Примеры пользы налогов в истории

Опубликовано: 18.05.2024

«Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе».

Проблема значимости налогов в обществе имеет экономический, социальный, психологический и юридический аспекты. Эта проблема актуальна с появлением государств, ведь не стоит забывать, что одним из признаков любого государства как раз и есть сбор налогов. «Налоги есть плата за цивилизованную жизнь» – гласит надпись на здании палаты Конгресса США. И это совершенно справедливо и об этом говорит автор данного высказывания О.У Холмс, известный американский писатель. Я с ним полностью согласна, ведь процветающее общество отличается от всех прочих следующими факторами: оно много «платит за труд и очень много берет с них в виде налогов». Давайте обратимся к термину «налоги». Это обязательные платежи, взимаемые в государственный и местный бюджет с физических и юридических лиц. Еще, хотелось бы остановиться на аспектах налогообложения. Экономический аспект заключается в том, что чем ниже доходы населения, тем беднее база налогообложения. Только в богатой стране население способно платить большие налоги. Юридический аспект заключается не только в строгости законов, предусматривающих обязательность выплаты для всех категорий населения, но и создающий эффективный механизм ответственности за уклонение от налогов. Социальный аспект позволяет государству доплачивать малоимущим, инвалидам, пенсионерам, безработным и другим нуждающимся слоям населения. И наконец, психологический аспект, он играет большую роль: приходится отдавать кровно заработанное, что делать всегда не хочется. Ведь то, с каким чувством люди платят налоги, влияет на их понимание, зачем и для чего они это делают. Если они доверяют своему государству, считают его самым лучшим на свете, то проблемы с уплатой налогов, как правило, не возникает. Граждане оплачивают высокий уровень социального комфорта, надежную обороноспособность, эффективное государственное управление, справедливые законы, защиту прав и свобод.

Но я думаю, что это пока еще очень призрачно. Из СМИ очень часто к нам поступает информация о дефиците бюджета. Правительству каждый год при рассмотрении бюджета приходится решать непростые задачи, а при его рассмотрении не стоит забывать о таком понятии как «государственный долг». И еще одна проблема, которая изначально волнует всех – чем наполнить бюджет. Но если снижать налоги, значит опустошать казну. Но и не снижать тоже чревато последствиями – это тормозить развитие экономики. Конечно, эта проблема появилась не сейчас. Приведу несколько примеров связанных со сбором налогов.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформ, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан. Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной.

Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства и из истории мы знаем, что в середине XV века Византия перестала существовать.

В X веке княгиня Ольга, после смерти своего мужа, князя Игоря, убитого во время сбора дани, провела первую налоговую реформу: ввела погосты и установила уроки (размер дани). Уже в те времена правители понимали о важности систематизации и усложнения сбора налогов.

И еще один момент, о котором мне бы хотелось еще поговорить, это цивилизованное общество.

Когда человеческое общество достигает определенного уровня культурного, экономического, политического, социального развития, говорят, что сформировалась цивилизация. А тот социум, который ее формирует, носит соответственно название цивилизованное общество и характеризуется вполне определенным рядом особенностей.

Таким образом, цивилизованное общество – это то состояние социума, к которому всем нам нужно стремиться, ежедневно прилагая свои индивидуальные усилия для пользы общего дела

И пока каждый из нас не осознает, что от него в этой жизни тоже многое зависит, и что его поведение влияет на общественную обстановку, мы так и будем топтаться на месте, а временами вообще делать шаги назад. Так что как я полагаю, хотя уплата налогов – это наша конституционная обязанность, но прежде всего это наш долг, долг перед государством за наше сегодняшнее и будущее.

1. Евстигнеев Е.Г.. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. С-Петербург. 2010.

2. Комментарии к налоговому кодексу. Последний вариант.

3. Липсиц И.В. Экономика в 2-х книгах. М., Вита-пресс, 2012.

4. Парыгина В.А.и др. Налоги и налогообложение в России. М. Эксмо, 2013.

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоги. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 - 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли значительную часть всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII - начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 - 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Источник - Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории. Электронные курсы и книги

ОБ АВТОРЕ:

Дмитрий Суслин - учитель истории и обществознания высшей категории, лауреат конкурса "Учитель года", живет в г.Чебоксары, работает во Втором лицее. Известный писатель, автор множества книг, как для детей, так и для взрослых.

ИСТОРИЯ РОССИИ. 20 ВЕК. ВИДЕО УЧЕБНИК

Подготовка к ГИА по обществознанию

Последние комментарии

  • Дмитрий Суслин на Великое дело законодательства состоит в том, чтобы создавать общественное благо из наибольшего числа частных интересов
  • Дмитрий Суслин на “Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден к законам брака, раз он вступил в брак.” К.Маркс
  • Дмитрий Суслин на Сергеева Ольга, М-10-1. Нет преступления, не указанного в законе.
  • Дмитрий Суслин на «Закон – это cоюз пρоcвещенноcти и cилы: втоρyю в подобный cоюз пρивноcит наρод, пеρвyю – пρавительcтво».
  • Shorkina Karina на Правосудие стоит рассматривать как воздание каждому своего (Цицерон)
  • НАШИ ВИДЕОКУРСЫ:

    Метки

    Ссылки

    • Books and Ebooks – all about ebooks for children
    • Видеоуроки "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
    • Детский писатель Дмитрий Суслин
    • Купить книги Дмитрия Суслина
    • Учитель обществознания и истории Дмитрий Суслин
  • Последние записи

    • Что такое предпринимательство 18 Май 2021
    • “Бизнес – увлекательнейшая игра, в котором максимум азарта сочетается с минимумом правил”. Евстратьева Ольга ЭК-11 17 Май 2021
    • «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни». Евстратьева Оля ЭК-11 29 Декабрь 2020
    • Николаев Мирон эк11 эссе по основам предпринимательства 29 Декабрь 2020
    • «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».(Ф.Бэкон) Эссе Макарова Яна;Эк-11 28 Декабрь 2020
  • —-НАШИ ВИДЕОКУРСЫ—-

    Ноя 18

    Автор данной фразы затрагивает актуальную проблему в современном обществе – роль налогов в жизни общества. Автор считает, что налоги взимаются с трудоспособного населения, чтобы удовлетворить потребности всего общества. Я полностью согласна с Джонсоном, потому что налоги улучшают жизнь граждан страны. Благодаря обязательным платежам, пополняется казна государства, а затем доходы перераспределяются и идут на улучшение жизни граждан.

    Книги-для-взрослых

    Электронные Лучшие электронные книги для взрослых

    Из курса обществознания мы знаем, что налоги-это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в рамках национального законодательства. По взиманию налоги делятся на два вида : прямые и косвенные. Прямые налоги указываются прямо и взимаются с доходов физических и юридических лиц. а косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к цене товара. Стоит отметить, что налоги выполняют такие функции, как фискальная (помогает наполнить государственный деньгами), функция перераспределения (борется с социальным неравенством, берет налоги у одних , а отдает в виде пособия другим) и регулирующая (контролирует оборот денег в государстве, повышает или понижает налоги в зависимости от платежеспособности населения. В обоснование своей точки зрения приведу примеры из истории и собственного опыта.

    Для начала, приведу пример из отечественной истории 18 века. Шла война 1700-1721 гг. Для победы в тяжелой для России Северной войне Петр 1 вводит все больше и больше налогов. Люди должны были платить за ношение бород, усов и т.д. Так же была введена подушная подать. Несмотря на тяжелый гнет, упавший на работников мануфактур, все-таки удалось собрать деньги для перевооружения армии, что в конечном счете помогло выиграть в Северной войне.Таким образом, деньги, собранные с трудяг, пошли на пользу всему населению.

    Известно, что во многих зарубежных странах, например в Швеции, население выплачивает ежемесячно высокие налоги без сопротивлений, потому что они реально видят как государство оказывает равную помощь всему населению вне зависимости от уровня дохода. Поэтому Швеция является страной с развитой экономикой , современной инфраструктурой и с высоким уровнем образования населения.

    Таким образом, налоги – являются важными составляющими для развития экономики и страны в целом. Если люди будут добросовестно выплачивать налоги, то уровень жизни всего населения возрастет и это приведет к росту экономики страны.

    Сегодня из-за многочисленных карантинных мер правительства разных стран пытаются предотвратить экономический кризис. Многие страны пополняют казну за счет новых налогов. Например, в Польше с 2021 года ввели налог на сахар, поляки теперь не знают, что делать: смеяться или плакать. В истории также масса примеров того, как государства выдумывали весьма странные способы налогообложения.

    Налоги Древнего мира

    Государственные механизмы (армия, аппарат чиновников, полиция и прочее) требуют ресурсов. Именно поэтому с появлением первых государств появляется первое налогообложение. Часто налоги платили все свободные люди, то есть держатели собственности, земель и рабов.

    Гюстав Буланже Кларен Родольф «Рынок рабов»

    Гюстав Буланже Кларен Родольф «Рынок рабов»

    В Древнем Риме существовало несколько странных налогов. Например, налог на свободу. Каждый патриций мог отпустить на свободу своего раба, но при этом он должен был заплатить в казну определенную сумму. Самым большим разочарованием было то, что часто рабы сами выкупали себя, но затем узнавали еще и о государственном налоге на свободу. Также в Риме был налог на въезд в города. Чаще всего его заставляли платить евреям, приезжавшим в Рим для занятий торговлей.

    Самый известный случай, связанный с налогами, произошел с императором Веспесианом. В то время в Риме и других городах начали возникать общественные туалеты. Тогда Веспесиан ввел налог на пользование ими. Именно он, собрав первые деньги с общественных туалетов, произнес фразу: «Деньги не пахнут».

    Римский туалет / © Mats Minnhagen / minnhagen.com

    Римский туалет / © Mats Minnhagen / minnhagen.com

    Скандинавские странности

    Все знают, что государство имеет монополию на принуждение, только оно может заставить людей делать что-то против собственной воли. Так и с налогами, но часто ситуации весьма странные.

    Например, в 991 году викинги из Дании заставили жителей Британии платить поземельный налог…в казну Дании. Причем англичане платили эти деньги практически 200 лет. По большому счету, это был «узаконенный рэкет» — плата за то, чтобы на тебя не нападали.

    Подобную практику викинги вводили во многих регионах Европы, в том числе и на Руси. Наши варяги собирали налог с племен, чтобы защитить их от хазар, ну и чтобы сами князья не направили на них свои дружины. Жертвой такой системы налогообложения в 945 году стал князь Игорь.

    Налоги Британских островов

    Сами англичане также придумывали очень разнообразные налоги. В XII веке в Англии был введен налог на трусость. Его должны были платить те, кто не хотел воевать за свое отечество. Тогда, в эпоху рыцарской славы и доблести, это был еще и очень унизительный и постыдный налог. Таким образом государство получало от не желавшего служить большую сумму, а самого «дезертира» подвергали под социальное неприятие.

    В XIV веке англичане пошли дальше, был введен налог «на жизнь». Фактически его должны были платить абсолютно все жители Англии. Как это объясняли? Англия дает им жизнь и гарантирует безопасность. Тогда Англия участвовала в Столетней войне и ей нужны были деньги на содержание армии. Народу такой «налоговый беспредел» не понравился, в итоге в 1381 году вспыхнуло восстание Уота Тайлера.

    В XVIII веке в моду входят новые вещи: часы, шляпы и трости. Все эти предметы считались роскошью, поэтому облагались дополнительными налогами. Считалась, что эти вещи выдают богатых, поскольку тогда еще не существовало декларирования доходов.

    Также богатство определяли с помощью окон. В XVII-XIX веках в Англии, Голландии и некоторых городах на побережье Балтийского моря существовал налог на окна, или как его называли в отдельных странах «налог на солнечный свет». Стекло стоило очень дорого, поэтому при проектировании домов именно на окнах экономили.

    Власть понимала, что если дом с большим количеством окон, значит – в нем живет знать. Вывод: чем больше окон – тем выше налог. Интересно, что городской патрициат не пытался скрыть свое богатство. Большие налоги не пугали их, чтобы показать свой статус, окна делали на чердаке, в боковых стенах, и даже по несколько окон на одну комнату. Выходит, знать мерялась окнами?

    Налоги также использовались для борьбы с инакомыслием. В XVII веке лорд-протектор Оливер Кромвель, захвативший власть в ходе революции, объявил, что дополнительный налог будут платить все роялисты, то есть сторонники короля.

    Эмиль Фриан «Портрет женщины перед окном»

    Эмиль Фриан «Портрет женщины перед окном»

    Другие странные примеры

    В XVI веке магистрат немецкого города Вюртемберг ввел налог на воробьев. Считалась, что эти птицы мешают людям спать, а также разносят заболевания. Каждый владелец имущества в города должен был раз в год принести 12 убитых воробьев, иначе приходилось платить штраф.

    Естественно, у многих не было времени на охоту за мелкими птицами, поэтому подпольно возникает профессия «убийца воробьев». Эти люди продавали всем желающим убитых птиц. Купить убитых было дешевле, чем платить налог. Выгода.

    В XVIII веке голландская администрация на острове Ява ввела налог на взятки. Назначенные чиновники часто брали взятки с местного населения. Искоренить это было весьма трудно, поэтому все чиновники должны были фиксировать взятки и платить в казну процент. Любопытно, но чтобы занять такую «золотую» должность, нужно было дать взятку.

    А что там на Руси?

    Древние славянские племена платили налог хазарам, чтобы те на них не нападали, а затем варягам, чтобы те защитили их от хазар. Уже в Киевской Руси существовало множество различных налогов, например вира – налог на убийство. Позже были введены налоги на особые товары. Больше всего денег в казну приносил налог на соль. Именно из-за него были частые восстания горожан. Например, соляные бунты в период царствования Алексея Михайловича Романова.

    Множество новых налогов ввел Петра Великий: на бороды, на пользование банями и даже на «неработающий капитал». Те, кто имели деньги и не желали вкладывать их в производство, должны были платить налоги.

    Дмитрий Белюкин «Петр I стрижет бороды боярам»

    Дмитрий Белюкин «Петр I стрижет бороды боярам»

    Появление новых видов деятельности также заставляло российских монархов задумываться о новых налогах. Так в начале XX века ввели налог на велосипеды и на киноискусство.

    Как говорил Франклин, «есть две неизбежные вещи: смерть и налоги». В казну государства платят во всех странах, но налоги часто бывают весьма странные. Все для того, чтобы пополнить пустующую казну государства.

    Государство всегда взимало «малую долю» со своих граждан на собственное содержание. Грамотный человек, понимает, что без них не будет ни социальных выплат, ни пенсий, ни армии. Ниже будут описаны самые странные поборы, которые существовали в нашем мире. Некоторые из них в той или иной мере существуют до сих пор.

    Государственные мужи, которые были оторваны от простого плебса, всегда выдумывали, как обогатиться на его фоне. Некоторые из них просто поражают.

    налог картинка

    Налоги из мировой истории и России во все ее периоды существования

    Когда-то избыточные поборы и пошлины бывали таким бременем, что народ устраивал бунты. История помнит их подавления, когда восставшие урегулировали все вопросы с правительством, а иногда… Итак, давайте вспоминать.

    • Римский император Веспасиан в 70-х годах нашей эры ввел плату за общественные туалеты. По оставшимся данным, римляне использовали местные уборные не только по прямому назначению, но и как места встреч и разговоров. Считается, что именно с того времени существует фраза «Деньги не пахнут». В наше время в некоторых странах общественные уборные остаются платными, что остается аналогом этого сбора.
    • Налог на воздух в Византии реально существовал. Платили его исключительно богачи за размер собственного дома.
    • В Англии XIV века был введен налог на жизнь. Взимали его со всех вне зависимости от дохода. Правительство его ввело после восстания Уота Тайлера. Потом эту денежную нагрузку, конечно, устранили, но осадочек остался.
    • Еще один абсурд из Англии и Голландии. Некоторое время существовал сбор за количество окон в здании. Кстати, там до сих пор можно увидеть строения, где оконные проемы заложены кирпичом, чтобы снизить финансовую нагрузку. Этому были подвержены даже церкви.

    • В Германии XVI века взимался налог за птиц. Скорее всего «под раздачу» попали воробьи. За громкое чириканье каждый домовладелец должен был предоставить некоторое количество тушек убитых птичек или заплатить некоторую сумму. В то же время появились ушлые мошенники, которые торговали мертвыми тушками птиц.
    • В Османской империи была введен сбор за порчу зубов. Если человек питался сладкой пищей, то у него портились зубы, следовательно, – он был обязан платить не только за лечение, но и за то, что отнимает время у врача.
    • В Тибете платили за длину носа. Именно так – курносые сохраняли больше средств, чем обладатели длинных носов. Здесь же был тариф на уши (по монете за каждое). Нет денег – минус ухо. Экономили только инвалиды без ушных раковин.
    • Налог на бороды – его знают практически все, кот ориентируется в эпохе Петра I. Деньги выплачивали любые жители России, у кого была растительность на лице. Кстати, это не инновация: Генрих VIII тарифовал бородачей в зависимости от общественного статуса.
    • В Советском Союзе в раннее время заставляли платить за полоскание белья в реках. Это было исключительно в Алтайском крае и продержалось не слишком долго.
    • А теперь налог, который продержался до развала СССР. Холостяки с 1941 года должны были платить за то, что не женаты. Так стимулировалась деторождаемость и создание семей.

    Необычные примеры современности

    Современные политики и государства могут удивлять своими законами. Иногда при посещение какой-то страны нужно быть готовым к непонятным поборам.

    налоги картинка

    1. Балеарские острова взимают плату за солнечный свет. Эти средства уходят на компенсацию вреда, который наносят туристы местной природе.
    2. В Венеции средства списываются со зданий, которые отбрасывают тень.
    3. В Австрии в обязательную налоговую нагрузку входит оплата гипса. Видимо переломанные туристы так утомили, что пришлось ввести данный тариф.
    4. Румыния взяла на вооружение старый налог из СССР. Граждане, которые попадают в больницу с алкогольным опьянением, платят дополнительную сумму за терапию.
    5. В Бельгии не стоит пытаться готовить барбекю, если нет лишних средств. Так власти пытаются бороться с глобальным потеплением.

    Можно еще вспомнить огромное количество денежных нагрузок. Регулярно наши власти пытаются вводить странные законодательные акты (на воду, на пикники, на бездетность). Хотелось бы, чтобы, если новые налоги появлялись, то они были действительно обоснованы.

    Читайте также: