объектом налогообложения «доходы», составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НКРФ) Налоговая ставка составляет 3% с полученных доходов
НДФЛ с дивидендов (индивидуальный подоходный налог) В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися налоговыми резидентами России, — 9% (п. 4 ст. 224 НКРФ), не являющимися резидентами — 15% (п. 3 ст. 224 НКРФ) ИПН при выплате дивидендов отсутствует после трехлетнего срока владения долей

Ставки НДС и подоходного налога в Казахстане ниже, чем в России

Примечательно, что ставка НДС в Казахстане, в том числе и при импорте, составляет всего 12 процентов. При этом налогоплательщикам Казахстана необходимо встать на регистрационный учет по НДС только в том случае, если их выручка в течение календарного года превысит лимит в 11 млн рублей. В случае если компания подпадает под этот лимит, но желает уплачивать налог, то она может встать на регистрационный учет в целях НДС, представив соответствующее заявление в налоговые органы.

Ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане, как и ставка налога на прибыль в России (п. 1 ст. 284 НКРФ), составляет 20 процентов. Ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) в Казахстане равна 10 процентам. При этом на казахстанских работодателей возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет в отношении всех доходов, выплачиваемых своим работникам. Получается, что российский НДФЛ проигрывает казахстанскому ИПН на 3 процентных пункта. Впрочем, казахстанские работники несут бремя уплаты обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов от своих доходов.

Дивиденды физлицам-резидентам освобождены от подоходного налога

В отношении дивидендов, полученных физлицами, являющимися резидентами России, налоговая ставка установлена в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НКРФ). Однако в Казахстане ситуация иная. Если в момент исчисления дивидендов учредитель владеет долей в компании не менее трех лет, то выплата дивидендов освобождена от ИПН. Исключение составляют компании-недропользователи и резиденты стран с льготным налогообложением. Полное освобождение от уплаты ИПН с дивидендов после трехлетнего срока владения долей применяется и к участникам — резидентам России.

В случае владения долей менее трех лет при выплате дивидендов в адрес нерезидента казахстанская организация должна удержать ИПН у источника в размере 15 процентов. Однако, воспользовавшись положениями пункта 3 статьи 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96, эту ставку можно снизить до 10 процентов.

Соцналог в Казахстане составляет всего 11 процентов

В Казахстане действуют привлекательные тарифы социальных налогов и отчислений. Так, социальный налог исчисляется по фиксированной ставке в размере 11 процентов от доходов сотрудников за вычетом обязательных пенсионных взносов, которые работники уплачивают самостоятельно. В отношении социальных отчислений установлена ставка в размере 5 процентов. Ежемесячные выплаты, превышающие сумму десятикратного минимального размера оплаты труда (около 39 тыс. рублей), не облагаются социальными отчислениями.

Примечательно, что вознаграждения в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера не облагаются социальным налогом и социальными отчислениями. В России же выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются только взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 закона от24.07.09 №212-ФЗ).

Казахстанские упрощенцы уплачивают налог с доходов по ставке 3 процента

Для малого бизнеса налоговая система Казахстана предусматривает возможность использования двух спецрежимов: на основе патента и на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации подразумевает уплату налога с доходов по ставке 3 процента. Данную систему налогообложения могут применять компании, у которых среднесписочная численность работников не превышает 50 человек, а доход за налоговый период составляет не более 2800-кратного минимального размера оплаты труда (на сегодняшний день около 11 млн рублей). Однако существует и еще ряд ограничений по применению данного спецрежима. К примеру, налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять компании, получающие доходы от источников за пределами республики. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов, процентов и роялти.

Необходимо отметить еще один неоспоримый плюс. В отличие от российских упрощенцев, казахстанские спецрежимники вправе встать на учет в качестве плательщиков НДС. Это позволяет им помимо использования пониженной ставки с доходов не потерять право на применение вычета по НДС.

Иностранные инвесторы освобождены от уплаты части налогов

Иностранные компании, в том числе и российские, желающие организовать в Казахстане крупное производство, могут рассчитывать на значительные налоговые льготы, а также на поддержку государства. Введение таких налоговых послаблений предусмотрено с 1 января 2015 года. Главным условием применения льгот является осуществление инвестиций на сумму не менее 20 млн долларов в одну из сфер деятельности, предусмотренных специальным перечнем, утвержденным правительством республики.

Каждый инвестор, подписавший с комитетом по инвестициям специальный контракт, может воспользоваться следующими налоговыми преимуществами:

  • полное освобождение от корпоративного подоходного и земельного налогов на срок до 10 лет;
  • полное освобождение от налога на имущество на срок до 8 лет со дня введения в эксплуатацию фиксированных активов;
  • возмещение до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования («инвестиционная субсидия»);
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования и запасных частей на период инвестиционного контракта, но не более чем на 5 лет.

Резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты всех налогов

Еще один выгодный с налоговой точки зрения способ ведения бизнеса в Казахстане — регистрация в специальной экономической зоне (СЭЗ). В целях активизации внешнеэкономических связей и создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан созданы 10 специальных экономических зон. К примеру, промышленно-производственные зоны. Это, в частности, «Морпорт Актау» в Мангистауской области, «Павлодар» в городе Павлодар, «Астана — новый город» в городе Астана, «Химический парк Тараз» в Жамбылской области. Кроме того, на территории республики созданы сервисные СЭЗ: «Бурабай» в Акмолинской области, «Хоргос — Восточные ворота» в Алматинской области. А также существует технико-внедренческая зона — «Парк инновационных технологий» в городе Алматы.

Примечательно, что субъекты СЭЗ освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога, имущественного и земельного налогов, от социального налога. Кроме того, при соблюдении определенных условий резиденты специальных экономических зон освобождены от уплаты НДС и таможенных пошлин.

Возможность в определенных случаях не платить корпоративный подоходный налог и прочие налоги, относительно невысокие ставки зарплатных налогов и НДС, отсутствие при определенных условиях ИПН с дивидендов делают Казахстан привлекательным местом для перемещения бизнеса в рамках Таможенного союза и в рамках создаваемого Евразийского экономического союза.

Впрочем, несмотря на относительно низкий уровень корпоративного налогообложения, для казахстанских налоговых органов так же, как и для их российских коллег, актуальна борьба с налоговыми схемами. Причем используемые казахстанскими компаниями схемы в целом схожи с российскими.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

Прогрессивная шкала налогообложения в Казахстане уже действовала до 2007 года. Её отменили по тем же причинам, по которым сейчас хотят вернуть.

В Казахстане предложили ввести прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога (ИПН). Новшество подразумевает, что высокооплачиваемые работники будут платить больше налогов, а сотрудники с низкой зарплатой – меньше.

Что такое прогрессивная шкала налогообложения

11 мая на заключительном заседании госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения президент Казахстана предложил ввести прогрессивную шкалу ИПН. Главная задача – сократить число "серых" заработных плат.

"Пришло время проработать вопрос введения прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в отношении заработных плат и других видов дохода. Наша основная цель – вывести из тени наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Суть прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, а для высокооплачиваемых работников сумма налога возрастёт. Пока нет точных данных, как это будет реализовываться.

В Казахстане работодатель сейчас платит несколько видов налогов:

  1. Обязательные пенсионные взносы (ОПВ).
  2. Социальные отчисления.
  3. Индивидуальный подоходный налог (ИПН).
  4. Социальный налог.
  5. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС).

С заработной платы работника удерживаются только ИПН, ОПВ и ОСМС. Остальные платит работодатель.

ИПН – единая величина в размере 10% от зарплаты. Неважно, сколько человек зарабатывает – 60 000 тенге или 600 000 – он обязан платить одну налоговую величину. Это называется плоская или единая шкала налогообложения.

Принцип прогрессивной шкалы в том, что чем больше человек зарабатывает, тем больше налогов с дохода платит. "Прогрессивку" принято считать справедливой системой, при которой богатые платят больше. Вопрос в том, начиная с какой зарплаты человека можно отнести к богатым.

Прогрессивная шкала действует в некоторых европейских странах. Например, во Франции семь ступеней ставок от 5,5 до 49%. Самые высокие налоги платят граждане с годовым доходом более 500 тысяч евро (228 млн тенге), но есть и необлагаемый минимум – 6 011 евро в год (2,7 млн тенге), на который подоходный налог составляет 0%.

Почему Казахстан отказался от прогрессивной шкалы в 2007 году

Введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога – не новшество для Казахстана. До 1 января 2007 года в стране действовала эта система, но её заменили на плоскую шкалу. Нововведение подали под соусом либерализации налогового законодательства. Но самое интересное, что главный аргумент отмены был тот же, что и сейчас – выведение доходов граждан из тени.

"До 2007 года администрирование налогов было затруднено в Казахстане. Поэтому решили упростить и ввести единую ставку – до 10%. Объяснением было – вывести доходы из тени. Сегодня же сложилась иная ситуация – банки внедрили цифровые технологии. Сейчас переводы с карты на карты даже на базарах. Почти все предприятия платят зарплаты на карточки. С этой точки зрения администрирование за 13 лет стало проще", – рассказывает экономист Айдархан Кусаинов.

Плюс выросла эффективность инфраструктуры электронных платежей. Появилась система стимулов к указыванию своих доходов.

Какие ставки по ИПН предлагали ввести в Казахстане

Вводить или нет прогрессивную шкалу в Казахстане, спорят давно, с момента её отмены в 2007 году. В последний раз о "прогрессивке" заговорили в 2019 году. В своём первом послании народу Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода.

В феврале 2020 года Министерство национальной экономики РК представило один из вариантов прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. Правда, с оговоркой, что она будет вводиться после внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов граждан.

В представленном варианте предполагалось несколько ступеней ставок ИПН: от 0% для граждан с доходом менее 60 тысяч тенге в месяц до 20% для лиц с доходами выше 300 тысяч тенге.

Предложение МНЭ РК по прогрессивной шкале

Но 12 мая на заседании Правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев призвал не принимать в расчёт ранее представленные цифры, ссылаясь на то, что разработка ставок только началась.

"В Министерстве национальной экономики создаётся рабочая группа по проработке этого вопроса. В неё войдут депутаты Парламента, представители палаты "Атамекен", отраслевых министерств и общественные деятели. Пороги и ставки будут обсуждаться открыто. Поскольку работа только началась, размеры шкалы доходов, ставок пока не определены", – сказал Мади Такиев.

Почему прогрессивная шкала может дать обратный эффект

В Казахстане половина работающих граждан получают неофициальные доходы. По данным Государственного фонда социального страхования, число участников системы обязательного соцстрахования составляет 4,4 млн человек, при этом официально занято 8,8 млн человек. Регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего 2,5 млн человек при более 8,8 млн занятых.

Предложение президента ввести прогрессивную шкалу по ИПН вызвало горячие споры. Некоторые экономисты считают, что это может дать обратный результат – не выведет из тени половину неофициально работающих казахстанцев, а заставит состоятельные слои населения скрывать свой уровень доходов.

"Как экономист я всегда был против прогрессивной шкалы налогообложения. Это создаст стимулы к уклонению от более высокой налоговой ставки. Не думаю, что люди, получающие около 500 тысяч тенге в месяц, состоятельные. Прогрессивная шкала может повлечь ещё большее усложнение налоговой системы, которая и без этого непростая. В ней есть все условия для безболезненного уклонения от уплаты налогов", – говорит директор центра прикладных исследований "Талап", экономист Рахим Ошакбаев.

По мнению других, введение прогрессивной шкалы меньше всего отразится на состоятельных людях.

"Богатые давно научились платить налоги по минимуму – например, выводя свою прибыль в офшоры, поэтому на них это отразится меньше всего. У них есть чёткая модель, как снизить налоговую ставку и получить свои деньги в любой точке земли", – добавляет экономист Расул Рысмамбетов.

Третьи напоминают, что работники с низкими зарплатами и так освобождены от уплаты налогов.

"Фактически с зарплаты в 60 тысяч тенге сегодня уплачивается налог в 0,2%. Поэтому говорить, что хотят освободить от налогов низкооплачиваемые слои, неверно – они и так освобождены. Министерство национальной экономики хочет обложить налогом тех, у кого доходы выше средних, то есть одновременно освобождая низкооплачиваемых сотрудников от налогов, обложить высокооплачиваемых", – комментирует председатель правления казахстанской Ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин.

Экономисты считают, что вместо введения "прогрессивки" в стране нужно повысить уровень администрирования налоговых сборов.

"Казахстану как развивающейся стране лучше развивать администрирование. Поступления в местные бюджеты увеличатся, но это их не спасёт. При этом люди с высокими доходами попытаются их скрыть", – считает экономист Сергей Домнин.

Кроме улучшения налогового администрирования экономисты предлагают объединить все налоги и отчисления из фонда оплаты труда в единый налог. И сделать её плоской со ставкой 15-20%, что реально создаст стимулы для вывода доходов из тени.

Сколько будут платить налогов казахстанцы, если ввести сингапурскую модель

Глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов объяснил, в чём плюсы разных шкал налогообложения.

"Плюсы простой шкалы в удобстве расчёта, а плюсы прогрессивной – в справедливости, когда богатые на себя берут большую нагрузку, помогая снизить нагрузку для бедных. Развивающиеся страны, где вопросы справедливости обычно менее успешно реализованы, тяготеют к плоской шкале, а развитые – к прогрессивной. Но неважно, какая шкала, есть ещё вопрос уровня нагрузки: чем выше нагрузка, тем больше мотивация уйти в тень, особенно если хромает администрирование и мотивация населения вообще платить налоги", – говорит он.

По его словам, когда говорят о налоговой нагрузке, надо учитывать и другие платежи. Нагрузка на фонд оплаты труда в Казахстане и так достаточная, даже если ставка ИПН ниже, чем в других странах.

Переход к прогрессивной шкале, по мнению экономиста, в нашей стране может быть реализован двумя способами:

  1. Менять только ставку ИПН, не меняя остальные налоги и сборы, но это означает рост нагрузки, что вызовет закономерное возмущение населения и бизнеса.
  2. Поменять всю конструкцию налогов и сборов на фонд оплаты труда, что позволит перейти на прогрессивную схему, не повышая общую нагрузку.

"Если будет реализован второй вариант, то население и бизнес могут не беспокоиться, так как речь будет лишь об оптимизации конструкции. Собственно, в послании президента в сентябре прошлого года и было это указано: "необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на более справедливое распределение национального дохода", – поясняет Олжас Худайбергенов.

Что касается уровней прогрессивной шкалы, то по мнению экономиста, здесь тоже есть два варианта:

  1. В качестве нижнего предела взять имеющуюся ставку в 10%, но тогда последующие ставки будут означать только повышение.
  2. В качестве нижнего предела взять 0% и дальше постепенно наращивать до 10% и выше, что по сути означает снижение нагрузки для абсолютного большинства и повышение нагрузки исключительно для тех, кто её может или должен нести.

"Будет создана рабочая группа (дай бог, я тоже войду в неё), пройдет много баталий. Насколько я знаю, есть пока лишь некое видение, но нет ещё детальных расчётов. Ещё много времени уйдёт, учитывая практику разработки законопроектов – в Парламент это попадёт лишь следующим летом. А если ещё введение прогрессивной шкалы будет сопряжено со снижением нагрузки по остальным налогам и сборам, тогда этот вопрос уйдёт и вовсе на 2022 год", – уверен наш собеседник.

Он предлагает взглянуть на зарубежный опыт: в большинстве стран ставки прогрессивной шкалы означают рост общей нагрузки – это и США, и европейские страны.

"Интересно сделано в Сингапуре: если у тебя зарплата меньше 40% от средней по стране (прямой нормы про 40% нет, но пороги подстроены под этот уровень), то ты не платишь ИПН (ставка 0%). Если переложить на Казахстан, то при официальной средней зарплате в 200 000 тенге не будут платить ИПН все, у кого зарплата меньше 80 000 тенге. Если остальные сборы и налоги перекинут на пенсионный взнос, то по сути эти люди будут платить пенсионный взнос, то есть только сами себе. Это будет означать выход из тени почти всего сельского хозяйства, базаров и так далее, потому что у нас медианная зарплата в стране около 80 000 тенге", – объясняет Олжас Худайбергенов.

Если зарплата выше 80 000 тенге, то с каждого следующего порога взимается определённый процент.

"Возьмём условную зарплату в 140 000 тенге. С 80 000 платят 0%, а со следующих 60 000 – всего 2%, а общая нагрузка со 140 тысяч тенге будет всего 1 200 тенге (меньше 1%). Если зарплата 200 000 тенге, то с 80 000 платят 0%, со следующих 60 тысяч – 2%, со следующих 60 тысяч – 4%. Общая нагрузка на 200 000 будет около 3 600 тенге (около 1,8%). Таким образом, нагрузка в 10% дойдёт лишь при зарплате в 750 000 тенге. В таблице я привёл данные, правда, там без учёта вычетов, которые в Сингапуре намного больше, чем у нас, поэтому в реальности нагрузка в 10% начнётся при зарплате больше 1 млн тенге", – приводит свои расчёты спикер.

Нагрузка в 10% будет лишь при зарплате в 750 тысяч тенге

При таком сценарии 95% занятых получат снижение нагрузки, 4% сохранят действующий уровень, и около 1% получат повышение нагрузки, а может, и меньше, уверен экономист.

"В Сингапуре плоская шкала действует только для доходов иностранцев, и там ставка максимальная. При такой конструкции, когда прогрессивная шкала в целом означает снижение нагрузки, люди выведут зарплату из тени, а те, кто будет платить больше, вряд ли будут баловаться разными схемами, тем более что прогрессивная шкала обязательно предполагает массу вычетов. В общем, если будет такой вариант или нечто более лучшее, то я буду только за", – заключил Олжас Худайбергенов.

Что думает об ИПН Касым-Жомарт Токаев

Президент Казахстана во время рабочего визита в Алматы 12 мая объяснил свою позицию по прогрессивной шкале ИПН.

"Я считаю, что мы должны подойти рано или поздно к этому вопросу с точки зрения справедливости. В моём понимании, если человек зарабатывает до 200 тысяч, может быть, до 300 тысяч тенге, он не должен платить налог 10%, он может платить налог примерно 7%", – сказал глава государства.

Он отметил, что ИПН в 10% должен остаться налогом широкого спектра действия и по-прежнему применяться к среднему классу. Люди, получающие от 300 тысяч до 1,5 млн тенге, будут платить налог в 10%.

"Люди, зарабатывающие более 25 млн тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10%. Какую сумму они будут платить, это определит комиссия, но не больше 15%. Я считаю, что в нашей стране подоходный налог не должен превышать 15%", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Он отметил, что все предложения Правительства по введению прогрессивной шкалы ИПН обсудят с привлечением общественности, специалистов и экспертов. Окончательное решение будет принимать президент.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Читайте также: