Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины в таможенных процедурах курсовая

Опубликовано: 22.09.2022

Международный демпинг однозначно вреден для экономики государства-импортера. Если товар из-за рубежа ввозится по цене ниже, чем он производится и продается на внутреннем рынке экспортирующей страны, это крайне негативно скажется на отечественном производителе. Поэтому государство стремится не допустить демпинга, защищая свою экономику.

Вопрос: Организация ввозит товар стоимостью 3 000 евро, страна происхождения подтверждена сертификатом качества завода. В отношении данного товара, происходящего из Китая, установлена антидемпинговая пошлина. Правомерно ли требование таможенного органа о внесении изменений в декларацию на товары в части указания сведений о том, что страна происхождения не определена, и заявления сведений об исчислении и уплате антидемпинговой пошлины?
Посмотреть ответ

Одним из способов такой защиты являются антидемпинговые пошлины. Рассмотрим, в чем заключается эта мера, а также внесем ясность относительно расчета их суммы. Важно правильно отразить эти пошлины в бухгалтерском учете.

Суть антидемпинговых пошлин

Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.

Вопрос: В каких случаях в соответствии с п. 3 ст. 121 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций от имени и по поручению декларанта таможенным представителем, который в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться?
Посмотреть ответ

Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:

  • материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
  • потенциально может угрожать материальным ущербом;
  • мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.

Вопрос: Каким образом соотносятся ввозные таможенные пошлины и специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины?
Посмотреть ответ

Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:

  • объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
  • отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
  • производство этой продукции теряет рентабельность;
  • уменьшаются товарные запасы;
  • растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
  • снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.

Вопрос: Российская организация ввозит из Китайской Народной Республики грузовые шины, классифицируемые в товарную подсубпозицию 4011 20 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемые антидемпинговой пошлиной согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Обязана ли российская организация предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате антидемпинговой пошлины при помещении данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита?
Посмотреть ответ

Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.

Нормальная цена

Нормальной считается цена, действующая на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-поставщика.

Вопрос: Необходимо ли российской организации при помещении ввезенного из Польши товара (прутки стальные горячекатаные, код 7213 10 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждать страну его происхождения, если таможенная стоимость товара составляет 750 евро и в отношении товара уплачена антидемпинговая пошлина согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 N 28?
Посмотреть ответ

Если аналогичный товар в стране не производится, нормальную цену можно посчитать путем расчета себестоимости, добавив к ней разумную наценку, либо посмотреть, по каким ценам этот товар идет на экспорт в другие страны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Демпингом не является снижение цен по сравнению с внутренним рынком принимающей стороны. Сравнение идет с ценами для потребителей в стране-экспортере.

Например, во Франции банка растворимого кофе стоит 2 евро, а в России аналогичный кофе можно купить за 150 руб., это примерно 2,2 евро. Если из Франции привезут такой кофе для продажи в РФ по 2 евро (около 134 руб. по курсу), это не будет демпингом. А вот продавать его дешевле этой цены уже запрещено.

Как закон регулирует антидемпинговые пошлины

Основным законодательным актом, регламентирующим введение антидемпинговых пошлин, порядок их взимания и размер, является «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода», ратифицированное на основании Федерального закона от 19.10.2011 №274-ФЗ. Руководствуясь им, Комиссия Таможенного союза принимает решения относительно особых пошлин или иных ограничений на ввоз конкретных товарных групп из определенных стран.

Подтверждение вероятности оснований для особых пошлин

Антидемпинговая пошлина вводится по итогам доклада, составленного по результатам экономического расследования компетентного органа – представительства Комиссии Таможенного союза. Чтобы решение о введении антидемпинговой пошлины было принято, расследование нужно проводить не быстрее 6 месяцев.

Можно ввести эту пошлину, сделав лишь предварительное заключение (не раньше чем спустя 2 месяца), тогда пошлина тоже считается предварительной, то есть будет взята, но не поступит в федеральный бюджет до окончательных выводов (еще около 120 дней). Если в итоге демпинг не констатируют, пошлину вернут плательщику.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если экспортер сам по собственной воле пересмотрит цены на свой товар в приемлемых размерах, расследование правомерно прервать досрочно, так как для него уже не будет оснований.

Заключение о демпинге не может действовать дольше 5 лет, по истечении этого срока нужно отменять антидемпинговые меры или предпринимать новое расследование. Спустя год после введения антидемпинговых пошлин экспортеру позволено заявить требование о пересмотре ставки или назначении нового расследования, инициирующего отмену этих пошлин.

Поэтому список антимонопольных пошлин постоянно обновляется как в отношении наименований ввозимой продукции, так и в отношении стран-экспортеров. Его актуальность нужно постоянно уточнять у таможенного брокера.

Ставка антимонопольной пошлины

Сумма ставки рассчитывается таким образом, чтобы при уплате она покрыла ущерб, который продажа данных товаров нанесет или может нанести отечественной экономике. Она устанавливается по окончании предпринятого длительного расследования.

ВАЖНО! Если к плательщику была применена предварительная пошлина, а в итоге расследования демпинг подтвержден, но принята ставка ниже уже оплаченной, разница будет возвращена экспортеру. Повышение же ставки не грозит плательщику доплатой – разницу ему прощают.

Ставку устанавливает Комиссия таможенного союза при вводе в действие регламента антидемпинговой пошлины. Если происходит импорт товара, на который соответствующую ставку еще не успели рассчитать, такой товар особой пошлиной не облагается либо она вычисляется индивидуально.

Так как ставка этой пошлины относится к особым, ее нельзя рассчитывать по обычным формулам таможенных ставок (адвалорной, специфической или комбинированной). Они устанавливаются исключительно по итогам специального расследования и могут изменяться или отменяться с течением времени.

Бухгалтерский учет антидемпинговой пошлины

Антидемпинговая пошлина никак не связана с обычной ввозной, они платятся по отдельности. В бухгалтерских документах необходимо отражать импорт из страны, не входящей в Таможенный союз, следующими проводками:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» – уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» – получение товаров;
  • дебет 41.01 (или 44.01), кредит 76 «Таможня» – авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

ВНИМАНИЕ! Если пошлины учитываются в стоимости товара, применяется счет 41 «Товары», а если в составе текущих расходов – счет 44 «Расходы на продажу» (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Поскольку антидемпинговая пошлина является специальной мерой, ее относят к нетарифному способу урегулирования, а не к ввозным таможенным пошлинам, и на этом основании не включают в налоговую базу для расчета налога на добавленную стоимость.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Введение сезонных пошлин предусмотрено в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» в качестве меры оперативного регулирования экспортных и импортных операций. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

Содержание

1Антидемпинговые меры с системе таможенного регулирования

внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ ВТО

2Понятие демпинга: содержание и критерии

3Порядок введения антидемпинговых пошлин в Российской Федерации:

история и масштабы

4Таможенный Союз и специальное антидемпинговое регулирование импорта

Список использованных источников

Работа состоит из 1 файл

555.doc

Под нормальной стоимостью понимается цена внутреннего рынка страны-экспортера, если же такой цены нет или она непригодна для сравнения — наивысшая сравнимая цена аналогичного товара, предназначенная для экспорта в третью страну, или стоимость производства товара в стране-экспортере с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.

Соглашение ГАТТ о субсидиях и компенсационных мерах предусматривает право страны вводить компенсационные пошлины, если ее экономика терпит ущерб от субсидий, предоставляемых другим государством предприятиям, находящимся в пределах его юрисдикции, для поддержки экспорта, или потребления национальных товаров вместо импортных. Если же субсидия наносит ущерб экономике страны-участницы соглашения в какой-либо форме, пострадавшая сторона имеет право обращаться в

Доказывать отсутствие ущерба должен тот, кто субсидирует. Если же это ему не удается, он должен отозвать субсидию или компенсировать ущерб, в противном случае пострадавшая сторона может вводить компенсационную

Не подлежат преследованию субсидии, выделяемые на промышленные НИОКР (до выхода разработанного продукта на рынок), кризисным регионам, а также в целях охраны окружающей среды.

Величина антидемпинговой пошлины не может превышать демпинговой разности (разности между нормальной и фактической ценой), а компенсационной — величины субсидии.

Срок действия этих пошлин должен быть не более пяти лет и может продлеваться лишь в том случае, если их отмена приведет к возобновлению демпинга или субсидирования.

В настоящее время Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО: Участие в этой организации потребует "связывания" тарифных ставок и выполнения ряда требований по отказу от НТО.

В отличие от ГАТТ в редакции 1947 г. ВТО требует от всех государств-членов приведения национального законодательства и практики в полное соответствие с ее положениями. Каждая страна — участница ВТО должна подписать индивидуальный график выполнения принятых на себя обязательств.

Перед Россией, однако, стоит проблема завершения реформ и структурной адаптации национальной экономики к мировому хозяйству. Поэтому ей могут потребоваться активные меры структурного регулирования, подобные тем, которые применяли государства, являющиеся в настоящее время участниками ВТО до Уругвайского раунда (1986-1993 гг.).

2Понятие демпинга: содержание и критерии

В рамках ВТО любая страна не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее «увязан» на уровне, определенном при присоединении ее к ВТО (выше зафиксированного уровня, за некоторыми исключениями, страна-член Всемирной торговой организации не имеет право повышать ставки таможенных пошлин). В этих условиях единственным эффективным инструментом обеспечения надлежащей защиты внутреннего рынка остаются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

В течение всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны-члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В последние годы аналогичная практика появилась и у России. Основной целью мер защиты внутреннего рынка является противодействие несправедливой конкуренции со стороны -импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований.

Механизм установления мер строится по единому принципу:

- подача заявления от имени национальных производителей товара;

- проведение соответствующего расследования. На всех его этапах (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь:

- доказательство наличия демпинга/ специфической субсидии/резко возросшего импорта;

- доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/ серьезного ущерба (или его угрозы);

- доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).

- установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам (т.е. по цене ниже нормальной стоимости).

Важно отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит

нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам, если это причиняет материальный ущерб (или создает такую угрозу) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта какого-либо товара; при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии.

За исключением запрещенных субсидий, прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Но, учитывая степень их возможного «искажающего» воздействия на конкуренцию, могут стать предметом компенсационного расследования.

В соответствии с международными правилами 'компенсационные меры применяются в случае импорта какого-либо товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии, что причиняет материальный ущерб отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики.

Специальные защитные меры стоят несколько особняком в ряду мер защиты внутреннего рынка, так как в отличие от антидемпинговых или компенсационных мер не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

В соответствии с международными нормами специальные защитные меры применяются в случае, когда импорт какого-либо товара резко увеличивается за последние годы и это причиняет серьезный ущерб (или создает его угрозу) отечественным производителям этого товара. При этом увеличение импорта происходит из всех стран, осуществляющих поставки данного товара. В России вопросы применения защитных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разрабатывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об экономических интересах Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

В соответствии с Федеральным законом меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результате расследования, в ходе которого орган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для применения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования является Министерство экономического развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, может быть начато по заявлению российских производителей, производящих не менее половины от объема производства данного товара в России.

Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве специальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпинговые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рынка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее ставки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Правительством Российской Федерации.

На практике меры защиты внутреннего рынка становятся заметным инструментом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка- это достаточно подробно прописанная правовая процедура, т.е. при определенных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту. Во-вторых, эти инструменты активно используются в международной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отношении которых действует беспошлинный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественными производителями для защиты от импорта. С момента принятия в России законодательства о мерах защиты внутреннего рынка в 1998 году их принято уже 15 (9 - специальных защитных, 4 - антидемпинговых и 2 компенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года введены 7 мер. Кроме этого, в ходе расследований было применено 7 предварительных меру что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей.

Большинство из введенных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

Однако применение антидемпинговых и компенсационных мер тоже активизируется. Причинами перехода от специальных защитных мер к антидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ограничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, антидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вытеснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредвиденных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении некоторых товаров и производителей вводятся пошлины и в 50 процентов. Кроме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения антидемпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей специальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба.

Для многих российских экспортеров новость о начале антидемпингового расследования против их товара, к сожалению, зачастую является порой необъяснимым сюрпризом. Уже не раз приходилось слышать о том, что после продажи товара первому независимому трейдеру, впоследствии обвиненному в демпинге, компании не имеют ни малейшего представления о характере и географии его последующего экспорта.

Некоторые российские экономоператоры, руководствуясь лишь краткосрочными экспортными задачами, при наличии угрозы открытия или после 'начала антидемпингового расследования принимают решение о неучастии в процедуре и переориентации товарных потоков на рынки других стран. Однако в современной международной торговле можно отметить резкое увеличение использования принципа «домино» в сфере применения мер защиты, что ведет к последовательному закрытию основных рынков сбыта для продукции, явившейся предметом защитных, антидемпинговых или компенсационных расследований и введения соответствующих мер.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление и анализ правовой природы и предназначения особых таможенных пошлин, а также проблем правового регулирования их установления, обеспечения гарантий их уплаты.
Достижение поставленной цели работы вызвало необходимость решения следующих задач:
- исследование особенностей таможенных пошлин как правового института;
- обобщение характерных признаков особых таможенных пошлин;
- выявление правовой природы особых таможенных пошлин;
- исследование применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе;
- мониторинг действующего законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в процессе установления особых таможенных пошлин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль особых таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования 5
1.1 Общая характеристика таможенных пошлин и их виды 5
1.2 Особые пошлины как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 8
1.3 Правовое обеспечение применения особых таможенных пошлин 10
2. Анализ применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе 14
2.1 Специальные пошлины 14
2.2 Антидемпинговые пошлины 20
2.3 Компенсационные пошлины 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

особые таможенные пошлины готово.docx

1. Место и роль особых таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования 5

1.1 Общая характеристика таможенных пошлин и их виды 5

1.2 Особые пошлины как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 8

1.3 Правовое обеспечение применения особых таможенных пошлин 10

2. Анализ применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе 14

2.1 Специальные пошлины 14

2.2 Антидемпинговые пошлины 20

2.3 Компенсационные пошлины 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Современные тенденции интеграции вносят значительные коррективы в структуру и правила международной торговли. Основным проводником экономической и политической интеграции является процесс либерализация внешней торговли. Главная ее задача активизировать и упростить товарообмен между странами путем снижения или упразднения таможенных барьеров. Это стимулирует конкуренцию среди участников мирохозяйственных отношений, но вместе с тем в сложившихся условиях часто используются приемы нечестной конкуренции, как со стороны развитых стран, так и стороны развивающихся. Традиционным инструментом борьбы с проявлениями «недобросовестной конкуренции» является арсенал защитных мер, используемых во внешней торговле.

Во внешнеторговой практике под защитными мерами понимают меры, временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта конкретной страны наносит ущерб соответствующей отрасли национальной экономики. Применение данных меры регламентируется правовыми документами ВТО и смежным Соглашением по защитным мерам. Чаще всего в качестве защитных мер используют особые пошлины, таки как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Сказанное выше и определило предмет, объект и цель данной курсовой работы.

Целью работы является выявление и анализ правовой природы и предназначения особых таможенных пошлин, а также проблем правового регулирования их установления, обеспечения гарантий их уплаты.

Достижение поставленной цели работы вызвало необходимость решения следующих задач:

- исследование особенностей таможенных пошлин как правового института;

- обобщение характерных признаков особых таможенных пошлин;

- выявление правовой природы особых таможенных пошлин;

- исследование применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе;

- мониторинг действующего законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в процессе установления особых таможенных пошлин.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления элементов юридического состава особых таможенных пошлин, а также отношения, связанные с их правовой регламентацией и установлением.

Предметом работы выступают нормы конституционного, международного, таможенного, гражданского законодательства, регулирующие порядок установления и взимания особых таможенных пошлин, а также практика их применения.

Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический и другие.

Теоретическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике и специализированные веб-сайты организаций. Рассмотренные вопросы основаны на исследовании норм Конституции Российской Федерации, международных актов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подзаконных актов, материалах правоприменительной практики. Структура курсовой работы соответствует поставленным в ней задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Место и роль таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования

1.1 Общая характеристика таможенных пошлин и их виды

Таможенная пошлина - один из видов таможенных сборов, предусмотренный единым таможенным тарифом Таможенного союза; денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни.

Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран ТС являются таможенные платежи. По оценкам специалистов, в РФ, таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части федерального бюджета. От того, насколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей 1 .

Итак, к таможенным платежам относятся 2 :

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

По способу взимания (точнее говоря, в зависимости от вида ставок) таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные 3 .

Адвалорные - (от латинского ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм.

Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения.

Автономные пошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другим государством. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных соглашений. Такие пошлины называются договорными или конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования, РНБ), поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися РНБ. Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина 4 .

В качестве критерия классификации таможенных пошлин может использоваться также и цель таможенно-тарифного регулирования. По этому признаку таможенные пошлины условно могут быть разделены на протекционистские (или покровительственные) и фискальные. Надо признать, что четкого разграничения между этими двумя видами пошлин не существует (т.е. протекционистские пошлины могут выполнять фискальные цели, равно как и фискальное - выполнять протекционистические задачи, и наоборот). Фискальные пошлины нацелены преимущественно на увеличение размера доходных поступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходе торговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойти на определенные уступки.

Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Таможенные пошлины могут так же классифицироваться по объекту взимания: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в Таможенном союзе не взимаются 5 .

Вывозная пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

Импортная пошлина - таможенная пошлина, взимаемая при ввозе (импорте) товаров и транспортных средств. Ввозная пошлина — один из способов регулирования внешнеторговой деятельности.

Импортные пошлины применяются:

- для пополнения государственных доходов;

- для защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров;

- с целью создания преимуществ для отдельных государств 6 .

Ввозные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу.

1.2 Особые пошлины как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

К понятию «особые пошлины» законодатель относит специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины 7 . Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и относятся к особым видам пошлин.

Таким образом, особые пошлины взимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закреплено, что ввозные и вывозные таможенные пошлины являются инструментами таможенно-тарифного регулирования 8 , а специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют собой средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 9 .

1. Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, которая взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины 10 .

2. Антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара 11 .

3. Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером 12 .

Таким образом, при определении особых пошлин можно выделить следующие их характеристики:

- обложение особыми пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

- временный характер применения особых пошлин;

- их установление в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.

date image
2014-02-03 views image
10657

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Механизм, аналогичный механизму действия таможен­ной пошлины, часто применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов (эти инструменты относят к нетарифным инструментам торговой политики). В этих случаях механизм таможенной пошлины использует­ся как техническое средство ограничения доступа иност­ранных товаров на внутренний рынок, хотя сами ограниче­ния применяются как часть более сложных торгово-политических инструментов. К таким случаям относятся антидем­пинговые, компенсационные и защитные меры, когда при­меняются особые виды пошлин — специальные, антидем­пинговые и компенсационные .

Для защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться :

1) специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные дей­ствия, ущемляющие интересы России со стороны других го­сударств;

2) антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства по­добных товаров;

Антидемпинговые пошлины - это одна из наиболее жестких экономических средств защиты внутреннего рынка. Оно используется правительствами стран (в основном, стран с развитой рыночной экономикой: США, страны Западной Европы) против деятельности иностранных поставщиков, осуществляющих продажу своих товаров по демпинговым ценам.

Демпинг - это ситуация, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран (Антидемпинговый кодекс, статья 6). К демпингу прибегают экспортеры для внедрения на рынок, расширения объемов продаж, вытеснения конкурентов. Действие законодательства о демпинге вступает в силу лишь тогда, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, в результате которого взимаются антидемпинговые пошлины. Размер такой пошлины устанавливается в разных странах по-разному, однако, в основном, он соответствует разнице между заниженной и нормальной ценой в дополнение к обычной таможенной пошлине. Такая пошлина налагается за все время с момента поставки товара в страну (то есть задним числом).

Экспортеры обычно стремятся не доводить дело до судебного расследования и не допустить наложения антидемпинговой пошлины. Поэтому чаще всего они идут на определенные компромиссы: повышают цену, сокращают объем поставок и т.д.

3) компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно ис­пользовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производите­лям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные пошлины аналогичны антидемпинговым пошлинам по причине наложения, по процедуре установления, по определению размера и пр. Главным отличием является то, что демпинг осуществляется страной экспортера путем предоставления этому экспортеру субсидии из госбюджета. В данном случае доказательства наличия материального ущерба не требуется. Такая пошлина "компенсирует" субсидию и выравнивает конкуренцию.

4) сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тари­фом, не применяются (в период действия сезонных пошлин).




5) особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшество­вать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управ­ления.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Таможенное дело

Содержание

1. СУЩНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР 5

1.1.Основания применения антидемпинговой меры 5

1.2.Применение антидемпинговой пошлины 10

1.3. Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики 15

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН 21

2.1.Понятие и необходимость компенсационной меры 21

2.2.Введение и применение компенсационной пошлины 26

2.3.Расчет ставки компенсационной пошлины 31

3. ПРИМЕНЕНИЕ АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 36

3.1.Антидемпинговые пошлины в системе мер регулирования внешней торговли 36

3.2.Масштабы применения антидемпинговых и компенсационных мер во внешней торговле 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48

Выдержка из текста

Государственное регулирование внешней торговли обеспечивает защиту национального производителя, а также интересы конечных потребителей. Защита интересов отечественных производителей в любое время является актуальной, поскольку основной составляющей развития государства является развитие собственного производства. Особенно это важно в современных условиях интеграции экономик и «открытости» государственных границ.

Каждое государство самостоятельно решает какими инструментами защиты пользоваться. Достаточно распространенными являются антидемпинговые, компенсационные, сезонные, специальные защитные мер. Это меры, не столько ограничивающие ввоз иностранных товаров, сколько увеличивают их стоимость, снижая конкурентные преимущества. Применение каждой из мер связано со сложившейся ситуацией в отрасли.

Чаще всего, иностранные товары могут ввозиться по демпинговым ценам (т.е. по ценам ниже, чем в стране экспорта), либо с применение государственных субсидий при их производстве. В странах Таможенного союза в таком случае применяются антидемпинговые и компенсационные меры регулирования.

Применение каждой из мер связано со специфическими условиями и особенностями, однако правильное и эффективное их применение позволяет надежно и в рамках международных обязательств защитить отечественного производителя.

Целью курсовой работы является изучение порядка применения антидемпинговых и компенсационных мер для регулирования внешней торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть случаи применения антидемпинговых и компенсационных мер.

2.Проанализировать порядок применения антидемпинговых пошлин.

3.Охарактеризовать порядок применения компенсационных пошлин.

4.Проанализировать влияние демпинговых цен на отечественные товары.

5.Рассмотреть масштабы применение антидемпинговых и компенсационных мер во внешней торговле.

При написании работы были использованы международные соглашения и конвенции, нормативно-правовые акты Таможенного союза, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы ФТС.

Также необходимо отметить, что в литературе данный вопрос рассмотрен лишь на поверхностном уровне, что подтверждает необходимость проведения исследований в данной области.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008г.

2. «Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009г.

3. «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от

1. ноября 2010 года.

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №

6. от 09.04.2013г. «О применении антидемпинговой посредством введения антидемпинговой в отношении ванн чугунных эмалированных происходящих из Китайской Народной и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза».

5. Решение Коллегии ЕЭК №

29. от 25.12.2012г. «О единых формах Сертификата соответствия и Декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правила их оформления».

6. Решение Коллегии ЕЭК №

1. августа 2012г. «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

7. Решение Комиссии Таможенного союза №

62. от 07.04.2011г. «О Положении о порядке принятия типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

8. Решение КТС №

61. от 7.04.2011г. «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от

2. мая 2010 года № 257».

9. Постановление Правительства РФ от

40. «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ в Российскую Федерацию».

10. Приказ Минпромторга РФ от 17.02.2012 №

13. «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий».

11. Приказ Минпромторга РФ от 03.09.2012г. «Приказ Минпромторга России от 03.09.2012 № 1251 «О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров».

12. Приказ ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».

13. Касьянова Г.Ю. Лицензирование, саморегулирование и квотирование. М.: АБАК, 2012г.

14. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Юрайт, 2013г.

15. Попова Л. Внешнеэкономическая деятельность корпораций. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2012г.

Читайте также: