Введение налога с продаж последствия

Опубликовано: 18.05.2024

Министерство финансов Российской Федерации представило расчет предполагаемых налоговых доходов от введения налога с продаж для субъектов Федерации: в 2015 г. – 194,8 млрд. руб., в 2016 – 210,7, в 2017 – 230 млрд. руб.*(2)
Нужно отметить, что это сравнительно небольшие поступления. Если бы доходы от налога с продаж в размере 200 млрд. руб. поступили в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2013 г., то они составили бы не более 3% от общих налоговых доходов консолидированных бюджетов, а в 2015 г. – и того меньше, всего 2%.
Прогноз поступлений налога с продаж можно сделать двумя способами: определить налоговую базу (спрогнозировать ее изменение), налоговую ставку, учесть собираемость налога и посчитать налог, или же взять последние данные по поступлениям по данному налогу и скорректировать на изменение макроэкономических показателей.

Оба способа имеют определенные достоинства и недостатки. Так, для определения налоговой базы по налогу необходимо учесть выручку по тем видам деятельности, которые будут облагаться налогом. Однако данные Росстата по обороту предприятий не учитывают того, продают ли компании товары и услуги конечным потребителям (в этом случае налог с продаж будет уплачиваться) или другим компаниям (налог с продаж уплачиваться не станет). В случае использования в расчетах макроэкономических показателей и поступлений существовавшего ранее налога необходимо доказать связь между ними.

В обоих случаях прогноз поступлений связан с прогнозом развития российской экономики, что ограничивает его точность. Но самая главная проблема заключается в особой сложности оценки качества налогового администрирования данного налога в первые годы после его введения и уровня собираемости налогов. Вполне возможен вариант, когда, несмотря на рост налоговой базы за последние 10 лет, на первом этапе данный налог будет собираться в меньшем, чем прежде, объеме. Тем не менее, несмотря на эти оговорки, постараемся провести данные расчёты.

В таблице 1 приведен расчёт поступлений по налогу с продаж, проведенный на основе последних поступлений по данному налогу в 2001-2002 гг. и темпов роста ВВП (основного макроэкономического показателя в России) с использованием формулы НсПt = НсП2001 / ВВП2001 x ВВПt, где НсПt – это поступления от налога с продаж в заданном периоде, НсПt – прогноз ВВП в заданном периоде, а НсП2001 и ВВП2001 – это поступления от налога с продаж в 2001 г. В целях расчёта взят именно 2001 г., поскольку начиная с 2002 г. и до его отмены применение налога начало сокращаться. В 2001 г. поступления от налога с продаж (НСП) составили около 0,49% от объема ВВП.

Налог с продаж, млрд. руб.

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

Рассчитано на основе прогноза МЭР РФ.

Прогноз поступлений от налога с продаж на 2015-2016 гг. составляет 230-249 млрд. руб. при ставке в 3% и 383-415 млрд. руб. при ставке в 5%. Прогноз при ставке налога с продаж в 3% отчасти согласуется с прогнозом Минфина России, хотя и несколько превышает его показатели.
Далее рассчитаем данный налог другим способом на основе налоговой базы. Согласно прежней редакции главы 27 НК РФ налоговая база налога с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров), без включения в нее налога. Таким образом, для расчёта "теоретического максимума" поступлений по данному налогу можно взять оборот таких видов деятельности, как розничная торговля и платные услуги населению. Прогноз данных показателей подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации.

В результате расчета по данному методу теоретический максимум поступлений по налогу с продаж в 2015 г. может быть оценен в 1052 млрд. руб. при ставке налога в 3%, а в 2016 г. – в 1885 млрд. руб. при той же ставке.
Теоретический максимум поступлений от налога с продаж намного превышает приведенные выше прогнозы поступлений по данному налогу. На практике же такие поступления недостижимы из-за таких факторов как льготы, неполная собираемость и других ограничений. Так, если взять оборот розничной торговли в 2001 г., то поступления от налога с продаж составили 1,47% от оборота розничной торговли. Таким образом, если взять в качестве определяющего показателя оборот розничной торговли и фактически сложившееся отношение поступлений налога к налоговой базе, то прогноз поступлений от налога с продаж становится более реальным. Поступления от налога с продаж, рассчитанные исходя из оборота розничной торговли, в 2015 г. составят 242 млрд. руб. при ставке налога в 3%, а в 2016 г. достигнут 260 млрд. при той же ставке.

Поскольку за более чем 10 лет оборот розничной торговли рос опережающими темпами по отношению к ВВП, можно ожидать несколько большего объема поступлений от налога с продаж, чем если основываться на показателе ВВП. Тем не менее в данном случае разница между поступлениями на базе ВВП и оборота розничной торговли может быть нивелирована погрешностью прогноза отдельных макроэкономических показателей, которые крайне сложно делать в условиях нестабильной экономической ситуации, с которыми столкнулась Россия в 2014 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что налог с продаж при уровне налогового администрирования, аналогичном уровню 2001-2002 гг., позволит получить в консолидированные бюджеты более 200 млрд. руб. начиная с 2015 г. и стать четвертым по значимости налогом в доходах региональных бюджетов Российской Федерации с долей в 2-3% в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
Рассматривая перспективы введения налога с продаж в России, следует обратить внимание на опыт экономически развитых стран, в которых налог с продаж применяется в настоящее время.

В большинстве стран мира и во всех странах Европейского Союза единственным косвенным налогом является НДС. Правда, налог с продаж действует в США (на уровне штатов) и в особом виде в Японии (как общегосударственный).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог с продаж

Налог с продаж в рамках Налогового кодекса Российской Федерации

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" НК РФ (статьи 347 - 355). Глава 27 "Налог с продаж" НК РФ открывает раздел IX НК РФ "Региональные налоги и сборы" (Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 347 НК РФ налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субЪектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субЪектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субЪекта Российской Федерации.

Поскольку налог с продаж вводится в действие законами субЪектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ, то субЪекты Российской Федерации, не успевшие разработать и принять соответствующие законы до 1 января 2002, не вправе требовать уплаты налога на своей территории с начала года. Налог с продаж уплачивается на территории отдельно взятого субЪекта Российской Федерации только после принятия им закона о налоге с продаж.

Статьей 347 НК РФ определено, что, устанавливая налог, субЪект Российской Федерации определяет только ставку налога, порядок и сроки его уплаты и форму отчетности по данному налогу.

Что касается льгот по налогу (т.е. перечня товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению), то они установлены статьей 350 НК РФ. Обращаем внимание на то, что перечень льготируемых товаров (работ, услуг) является закрытым. Это означает, что с 1 января 2002 года субЪекты Российской Федерации лишены права, предоставляемого им ранее Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы), устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Рассмотрим установленный НК РФ порядок исчисления и уплаты налога с продаж более подробно.

Как и ранее, плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории того субЪекта РФ, в котором установлен налог с продаж.

Что касается обЪекта налогообложения, то он существенно сужен. Теперь обЪектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет только физическим лицам. То есть, в случае оплаты покупателем - юридическим лицом товара в наличной форме (через кассу поставщика) обЪекта налогообложения по налогу с продаж не возникает.

Кроме того, статьей 349 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются обЪектом налогообложения по налогу с продаж также в том случае, если такая оплата осуществляется физическими лицами с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Никакие иные способы оплаты товаров (работ, услуг) физическими лицами (включая перечисления со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги)), не могут быть приравнены к наличным расчетам с целью исчисления налога с продаж.

В соответствии со статьей 351 налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Максимальный размер ставки налога не изменился. В соответствии с пунктом 1 статьи 353 НК РФ налоговая ставка устанавливается субЪектами РФ в размере не выше 5 процентов. При этом согласно пунктам 2 и 3 статьи 353 НК РФ установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров (работ, услуг), не допускается.

Организация реализовала не нужные ей материалы физическому лицу за наличный расчет. Учетная стоимость реализованных материалов - 1 500 руб. Цена реализации определена в размере 2 520 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость (20 процентов) и налога с продаж (5 процентов)).

дебет счета 50 "Касса" кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму выручи от реализации материалов - 2 520 руб.;

дебет счета 91 кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - на сумму налога с продаж - 120 руб. (2 520 руб. : 105% х 5%);

дебет счета 91 кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - на сумму налога на добавленную стоимость - 400 руб. [(2 520 руб. - 120 руб.) : 120% х 20%];

дебет счета 91 кредит счета 10 "Материалы" - на сумму учетной стоимости проданных материалов - 1 500 руб.;

дебет счета 91 кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от продажи материалов - 500 руб.

Перечень льготируемых товаров (работ, услуг), т.е. товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом с продаж, несколько расширен по сравнению с аналогичным перечнем, содержавшимся в пункте 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы.

Так, с 1 января 2002 г. в состав льгот дополнительно включены операции по реализации:

В соответствии с пунктом 3 статьи 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом вся сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

Пример N 2.

Предприятие-производитель стройматериалов заключило договор комиссии с целью реализации своей продукции. Согласно условиям договора выручка от реализации стройматериалов поступает от покупателей комиссионеру (на его расчетный счет или непосредственно в кассу). Комиссионеру передано для реализации 500 единиц стройматериалов по цене реализации (с учетом налога на добавленную стоимость) 300 руб. Себестоимость переданной партии стройматериалов - 100 000 руб. Комиссионное вознаграждение составляет 10% от цены реализации (150 000 руб. ? 10%=15 000 руб.). 150 единиц товара реализовано комиссионером физическим лицам за наличный расчет. 350 единиц - юридическому лицу по безналичному расчету.

Бухгалтерский учет у комитента:

1) продукция передана на реализацию комиссионеру:

2) поступило извещение от комиссионера о реализации стройматериалов:

дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - на сумму налога на добавленную стоимость 25 000 руб. (150 000 руб. : 120% х 20%);

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 45 - на сумму фактической себестоимости реализованной продукции - 100 000 руб.;

3) начислено комиссионное вознаграждение:

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 76 - на сумму налога на добавленную стоимость с суммы комиссионного вознаграждения - 2500 руб.;

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 44 - на сумму комиссионного вознаграждения - 12 500 руб.;

4) получены денежные средства от комиссионера:

дебет счета 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж" кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от реализации стройматериалов - 12 500 руб.

Бухгалтерский учет у комиссионера:

1) получены стройматериалы на комиссию:

2) проданы стройматериалы покупателю - юридическому лицу:

кредит счета 004 - на сумму стоимости отгруженных стройматериалов - 105 000 руб.;

дебет счета 51 кредит счета 76 - на сумму денежных средств, полученных от покупателя - юридического лица в оплату товара - 105 000 руб.;

3) проданы стройматериалы физическим лицам:

дебет счета 76 кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу с продаж" - на сумму налога с продаж, подлежащего уплате в бюджет, - 2 250 руб.;

кредит счета 004 - на сумму стоимости стройматериалов, проданных физическим лицам, без учета налога с продаж - 45 000 руб.;

4) начислено комиссионное вознаграждение:

дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость" - на сумму налога на добавленную стоимость с суммы комиссионного вознаграждения - 2 500 руб.;

5) перечислена выручка комитенту:

Налоги с продаж налагаются регионами за транзакции, которые происходят в пределах их границ. В большинстве регионов налог с продаж вступает в силу, когда происходит инициирующее событие. Чаще всего это событие является завершением розничной продажи. Первоначально регионы были вынуждены ограничить свои налоги розничными продажами материального личного имущества. Но в последние годы большинство регионов расширили сферу своих налогов с продаж, включив в неё лизинговые операции и, по крайней мере, некоторые виды услуг.
Как правило, каждая розничная продажа облагается налогом. Тем не менее, большинство регионов допускают некоторые освобождения от налога с продаж, как правило, в зависимости от типа проданного товара (или предоставляемой услуги) или от некоторой характеристики покупателя. Как владелец бизнеса, вы несете ответственность за знание того, какие товары являются налогами и по каким ставкам. Но в большинстве случаев покупатель должен утвердительно подтвердить свое право требовать освобождения. Например, покупатель может предоставить доказательства того, что он совершает покупку для освобожденной от налогов организации.


На самом деле существует несколько различных типов налоговых систем. Самая большая разница в том, является ли продавец или покупатель основным налогоплательщиком. В некоторых регионах налог взимается с продавцов, которые затем могут передать налог своим покупателям. В других регионах налог взимается с покупателя, при этом продавец несет ответственность за сбор налога и его передачу государству. И есть регионы, где ответственность за налог делят продавцы и покупатели.

В целом, налоги с продаж рассчитываются по некоторой мере валовой выручки. Другими словами, налог обычно применяется ко всей сумме, которую продавец получает от покупателя, а не к чистой прибыли, которую продавец получает от продажи.

Какие существуют системы налога с продаж?

Когда мы используем термин «налоги с продаж» в общем смысле, мы имеем в виду налоги, которые регионы взимают с розничных продаж. Тем не менее, государства различаются по тому, налагается ли налог на продавца, покупателя или на саму сделку. Знание правил налогообложения в вашем регионе важно, потому что тип режима налога с продаж определяет –

кто может нести ответственность за налог,
кто может подать в суд на неправильно уплаченный налог, или
кто может подать заявку на возврат налога.

Существует три основных типа налогов с продаж:

Льготы по налогу с продавца. Эти налоги налагаются на розничных продавцов за привилегию осуществлять розничные продажи в государстве. Ритейлеры обычно имеют возможность брать налог (то есть заплатить налог из своих собственных карманов) или передать его своим покупателям.

Потребительские акцизы (продажи). Потребительский налог с продаж взимается с лица, которое совершает розничные покупки в государстве. В регионах, которые вводят этот тип налога, продавцы выступают исключительно в качестве агентов, которые должны собирать налог от имени государства. Поскольку налог в первую очередь является обязанностью покупателя, продавцы не имеют возможности принять налог и обычно должны отдельно указывать налог в квитанциях или счетах, которые они предоставляют своим покупателям.

Налоги на розничные операции. Эти налоги взимаются с самой сделки по розничной продаже, при этом основная ответственность за уплату налога ложится как на продавцов, так и на покупателей. Продавцы несут ответственность за сбор и уплату налога, а покупатели несут ответственность за уплату налога, который продавцы должны собирать и оплачивать. По сути, этот тип налога с продаж является гибридом двух других типов. Однако в практическом плане он ближе к акцизному налогу потребителя, поскольку продавцам не предоставляется возможность его поглотить.

Подавляющее большинство регионов имеет налог с продаж, когда покупатель несет юридическое бремя, а продавец обязан собирать и перечислять налог государству. Немногие регионы имеют опцию налога с привилегий продавца. Кентукки, например, делает, но его эффективность как маркетингового инструмента ограничена, потому что реклама абсорбции налога с продаж продавцом незаконна. Некоторые из них, такие как Мичиган, имеют налог на льготы, который компенсируется собранными поступлениями от налога с продаж, в качестве стимула для розничных продавцов собирать правильную сумму налога.

С вашей точки зрения как покупателя, знание типа налога с продаж, с которым вы имеете дело, поможет вам правильно обрабатывать налоги с продаж, которые не выставляются. Если вы имеете дело с налогом на привилегии продавца, вы никогда не должны добровольно платить налог, который вам не был выставлен, потому что налог является обязанностью продавца. Напротив, если вы имеете дело с потребительским акцизом или налогом на розничную торговлю, вы не должны игнорировать неоплаченный налог. Если у вас нет каких-либо письменных доказательств уплаты налога, вы можете нести личную ответственность за неуплаченный налог. Если неоплаченный налог не был вызван недосмотром продавца, который может быть исправлен с помощью новой квитанции или счета, у вас есть обязанность уплатить налог на использование при покупке, и вы должны перечислить этот налог непосредственно в регион.

Что такое налоги за использование

Как правило, налоговая власть государства распространяется только до его границ. Что это означает для целей налога с продаж, так это то, что регион не может наложить свой налог с продаж на розничные продажи, которые осуществляются в других регионах. Поскольку регионы могут облагать налогом только транзакции в пределах своих границ, существует огромная лазейка с точки зрения Государственного департамента доходов. Резиденты региона могут избежать уплаты налога с продаж региона, совершая покупки за пределами региона, либо переходя границу в соседнее государство, либо совершая покупки через Интернет. Чтобы закрыть эту лазейку, каждый регион, в котором есть налог с продаж, также имеет дополнительный налог на использование. Налог на использование применяется к «использованию, хранению или другому потреблению» в пределах состояния материального личного имущества, покупка которого была бы облагается налогом с продаж, если бы транзакция произошла в этом регионе.

Пример

Вы управляете студией коммерческой фотографии в регионе А (с государственным налогом в 8,25%). Вы регулярно ездите в соседний регион В (без налога с продаж), чтобы купить все камеры, которые вы используете в своем бизнесе. Регион А не может наложить налог с продаж на ваши покупки фотоаппарата, потому что эти покупки были сделаны за пределами региона. Тем не менее, регион A может облагать камеры налогом на использование, как только вы ввозите их в регион.

Налог на использование является дополнительным налогом. Государственный налог на использование должен быть не более широким, чем его налог с продаж. По большей части льготы одинаковы для обоих налогов. В нашем примере, если бы вы могли приобрести камеры в государстве A без налога с продаж, то использование вами камер, купленных в государстве B, было бы освобождено от налога на использование. Точно так же основой для расчета налога на использование, как правило, является «цена продажи» имущества, как и для целей расчета налога с продаж. Наконец, ставки налога на использование региона идентичны ставкам налога с продаж.

Налоги на использование самооценки. Возможно, самая большая разница между государственным налогом с продаж и налогом на его использование заключается в том, каким образом налоги оцениваются и уплачиваются. По большей части, налоги с продаж должны быть оплачены или собраны продавцом. Напротив, ответственность за отчетность и уплату налогов за использование обычно ложится на покупателя. Обычно это происходит потому, что инициирующее событие для налога – облагаемое налогом «использование» имущества в государстве – происходит после того, как продажа завершена, и потому что государство может не иметь полномочий заставить продавца в другом регион собирать налог на использование.

Покупатель имеет право на кредит за уплаченный налог с продаж. Каждый регион (кроме Невады) позволяет покупателям использовать налоговый кредит по налогам с продаж, выплачиваемым другому региону в отношении того же имущества. В нашем примере вы сможете компенсировать свое налоговое обязательство по использованию камеры региона А на любой налог с продаж региона В, который вы заплатили при покупке.

Налог на использование может быть обязан с собственности, купленной в государстве. В некоторых ситуациях использование налогового обязательства может возникнуть в отношении имущества, которое не было приобретено в другом регионе. Возможно, две наиболее распространенные из этих ситуаций возникают, когда вы:

Пример

Вы управляете компьютерным магазином, где вы продаете компьютеры, которые вы лично изготавливаете, и периферийные устройства, такие как принтеры, которые вы приобретаете у других лиц на условиях перепродажи.

Если вы начнете использовать в служебных или личных целях один из принтеров, которые вы приобрели без налога, вы будете нести ответственность за использование этого принтера. Это пример первой ситуации.

Если вы начнете использовать в своем бизнесе или в личных целях один из созданных вами компьютеров, это также приведет к тому, что вы будете использовать налог во многих регионах. Это пример второй ситуации.

С 2020 года минимальный срок владения жильем для продажи без налога и декларации составит три года — вместо пяти лет, как сейчас. Это значит, что продать квартиру без налогов можно будет через три года после покупки. Но так разрешат делать не с любым жильем и не прямо сейчас. С другой стороны, продавать без налога раньше пяти лет можно и сейчас. Как обычно, везде есть нюансы, в которых стоит разобраться еще до покупки квартиры и даже если не собираетесь ее продавать.

Вот как будет работать новый закон.

Как продать квартиру без налога

Если продать квартиру после определенного срока владения, не будет ни налога, ни декларации. Как обстоит дело с этими сроками сейчас и что изменится в 2020 году:

  1. Если квартиру купили в 2016 году или позже, минимальный срок владения — 5 лет. При продаже в 2019 году придется подавать декларацию и считать НДФЛ.
  2. В 2020 году минимальный срок для таких квартир, комнат и домов снизят до 3 лет.
  3. Снижение срока коснется только продажи единственного жилья. На момент сделки в собственности не должно быть другой квартиры.
  4. Если продается не единственное жилье, минимальный срок все равно составит 5 лет.
  5. Но если новую квартиру купили в течение 90 дней до продажи той, по которой считают налог, минимальный срок составит 3 года. Допустим, первую квартиру купили в январе 2017 года. В октябре 2019 года купили еще одну квартиру. В январе 2020 года старую можно продать без налога. Минимальный срок владения для нее составит 3 года, хотя на момент сделки это не единственное жилье.
  6. Для квартир, которые покупали до 2016 года, минимальный срок владения составляет 3 года даже сейчас.
  7. Если квартира досталась в наследство, как подарок от близкого родственника или через приватизацию, ее можно продать без налога спустя 3 года. Требования к единственному жилью при этом нет.
  8. При продаже раньше минимального срока можно применить вычеты: 1 млн рублей или фактические расходы на покупку. Это тоже работает сейчас. Но декларацию придется подать даже при нулевом налоге.
  9. Сейчас действуют прежние сроки. Новые условия — только с 2020 года.

Кого это касается?

Самые продвинутые покупатели и собственники жилья разбираются в особенностях НДФЛ еще до того, как получают ключи от квартиры. Потому что если этого не сделать заранее, то потом получается как в истории с дядей и племянницей: получила квартиру в подарок от родственника — и задолжала государству сотни тысяч рублей.

Что такое минимальный срок владения и как он влияет на налоги

Минимальным сроком владения называют период, по окончании которого можно продавать имущество без уплаты НДФЛ и подачи декларации. Если продать имущество раньше, нужно как минимум отчитаться о сделке перед налоговой инспекцией, даже если нет налога к уплате.

Если продать имущество после того, как пройдет минимальный срок владения, то нет ни налога, ни декларации. Даже если на продаже машины и квартиры удалось заработать миллион рублей, государству вы ничего не должны.

Например, в октябре 2016 года у Олега умерла бабушка. Она оставила ему в наследство квартиру. В августе 2019 года он продал эту недвижимость за 2 млн рублей — с момента открытия наследства прошло два года и 10 месяцев. А минимальный срок владения для унаследованной квартиры — три года. Олег подписал договор раньше, и теперь даже с учетом вычета он должен заплатить в бюджет 130 тысяч рублей НДФЛ и подать декларацию. Если бы Олег продал ту же квартиру в ноябре 2019 года, он бы сэкономил 130 тысяч рублей и вообще не сообщал государству о своей сделке.

Минимальные сроки владения в 2019 году

Минимальный срок владения при продаже имущества зависит от вида, года приобретения и того, когда и каким образом оно досталось продавцу.

Когда можно продать имущество без налога

Недвижимость купили до 2016 года 3 года
Недвижимость купили после 1 января 2016 года 5 лет
Недвижимость получили в подарок или как наследство от близкого родственника, по договору ренты или в ходе приватизации 3 года
Любое имущество, кроме недвижимости 3 года

При продаже машины или Айфона минимальный срок всегда три года — независимо от даты покупки.

Если продаете имущество в 2019 году, сначала проверьте, когда истекает минимальный срок для продажи без налога. И только потом решайте, как оформить сделку и какую сумму указать в договоре. Пока поправки не работают.

Если Олег унаследовал квартиру в октябре 2016 года, то в октябре 2019 года он может продать ее без налога: минимальный срок владения для подаренного жилья — три года. Если бы он оформил с бабушкой договор купли-продажи, то в октябре 2019 года продал бы эту квартиру с начислением НДФЛ, потому что для такой сделки минимальный срок — пять лет.

Наш тест поможет разобраться, какую сумму вам нужно будет отдать государству при продаже квартиры.

Что изменится в 2020 году

При продаже жилья в 2020 году или позже минимальный срок владения составит три года, даже если его купили в 2016 году. Сейчас, если квартиру купили в январе 2016 года, ее нельзя продать без начисления НДФЛ: по действующему закону минимальный срок истечет в январе 2021 года.

Но уже в январе 2020 года ту же квартиру разрешат продать без НДФЛ. Для этого должны одновременно соблюдаться такие условия.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

Читайте также: