Введение акцизного налога на рынке бензина может привести к таким последствиям как

Опубликовано: 02.05.2024








Слово «акциз» стало в последнее время мелькать в медиа часто. По сути своей, оно означает определённый государственный налог, который включается в цену товаров специального перечня, величина которого может достигать до 70% от его стоимости. В этот список входит и бензин. Однако у экспертного сообщества вопросы повышения акциза на топливо вызывают неоднозначную реакцию. Так, например, достаточно учесть только тот факт, что в стоимости литра бензина цена нефти занимает лишь 9%, всё остальное — это налоговые выплаты. Чего ждать от повышения акцизов на бензин и к каким последствиям может такая мера привести, АиФ.ru рассказали эксперты.


Кривая изменений

Разговоры о повышении акциза на топливо ведутся регулярно. Стоимость его растёт с не меньшей периодичностью. Так, например, последнее удорожание было только 1 января 2016 года — тогда ставка на бензин класса Евро-5 поднялась на 36,1%, или в пересчёте на рубли — на 2 рубля, до 7,53 р. за литр. Не отстаёт и дизтопливо — его повышение составило 20,3% — до 4,15 р. за литр. При этом нефтегазовые компании, вопреки ожиданиям, не переложили это удорожание на потребителей, за счёт чего не произошло и скачка цен.

При этом в правительстве уверены, что и в этот раз ситуация повторится. «Мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — отметил глава Министерства финансов Антон Силуанов. В результате получается, что будет принята популярная мера, когда доходы казны увеличиваются, а расходы населения при этом нет.

Акцизы: плюсы и минусы

Аналитики же оптимизм министра финансов не разделяют и относятся к подобного рода предложениям скептически. А некоторые из них даже называют такое решение «принятым наспех» — всё потому, что законопроект был подготовлен, по их мнению, слишком быстро. При этом он не прошёл предварительных слушаний и не учитывал мнение участников рынка, полагают специалисты.

Кроме того, тут стоит учитывать и тот факт, что президент РФ заговорил о необходимости приватизации госкомпаний. По определению, условия при этом должны быть максимально привлекательными для потенциальных покупателей. Растущие акцизы могут отпугнуть потенциальных инвесторов, полагают специалисты.

«Считаю инициативу Министерства финансов по повышению с апреля 2016 г. акцизов на бензин и дизельное топливо преждевременной, так как повышение цен на данные виды топлива приведёт к повышению их оптовых и розничных цен и к ещё большему спаду спроса со стороны потребителей. Это, в свою очередь, может привести не к повышению поступлений в бюджет, а к уменьшению. С одной стороны. С другой — негативным последствием данного решения может стать недоинвестирование и сворачивание части инвестиционных проектов у нефтяных компаний, которое может вылиться в падении добычи нефти в ближайшие годы», — прокомментировала данную ситуацию депутат Тюменской областной думы Инна Лосева.


«Планы государства по поднятию акцизов на топливо понятны — в сложных экономических условиях бюджет хочется пополнять за счёт любых возможностей. Но стоит задуматься о последствиях воздействия такой меры на экономику, которая отнюдь не складывается только из бюджета. На фоне экономической неурядицы обременять бизнес — не самое лучшее решение, тем более, в такой деликатной сфере, как акцизы на топливо. Ведь любому, кто мало-мальски разбирается в том, как работает экономика, понятно, что эффект от повышения акциза — негативный, к тому же он будет мультиплицирован. Возросшие расходы производители топлива компенсируют за счёт роста стоимости как в оптовом, так и в розничном звене. Рост стоимости топлива, а это не только бензин, но и дизельное топливо, удорожит перевозки, что опять-таки приведёт к росту стоимости товаров и услуг. А сельское хозяйство? Тут потребности в ГСМ колоссальные, и стоит ожидать роста себестоимости урожая и, как итог, его подорожания для конечного потребителя. Таким образом, правительство раскручивает инфляционную спираль и вынимает деньги из карманов как производителей и предпринимателей, так и населения. Не очень мудрое решение. Можно, конечно, попытаться сдержать цены административным путём, но пока нет успешной истории подобных попыток. Возможно, лучше поумерить аппетиты и не увеличивать вновь акциз, тем более что в начале года он уже был увеличен. Должна же быть разумная фискальная политика, учитывающая все действующие факторы, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — высказывает свою точку зрения на данный вопрос исполнительный директор ООО «Центр управления и права» Константин Барановский.

Вопрос цели

Опасения по возможным минусам такого решения высказывают и в Федеральной антимонопольной службе. Здесь отмечают, что налоговая нагрузка на нефтяников и так довольно велика. В результате увеличение стоимости акцизов на топливо может ударить по всем участникам рынка, в том числе собственникам различных нефтеперерабатывающих производств, владельцам АЗС и конечным потребителям, считают аналитики.

А для населения пока главным остаётся вопрос роста цен на топливо.

Украина: между топливным кризисом и топливным бунтом

Как удалось избежать дефицита

Единственный, кто одержит победу, — теневой бизнес: эксперт о госрегулировании цен на топливо на Украине

О возможной нехватке топлива предупреждали не только эксперты. Аналогичное мнение высказал и коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко, который в интервью «Украинским новостям» предупредил об остром дефиците дизельного топлива в стране в период посевной кампании. Главная причина — сокращение поставок из России и Белоруссии по политическим причинам.

Кроме того, дефицит дизтоплива в мае ожидался из-за планового технического обслуживания белорусского Мозырского НПЗ, которое совпадает с остановкой в поставках из заводов российской «Роснефти».

Цены на горючее на Украине ожидаемо пошли вверх. По данным Госстата, в апреле по сравнению с декабрем 2020 года бензин А-92 подорожал на 16,4% — до 27,7 грн (74 руб.) за литр, бензин А-95 на 15,1% — до 28,7 грн (77 руб.), дизельное топливо выросло в цене на 16,8% — до 28,1 грн (75 руб.), сжиженный газ для автомобилей подорожал на 24,9% — до 15,9 грн (43 руб.) за литр.

В Антимонопольном комитете предостерегли операторов рынка бензина и дизтоплива от антиконкурентных действий, которые могут негативно повлиять на цены и наполнение рынка.

Ситуация на рынке зависела от того, как быстро удастся найти замену Proton Energy. Изначально сообщалось, что международный трейдер Coral Energy заменит Proton Energy в цепочке поставок НК "Роснефть" на Украину. Однако 17 мая официально сообщили, что компания из группы азербайджанской госкомпании SOCAR стала экспортным оператором нефтепродуктов "Роснефти" на Украине и подписала соответствующий контракт.

«Топливный кризис на Украине был до того момента, как SOCAR объявила, что будет поставлять топливо на наш рынок. Ожидалось, что вопрос разрешится к середине мая. Если бы этого не произошло, то уже к двадцатым числам мая, когда нужно контрактоваться, все участники рынка бегали и суетились, не зная, с кем заключать контракты», — сказал в комментарии Украина.ру украинский эксперт энергетического рынка, сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук.

По его мнению, с появлением на рынке нового поставщика связано и введение государственного регулирования цен на автомобильное топливо.

Госрегулирование и реакция бизнеса

Топливный кризис на Украине: эксперт рассказал о простейшем законе экономики, который не знают власти

Таким образом, максимальная цена за литр для бензинов не должна превышать 30,22 грн (81 руб.) за литр для дизельного топлива — 27,89 грн (75 руб.).

По мнению Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), госрегулирование цен спровоцирует дефицит горючего в стране и создаст условия для увеличения теневого производства.

В «Европейской бизнес-ассоциации» говорят, что такая инициатива будет лишь способствовать еще большей тенизации рынка, и здесь проигрывают все стороны. Ассоциация отмечает, что постановление правительства может поставить прозрачный бизнес в единый «ценовой коридор» и исказить рыночную конкуренцию.

Федерация работодателей Украины (ФРУ) призвала Кабинет министров отменить временное госрегулирование цен на бензин и дизтопливо. В ФРУ также считают, что негативными последствиями правительственного постановления станут уничтожение конкуренции между легальными участниками рынка и создание условий для роста теневого рынка и его конкуренции с легальным сегментом. Кроме того, это приведет к уменьшению доступности топлива для конечных потребителей из-за закрытия АЗС.

Топливный бунт

После введения госрегулирования ряд сетей АЗС приостановили продажу бензина и дизтоплива премиум-класса. Но Министерство экономического развития заявило, что правительственное постановление о регулировании цен на горючее не распространяется на его премиум-виды, а только на автомобильные бензины и дизельное топливо, включенные в Перечень товаров, имеющих существенную социальную значимость, а именно на бензин марки А-92, А-95 и дизельное топливо.

В Офисе президента остановку продаж премиального топлива на АЗС назвали «монопольным сговором».

"Снятие с продажи брендового топлива — очередная демонстрация монопольного сговора. Единственная цель — давление на правительство", — заявила замглавы Офиса президента Юлия Свириденко в комментарии «Укринформ».

Свириденко добавила, что ни одна из сетей не везет специально отдельное топливо для его использования как брендового.

"Топливо становится брендовым, когда на нефтебазе менеджмент сети АЗС добавляет в топливо специальную присадку, цена которой почти не влияет на цену брендового горючего. Дополнительная цена, которую платят покупатели, — почти $50 на тонне", — подчеркнула замглавы ОП.

При этом стоит отметить, что, по данным экспертов, в общем объеме продаж бензина на так называемый брендовый бензин приходится в лучшем случае 10%. Поэтому ни на что его продажа или непродажа стратегически не влияет.

Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн выразил сомнения относительно законности реализации брендового топлива на АЗС по ценам, превышающим предусмотренные правительственным постановлением о госрегулировании.

«В воскресенье Минэкономики срочно выписало разъяснение, которым «вывело» брендовые марки топлива из-под действия постановления о госрегулировании. Мол, продавайте на здоровье. Но есть вопросы. Например, работает ли разъяснение их «Фейсбука» в суде?» — сообщил эксперт на своей странице в Facebook.

По его словам, в постановлении Кабмина в перечне регулируемых марок топлива однозначно сказано, что под регулирование подпадает весь автомобильный бензин и дизтопливо без указания марок. Кроме того, Куюн отметил, что разъяснение министерства создает лазейку для обхода норм о госрегулировании цен на топливо.

«В сети Socar нет «простого» дизтоплива, зато есть две марки фирменного — NANO ДТ и DIESEL NANO Extro. Сеть продолжает реализацию обеих марок по ценам выше установленных регулятором. Выходит, так могут сделать и другие, обозвав «обычный» дизель или оставив на колонках только фирменный. Вот только вряд ли такую изобретательность оценят в Кабмине», — подчеркнул эксперт.

По его словам, это лишь первый очевидный ляп решения о госрегулировании: «уверен, каждый день будет открываться что-то новое».

Нерыночные методы

«Монопольный сговор»: в Офисе Зеленского знают причину снятия с продажи брендового горючего

«На топливном рынке происходит попытка его передела. Плюс сюда домешивается социально-политический момент — показать, какое у нас социально ориентированное правительство. История начала развиваться с апреля: подписание меморандумов, борьба с теневым сегментом, то есть передел начался с этого.

Правительство решило пойти по тому же сценарию, по которому оно работало в газовом сегменте, понятно, что аппетит приходит во время еды. Они решили поставить верхние пределы практически для всех реализаторов топлива», — рассказал в комментарии Украина.ру эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.

По мнению эксперта, попытка снизить цены на горючее не увенчается успехом.

«Искусственно ограничить цены не получится, потому что у нас рынок нефтепродуктов уже давно живет собственной жизнью. Правительство абсолютно спокойно могло пойти по пути диалога.

Речь идет о, во-первых, диалоге с крупными игроками рынка, как правило, они являются «законодателями мод». Во-вторых, это вопрос налогообложения, то есть та же самая акцизная политика. Можно было бы пойти по пути, например, выравнивания акцизов, и такая инициатива уже год как есть в Верховной Раде — выровнять акциз на все виды топлива по дизельному акцизу. И это существенно бы отразилось на ценах на бензин. Либо вообще в целом сыграть на акцизе, пересмотрев его. Да, это сократит поступления в бюджет, но, если хотели снизить накал в обществе, такое решение тоже могло бы быть, и оно носило бы сугубо рыночный характер.

Если правительство и дальше пойдет путем некой планки и удержания цен, а фактически цены на биржах будут расти, всё это закончится дефицитом топлива, как это уже было в 2005 году», — считает Валентин Землянский.

  • Теги
  • топливо

В статье рассматриваются вопросы налогообложения нефтеперерабатывающего комплекса России, оценки предложений по уплате акциза АЗС, применение «плавающих» ставок акцизов.

Ключевые слова: налогообложение, акциз, налоговые ставки, «налоговый маневр», нефтеперерабатывающий комплекс

Влияние нефтегазового комплекса России на ее внешнюю и внутреннюю политику, социально- экономическое положение, финансовую систему является важным, так как бюджет страны в большей степени является сырьевым, а сама отрасль выступает одним из крупнейших налогоплательщиков.

В целях усиления экономических стимулов к ускоренной модернизации отечественной нефтепереработки, направленной на максимальное сокращение выработки темных нефтепродуктов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов Минфином России реализован «налоговый маневр» в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях. Он предусматривает поэтапное (за 3 года) снижение ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты вплоть до их отмены с одновременным повышением ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат. При этом с целью недопущения повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, минимизации негативных последствий для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты.

Главной задачей данного «маневра» является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективно действующей нефтеперерабатывающей промышленности.

Рассмотрим эффекты «налогового маневра». В 2018 году ставки акцизов на бензин и дизельное топливо были внепланово снижены для того, чтобы избежать резкого роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Вместе с таким снижением были приняты изменения в бюджетное законодательство, направленные на компенсацию выпадающих доходов дорожных фондов бюджетов субъектов Российской Федерации [3]. С 2020 года в целях обеспечения доходов региональных дорожных фондов было предложено увеличить установленные ставки акциза на бензин и дизельное топливо в размере 12752 руб./т и 8835 руб./т, соответственно.

Для сглаживания колебаний цен на моторное топливо вместе с введением возвратного акциза на нефтяное сырье был введен специальный демпфирующий механизм, обеспечивающий субсидирование из бюджета 60% разницы между величиной фактического нетбека и целевым уровнем средних оптовых цен на бензин и дизельное топливо. В целях определения демпфирующей надбавки в 2019 году средняя оптовая цена установлена в размере 56 000 руб. за тонну автомобильного бензина и 50 000 руб. за тонну дизельного топлива с последующей ежегодной индексацией с 2020 года на 5%.

Однако порядок расчета «демпфирующей составляющей» содержит условие, согласно которому в случае отклонения фактической средней оптовой цены за месяц от целевого значения более чем на 10%, «демпфирующая составляющая» не применяется. Поскольку в настоящее время фактическая средняя оптовая цена существенно ниже целевого уровня, и нетбека, представляется необходимым изменить указанную норму, установив, что «демпфирующая составляющая» не применяется только при превышении фактической цены над целевым уровнем более чем на 10%, а не при любом отклонении.

Обсуждаемым вопросом является переход на уплату АЗС акциза на нефтепродукты в розничном сегменте. С точки зрения налогового администрирования гораздо более эффективно контролировать уплату суммы акциза несколькими десятками НПЗ, являющихся основными налогоплательщиками, чем около 30 тыс. АЗС. Кроме того, значительный объем нефтепродуктов (не менее 30%), поставляемых, в том числе в армейские подразделения, сельское хозяйство, крупные предприятия, через розничную сеть не реализуется.

Также необходимой мерой является рассмотрение вопроса о запрете на оборот не соответствующих требованиям технического регламента моторных топлив, производимых мини-НПЗ. Действующим законодательством такой запрет предусмотрен, но во многих случаях обходится путем выпуска, как правило, дизельного топлива, не соответствующего техническому регламенту. Поскольку легально такой продукт выпустить в оборот невозможно, он декларируется как иной продукт либо его выпуск осуществляется полностью нелегально.

Кроме того, целесообразно расширить список подакцизных нефтепродуктов, включив в него трансмиссионные масла, которые, наряду с моторными, используются в транспортных средствах. Реализация данного направления могла бы способствовать привлечению дополнительных доходов в бюджет государства, а также минимизации рисков неуплаты акциза при недостоверном декларировании моторных масел под видом трансмиссионных [5].

Важным направлением совершенствования налогообложения в области акцизов на нефтепродукты считается введение механизма «плавающих ставок» акцизов на моторное топливо. ФАС России концептуально поддержал введение механизма «плавающего акциза» на моторное топливо. В свою очередь, Минэкономразвития России были проработаны параметры механизма «плавающих ставок» акцизов на моторное топливо исходя из заложенных в расчет доходной части бюджетной системы Российской Федерации макроэкономических параметров (цена на нефть, курс рубля), среднего уровня доходности производителей и розничных продавцов моторного топлива, действующих в 2019 году ставок акцизов на моторное топливо и увеличения налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, и предлагается рассмотреть зависимость ставок акцизов от уровня цены на нефть марки «Brent».

Минэнерго России не поддержал указанные предложения Минэкономразвития России [4]. В свою очередь, Минэнерго России предлагается определять ставки акцизов на моторное топливо в зависимости от результатов сравнения действующих ставок акцизов и скорректированной разницы между ценой экспортной альтернативы и условно рассчитанной оптовой ценой реализации моторного топлива на внутреннем рынке. При определенных условиях предполагается возмещение из бюджета сумм акциза на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

При этом предлагаемые Минэкономразвития России и Минэнерго России механизмы «плавающего акциза» предполагается применять одновременно с действующим порядком предоставления вычетов с повышающим коэффициентом сумм акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

В связи с этим было отмечено, что акцизы на нефтепродукты являются источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. В свою очередь, субъекты Российской Федерации направляют доходы от указанных акцизов на формирование региональных дорожных фондов. Соответственно, применение «плавающих ставок» акцизов приведет к недопоступлениям доходов на эти цели. Исходя из вышесказанного реализация данного предложения нецелесообразна.

Таким образом, система акцизного налогообложения нефтепродуктов имеет достаточное количество недостатков. Поскольку данная отрасль является бюджетообразующей, возникла необходимость дополнительного стимулирования нефтяных предприятий. Предложенный Минфином РФ «налоговый маневр» был призван выполнить данную задачу. Данные статистики подтверждают его эффективность, поскольку объем реализации низкокачественных нефтепродуктов снизился по сравнению с прошлыми годами. Но несмотря на достигнутые результаты, существует ряд нерешенных спорных вопросов, которые требуют тщательного изучения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2. Федеральный закон № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 ноября 2014 г. Электронный ресурс]//СПС Консультант Плюс. Режим доступа: www.consultant.plus.ru.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

4 Письмо Минэнерго России от 24 января 2019 г. № ПС-593/06. Электронный ресурс]//СПС Консультант Плюс. URL: www.consultant.plus.ru.

5. Давыдова. И.А. Особенности налогообложения акцизами подакцизных нефтепродуктов// журнал «Налоговый вестник». 2014. С. 7-11.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Цены на российских автозаправках растут шестнадцать недель подряд. Фото: Сергей Куксин

По словам вице-премьера Александра Новака, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, сейчас обсуждается в правительстве, наряду с увеличением нормативов продажи бензина на бирже до 15% от объемов его производства. В минэнерго концептуально поддерживают введение временных ограничений на поставки бензина за границу.

Запрет экспорта, как и увеличение биржевых продаж, напрямую на стоимость топлива не влияют, но эти меры приведут к росту предложения бензина на внутреннем рынке и должны оказать давление на цены. Подорожание топлива пытаются сдерживать, создавая искусственный профицит бензина на внутреннем рынке.

Кроме этого, запрет на экспорт окажется серьезной демонстрацией решимости правительства идти до конца в деле сдерживания роста розничных цен на топливо. Нефтяным компаниям уже обещали применить эту меру. Впервые запрет угрожали ввести в 2018 году, и этого оказалось достаточно, чтобы шторм на топливном рынке спал. Но сейчас ситуация сложилась немного иная, рост экспортных поставок бензина за границу с начала года совсем незначительный, а товарные запасы бензина в стране уже превысили 1,7 млн тонн.

"У нас нет проблем с наполнением внутреннего рынка, лишь 10% от производимых на российских заводах бензинов отправляются за рубеж", - говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его мнению, речь идет не о уже запланированном запрете экспорта, а просто о самом факте возможности введения такой меры. Но в текущих условиях это не даст никакого результата. У государства уже есть отработанные механизмы регулирования поставок на внутренний рынок. Это накопление запасов, нормы поставок нефтепродуктов на биржу и демпфирующий механизм. Проблема роста цен проистекает из низкого курса рубля по отношению к доллару, и увеличения налоговой нагрузки, считает эксперт.

Аналогичного взгляда придерживается руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов, который уверен, что ограничительные меры, такие как запрет экспорта бензина, являются нерыночными механизмами и не желательны для экономики. Проблемы дефицита бензина в РФ нет, есть вопрос низкой рентабельности реализации в условиях политики сдерживания розничных цен, подчеркнул Усов.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Кроме этого, если запрет будет введен, то он может иметь и негативные последствия для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт, например, НПЗ в Ленинградской, Рязанской и Нижегородской области. Потеряет в доходах от экспорта и бюджет. В 2020 году экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в казну 256,4 млрд рублей.

"За скобками также можно оставить вопрос об исполнении контрактных обязательств перед иностранными покупателями, который неминуемо возникнет в случае запрета на вывоз нефтепродуктов", - говорит Александр Фролов. По его мнению, введение запрета на экспорт будет признанием ошибочности нового витка большого налогового маневра (снижения до нуля экспортной пошлины на нефть и рост налога на добычу полезных ископаемых).

Цены на нефть могут вырасти до 74 долларов за баррель из-за сокращения ее общемировых запасов в хранилищах, сообщает Bloomberg, цитируя экспертов Citigroup и Международного энергетического агентства (IEA).

Фото: iStock

Фото: iStock

В феврале этого года запасы нефти превышали средние за пять лет всего на 57 млн баррелей, в то время как прошлым летом излишки составляли 249 млн. Рекордная заполненность нефтехранилищ стала одной из главных причин падения котировок барреля в пандемию. Сейчас в США объем запасов сократился почти до уровня 2018 года. Большие запасы нефти сохранились только в Китае - крупнейшем импортере "черного золота", а в развитых странах они уже вернулись к среднему уровню за последние пять лет, констатируют в Citigroup.

Рост цен на нефть спровоцирует увеличение стоимости автомобильного топлива в Европе, что в свою очередь окажет некоторое давление на внутренний рынок России, поскольку возрастет привлекательность поставок бензина за границу. Негативный эффект от этого должен частично нивелировать демпфирующий механизм, новые параметры которого заработают с 1 мая этого года.

Читайте также: