Заградительные пошлины что это

Опубликовано: 29.04.2024

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

При перемещении груза через границу на пунктах таможенного контроля в числе прочих платежей взимается обязательный взнос – пошлина. Этот вид государственных сборов практикуется во всем мире. Взносы, в зависимости от характера и направления перемещения, разделяются на три типа: ввозные (при импорте), вывозные (при экспорте) и транзитные.

Рассчитываем ввозную пошлину

Что такое ввозная (импортная) таможенная пошлина?

Ввозная таможенная пошлина, по-другому называемая импортной, – это тип обязательного платежа, взимаемого таможенными органами России, когда товар ввозится на территорию страны. Этот вид сборов взимается во всем мире и, несмотря на существенные различия в цифрах и процентах, есть общая тенденция, которой следует каждая страна при формировании платежей: минимальные пошлина на импорт сырья для своих производителей и максимальные – на продукцию, конкурирующую с отечественной. Документом, регулирующим процедуру оплаты импортных пошлин на территории РФ, как и других стран Таможенного Союза (ТС), является Таможенный Кодекс ТС.

Ввозная пошлина – основной вид сборов, взимаемых с импортера товара. Однако кроме этого существуют и так называемые косвенные ввозные платежи, которые также необходимо внести при растаможке товара, импортируемого на территорию стран Таможенного Союза. С юридической и экономической точки зрения все платежи можно классифицировать как формирующиеся на основе ТК – сборы и пошлины, и на основе Налогового Кодекса РФ – НДС, акцизы.

Пример оплаты таможенной пошлины

  • НДС (налог на добавленную стоимость). Порядок оплаты регламентируется налоговым законодательством РФ и ТК ТС.
  • Акцизные сборы, регулируемые теми же документами, что и НДС. Применяются только в отношении импорта подакцизных товаров: табачных изделий, алкоголя, ГСМ, автотранспорт и т.п. Подробный перечень – в Налоговом Кодексе РФ.
  • Таможенные сборы (платежи за таможенное оформление). Эти сборы взимаются таможенным органом за действия по ввозу товара на территорию страны.

Виды ставок таможенных пошлин

Методика исчисления таможенной ввозной пошлины зависит от вида ставки, применяемой в расчете. Классификация ставок платежей отображена в Едином таможенном тарифе Таможенного Союза. Они различаются в зависимости от способа взимания и особенностей импортируемой продукции. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», для расчета таможенных пошлин предусмотрено три основных вида ставок: адвалорная (стоимостная), специфическая, комбинированная.

Адвалорная ставка

Адвалорная ставка – это метод расчета пошлины в процентном отношении к таможенной стоимости. Взимается с продукции одного класса, обладающей разными характеристиками, и рассчитывается, исходя из стоимости товара. На каждое наименование продукта есть своя адвалорная ставка, которая может составлять от 0 до 30%. Показатель ставки динамичный: он может меняться в большую или меньшую сторону, если необходимо защитить интересы производителя. Обычно повышение/снижение вводится на ограниченный временной период. На ввоз алкоголя, сахара, икры, автомобилей и автобусов (более 5 лет эксплуатации) и еще некоторые категории товаров ставки фиксированные.

Формула расчета стоимости пошлины по адвалорной ставке будет выглядеть так: СТП= ТС х АС, где СТП – это сумма пошлины, ТС – таможенная стоимость, АС – адвалорная ставка. Для вычисления используют ставки, действующие на момент составления таможенной декларации.

Адвалорная ставка имеет плюсы и минусы. Преимущества – минимизация убытков в случае неуплаты платежа и препятствование импортированию товаров низкого качества. Недостаток в том, что налог, уплаченный на таможне, отразится на итоговой цене продукции, а это в итоге ляжет на плечи потребителя.

Увеличение цены продукции за счёт адвалорной ставки

Специфическая ставка

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в евро или долларах за каждую единицу импортируемого товара – массы, веса, количества, объема, мощности (например, для двигателей) и не зависят от его цены. Показатели специфических ставок четко фиксированы, не зависят от уровня инфляции, экономической и ценовой политики. Например, специфическая ставка на 1000 штук сигарет, содержащих гвоздику, 2 €, 0,07 € за 1 кг посевного риса.

Расчет таможенной пошлины осуществляется по формуле ТП= СС х КТ х КИВ, где ТП – сумма пошлины, СС – специфическая ставка, КТ – количество товара, КИВ – курс иностранной валюты по курсу Цетробанка РФ на момент вычисления.

Комбинированная ставка

Этот альтернативный вид ставок, как видно из названия, включает в себя и адвалорную (процентную), и специфическую (фиксированную) составляющие. Исчисление такой ставки происходит в три этапа:

  • расчет пошлины по формуле адвалорной ставки;
  • расчет по формуле специфической ставки;
  • в зависимости от вида комбинированной ставки формируется либо кумулятивная пошлина (результаты вычислений складываются), либо альтернативная (оплате подлежит большая из величин).

В документах комбинированная ставка фиксируется, например, так: 15% от стоимости товара, но не менее 2 € за килограмм.

Как рассчитать размер таможенной пошлины?

Размер ставок пошлины зависит от показателей хозяйственно-экономической ситуации в РФ. Их разрабатывает специальная комиссия Минфина России, затем на законодательном уровне ставки утверждаются Кабмином и фиксируются в Таможенном тарифе РФ. В зависимости от страны происхождения устанавливается базовый тариф 100% – для стран с действующим режимом благоприятствования; максимальный – 200% для стран без такого режима и для отдельных стран – тарифные преференции, о которых будет сказано подробнее позже.

Для того, чтобы рассчитать ввозную таможенную пошлину, нужно располагать актуальной на данный момент информацией следующего содержания:

Рассчёт таможенной пошлины на основе курса валют и другой информации

  • код ТН ВЭД импортируемого товара и базовую ставку, которая закрепляется за каждым видом товара;
  • страна происхождения груза (для определения коэффициента тарифа);
  • ввозная таможенная стоимость товара;
  • количество продукции в единицах;
  • действия особых ставок пошлин;
  • курс валют, действующий на данный момент.

Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей

Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.

Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:

  • развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
  • менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).

Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:

Рассчёт таможеных льгот

  • для личного пользования;
  • импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
  • безвозмездная и благотворительная помощь;
  • все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Ввозные таможенные пошлины для физических лиц

Физические лица имеют право ввозить в Россию без уплаты таможенной пошлины товары, попадающие под категорию «для личного пользования», не подлежащие декларированию. Стоимость груза не должна превышать 1500 € при ввозе наземным транспортом или 10000 € при авиаперелете, вес – не более 50 кг. Беспошлинно разрешается ввозить 2 блока сигарет, 250 г табака, до 50 сигар, а также до 3 литров алкоголя.

При превышении любой из этих норм физическое лицо обязано задекларировать груз и оплатить пошлины на ту часть товара, которая превышает установленные квоты. Пройти таможенный контроль физическое лицо может через «красный коридор» – для импортеров товара, обязательного к декларированию и оплате пошлины, или «зеленый» – для туристов или других лиц, не ввозящих груз для декларирования. Однако в любом случае сотрудник таможни имеет право проверить багаж пассажира.

Пошлины на ввоз автомобилей в Россию

Размер таможенной пошлины, оплачиваемой за ввоз автомобиля в РФ, зависит от следующих показателей:

  • статуса ввозящего лица (юридическое или физическое);
  • цели ввоза;
  • стоимости ТС;
  • года выпуска машины;
  • типа автомобиля;
  • объема и мощности двигателя.

Еще важные моменты, касающиеся растаможки ввозимых автомобилей, которые стоит учесть:

  • таможенные ставки на ввоз авто не зависят от страны производства, за исключением российских;
  • платежи проводятся в рублях или иной валюте;
  • для личного пользования можно ввозить не более 1 авто в год;
  • растаможка обязательна для любых авто, независимо от способа пересечения границы.

При растаможке автомобилей следует оплатить сбор за таможенное оформление, таможенную пошлину, утилизационный сбор, НДС, акцизы. Последние два налога платят только юридические лица.

Оформление таможенником импортируемых автомобилей

Сумма сбора за оформление зависит от стоимости машины и составляет от 500 до 100000 рублей. Утилизационный сбор рассчитывают так: базовую ставку умножают на коэффициент. Базовая ставка для авто коммерческого использования – 150000 рублей. Коэффициент зависит от возраста авто и объема двигателей: от 1,3 до 9,08 – для машин младше 3-х лет, от 6,1 до 35,01 – для авто старше 3-х лет выпуска.

Акциз зависит от мощности двигателя авто: до 90 л.с. – не оплачивается, свыше – от 45 рублей за 1 л.с. (с мощностью 91- 150 л.с.) до 1302 рубля за 1 л.с. (мощностью более 500 л.с.).

Таможенные импортные пошлины для юридических лиц рассчитываются, исходя из типа и объема двигателя и возраста авто: 23% - 25% стоимости для авто до 7 лет с даты выпуска; от 1,4 €/куб. см до 3,2 €/куб. см – для авто старше 7 лет.

НДС – 18% от суммы каталожной стоимости авто, таможенной пошлины и акциза.

Сроки и порядок уплаты импортных пошлин

Процедура оплаты ввозных таможенных пошлин начинается одновременно с регистрацией таможенной декларации. По желанию плательщика возможна оплата до подачи декларации. С момента предъявления груза в орган контроля импортные пошлины должны быть внесены в течение 15 суток. Оплата производится в евро или национальной валюте. Таможенная импортная пошлина не может быть зачтена в уплату иных платежей, зачисляется она на единый счет.

В некоторых случаях допускается отсрочка или рассрочка взноса таможенных платежей, решение принимает таможенный орган в течение 15 дней с момента подачи заявления об отсрочке. В таком случае придется заплатить дополнительные проценты за услугу рассрочки/отсрочки не позже последнего дня прекращения обязательств по оплате ввозной пошлины.

Пример оплаты пени по таможенной пошлине

Оплата НДС и акцизов

Оплату НДС регулирует Таможенный Кодекс РФ. База, облагаемая налогом сумма таможенной стоимости, пошлины и акциза. Ставки НДС бывают только 10% или 18% и применяются зависимости от вида товаров – их можно найти в перечне ЕТТ по коду ТН ВЭД. Некоторые виды грузов полностью освобождаются от уплаты НДС:

  • медицинская продукция и сырье для ее изготовления;
  • объекты культуры и национального российского наследия;
  • книги для музеев и библиотек;
  • природные необработанные алмазы;
  • оборудование, не производимое в России;
  • другие категории по ст. 150 Налогового Кодекса РФ.

С перечнем товаров, подлежащих акцизному сбору, можно ознакомиться в Приказе ФТС от 24.08.2017 № 1358.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.


В начале 2021 года внутренний рынок стабилизировался, однако в марте цены снова начали расти

Стоимость металла в России снизилась после резкого скачка в декабре 2020 года и оставалась стабильной вплоть до весны. По мнению Правительства, рынок выровнялся вслед за ослаблением цен в Америке, Китае и Турции, а также экспортных пошлин, введенных с 1 февраля. В то же время ряд промышленников отмечают, что пошлин недостаточно, и настаивают на заградительных квотах, которые ограничат вывозимый из страны объем лома черных металлов.

1 марта глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил журналистам, что по итогам февраля лом подешевел на 10%, а металлотрейдеры с начала года на 20% снизили цены на строительный прокат. Между тем, в декабре стоимость на ряд позиций произведенной металлопродукции поднялась не менее чем на треть. Так, арматура подорожала на 40%, а круглый металлопрокат на 67%.

На повышение цен в открытом письме к главе правительства Михаилу Мишустину обращал внимание президент Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров. Он отметил, что стоимость металлопроката в стране существенно выросла из-за увеличения спроса и стоимости этой продукции в ряде европейских стран и Турции.

«Рост в разных регионах России несколько отличается, но имеет тенденцию к значительному увеличению. Мы проанализировали показатели в Новосибирской области, Рязанской области, Республике Адыгея и везде картина складывается практически одинаково. В среднем, в IV квартале 2020 года рост цен на круглый прокат составил 67,77%, на листовой прокат — 26,69%, на другие позиции — в пределах 17%.

Георгий Самодуров заявил, что сложившаяся ситуация характерна для всей металлургической отрасли России и призвал Правительство стабилизировать рынок. «По мнению отечественных производителей, необходимо экстренно вводить квоты на поставку лома черных металлов на экспорт, как это делалось в 2019 году. Это наиболее эффективная и быстрая мера», — написал он в письме.

Правительство отчасти прислушалось к промышленникам, с 1 февраля введя заградительные пошлины на лом. По мнению заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, эта мера позволила снизить цены, но рассчитывать, что их удастся вернуть на уровень 2020 года, пока рано. «С 1 февраля ввели заградительные пошлины на дом. Считаем, что эта ситуация частично рынок стабилизирует. И уже видим, цена несколько снизилась. Пока она не остановилась до уровня 2020 года, но, скорее всего, и не восстановится, но уже не завышены на 70-80%», — цитировал Хуснуллина «Интерфакс».

По словам Самодурова, пошлины действительно сработали, однако имели кратковременный эффект: в марте цены поползли вверх. «В начале 2021 года благодаря пошлинам получилось отбить 10-15% стоимости, но весной цены на металл снова вышли из-под контроля. Дело в том, что экспортный сбор в виде 45 евро за тонну лома не сыграл роли, так как экспортеры за счет валютного курса не ощутили особых потерь. Поэтому мы по-прежнему будем добиваться введения квот, которые до конца года ограничат вывоз лома из страны. Сейчас нужно устранить дефицит металла и насытить внутренний рынок, и тогда цены снизятся».

Цены на металлоизделия, несмотря на заявленную стабилизацию рынка, пока остаются чувствительными для всех игроков. Это подтверждает гендиректор ООО «Группа Союз», председатель регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Вологодской области Александр Марков. «Мы можем только приветствовать меры, направленные на стабилизацию цен на металл на внутреннем рынке. Между тем, многие предприятия еще не оправились от удара эпидемических ограничений и их последствий. А значительный рост цен на металл в конце прошлого и в начале текущего года стал дополнительным негативным фактором для всей производственной сферы. Подорожание металла и, как следствие, подорожание изделий из него — запасных частей, комплектующих промышленного оборудования — в нынешней экономической ситуации в первую очередь бьет по реальному производству».

Марков уточнил, что с февраля поставщики подшипниковой продукции подняли цены на 10-15%, что привлечет за собой и рост стоимости других изделий. «Конечному потребителю, а это ремонтно-механические и станкостроительные заводы, сложно объяснить такое значительное увеличение цены. Ряд предприятий были осведомлены о грядущем повышении и пополнили склады. Вместе с тем повышение цены на отдельные комплектующие приведет к подорожанию готовых изделий, будь то станок или трактор».

Впрочем, рост цен на внутреннем рынке может быть связан не только с повышенным спросом на металл в других странах. Федеральная антимонопольная служба заподозрила в нечестной игре российских металлотрейдеров, заключивших антиконкурентное соглашение. Ведомство проводит внеплановые выездные проверки со 2 февраля, результаты которых должны быть в скором времени обнародованы.

Любое государство, прежде всего, стоит на страже собственных интересов. В настоящее время одной из актуальных проблем является поддержка отечественного производителя, ведь эффективность ориентации потребительского рынка именно на него очевидна как в экономическом, так и в социальном плане. Заградительные таможенные пошлины на импортные товары с разной степенью успеха применяются во всех странах мира, что не только развивает самые разные отрасли национальной экономики, но и существенно пополняет бюджет.

Российская Федерация использует заградительные пошлины сравнительно недавно. В 90-х годах ХХ века практически любой сегмент внутреннего рынка государства являлся дефицитным. В том числе – а возможно, главным образом – и рынок продуктов питания. Как известно, «свято место пусто не бывает» и образовавшийся (а вернее – усилившийся) дефицит активно заполнялся импортом. Однако со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране возникла необходимость обеспечения неких льготных условий для возрождения отечественных производителей в различных отраслях экономики. Вот тогда-то государство и «вспомнило» о существовании такого мощного инструмента, как заградительные таможенные пошлины.

Смысл и эффект Известно, что «заградительными» называются такие таможенные пошлины, введение которых делает невыгодным массовый импорт того или иного вида товаров из-за границы, одновременно стимулируя производство этой группы товаров на территории государства-инициатора введения заградительных пошлин. Теоретически все выглядит достаточно логично: импортные товары становятся для конечного потребителя дороже (как минимум – пропорционально увеличению пошлины), и он выбирает аналогичный товар отечественного производства, не обремененный таможенной пошлиной, а значит, стоящий дешевле. Однако на практике все выглядит не столь стройно и закономерно.

Одним из главных условий эффективности применения заградительных таможенных пошлин является конкурентоспособность товаров внутреннего производства и возможность обеспечить спрос собственными мощностями. В экономике Российской Федерации эти условия соблюдаются далеко не во всех отраслях. Самым наглядным примером российской специфики служит отечественный автопром. Перманентные повышения ввозных пошлин на автомобили импортного производства, лоббируемые единственным «оставшимся в живых» отечественным предприятием – «АвтоВаз», приводят только к удорожанию волжских автомобилей без существенного улучшения качества продукции.

Возникает вопрос: а не в этом ли повышении цен и состоит истинная цель такого активного лоббирования таможенных барьеров? Кроме того, мечта тольяттинского завода стать монополистом в производстве доступных по цене легковых автомобилей в России так и осталась несбыточной. Межнациональные автомобильные концерны, не желая терять перспективный российский рынок, в массовом порядке стали открывать свои производственные мощности на территории РФ, с легкостью обходя таким образом заградительные пошлины на готовую продукцию. Государство, несомненно, получило выгоду от такого поворота событий в виде налоговых поступлений. А «АвтоВаз» с завидной регулярностью продолжает просить помощи на самом высоком уровне, балансируя на грани банкротства.

«Продуктовые войны»

Аналогичные процессы происходят и на продовольственном рынке страны. Вот лишь один из примеров. В 2004 году в правительственных структурах активно муссировалась идея о введении заградительных таможенных пошлин на импорт сыра и молочной продукции. Наиболее трезво мыслящие независимые эксперты сумели тогда убедить правительство в нецелесообразности возведения таких барьеров. Отечественная производственная база в этой отрасли объективно не могла полностью удовлетворить потребности населения, качество продукции заметно уступало европейским образцам, а в случае введения высоких таможенных пошлин на импортную продукцию потребителя неизбежно ожидал рост цен не только на импортный сыр, но и на отечественный. При этом введение заградительных пошлин не решало проблему качества отечественного сыра. К тому же, в Евросоюзе на тот момент действовала эффективная политика субсидирования производителей сыра, которая заметно снижала «заградительный» эффект от резкого повышения пошлин.

В качестве аргумента эксперты приводили тогда ситуацию на Украине, которая ввела 30-процентные заградительные пошлины на твердые сыры двумя годами ранее. В итоге с украинского рынка практически исчез дешевый импортный сыр, а на замену ему пришел продукт едва ли не кустарного производства, имеющий весьма сомнительное качество и несоответствующую высокую стоимость.

В конце концов, правительству РФ пришлось-таки через два года вводить «сырные» таможенные барьеры главным образом как раз для украинских и белорусских сыров, что, наряду с отменой в ЕС «сырных субсидий», привело к исчезновению с рынка самого понятия «дешевый твердый сыр». Отечественные производители, дождавшись введения заградительных пошлин, как по команде мгновенно подняли цены на свою продукцию. И последующие снижения ввозных тарифов, предпринятые Правительством Российской Федерации, уже не смогли повернуть эскалацию цен вспять.

Примерно такой же сценарий, за редким исключением, наблюдался и при повышении таможенных сборов на другие группы продовольственных товаров. Снижение квот на ввоз импортного мяса и птицы в 2009 году с одновременным повышением таможенных пошлин на «сверхквотовые» объемы импорта привело к общему подорожанию этого сегмента рынка, без кардинального качественного изменения потребительских свойств отечественного продукта. И если повышение стоимости импортной продукции можно было объяснить с точки зрения элементарной логики, то рост цен на отечественную продукцию не всегда поддается логическому объяснению. Невнятные отговорки про «удорожание сырья и оборудования» порой выглядят просто попытками замаскировать истинные причины, которые, видимо, кроются в чем-то другом. Например – в нежелании модернизировать бизнес-процессы…

Кроме того, продукты питания уже достаточно давно стали «оружием» в «продуктовых войнах» между государствами, предметом торга по внешнеполитическим вопросам. Заградительные пошлины или даже полный запрет на ввоз той или иной группы товаров все чаще используются в геополитическом контексте. Достаточно вспомнить несколько историй – эстонские шпроты, «Боржоми», молдавские вина или российско-белорусское «молочное противостояние» 2009 года.

Действие и противодействие

Все чаще транснациональные компании применяют различные способы преодоления таможенных барьеров. Самым эффективным из них является размещение своего предприятия на территории «обороняющейся стороны» или скупка действующих профильных производственных баз. Так в свое время сделала компания Unilever, когда возникла угроза повышения таможенных пошлин на ввоз пакетированного (не листового) чая. Так поступила группа компаний Danone, построившая свою производственную базу на основе выкупленных и модернизированных российских предприятий. Примеров такой «мягкой экспансии» – великое множество. По сути, ничего страшного для экономики отдельно взятой страны (в данном случае – России) такие процессы не представляют – помимо удешевления качественного импортного продукта для конечного потребителя создаются новые рабочие места и существенно пополняется государственный бюджет. Другое дело, что поддержке отечественного производителя – а ведь в этом и есть основной первоначальный смысл заградительных пошлин – такая интеграция нисколько не способствует.

Существуют и более сложные схемы преодоления барьеров в виде заградительных таможенных пошлин. Например, уже упоминавшиеся государственные субсидии экспортерам продуктов питания, еще недавно широко практиковавшиеся в ЕС. Такие субсидии помогали европейским поставщикам кисломолочной продукции преодолевать российские таможенные барьеры без многократного повышения отпускной цены на свою продукцию. Недаром после отмены этих субсидий фермеры Франции и стран Бенилюкса вылили на асфальт центральных площадей своих столиц миллионы литров молока.

Помимо этого, заградительные пошлины преодолеваются и на самом высоком государственном уровне – путем переговоров или введения встречных мер. Административный ресурс в решении этих вопросов тем сильнее, чем важнее та или иная отрасль для экономики конкретной страны. Конечно же, никто не станет пренебрегать и другими способами преодоления «обороны» – лоббированием интересов влиятельных групп и компаний в правительственных кругах, использованием методов стимулирования «нужных людей» и элементов коррупции. С другой стороны, заградительные пошлины остаются мощным инструментом в руках правительства любой страны. И если функции защиты отечественного производителя, как выясняется, этот инструмент выполняет не всегда, то фискальную выгоду таких мер для государства отрицать не имеет смысла.

Каких-нибудь 50 лет назад писатели-фантасты предрекали человечеству избавление от крупных мировых войн и переход к напряженной и затяжной «тихой» войне за ресурсы. «Продуктовая война» за ресурсы в виде рынков сбыта идет уже давно…

Связьинвест" намерен обратиться в правительство с просьбой ввести через пять лет заградительные пошлины для иностранных производителей телекоммуникационного оборудования (сейчас размер пошлин составляет 5-10%). Их повышение приведет к тому, что компании начнут открывать свои производства в России, уверены в холдинге. Как стало известно "Ъ", американская Cisco Systems уже подписала такой меморандум со "Связьинвестом".

О том, что "Связьинвест" намерен обратиться в правительство с предложением ввести инвестиционный режим для западных производителей телекоммуникационного оборудования, стимулирующий открывать производство в России, "Ъ" рассказал независимый директор холдинга Константин Малофеев. По его словам, на вчерашнем совете директоров правлению "Связьинвеста" было дано поручение разработать конкретные механизмы к третьему кварталу. Источник, близкий к "Связьинвесту", добавляет, что на заседании комитета по стратегическому развитию при совете директоров "Связьинвеста" обсуждался вариант введения заградительных пошлин для иностранных производителей через пять лет, чтобы они в течение этого времени были мотивированы строить свое производство в России. Сейчас пошлины на операторское телекоммуникационное оборудование составляют 5-10%.

По данным J`son & Partners, в прошлом году объем российского рынка телекоммуникационного оборудования вырос на 16% и составил 152 млрд рублей. 31% от этой суммы пришелся на оборудование для мобильных сетей. "В этом году мы ожидаем падения объема рынка на 34% — до 114 млрд рублей",— рассказал "Ъ" аналитик J`son & Partners Виталий Солонин. По его словам, сборкой телекоммуникационного оборудования в заметных масштабах в России никто не занимается.

Источник "Ъ" в правительстве утверждает, что заинтересованность в создании производства в России проявила американская Cisco Systems. В частности, в конце июня Москву посетил президент корпорации Джон Чемберс, который подписал со "Связьинвестом" меморандум о намерениях. По словам собеседника "Ъ", в документе прописаны также планы по созданию завода. "О конкретных сроках говорить еще рано",— утверждает источник "Ъ" в "Связьинвесте". Директор пресс-службы российского представительства Cisco Александр Палладин сказал, что "разговоры о строительстве завода ведутся", но от комментариев отказался.

Cisco Systems создана в 1984 году в США. Мировой разработчик сетевых технологий и телекоммуникационного оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы и т. д.). Объем продаж в первом квартале 2009 финансового года достиг $10,3 млрд, чистый доход — $2,2 млрд.

Большинство участников рынка негативно отнеслись к инициативе "Связьинвеста". "Не вижу никакого смысла в подобном стимулировании создания локальной сборки,— категоричен менеджер отдела телекоммуникаций Samsung Андрей Непомнящий.— Это же не товары массового потребления, как телефоны или телевизоры. Создать-то производство можно, но кому это все продавать?". По мнению господина Непомнящего, заградительные пошлины приведут, скорее всего, к повышению цен на телекоммуникационное оборудование. "И к замедлению развития отрасли",— соглашается с ним региональный директор Intel в СНГ Дмитрий Конаш.

В Samsung отмечают, что инвестиции в создание подобного производства в России обойдутся в десятки миллионов долларов. В частности, в строительство завода по производству телевизоров в Калужской области Samsung вложил более $200 млн.

Глава представительства Nortel в СНГ Сергей Фишкин, напротив, сообщил, что компания рассматривает возможность создания производства в России. "Если пошлины повысят разом, пострадают все игроки телекоммуникационного рынка",— говорит он. По его словам, нужно "дать хотя бы год на проведение оценки экономической целесообразности". Сергей Фишкин отметил, что если стимул будет заключаться только в пошлинах, то вендоры создадут в России отверточную сборку. "Это максимум полгода. Завод строить не надо, достаточно лишь найти партнера и договориться о сборке",— подчеркнул он. По его мнению, если правительство хочет создать в стране высокотехнологичную сборку, подразумевающую передачу в страну патентов, необходимо обеспечить компании заказами. "Без этого передавать технологии сюда никто не будет",— настаивает Сергей Фишкин, пишет "Ъ"

Читайте также: