Второй этап развития налогового учета этап становления характеризуется

Опубликовано: 19.09.2024

Первый этап развития и становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости.

Второй этап начался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г., согласно п. 14 Положения о составе затрат, к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения.

Третий этап формирования и развития налогового учета начался с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления № 661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению, не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться:

1. затраты на содержание автотранспорта;

2. компенсации за использование личного транспорта в служебных целях;

3. командировочные расходы;

4. представительские расходы;

5. затраты на обучение;

6. расходы на рекламу;

7. уплаченные банку проценты за кредиты.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.

Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.

Пятый этап становления налогового учета начался с принятия части первой НК РФ 31 июля 1998 г. На этом этапе было введено единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. Но часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 01.01.2001.

В настоящее время НК РФ дополняется новыми главами, которые описывают конкретный механизм взимания соответствующего налога. В дальнейшем введение в действие последующих глав НК РФ выявило ряд недоработок и потребовало внесения изменений и дополнений к нему, в том числе и по гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Шестой этап становления налогового учета начался с принятия части второй НК РФ 5 августа 2000 г. Таким образом, в 2001 г. со вступлением в силу гл. 21 «Налог на добавочную стоимость» Кодекса в налоговом законодательстве появилось понятие «учетная политика для целей налогообложения». Значение этого понятия в НК РФ не раскрыто, но анализ положений п. 12 ст. 167 НК РФ дает возможность определить основные положения, регламентирующие применение учетной политики в целях налогообложения.

Седьмой этап становления налогового учета начался в 2002 г. и продолжается в настоящее время. С 1 января 2002 г. ст. 313 НК РФ вводится понятие налогового учета на законодательном уровне.

В современной России механизм налогообложения формируется при взаимодействии двух видов учета: бухгалтерского и налогового.

Как правило, бухгалтерский и налоговый учет входят составными частями в общую структуру управления финансовыми отношениями на предприятии. Во многих странах налоговый учет является элементом системы бухгалтерского учета.

Налоговый учет — один из основных элементов информационной системы финансово- экономической деятельности организации. Он предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам и связан с обязательствами предприятий перед государством.

Налоговый учет в системе управления финансами российских предприятий долгое время играл второстепенную роль, но в настоящее время он все больше выделяется в качестве основного. Рассмотрим основные этапы его развития.

Реформа финансовой системы РФ, начавшаяся в 1990-1991 гг. привела к серьезным изменениям в бухгалтерском учете и налогообложении. Кардинально изменились задачи бухгалтерского учета. Бухучет стал выполнять две основные задачи:

1)задачу внутреннего контроля предпринимательской деятельности. (задача решалась в рамках управленческого учета);

2)задачу внешнего контроля со стороны заинтересованных лиц в части исполнения различных обязательств (в основном налоговых).

Таким образом, до 1992 г. бухучет выполнял преимущественно не свойственную ему фискальную функцию. С 1992 г. началось реформирование бухгалтерского учета в направлении отделения его от системы налогообложения. И именно тогда появились первые признаки зарождения системы налогового учета.

С момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней данная система прошла несколько этапов своего становления и развития .

Первый этап 1.01.1992 — 1.07.1995 гг. 1 января 1992 г. была введена в действие новая налоговая система России.

С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п.5 ст.2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» впервые было предусмотрено, что для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ, услуг по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции. Таким образом, начиная с 1.01.1992 г. выручка в отдельных случаях стала определяться не по цене фактической реализации, а по «фиктивной» рыночной цене. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета

В этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели, например, «Балансовая прибыль или убыток» по строке 090 отчета о финансовых результатах ( форма №2) и «Валовая прибыль» по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли»

Второй этап — 1.07.1995 — 1.01.2002 гг. Он ознаменован принятием Правительством РФ Постановления от 01.07.1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с вышеуказанным Постановлением было установлено, что всезатраты организации, связанные с производством продукции (выпол­нением работ, оказанием услуг), в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг).Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Согласно данным изменениям, предприятие обязано было вести два вида учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый – это учет фактических затрат пред­приятия по производству и реализации продукции. Второй – это учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. На основании расходов, которые указаны в Положении о составе затрат, по данным первичного учета фор­мируется полная (фактическая) себе­стоимость продукции. Причем состав расходов не подлежит коррек­тировке. Вторая себестоимость определена как налоговая себесто­имость. Особенность затрат для целей налогообложения состоит в том, что все фактические расходы предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться для целей налогообложения, стали относиться: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы; оплата за обучение по договорам с учебными учрежде­ниями по подготовке, повышению квалификации и переподго­товке кадров; расходы на рекламу; начисленные банку проценты за полученные кредиты и т. д.

Следующим шагом в направлении дальнейшего разделения бухгалтерского и налогового учета стало издание приказа Минфина № 115

(19 октября 1995 г.) «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год», с принятием которого произошло окончательное выделение налогового учета в самостоятельную систему финансовых отношений.

Согласно п. 3.1 данного нормативного документа все предприятия, начиная с отчетности 1995 г., обязаны исчислять выручку по моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Это означает, что момент отгрузки продукции покупателю для целей финансового учета является моментом определения выручки от реализации продукции.

Для организаций, избравших для налогообложения метод расчета прибыли по факту оплаты отгруженной продукции, выручка в бухгалтерском учете неизбежно не совпадает с выручкой от реализации для целей налогообложения. В этих организациях, для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, данные бухгалтерского учета приходится корректировать как по сумме выручки от реализации, так и по сумме себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

К 1997 г. корректировок стало столько, что возникла необходимость в специальной форме, где бы они отражались. Так появилась Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) от фактической прибыли». 1.01.1998 г. введено в действие ПБУ 6/97 «Учет основных средств» , разрешившее начислять амортизацию по основным средствам четырьмя способами. Для целей налогообложения прибыли по-прежнему можно было использовать только один способ – линейный, поэтому с 1998 г. появилась еще одна корректировка. В 1999 г. Минфин выпустил два Положения, которые внесли наибольший вклад в «раздвоение» учетов: с 1 января 2000 г. вступили в действие Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 , утвержденные Приказами Минфина России от 06.05.1999 №№ 32н и 33н соответственно.

Названные Положения изменили в бухгалтерском учете порядок отражения доходов и расходов, увеличив тем самым количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

До 1 января 2000 г. себестоимость и в бухгалтерском учете и для целей налогообложения определялась в соответствии с одним и тем же документом — Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Начиная с 1 января 2000 г., в бухгалтерском учете в себестоимость включаются все расходы, понесенные организацией по обычным видам деятельности. А для целей налогообложения продолжает действовать старый порядок, в соответствии с которым в себестоимость включаются только те затраты, которые предусмотрены Положением о составе затрат.

Следовательно, себестоимость реализованной продукции, сформированная в бухгалтерском учете, подлежит корректировке на виды затрат, не предусмотренные в Положении о составе затрат. Одновременно часть этих расходов учитывается для целей налогообложения в пределах установленных норм.

В связи с введением с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса впервые определено понятие «учетная политика в целях налогообложения» (глава 21 «Налог на добавленную стоимость»).

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 части второй Налогового кодекса учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Эта норма соответствует содержанию пункта 9 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

Становится целесообразным разделить Приказ об учетной политике на два документа:

— приказ об учетной политике, где в основном определяются правила бухгалтерского учета;

— приказ о налоговой политике, где как раз определяются главные элементы учетной политики в целях налогообложения.

Третий этап – с 1.01.2002 г. по настоящее время.

1.01.2002 г. введена в действие глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которая законодательно закрепила понятие «налоговый учет».

1 января 2003 г. вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02 , утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.02 № 114 н ). Данное Положение установило правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль и отражению в учете различий между прибылью, рассчитанной в бухгалтерском учете, и налогооблагаемой прибылью, сформированной по правилам гл. 25 НК РФ. Применение данного Положения позволило в бухгалтерском учете отразить прибыль, принимаемую для целей налогообложения. Дальнейшие изменения налогового законодательства (Федеральный закон № 58-ФЗ от 06.06.05 и Федеральный закон №119-ФЗ от 22.07.05) направлены на сближение бухгалтерского и налогового учета.

Впервые определение налогового учета дано в ст.313 НК РФ в отношении налога на прибыль. Однако налоговый учет в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст.167,ст.210,ст.237, ст.346.24 НК РФ и др.) должен быть организован и в отношении других налогов

«Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом».

Основными задачами налогового учета являются:

1)формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

2)обоснование применяемых льгот и вычетов;

3)формирование полной и достоверной информации об определении размера налоговой базы отчетного (налогового) периода;

4)обеспечение раздельного учета при применении различных ставок налога или различного порядка обложения;

5)обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налогов в бюджет [35].

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступа­ет финансово-хозяйственная деятельность пред­приятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, кото­рые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществ­лять исчисление налога.

Основные принципы налогового учета:

1) предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

2) использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

3) предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

4) имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

Ведение системы налогового учета включает в себя:

-заполнение первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);

-составление и ведение аналитических регистров;

-налоговые расчеты (расчет налоговой базы, суммы налога);

— учет и уплата налогов;

-учет и перечисление штрафных санкций.

Цели налогового учета ( ст.313 НК РФ):

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Содержание данных налогового учета ( в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст.313 НК РФ).

Библиографическая ссылка на статью:
Репина Ю.А., Толмачева В.Н. Развитие бухгалтерского учета: исторический аспект // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10661 (дата обращения: 12.04.2021).

На современном этапе в условиях перехода к инновационному развитию организаций форма ведения бухгалтерского учета приобретает всё большую актуальность. Важность данного вопроса обусловлена совершенствованием управления экономикой, развитием рыночных отно­шений, использованием различных форм собственности, созданием предприятий с участием иностранных партнеров, а также ориентацией на Международные бухгалтерские стандарты. История развития бухгалтерского учета составляет несколько тысячелетий, в течение которых формировались формы и методы учета у различных народов различных стран мира. Таким образом знания исторических аспектов темы дают возможность для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учета как постоянно развивающейся системы.

Цель статьи заключается в рассмотрении форм регистрации данных хозяйственных операций и их эволюции, а также формирование знаний в области истории и закономерностей развития учета.

Говоря о бухгалтерском учете важно понимать значение и сущность данного понятия. В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [1]. Таким образом, ведение учета хозяйственных операций является неотъемлемой частью успешной деятельности любого предприятия.

Во втором тысячелетии нашей эры история бухгалтерского учета совершила прогрессирующий скачок – произошло разделение простой бухгалтерии на два отдельных направления: патримональный и камеральный учеты. Данное явление, прежде всего, связано с появлением и развитием товарно-денежных отношений, когда появилась необходимость регистрации данных хозяйственных операций не только в натуральном измерении, но и в денежном. Патримональный учет опирался на регистрацию состояния и движения материальных ценностей, тогда как камеральный – на учет доходов и расходов денежных средств. К учетным регистрам средневековья относились записные книжки, кассовые книги, а также бирки. При возникновении торговых отношений широко применялась практика бирочного учета, которая подразумевала перелом бирки с записями на две части: одна часть переходила плательщику (приходный ордер), другая – получателю (квитанция об уплате). Однако сложившиеся методы обладали рядом недостатков, к которым можно отнести то, чтоучет не был сведен в единую систему, аего объекты велись в тех учетных единицах, которые их определяли.

Таким образом, следующим этапом развития бухгалтерского учета является диграфический подход к регистрации данных, который заложил основу становления современных методов ведения бухгалтерии на предприятии. Данный подход характеризуется появлением диграфической или двойной бухгалтерии. В эпоху Возрождения двойная запись означала абсолютно логичную и максимально информативную систему, которая включала в себя все приходно-расходные операции, кредитные истории, инвентарный счет. Впервые такой вид учета был описан итальянским математиком Лукой Пачоли в своем знаменитом труде «Все об арифметике, геометрии и пропорции».Ведущей мыслью данного труда явилось то, что в номенклатуру счетов вводятся счета собственных средств, а материальные счета получают денежную оценку, вследствие чего абсолютно все факты хозяйственной жизни отражаются дважды. Помимо двойной записи основным вкладом данной эпохи в развитие бухгалтерского учета можно также считать появление четырех обособленных групп ценностей, к которым относятся здания и сооружения, хозяйственный инвентарь, продукты, скот, а также образование таких счетов собственных средств, как капитал и дополнительный к нему счет прибылей и убытков [3, с. 17-20].

В конце 17 века история возникновения бухгалтерского учета в современном понимании этого термина прослеживается в трудах Вольфганга Швайкера, Жака Савари, Франческо Гаратти, Эдмона Дегранжа и других. Вклад ученых нового времени отражается в возникновении условных категорий, таких как баланс, прибыль, себестоимость, издержки производства и обращения, а также во внедрении принципиально новой формы учета – оборотной ведомости. Более того французом МишелемванДаммом было предложено введение первичной документации, выступающей основой всего бухгалтерского учета и любой хозяйственной операции [2].К учетным регистрам данной эпохи относились журнал и главная книга. Сформулированный постулат о равенстве итоговых сумм данных регистров заложил основу современному балансовому равенству.

С дальнейшим развитием промышленности и торговли бухгалтера 19 века столкнулись с негативным явлением. Ведение двойной записи использовалось как средство регламентации экономического грабежа и фальсификации данных. Для преодоления отрицательных последствий отечественный теоретик современной системы бухгалтерского учета К.И. Арнольд выступил с учением о ревизии и методах ее проведения. Основным же вкладом данной эпохи в развитие регистрации данных о хозяйственных операциях является создание планов счетов предприятий. Было предпринято множество попыток классификации: от личных и безличных расчетов до имущественных, личных и вспомогательных. Однако основы современного плана счетов заложила классификация К.И. Арнольда, которая подразумевала собой разделение счетов на дебетовые – активные и кредитовые – пассивные. Таким образом, в 19 столетие были сформированы систематические знания о бухгалтерском учете, что предполагает рождение новой науки.

На современном же этапе развития бухгалтерский учет представляет собой систему, целью работы которой является формирование всей финансовой отчетности предприятия и оптимизация управленческого учета.В предыдущие эпохи различие учетных систем различных государств не особо влияло на товарно-денежные отношения, однако век высоких технологий заставил мировое сообщество разработать единую стратегию ведения бухгалтерского учета, отвечающую международным стандартам, перечень которых определен приказом Министерства финансов РФ «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [4]. К примеру, в Российский Федерации регулирование учета осуществляется нормативной базой, где одной из составляющих является Положение по бухгалтерскому учету и отчетности [5]. В Китае же основным источником регулирования экономических отношений, складывающихся при осуществлении государственными органами и предприятиями бухгалтерского учета, является Куайцзифа. Одним из основных нормативных актов, принятых в результате реформирования системы бухгалтерского учета и регулирующих ведение бухгалтерского учета, как в России, так и в Китае является закон о бухгалтерском учете [6, с. 82].

Благодаря длительному процессу становления бухгалтерского учета формы его ведения в современных организациях также достигли высшей ступени развития. Мемориально-ордерная, журнально-ордерная, «Журнал-Главная», упрощенная формы учета, а также форма учета с использованием вычислительной техники имеют широкую практику применения как в малом бизнесе, так и в крупных корпорациях. Данные формы учета весьма разнообразны с точки зрения набора учетных регистров, а также системы их взаимодействия. Однако общей особенностью данных форм является то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Таким образом, становление бухгалтерского учета как источника информации и контроля прошло многовековое развитие. История его формирования прослеживается в определенных этапах, которые характеризуются значительными вкладами в развитие учета. Так можно выделить натуралистическую, стоимостную, диграфическую, теоретико-практическую, научную и современную стадии становления бухгалтерского учета. Следовательно, наличие этапов развития, многообразие учетных регистров, упорядоченный план счетов, разработка и внедрение различных международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту – эти и другие компоненты являются результатом труда ученых и практиков нескольких столетий, что характеризует бухгалтерский учет как постоянно развивающуюся систему.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» .
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет / Учебник / Н.П. Кондраков – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2011. – 504 с.
  3. Кутер М.И., Гурская М.М., Кутер К.М. История двойной бухгалтерии: двойная запись / М.И. Кутер, М.М. Гурская, К.М. Кутер // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – №17(167).
  4. Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 26.08.2015) «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
  5. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
  6. Хайбуллина И.В. Реформирование бухгалтерского учета: опыт России и Китая / И.В. Хайбуллина, Е.А. Соломагина // Фундаментальные проблемы науки : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 80-85.


Как эффективно построить систему налогового учета на предприятии? Какие существуют способы построения налогового учета?

Постановка налогового учета на любом предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере налогов.

Компании рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз. 1 ст. 313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

  • о порядке формирования суммы доходов и расходов;
  • о порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • о сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • о порядке формирования сумм создаваемых резервов;
  • о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Каким способом организовать ведение налогового учета?

На практике, налоговый учет строится либо на базе бухгалтерского учета (по единому плану счетов, формируя показатели бухгалтерского и налогового учета в разрезе бухгалтерского счета) либо независимо от бухгалтерского учета (параллельно бухгалтерскому учету вне связи с ним).

Как правило, наиболее точный и менее трудоемкий является первый способ. Именно такой способ построения системы налогового учета реализован, например, в программном продукте 1С:ERP.

В чем заключается данный способ?

Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется на плане счетов бухгалтерского учета в разрезе объектов учета.

Источником для формирования проводок по налогу на прибыль являются записи оперативного учета. А все хозяйственные операции, автоматизированные в программе, поддерживают налоговый учет.

В этом случае для бухгалтерского и налогового учета используется единый план счетов. Как следствие, операции бухгалтерского и налогового учета отражаются одновременно и в бухгалтерском и в налоговом учете в одном регистре учета, отсутствует разделитель «Вид учета», и также отпадает необходимость устанавливать соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета.

Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде.

С чего начать постановку налогового учета в бухгалтерской программе?

Сначала в программе заполняется документ «Учетная политика» (для налогового учета). Далее, например, в программе 1С:ERP, заполняется справочник «Доходы и расходы», который предназначен для хранения списка статей доходов и расходов. Реквизит «Принятие к учету НУ» влияет на получение постоянных разниц между данными бухгалтерскими и налоговыми. Если флаг «Принятие к налоговому учету» установлен, то данные доходы (расходы) учитываются для целей налогового учета, и наоборот. Если флаг «Принятие к налоговому учету» не установлен, то данные доходы (расходы) не учитываются для целей налогового учета. Это приводит к появлению постоянных разниц.

Если для отражения расхода выбрана статья затрат, у которой в реквизите «Вид расхода» указано значение «Не учитываемые в целях налогообложения», то ресурс «Сумма НУ Дт» не заполняется.

Если при этом организация применяет ПБУ 18/02, то сумма расхода отражается в ресурсе «Сумма ПР Дт», т.е. фиксируется постоянная разница в оценке расхода.

Если оценка операции для целей бухгалтерского учета не совпадает с оценкой операции для целей налогового учета, и при этом не возникает постоянной разницы, то на величину расхождения. фиксируется временная разница, которая отражается в ресурсе «Сумма ВР Дт» или «Сумма ВР Кт».

Заполнять одновременно «Вид расходов по основной деятельности и Вид расходов по неосновной деятельности не требуется». При выборе соответствующего поля следует руководствоваться тем, на каких счетах будет отражаться статья расходов:

  • если предполагается, что расходы будут связаны со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), то следует заполнять поле Вид расходов по основной деятельности. Оно определяет, являются ли расходы нормируемыми или нет, а также определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • если предполагается, что расходы являются прочими и не связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия (отражение на счете 91).

Например, при реализации внеоборотных активов и т.п. следует заполнять поле «Вид расходов по неосновной деятельности», оно определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • если предполагается что в разных организациях и/или подразделениях статья расходов будет носить разный характер, то следует заполнять оба вида расходов.

Указание способа распределения в статье доходов не является обязательным. Указанный в статье доходов способ распределения автоматически заполняется в документе «Распределение доходов и расходов по направлениям деятельности» и может быть изменен перед проведением операции по распределению доходов и расходов по направлениям деятельности. Способ распределения можно не указывать в статье доходов, а указать непосредственно в документе.

Формирование налоговой базы раскрывается в регистрах налогового учета. По суммам налогового учета производится автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль. Каждый показатель декларации можно расшифровать по статьям учета, сверить по бухгалтерским отчетам, в том числе расшифровать до конкретных документов.

Специалисты компании «РосКо» помогут в постановке налогового учета компании!

Доверив организацию налогового учета специалистам «РосКо» компания будете иметь всю необходимую достоверную информацию для своевременного принятия правильных управленческих решений, снизит налоговые риски.Правильная постановка налогового учета –это основа налогового планирования на вашем предприятии.

Организация налогового учета состоит из выполнения этапов определенных работ.

На первом этапе специалисты компании «РосКо» изучают специфику деятельности компании - клиента.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

Читайте также: