Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета налоговые поступления

Опубликовано: 15.05.2024

Контрольная работа по экономике 9 класс

Iвариант.

1.Если спрос выше предложения, то цена на товар

1) не изменится 2) вырастет 3) упадет 4) будет колебаться

2. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) развитое фабричное производство 3)завершение промышленного переворота

2) преобладание промышленности 4) ведущая роль сельского хозяйства

3. Что свой­ствен­но ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­ме?

1) де­фи­цит то­ва­ров и услуг 2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 4) урав­ни­тель­ная опла­та труда ра­бот­ни­ков

4. Какой при­мер яв­ля­ет­ся ил­лю­стра­ци­ей мо­но­по­лиз­ма на рынке?

1) В стра­не Z су­ще­ству­ют три ос­нов­ных опе­ра­то­ра мо­биль­ной связи.

2) По вы­ход­ным дням в го­ро­де ор­га­ни­зу­ют­ся яр­мар­ки, где продаётся фер­мер­ская про­дук­ция из близ­ле­жа­щих хо­зяйств.

3) В стра­не М же­лез­но­до­рож­ные ло­ко­мо­ти­вы про­из­во­дят­ся толь­ко на трёх пред­при­я­ти­ях, при­над­ле­жа­щих од­но­му кон­цер­ну.

4) На­ка­ну­не школь­ных ка­ни­кул ту­ри­сти­че­ская ком­па­ния пред­ло­жи­ла новые ва­ри­ан­ты туров для групп уча­щих­ся.

5. Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та яв­ля­ют­ся

1) на­ло­ги с граж­дан и пред­при­я­тий 2) при­быль от при­ва­ти­за­ции

3) до­хо­ды от де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий

4) штра­фы с фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц

6. К ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вым фор­мам пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти от­но­сит­ся 1) хо­зяй­ствен­ное то­ва­ри­ще­ство 2) по­ли­ти­че­ская пар­тия
3) жи­лищ­ный ко­опе­ра­тив 4) про­мыш­лен­ное пред­при­я­тие

7. Какая ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая форма пред­при­я­тия пред­по­ла­га­ет, что при­быль и лик­ви­да­ци­он­ный оста­ток рас­пре­де­ля­ют­ся между ра­бот­ни­ка­ми в со­от­вет­ствии с их тру­до­вым уча­сти­ем? 1) про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив
2) уни­тар­ное пред­при­я­тие 3) за­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство
4) от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство

8. К числу фак­то­ров про­из­вод­ства от­но­сит­ся (-ятся)

1) труд 2) по­треб­но­сти 3) кре­дит 4) суб­си­дия

9. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

3) хо­зяй­ствен­ное об­ще­ство

10. Фирма осу­ществ­ля­ет про­из­вод­ство и уста­нов­ку пла­сти­ко­вых окон. К ка­пи­та­лу как фак­то­ру про­из­вод­ства фирмы от­но­сит­ся(-ятся)

1) штат ма­сте­ров по уста­нов­ке окон 2) связи с кли­ен­та­ми фирмы

3) ад­ми­ни­стра­ция фирмы 4) обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ства окон

11. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать

12. Пре­вы­ше­ние рас­хо­дов го­су­дар­ства над его до­хо­да­ми на­зы­ва­ют бюд­жет­ным (ми)

1) убыт­ком 2) по­те­ря­ми 3) де­фи­ци­том 4) дол­гом

13. Налоги, которые не зависят от уровня дохода, называются:

1) прогрессивными; 2) пропорциональными;

3) регрессивными; 4) акцизными.

14. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

налог на наследство

налог на имущество

налог на добавленную стоимость

15. К рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сит­ся(-ятся)

1) вы­пла­та за­ра­бот­ной платы учи­те­лям, вра­чам 2) со­бран­ные с на­се­ле­ния и фирм на­ло­ги

3) кре­ди­ты, воз­вращённые стра­на­ми-долж­ни­ка­ми 4) при­быль го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий

16. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

17. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «на­ло­ги»? Со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о на­ло­гах.

18. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Ос­нов­ная про­бле­ма для эко­но­ми­ки — это со­гла­со­ва­ние без­гра­нич­ных и по­сто­ян­но рас­ту­щих по­треб­но­стей людей с огра­ни­чен­ны­ми ___________ (А) для их удо­вле­тво­ре­ния.

Что такое по­треб­но­сти? Это по­ня­тие весь­ма мно­го­знач­но и ис­то­ри­че­ски из­мен­чи­во. Это ___________ (Б) того, без чего нель­зя под­дер­жи­вать не толь­ко жизнь че­ло­ве­ка, но и его раз­ви­тие как лич­но­сти и как члена об­ще­ства. Че­ло­век своей хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью на­учил­ся удо­вле­тво­рять свои раз­но­об­раз­ные по­треб­но­сти, про­из­во­дя то­ва­ры и услу­ги, т. е. эко­но­ми­че­ские блага. При этом ко­ли­че­ство и ка­че­ство этих благ не­пре­рыв­но рас­тет и ме­ня­ет­ся под вли­я­ни­ем тех­ни­че­ско­го ___________ (В), рас­ши­ре­ния кру­го­зо­ра людей, моды, ре­кла­мы и т. д. Таким об­ра­зом, по­треб­но­сти все время рас­тут. А для того, чтобы их удо­вле­тво­рить, нужны ___________ (Г). Те из них, ко­то­рые уда­ет­ся во­влечь в про­из­вод­ство эко­но­ми­че­ских благ, на­зы­ва­ют­ся фак­то­ра­ми про­из­вод­ства. По­сте­пен­но наука рас­ши­ря­ла свои пред­став­ле­ния о фак­то­рах, не­об­хо­ди­мых для про­из­вод­ства благ. Сна­ча­ла счи­та­лось, что глав­ный ре­сурс, глав­ный фак­тор — это ___________ (Д), что толь­ко сель­ское хо­зяй­ство может про­из­ве­сти не­об­хо­ди­мые блага. Позд­нее, в ка­че­стве не­пре­мен­но­го фак­то­ра при­зна­ли ___________ (Е) в любой сфере ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, а не толь­ко в сель­ском хо­зяй­стве. С име­нем К. Марк­са свя­за­но при­зна­ние ___________ (Ж) как важ­ней­ше­го фак­то­ра эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.»

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­коодин раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

II вариант.

1. Со­глас­но за­ко­ну спро­са при про­чих рав­ных усло­ви­ях 1) по низ­кой цене уда­ет­ся про­дать то­ва­ров боль­ше, чем по вы­со­кой 2) при вы­со­кой цене уда­ет­ся про­дать столь­ко же то­ва­ров, сколь­ко и при низ­кой 3) ко­ли­че­ство про­дан­ных то­ва­ров за­ви­сит не столь­ко от цены, сколь­ко от их ка­че­ства 4) при низ­кой цене уда­ет­ся про­дать то­ва­ров мень­ше, чем при вы­со­кой

2. Что ха­рак­тер­но для тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы?

1) на­ту­раль­ное хо­зяй­ство 2) сво­бод­ная кон­ку­рен­ция

3) раз­ви­тые то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния 4) де­фи­цит то­ва­ров и услуг

3. В стра­не А. га­ран­ти­ро­ва­но су­ще­ство­ва­ние пред­при­я­тий раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти. Успех этих пред­при­я­тий на­пря­мую за­ви­сит от спро­са по­тре­би­те­лей на вы­пус­ка­е­мый товар. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны А.?

4. 1) пла­но­во­му 2) ко­манд­но­му 3) ры­ноч­но­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

5. 4. Какой при­мер яв­ля­ет­ся ил­лю­стра­ци­ей мо­но­по­лиз­ма на рынке?

1) В стра­не Z су­ще­ству­ют три ос­нов­ных опе­ра­то­ра мо­биль­ной связи.

2) По вы­ход­ным дням в го­ро­де ор­га­ни­зу­ют­ся яр­мар­ки, где продаётся фер­мер­ская про­дук­ция из близ­ле­жа­щих хо­зяйств.

3) В стра­не М же­лез­но­до­рож­ные ло­ко­мо­ти­вы про­из­во­дят­ся толь­ко на трёх пред­при­я­ти­ях, при­над­ле­жа­щих од­но­му кон­цер­ну.

4) На­ка­ну­не школь­ных ка­ни­кул ту­ри­сти­че­ская ком­па­ния пред­ло­жи­ла новые ва­ри­ан­ты туров для групп уча­щих­ся.

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже со­став­ля­ет наи­боль­шую часть до­хо­дов гос­бюд­же­та? 1) по­ступ­ле­ния от при­ва­ти­за­ции 2) на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния

3) до­хо­ды от внеш­ней тор­гов­ли 4) до­хо­ды от про­да­жи го­су­дар­ствен­но­го иму­ще­ства

6. К ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вым фор­мам пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти от­но­сит­ся 1) уни­тар­ное пред­при­я­тие 2) про­из­вод­ствен­ная фирма
3) про­мыш­лен­ный ком­плекс 4) жи­лищ­ный ко­опе­ра­тив

7. Какая форма юри­ди­че­ско­го лица, яв­ля­ю­ще­го­ся ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей, пред­по­ла­га­ет, что при­быль рас­пре­де­ля­ет­ся между ра­бот­ни­ка­ми в со­от­вет­ствии с их тру­до­вым уча­сти­ем? 1) му­ни­ци­паль­ное уни­тар­ное пред­при­я­тие
2) от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство 3) про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив
4) ком­ман­дит­ное то­ва­ри­ще­ство

8. Трак­тор, при­об­ретённый фер­мер­ским хо­зяй­ством для сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ, от­но­сит­ся к та­ко­му фак­то­ру про­из­вод­ства, как

1) земля 2) ка­пи­тал 3) труд 4) пред­при­ни­ма­тель­ство

9. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щающим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ни же ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

3) фак­тор про­из­вод­ства

10. Тер­пя­щая убыт­ки фирма при­влек­ла та­лант­ли­во­го кри­зис-ме­не­дже­ра, ко­то­рый за год смог вы­ве­сти её из кри­зис­но­го со­сто­я­ния. Какой фак­тор про­из­вод­ства был ис­поль­зо­ван фир­мой в первую оче­редь? 1) ин­фор­ма­ция 2) ка­пи­тал 3) земля и при­род­ные ре­сур­сы 4) пред­при­ни­ма­тель­ские спо­соб­но­сти

11. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника 1) распоряжаться имуществом 2) пользоваться имуществом 3) владеть имуществом 4) наследовать имущество

12. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

1) сальдо 2) балансом 3) профицитом 4) прибылью

13. С уве­ли­че­ни­ем до­хо­да став­ка на­ло­га воз­рас­та­ет. Это

1) про­грес­сив­ный налог 2) кос­вен­ный налог

3) ак­циз­ный налог 4) про­пор­ци­о­наль­ный налог

14. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест позволяет прорабоать тему "Государственный бюджет" и подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию, тема "Государственный бюджет" (11 класс)»

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.

3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.

4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.

5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о порядке принятия государственного бюджета;

— одно предложение, раскрывающее структуру расходной части государственного бюджета.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА

А) содержание органов власти

Б) образование госрезервов

В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством

Г) национальная оборона

Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1) доходная статья

2) расходная статья

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.

1) налоги; 2) государственные займы; 3) обслуживание государственного долга; 4) дотации предприятий; 5) государственные пошлины; 6) эмиссия.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

- Трансферты - этоодносторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:

1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);

2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);

3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);

4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, деньги поступили в бюджет страны).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета

1. Смысл понятия, например: это смета доходов и расходов государства на определённый период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия).

2. Одно предложение с информацией о порядке принятия государственного бюджета в Российской Федерации, опирающейся на знание курса, например:

— Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ проект государственного бюджета, в Государственной Думе проект федерального бюджета рассматривается в трех чтениях.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о порядке принятия государственного бюджета в Российской Федерации).

3. Одно предложение, раскрывающее структуру расходной части государственного бюджета с опорой на знание курса, например:

— структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

7. В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

— государственные закупки, налоги и трансферты;

2) способы и цели государственного регулирования, например:

— если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъёма должно увеличивать свои расходы и уменьшать налоги, что приведёт к росту совокупного спроса;

— если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведёт к её стабилизации.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Тест «Государственный бюджет, налоговая система»

1.Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что налог за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.

2.Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.

2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.

3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.

4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.

5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.

3. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.

2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.

3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.

5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета.

4. Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

5. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) акцизный сбор

Б) обслуживание госдолга

В) подоходный налог с граждан

Г) выплата жалования служащим

Д) процент по государственным облигациям

1) расходные статьи

2) доходные статьи

6. Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.

Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) 1 см 3 рабочего объёма двигателя

Б) Владимир Александрович

B) легковой автомобиль

Г) заработная плата

Д) земельный участок

1) субъект налога

2) объект налога

3) источник уплаты налога

4) единица налогообложения

7. Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сглаживание социального

неравенства в обществе

Б) снижение различий в уровне жизни

в разных регионах страны

В) обеспечение финансирования

Г) обеспечение развития

Д) снижение безработицы

8. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

9. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета.

10. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.

1. Выберите вер­ные суж­де­ния о рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Сред­ства рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тят­ся на упла­ту налогов.

2) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на опла­ту товаров, работ и услуг по го­су­дар­ствен­ным или му­ни­ци­паль­ным контрактам.

3) По­сред­ством рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет свои функ­ции воз­дей­ствия на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие общества.

4) Рас­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та не могут быть боль­ше его доходов.

5) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обязательств.

2. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

3. Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.

2) Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

4. Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

2) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

3) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

4) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

5. Борис Ми­хай­ло­вич вла­де­ет лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем и зе­мель­ным участ­ком и пе­ри­о­ди­че­ски упла­чи­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие налоги. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры налога: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУК­ТУ­РЫ НА­ЛО­ГА

А) 1 см ра­бо­че­го объёма двигателя

Б) лег­ко­вой автомобиль

В) за­ра­бот­ная плата

Г) зе­мель­ный участок

Д) Борис Михайлович

1) субъект налога

2) объект налога

3) источник упла­ты налога

4) единица налогообложения

6. Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА

А) содержание органов власти

Б) образование госрезервов

В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством

Г) национальная оборона

Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности

1) доходная статья

2) расходная статья

7. Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) обеспечение развития

Б) снижение безработицы

В) обеспечение финансирования

Г) сглаживание социального

неравенства в обществе

Д) снижение различий в уровне жизни

в разных регионах страны

8. Раскройте на трёх кон­крет­ных примерах со­ци­аль­ную функцию налогов.

9. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

10. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­ми­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­но­го бюджета;

− одно предложение о со­сто­я­нии бюджета.

Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах , допустим:

1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства. Значение налоговой системы может быть раскрыто на других примерах.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:

1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);

2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);

3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций;

4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности).

Смысл понятия, например:

- обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;

- уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан;

- с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.

Социальная функ­ция налогов рас­кры­та с по­мо­щью примеров, допустим:

1) собранные на­ло­ги являются глав­ным источником об­слу­жи­ва­ния пенсионных выплат, по­со­бий для со­ци­аль­но незащищённых ка­те­го­рий населения;

2) повышение на­ло­гов на круп­ные состояния, элит­ную недвижимость поз­во­ля­ет предоставлять льго­ты по опла­те житья для неимущих;

3) налоги - глав­ный источник по­пол­не­ния бюджета, из ко­то­ро­го финансируется об­ра­зо­ва­ние и здравоохранение, со­ци­аль­но значимые сферы жизни общества.

9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Указана экономический термин.

2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:

- снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;

- повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

- повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;

- приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.

10. 1) смысл понятия, например: смета до­хо­дов и рас­хо­дов го­су­дар­ства на определённый пе­ри­од времени;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о фор­ми­ро­ва­нии бюджета, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: го­су­дар­ствен­ный бюд­жет со­став­ля­ет­ся пра­ви­тель­ством и утвер­жда­ет­ся выс­ши­ми за­ко­но­да­тель­ны­ми органами;

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса виды со­сто­я­ния бюджета, например: в за­ви­си­мо­сти от со­от­но­ше­ния до­ход­ной и рас­ход­ной ча­стей го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та он может быть дефицитным, про­фи­цит­ным или сбалансированным.


Содержимое разработки

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЭКОНОМИКЕ. 9 КЛАСС. ВАРИАНТ №1.

1.Доход в го­су­дар­ствен­ный бюд­жет при­но­сит (-ят)

1) об­слу­жи­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го долга

2) до­та­ции пред­при­я­ти­ям

3) льго­ты об­ще­ствен­ным фон­дам

4) та­мо­жен­ные по­шли­ны

2. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

1) уменьшение налоговых поступлений

2) увеличение объемов производства

3) сокращение расходов на оборону

4) развитие малого бизнеса

3. Ко­ли­че­ство про­дук­ции, вы­пу­щен­ной ра­бот­ни­ком за еди­ни­цу вре­ме­ни, на­зы­ва­ет­ся

1) про­из­во­ди­тель­но­стью труда

2) эф­фек­тив­но­стью труда

3) мо­дер­ни­за­ци­ей труда

4) спе­ци­а­ли­за­ци­ей труда

4. Фактическое об­ла­да­ние вещью, при­зна­ние права че­ло­ве­ка на эту вещь называют

5. Уро­вень за­ра­бот­ной платы на рынке труда опре­де­ля­ет­ся под не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем

1) сто­и­мо­сти по­тре­би­тель­ских то­ва­ров

2) объёма лич­ных сбе­ре­же­ний граж­дан

3) уста­нов­лен­но­го в стра­не про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма

4) спро­са и пред­ло­же­ния тру­до­вых услуг

6. Государство финансирует систему образования. Какую экономическую функцию при этом выполняет государство?

1) наполнение государственного бюджета

2) правовое регулирование экономики

3) регулирование денежной массы

4) производство общественных благ

7. К сво­бод­ным бла­гам относятся

1) солнечный свет, лес­ной воздух

2) мебель, бы­то­вая техника

3) книги, компьютеры

4) услуги плат­но­го врача

8. В каком из пе­ре­чис­лен­ных слу­ча­ев идёт речь о про­из­вод­стве го­су­дар­ством об­ще­ствен­ных благ?

1) со­дер­жа­ние во­оружённых сил

2) по­вы­ше­ние вы­плат мно­го­дет­ным се­мьям

3) вве­де­ние новых тех­ни­че­ских стан­дар­тов

4) осу­ществ­ле­ние де­неж­ной эмис­сии

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах соб­ствен­но­сти?

А. Одним из путей уве­ли­че­ния доли го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти яв­ля­ет­ся на­ци­о­на­ли­за­ция.

Б. Кон­ку­рент­ная борь­ба про­из­во­ди­те­лей воз­мож­на лишь в усло­ви­ях част­ной соб­ствен­но­сти.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка

Б) организация работы общественного транспорта

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

1) социальное обеспечение населения

2) производство общественных благ

12.Верно ли высказывание?

1) Госбюджет представляет собой основной финансовый план страны.

2) Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет сбалансированный.

3) Дефицит госбюджета возникает в том случае, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

4) Сокращение госрасходов и налогов на одинаковую величину сокращает дефицит государственного бюджета.

5) В развитых странах государство оплачивает большую часть своих расходов, занимая средства у населения.

13.Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:

1) антимонопольную политику;

2) регулирование процентных ставок;

3) налоговую политику;

4) политику, связанную с финансированием социально-культурных мероприятий;

5) установление минимальных размеров ставок заработной платы;

6) определение допустимых размеров дефицита государственного бюджета;

14. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ме­ха­низ­мы осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ством мо­не­тар­ной (де­неж­ной) по­ли­ти­ки. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) под­держ­ка и за­щи­та кон­ку­рен­ции

2) из­ме­не­ние учётной став­ки ре­фи­нан­си­ро­ва­ния

3) обес­пе­че­ние за­щи­ты прав соб­ствен­но­сти

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния

5) уста­нов­ле­ние нормы бан­ков­ско­го ре­зер­ва

6) опе­ра­ции на рынке цен­ных бумаг

15.Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.

2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.

5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.

16. Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.

3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.

4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.

17. Установите со­от­вет­ствие между ме­ра­ми го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и его методами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

МЕТОДЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) го­су­дар­ство ока­зы­ва­ет вли­я­ние на эко­но­ми­ку своей де­неж­ной политикой.

Б) го­су­дар­ство по­мо­га­ет товаропроизводителям, вводя та­мо­жен­ные пошлины

В) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния для фирм-производителей

Г) го­су­дар­ство спо­соб­ству­ет раз­ви­тию производства, уве­ли­чи­вая или умень­шая раз­мер на­ло­гов

Д) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет усло­вия за­клю­че­ния хо­зяй­ствен­ных договоров, по­ря­док ре­ги­стра­ции фирм

1) финансово-эко­но­ми­че­ские методы

2) пра­во­вые методы

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ста­тья­ми го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СТА­ТЬЯ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО
БЮД­ЖЕ­ТА

А) со­дер­жа­ние ор­га­нов вла­сти

Б) об­ра­зо­ва­ние го­сре­зер­вов

В) пени и штра­фы, преду­смот­рен­ные на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ством

Г) на­ци­о­наль­ная обо­ро­на

Д) сред­ства от ис­поль­зо­ва­ния иму­ще­ства, на­хо­дя­ще­го­ся в го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти

1) до­ход­ная ста­тья

2) рас­ход­ная ста­тья

19. Гражданин Н. за­кон­чил курс основ пред­при­ни­ма­тель­ства и решил ос­но­вать собственное индивидуальное предприятие, за­нять­ся разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже спис­ке преимущества по­доб­ной формы биз­не­са и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) лёгкость по­лу­че­ния банковских кредитов

2) высокая сте­пень сохранности ком­мер­че­ской информации

3) простота ор­га­ни­за­ции и управления

4) не надо де­лить­ся прибылью с совладельцами

5) достаточно средств для ре­клам­ной кампании

6) возможность при­влечь высококлассных спе­ци­а­ли­стов

20. Администрация за­во­да ре­ши­ла оп­ти­ми­зи­ро­вать фонд опла­ты труда на предприятии. Какие ва­ри­ан­ты оп­ти­ми­за­ции фонда за­ра­бот­ной платы могут быть ис­поль­зо­ва­ны ад­ми­ни­стра­ци­ей предприятия?

1) пе­ре­вод части ра­бот­ни­ков на сдель­ную си­сте­му опла­ты труда

2) от­ме­на еже­год­ных опла­чи­ва­е­мых отпусков

3) от­ме­на пре­ми­аль­ных вы­плат ру­ко­во­дя­щим сотрудникам

4) пре­кра­ще­ние пе­ре­чис­ле­ние средств в Пен­си­он­ный Фонд

5) уста­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию с ра­бот­ни­ка­ми ре­жи­ма не­пол­но­го ра­бо­че­го времени

6) вве­де­ние штра­фов за дис­ци­пли­нар­ные проступки.

21. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.

1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений

2) контроль над деятельностью финансовых организаций

3) проведение антиинфляционной политики

4) принятие закона о банковской деятельности

5) ликвидация последствий наводнения

6) организация работы государственного телеканала

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЭКОНОМИКЕ. 9 КЛАСС. ВАРИАНТ №2.

К рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюджета относится

1) обслуживание го­су­дар­ствен­но­го долга

2) государственная пошлина

3) акцизный сбор

4) подоходный налог

2. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

3. Ра­бот­ник К. про­из­во­дит в те­че­ние часа в два раза боль­ше про­дук­ции, чем его смен­щик, ра­бот­ник Л. О каком эко­но­ми­че­ском яв­ле­нии идёт речь?

1) раз­де­ле­ние труда 2) спе­ци­а­ли­за­ция труда 3) эф­фек­тив­ность про­из­вод­ства 4) про­из­во­ди­тель­ность труда

4. Южные рай­о­ны стра­ны В со­сре­до­то­че­ны на про­из­вод­стве и про­да­же чая, за­пад­ные — на вы­ра­щи­ва­нии цитрусовых. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о таком эко­но­ми­че­ском явлении, как

1) гео­гра­фи­че­ская спе­ци­а­ли­за­ция

2) эф­фек­тив­ность про­из­вод­ства

3) раз­де­ле­ние труда

4) про­из­во­ди­тель­ность труда

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже не­по­сред­ствен­но вли­я­ет на раз­мер за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­ка в усло­ви­ях рынка?

1) се­мей­ное по­ло­же­ние

2) сто­и­мость по­тре­би­тель­ской кор­зи­ны

3) ста­биль­ность цен на то­ва­ры и услу­ги

4) ква­ли­фи­ка­ция и тру­до­лю­бие

6. Го­су­дар­ство в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

1) уста­нав­ли­ва­ет цены на то­ва­ры

2) со­би­ра­ет на­ло­ги

3) рас­пре­де­ля­ет ре­сур­сы

4) пла­ни­ру­ет про­из­вод­ство

7. По­ня­тия «ак­ци­зы», «та­мо­жен­ная по­шли­на», «ан­ти­мо­но­поль­ное за­ко­но­да­тель­ство» ха­рак­тер­ны для

1) го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки

2) функ­ци­о­ни­ро­ва­ния фон­до­во­го рынка

3) раз­ви­тия кре­ди­то­ва­ния

4) фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са

8. Го­су­дар­ство в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки вы­пол­ня­ет раз­лич­ные функ­ции. Что из при­ведённого ниже от­но­сит­ся к про­из­вод­ству об­ще­ствен­ных благ?

1) от­кры­тие новых му­ни­ци­паль­ных до­школь­ных учре­жде­ний 3) про­ве­де­ние ан­ти­ин­фля­ци­он­ной по­ли­ти­ки

2) ме­ро­при­я­тия по укреп­ле­нию курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты 4) осу­ществ­ле­ние на­ло­го­об­ло­же­ния пред­при­я­тий

9. Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о част­ной соб­ствен­но­сти?

А. Част­ная соб­ствен­ность — не­об­хо­ди­мое усло­вие ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

Б. Одним из путей со­зда­ния част­но­го сек­то­ра в эко­но­ми­ке яв­ля­ет­ся при­ва­ти­за­ция.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

12. Верно ли высказывание?

1) Госбюджет отражает основные виды доходов и расходов правительства.

2) Профицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительное или равно нулю.

3) Дефицит госбюджета образуется, если доходы государства растут.

4) Наиболее используемым способом финансирования бюджетного дефицита в развитых странах является денежная эмиссия.

5)Выплата процентов по госдолгу увеличивает дефицит госбюджета.

13.Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:

1) доходы от продажи приватизируемых предприятий;

2) заработная плата государственных служащих;

3) налог на добавленную стоимость;

4) заработная плата Президента страны;

6) доходы от продажи государственных облигаций и государственных краткосрочных обязательств;

7) проценты, которые выплачиваются владельцам государственных ценных бумаг.

14. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей эко­но­ми­ки.

2) Го­су­дар­ство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои на­се­ле­ния.

3) Важ­ней­шей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

4) Го­су­дар­ство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти.

5) Про­цесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки го­су­дар­ства.

15. Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ских функ­ци­ях го­су­дар­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики.

2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.

3) Кос­вен­ное го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки пре­иму­ще­ствен­но пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных методов.

4) Про­бле­ма внеш­них эф­фек­тов спо­соб­ству­ет вме­ша­тель­ству го­су­дар­ства в сферы де­я­тель­но­сти част­ных предприятий.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны – из­ме­не­ние став­ки рефинансирования.

16. Выберите вер­ные суж­де­ния о рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Сред­ства рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тят­ся на упла­ту налогов.

2) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на опла­ту товаров, работ и услуг по го­су­дар­ствен­ным или му­ни­ци­паль­ным контрактам.

3) По­сред­ством рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет свои функ­ции воз­дей­ствия на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие общества.

4) Рас­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та не могут быть боль­ше его доходов.

5) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обязательств.

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства и функ­ци­я­ми го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ГО­СУ­ДАР­СТВА

ФУНК­ЦИИ ГО­СУ­ДАР­СТВА В РЫ­НОЧ­НОЙ ЭКО­НО­МИ­КЕ

А) го­су­дар­ствен­ное фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства ди­а­гно­сти­че­ских ме­ди­цин­ских цен­тров

Б) бес­плат­ное предо­став­ле­ние от­дель­ным груп­пам граж­дан ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов

В) обес­пе­че­ние охра­ны пра­во­по­ряд­ка

Г) ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты об­ще­ствен­но­го транс­пор­та

Д) вы­пла­та пен­сий, суб­си­дий

1) со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние на­се­ле­ния

2) ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ства об­ще­ствен­ных благ

18. Установите соответствие между примерами и видами собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) недвижимое имущество компании ООО «Василёк»

Б) приватизированная гражданином квартира

В) автомобиль, закреплённый за гаражом воинской части

Г) имущество посольства РФ в Китае

Д) полученный по наследству внуком дачный участок

19. Назовите усло­вия по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда работника. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) по­вы­ше­ние квалификации

2) сте­пень го­су­дар­ствен­но­го регулирования

3) внед­ре­ние до­сти­же­ний науки и техники

4) раз­де­ле­ние труда

5) по­вы­ше­ние за­ра­бот­ной платы

6) мо­но­тон­ный ха­рак­тер прак­ти­че­ской деятельности

20. Решив за­нять­ся пред­при­ни­ма­тель­ской деятельностью, Си­до­ров вы­брал в ка­че­стве организационно-правовой формы ста­тус ин­ди­ви­ду­аль­но­го предпринимателя. Что из приведённого в спис­ке от­но­сит­ся к пре­иму­ще­ствам дан­но­го статуса?

1) упрощённый по­ря­док ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учёта

2) льгот­ная си­сте­ма налогообложения

3) пол­ная иму­ще­ствен­ная от­вет­ствен­ность по обязательствам

4) от­сут­ствие ком­па­ньо­нов по бизнесу

5) сво­бод­ное ис­поль­зо­ва­ние выручки

6) обя­за­тель­ная го­су­дар­ствен­ная регистрация

21. В стране M правительство активно реализует программу по борьбе с монополизацией некоторых отраслей экономики. Выберите из приведённого ниже списка факты, которые соответствуют поставленной правительством задаче. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

1) объявление налоговых каникул для предприятий крупного бизнеса

2) поощрение программ льготного кредитования индивидуальных предпринимателей

3) предельное упрощение процедуры создания новых фирм

4) открытие внутренних рынков для иностранных фирм

5) государственное ценообразование

6) разработка правительством планов хозяйственного развития

Государственный бюджет. Государственный долг.

1. Определите термин: выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.

1) налоги 2) государственные займы 3) обслуживание государственного долга

4) эмиссия 5) государственные пошлины 6) дотации предприятий

3 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.

2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.

3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.

4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.

5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.

4. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами.

А) акцизный сбор

Б) обслуживание госдолга

В) подоходный налог с граждан

Г) выплата жалования служащим

Д) процент по государственным облигациям

1) расходные статьи

2) доходные статьи

5 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

6 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план.

2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение внутренней и внешней политики.

3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.

4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируемым расходам.

7 .Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы

Б) обслуживание государственного долга

В) личный подоходный налог

Г) выплата пенсий

Д) продажа государственных облигаций

1) расходные статьи

2) доходные статьи

8 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.

2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.

3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.

4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.

5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.

9 .Выберите из приведённого ниже списка источники доходов государственного бюджета.

содержание государственных учреждений

средства от приватизации предприятий

дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам

поступления по штрафам и санкциям

обслуживание и погашение государственного долга

6) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению

10 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.

2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

3) Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику государства.

4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.

5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.

11 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.

2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.

3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.

5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета

12 .Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета:

ПРИМЕР СТАТЬЯ ГОСБЮДЖЕТА

А) содержание органов власти

Б) образование госрезервов

В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством

Г) национальная оборона

Д) средства от использования государственной собственности

1) доходная статья

2) расходная статья

13 .Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

21 .Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?

22. В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.

23 .Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.

24 .Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

25 . Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;

− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

26. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Читайте также: