Разъяснение о подоходном налоге содержащееся в инструкции вид толкования

Опубликовано: 10.05.2024

Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесен ряд новшеств в порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим основные из них.

Ряд корректировок, вступающих в силу в 2021 году, являются нововведениями, а часть просто приводит нормы кодекса в соответствие с положениями указов от 31.10.2019 № 411 и от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Место работы

Местом основной работы для целей исчисления подоходного налога с 1.01.2021 считается организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, за исключением работы по совместительству. При этом трудовая книжка не упоминается, поскольку ее заполнение с 28.01.2020 г. не обязательно, если нанимателем является физическое лицо (ст. 50 Трудового кодекса в редакции закона от 18.06.2019 № 219-З).

Доходы, не признаваемые объектом налогообложения

В перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, включены:

стоимость общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета либо за счет средств социального страхования, а также услуг в рамках государственного социального заказа, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета (подпункт 2.23 п. 2 ст. 196 НК);

в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для плательщика местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью такой организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК). Данная норма перенесена из Указа № 411;

для определения суммы дохода, которая не будет являться объектом при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации включаются (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК):

С 2021 года не удерживается подоходный налог у физлица в случае, если контролирующий орган обнаружит, что налоговый агент неправомерного не удержал и не перечислил этот налог (подп. 2.39 ст. 196 НК). В такой ситуации налоговому агенту придется уплачивать налог за счет собственных средств. При этом такие суммы для плательщика не признаются объектом налогообложения. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (абз.8 ч.2 ст. 195 НК). Данные нормы введены в целях борьбы с выплатами заработной платы «в конвертах».

Налоговая база

1) С 2021 года плательщикам, получающим доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные ст. 209 — 211 НК (п. 3 ст. 199 НК);

2) при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы, полученные по договорам добровольного страхования (за исключением заключенных на срок менее 3 лет договоров добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного) (подп. 1.2 ст. 202 НК);

3) порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по доходам, получаемым от физлиц (белорусских и (или) иностранных), аналогичен порядку при получении доходов от белорусских организаций или ИП (п. 5 ст. 202). Ранее этот вопрос разъяснялся письмом МНС от 02.04.2020 № 3-2-7/Ас-00430;

4) налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от таких операций, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:

стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора (соглашения);

денежных средств (электронных денег), переданных (зачисленных в электронный кошелек) плательщиком иностранной организации в соответствии с договором (соглашением) о совершении указанных операций (п. 8 ст. 202 НК).

Налоговые вычеты

Проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, рублей

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709/761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

Установлено, что для целей применения стандартного вычета на детей и (или) иждивенцев одиноким признается родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным (абз. 3 ч.6 подп. 1.2 ст. 209 НК.

Социальные вычеты

Введены следующие корректировки:

социальный вычет на страхование может быть предоставлен одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них уплачены страховые взносы (ч. 3 подп. 1.2 ст. 2010 НК);

социальные вычеты на обучение и на страхование в течение года предоставляются только по месту основной работы (службы, учебы) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) эти вычеты предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года) (ч. 1 п.1 ст. 210 НК).

Имущественные вычеты

1) В настоящее время между застройщиками и дольщиками нередко заключаются договоры создания объекта долевого строительства, предусматривающие последующее оформление договора купли-продажи с оплатой цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку. При этом оформление квартиры в собственность дольщика осуществляется только после полной уплаты цены договора. До сих пор это не позволяло дольщику получить имущественный налоговый вычет. Корректировка ч. 1, 9 и 11 подп. 1.1 ст. 211 НК исправляет положение. Теперь л ицам, которые несут расходы на строительство или приобретение жилья имущественный вычет предоставляется при приобретении жилья в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку:

после дня заключения договора создания объекта долевого строительства;

в пределах цены, указанной в договоре купли-продажи;

2) вычет в течение года предоставляется только по месту основной работы (службы, учебы). По доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы этот вычет предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года (ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Проиндексированы предельные годовые размеры освобождаемых доходов.

Освобождаемый доход, рублей

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК)

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК)

Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП — от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и ИП — от каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ — от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК)

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК)

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами — от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (п. 38 ст. 208 НК)

Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В него включены:

проценты, начисленные за период размещения средств семейного капитала в банковские вклады (депозиты) физлиц (п. 2 ст. 208 НК);

компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства. (абз.9 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК). В прошлом году такая льгота была предусмотрена Указом № 503;

суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, его близким родственникам (п. 11-1 ст. 208 НК);

доходы, полученные от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК);

доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);

единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания. Данная льгота была предусмотрена указом № 503 еще в прошлом году, а с 1 января тг. она распространяется на работников государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);

доходы, полученные с 01.01.2021 г. до 01.01.2025 г. физлицами-инвесторами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Беларуси (п. 67 ст. 208 НК);

доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и премия государства, полученные участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п.п. 36-1 и 68 ст. 208 НК). Аналогичная норма предусмотрена п. 2 Указа от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений», вступающего в силу с 01.01.2021.

Командировочные расходы

Приведены в соответствие с требованиями указов № 411 и № 503, а также формулировками Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, нормы ч. 3 п. 4 ст. 208 НК, согласно которым освобождаются от налогообложения расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы. Так, при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, либо в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения без представления таких документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в пределах размеров, установленных законодательством;

общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;

иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также от подоходного налога освобождаются аналогичные расходам на командировки выплаты, связанные с направлением за границу на обучение — профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью организации или ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы) лица, направленного на обучение. При этом формулировки п. 4 ст. 208 НК приведены в соответствие с указом № 411.

1. С 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. доходы, полученные по трудовым договорам от резидентов ПВТ и резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, облагаются подоходным налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 3 Закона № 72-З).

Напомним, ставка подоходного налога 9% была установлена Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 № 12, и Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. указом от 12.05.2017 № 166 . При этом специальный правовой режимом ПВТ установлен до 1 января 2049 г., а особый порядок налогового регулирования парка «Великий камень» составляет 50 лет с принятия указа № 166. Однако теперь ставка налога повышена на 2 года — в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

2. Увеличены ставки налога в фиксированных суммах по доходам, полученным от сдачи физлицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси (приложение 2 к НК). При этом подоходный налог в фиксированных суммах за январь тг. исчисляется плательщиками исходя из ставок налога и в порядке, предусмотренных НК, а уплачивается не позднее 22.01.2021 г., за исключением случая, когда срок уплаты налога в январе 2021 г., предусмотренный ч. 2 подп. 1.2 ст. 221 НК, приходится на период после 22.01.2021 г. (ч. 2, 3 п. 7 ст. 2 Закона № 72-З).

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машино-места

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 м 2 площади)

СТ 50 БК РФ

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 25 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 20 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

абзац одиннадцатый утратил силу с 1 января 2015 г.;

абзац двенадцатый (ранее одиннадцатый) утратил силу с 1 января 2009 г.;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать седьмой (ранее двадцать третий) утратил силу с 1 января 2010 г.;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать девятый (ранее двадцать седьмой) утратил силу с 1 января 2015 г.;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 75 процентов;

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - по нормативу 100 процентов.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

--------------------------------
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).

2. Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

--------------------------------
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 "О классификаторах и списках нормативно - справочной информации, используемых для таможенных целей" .

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием "таможенные платежи". Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: "таможенная пошлина и таможенные сборы", "НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 11. Ст. 521.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Оговорки о дискуссии

В толковании много дискуссионных вопросов, в том числе о количестве и содержании принципов, приемов, канонов толкования. Каждый вопрос сложен, многоаспектен и заслуживает самостоятельного исследования.

В этом смысле любой пост – это больше постановка проблемы и приглашение к обсуждению, чем полное и исчерпывающее решение.

Принципы толкования. «Толкование только в случае неясности».

Принципы толкования представляются собой базовые идеи, которые определяют логику и последовать применения всех иных инструментов толкования.

В этом смысле разработка алгоритма применения принципов толкования является первоочередной задачей правоприменения.

Одним из принципов толкования является «толкование только в случае неясности».

На примере анализа ст. 431 ГК РФ и смоделированной ситуации хочу проиллюстрировать, какие сложности возникают при применении данного принципа.

Казус.

В договоры часто включается условие о том, что должник вправе изменить/ уменьшить предоставление/его порядок, если будет соблюдено некое условие (например, получено согласие третьего лица).

Источником спора в таких ситуациях является существо такого условия и степень его раскрытия в договоре.

Если стороны не конкретизируют, когда именно должник в целом может «активировать» такое условие (например, по каким причинам и когда он может запросить согласие на что-то), на стадии исполнения договора вдруг может выясниться, что представления о содержании такого договорного условия у кредитора и должника не совпадают.

Должник может ориентироваться на текст ясно и конкретно сформулированного условия (например, «в случае получения согласия третьего лица, можно сделать то-то»). А кредитор может считать, что сам факт обращения к такому условию должен быть обусловлен какими-либо сопутствующими и подразумеваемыми обстоятельствами, которые соответствуют сути договоренностей сторон (иначе в чем экономический интерес кредитора по умолчанию без ограничений разрешать должнику отклоняться от согласованного вида/объема/порядка исполнения).

Если кредитор инициирует спор о ненадлежащем исполнении договора со ссылкой на отсутствие оснований для «активации» соответствующего условия, как должен поступить суд?

Варианты для обсуждения.

Вариант 1. Суд может согласиться с тем, что условие договора подразумевало молчаливое согласие сторон договора на то, что обращение к нему должно происходить только в строго ограниченных случаях, учитывая баланс интересов сторон.

Вариант 2. Суд может не согласиться с требованием кредитора и указать, что ему выявлять содержание молчаливого согласия/ намерения сторон в принципе не надо (это находится за рамками правовой оценки конфликта), поскольку условие договора сформулировано предельно ясно, а исполнение договора осуществлено должником в соответствии с условием договора.

Вопросы.

1.Следует ли суду ограничиться только «актом чтения» (и на этом остановиться) или пойти дальше, чтобы найти самый разумный и сбалансированный смысл, скрывающийся за буквальной формулировкой?

2. Каково значение критерия ясности/неясности?

3. Как НЕ превратить толкование в процессе разрешения договорных споров в

(1) «допридумывание» договорных условий судом, исходя из своих представлений о том, о чем стороны хотели договориться (но на самом деле они об этом не договаривались) и, как следствие, игнорирование свободы договора (ст. 421 ГК РФ)?

(2) поощрение неосмотрительности и неграмотности одной из сторон, которая исправляет свои ошибки, допущенные на стадии заключения договора, и, как следствие, игнорирование запрета извлекать любые преимущества из своего недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ)?

Ст. 431 ГК РФ и принцип «толкование только в случае неясности».

Абзац 1 ст. 431 ГК РФ прямо указывает на то, что «При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений».

Далее в абзаце 1 этой же статьи указано, что переход к сопоставлению анализируемого условия договора с другими условиями и смыслом договора в целом осуществляется только в случае, если буквальное значение условия договора неясно.

Если и это не помогает, т.е. не установить содержание договора, то есть существо прав и обязанностей сторон, то только в этом случае необходимо переключиться на выяснение действительной общей воли сторон с учетом (а) цели договора и с принятием во внимание (б) всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (абзац 2 ст. 431 ГК РФ).

Т.о., анализ ст. 431 ГК РФ показывает, что принцип «толкования только в случае неясности» законодателю знаком.

Критерий «ясность/неясность» служит своего рода пределом усмотрения суда по включению в границы правовой оценки ситуации дополнительных факторов по сравнению с конкретным текстом/условием договора.

Толкование как «акт чтения» и как «выяснение смысла».

Конечно, сама по себе идея толкования в случае неясности внутренне противоречива в том смысле, что утверждение о ясности текста не освобождает судью от необходимости его толкования, чтобы понять, ясен или не ясен текст. Об этом можно долго спорить.

Для дальнейших действий по поиску смысла (отклонению от буквального текста) необходимы достаточные основания и аргументы сторон (например, неравенство переговорных возможностей, введение в заблуждение и т.п.).

Идея принципа «толкование в случае неясности»

Договор – это соглашение сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

Поскольку ориентиром служит именно воля сторон (активный аспект свободы договора – по своему усмотрению выбирать, на каких условиях будет заключен договор – п. 4 ст. 421 ГК РФ), то подход к пониманию договора обуславливает существование следующей презумпции: воля и волеизъявление договаривающихся сторон в ясно сформулированных договорных условиях совпадают. Поэтому условие содержит исчерпывающий круг прав и обязанностей и отражает ровно то, о чем стороны договорились.

Посыл прост - для обеих сторон договор является «законом» и выражением их независимой воли.

Чтобы отклониться от буквального текста /условия договора, необходимо именно обосновать его непрозрачность, двусмысленность или иной подобный дефект, влияющий на понимание цели и значения договора.

Поэтому принцип «толкование только в случае неясности» можно рассматривать как инструмент, применение которого позволяет ответить на вопрос – следует ли от толкования как акта чтения (презумпция) перейти к толкованию как акту выявления смысла (опровержение презумпции).

Находит ли такой вывод подтверждение на практике?

(1) В абз. 2, 3 п. 43 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49
"О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" говорится, что

«При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду».

Из этого разъяснения следует, что ВС РФ признает значимость и приоритетность буквального толкования. Другое дело, что через оговорку о добросовестности и ином значении опять же демонстрирует сложность установления того самого общепринятого значения и его оценочный характер, что совершенно нормально, учитывая гибкость частного права.

Акцент на недопустимость толкования, каким-либо образом поощряющего недобросовестное поведение, сформулирован широко, а, следовательно, может расцениваться и как указание не поощрять неосмотрительность сторон и не исправлять их ошибки.

(2) П. 11 "Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018):

Цитируется ст. 431 ГК РФ + указывается:

«Изложенные в данной норме правила толкования договора подлежат последовательному применению при соблюдении предусмотренных в ней условий.

Следовательно, в случае толкования условий договора путем их сопоставления с другими условиями договора и смыслом договора в целом суду следовало указать, на каком основании он пришел к выводу о неясности толкуемых условий исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, а в случае толкования условий договора путем выяснения действительной воли сторон с учетом цели договора суду следовало указать, в связи с чем он пришел к выводу о невозможности определить содержание договора с использованием других правил его толкования».

Сформулированная позиция, как представляется, отражает следующие идеи, заложенные в принцип «толкование только в случае неясности»:

а. Буквальное толкование как акт чтения является общим правилом.

б. Обязательным условием перехода к иным правилам/методам/ приемам толкования как акту выявления смысла является не просто установление неясности условия (учитывая открытый характер содержания этого понятия), но и надлежащее обоснование этого.

(3) П. 8 "Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2020)» (утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020):

«В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В апелляционной жалобе Г. указывала, что заключение договора с условием, оговаривающим порядок проверки помещения, явно указывает на то, что воля нанимателя (проживающего лица) состояла в том, чтобы собственник посещал помещение только так и не посещал в случаях, не предусмотренных договором, и, следовательно, проникновение было совершено против воли проживающего лица».

Несмотря на то, что в этом примере ВС РФ не дает интерпретации самого понятия «буквальное значение», приведенный далее пример как раз показывает, что условие договора должно восприниматься ровно так, как оно сформулировано, а не иначе (толкование как акт чтения).

Вместо итога:

Возвращаясь к смоделированной ситуации и вариантам ее решения, можно сказать, что

обоснованным, как мне представляется, является выбор по умолчанию вариант 2 (толкование как акт чтения = ясность условия без придумывания, каким идеальным оно могло бы быть),

пока надлежащим образом не обоснована необходимость перехода к варианту 1 (толкование как акт поиска смысла и действительной воли сторон, обусловленный серьезной и достаточной причиной, например, неравенством переговорных возможностей, введением в заблуждение и т.п.).

При таком подходе обеспечивается, как представляется, такое разрешение споров о толковании договоров, когда суд посредством буквального толкования, ограниченного текстом/ общепринятым значением выражения, устанавливает волю сторон БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать об ином, отличном от буквального, значении спорного условия.

Невозможность исследования по умолчанию обстоятельств, прямо не связанных с текстом договора, как представляется, как раз обеспечивает . баланс между свободой договора и вмешательством суда в волю сторон.

Когда необходимо предоставить пояснения

При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых предоставить пояснительную записку в налоговую по требованию (образец мы предлагаем для НКО) обязательно, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:

Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (Письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

На некоторых запросах может отсутствовать гербовая печать. Отвечать на такие требования все равно придется — такие пояснения даны в Письме ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/[email protected]

Когда составлять ответ

Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

  • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
  • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
  • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
  • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.

Разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но для налогоплательщику не повредит, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой. Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Ситуации, когда при камеральных проверках налоговики вправе истребовать пояснения, приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ. К ним относятся:

Срок на представление указанных пояснений — 5 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре камеральной проверки читайте здесь.

Если при проверке НДС-декларации инспекция выявит ошибки, нестыковки, противоречия, она запросит пояснения. При этом требование вы получите по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение 1 к этому документу).

Отвечать на него с 01.01.2017 (п. 3 ст. 2 закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ) нужно электронно, поскольку к этому всех налогоплательщиков, подающих электронную отчетность по этому налогу, обязывает текст п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения, поданные иным способом, расцениваются как непредставленные.

О формате представления пояснений – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Те же налогоплательщики, у которых еще осталась возможность подачи декларации по НДС на бумаге, могут и пояснения представить на бумажном носителе, составив их в произвольной форме.

О том, как оформить пояснение в связи с непредставлением формы 6-НДФЛ, читайте в статье «Заполняем пояснение в налоговую по 6-НДФЛ – образец».

С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Предлагаем ознакомиться: Отказ от опеки: особенности и порядок процедуры в разных ситуациях, необходимые документы, правила и образец заполнения заявления

Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.

Пояснение в налоговую о несвоевременной уплате ндфл – юридические советы

После самостоятельной проверки указанной информации нужно узнать о том, какие именно суммы налога будут числиться по информации налоговых органов. Для этого лучше всего запросить у уполномоченных лиц соответствующую выписку расчетов, в которой будет указываться уплаченная сумма НДФЛ.

Изначально проводится сравнение показателей начисления с расчетом 6-НДФЛ, после чего уже проводится сравнение уплаты с реальной документацией. Также на компанию может быть начислена пеня в случае несвоевременного перечисления налога.

В налоговой инспекции своевременность начисления налогов осуществляется посредством сравнения дат, прописанных в строке 120 и даты, когда было зарегистрировано фактическую выплату суммы налога в бюджет.

В 6-ндфл найдено расхождение: как писать пояснение

Фактически перечисленные суммы зафиксированы в личной карточке расчетов с бюджетом.

Пояснение в налоговую по 6-ндфл: как объяснить расхождения

Образец пояснения в налоговую по 6 НДФЛ Важные оговорки В зависимости от обстоятельств нужно по-разному подходить к процедуре оформления отчетности, так как каждая отдельная ситуация предусматривает свои особенности оформления документов, а также необходимость в тех или иных ответных мерах.

Основные причины В первую очередь, сотрудники налоговой службы могут обнаружить недоимку путем сравнения сумм в отчетности с теми, которые по факту были перечислены в бюджет и указаны в расчетной карточке.

Другими словами, если налоговые органы выставляют недоимку, то это может говорить о том, что поданным Налоговой службы налога уплачивалось меньше по сравнению с тем, что указано в поданной отчетности.

При этом суммы, которые должны перечисляться в бюджет, прописываются в сроках 140 раздел 2.

Пояснение в налоговую по 6-НДФЛ — образцы и примеры

В первую очередь, обращают внимание на строки 070 и 120. В одной указывается сумма подоходного налога, в другой, 120, дата уплаты в государственную казну. Вся информация сверяется в автоматическом режиме.

В каком случае налоговики потребуют объяснений?

  1. Если удержанный налог больше уплаченного в бюджет.
  2. Подоходный налог не был уплачен.

Найдя расхождения, налоговики требуют разъяснений.

Как составить

При составлении пояснительной записки руководствуемся следующими правилами:

  1. Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  2. Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснительная записка. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
  3. Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  4. В описательной части пояснительной записки детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую нужно объяснить.
  5. Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, приложите к пояснительной записке копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.

Ответ на требование по декларации НДС

Образец ответа на запрос по декларации НДС формируется в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ). Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений. В качестве подтвердительной документации по НДС специалист подготовит копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.


Что нужно знать о требовании

Во-первых, в некоторых случаях инспекцию следует уведомить о получении требования о представлении пояснений (см. письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

О том, когда и как это сделать, каковы последствия нарушения этой обязанности, читайте здесь.

Во-вторых, следует иметь в виду, что на требовании может отсутствовать печать налогового органа (см. письмо ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/[email protected]).

Подробнее об этом – в материале «Требование без печати инспекции — это норма».

Налоговая ответственность за неисполнение требования инспекции о представлении пояснений НК РФ не установлена. Ст. 126 НК РФ на данную ситуацию не распространяется, так как речь не идет об истребовании документов (ст. 93 НК РФ), а ст. 129.1 неприменима, поскольку это не встречная проверка (ст. 93.1 НК РФ).

К административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ в данном случае привлечь также не могут. Данная статья применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений, на что обращает внимание и сама ФНС РФ (см. п. 2.3 письма ФНС России 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Таким образом, штрафовать за неподачу пояснений налоговики не вправе. Но все же, несмотря на отсутствие законных оснований для штрафа, пояснения целесообразнее представлять, т. к. это в интересах самого налогоплательщика. Ведь отказ от них может повлечь налоговые доначисления и санкции, на обжалование которых потом придется тратить время и деньги.

Предлагаем ознакомиться: Возврат излишне уплаченного налога — необходимые документы, сроки

О процедуре истребования пояснений в ходе выездной проверки читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

Как бы ни грозили сотрудники инспекции наказаниями, оштрафовать или выписать административное взыскание за отсутствие пояснительной записки налоговики не могут:

  • статья 126 НК РФ не является основанием для наказания, так как предоставление пояснений не относится к предоставлению документов (93 НК РФ);
  • статья 129.1 НК РФ неприменима, так как запрос письменных объяснений не является «встречной проверкой» (93.1 НК РФ);
  • статья 19.4 КоАП — не аргумент, наказание применимо только при неявке в территориальную инспекцию.

Аналогичные пояснения даны в п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Что такое «информационное письмо из налоговой инспекции»?

Получили информационное письмо из налоговой инспекции — не торопитесь на него отвечать или иным образом реагировать.

Основной документ, на основании которого налогоплательщик взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ (далее «ФНС РФ»), и ФНС России взаимодействует с налогоплательщиком — это Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно в Налоговом кодексе содержаться обязательные правила, регулирующие каждый этап налогообложения, в том числе и правила ведения переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу налогов. Это же правило установлено законом «О налоговых органах» №943-1 от 21.03.1991г.

Получили информационное письмо из налоговых органов — сверьтесь с Налоговым кодексом.

Налоговые органы РФ осуществляют властные полномочия от имени государства и могут ограничивать права граждан и организаций.

Например, являясь государственным органом имеющим право безвозмездно изымать у налогоплательщиков принадлежащее им имущество – а налоги это и есть безвозмездно передаваемое имущество (статья 8 НК РФ), налоговые орган так же имеют право привлекать за неуплату налогов к штрафам, проводить проверки правильности исчисления и уплаты налогов, требовать от налогоплательщиков объяснений и т.д.

Для избежания произвола налоговые органы не могут выходить за рамки установленных в законе прав. Так реализуется принцип правового государства: государственному органу запрещено все, что прямо не разрешено в законе.

Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, а так же в законе о налоговых органах.

Этот же принцип полностью действует в отношении документа — «Информационное письмо налоговой инспекции».

— непосредственно (лично) под расписку;

— по почте, заказным письмом;

— передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Внимание: приведенная норма кодекса прямо ограничивает усмотрение налоговой инспекции по выбору способа направления документа оговоркой: налоговый орган может выбрать любой из перечисленных способов уведомления — если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

Второе правило – этой статьи:

Формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами, а также порядок заполнения форм указанных документов, порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Это означает, что любые документы, которые направляются налоговыми органами налогоплательщику, должны составляться по утвержденным формам, как правило, это приказы ФНС РФ, или приказ Минфина РФ.

Если получено Информационное письмо из налоговой, что бы правильно действовать, необходимо определить в рамках каких мероприятий направлено это письмо, и какие требования содержит информационное письмо.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Цель пояснений по убыткам в налоговую — обосновать их размер и раскрыть причины возникновения. Соответственно, в пояснительной записке следует:

  1. На цифрах показать, за счет чего образовался отраженный в декларации убыток (то есть привести детализацию доходов и расходов).
  2. Пояснить, что к нему привело. Разумеется, причины у каждой компании свои. К примеру, ими могут быть:
  • сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  • вынужденное понижение цен на продукцию и товары из-за падения спроса;
  • рост затрат в связи со снижением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • крупные затраты (ремонт, приобретение оборудования, применение амортизационной премии, инвестиции и т. п.).

Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально, например, выписками из налоговых и бухгалтерских регистров или иными документами (п. 4 ст. 88 НК РФ). Это предотвратит дальнейшие вопросы налоговиков.

«Пояснительная записка в налоговую по убыткам

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Читайте также: