Введение налога с продаж как отразится на инфляции

Опубликовано: 04.05.2024

Повышение с 1 января 2019 г. основной ставки НДС с 18 до 20% окажет существенное влияние на инфляцию в 2019 году. Банк России учитывает это при разработке среднесрочного макроэкономического прогноза и принятии решений по ключевой ставке. По оценкам Банка России, диапазон вклада НДС в инфляцию достаточно широк и составляет от 0,6 до более 1,5 процентного пункта. Согласно базовой оценке, повышение НДС окажет основное влияние на инфляцию непосредственно после изменения ставки – в первые месяцы 2019 г. – и его масштаб составит около 1 процентного пункта. Оценка влияния повышения НДС на инфляцию Согласно базовой оценке Банка России, вклад повышения НДС в годовую инфляцию в России составит 0,9–1,0 процентного пункта. Это оценка была получена путем корректировки прямого «технического» переноса повышения НДС с 18 до 20% в цены с учетом структуры налогообложения в России. Помимо структуры налогообложения, на масштаб переноса НДС в цены оказывает влияние целый спектр дополнительных факторов, как сдерживающих влияние повышения НДС на инфляцию, так и усиливающих его.

Интервал оценок вклада повышения НДС в инфляцию с учетом структуры налогообложения в России и дополнительных факторов составляет 0,6–1,5 п.п.

Структура налогообложения

Повышение основной ставки НДС затронет не все, а только две трети товаров и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывается инфляция. Остальные категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС2 . К ним в том числе относятся продукты питания повседневного спроса (мясные и рыбные продукты, молочные продукты, яйца, крупы, хлеб, соль, овощи), медицинские и детские товары, социально значимые услуги (образования, здравоохранения, городского пассажирского транспорта и другое). Учет льготного налогобложения снижает оценку влияние НДС на 0,6 процентного пункта. Помимо этого, часть операций, не относящихся к льготным товарам и услугам, не облагается НДС в случае их реализации микропредприятиями, соответственно, по ним не обязательно будет наблюдаться повышение цен в ответ на изменение ставки НДС. Этот фактор может снизить вклад повышения НДС на 0,1-0,2 процентного пункта. Дополнительные факторы, уменьшающие перенос повышения НДС в цены Параметры бюджетных расходов. Базовая оценка предполагает, что в силу действия бюджетного правила дополнительные поступления от НДС трансформируются в расходы бюджета в том же периоде. Это будет оказывать определенную поддержку внутреннему спросу, повышая его платежеспособность.

Однако если полученные средства будут расходоваться более медленно (например, в силу традиционного сезонного смещения расходов на конец года или распределенного характера реализации среднесрочных государственных программ), то совокупный конечный спрос будет более умеренным, что уменьшит масштаб повышения цен на 0,2–0,3 процентного пункта. Индексация тарифов естественных монополий. Реализация жилищных и коммунальных услуг облагается по основной ставке НДС, и с этой точки зрения их цены также могут отреагировать на рост налога. Базовая оценка предполагает, что может быть проведено повышение тарифов на увеличение НДС сверх их нормативной ежегодной индексации в соответствии с целью по инфляции 4%. В случае если этого не произойдет, итоговый перенос НДС в ИПЦ будет меньше на 0,15 процентного пункта.

Чувствительность спроса к изменению цен

Реакция цен на повышение косвенного налога будет меньше на рынках тех товаров и услуг, спрос на которые более чувствителен к изменению цен. В такой ситуации для сохранения объемов рынка и удержания потребителя в новых условиях предприятия могут частично принять на себя дополнительные расходы, связанные с повышением налоговых ставок, без их переноса в конечные цены. Снижение переноса НДС в инфляцию за счет этого фактора может составить до 0,2 процентного пункта.

Дополнительные факторы, усиливающие перенос повышения НДС в цены

Инфляционные ожидания. Конечный масштаб, скорость и устойчивость изменения инфляции в ответ на повышение ставки НДС также существенно зависят от реакции инфляционных ожиданий населения и бизнеса. В случае роста инфляционных ожиданий могут реализоваться вторичные проинфляционные эффекты и привести к более существенному повышению инфляции. Пока реакция инфляционных ожиданий на анонсированное изменение остается сдержанной, однако ситуация требует детального регулярного мониторинга. Основная реакция ожиданий может проявиться в конце 2018 – I квартале 2019 г., учитывая, что ожидания домашних хозяйств адаптивны и население, как правило, реагирует на фактическое повышение цен. Ожидается, что затем в течение первого полугодия 2019 г. инфляционные ожидания населения будут постепенно снижаться.

Ценовая политика производителей и продавцов на отдельных рынках

К более существенному переносу увеличения ставки НДС в конечные цены может вести монопольное поведение производителей и продавцов, особенно в отраслях с низкоэластичным спросом по цене, а также маркетинговая политика компаний, направленная на сохранение пропорциональной продуктовой линейки (например, подтягивание цен к конкретным якорным уровням – формирование «красивых» ценников, одномасштабное повышение цен на взаимозаменяемые и взаимосвязанные товары с разным уровнем стоимости).

Действие этих факторов может быть существенным, но неоднородным как по сегментам рынка, так и по географическим областям. Отчасти это подтверждается результатами опроса предприятий, проведенного Банком России в июле 2018 года.

Опыт повышения НДС в других странах

За последние годы многие страны повышали НДС. Были рассмотрены 23 эпизода повышения НДС в 16 странах в период 2005–2016 годов. Масштаб изменения ставки НДС в этих случаях варьировался от 1 до 5 процентных пунктов. Во всех странах наблюдалась значимое ускорение роста цен в ответ на налоговые изменения. В среднем по рассмотренной выборке стран инфляция повысилась на 0,4–0,6 п.п. при увеличении ставки НДС на 1 процентный пункт.

Как влияли на перенос НДС цены: ситуация в экономике и бюджетно-налоговая политика

В зависимости от экономических условий и параметров бюджетно-налоговой политики оценки реакции годовой инфляции варьируются от 0,3 до 1,1 п.п. на 1 п.п. повышения ставки. В частности, когда ставка косвенного налога повышалась с целью сократить дефицит бюджета и бюджетные расходы не увеличивались ни в текущем периоде, ни в ближайшем будущем (происходило ужесточение бюджетной политики), спрос значительно сокращался. При этом часто экономика уже находилась в стадии спада, и, соответственно, наблюдался весьма ограниченный перенос изменения налога в цены, ближе к нижней границе указанного диапазона (например, в Греции в 2011 г. и Венгрии в 2009 г.).

Напротив, если дополнительные налоговые доходы сразу или постепенно трансформировались в дополнительные расходы бюджета, это оказывало поддержку спросу и увеличивало влияние повышения налога на инфляцию. Как центральные банки реагировали на повышение НДС Важно отметить, что во многих странах, несмотря на наличие значимой реакции цен на рост НДС, центральные банки не проводили дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики (например, в Венгрии в 2009 г., в Чехии в 2013 г., в ЮАР в 2018 г. и так далее).

Это связано с тем, что эффект налоговой меры на годовую инфляцию, по сути, является краткосрочным и исчерпывается на горизонте года. Кроме того, реакция денежных властей в значительной степени зависела от того, в какой степени повышение НДС привело к ослаблению спроса. При этом изменение спроса также во многом зависит от экономических условий в стране. Это отражает пример Японии, где к моменту повышения НДС в 2014 г. центральный банк проводил стимулирующую денежно-кредитную политику для повышения инфляции до целевого уровня, и повышение правительством НДС на 3 п.п. было дополнительной мерой, направленной на достижение этой цели. Однако в ответ на повышение НДС, которое практически полностью перенеслось в цены, произошло сильное сжатие потребительского спроса и инвестиций и после кратковременного скачка инфляция вернулась ниже цели Банка Японии.

Это стало одним из факторов сохранения мягкой денежно-кредитной политики до настоящего времени. Большинство центральных банков в ситуации повышения НДС осуществляют пристальный мониторинг реакции экономики и финансовых рынков для выявления возможных вторичных инфляционных эффектов. Их возникновение в большей степени вероятно в экономиках, где инфляционные ожидания остаются чувствительными к колебаниям цен. В случае реализации рисков повышения инфляционных ожиданий и устойчивого ускорения инфляции изменение направленности денежно-кредитной политики становится оправданным и необходимым (такая ситуация наблюдалась, например, в Польше).








Повышение НДС с 18 до 20 % не планируется, однако в России в ближайшее время могут ввести налог с продаж. Своё окончательное решение должно вынести правительство РФ.

Согласно поправкам Минфина, которые планируют внести в Налоговый кодекс, регионы смогут вводить налог с продаж со ставкой 3 %.

Из-под налогообложения выведут основные продукты питания, медикаменты и коммунальные услуги.


Что такое налог с продаж?

Налог с продаж — налог на потребление, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги).

Вырастут ли цены после введения налога?

Ритейлеры признают, что после введения налога с продаж произойдёт ценовой скачок. «Решение правительства ввести налог с продаж со ставкой до 3 % может вызвать однократный скачок цен», — заметил финансовый директор X5 Retail Group Сергей Пивень.

Согласно оценкам центра макроэкономических исследований Сбербанка, введение налога с продаж ускорит инфляцию на 2 %. Такой же рост инфляции прогнозирует и исполняющая обязанности ректора Российского государственного социального университета, д.э.н. Наталья Починок. Экономист предупреждает, что повышение налогового бремени опасно разорением малого бизнеса «Увеличение латентной безработицы, бегство наиболее талантливой части нашей интеллектуальной элиты за рубеж составляют угрозу национальной безопасности России», — заявила Починок.

По словам первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, введение налога с продаж может повредить экономическому росту и ускорить инфляцию, в результате чего ЦБ будет вынужден повысить ставки.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что налоговая нагрузка будет способствовать повышению розничных цен, прежде всего на продовольственные товары повседневного спроса, на 3–4 % в год.


Будет ли введён налог с продаж повсеместно?

Новый налог будут вводить регионы, в которых есть потенциал пополнения бюджета. По оценке Центра макроэкономических исследований Сбербанка, собираемость налога не превысит 50 процентов, выиграют только регионы, у которых высокие показатели розничного оборота (Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская и Московская области), а у них и так нет проблем с бюджетами.

Наталья Починок

История вопроса

В России налог с продаж вводился в начале 1990-х и в 2000-х и был отменён с 2004 года.

Впервые налог с продаж был введён в 1991 году, ставка составляла 5 %. В конце 19991 произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве, и в новой системе налогов и сборов, вступившей в силу с 1 января 1992 года законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог был введён в России в 1998 году в качестве регионального. Каждый субъект федерации самостоятельно принимал решение о введении налога на своей территории, а также устанавливал его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 %.

Налог с продаж взимался вплоть до 1 января 2004 года по максимальной 5 % ставке. Собираемость налога составляла порядка 35 % от общего числа налогоплательщиков.

Введение налога с продаж может привести к росту инфляции и спровоцировать ЦБ повысить ставки, предупредил ЦБ правительство. Премьер Дмитрий Медведев уверяет: решение не принято
www.vedomosti.ru/finance/news/33118161/cb-za-sebya-boitsya
Из-за налога с продаж инфляционные ожидания зафиксируются на высоком уровне, что вынудит ЦБ ужесточать политику в ситуации, когда иных причин для этого нет, заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в интервью «России 24». ЦБ хотел бы обсудить с правительством необходимость учитывать влияние налоговых новаций на инфляцию, сказала она: «И проводить их [решения] таким образом, чтобы не приводить к резким скачкам инфляции если хотите, не провоцировать нас на политику, которая необходима с точки зрения инфляции, но может быть вредна с точки зрения экономического роста».

Повышая в июле ставки, ЦБ указывал, что инфляционные риски возросли и из-за внешнеполитического конфликта, и в связи с обсуждаемыми изменениями налогов. В правительстве были недовольны, что ЦБ принял решение без обсуждения, рассказывали два федеральных чиновника. Министр экономического развития Алексей Улюкаев предложил президенту, чтобы Минэкономразвития и Минфин участвовали в выработке ЦБ ориентиров инфляции, и получил его согласие (см. врез).

Дискуссия по налогу с продаж продолжается, говорят несколько чиновников, хотя летом президент Владимир Путин поручал проработать вопрос и Минфин уже подготовил поправки (разрешает регионам вводить налог по ставке 3%). О таком поручении пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову неизвестно. Как рассказал в интервью «Ведомостям» председатель правительства Дмитрий Медведев (см. стр. 01), окончательно введение налога с продаж не одобрено, как и принципиальное решение, менять ли ставки существующих налогов и вводить новые. Решение, по его словам, будет принято до конца месяца с учетом возможности оптимизации расходов.

Повышать нагрузку придется, уверены чиновники Минфина; сам Минфин предлагал альтернативу налогу с продаж — повысить НДС на 2 п. п. до 20%: это окажет меньшее влияние и на инфляцию, и на экономику, а денег принесет больше, около 500 млрд руб. — против 200 млрд или даже 30 млрд руб. от налога с продаж, говорит чиновник Минфина.

Против налога с продаж выступали также Минэкономразвития и Минпромторг. Налог поможет только регионам с развитой сетевой торговлей, в первую очередь Москве, его поддерживает помощник президента Андрей Белоусов, рассказывали федеральные чиновники. Песков не смог прокомментировать позицию Белоусова.

Влияние налога с продаж на инфляцию обсуждалось, уверяют чиновники Минфина и правительства. Он разгонит инфляцию на 1 п. п., оценивал министр финансов Антон Силуанов. Примерно на 2 п. п., подсчитывали в ЦМИ Сбербанка в августе. Скорее всего будет меньше, так как рост цен из-за других факторов и замедление роста доходов населения могут негативно повлиять на спрос, говорит руководитель ЦМИ Сбербанка Юлия Цепляева.

Медведев видит и плюсы, и минусы изменения налоговой нагрузки, но рост инфляции — это минус. Он признает, что выбор между увеличением ставки НДС и введением налога с продаж довольно сложен. Скорее всего, он будет сделан в пользу налога с продаж, считают несколько федеральных чиновников. Его введут не все регионы, так как не всем он принесет существенные доходы, а повышение НДС — удар по всей экономике, говорит один из них. Обсуждались идеи ограничить возможности регионов вводить новый налог, сказал один из чиновников, — например, разрешить делать это только после внедрения кассовой техники, автоматически передающей данные в ФНС. Раньше налог с продаж платили плохо, признает Медведев, для принятия решения сейчас нужна полная уверенность, что мы его сможем собирать, нужна электронная верификация факта платежа, а это сложный процесс.

Идти с этим вопросом к президенту уже не хочется: это компетенция правительства, если прийти к нему снова, он может не понять, опасается чиновник финансового блока.

Обсуждаемое чиновниками возрождение налога с продаж, пусть даже в виде замены налога на движимое имущество компаний, вряд ли возможно – Россия дважды отказывалась от этой неэффективной меры. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

России в очередной раз предрекают возрождение налога с продаж

"Попытка ввести традиционный налог с продаж (НСП) в постсоветской России предпринималась лишь однажды – в конце 1990-х, этот налог просуществовал несколько лет и был признан крайне нерациональным. США и ряд других государство используют только налог с продаж, постсоветские государства и ЕС используют налог на добавленную стоимость. Но ни одно государство в мире не использует эти сборы в совокупности – это серьезная нагрузка на бизнес.

Именно из-за двойного налогообложения НСП в нашей стране не взимается с 1 января 2004 года. Столь серьезное налоговое бремя тяжело для предпринимателей, которые в таких условиях не могут нормально развивать предприятия. Именно деловая среда добилась отмены НСП, чем существенно облегчила себе жизнь. Кроме того, отмена налога способствовала выводу существенной части бизнеса из "тени" – сниженная нагрузка дала возможность перераспределить освободившиеся доходы и работать легально", - отмечает

СМИ со ссылкой на источники сообщили, что чиновники обсуждают налог с продаж, который может возродиться со следующего года: сначала по ставке 1,1%, а с 2019 года - по ставке 2,2%. Предположительно он заменит вводимый с 2018-го налог на движимое имущество компаний, отмены которого добиваются представители бизнеса. Предлагается новый сбор - с торговой площади, он по сути уже введен в ограниченном режиме. Сейчас этот налог взимается только в Москве, ввести его могут еще Петербург и Севастополь, но этим правом не воспользовались.

"Вполне понятно, почему предпринимательские круги добиваются снижения или отмены налога на движимое имущество компаний. Сейчас большая часть бизнеса предпочитает арендовать недвижимость и потому налога с имеющихся в собственности площадей не платит. Большая часть собственности – именно движимое имущество, так что бизнес нагрузку ощутит.

Но замена его на налог с торговых площадей выходом не станет, и вряд ли в принципе такое может произойти. В любом случае новый сбор отразится на цене продаваемого товара или услуги и не снимет нагрузку с бизнеса. При этом есть еще вопрос администрирования – на дополнительное взимание средств нужен новый штат, помещения, затраты. В данном случае экономическая эффективность может быть минимальной или вовсе отрицательной, то есть введение НСП смысла не имеет", - подчеркивает экономист.

Налога с продаж не будет

Попытку ввести НСП сделали еще в СССР в 1991 году, но уже в 1992-м после распада Союза в Налоговом кодексе РФ его не оказалось. В 1998-1999 годах НСП ввели большинство регионов РФ по максимально возможной ставке 5%, введя обширный перечень товаров и услуг, под этот сбор не попадающих. Но инициатива все равно была признана неэффективной. Сейчас заявляется, что решение по налогу с продаж будет принимать уже следующее правительство после президентских выборов марта 2018 года.

Прошлые попытки ввести НСП провалились

Это не первый случай, когда в России предрекают возрождение НСП. Весной этого года одна те же источники сообщали о возможности введения налога в качестве альтернативы повышению ставки НДС при налоговом маневре. Кроме того, иностранные СМИ в 2014-м объявили: президент РФ Владимир Путин поддержал возможный возврат налога с продаж с 2015 года, но в Госдуме о внесенных на эту тему законопроектах не слышали до сих пор.

"Идея НСП напрямую противоречит целям, которые декларирует правительство и Центробанк, а значит, едва ли она может быть реализована. Налог с продаж вызовет рост цен, то есть поднимет инфляцию, которую решено сдерживать в пределах 4%. Понятно, что это отразится и на покупательной способности россиян, а это уже противоречит заявлениям правительства.

При этом часть бизнеса уйдет в тень, что сократит налогооблагаемую базу и государство может даже потерять доходы, что сегодня имеет. То есть сейчас стране нужно не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а наоборот, проводить маневры по налоговой либерализации. В свое время действенность таких приемов доказали Россия и Казахстан – чем ниже налоги, тем охотнее бизнес их платит, а государство собирает даже существенно больше.

Все это очевидно и лежит на поверхности. Введение НСП в любом его качестве не даст серьезного положительного эффекта – именно поэтому Петербург и Севастополь правом на этот сбор так и не воспользовались. Расширение инициативы на всю страну даст тот же эффект. А потому весьма сомнительно, что инициатива будет утверждена и внедрена в жизнь", - заключает эксперт.

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Снижение доходов, с одной стороны, и рост расходов, с другой, стали причиной разбалансировки бюджетной системы. Нефтегазовые доходы, составляющие половину доходной части федерального бюджета, не растут, экономический рост замедляется, а вместе с ним сокращаются и ненефтегазовые доходы. На этом фоне растут расходы на оборону, пенсионные обязательства, а также обязательства, связанные с указами от 7 мая 2012 года. В результате возникает бюджетный дефицит. Хуже всего дела обстоят в регионах. Дефицит региональных бюджетов в 2013 году составил 1% ВВП. В 2014-2017 годах он оценивается на уровне 1,0-1,2% ВВП.

Чтобы сбалансировать бюджет, правительство рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на экономику, в частности, введение налога с продаж, повышение ставок НДС и НДФЛ.

В нынешних условиях экономической стагнации с высоким риском сползания в рецессию возможное повышение налоговой нагрузки будет способствовать дальнейшему снижению инвестиционной активности и ухудшению динамики ВВП, отметила Наталья Акиндинова в докладе «Макроэкономический анализ влияния изменения ставок налогов на государственный бюджет и участников рынка». Дополнительные потери при введении налога с продаж составят 0,2% ВВП в 2015 году и 0,4% ВВП – в 2016 году.

Слишком много налогов

По сравнению с другими странами совокупная налоговая нагрузка на экономику в России не велика – около 35% ВВП. Этот показатель сопоставим с фискальным бременем большинства стран БРИКС и близких к России по уровню развития стран ЕС.

Рисунок 1. Совокупная налоговая нагрузка на экономики стран ЕС, США и БРИКС в 2013 году, % ВВП


Примечание: для России приведена оценка без учета нефтегазовой ренты (с ее учетом – 35% ВВП).
Источник: The Heritage Foundation («2014 index of economic freedom»)

В то же время налоговая нагрузка на бизнес близка к максимальным значениям, отметила автор исследования. Так, 50% коммерческой прибыли добросовестные предприятия отдают в виде налогов, что значительно превышает средний показатель ЕС (42%) и США (46%). В результате более четверти российских компаний предпочитают существовать «в тени», давая себе определенные послабления в части уплаты налогов. Увеличение налоговой нагрузки выльется в еще больший рост теневой экономики, прогнозирует эксперт.

«В большинстве регионов введение налога с продаж не позволит решить проблему дефицита бюджета, налоговые поступления могут вырасти лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области, как это было во время предыдущего опыта применения налога с продаж в 2003 году», – подчеркнула Акиндинова.

Рисунок 2. Поступления налога с продаж в % к налоговым и неналоговым доходам региональных бюджетов в 2003 году


Новый налог разгонит инфляцию

К тому же в условиях роста инфляции, наблюдаемого в последнее время, введение дополнительных налогов на потребление (к которым относится и налог с продаж) будет способствовать дальнейшему ускорению инфляции.

Введение налога с продаж прибавит к инфляции в 2015 году не менее 0,5%, подсчитала экономист. В результате потери реальных располагаемых доходов населения в следующем году достигнут 0,8%. Повышение НДС на 1% может дать похожие результаты.

На этом фоне, считает экономист, будет падать потребление, снизится прибыль ритейлеров и, соответственно, их инвестиционная активность. Ухудшение делового климата в розничной торговле окажет влияние и на общий экономический спад.

Рост НДФЛ вместо налогов на потребление

Учитывая ухудшение макроэкономической ситуации, целесообразно было бы отложить повышение налогов по крайней мере до тех пор, пока экономика не вернется на траекторию роста, а инфляция не стабилизируется, считает Акиндинова. Она предлагает рассмотреть другие способы достижения сбалансированности бюджета, например, использование ранее накопленных резервов и ограничение роста расходных обязательств.

«Стабильный рост доходов бюджетной системы, необходимый для обеспечения ее долгосрочной сбалансированности с учетом относительного снижения нефтегазовых доходов и роста расходных обязательств, обеспечивается, прежде всего, мерами, способствующими росту деловой активности, улучшением условий ведения предпринимательской деятельности, а также мерами, способствующими сокращению неформального сектора экономики и повышению собираемости налогов», – считает экономист.

Если рост налоговой нагрузки неизбежен, следует отдавать предпочтение повышению ставок уже существующих налогов перед введением новых налогов. При этом нужно принимать во внимание, что основные нерешенные дисбалансы приходятся на уровень региональных бюджетов. С этой точки зрения лучший вариант – повышение НДФЛ, так как он, помимо всего прочего, еще и не влияет на разгон инфляции.

Читайте также: