Плательщики налогов сборов пошлин и иные обязанные лица в рб

Опубликовано: 04.05.2024

ГЛАВА 2
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН). НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ И ИНЫЕ ЛИЦА

Статья 14. Плательщики налогов, сборов (пошлин)

Как следует из содержания статьи, плательщики налогов, сборов (пошлин) — это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины. Для целей налогообложения в статье раскрываются понятия как организации, так и физического лица. Указанные понятия не претерпели изменений по сравнению с прежней редакцией Общей части НК.

Статья 15. Белорусские и иностранные организации

В статье установлено разделение плательщиков-организаций на белорусские и иностранные исходя из их места нахождения, правила определения которого регламентируются статьей 16 НК.

Организации с местом нахождения в Республике Беларусь в налоговом законодательстве именуются белорусскими организациями, а имеющие место нахождения за пределами территории республики — иностранными. Такое деление необходимо и принципиально важно ввиду того, что именно эти признаки являются определяющими в вопросах установления налогового резидентства плательщика-организации и обусловленного таким резидентством применения положений налогового законодательства Республики Беларусь в отношении того или иного субъекта хозяйствования.

Статья 16.Место нахождения организации

Статья регламентирует совокупность правил, по которым определяется место нахождения плательщика-организации. Общее правило определения места нахождения плательщика-организации, которое позволяет на общих основаниях и без каких-либо дополнительных процедур решать вопрос установления места нахождения для подавляющего большинства субъектов хозяйствования, это место государственной регистрации организации.

В соответствии с общемировой практикой создания (учреждения) юридических лиц, как правило, все организации подлежат государственной или иной аналогичной регистрации. Исходя из применяемых в конкретном государстве подходов могут различаться только процедура и состав органов (государственные или негосударственные органы), которым законодательством страны вменяется в обязанность такая регистрация. В частности, это могут быть региональные или местные органы исполнительной власти либо торгово-промышленные палаты. Пунктом 2 статьи 16 НК предусмотрены дополнительные правила определения места нахождения плательщика-организации, которые могут быть последовательно применены налоговыми органами в случае, когда общее правило установления такого места в отношении конкретной организации не может быть использовано.

Согласно законодательству Республики Беларусь в отношении такой формы хозяйствования, как простые товарищества (относимые Общей частью НК к организациям), государственная регистрация не проводится и такие товарищества не являются юридическими лицами. В связи с этим к ним необходимо применять специальное положение, согласно которому местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того ее участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку от деятельности этого товарищества до ее распределения.

Статья 18.Место жительства физического лица

В статье установлен единый порядок определения места жительства физического лица. Из нее исключены положения об определении места жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, исходя из места жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Местом жительства для всех физических лиц (независимо от возраста и статуса) будет признаваться место, где лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места — место, где оно постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, — место нахождения имущества этого лица.

Статья 19.Индивидуальные предприниматели

Статьей предусмотрена более однозначная по сравнению с предыдущей редакцией норма о том, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, исполняют налоговые обязательства, возложенные налоговым законодательством на индивидуальных предпринимателей. Иные обязанности, возлагаемые на индивидуального предпринимателя налоговым законодательством, этим лицом не исполняются (например, обязанность вести в установленном порядке учет доходов (расходов), представлять налоговые декларации (расчеты)).

Статья 21.Права плательщика

Новая редакция статьи, определяющей перечень прав плательщика, кардинальных изменений не претерпела.

Появилась общая норма, предусматривающая, что плательщик может обращаться за изменением установленного законодательством срока уплаты налога, сбора (пошлины), пеней, а также за осуществлением административных процедур, а не только подавать заявления с целью зачета (возврата) налога, сбора (пошлины) или выдачи ему выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней, но и для осуществления иных предусмотренных законодательством административных процедур.

Закреплено новое право плательщика — знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате им налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья также дополнена правом плательщика использовать в целях реализации своих прав и законных интересов информацию о субъектах хозяйствования и их деятельности, размещаемую в глобальной компьютерной сети Интернет на едином портале электронных услуг. Это позволит субъектам хозяйствования осуществлять проверку деловой репутации своих бизнес-партнеров, не возлагая на государство ответственность за несвоевременное выявление субъектов, в деятельности которых усматриваются признаки лжепредпринимательства.

Статья 22.Обязанности плательщика

В данной статье расширен перечень организаций, которые не обязаны ежегодно представлять в налоговые органы годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность. К таким организациям помимо некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, относятся бюджетные организации и иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, Национальный банк Республики Беларусь и его структурные подразделения.

Определен перечень документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, а также возможность представления в налоговые органы перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности как в письменной, так и в электронной форме. При этом перечень документов не является закрытым ввиду специфики деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах экономики. Обращаем внимание, что плательщик не может представить документы, подтверждающие факт наличия дебиторской задолженности, по сделке, по которой истекли сроки исковой давности.

Новой редакцией статьи устанавливается единый срок представления копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, как в налоговые, так и в таможенные органы — не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней.

С 1 января 2019 г. белорусские организации обязаны ежегодно представлять информацию в налоговый орган не только об открытии или закрытии счетов в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь, но и о движении денежных средств по этим счетам.

В обязанности плательщикам вменяется обеспечение наличия предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товарно-материальных ценностей, без привязки к местам их реализации и средствам транспортировки, а также проверка предоставленных контрагентом сделки первичных учетных документов на соответствие их законодательству.

Следует обратить внимание на единый срок представления плательщиком в налоговый орган сведений — не позднее десяти рабочих дней со дня наступления событий, указанных в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 22 НК.

Статья 24.Право на представительство в отношениях, регулируемых налоговым законодательством

Статья объединила в себе предписания, содержащиеся ранее в статьях 24 – 27 НК прежней редакции. Кроме того, учитывая введение института налоговых консультантов, она дополнена нормой, предусматривающей, что налоговый консультант является уполномоченным представителем плательщика, который осуществляет свои полномочия не на основании доверенности, а на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Статья 25.Действия (бездействие) представителей плательщика

Действия (бездействие) органов управления организацией либо ее законных представителей (например, руководителя, главного бухгалтера или других должностных лиц) рассматриваются как действия (бездействие) самой организации. При этом к ответственности за допущенные налоговые правонарушения могут быть привлечены как сам налогоплательщик-организация, так и ее законные представители, поскольку привлечение к ответственности самой организации не освобождает ее должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 26.Право на участие в налоговых отношениях независимо от места постановки на учет, места жительства

Новая статья, которая предусматривает возможность обращения физических лиц в налоговый орган не только по месту жительства, но и в любой налоговый орган, что позволит реализовать на практике так называемый экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков.

Реализация принципа предоставления налоговых услуг по экстерриториальному принципу позволит в значительной степени сократить издержки плательщиков, повысить качество их обслуживания, что в конечном итоге создаст более комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств.

В статье предусмотрено право плательщиков получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

Экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков означает, что любое физическое лицо (за исключением нотариуса и адвоката, осуществляющих деятельность индивидуально) сможет подать налоговую декларацию по подоходному налогу, декларацию о доходах и имуществе, уведомление о начале осуществления деятельности по заявительному принципу либо обратиться завыполнением любой административной процедуры в любой налоговый орган, а не только в налоговый орган по месту жительства.

На первоначальном этапе принцип экстерриториальности обслуживания вводится только для физических лиц, поскольку иные плательщики (организации и индивидуальные предприниматели) активно используют электронное взаимодействие с налоговыми органами (более 80 % субъектов хозяйствования обращаются в налоговые органы в электронном виде). В свою очередь, не у всех физических лиц в настоящее время есть возможность такого взаимодействия. Кроме того, имеет место привычка граждан лично обращаться в уполномоченный орган.

Статья 27.Порядок взаимодействия с плательщиком

Новая статья, в которой уточняются способы взаимодействия налоговых органов с плательщиками и обмена между ними документами или информацией. Согласно данной статье документы или информация могут быть представлены плательщиком в налоговый орган или направлены налоговым органом плательщику в письменной или электронной форме.

В электронной форме документы или информация могут быть представлены плательщиком в виде электронного документа, а физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в электронном виде, т.е. в форме документа, подтверждение целостности и подлинности которого осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

В свою очередь налоговым органом плательщику документы или информация в электронной форме будут направляться в виде электронного документа в личный кабинет плательщика, за исключением случая отсутствия у плательщика личного кабинета, при котором документы или информация будут направляться в письменной форме.

Размещенные налоговым органом в личном кабинете плательщика документы и (или) информация в электронной форме не вручаются (не направляются) плательщику в письменной форме.

Налоговый орган вправе для сверки документов и (или) информации, представленной плательщиком в электронном виде, запросить у него их оригиналы.

Статья 29.Налоговая тайна

В статью, регулирующую этот вопрос, внесены корректировки в части сведений о дате уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Согласно предложенной редакции любая дата уплаты таких сборов, а не только первоначальная не будет являться налоговой тайной.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ


А.А. ЧЕРНЮК
доцент

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 84-З «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон № 84-З) внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее — Бюджетный кодекс), преимущественная часть которых вступила в силу с 1 января 2018 г.

Обратим внимание на дополнения, внесенные Законом № 84-З в Бюджетный кодекс, вступающие в силу с 1 января 2019 г.:

  • статья 78 «Участники бюджетного процесса» дополнена новым участником бюджетного процесса «администраторы доходов бюджета»;
  • введена статья 79 1 «Администраторы доходов бюджета».

Рассмотрим новшества, внесенные в Бюджетный кодекс, вступившие в силу с 1 января 2018 г., которые, по мнению автора, могут быть полезными бухгалтеру бюджетной организации в практической деятельности.

1. Из приложения «Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам» к Бюджетному кодексу исключен подраздел 01 «Природоохранная деятельность» раздела 05 «Охрана окружающей среды».

2. Глава 2 «Бюджетное законодательство» дополнена статьей 4 1 «План формирования и использования денежных средств в условиях чрезвычайного, военного положения», согласно нормам которой в условиях чрезвычайного, военного положения утверждается чрезвычайный бюджет.

Чрезвычайный бюджет — план формирования и использования денежных средств для обеспечения бесперебойного финансирования мероприятий по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, удовлетворения потребностей государства и нужд населения.

Порядок формирования, исполнения и подготовки отчета об исполнении чрезвычайного бюджета устанавливается Правительством Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных законодательством.

Утверждение чрезвычайного бюджета, отчета об исполнении чрезвычайного бюджета, а также принятие решения о прекращении его исполнения осуществляются Президентом Республики Беларусь.

3. В статьях 10, 11 и 19 после слова «дефицита» внесено дополнение «(использования профицита)».

4. В статье 2 «Основные термины и их определения» уточнены определения ряда терминов.

5. Внесены изменения и дополнения в некоторые статьи главы 6 «Доходы бюджетов» (см. табл. 1).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

Статья 28. Установление нормативов отчислений

от республиканских налогов, сборов (пошлин), местных налогов и сборов

1. В консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска отчисляется 31 % от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь

1. В консолидированные бюджеты областей отчисляется 24,56 % от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются нормативы отчислений от НДС, получаемого на территории Республики Беларусь, в консолидированные бюджеты областей

и бюджет г. Минска

пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории областей

и г. Минска

на 1 января года, предшествующего очередному финансовому году

5. Не допускается изменение нормативов отчислений в нижестоящие местные (консолидированные) бюджеты от республиканских налогов, сборов (пошлин) и нормативов отчислений от местных налогов и сборов в течение трех финансовых лет

после их установления,

если иное не установлено подпунктом 2.2 пункта 2, пунктами 3 и 7 настоящей статьи

Статья 30. Налоговые доходы республиканского бюджета

1. В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):

1.11. экологический налог:

за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, — 100 %

Статья 31. Неналоговые доходы республиканского бюджета

1. Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):

1.12. возмещение потерь, вреда:

возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, — 100 %

возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, — 100 %

Статья 33. Неналоговые доходы областных бюджетов

1. Неналоговые доходы областных бюджетов включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории области, если иное не установлено законодательными актами):

1.3 1 . плату за предоставление в аренду (пользование) охотничьих, рыболовных угодий,

водных объектов, их частей, участков лесного фонда в соответствии с законодательством — 100 %

Статья 35. Неналоговые доходы бюджетов базового и первичного уровней

1. Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если иное не установлено законодательными актами):

1.5. плату за предоставление в аренду поверхностных водных объектов, их частей в соответствии с законодательством — 100 %

2.4 1 . плату за право заключения договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством — 100 %

Статья 36. Налоговые доходы бюджета г. Минска

1. В бюджет г. Минска зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории г. Минска, если иное не установлено законодательными актами):

1.8. НДС — по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год

6. Пункт 3 статьи 79 «Бюджетные организации» дополнен следующей нормой:

«Бюджетная организация открывает один текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств. При этом текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств в иностранной валюте открывается в том банке, в котором бюджетной организации открыт текущий (расчетный) банковский счет по учету внебюджетных средств в белорусских рублях».

7. Уточнена норма пункта 2.9 статьи 82 «Права и обязанности получателей бюджетных средств». С 1 января 2018 г. получатели бюджетных средств обязаны обеспечить представление в территориальные органы государственного казначейства для регистрации принятые денежные обязательства, а также дополнения и (или) изменения к ним в течение 10 рабочих дней (в предыдущей редакции — 10 дней) с даты их принятия.

8. Внесены изменения и дополнения в статью 101 «Основы исполнения бюджетов» (см. табл. 2).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

6. Не допускается списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов по учету средств бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, кроме случаев, предусмотренных статьей 146 настоящего Кодекса

6. Не допускаются приостановление операций, а также взыскание в бесспорном порядке денежных средств, кроме случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи и статьей 146 настоящего Кодекса:

6.1. с единого казначейского счета;

6.2. со счетов, открытых государственным органам и иным бюджетным организациям (за исключением счетов по учету внебюджетных средств бюджетных организаций);

6.3. со счетов по учету средств соответствующего бюджета, открытых иным организациям и индивидуальным предпринимателям.

6 1 . Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не установлено законодательством

6 1 . Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы в бюджет может быть произведен не позднее трех лет со дня возникновения права на возврат указанной суммы, если иное не установлено законодательством

9. Статья 104 «Права Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов, исполнительных и распорядительных органов первичного территориального уровня при исполнении бюджетов» дополнена следующими нормами:

  • подпунктом 1.14 пункта 1, в соответствии с которым Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы имеют право проводить взаимозачет налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам и пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом).

В настоящее время порядок проведения взаимозачета определен Инструкцией о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2011 г. № 136;

  • пунктом 3, согласно которому порядок размещения средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных средств государственных органов и иных бюджетных организаций в банковские вклады (депозиты) устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь.

10. Внесены изменения и дополнения в статью 105 «Казначейская система исполнения бюджетов» (см. табл. 3).

До 01.01.2018

С 01.01.2018

1. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

1. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и управления государственного казначейства главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, их отделы (секторы) в городах и районах.

4. Внебюджетные средства государственных органов и иных бюджетных организаций, которые подлежат учету на едином казначейском счете, ежегодно определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Порядок учета внебюджетных средств на едином казначейском счете устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

За пользование внебюджетными средствами государственных органов и иных бюджетных организаций, находящимися на едином казначейском счете, Национальный банк Республики Беларусь, банки уплачивают в доход республиканского бюджета проценты по ставке, определенной Президентом Республики Беларусь.

Примечание.

Следует также обратить внимание, что пункт 5 статьи 105 дополнен частью третьей следующего содержания: распорядители и получатели бюджетных средств вправе открыть несколько текущих (расчетных) банковских счетов по учету средств бюджета на каждый уровень бюджетного финансирования, доступ к которым обеспечивается с использованием банковской платежной карточки, а также со специальным режимом функционирования.

11. Внесены изменения и дополнения в статью 146 «Взыскание денежных средств с организаций, индивидуальных предпринимателей и приостановление операций по счетам организаций, индивидуальных предпринимателей в банках». Основные из них отражены в таблице 4.

До 01.01.2018

С 01.01.2018

Часть вторая пункта 1. Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь в бесспорном порядке.

Часть вторая пункта 1. Средства бюджета, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, начисленные проценты на суммы бюджетных средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, взыскиваются органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, проводившими проверку, в бесспорном порядке.

Министерство по налогам и сборам письмом от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило особенности применения главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 КоАП к налоговым агентам.

1. О статье 13.7 КоАП

Юридические лица и ИП, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются согласно ч.1 п. 3 ст. 193 НК налоговыми агентами по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

Налоговые агенты имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК. В частности, налоговый агент обязан исчислять, удерживать из денежных средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (пп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК).

Так, ч. 1 п. 3 ст. 193 НК предусматривает обязанность налогового агента исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы. Соответственно, допустимо перечисление налога на доходы в бюджет налоговым агентом, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, за счет собственных средств.

Меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.7 КоАП, применяются к налоговому агенту, если он не выполняет или выполняет не в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины).

Следовательно, административная ответственность по ст. 13.7 КоАП за неудержание или удержание не в полном объеме налога на доходы не будет применяться к налоговым агентам, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, если они не удержали (удержали не в полном объеме) налог из денежных средств иностранных организаций, но перечислили (в том числе за счет собственных средств) в полном объеме в бюджет налог на доходы, день начисления которых согласно правилам ст. 191 НК приходится на период, начиная с 01.01.2019 г.

2. Зачет (возврат) налога на доходы при применении международных договоров

Осуществление возврата (зачета) из бюджета сумм налога на доходы, перечисленного в бюджет налоговым агентом (в том числе в ситуации, когда перечисление налога в бюджет осуществлено за счет собственных средств налогового агента), регулируется ст. 66 и 194 НК.

В соответствии со ст. 66 НК излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пеней подлежит зачету либо возврату, если иное не установлено таможенным законодательством.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся без начисления процентов на эту сумму, за исключением случая несоблюдения установленного срока сообщения плательщику о проведенном возврате.

Зачет или возврат производятся в белорусских рублях.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты:

A. этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;

B. неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Зачет может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет:

исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним;

исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о зачете подается в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается по установленной форме не позднее 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 15 рабочих дней) со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о зачете, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику, а в определенных случаях — иному лицу, о проведенном зачете либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения, а о зачете, проведенном налоговым органом самостоятельно — не позднее 3 рабочих дней со дня его проведения.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о возврате подается по установленной форме в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о возврате либо об отказе в проведении возврата принимается по установленной форме не позднее 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения. При нарушении этого срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней по день принятия такого решения.

3. Административная ответственность налоговых агентов

С татья 13.7 КоАП предусматривает административную ответственность налоговых агентов за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Объекты налогообложения

Налоговое обязательство налоговый учет и налоговый контроль

Налоговые и таможенные органы республики беларусь.

Особенная часть:

Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Ндс,акцизы,нп

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в республике беларусь через постоянное представительство

Подоходный налог с физических лиц,налог на недвижимость,земельный налог,экологический налог,налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования республики беларусь

Оффшорный сбор,гербовый сбор,консульский сбор,государственная пошлина

Патентные пошлины

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками,курортный сбор,сбор с заготовителей

Особые режимы налогообложения

УСН,единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Налог на игорный бизнес,налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

Налогообложение отдельных категорий плательщиков

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, государственных органов, иных государственных организаций.

Расходы бюджета и их классификация.

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.

Задача бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Расходы бюджета группируются по следующим категориям:

- функциональные – расходы на выполнение основных функций предприятия;

- программные – расходы на исполнение программ и подпрограмм;

- ведомственные – расходы на функционирование министерств и ведомств;

- экономические – отражает экономическое содержание расходов государства.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы направляются на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы связаны с расширенным воспроизводством, путем их осуществления создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной собственности (капитальный ремонт, закупка оборудования, техническое перевооружение и др.).

Структура доходов и расходов республиканского бюджета ежегодно утверждается Законом о бюджете. В настоящее время основная тенденция в данной сфере – снижение бюджетных расходов на финансирование экономики и увеличение расходов на социальную сферу.

Республиканский бюджет на 2013 год – 121, 7 трил. руб.

Структура расходов гос. бюджета 2012 года

Общегосударственная деятельность – 48%

Национальная оборона – 5%

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 8%

Национальная экономика – 20%

Физкультура, спорт, СМИ – 2%

Социальная политика – 10%

Дефицит государственного бюджета: причины и истосники формирования.

Дефицит государственного бюджета – это превышение государственных расходов над государственными доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита относятся:

· рост государственных расходов;

· чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

Виды ДБ: циклический (причина- цикличность развития экономики, разница между факт величиной и структурным ДБ), структурный (разность между доходами и расходами в условиях полной занятости), операционный (Общий ДБ за вычетом платежей по обслуживанию гос.долга), первичный (разность между величиной общего ДБ и всей суммы выплат по гос.долгу), квазифискальный ДБ (скрытый ДБ, обусловленный квазифискальной деятельностью государства, т.е. финансирование избыточной занятости в гос.секторе).

Показателями уровня дефицита бюджета являются:

· удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП;

· удельный вес дефицита государственного бюджета в объеме расходной части бюджета.

Финансовое положение страны считается нормальным, если дефицит не превышает 2–3% ВВП или 8–10% расходной части бюджета.

Дефицит государственного бюджета можно финансировать как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним источникам относятся:

·источники, получаемые от НБ РБ(кредиты на финансирование дефицита республиканского бюджета, государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком РБ непосредственно у Правительства РБ);

·источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные облигации, государственные долгосрочные облигации, векселя Правительства РБ, прочие государственные ценные бумаги);

·источники, получаемые из других секторов государственного управления (заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, бюджетные ссуды, бюджетные займы, полученные из других бюджетов);

·прочие источники внутреннего финансирования;

·источники от операций с принадлежащим государству имуществом;

·операции по средствам в иностранной валюте

·изменение остатков средств бюджета.

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты правительств иностранных государств;

· государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках;

· прочие источники внешнего финансирования.

Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

· укрепление доходной базы бюджета;

· реформирование бюджетного процесса.

Местный бюджет

РБ по форме государственно устройства является унитарным государством и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местный бюджеты.

Бюджет правительства – республиканский бюджет, а бюджет местных органов власти – местные бюджеты. В свою очередь местные бюджеты делятся на 3 уровня: - первичный (сельские, поселковые, городов районного подчинения)

- базового уровня (районные, городов областного подчинения)

- областной (областей и г. Минска).

Формирование местных бюджетов основано на принципах выравнивая развития регионов, избирательно поддержки отдельных территорий, социальной направленности.

Доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступления: собственные доходы, налоги и сборы, отчисления из общереспубликанских налогов. Дополнительно в республиканский бюджет предусматриваются безвозмездно передаваемые бюджетные трансферты с целью оказания финансовой помощи.

Собственные доходы – это налги и платежи, которые полностью зачисляются в местные бюджеты и над которыми местные власти имеют полный контроль, т.е. устанавливают ставки, порядок или сроки уплаты их в бюджет.

К таким налогам относятся, в соответствии с Налоговым кодексом, налог на владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей.

К собственным налоговым доходам относятся также: подоходный налог с ФЛ, налог на недвижимость, земельный налог, экологический в части добычи природных ресурсов.

Перечень республиканских налогов, поступающих в МБ определен Бюджетным кодексом.

К неналоговым поступлениям относятся: % за использование банками ДС местных бюджетов, плата за размещение наружной рекламы, арендная плата за участки, иные поступления.

Регулирующие доходы – это процентные отчисления от республиканских платежей по нормативам, ежегодно утверждаемым законом о бюджете. В 2012 и 2013 году к таким относятся: НДС 30% в местные бюджеты, 70% в республиканский, налог на прибыль 50% в местные бюджеты.

Из средств республиканского бюджета местным бюджетам выделяются:

Дотации – ДС, выделяемы из бюджета для сбалансирования нижестоящего бюджета. Подлежат возврату при нецелевом их использовании.

Субвенции – ДС, выделяемые их вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидии – ДС, выделяемые из бюджета организации или ФЛ на условиях софинансирования для производства или реализации товаров либо возмещения частичного возмещения целевых расходов.

Читайте также: