Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета налоговые поступления
Опубликовано: 15.05.2024
Контрольная работа по экономике 9 класс
Iвариант.
1.Если спрос выше предложения, то цена на товар
1) не изменится 2) вырастет 3) упадет 4) будет колебаться
2. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство 3)завершение промышленного переворота
2) преобладание промышленности 4) ведущая роль сельского хозяйства
3. Что свойственно рыночной экономической системе?
1) дефицит товаров и услуг 2) многообразие форм собственности
3) централизованное ценообразование 4) уравнительная оплата труда работников
4. Какой пример является иллюстрацией монополизма на рынке?
1) В стране Z существуют три основных оператора мобильной связи.
2) По выходным дням в городе организуются ярмарки, где продаётся фермерская продукция из близлежащих хозяйств.
3) В стране М железнодорожные локомотивы производятся только на трёх предприятиях, принадлежащих одному концерну.
4) Накануне школьных каникул туристическая компания предложила новые варианты туров для групп учащихся.
5. Основным источником пополнения государственного бюджета являются
1) налоги с граждан и предприятий 2) прибыль от приватизации
3) доходы от деятельности государственных предприятий
4) штрафы с физических и юридических лиц
6. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относится 1) хозяйственное товарищество 2) политическая партия
3) жилищный кооператив 4) промышленное предприятие
7. Какая организационно-правовая форма предприятия предполагает, что прибыль и ликвидационный остаток распределяются между работниками в соответствии с их трудовым участием? 1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие 3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество
8. К числу факторов производства относится (-ятся)
1) труд 2) потребности 3) кредит 4) субсидия
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
3) хозяйственное общество
10. Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится(-ятся)
1) штат мастеров по установке окон 2) связи с клиентами фирмы
3) администрация фирмы 4) оборудование для производства окон
11. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?
1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать
12. Превышение расходов государства над его доходами называют бюджетным (ми)
1) убытком 2) потерями 3) дефицитом 4) долгом
13. Налоги, которые не зависят от уровня дохода, называются:
1) прогрессивными; 2) пропорциональными;
3) регрессивными; 4) акцизными.
14. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
налог на наследство
налог на имущество
налог на добавленную стоимость
15. К расходной части государственного бюджета относится(-ятся)
1) выплата заработной платы учителям, врачам 2) собранные с населения и фирм налоги
3) кредиты, возвращённые странами-должниками 4) прибыль государственных предприятий
16. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
17. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано толькоодин раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
II вариант.
1. Согласно закону спроса при прочих равных условиях 1) по низкой цене удается продать товаров больше, чем по высокой 2) при высокой цене удается продать столько же товаров, сколько и при низкой 3) количество проданных товаров зависит не столько от цены, сколько от их качества 4) при низкой цене удается продать товаров меньше, чем при высокой
2. Что характерно для традиционной экономической системы?
1) натуральное хозяйство 2) свободная конкуренция
3) развитые товарно-денежные отношения 4) дефицит товаров и услуг
3. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?
4. 1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
5. 4. Какой пример является иллюстрацией монополизма на рынке?
1) В стране Z существуют три основных оператора мобильной связи.
2) По выходным дням в городе организуются ярмарки, где продаётся фермерская продукция из близлежащих хозяйств.
3) В стране М железнодорожные локомотивы производятся только на трёх предприятиях, принадлежащих одному концерну.
4) Накануне школьных каникул туристическая компания предложила новые варианты туров для групп учащихся.
5. Что из перечисленного ниже составляет наибольшую часть доходов госбюджета? 1) поступления от приватизации 2) налоговые поступления
3) доходы от внешней торговли 4) доходы от продажи государственного имущества
6. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относится 1) унитарное предприятие 2) производственная фирма
3) промышленный комплекс 4) жилищный кооператив
7. Какая форма юридического лица, являющегося коммерческой организацией, предполагает, что прибыль распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием? 1) муниципальное унитарное предприятие
2) открытое акционерное общество 3) производственный кооператив
4) коммандитное товарищество
8. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательство
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ни же ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
3) фактор производства
10. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь? 1) информация 2) капитал 3) земля и природные ресурсы 4) предпринимательские способности
11. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника 1) распоряжаться имуществом 2) пользоваться имуществом 3) владеть имуществом 4) наследовать имущество
12. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)
1) сальдо 2) балансом 3) профицитом 4) прибылью
13. С увеличением дохода ставка налога возрастает. Это
1) прогрессивный налог 2) косвенный налог
3) акцизный налог 4) пропорциональный налог
14. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тест позволяет прорабоать тему "Государственный бюджет" и подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.
Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию, тема "Государственный бюджет" (11 класс)»
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.
2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.
5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.
2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.
3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.
4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.
5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о порядке принятия государственного бюджета;
— одно предложение, раскрывающее структуру расходной части государственного бюджета.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
А) содержание органов власти
Б) образование госрезервов
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством
Г) национальная оборона
Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности
1) доходная статья
2) расходная статья
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.
1) налоги; 2) государственные займы; 3) обслуживание государственного долга; 4) дотации предприятий; 5) государственные пошлины; 6) эмиссия.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.
- Трансферты - этоодносторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:
1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);
2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);
3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);
4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, деньги поступили в бюджет страны).
Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета
1. Смысл понятия, например: это смета доходов и расходов государства на определённый период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия).
2. Одно предложение с информацией о порядке принятия государственного бюджета в Российской Федерации, опирающейся на знание курса, например:
— Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ проект государственного бюджета, в Государственной Думе проект федерального бюджета рассматривается в трех чтениях.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о порядке принятия государственного бюджета в Российской Федерации).
3. Одно предложение, раскрывающее структуру расходной части государственного бюджета с опорой на знание курса, например:
— структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
7. В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
— государственные закупки, налоги и трансферты;
2) способы и цели государственного регулирования, например:
— если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъёма должно увеличивать свои расходы и уменьшать налоги, что приведёт к росту совокупного спроса;
— если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведёт к её стабилизации.
Нажмите, чтобы скачать публикациюв формате MS WORD (*.DOC)
Тест «Государственный бюджет, налоговая система»
1.Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков.
2.Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.
2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.
3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.
4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.
5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.
3. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.
2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета.
4. Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.
2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.
3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.
4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.
5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.
5. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) акцизный сбор
Б) обслуживание госдолга
В) подоходный налог с граждан
Г) выплата жалования служащим
Д) процент по государственным облигациям
1) расходные статьи
2) доходные статьи
6. Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.
Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА
А) 1 см 3 рабочего объёма двигателя
Б) Владимир Александрович
B) легковой автомобиль
Г) заработная плата
Д) земельный участок
1) субъект налога
2) объект налога
3) источник уплаты налога
4) единица налогообложения
7. Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сглаживание социального
неравенства в обществе
Б) снижение различий в уровне жизни
в разных регионах страны
В) обеспечение финансирования
Г) обеспечение развития
Д) снижение безработицы
8. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
9. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета.
10. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
1. Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов.
2) К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам.
3) Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
4) Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов.
5) К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств.
2. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.
2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.
5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
3. Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.
2) Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.
3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.
4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.
5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.
4. Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Государственный долг делится на внешний и внутренний.
2) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.
3) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.
4) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.
5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.
5. Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА
А) 1 см рабочего объёма двигателя
Б) легковой автомобиль
В) заработная плата
Г) земельный участок
Д) Борис Михайлович
1) субъект налога
2) объект налога
3) источник уплаты налога
4) единица налогообложения
6. Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
А) содержание органов власти
Б) образование госрезервов
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством
Г) национальная оборона
Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности
1) доходная статья
2) расходная статья
7. Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) обеспечение развития
Б) снижение безработицы
В) обеспечение финансирования
Г) сглаживание социального
неравенства в обществе
Д) снижение различий в уровне жизни
в разных регионах страны
8. Раскройте на трёх конкретных примерах социальную функцию налогов.
9. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.
10. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета;
− одно предложение о состоянии бюджета.
Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах , допустим:
1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);
2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;
3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства. Значение налоговой системы может быть раскрыто на других примерах.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:
1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);
2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);
3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций;
4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности).
Смысл понятия, например:
- обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;
- уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан;
- с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.
Социальная функция налогов раскрыта с помощью примеров, допустим:
1) собранные налоги являются главным источником обслуживания пенсионных выплат, пособий для социально незащищённых категорий населения;
2) повышение налогов на крупные состояния, элитную недвижимость позволяет предоставлять льготы по оплате житья для неимущих;
3) налоги - главный источник пополнения бюджета, из которого финансируется образование и здравоохранение, социально значимые сферы жизни общества.
9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Указана экономический термин.
2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:
- снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;
- повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;
- повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;
- приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.
10. 1) смысл понятия, например: смета доходов и расходов государства на определённый период времени;
2) одно предложение с информацией о формировании бюджета, опирающейся на знания курса, например: государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды состояния бюджета, например: в зависимости от соотношения доходной и расходной частей государственного бюджета он может быть дефицитным, профицитным или сбалансированным.
Содержимое разработки
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЭКОНОМИКЕ. 9 КЛАСС. ВАРИАНТ №1.
1.Доход в государственный бюджет приносит (-ят)
1) обслуживание государственного долга
2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам
4) таможенные пошлины
2. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет
1) уменьшение налоговых поступлений
2) увеличение объемов производства
3) сокращение расходов на оборону
4) развитие малого бизнеса
3. Количество продукции, выпущенной работником за единицу времени, называется
1) производительностью труда
2) эффективностью труда
3) модернизацией труда
4) специализацией труда
4. Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют
5. Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием
1) стоимости потребительских товаров
2) объёма личных сбережений граждан
3) установленного в стране прожиточного минимума
4) спроса и предложения трудовых услуг
6. Государство финансирует систему образования. Какую экономическую функцию при этом выполняет государство?
1) наполнение государственного бюджета
2) правовое регулирование экономики
3) регулирование денежной массы
4) производство общественных благ
7. К свободным благам относятся
1) солнечный свет, лесной воздух
2) мебель, бытовая техника
3) книги, компьютеры
4) услуги платного врача
8. В каком из перечисленных случаев идёт речь о производстве государством общественных благ?
1) содержание вооружённых сил
2) повышение выплат многодетным семьям
3) введение новых технических стандартов
4) осуществление денежной эмиссии
9. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.
Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?
А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.
Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
А) обеспечение охраны правопорядка
Б) организация работы общественного транспорта
В) выплата пенсий, субсидий
Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами
1) социальное обеспечение населения
2) производство общественных благ
12.Верно ли высказывание?
1) Госбюджет представляет собой основной финансовый план страны.
2) Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет сбалансированный.
3) Дефицит госбюджета возникает в том случае, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.
4) Сокращение госрасходов и налогов на одинаковую величину сокращает дефицит государственного бюджета.
5) В развитых странах государство оплачивает большую часть своих расходов, занимая средства у населения.
13.Укажите, какие направления экономической политики государства входят в понятие «бюджетно-финансовая политика». Бюджетно-финансовая политика государства включает:
1) антимонопольную политику;
2) регулирование процентных ставок;
3) налоговую политику;
4) политику, связанную с финансированием социально-культурных мероприятий;
5) установление минимальных размеров ставок заработной платы;
6) определение допустимых размеров дефицита государственного бюджета;
14. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки рефинансирования
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
15.Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.
2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.
3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.
5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.
16. Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.
3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.
4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.
5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.
17. Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А) государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой.
Б) государство помогает товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины
В) государство устанавливает правила экономического поведения для фирм-производителей
Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов
Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации фирм
1) финансово-экономические методы
2) правовые методы
18. Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА
А) содержание органов власти
Б) образование госрезервов
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством
Г) национальная оборона
Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности
1) доходная статья
2) расходная статья
19. Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать собственное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) лёгкость получения банковских кредитов
2) высокая степень сохранности коммерческой информации
3) простота организации и управления
4) не надо делиться прибылью с совладельцами
5) достаточно средств для рекламной кампании
6) возможность привлечь высококлассных специалистов
20. Администрация завода решила оптимизировать фонд оплаты труда на предприятии. Какие варианты оптимизации фонда заработной платы могут быть использованы администрацией предприятия?
1) перевод части работников на сдельную систему оплаты труда
2) отмена ежегодных оплачиваемых отпусков
3) отмена премиальных выплат руководящим сотрудникам
4) прекращение перечисление средств в Пенсионный Фонд
5) установление по соглашению с работниками режима неполного рабочего времени
6) введение штрафов за дисциплинарные проступки.
21. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.
1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений
2) контроль над деятельностью финансовых организаций
3) проведение антиинфляционной политики
4) принятие закона о банковской деятельности
5) ликвидация последствий наводнения
6) организация работы государственного телеканала
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ЭКОНОМИКЕ. 9 КЛАСС. ВАРИАНТ №2.
К расходной части государственного бюджета относится
1) обслуживание государственного долга
2) государственная пошлина
3) акцизный сбор
4) подоходный налог
2. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
3. Работник К. производит в течение часа в два раза больше продукции, чем его сменщик, работник Л. О каком экономическом явлении идёт речь?
1) разделение труда 2) специализация труда 3) эффективность производства 4) производительность труда
4. Южные районы страны В сосредоточены на производстве и продаже чая, западные — на выращивании цитрусовых. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как
1) географическая специализация
2) эффективность производства
3) разделение труда
4) производительность труда
5. Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка?
1) семейное положение
2) стоимость потребительской корзины
3) стабильность цен на товары и услуги
4) квалификация и трудолюбие
6. Государство в условиях рыночной экономики
1) устанавливает цены на товары
2) собирает налоги
3) распределяет ресурсы
4) планирует производство
7. Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное законодательство» характерны для
1) государственного регулирования экономики
2) функционирования фондового рынка
3) развития кредитования
4) финансирования бизнеса
8. Государство в условиях рыночной экономики выполняет различные функции. Что из приведённого ниже относится к производству общественных благ?
1) открытие новых муниципальных дошкольных учреждений 3) проведение антиинфляционной политики
2) мероприятия по укреплению курса национальной валюты 4) осуществление налогообложения предприятий
9. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики.
Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) обеспечение правопорядка
Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства
В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны
Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства
Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог
12. Верно ли высказывание?
1) Госбюджет отражает основные виды доходов и расходов правительства.
2) Профицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительное или равно нулю.
3) Дефицит госбюджета образуется, если доходы государства растут.
4) Наиболее используемым способом финансирования бюджетного дефицита в развитых странах является денежная эмиссия.
5)Выплата процентов по госдолгу увеличивает дефицит госбюджета.
13.Укажите, какие виды доходов относятся к доходам государственного бюджета:
1) доходы от продажи приватизируемых предприятий;
2) заработная плата государственных служащих;
3) налог на добавленную стоимость;
4) заработная плата Президента страны;
6) доходы от продажи государственных облигаций и государственных краткосрочных обязательств;
7) проценты, которые выплачиваются владельцам государственных ценных бумаг.
14. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
15. Выберите верные суждения об экономических функциях государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики.
2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков.
3) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов.
4) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий.
5) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования.
16. Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов.
2) К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам.
3) Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
4) Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов.
5) К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств.
17. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов
В) обеспечение охраны правопорядка
Г) организация работы общественного транспорта
Д) выплата пенсий, субсидий
1) социальное обеспечение населения
2) организация производства общественных благ
18. Установите соответствие между примерами и видами собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) недвижимое имущество компании ООО «Василёк»
Б) приватизированная гражданином квартира
В) автомобиль, закреплённый за гаражом воинской части
Г) имущество посольства РФ в Китае
Д) полученный по наследству внуком дачный участок
19. Назовите условия повышения производительности труда работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение квалификации
2) степень государственного регулирования
3) внедрение достижений науки и техники
4) разделение труда
5) повышение заработной платы
6) монотонный характер практической деятельности
20. Решив заняться предпринимательской деятельностью, Сидоров выбрал в качестве организационно-правовой формы статус индивидуального предпринимателя. Что из приведённого в списке относится к преимуществам данного статуса?
1) упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта
2) льготная система налогообложения
3) полная имущественная ответственность по обязательствам
4) отсутствие компаньонов по бизнесу
5) свободное использование выручки
6) обязательная государственная регистрация
21. В стране M правительство активно реализует программу по борьбе с монополизацией некоторых отраслей экономики. Выберите из приведённого ниже списка факты, которые соответствуют поставленной правительством задаче. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) объявление налоговых каникул для предприятий крупного бизнеса
2) поощрение программ льготного кредитования индивидуальных предпринимателей
3) предельное упрощение процедуры создания новых фирм
4) открытие внутренних рынков для иностранных фирм
5) государственное ценообразование
6) разработка правительством планов хозяйственного развития
Государственный бюджет. Государственный долг.
1. Определите термин: выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.
1) налоги 2) государственные займы 3) обслуживание государственного долга
4) эмиссия 5) государственные пошлины 6) дотации предприятий
3 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.
2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.
3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.
4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.
5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.
4. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами.
А) акцизный сбор
Б) обслуживание госдолга
В) подоходный налог с граждан
Г) выплата жалования служащим
Д) процент по государственным облигациям
1) расходные статьи
2) доходные статьи
5 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.
2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.
3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.
5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
6 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план.
2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение внутренней и внешней политики.
3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.
4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.
5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируемым расходам.
7 .Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением
КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА
ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА
А) акцизные сборы
Б) обслуживание государственного долга
В) личный подоходный налог
Г) выплата пенсий
Д) продажа государственных облигаций
1) расходные статьи
2) доходные статьи
8 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства.
2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством.
3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета.
4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы.
5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства.
9 .Выберите из приведённого ниже списка источники доходов государственного бюджета.
содержание государственных учреждений
средства от приватизации предприятий
дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам
поступления по штрафам и санкциям
обслуживание и погашение государственного долга
6) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению
10 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.
2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.
3) Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику государства.
4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.
5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.
11 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.
2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета
12 .Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета:
ПРИМЕР СТАТЬЯ ГОСБЮДЖЕТА
А) содержание органов власти
Б) образование госрезервов
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством
Г) национальная оборона
Д) средства от использования государственной собственности
1) доходная статья
2) расходная статья
13 .Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственный долг включает в себя все непогашенные долговые обязательства организаций, зарегистрированных на территории государства.
2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.
3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.
4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.
5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.
21 .Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?
22. В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.
23 .Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.
24 .Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.
25 . Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
− одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.
26. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.
Читайте также: